четвер, 30 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 11-х кл. Человек и мир. Конфликты



Курс «Человек и мир»
Классы: 11-А, 11-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Тема урока: «Конфликты»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1.Понятие «конфликт».
2.Источники возникновения конфликтов. Типы конфликтов.
3.Зарождение конфликтов и пути их преодоления.
4.Место конфликтов в людском общении.
После этого вы сможете:
·                    Оперировать  понятием «конфликт»;
·                    Определять различные типы конфликтов.
·                    Устанавливать причины возникновения и характеризовать последствия социальных конфликтов.
·                    Анализировать и оценивать пути преодоления конфликтных ситуаций.
·                    Применять на практике различные стратегии разрешения конфликтов. Учиться достигать консенсуса.
·                    Понимать место конфликтов в человеческом общении.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Литература: Людина і світ. 11 клас. Рівень стандарту та профільний рівень / Назаренко Н. В., Воронянський В. О., Мануйлов Є. М. та ін. - Вид-во: Оберіг, 2012. – 240 с.
При подготовке к уроку использовались Интернет-ресурсы:  http://psychology.tj/sockon/izuch.php

Ход урока
I.                  Организационный момент
II.                Актуализация опорных  знаний учащихся
Форма работы: индивидуальная / коллективная
Метод.прием: устный опрос
Вопросы:
1. Кем было введено понятие «стереотип»? Каким было первоначальное значение этого термина?
2. Какое определение дается понятию «стереотип» в современной социологии?
3. Какие функции выполняют стереотипы в жизни общества?
4. Какие классификации стереотипов вы знаете?
5. Назовите характерные особенности динамических стереотипов.
6. Назовите характерные особенности гендерных стереотипов.

Проверьте себя!

1.Понятие «стереотип» было введено в 1922 г. американским журналистом У. Липпманом. Первоначально термин использовался работниками типографий, которые называли стереотипом монолитную печатную форму, копию с типографского набора или клише, использующуюся для печати многотиражных изданий.

2.В современной социологии стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.

3. Стереотипы выполняют в  жизни общества следующие функции:
А. Экономия усилий.
Формирование стереотипов -это экономия усилий индивида. Попытки увидеть все вещи в мире заново и в подробностях, а не как обобщения, сделанные другими, утомительны, для занятого человека – обречены на провал.
Б. Способ защиты нашего положения в обществе.
 Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права.

4. Существуют различные классификации стереотипов.
Во-первых, стереотипы можно разделить на:
1) Стереотипы поведения - это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы.
2) Стереотипы сознания - идеальные представления ценностно-нормативной системы, которые выступают основой для формирования стереотипов поведения.
При этом обе группы стереотипов взаимосвязаны: стереотипы сознания создают модели поведения, стереотипы поведения внедряют эти модели в жизнь.
Во-вторых, стереотипы подразделяют на:
1) Истинные.
2) Ложные.
Наличие истинных социальных стереотипов играет положительную роль в жизни человека, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьёзно деформируя процесс межличностного взаимодействия.
Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой социальный стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире.

5. Динамические стереотипы - это характерная особенность психической деятельности человека. В процессе жизни человека обычно вырабатываются стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания.  Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, эвристического мышления.
Большой вклад в изучение феномена «динамической стереотипии» внесла советская физиологическая школа И. П. Павлова (20-30-е гг. ХХ в.).

6. Гендерные стереотипы - это сформировавшиеся в культуре представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируется такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый, самоуверенный, активный. В семье мужчина - хозяин, лидер, защитник. В семье она - воспитательница и кухарка.

