неділя, 19 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 5-го класса. Уроки № 3-4



Проверочная работа
Задания на счет лет в истории. Поработайте  с «лентой времени».
49 г. до н.э.
1 г. н.э.
988 г.
1941 г.
2004 г.
2014 г.






1.  Какое событие в европейских странах принято за 1 г. нашей эры – начало летоисчисления?
2.  Что было раньше: крещение Руси в 988 г. или начало Великой Отечественной войны в 1941 г.?
3. Продолжите предложение:  «В нашей эре то событие произошло раньше, чья  цифра (дата) ______» (варианты: больше, меньше).
4.  Сколько лет назад к власти в Риме пришел Гай Юлий Цезарь, если известно, что  это произошло в 49 г. до  н.э.?
5. В  каком  веке началась Великая Отечественная война, если известно, что это произошло в 1941 г.?
6. В  каком  веке произошло крещение Руси, если известно, что это произошло в 988 г.?
Задания по карте:

7. На каком континенте существовало государственное образование – Великая Скифия? Сравните ее территорию с территорией современной Украины (2 б.)
8. Запишите, возле каких рек проживали скифские племена. Как они называются сейчас? (2 б.)
9. Запишите названия племен, проживающих на территории Великой Скифии. Какой вывод можно сделать о занятиях скифов по названиям  племен? (2 б.)
Ответы на задания присылайте до 24 октября 2014 г. на электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru
 

ТЕМА 1 «ОТКУДА И КАК ИСТОРИКИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ»
Класс: 5-А, 5-Б, 5-В,  5-Г кл.
Тема урока № 3: «Историческая карта»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
• Различать условные обозначения на исторической карте.
• Получать информацию о прошлом с помощью исторической карты.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Власов В.С. История Украины  (Введение в историю). – К.: Генеза, 2013.
Ход урока
I.                  Актуализация знания учащихся («Счет лет в истории», урок № 2)
Уважаемые учащиеся! Вспомните, что время, как и пространство, измеряется при помощи определенных единиц измерения. Если за единицу измерения пространства мы принимаем 1 метр, то за единицу измерения времени – 1 год, т.е. время обращения Земли вокруг Солнца. 100 лет составляют  век (столетие). 1 000 лет – тысячелетие.
Задание № 1. Составить сравнительный график длительности жизни бабушки, матери, внука (внучки).
Для этого вам необходимо вспомнить:
- Какое время прожили вы? (10-11 лет)
- Какое время прожила ваша мама? (допустим, 30 лет)
- Какое время прожила ваша бабушка? (допустим, 50 лет)
Задание № 2.  Определите, зная возраст, в каком году родились вы, мама, бабушка.
Для этого необходимо вспомнить, что сейчас 2014 г.
Значит, вы родились в   2004 или в 2003 году (2014 – 10/11 = 2004/2003 г.)
Мама – в 1984 г. (2014 – 30 = 1984 г.)
Бабушка – в 1964 г. (2014 -50 = 1964 г.)
                                                    
Начертите в тетради «ленту времени»:
1964  г.
1984 г.
2004 г.                                      2014 г.




Задание № 3. Почему у нас теперь 2014 год? От какого события мы отсчитываем 2014 год?
Предполагаемый ответ: Летоисчисление в Европе связано с христианством. Мы считаем годы от условной даты – рождения Иисуса Христа.
Годы от начала принятого у нас летоисчисления мы называем «наша эра». Годы до нашей эры обозначаются сокращенно «до н.э.».
до н.э.
н.э.



Задание № 4. Что случается с числами, обозначающими даты нашей эры, по мере приближения к нашему времени – к 2014 г.?
Что случается с числами, обозначающими даты до нашей эры, по мере приближения к нашему времени – к 2014 г.?
Предполагаемый ответ:
Числа, обозначающие даты нашей эры, по мере приближения к нашему времени становятся БОЛЬШЕ.
Числа, обозначающие даты до нашей эры, по мере приближения к нашему времени становятся  МЕНЬШЕ.
2004 г. до н.э.
1984 г. до н.э.
1964 г. до н.э.
н.э.
1964 г. н.э.
1984 г. н.э.
2004 г. н.э.








Задание № 5. Определите век по дате:
К какому веку относится 1984 год?
1900 г.
1984 г.
2 000 г.



Предполагаемый ответ: 1984 год на «ленте времени» расположен между 1900 и 2000 годом. Следовательно, он относится  к 20 (ХХ) веку.
Аналогия: часы показывают 9 часов 15 минут. Мы говорим 15 минут десятого.
К какому веку относится 2004 год?
2000 г.
2004 г.
2 100 г.



