середу, 22 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 8-х кл. Всемирная история, Нидерланды



Тема 5. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В XVI — первой половине XVII в.
Тема урока: Нидерланды в ХVI в.
Класс: 8-А, 8-Б       
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы должны с вами рассмотреть вопросы:
1. Социально-экономическое развитие, политическое положение Нидерландов в первой половине ХVІ в. (в составе Испанской монархии);
2. Причины и начало национально-освободительного движения в Нидерландах.
3. Рождение республики (Голландия).
После этого вы сможете:
·Назвать хронологические границы Национально-освободительной войны в Нидерландах.
· Показать на карте ход Национально-освободительной войны в Нидерландах.
·Пояснять и использовать понятия: «Реформация», «Контрреформация», «протестантизм», «кальвинизм», «национально-освободительная война».
·   Приводить примеры национально-освободительного характера войны в Нидерландах.
·  Анализировать причины, характер и значение Национально-освободительной войны в Нидерландах.
 ·Характеризовать выдающихся исторических деятелей, в том числе, Вильгельма Оранского
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец 15-17 вв.): учеб.для 8-го кл.общеобразоват.учебн.завед. – К.: Генеза, 2008. – 240 с.
Ход урока
I.                   Организационный момент.
II.                 Актуализация приобретенных знаний (тема «Реформация и Контрреформация».
Форма работы: индивидуальная /коллективная.
Метод.прием: устный опрос.
Уважаемые учащиеся! Национально-освободительная война в Нидерландах разворачивалась под религиозными знаменами. Между собой боролись не просто голландцы, пытавшиеся избавиться от чужеземного гнета, и испанцы, верные слуги короля Филиппа II. Между собой боролись протестанты и католики. Поэтому для успешного усвоения материала урока нам нужно вспомнить  понятия:
- «Реформация»,
- «Контрреформация»,
- «протестантизм»,
- «кальвинизм».
Проверьте себя!
Реформация (лат. reformatio - обновление, преобразование, реформирование) —религиозное и идейно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на обновление, реформирование католического церкви. Начало Реформации связывают с выступление немецкого монаха Мартина Лютера, подвергшего критике практику торговли индульгенциями в «95 тезисах» (1517 г.)
Протестантизм (лат. protestans - публично заявляющий) — совокупность церквей и сект, которые возникли в ходе Реформации XVI в. и вместе с католицизмом и православием составляют основные формы христианства. Протестантизм отверг претензии католической церкви на роль непременного посредника в деле спасения. Протестанты не признают священство, культ Богоматери и святых, монашество, учение о чистилище, верховную роль папы римского. Как учит протестантизм, судьба человека всецело определяется милостью Бога, дарующего спасение по своей абсолютно свободной воле, а вовсе не понуждаемого молитвами и «добрыми делами» человека (принятием таинств, посещением святых мест, пожертвованиями в пользу церкви и т.п.). Спасает только личная вера (sola fide) в искупительную жертву Иисуса Христа.
Кальвинизм – направление протестантизма, созданное Ж. Кальвином. Историки называют его также романским типом Реформации. Выступая всего резче против католичества,  в то же время кальвинизм позаимствовал католические принципы: безусловное подчинение отдельных личностей церкви (консистория), аскетический кодекс нравственности (учение о мирском  аскетизме). Помимо Швейцарии, где в Женеве
Ж. Кальвином была проведена церковная реформа (1541 г.), кальвинизм распространился  на западе Германии (под названием реформатской церкви), в Нидерландах, во Франции (под названием гугенотства), в Шотландии и Англии (под названием пуританизма).
Контрреформация - комплекс мер, предпринятых Римско-католической церковью в XVI -XVII вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества Орудиями Контрреформации стали инквизиция (в 1542, в Риме создана ее верховная инстанция - Священная конгрегация Римской и вселенской инквизиции, или Священная канцелярия) и Индекс запрещенных книг. Ведущую роль сыграли новосозданные монашеские ордена - капуцинов и иезуитов. В Испании и Италии успех Контрреформации был полным, в то время как в скандинавских странах, Англии и Шотландии Контрреформацию ожидал провал.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учеников.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: прием «Ассоциации».