III.Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Форма работы: коллективная
Метод.прием: беседа
Для чего необходимо изучать конфликты? Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, например, стать «звездой» в спорте или кино, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родители или ровесники, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство позицией родителей (друзей), создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать; просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?
Чтобы найти правильное решение этой проблемы полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Другой пример пояснит конфликтную ситуацию, с которой вы можете столкнуться в будущем: и вы, и ваш коллега по службе претендуете на определенное благо (должность), но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих отношений впоследствии?
На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о конфликтах, о том, что такое конфликт. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
IV.             Изучение нового учебного материала.
4.1.  Теоретический блок.
Форма работы: коллективная
Метод.прием: лекция
Понятие «конфликт»
Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
Источники возникновения конфликта
Н.В.Гришина предлагает определять социально-психологический конфликт как возникающее и протекающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления к достижению каких-либо целей. По ее мнению, конфликт вызывается как объективными, не зависящими от его участников, так и субъективными факторами.
К объективным факторам психологи и социологи относят социально-психологическую среду, (различные социальные группы с их специфическими особенностями). Пример: предприниматель заинтересован в высокой прибыли, которая возможна при условии низкой себестоимости производимой продукции; наемный работник заинтересован в повышении заработной платы, что одновременно повышает себестоимость продукции.
К субъективным факторам относится субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация, индивидуальный порог толерантности. Например,  наемный работник, отличающийся высоким уровнем развития волевых качеств личности, активностью, инициативностью, попытается найти себе новую работу с более высоким уровнем заработной платы (стиль избегания), в то время как нерешительный человек изберет стиль приспособления.
Место конфликта в людском общении.
Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.
Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.
По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:
·                     конфликт ускоряет процесс самосознания;
·                     под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
·                     способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
·                     приводит к объединению единомышленников;
·                     способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
·                     способствует расстановке приоритетов;
·                     играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
·                     благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
·                     приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
·                     благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
Отрицательное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:
·                     конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
·                     он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
·                     препятствует быстрому осуществлению перемен;
·                     приводит к потере поддержки;
·                     ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
·                     вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
·                     вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
·                     вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
·                     в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
·                     конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
·                     конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.
Классификация конфликтов.
Существуют многочисленные классификации конфликтов.
По направленности конфликты делятся на:
1) «горизонтальные» (конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга); 
2) «вертикальные» (конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);
3) «смешанные» (в конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие).
По оценкам психологов  конфликты, имеющие вертикальную составляющую, то есть вертикальные и смешанные, — это приблизительно 70-80% всех конфликтов.
По значению для группы и организации конфликты делятся на:
1) конструктивные (созидательные, позитивные);
2) деструктивные (разрушительные, негативные).
Конструктивные конфликты приносят делу пользу, деструктивные — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
По характеру причин конфликты можно разделить на:
1)объективные (порождены объективными причинами);
2)субъективные (порождены субъективными, личностными причинами). Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
·                     развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
·                     способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
1)Межгрупповые конфликты (сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу). Пример: конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). По мнению психологов, если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, справедливая оплата труда и т. д.).
2) Внутригрупповой конфликт.
Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге»; о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных; уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы. Группа более устойчива к конфликтам, если отношениям внутри группы присущи свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие. Поэтому вероятность внутригрупповых конфликтов выше в незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.
3) Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
4) Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографическими и индивидуально-психологическими характеристиками. К чертам «конфликтной» личности психологи относят:
- нетерпимость к недостаткам других,
- пониженная самокритичность,
- импульсивность, несдержанность в чувствах,
- укоренившиеся негативные предрассудки, предубежденное отношение к другим людям,
- агрессивность, тревожность,
- невысокий уровень общительности и др.
Уважаемые учащиеся! Предлагаем вам обсудить классификацию конфликтов по М. Дойчу. Этот исследователь подразделяет конфликты на:
·                    «подлинный» конфликт — существует объективно и воспринимается адекватно;
·                     «случайный, или условный»  — зависит от легко изменяемых обстоятельств, что, однако, не осознается сторонами;
·                     «смещенный» — явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основании явного;
·                     «неверно приписанный» — конфликт между сторонами, ошибочно понявшими друг друга, и, как результат, по поводу ошибочно истолкованных проблем;
·                     «латентный» — конфликт, который должен был бы произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
·                     «ложный» — конфликт, существующий только в силу ошибок восприятия и понимания при отсутствии объективных оснований.
Задание: 1) Приведите примеры конфликтов, которые возникают между вами и вашими родителями. К каким типам они относятся?
2) Приведите примеры конфликтов, которые возникают между вами и учителями, одноклассниками в школе. К каким типам они относятся?
Вывод:
В  семье чаще всего происходят:
- «случайные, или условные» конфликты, которые  зависят от легко изменяемых обстоятельств (мама просит вынести мусор – вынеси его, и конфликт разрешен);
-«неверно приписанные» конфликты (ты обиделся на родителей, которые требуют возвращаться домой до наступления темного времени суток; ты считаешь, что родители хотят ограничить и проконтролировать твое общение, но родители заботятся о твоей безопасности);
-«ложные» конфликты (твои родители хотят, чтобы ты получил экономическое или юридическое образование, но ты собираешься поступать в институт культуры, метаешь стать артистом; одна из сторон конфликта ошибочно воспринимает твои способности, интересы, но конфликт не имеет объективных оснований – родители, как и ты, хотят, чтобы ты был успешен в жизни).
В школе чаще всего происходят:
- «случайные, или условные» конфликты (ты забыл тетрадь с домашним заданием, учитель ставит тебе «2» - принеси конспект после уроков или на следующий день);
 -«неверно приписанные» конфликты (в учебнике помещена иллюстрация, вызвавшая твой смех, скажем, реконструкция облика древнейшего человека; учитель подумал, что ты смеешься над ним — спокойно объясни на перемене, над чем смеялся);
-«ложные» конфликты (ты будешь поступать в институт физкультуры и считаешь, что математика тебе не нужна; учитель математики требует от тебя выполнения домашних заданий);
-«смещенные» конфликты (ты регулярно не выполняешь домашние задания, получаешь двойки по определенному предмету; конфликт вспыхнул из-за очередной двойки; однако ты регулярно не выполняешь домашнее задание именно по этому предмету из-за того, что год назад учитель высказал тебе замечание по поводу твоей одежды, прически, друзей и др., что очень обидело тебя).
Управление конфликтами.
Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Умелое управление конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности.
Межличностное управление конфликтом отражается схемой К. Томаса, описывающей различные стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от двух основных характеристик: степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов и степени сотрудничества в удовлетворении интересов других. 


