понеділок, 20 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 6-х кл. Всемирная история

Проверочная работа
1. Человек разумный (Homo Sapiens) появился приблизительно:
А. 45 тыс. лет назад
Б. 30 тыс. лет назад
В. 10 тыс.  лет назад
Г. 5 тыс. лет назад

2. Первичный производственно-социальный коллектив людей, основанный на кровно-родственных связях, - это:
А. Государство.
Б. Род
В. Соседская община.
Г. Первобытное человеческое стадо.

3. Сообщество людей в первобытном обществе, которое складывалось из нескольких родов, объединенных брачными связями, имевших много общих черт  и  интересов:
А. Племя
Б. Родовая община
В. Соседская община
Г. Первобытное стадо.

4. Установите хронологическую последовательность этапов формирования человека:
А. Возникновение неандертальцев
Б. Возникновение питекантропов
В. Возникновение кроманьонцев
Г. Возникновение австралопитеков
Ответ: 1 ________(буква), 2 ____________,  3__________, 
4 __________

5. Установите соответствие между достижением первобытного человека и периодом, к которому оно относится.
1.  Возникновение земледелия
А. Палеолит
2. Начало использования орудий труда
Б. Бронзовый век
3. Изобретение лука и стрел
В. Мезолит
4. Изготовление первых металлических изделий
Г. Неолит

Д.Энеолит
Ответ: 1 ________(буква), 2 ____________,  3__________, 
4 __________

6. Ознакомьтесь с текстом источника и дайте ответ на вопрос.
«В родовой общине действовал принцип: один за всех, все за одного. Родственники помогали друг другу на охоте, в строительстве жилища, в стычках с другим родом. Род был чрезвычайно крепким и сплоченным коллективом. Люди, проживающие в одном селении, составляли общину. Родственники совместно работали, вместе охотились на зверей. Их имущество: жилище,  костер, запасы дров и пищи, шкуры животных –тоже было общим. Все родственники имели право на часть в охотничьей добыче каждого».
 На каком этапе (археологическая эпоха) развития человечества существовала родовая община?_______________________________________________________________

7. Выполните задания по карте

1) Напишите названия районов,  где были найдены самые древние останки человекообразных существ.
2)      Запишите, в каких направлениях происходило расселение человека.
3)      Какие выводы можно сделать о закономерностях расселения людей на земном шаре?
4)       
8. Дайте развернутый ответ на вопрос, используя приведенный  план.
     Почему историки называют  неолит неолитической революцией?
1)  Какие новые способы  обработки камня появились во времена  неолита?
2) Какие новые занятия возникли во времена неолита? Что такое производящее хозяйство?
3) Какие ремесла возникли во времена неолита?
Ответы на задания присылайте до 24 октября 2014 г. на электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru


ТЕМА 1. «ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В ПЕРВОБЫТНЫЕ ВРЕМЕНА»
Класс: 6-А, 6-Б, 6-В, 6-Г кл.
Тема  урока: «Общественная организация»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
  1. Организация первобытного общества: род — племя — община.
  2. Организация власти в первобытном обществе: народное собрание – совет старейшин – вождь.
После этого урока вы сможете:
Использовать и пояснять на  примерах понятия «род», «племя», «союз племен», «родовая община», «соседская община», «народное собрание», «совет старейшин»,
• Сравнивать способ жизни человека в разные этапы первобытного времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература:
ХОД УРОКА
I.                   Актуализация знаний учащихся по теме «Производящие и присваивающие формы хозяйствования».
1.1.Работа  с «лентой времени»:
Вопрос: Назовите хронологические рамки палеолита, мезолита, неолита.
Нижний палеолит
Средний палеолит
Верхний палеолит
Мезолит
Неолит