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте отрывок из романа Шарля де Костера «Легенда о Тиле», посвященный событиям Национально-освободительной войны в Нидерландах.
Вопрос: какие ассоциации вызывает у вас понятие «Национально-освободительная война в Нидерландах».
Подойдя к опушке Петегемского леса, Ламме сказал Уленшпигелю:
– Я сейчас изжарюсь. Посидим в тени!
– Посидим, – согласился Уленшпигель.
…Внезапно отовсюду набежали оборванные и вооруженные люди. Залаяли собаки и бросились в угон за оленями. Четверо угрюмого вида мужчин, окружив Ламме и Уленшпигеля, повели их в глубь леса, и в самой лесной глухомани глазам Уленшпигеля и Ламме открылась поляна, а на той поляне они увидели целый табор: тут были женщины, дети и великое множество мужчин, вооруженных кто чем – и шпагами, и арбалетами, и аркебузами, и копьями, и рогатинами, и рейтарскими пистолетами.
Уленшпигель обратился к ним с вопросом:
– Кто вы, разбойнички или же Лесные братья? Сдается мне, что вы тут целым станом спасаетесь от преследований.
– Мы – Лесные братья, – отвечал сидевший у огня и жаривший на сковороде птицу старик. – А ты кто таков?
– Я родом из прекрасной Фландрии, – отвечал Уленшпигель, – я и живописец, я и крестьянин, я и дворянин, я и ваятель. И странствую я по белу свету, славя все доброе и прекрасное, а над глупостью хохоча до упаду.
– Коли ты видел много стран, – снова заговорил старик, – стало быть, сумеешь выговорить Schild ende Vriendt (щит и друг) так, как выговаривают гентцы. А не сумеешь – значит, ты не настоящий фламандец и будешь казнен.
– Schild ende Vriendt, – произнес Уленшпигель... А вы не боитесь охотиться в этом лесу?
– Нас много, – отвечал старик, – они (лесничие) нас боятся, а не мы их, и потому не трогают. Сыщики и судьи тоже. Горожане нас любят, оттого что мы ничего худого никому не делаем. Сами мы в драку не сунемся. Ну а если испанское войско нас окружит, то уж тогда старые, молодые, женщины, девушки, мальчишки, девчонки – все мы дорого продадим свою жизнь, мы лучше перебьем друг друга, но только не дадимся в руки кровавому герцогу, который нас запытает.
Тут Уленшпигель молвил Лесным братьям:
– Было время, когда мы воевали с палачом на суше. Теперь надобно его разбить на море. Проберитесь на Зеландские острова через Брюгге, Хейст и Кнокке.
– У нас денег нет, – объявили Лесные братья.
Уленшпигель же им сказал:
– Вот вам тысяча каролю от принца. Пробирайтесь водными путями – каналами, речками, реками.
– Так мы и сделаем, – сказали Лесные братья.
Лесные братья, Уленшпигель и Ламме уселись вокруг костра. Всех Лесных братьев – мужчин, женщин, детей – было шестьдесят. Они достали хлеб из котомок, вынули из ножен ножи, разделали оленя, сняли с него шкуру, освежевали и вместе с мелкой дичью стали жарить на вертеле. И к концу трапезы Ламме прислонился к дереву, свесил голову на грудь и захрапел.
Вечером Лесные братья ушли спать в землянки, Уленшпигель же и Ламме последовали их примеру.
Лагерь охраняли вооруженные часовые. Уленшпигелю было слышно, как шуршат сухие листья у них под ногами.
На другой день Уленшпигель вместе с Ламме пошел дальше, и Лесные братья ему сказали:
– Счастливого пути! А мы двинемся к морю».
IV. Изучение нового материала. Формирование учебных умений и навыков.
4.1.Социально-экономическое развитие, политическое положение Нидерландов в первой половине ХVІ в. (в составе Испанской монархии)
Форма работы: в малых группах (парах).