·     Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
· Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
· Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
·    Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
·    Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Психологи считают наиболее эффективным решение конфликта через сотрудничество.
Рекомендации для решения конфликта через сотрудничество:
1.                  Признайте наличие проблемы.
2.                  Опишите конфликт через
·   поведение (Когда ты  включаешь музыку...)
·    последствия (...я отвлекаюсь и не могу сосредоточиться на работе)
·    чувства (...испытываю беспокойство и досаду)
3.                  Старайтесь не позволять другому человеку менять тему разговора («У всех включено радио...»).
4.                  Предложите разумное решение на основе общих ценностей («У всех нас бывает время, когда необходимо сосредоточиться...»).
5.                  Продумайте, что сказать, прежде чем столкнетесь с другим человеком, чтобы выразить просьбу коротко и ясно («Что я должен сказать?»).
Однако сотрудничество может быть применено в «горизонтальных» конфликтах (вы не являетесь подчиненным) или в «вертикальных» конфликтах, при условии, что ваш руководитель вашей организации придерживается демократического, а не авторитарного стиля руководства. В противном случае вам придется выбирать иной путь решения конфликта.
Стиль компромисса.
Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность.
Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане стиль компромисса несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон (сотрудничество), а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться, так как потеряет меньшее».
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
- вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
- компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права и поэтому не хотите тратить время и силы на  решение конфликтной ситуации. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
- источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
- знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
- у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
- хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
- пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее, или же заручитесь чьей-либо поддержкой.
Стиль приспособления.
Стиль приспособления означает, что вы не пытаетесь отстаивать собственные интересы, начинаете действовать в интересах другой стороны конфликта. Психологи Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:
- важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
- предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;
- считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
- осознаете, что правда не на вашей стороне;
- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Для того, чтобы верно избрать стиль решения конфликта, человеку нужно контролировать свои эмоции.
Когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справится с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому, порой, имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь. Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу подушкой лучше, чем спокойная, хладнокровная отповедь противника.
И все-таки в ряде случаев рискованно обнаруживать свои чувства, ведь от этого может разразиться крупная ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих претензий вы раздражаетесь все больше и больше и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо сказать себе: «Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что я могу сделать для решения этой проблемы в будущем». После этого дайте понять противнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в роде: «Да, я вижу, мы оба раздражены но это раздражение никуда нас не приведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем». Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с тем, с кем вы должны будете продолжать общение. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:
- что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
- каких реакций я жду со стороны другого?
- на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
Второй фактор, мешающий нам сделать правильный выбор стиля решения конфликта, - это страх.
Психологи советуют: если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, используйте метод визуализации. .В течение одной минуты попытайтесь увидеть, услышать, ощутить свой страх, его источник на воображаемом «экране» перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавится от этого страха. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем. Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя стреляющим в образ своего страха, которые при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение того, что страх рассеян, медленно вернитесь в нормальное состояние.

4.2.Практический блок
Форма работы: индивидуальная
Метод.прием: диагностирование учащихся; методика К.Н. Томаса по определению типических способов реагирования на конфликтные ситуации  (при участии школьного психолога).
Уважаемые учащиеся! С помощью методики Томаса вы можете выяснить, насколько вы склонны  к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, стремитесь к компромиссам, избегаете конфликтов, или, наоборот, стараетесь обострить их.
Каждый вопрос опросника предполагает два варианта поведения в конфликтной ситуации. Выберите тот из них, который предпочтительнее для вас:

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
6) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств .другого человека.