Предполагаемый ответ: 2004 год на «ленте времени» расположен между 2000 и 2100 годом. Следовательно, он относится  к 21 (ХХI) веку.
II.               Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III.            Изучение нового учебного материала.
В древности географическая среда играла огромную роль в жизни человека. Приведем пример: по мнению большинства учены колыбелью человечества является Африка, ведь жизнь древнейших людей была невозможной в странах с суровым климатом. И, наоборот, бессмысленно искать прародину людей на севере Европы, поскольку древнейшие люди не имели одежд и жилищ, чтобы защитить себя от холода. И в более поздние времена действие мировой истории протекает на одной и той же сцене – на земном шаре. Поэтому знание истории невозможно без знания географии.
Вопросы:
1.      Вспомните, как называется условное изображение земной поверхности.
Предполагаемый ответ: карта.
2.      Как отличить на карте воду от суши?
Предполагаемый ответ: океаны, моря, озера, реки обозначены на карте синим цветом.
3.      Как по сторонам света ориентирована карта?
Предполагаемый ответ: север – наверху карты;
юг -  внизу карты;
восток – там, где лежит ваша правая рука;
запад – там, где лежит ваша левая рука.

Задание № 1. Вы находитесь в городе Донецке. Какое направление надо избрать, чтобы попасть в Олдувейское ущелье, где были найдены останки древнейшего человека?
Предполагаемый ответ: южное направление.




Каждая карта имеет условные знаки. Как называется часть карты, где объясняется значение условных знаков?
Предполагаемый ответ: легенда (перечень условных знаков) карты.
Большинство знаков одинаково для всех карт:
1) кружком обозначается город,
2) линией обозначается граница,
3) стрелками обозначаются направления походов,
4) скрещенными мечами обозначаются места битв.
В отличие от этих знаков цвет на разных картах может играть разную роль. Так, на географической карте зеленым цветом обозначаются низменности. На политической карте зеленым цветом может быть обозначена территория определенного государства, например, Австралии. На исторической карте зеленым цветом могут быть обозначены древнейшие районы земледелия и скотоводства.
Задание № 2. Найдите объект на карте по его словесному описанию.
Поплывем от берегов Африки, где были найдены останки олдувейского человека, жившего почти 2 миллиона лет назад, на восток. После того, как мы переплывем Индийский океан, мы достигнем острова продолговатой формы среди других островов Индонезийского архипелага. Здесь были найдены останки питекантропа («обезьяночеловека»). Как называется этот остров?
Предполагаемый ответ: это остров Ява.
 Олдувейский человек. Реконструкция
Задание № 3. Самостоятельно определите словами местоположение объекта.
Найдите на карте стоянку Королево, где были найдены следы деятельности древнейшего человека, жившего 1 миллион лет назад.
Предполагаемый ответ: Восточная Европа.
Дополнения учителя: Закарпатье.
Задание № 4. Надпишите название города Амвросиевка Донецкой области, поблизости от которого была найдена стоянка древнейшего человека.
Обратите внимание на то, что название не должно пересекать другие надписи!
НЕПРАВИЛЬНО:

Комментарий учителя:
Стоянка Амвросиевка рассказывает нам о жизни и быте первобытных людей, которые жили здесь 21-16 тысяч лет назад в ледниковый период. Рядом со стоянкой находится место забоя добычи охотников. Когда-то охотники загоняли животных на высокий склон балки Казенной.  Животные срывались, падали, а охотники спускались и добивали их. Среди животных преобладали огромные бизоны. К сожалению, остатков мамонтов, о которых мы вспоминаем при слове – ледниковый период, под Амвросиевкой найдено не было.


ТЕМА 1 «ОТКУДА И КАК ИСТОРИКИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ»
Класс: 5-А, 5-Б, 5-В,  5-Г кл.
Тема урока № 3: «Письменные источники. Архивы»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
•Пояснять, что такое исторические источники и какими они бывают.
• Приводить примеры исторических памятников, в том числе, письменных источников.
• Рассказывать о том, как историки узнают о прошлом на основе письменных источников.
• Высказывать суждение об изучении истории своего народа и страны, роли архивов, исторической науки в сохранении памяти о прошлом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Власов В.С. История Украины  (Введение в историю). – К.: Генеза, 2013.
Ход урока
I.                   Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
II.                Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Историческая карта» (урок № 2)
2.1. Работа с исторической картой
Уважаемые учащиеся! Внимательно рассмотрите историческую карту «Великая Скифия во второй половине VIIIII вв.до н.э.» и ответьте на вопросы:

Задание № 1: Обведите границы Великой Скифии.
Вопрос (ответ дается устно): Какой вывод можно сделать о площади территории, которую занимали скифы? Была ли она больше или меньше территории современной Украины, обозначенной на карте пунктирной линией?
Комментарий учителя: Территория Великой Скифии была достаточно большой. В нее не входили области Западной Украины, север Житомирской и Черниговской областей. Зато скифы контролировали территорию современной Молдавии.
Задание № 2: Запишите, возле каких рек проживали скифские племена.
Вопрос (ответ дается устно): Как сегодня называются реки Танаис, Сиргис, Борисфен, Гипанис, Тирас, Истр?
Комментарий учителя: Сегодня река Танаис – это Дон, р. Сиргис – Северский Донец, р. Борисфен – Днепр, р. Гипанис – Южный Буг, р. Тирас – Днестр, р. Истр – Дунай. На карте даны названия рек на древнегреческом языке. Как видим, скифы контролировали земли  между Доном на востоке и Дунаем на западе.
Задание № 3: Подчеркните названия племен, проживающих на территории Великой Скифии.
Вопрос (ответ дается устно): На основании названий племен сделайте вывод о занятиях скифов.
Комментарий учителя: Как видим по названиям скифских племен, их занятия были неоднородными. На восток от Днепра жили племена скифов-земледельцев, на запад – скифов-пахарей. Они были хлеборобами, выращивали зерно. Однако южнее скифов-пахарей и скифов – землеробов жили скифы-кочевники. Из названия племен следует, что основным их занятием было кочевать с пастбища на пастбище с большими стадами скота (коров, лошадей). Название племени «царские скифы» подскажет нам, что господствующее положение в Великой Скифии занимали племена, жившие в Крыму и на берегах Азовского моря.

Все это мы узнали только с помощью ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ.

2.2.  Работа с «лентой времени»
Уважаемые учащиеся! Великая Скифия существовала во второй половине VIIIII  вв. до н.э.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
1.                 Скифы жили до н.э., то есть до нашей эры. С какого события согласно христианской традиции начинается наша эра?
Предполагаемый ответ: Наша эра (или новая эра) — период времени начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям, где счет лет ведется от Рождества Христова.
Комментарий: Обратите внимание, что нулевой год не используется в истории, хотя применяется в астрономической записи.
2.                             Сколько лет насчитывается в веке?
Предполагаемый ответ: век – 100 лет.
3.                 Запись VIIIII  вв. до н.э. сделана римскими цифрами, т.е. цифрами, которые использовали древние римляне в своем летоисчислении. Запишите время, когда существовала Великая Скифия, арабскими цифрами.
Предполагаемый ответ:
V  - 5                                 
I    - 1
VII -  5 + 1 + 1 = 7 в.
III  - 1 + 1 + 1 =  3 в.
Ответ: Великая Скифия существовала во второй половине 7 – в 3 вв. до н.э.
4.                 Сколько веков (столетий) прошло с того времени, как образовалась Великая Скифия, до нашего времени?
Предполагаемый ответ: На «ленте времени» отметим время возникновения Великой Скифии:
VII (7) в. до н.э.
I (1) в. н.э.                                                        ХХI (21) в. н.э.




Нам нужно сложить длину двух отрезков: VII (7) + ХХI (21). Мы получим ответ «28». Таким образом, Великая Скифия появилась 28 веков назад.
III.             Изучение нового учебного материала.
Уважаемые учащиеся! Прочитайте текст учебника и рассмотрите схему:
Исторические источники – свидетели прошлого, с помощью которых ученые воссоздают картины жизни людей в прошлые времена.

А теперь выполните задание:
В 1988 г. экспедицией Донецкого национального университета  велись раскопки «Передериевой Могилы» - кургана поблизости от г. Снежное Донецкой области. Этот курган имел большую высоту (3,2 м) и внушительный диаметр (38 м). Сохранились отдельные плиты каменного панциря кургана весом около тонны. около тонны. Размеры кургана говорили, что здесь мог быть погребен знатный скиф. Однако в ходе раскопок выяснилось, что захоронение было разграблено. К центру кургана был проложен «черный» ход, протянувшийся на 16 м. И все же археологи продолжали раскопки. И вдруг из-под ножа скрепера сверкнуло изделие из желтого металла. Это было верхняя часть скифского царского парадного головного убора из золота. К сожалению, нож скрепера разорвал головной убор на три части.  Его отреставрировали в Римско-Германском музее г. Майнца (Федеративная Республика Германия).