Проверьте себя (по  А. Бойко):
Нижний палеолит: от появления людей до150 тыс. лет назад
Средний палеолит: 150-35 тыс. лет назад (по другим данным: 100 – 40 тыс. лет назад)
Верхний палеолит: 35 – 11 тыс. лет назад (по другим данным: 40 – 12 тыс.лет назад)
Мезолит: 10-6 тыс. лет назад  (по другим данным: 12 – 7 тыс.лет назад)
Неолит: 6 – 4 тыс. лет до н.э.  (на Ближнем Востоке, в Малой Азии неолитическая революция начинается в 9 тыс. до н.э.)
1.2. Назовите важнейшие достижения человечества в археологические эпохи, которые мы изучали.
Палеолит: появление первых орудий  труда из камня.
В период палеолита происходит процесс антропогенеза:
Нижний палеолит: древнейшие люди, или архантропы (человек умелый, или олдувейский человек; человек прямостоящий: питекантроп, синантроп).
Средний палеолит: древние люди, или палеоантропы (неандерталец).
Верхний палеолит: неоантропы (человек разумный,  кроманьонец)
Мезолит: изобретение лука и стрел, приручение собаки.
Неолит: возникновение земледелия и скотоводства, возникновение ткачества и гончарства, новые способы обработки камня: сверление, пиление, шлифовка.
II.                Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
В ХIХ в. в США вышла книга «Древнее общество». Ее автором был Люис Генри Морган. Этот американец с детских лет общался и дружил с индейцами - ирокезами, посещал их селения, изучал их прошлое и современный быт, их общественные порядки. В 1847 г. Морган поехал в столицу США – Вашингтон и добился отмены жульнического договора, по которому ирокезы должны были уступить железнодорожной компании часть своей территории. После этого Морган был принят в род Ястреб племени сенека, входившего в союз племен ирокезов. Ему открыли секреты жизни ирокезов, державшиеся в тайне от «бледнолицых» европейцев. С удивлением Морган узнал, что внешне покорные и молчаливые индейские  женщины играют большую роль в жизни племени. К мнению совета матерей прислушиваются вожди.
Морган исследовал систему родства и родового строя у  других  индейских племен Северной Америки. Он сделал вывод о существовании в прошлом матриархата.
Вопрос: Что в вашем представлении обозначает понятие «матриархат»? Означает ли оно полное подчинение мужчин власти женщин?
III.             Изучение нового материала.
Уважаемые учащиеся! Выпишите схему в тетради. Прочитайте текст и самостоятельно попытайтесь найти схожие черты и различия в жизни людей  в составе первобытного стада и родовой общины.

3.1. Отношения между людьми. Первобытное стадо.
Древнейшие люди, появившиеся на заре человеческой эры, были вынуждены объединяться  в целях выживания.
Первой формой человеческого коллектива было первобытное стадо. Эти стада не были небольшими — не более 20-40 человек. Ведь иначе древнейшие люди не смогли бы прокормиться. Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам: физической силе, смекалке, проявленной во время охоты. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом. Археологически первобытное стадо соответствует нижнему и среднему палеолиту.
Вопросы:
1.                 Вы узнали, что первобытное стадо существовало в период нижнего палеолита. Скажите, кого она объединяла: древнейшие люди (архантропы: олдувейский человек, питекантроп),  древние люди (палеоантропы: неандерталец) или неоантропы (кроманьонец)?
2. Вы узнали, что первобытное стадо существовало в период среднего палеолита. Скажите, кого она объединяла: древнейшие люди (архантропы: олдувейский человек, питекантрое),  древние люди (палеоантропы: неандерталец) или неоантропы (кроманьонец)?
3.  Назовите примерные временные (хронологические)  рамки существования первобытного стада.
Комментарий учителя: В период нижнего (раннего) палеолита первобытное стадо объединяло древнейших людей. В период среднего палеолита – древних людей. Таким образом, хронологические рамки существования первобытного стада – от 2 млн. лет назад до 40(35) тыс.лет назад.  Однако некоторые историки считают, что родовая община начала зарождаться уже во времена среднего палеолита. Стада неандертальцев имели постоянный состав.
Первобытное стадо зародилось на основе биологического стада. У человекообразных обезьян, в том  числе, горилл, существовала гаремная семья, где в процессе размножения участвовал только вожак, а молодые подросшие самцы или изгонялись из стада, или в схватке должны были победить и изгнать старого вожака.
Первобытное стадо по-видимому состояло из нескольких гаремных семей,  ведь для загонной охоты было нужно много особей  мужского пола. Историки считают, что уже в те времена, в отличие от животных, из первобытного стада не изгонялись состарившиеся особи, которые больше не могли охотиться. Они передавали молодым свои навыки по изготовлению орудий труда. Кроме того, в первобытном стаде больше заботились о детенышах, которых было мало (первыми подпускали к добыче).