5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку , у другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать напряженности для себя.
6) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что бы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
6) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то, возникших разногласий.
6) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо добиваюсь своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
6) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого сильным, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затруднения и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
6) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.
6) Я отстаиваю свою позицию,

23. а)Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
6) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
6) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
6) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
6) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
6) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

КЛЮЧ ОПРОСНИКА
Соперничество: а) 3, 8, 10, 17, 25, 28;  6) 6, 9, 13, 14, 16, 22
Сотрудничество: а) 5, 11, 14, 19, 20, 23;  6) 2, 8,  21, 26, 28, 30
Компромиссы: а) 2, 4, 13, 22, 26, 29;  6) 7, 10, 12, 18, 20, 24
Избегание: а) 1, 6, 7, 9, 12, 21, 27;  6) 5, 15, 17, 19, 23, 29
Приспособление; а) 15, 16, 18, 24, 30;  6) 1, 3, 4, 11, 25, 27

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения в ситуации конфликта.
Основные стратегии поведения в конфликте:
-         Противодействие – не учитываются цели партнера;
-         Сотрудничество – направлено на удовлетворение участниками своих потребностей;
-         Компромисс – условное равенство партнеров;
-         Избегание – уход от контакта, потеря собственных целей;
-         Уступчивость (приспособление) – жертвование собственными интересами во имя других.

середу, 29 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 11-х кл. Человек и мир. Стереотипы



Курс «Человек и мир»
Классы: 11-А, 11-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Тема урока: «Стереотипы и предубеждения»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1. Стереотипы и их роль в жизни людей и общества.
2.Гендерные стереотипы.
3.Понятие дискриминации. Ксенофобия. Расизм. Предубеждения.
4.Толерантность.
После этого вы сможете:
·                    Пояснять понятия «стереотипы»;
·                    Высказывать свои мысли о роли стереотипов в жизни человека и общества.
·                    Анализировать позитивные, нейтральные и негативные стереотипы.
·                    Использовать социальный опыт для преодоления гендерных стереотипов.
·                    Понимать суть понятия «дискриминация», «ксенофобия», «расизм».
·                    Классифицировать группы предубеждений и характеризовать их влияние на общественную мысль.
·                    Оценивать влияние традиций и обычаев на возникновение предрассудков и предубеждений.
·                    Характеризовать толерантность как основное качество гражданина.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Литература: Людина і світ. 11 клас. Рівень стандарту та профільний рівень / Назаренко Н. В., Воронянський В. О., Мануйлов Є. М. та ін. - Вид-во: Оберіг, 2012. – 240 с.
Ход урока
I.                  Организационный момент
II.               Актуализация опорных  знаний учащихся (тема «Социализация личности»)
2.1.  Понятие «Социализация»
Форма работы: коллективная
Метод.прием: устный опрос.
Вопросы:
  1. Дайте определение понятию «социализация».
  2. Какие процессы влияют на формирование личности, на ее социализацию?
  3. На какие этапы подразделяется процесс социализации?
  4. Назовите особенности первичной социализации.
  5. Назовите особенности вторичной социализации.
6.      Основным социальным институтом, с помощью которого осуществляется физическое и духовное развитие ребенка, является семья. Расскажите об эволюции взглядов на роль ребенка в семье и его воспитание.
7.      Назовите важнейшие функции семьи.
Проверьте себя!
1. Социализация - комплексный процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему быть полноправным членом общества. Социализация представляет собой процесс вхождения человека в общество, включение его в социальные связи и интеграции с целью установления его социальности.

2. Социализация включает в себя: а) целенаправленное воздействие на личность (воспитание), б) стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование (влияние средств массовой информации и др.).

3. Процесс социализации проходит в зависимости от пола ребенка и основных этапов жизни человека, которые подразделяются на:
1. Детство
2. Юность
3. Молодость
4. Зрелость
5. Старость

3. Первичная социализация охватывает детство, юность и молодость. Ее характерной особенностью является то, что человек  социализируется через свое непосредственное окружение (семья, друзья, родственники). Институтами социализации является семья и система образования (школа, университет и др.). Здесь ребенок постепенно превращается в человека, который осознает и самого себя, и окружающий мир; адаптируется к нему; обрастает знаниями и привычками, присущими культуре определенного общества, в котором он родился.