Метод.прием: прием «Чтение в парах –  обобщение в парах»
Уважаемые учащиеся! Прочитайте текст учебника на с.99-100 и назовите, какие характерные особенности социально-экономического развития и политического положения Нидерландов в составе Испанской монархии подтолкнули голландцев к восстанию за свою свободы.
Комментарий учителя:
Нидерланды оказались в составе Испанской монархии не в результате завоевания или по воле народа, а в результате серии династических браков:
1477 г. – гибель бургундского герцога Карла Смелого, сюзерена Нидерландов, в битве при Нанси. Дочь Мария выходит замуж за австрийского герцога Максимилиана І Габсбурга. Впоследствии Максимилиан І Габсбург был избран императором Священной Римской империи (Германии).
1512 г. – образование Бургундского имперского округа.
1548 г. – Германская империя берет Нидерланды под. покровительство при условии уплаты общеимперского налога.
1549 г. – «Прагматическая санкция» императора Священной Римской империи и испанского короля Карла V (гарантируется неделимость Нидерландов, которым благоволит император, родившийся на этой земле)
1551 г. – передача Бургундского имперского округа под управление испанской линии императором Священной Римской империи и испанским королем Карлом V, внуком Максимилиана І Габсбурга. Таким образом, Нидерланды оказываются под властью сына Карлом V  испанского короля Филиппа II.  Филипп II славился как католик-фанатик, непримиримо настроенный по отношению к протестантам.
В экономическом отношении Нидерланды были наиболее процветающим ремесленным регионом Европы в начале ХVI в.  Здесь процветало 300 городов с населением 3 млн.чел. Нидерланды приносили Испании в 7 раз больше доходов, чем Америка (при Карле: 2 млн. гульденов против 0.5 млн.). В Антверпене и Роттердаме перегружалось 50 % мировых торговых грузов (в гаванях – 2 тыс.судов одновременно). Центром европейского рынка золота стала Антверпенская биржа.
Однако социально-экономическое развитие Нидерландов не было однородным. Прежде всего найдем на исторической карте провинции:
-Север: Голландия, Утрехт, Зеландия, Фрисландия, Дренте, Овериссель, Гельдерн, Гронинген.
-Центр: Фландрия, Брабант
-Юг: Артуа, Геннегау.

На севере ( Голландия, Утрехт, Зеландия ) развивались шерстоткачество, судостроение, лов сельди (800 судов от 200 до 700 тонн, доход в 6-7 млн.гульденов).
В центре (Фландрия, Брабант) создавались мануфактуры по производству шерстяных тканей (в начале 16 в. – 15-20 тыс.кусков саржи, в 1562 г. – 97 тыс.кусков), стеклянных изделий, мыла
Юг Нидерландов (Артуа, Геннегау) включал в себя отсталые сельскохозяйственные районы, где сохранялись феодальные отношения.
Особенности 17 провинций Нидерландов:
1.Национально-этнические противоречия между Югом (валлоны, говорят на французском языке) и Севером (фламандцы, говорят на немецком языке)
2.Религиозные противоречия между Югом (католики) и Севером (протестанты, с 1563 г. распространяется кальвинизм).
3.Социально-экономические противоречия между обедневшей феодальной знатью и богатеющей городской буржуазией (купцы, владельцы мануфактур).
4.Относительная самостоятельность городов и провинций (исторические личные права). Во главе каждой провинции стоял королевский наместник (штатгальтер), однако имелось сословное представительство («земельные штаты»).
Центральные органы власти складывались из: 1) генеральный  статхаудер (штатгальтер, назначаемый испанским королем), 2) государственный совет, финансовый, тайный советы (чиновники, назначались штатгальтером), 3) Генеральные штаты  (орган сословного представительства). В 1559-1567 гг. наместницей Нидерландов была Маргарита Пармская, ее советником был кардинал Гранвела.  Испанские историки объясняют начавшуюся Национально-освободительную войну ее слабостью и нерешительностью.

4.2.Причины и начало национально-освободительного движения
Форма работы: в малых группах (парах).