3.2. Отношения между людьми. Родовая община.
Следующей  формой организации общественной жизни общества была родовая община.
Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил, сплотивших древние коллективы. Родовая община возникла во времена верхнего (позднего) палеолита, когда основным  занятием людей стала охота на мамонтов (вариант: зубров, бизонов). Охота на мамонтов, чей вес достигал пяти тонн, требовала участия большого количества охотников. В то же время успешная охота на мамонтов позволяла прокормить большое количество человек. В родовых общинах позднего палеолита могло  насчитываться до 70-100 чел.
В ранней родовой общине все продукты, добытые членами общины, считались собственностью рода и распределялись между всеми ее членами. Это было необходимым условием выживания для древних обществ. В коллективной собственности общины находились земля, туши животных, добытых на охоте; большая часть орудий труда. Этнографы сообщают, что в племенах охотников и  собирателей, живущих в джунглях Амазонки,  разрешалось брать без спросу и использовать чужие орудия и вещи.
Все люди в общине делились на три половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин, детей. Переход в группу взрослых считался очень важным рубежом в жизни человека и назывался инициацией («посвящением»). Смысл обряда инициации состоял в приобщении подростка к жизни родовой общины. Сначала посвящаемых удаляли из коллектива, и в дикой местности под руководством старших членов рода они проходили обучение. Затем посвящаемых ждали испытания голодом, унижениями, побоями, нанесением ран, даже ритуальная смерть. После перенесенных испытаний они возвращались в коллектив в новом статусе взрослого мужчины или взрослой женщины. По завершению обряда инициации «посвященный» получал право на вступление в брачную жизнь.
Руководители рода выбирались на собрании всего рода. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаев, и их, как правило, избирали руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета.
Переход к присваивающему хозяйству, к земледелию и собирательству, привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовой общины сохранялась родовая  (коллективная) собственность на землю. По мере совершенствования орудий труда, способов обработки земли земледельцы получали всё большие и большие урожаи. Избыток урожая общинник мог оставить себе. Эта тенденция способствовала формированию так называемой престижной экономики. Престижная экономика предполагала, что избыток урожая (добычи охотника) будет использоваться в системе обмена дарами. Такая практика повышала общественный престиж дарителя, причем, даря, общинник практически не нес убытков, так как существовал обычай обязательной отдачи. Обмен дарами укреплял взаимоотношения между членами как одной, так и разных общин, усиливал  родственные узы.
В познеродовой общине укрепляла свои позиции парная семья. Появление избыточного продукта позволило материально заботиться о детях. Но парная семья не имела отдельной от родовой собственности.
 Родовые общины разрастались. И первоначальный род разделялся на несколько дочерних родов. Историки называют этот первоначальный род фратрией. Две фратрии объединялись в племя. Это объединение было необходимо, поскольку, как и раньше, браки внутри рода (фратрии) были запрещены. Заключать род можно было только с представителями  другого рода (фратрии).
В позднеродовой общине сохранялось экономическое и общественное равенство. Родом управлял совет, в который входили все члены племени и выбираемый родом старейшина. На время военных действий избирался военный вождь. В случае необходимости собирался совет племени, состоявший из старейшин родов племени и военных вождей. Главой племени избирался один из старейшин, обладавший не очень большой властью. Женщины входили в совет рода, а на ранних этапах развития позднеродовой общины могли становиться главами родов.
Вопросы:
1.                 Вы узнали, что переход от первобытного стада к родовой общине произошел во времена верхнего (позднего) палеолита. Скажите, кого объединяла родовая община: древнейших людей (архантропы: олдувейский человек, питекантроп),  древних людей (палеоантропы: неандерталец) или неоантропов (кроманьонец)?
2.                 Назовите примерные временные (хронологические)  рамки перехода от первобытного стада к родовой общине.
3.                 Как вы считаете, исчезла ли родовая община вместе с таянием ледников, вымиранием мамонтов?
Комментарий учителя: По мнению большинства историков, родовая община возникла у кроманьонцев, т.е. примерно 40 (35) тыс. лет назад. С таянием ледников родовая община не исчезла. Во времена мезолита  родовые общины уменьшились численно ( с 70-100 чел. до 10-12 чел.), стали в поисках мелкой дичи вести бродячий образ жизни. Во времена неолита, перехода к присваивающему хозяйства: земледелию и скотоводству, возникла позднеродовая община. Ее численность вновь возросла. Первоначальный род (фратрия) разделился  на несколько дочерних родов. Возникли  племена – объединения двух фратрий, связанных узами брака.