4. Вторичная социализация  охватывает зрелость и старость. Ее характерной особенностью является то, что человек социализируется через влияние вторичных социальных групп и социальных институтов. Институтами социализации являются СМИ (средства массовой информации: газеты, журналы, Интернет-издания), производство, культура, экономика, право и т.д.)

5. Эволюция взглядов на роль ребенка в семье и его воспитание прошла следующие этапы:
А. В первобытное время, на ранних стадиях развития человеческого общества, ребенок не представлял собой особой ценности. При высоком уровне рождаемости и детской смертности, факт рождения ребенка и его смерть не воспринимались остро. Семьей для ребенка тогда был весь род – коллектив людей, связанных кровно-родственными связями.
Б. В период раннего средневековья, детей обычно отдавали на воспитание (из знатных семей - в монастыри, из семей горожан – учениками к мастеру-ремесленнику), разлучая при этом с родными на длительное время. Сама средневековая семья была патриархальной, в ней ребенок полностью зависела от воли родителей, преимущественно отца.
В. В Новое время, усилиями французских просветителей, ребенок стал восприниматься как отдельная личность в семье (все рождаются от природы способными к добру, и только социальные стереотипы, которые навязывают воспитатели, преимущественно церковь, делают людей жестокими).
Г. Современный ребенок занимает особое место в семье, выполняя функцию управленца, поскольку все члены семьи работают над обеспечением именно его потребностей. В то же время процесс формирования современной семьи проходит в сложных, противоречивых условиях современности. Под влиянием экономических, социальных, демографических факторов разрушается институт брака. Многие дети воспитываются в семьях с одним родителем (матерью, реже – отцом). И тогда на этого родителя падает вся тяжесть заботы о содержании и воспитании ребенка. Очень часто поиски дополнительного заработка, для того чтобы материально обеспечить своего сына (дочь), не оставляют времени на его воспитание.

6. Основными функциями семьи являются:
А. Репродуктивная функция - рождение детей, продолжение человеческого рода.
Б. Функция социализации. т.е. формирование личности ребенка, его воспитание.
В.Экономическая функция - обеспечение определенного уровня жизни семьи. организация ее быта и т.д.
Г. Функция регулирования половых отношений.
Д.Функция психологической поддержки членами семьи друг друга.

7. Функции школы:
А. Познавательная – усвоение определенной суммы знаний, формирование умений и навыков, позволяющих самостоятельно овладевать знаниями, применять их на практике.
Б. Развивающая функция школы - формирование умения общаться, принимать решения, критически мыслить.
В. Воспитательная функция школы - формирование мировоззрения, моральных принципов и этических норм поведения, отношений и ценностных ориентаций.
 Важным звеном школьного образовательного пространства является профессиональное направление, которое реализуется в старшей школе благодаря профильному обучению.

2.2.Анкетирование учащихся на основе дифференциально-диагностического опросника (при участии школьного психолога)
Форма работы: индивидуальная
Метод.прием: анкетирование
Инструктаж: Уважаемые учащиеся! Мы предлагаем вам ответить на вопросы дифференциально-диагностического опросника. Эта методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Она поможет вам определиться в выборе профессионального направления, который вам вскоре предстоит сделать.
В опроснике 20 пар предлагаемых видов деятельности.
Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?
Выберите в каждой паре только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставьте знак «+».
Согласно методике время обследования не ограничивается. Однако предупреждаем вас, что над вопросами не следует долго задумываться.
1а. Ухаживать за животными
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а. Помогать больным
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок
3б. Следить за состоянием, развитием растений
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а. Лечить животных
10б. Выполнять вычисления, расчеты
11а. Выводить новые сорта растений
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов
18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Обработка результатов.
Типы профессий
Номера вопросов
Человек-природа
1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а
Человек-техника
1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а
Человек-человек
2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а
Человек-знаковая система
2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б
Человек-художественный образ
3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Уважаемые учащиеся! Выберите тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Обратите на него внимание – возможно, от этого зависят ваши успехи в будущем.
А. «Человек-природа».
Рекомендуются следующие виды деятельности:
          изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
          выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
          проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
•развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
•поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
Б. «Человек-техника»
Рекомендуются следующие виды деятельности:
•создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
•эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
•ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
          хорошая координация движений;
          точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
          развитое техническое и творческое мышление и воображение;
          умение переключать и концентрировать внимание;
          наблюдательность.
В.«Человек-знаковая система»
Рекомендуются следующие виды деятельности:
•тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
•цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
•чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
•звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
•хорошая оперативная и механическая память;
•способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
          хорошее распределение и переключение внимания;
          точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
          усидчивость, терпение;
          логическое мышление.
Г.«Человек-художественный образ»
Рекомендуются следующие виды деятельности:
•создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
•воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
•размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
художественные способности; развитое зрительное восприятие;
•наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
            •знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
Д. «Человек-человек»
Рекомендуются следующие виды деятельности:
      воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
      медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
      бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
      информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
      защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
          стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
          устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
          доброжелательность, отзывчивость;
          выдержка;
          умение сдерживать эмоции;
•способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
•способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
•способность владеть речью, мимикой, жестами;
          развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
          умение убеждать людей;
          аккуратность, пунктуальность, собранность;
          знание психологии людей.