Метод.прием: прием «Чтение в парах –  обобщение в парах»
Уважаемые учащиеся! Прочтите текст учебника на с. 101- 102 и заполните хронологическую таблицу «Национально-освободительная война: предистория и  начало»
Дата
Событие


Комментарий учителя:
Карл V сохранял в Нидерландах органы сословного представительства (местное самоуправление), но начал борьбу с распространением протестантизма. Ему  удалось подавить лютеранскую Реформацию.
Сын Карла V Филипп II начинает политику «испанизации» Нидерландов (сохранить испанские войска, введенные во время войны с Францией; сосредоточить власть в руках испанского Государственного совета). Одновременно с этим  Филипп II ужесточил преследования протестантов (в 50-х и 60-х гг. XVI в.в Нидерландах среди низших классов, особенно в городах, распространяется кальвинизм).
1559 г. – усиление роли инквизиции в борьбе против кальвинистов (роли инквизиторов выполняют епископы, число которых увеличилось с 4 до 18).
Филипп II увеличил прямые и косвенные налоги, ставшие тяжелым бременем для экономики Нидерландов:
1560 г.- повышение вывозной пошлины на шерсть в Испании (сокращение ввоза с 40 до 25 тыс.кип в год), закрытие доступа нидерландским купцам в испанские колонии).
Реакция жителей Нидерландов:
1565 г. – создание союза дворян кальвинистского вероисповедования «Компромисс»
5 апреля 1565 г. – вручение петиции Маргарите Пармской (восстановление прежних вольностей, созыв Генеральных штатов).
В момент вручения петиции Вильгельм Оранский и его единомышленники были одеты в одежды темных цветов, без кружев, золотых украшений. Поэтому испанские дворяне презрительно назвали их нищими (гёзами).
Однако суровые меры испанского правительства придали событиям революционный характер: народ сходился толпами в несколько тысяч человек, чтобы слушать проповедь, и собрания кальвинистов обыкновенно охранялись вооруженными людьми; осужденных на сожжение проповедников силою освобождали.
1566 г. – иконоборчество (разгромлено 5500 церквей, лозунг «Поповской крови и имущества богачей!»). Восстание подавлено с помощью лидеров протестантов Вильгельма Оранского и графа Эгмонта весной 1567 г.
Иконоборческое движение было использовано Филиппом II  в качестве повода   для:
1567 г. – установление военной диктатуры во главе с «железным герцогом» Альбой.
Были созданы чрезвычайные суды (Брюссельский «кровавый совет», или «совет по делу о мятежах»)
1568 г. – казнь Эгмонта и Горна (всего казнено 8 тыс.чел.).
Лидер дворян-кальвинистов Вильгельм Оранский бежал в Нассау (Северная Германия), пытается организовать оттуда борьбу с помощью наемников, но терпит неудачу.
Экономика Нидерландов рухнула после:
1567 г. – введение герцогом Альбой 1% налога с недвижимого имущества, 5% - с продажи недвижимости, 10% - с продажи всех товаров
Уважаемые учащиеся! После составления хронологической таблицы прочитайте два документа, касающихся предыстории (документ № 1) и начала Национально-освободительной войны в Нидерландах (документ № 2, 3):
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
5.         Почему? С какой целью был создан документ? Объективно ли освещает автор исторические события? Если нет, то почему?
Документ № 1
«Помимо вреда для божьего дела, как показывает опыт прошлого, перемена религии всегда сопровождается изменением государственного строя, и часто бедняки, бездельники и бродяги пользуются этим как предлогом, чтобы завладеть имуществом богатых» (из выступления Филиппа ІІ, короля испанского, пред нидерландским дворянством в 1559 г.)