3.3.  Отношения между людьми. Соседская община.
Появление соседской общины было следствием:
1)      Неолитической революции (переход к производящему хозяйству: земледелию и скотоводству).
Природно-климатические условия привели к специализации родовых общин.  В степной зоне, где климат засушливый, люди стали в основном разводить скот. В лесо-степной зоне, рядом с полноводными реками, заниматься земледелием, требующим полива. Так произошло первое общественное разделение труда — выделение земледелия и скотоводства в отдельные хозяйственные комплексы.
2) Появления металлических орудий труда. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков — медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный людям сплав из меди и олова — бронза, превосходящий по твердости медь.
Металлы медленно вытесняли камень. Каменный век сменился энеолитом — медно-каменным веком, а энеолит — веком бронзы. Но орудия труда из меди и бронзы не могли полностью заменить каменные. Во-первых, источники сырья для бронзы находились лишь в нескольких местах, а месторождения камня были повсюду. Во-вторых, по некоторым качествам каменные орудия труда превосходили медные и даже бронзовые.
Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий окончательно ушла в прошлое. Месторождения железа находятся повсеместно, но железо не встречается в чистом виде и его достаточно трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени — в  конце II тыс. до н. э. Новый металл по доступности и рабочим качествам превосходил все известные тогда материалы, открыв новую эру в истории человечества — железный век.
Металлургическое производство требовало знаний, навыков, опыта. Для изготовления новых, сложных в изготовлении металлических орудий труда, требовался квалифицированный труд — труд ремесленников. Появились ремесленники-кузнецы, передающие свои знания и навыки из поколения в поколение.
Изобретение гончарного круга способствовало развитию гончарного ремесла. С изобретением ткацкого станка развивается ткацкое производство. Общество, приобретя устойчивые источники существования, смогло осуществить второе крупное общественное разделение труда — выделение ремесла из земледелия и скотоводства.
Общественное разделение труда сопровождалось развитием обмена. Земледельцы и скотоводы обменивались продуктами своего труда, ремесленники выменивали свои изделия.
В ходе этих изменений происходит замена матриархального (материнского) рода патриархальным  (отцовским). Она была связана с вытеснением женщины из важнейших сфер производства. На смену мотыжному земледелию приходит плужное, с плугом мог справиться только мужчина. Скотоводство, как и промысловая охота, также стало типично мужским занятием. В ходе развития производящего хозяйства мужчина приобрел значительную власть в семье, как ее основной кормилец. Теперь при вступлении в брак женщина переходила в род мужа. Счет родства осуществлялся по мужской линии, а имущество семьи наследовали дети. Появляется большая патриархальная семья — семья из нескольких поколений родственников по отцовской линии, возглавляемая старейшим мужчиной.
Большие и экономически крепкие патриархальные семьи стремились выделиться из рода. Эта тенденция привела к замене родовой общины соседской  там, где родовые связи уступили место территориальным.
Первобытная соседская община характеризовалась сочетанием: 1) частной собственности на двор (дом и хозяйственные постройки) и орудия труда; 2) коллективной собственности на главное средство производства — землю.
Семьи вынуждены были объединиться, поскольку отдельная семья была не в силах справиться со многими операциями: строительством плотин, чтобы в половодье реки не заливали поля; каналов, чтобы подводить воду к полям в засушливой местности. Члены соседской общины сообща расчищали новые участки земли под пашни, вырубая лес, выкорчевывая огромные пни.
Дальнейшее развитие хозяйства привело к еще большему количеству излишков продуктов. Некоторые семьи накапливали эти излишки (пищевые продукты, ремесленные изделия, скот). Накопление богатств происходило, прежде всего, в семьях вождей, поскольку вожди обладали большими возможностями.
Первоначально это имущество уничтожалось после смерти владельца или использовалось в обрядах, таких, например, как «потлач» у индейцев  Северной Америки, когда все эти излишки на каком-либо празднестве раздавались всем присутствующим. Этими раздачами организатор «потлача» приобретал авторитет в обществе. Рядовые общинники попадали в зависимость от человека, устраивающего «потлач».  Они не имели возможностей подарить ему в ответ такие же щедрые дары.
Вожди постепенно захватывали власть в свои руки, в то время как значение народных собраний падало. Сильный, богатый и щедрый, а, следовательно, авторитетный вождь подчинял себе слабый соперников, распространяя свое влияние на соседние общины.
Попытки вождей распространить свою власть на соседские общины приводила к ожесточенной борьбой между ними. Война постепенно превратилась в один из важнейших промыслов. Вокруг военных предводителей собирались дружины, в состав которых входили воины, наилучшим образом зарекомендовавшие себя в боях. В ходе походов захватывалась добыча, которая распределялась между этими воинами.
Вождь одновременно становился и главным жрецом. Приобретение функций жреца делало вождя носителем божественной благодати и посредником между людьми и сверхъестественными силами. Это еще более способствовало поднятию авторитета вождя.
После смерти вождя наибольшие шансы на успех на выборах нового вождя имели члены его семьи. Вследствие этого власть вождя становилась наследственной в рамках его семьи.
Вопросы:
1. Какие крупные общественные разделения труда произошли в первобытные времена?
2.Почему с переходом к земледелию и  скотоводству материнскую семью вытесняет патриархальная (отцовская) семья?