III.            Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые учащиеся! Внимательно рассмотрите рекламные снимки.
Вопросы: 1. Видели ли вы рекламу, где мужчина бы изображался со стиральными порошками и средствами для чистки посуды? Почему?
2. Чем отличается от предыдущего рекламного снимка реклама мужского одеколона? Проанализируйте выражение лиц женщин на первом снимке и мужчины на втором.
Снимок № 1
Снимок № 2
Комментарий учителя: В обществе существуют стереотипы восприятия мужчины и женщины, или гендерные стереотипы. Они и повлияли на производителей рекламы. Сегодня мы узнаем о том, что такое стереотипы и какую роль они играют в жизни людей.
IV.             Изучение нового учебного материала.
4.1.  Понятие «стереотип»
Форма работы: коллективная
Метод. прием:  лекция
Понятие «стереотип» было введено в 1922 г. американским журналистом У. Липпманом. Он позаимствовал термин, которым в типографском деле обозначают монолитную печатную форму, копию с типографского набора или клише, использующуюся для печати многотиражных изданий. Cтереотип - «твердый» + «отпечаток». У. Липпман применил термин «стереотип» в  своей оригинальной концепции общественного мнения (см.:           Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2004)
В современной социологии стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте.
Стереотипы служат ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились.
Поясним вышесказанное на примере возрастных стереотипов. Возрастные стереотипы - это черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы.
Во все времена взрослые предъявляли определённый набор претензий к подрастающему поколению, находили массу изъянов в молодых людях. В ХХ веке были созданы многочисленные теории отрочества, в которых подросток выступал, как: 1) преступник в силу присущего ему гнева, лживости, жестокости, крайнего тщеславия и эгоизма (Ч. Ломброзо); 2) пансексуальное существо (З. Фрейд) и др. Отсюда стереотипы в отношении к подросткам взрослых людей: подросткам не хватает выдержки, они вспыльчивы, агрессивны, часто немотивированно жестоки, не прислушиваются к разумным советам взрослых. В эту упрощенную схему не укладываются подростки, стремящиеся к идеалу, тонко чувствующие, сентиментальные и легко ранимые. Зато благодаря стереотипам в отношении к подросткам родителям проще пережить попытки их детей выйти из-под родительской опеки, жить самостоятельно.
Психологи и социологи (К. Виктор) выделяют целый набор стереотипов в отношении к пожилым людям: 1) пожилые люди социально изолированы; 2) большинство из них имеет слабое здоровье; 3) увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин; 4) большинство старых людей изолированы от своих семей, которые пренебрегают ими; 5) в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней; 6) старый человек не может учиться; 7) умственные качества с возрастом ухудшаются.
Как в отношении пожилых людей, так и в отношении подростков срабатывает так называемый эффект гомогености «чужой» группы, который выражается в ощущении, что «они» «все на одно лицо» и отличаются от «нас» и «нашей группы». Возрастные стереотипы, в свою очередь, влияют на мироощущение стереотипизированных. Если я – подросток, то мне можно ссориться с родителями по самому незначительному поводу. Если я вышел на пенсию, то я обречен болеть.
Как видим, система стереотипов не просто способ замены многообразия реальной картины мира на упорядоченное, но упрощенное представление о ней. Стереотипы определяют наше поведение в обществе, служат гарантией нашего самоуважения:
- Мой сын-подросток говорит, что я – неудачник, не потому, что я действительно не получил престижной профессии, не совершил карьерный рывок, а потому, что он в силу возраста восстает против взрослых.
- Я отвергаю совет моей бабушки (дедушки) не потому, что я упрям, у меня завышенная самооценка, а потому, что в силу своего возраста бабушка (дедушка) потеряли связь с реальной жизнью.
Таким образом, стереотипы играют в нашей жизни следующие функции:
А. Экономия усилий.