После изучения находки археологи сделали вывод, что золотой головной убор, датируется IV (4) в. до н.э. Форма предмета напоминает шлем. Но мягкое золото высокой пробы не может защитить от удара меча. К тому же толщина листа золота была не более 0,15 см. По-видимому, знатный скиф надевал этот золотой головной убор поверх тюрбана из ткани. В верхушке головного убора имеется отверстие диаметром 1 см, куда, возможно, вставлялись перья.
Сюжет, изображенный на головном уборе, связан с боем 6 скифов, в котором  участвуют 4 юноши и 2 взрослых бородатых воина.  Один из юношей упал на колени. Взрослый бородатый воин заносит над ним меч.
Вопрос: к какому виду исторических источников относится скифский головной убор, найденный в Передериевой Могиле?
Предполагаемый ответ: к вещественным историческим источникам.

2. Сюжет скифского головного убора, найденного в кургане «Передериева Могила», историки связывают с такой легендой. Разбив и поработив племена киммерийцев, жившие на берегах Черного моря, скифы отправились в далекий поход на юг – в Азию. Прошло много лет. Дома воинов уже никто не ждал. Их жены взяли в мужья рабов, родились дети: рабы – по отцу, свободные – по матери. Когда же старые скифы вернулись из похода, то им пришлось вступить в схватку с юношами, которые считали себя хозяевами причерноморских степей. Пролилось много крови. После нескольких сражений, где не было ни победителей, ни побежденных, верх взяла мудрость одного из старых скифов. Он сказал: «Что это мы делаем, скифские воины? Мы боремся с нашими собственными рабами! Ведь когда они убивают нас, мы слабеем; если же мы перебьем их, то впредь у нас будет меньше рабов. Поэтому, как мне думается, нужно оставить копья и луки, пусть каждый со своим кнутом пойдет на них. Ведь пока они видели нас вооруженными, они считали себя равными нам. Если же они увидят нас с кнутом вместо оружия, то поймут, что они наши рабы, и, признав это, уже не дерзнут противиться».
Вопрос: к какому виду исторических источников относятся легенды?
Предполагаемый ответ: к устным историческим источникам.
Комментарий учителя: Однако обратите внимание на то, что, легенда о битве старых скифов и молодых потомков рабов-киммерийцев дошла до нас, благодаря «Истории» древнегреческого историка Геродота.

3. Уважаемые учащиеся! Возвратимся к исторической карте. Она также составлена на основе «Истории» Геродота. Внимательно прочитайте текст:
«17. Ближе всего от торговой гавани борисфенитов обитают каллипиды – эллинские скифы; за ними идет другое племя под названием алазоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее алазонов живут скифы-земледельцы.  Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня. Это –племена по реке Гипанису (Южному Бугу) к западу от Борисфена (Днепра).
 18. За Борисфеном (Днепром) же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы... А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.
 19. Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев. Кочевники же эти занимают область к востоку на десять дней пути до реки Герра.
 20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики (Крыма), и до гавани у Меотийского озера (Азовского моря). Другие же части их владений граничатдаже с Танаисом (Доном). Севернее этих царских скифов живут меланхлены – другое, не скифское племя. Севернее меланхленов, насколько мне известно, простирается болотистая и безлюдная страна».
Вопрос: к какому виду исторических источников относится «История» Геродота.
Предполагаемый ответ: к письменным историческим источникам.
"Отец истории" Геродот

АРХИВЫ И БИБЛИОТЕКИ
Собиранием и сбережением письменных исторических источников занимаются специальные учреждения, которые называются архивами. Свои архивы сегодня имеют все организации и даже некоторые частные лица.
Специальные помещения для архивов имеют узкие окна, которые не пропускают солнечные лучи. Ведь солнечный свет вредит краске для печати – она портится, бледнеет, разрушается также и бумага. Документам вредит также влажный загрязненный воздух. Это также предусматривают архивные работники, оснащая их специальными фильтрами.
Документы помещают в папки и коробки, плотно закрывают и ставят на стеллажи. В больших архивах длина стеллажей достигает 10, 20 и больше километров.
Документы, составляющие наибольшую ценность, переснимают, записывают на пленку, в результате получая микрофильмы. Они сохраняются на случай, если оригинал документа будет каким-то образом поврежден или утрачен.
Первые библиотеки играли роль хранилищ письменных источников. Древнейшей библиотеке более 5 тысяч лет. Она найдена на территории современного Ирака. Ее создал царь Ассирии Ашшурбанипал, собрав более 30 тысяч табличек из глины.
Публичную библиотеку, где книги не только читают, но и хранят, придумали древние римляне. В римских банях обязательно была комната, предназначенная для чтения книг. Там они не портились от влияния пара.
Публичная библиотека современного вида была открыта в Бостоне (США) в 1854 г.
IV.              Домашнее задание.

Немає коментарів:

Дописати коментар