Уважаемые учащиеся! А теперь сравним формы организации общественной жизни в первобытные времена.

Первобытное человеческое стадо
(праобщина)
Родовая община
Соседская община
Раннепервобыт-ная община
Позднепервобытная община
Археологи-ческие эпохи
Нижний (ранний палеолит)
Средний палеолит
Верхний (поздний) палеолит –
Неолит
Энеолит, ранний железный век
Форма хозяйствова-ния
Присваивающее хозяйство.
Излишков продуктов нет.
Присваивающее хозяйство.
Излишков (прибавочного продукта) мало или нет вовсе.
Производящее или высокоразвитое присваивающее хозяйство.
Относительно регулярный прибавочный продукт (излишки продуктов)
Производящее хозяйство.
Рост избыточного продукта (излишков), который обменивается на изделия ремесленников, во время войн захватывается вождями и их  дружинами.
Собствен-ность
Общая собственность
Общая собственность
Наряду с общей собственностью появляется личная собственность.
Личная собственность (орудия труда, урожай), общая собственность (земля)
Распределе-ние
Уравнительное распределение.
Уравнительное распределение. Каждый член общины имеет право на равную с другими долю продукта независимо от того, участвовал он в его производстве, или нет
Наряду с уравнительным распределением появляется трудовое (кто не работает, тот не ест).

Трудовое распределение

Немає коментарів:

Дописати коментар