Формирование стереотипов - это экономия усилий индивида. Попытки увидеть все вещи в мире заново и в подробностях, а не как обобщения, сделанные другими, утомительны, для занятого человека – обречены на провал. Индивидуализированное понимание следует сохранить только по отношению к тем, кто входит в близкий круг общения. Наши родственники, друзья должны знать нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Б. Способ защиты нашего положения в обществе.
 Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права.
Существуют различные классификации стереотипов. Так, стереотипы можно разделить на стереотипы поведения и стереотипы сознания:
1) Стереотипы поведения - это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы.
2) Стереотипы сознания - идеальные представления ценностно-нормативной системы, которые выступают основой для формирования стереотипов поведения.
Иначе говоря, стереотипы сознания создают модели поведения, стереотипы поведения внедряют эти модели в жизнь.
Также стереотипы подразделяют на истинные и ложные.
Наличие истинных социальных стереотипов играет положительную роль в жизни человека, поскольку позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Вместе с тем, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а иногда и реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьёзно деформируя процесс межличностного взаимодействия.
Определение истинности или ложности социального стереотипа должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой социальный стереотип, являющийся истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации личности в окружающем мире.
Динамические стереотипы - это характерная особенность психической деятельности человека. Многие наши навыки, например способность, писать, играть на музыкальных инструментах, танцевать, в сущности, являются автоматическими цепями двигательных актов. В процессе жизни человека обычно вырабатываются и более сложные стереотипы поступков: поведение после пробуждения или перед сном, режим труда, отдыха, питания.  Такие стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, эвристического мышления.
Следует отметить, что большой вклад в изучение феномена «динамической стереотипии» внесла советская физиологическая школа И. П. Павлова.  В 20-30-е гг. ХХ в. И. Павлов проводил эксперименты по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Оказалось, что внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Этнические стереотипы - это один из видов социальных стереотипов. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы этнических меньшинств, подвергавшихся дискриминации (например, в сознание потомка английских переселенцев вплоть до середины ХХ в. афроамериканец ленив, ведет неупорядоченную половую жизнь и др.). Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками.
Однако восприятие человека как члена определенной этнической группы вовсе не означает, что его «подлинная» индивидуальность будет обязательно искажена.  Если этнические стереотипы играют негативную роль в процессе межличностного общения, то, значит, их носитель имеет недостаточную информацию о конкретном партнёре по общению.
Свойствами этнических стереотипов являются:
1.                 Эмоционально-оценочный характер.
2.                 Устойчивость, стабильность.
3.                 Согласованность, т.е., стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах этнической общности.
Гендерные стереотипы - это сформировавшиеся в культуре представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируется такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый, самоуверенный, активный. В семье мужчина - хозяин, лидер, защитник. В семье она - воспитательница и кухарка.
Особенно ярко гендерные стереотипы проявляются в рекламе. Как правило, женщина подаётся следующим образом: либо как деталь кухонного интерьера и спальни, либо с бесчисленными стиральными порошками и средствами для чистки посуды, либо как соблазнительница, заигрывающая и искушающая. Наиболее ярко это прослеживается в рекламных роликах на ТВ.

4.2.Гендерные стереотипы
Форма работы: в парах
Метод.прием: самостоятельная работа с источником (текст публикации Интернет-издания)
Задание: 1. Выявить присутствующие в статье гендерные стереотипы;
                2. Исходя из жизненного опыта, высказать предположение, в какой ситуации эти стереотипы будут истинными, в какой – ложными.
Статья № 1
Н.И. Козлов
Элитная женщина
Назовем ее – элитная женщина, но будем иметь в виду не светскую элиту с интригами и скандалами, а женщину – воплощение мечты. Кому не нравится название «элитная женщина», вы придумаете свои, более подходящие для вас названия: Идеальная женщина, «Женщина-Королева», «Женщина с большой буквы»?
Да, она красива, красива внешне – но красива почти любая женщина, которая следит за собой, женщина ухоженная и в хорошей физической форме. Не ориентируясь на призывы «будь немного дурочкой» элитная женщина умна, по-настоящему образована, эрудирована, всегда в развитии.
Правда, что мужчины любят дурочек, но полная правда в том, что они любят их недолго, а уважают - никогда. Женщина-королева для своего мужчины может изобразить дурочку, когда это будет уместно и весело, но основной стиль ее поведения и общения - статусность и самоуважение. Не прислушиваясь к лозунгам «отключать голову», она в любой ситуации ведет себя «с головой», она разумна, она прекрасно знает свои цели и у нее развит самоконтроль. Девушкам хочется расслабиться и погрузиться в поток эмоций, но элитная женщина живет не этим. У нее глубокие чувства и яркие эмоции, но она владеет своими эмоциями, а не эмоции ею. Ум элитной женщины - спокойный, но не выключается никогда. …Она знает и свои потребности, и чувствует нужды других людей, умеет на все смотреть отстраненно и видеть далекие перспективы, и одновременно с этим ей близка позиция Ангела: бескорыстная забота о близких и дальних.
Она помнит, сила женщины в ее слабости, но ее сила не только в этом. Она уверена в себе, у нее есть смелость ценить себя и заявлять свои желания, она смеет быть требовательной, умея настаивать на своих законных интересах из списка того, что реально добиться. Она прекрасно знает, что такое формат в отношениях, и никогда не допустит неуважения к себе. Конечно, она лидер, но она умеет делать это так тактично и скорее скрыто, используя в том числе и позитивные манипуляции - так, что мужчина рядом с нею всегда будет чувствовать себя уважаемым и значимым. Она умеет поднимать самооценку людей, поддерживать их лучшие стремления, делать из них людей больших и сильных. За каждым большим человеком стоит она – женщина-королева.
Ее отличают культура, воспитанность и хорошие манеры, а это всегда производит впечатление при близком знакомстве. У нее мягкий голос, правильное произношение, плавность в движениях и красивые мягкие жесты. Королева – это вкус и стиль, что не мешает, а только подчеркивает ее сексуальность и создает правильный фон для ее женского военного арсенала. Она умеет завоевывать мужчин – лучших мужчин!
Женщина-королева всегда в хорошем настроении, тепла и приветлива, и даже в трудных ситуациях для нее характерно сожаление вместо недовольства, нет кошмара, ужаса, истерик и импульсивных реакций, есть выдержка и терпимость, спокойствие и эффективность. Она не играет в страдания и беспомощность, не обвиняет и не оправдывается, она уверенно ведет себя, как автор своей жизни, заряжая людей своей энергией и заражая оптимизмом. У нее живые глаза, общее ощущение от нее – Солнышко.
…Да, она любящая и заботливая, но ее любовь мудра и разборчива. В своей любви она не прилипчива, она умеет быть рядом с мужчиной тогда, когда ему это нужно, но она не та, которая заботится о нем с утра до вечера, не зная в своей жизни больше ничего. Ее любовь и забота - не все содержание ее жизни. Идеальная женщина - это личность, она, помимо заботы о мужчине, имеет собственные ценности и свою большую жизнь - по крайней мере, может иметь. Она не будет влюбляться в неизвестно кого, она обменивает часть своей большой жизни на заботу только о настоящем мужчине. Кстати, только такую любовь мужчины по-настоящему ценят: если женщина в своей жизни не имеет ничего, кроме мужчины, если без мужчины ей все равно делать больше нечего - цена ее заботы невелика.
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_stanovitsya_elitnoy_zhenschinoy
Статья № 2
Элитный мужчина
Показатели элитности - смелость (Наполеон).
Элитный мужчина напорист и умеет ставить перед фактом.
Не каждый мужчина -настоящий мужчина, тем более в сегодняшней культуре, которая становится все более и более женской. Но даже если мальчик был воспитан как следует и настоящим мужчиной стал, он еще не стал лучшим. Обычный мужик может быть вполне настоящим мужчиной: сильный, смелый, решительный, свое не упустит и чужого ухватит, за себя и за свою бабу отвечает, но мужик - не элита. Альфа-самец, настоящий мужчина, уверенно унижающий других самцов и в качестве лидера возглавивший стаю - вожак, но не очевидно элита. Не всякий настоящий мужчина - мужчина элитный.
Сила, смелость, воля и решительность - качества настоящего мужчины. Для элитного мужчины это необходимо, но недостаточно.
Образ элитного мужчины во многом соответствует образу Короля, где статус сочетается с культурой и воспитанностью. Качества, которые отличают элитного мужчину от альфа-самца и от мужиков:
          Разум, интеллект, логика, образование.
          Развитость позиций восприятия.
          Здоров, следит за своей физической формой, жизненная энергия.
          Воспитанность, культура, манеры, обаятелен.
          Имеет статус, занят достойным делом.
          Личность: смелость, индивидуальность, идет своим путем.
          Отцовская теплота и требовательность.
          Самообладание, выдержка, терпимость.
          Мудрость и порядочность.

V.                 Домашнее задание.
Проработать тему  III учебника.
Самостоятельно подготовить определения понятий «дискриминация», «ксенофобия», «расизм», «толерантность».