Документ № 2
«Объявление о налоге наполнило город воплями и смятением; мясники, булочники, содержатели таверн закрыли свои заведения, клянясь, что они лучше бросят все, чем позволят себя довести до нищеты; другие горожане не могли приобрести никакого продовольствия и, видя торговлю прекратившейся, сбежались к воротам дворца, крича открыто, что пусть герцог Альба либо отменит налог, либо пошлет их на эшафот» (из биографии герцога Альбы)
Документ № 3
«Мы, божиею милостью принц Оранский, приветствует всех верных подданных его величества. Мало кто не знает, что испанцы давно уже стараются управлять этой страной, как им вздумается. Употребляя во зло доброту его величества, они убедили его предписать введение инквизиции в Нидерландах… Мы надеялись, что его величество, приняв это дело к сердцу, сохранит свои наследственные провинции от такого конечного разорения. Мы нашли, что наши надежды тщетны. Мы не можем по причине нашей обязанности верно служить его величеству и спокойно смотреть далее на такие убийства, разбои, бесчинства и страдания» (из прокламации Вильгельма Оранского, август 1568 г.)

Лидер Национально-освободительной войны в Нидерландах
Вильгельм Оранский

4.3. Активизация национально-освободительного движения в Нидерландах.
Форма работы: в малых группах (парах).
Метод.прием: прием «Чтение в парах –  обобщение в парах»
Уважаемые учащиеся! Продолжаем заполнение хронологической таблицы «Национально-освободительная война: предистория и  начало»
Дата
Событие


Первые попытки вооруженного сопротивления кончились неудачей; испанцы господствовали почти над всей страной. Но эмигранты стали объединяться в вооруженные отряды «лесных гезов» (вели партизанскую борьбу с испанцами в лесах) и «морских гезов» (на рыболовецких шхунах, торговых кораблях нападали на испанские суда).
1572 г. – взятие морскими гёзами г. Брилля (1 апреля, в дельте Рейна) и Флиссингена (5 апреля).
С этого момента сопротивление пошло успешнее; и северные области, в которых преобладали кальвинисты, оказались под контролем противников испанской короны.
1573-1575 гг. – попытки герцога Альбы подавить восстание. Города Нидерландов были подвергнуты испанской осаде. Хаарлем оборонялся 7 месяцев (декабрь 1572-июль 1573), Лейден – 6 месяцев (май-октябрь 1574 г.).
После смерти преемника Альбы, Реквезенса (1576), Вильгельму Оранскому удалось привлечь к восстанию и южные провинции Нидерландов.
4 ноября 1576 г. - в Антверпене  испанцами было убито 8 тыс. горожан
8 ноября 1576 г. – Гентское умиротворение (принято Генеральными штатами в Генте, формально – мирный договор между югом и севером, требование вывода испанских войск)
 Однако союз между северными и южными провинциями был непрочным вследствие национального и религиозного различия: большинство населения южных провинций (современная Бельгия) оставалось верным католичеству. Политическими уступками испанцам удалось удержать южные области под своей властью, а семь северных провинций составили независимую Голландскую республику.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте и проанализируйте документы, иллюстрирующие развертывание Национально-освободительной войны в Нидерландах (документ № 5) и жестокость испанцев (документ № 4), пытавшихся подавить мятеж:
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
5.         Почему? С какой целью был создан документ? Объективно ли освещает автор исторические события? Если нет, то почему?
Документ № 4
.«Испанцы бросились по улицам… Все дома были разграблены, жителей принуждали носить добычу в лагерь, где их убивали в награду. Затем город подожгли со всех концов, чтобы заставить тех граждан, которые спрятались, выйти из своих убежищ. Одних закалывали шпагами, других рубили топорами… Почти все жители Наардена были таким образом истреблены» (из свидетельства современника, 1573 г.)
Документ № 5
 «Чего вы хотите, друзья мои? Сдача города испанцам была бы участью более горькой, нежели смертное томление, которое он терпит теперь. Я вам говорю, что поклялся удержать город, и да пошлет бог силу исполнить клятву! Умереть мы можем только раз… Я знаю, что мы умрем с голоду, если нас скоро не освободят, но голодная смерть лучше позорной смерти» (из речи бургомистра Адриана ванн дер Верфа перед жителями Лейдена)


4.4. Рождение республики (Голландия).
Форма работы: в малых группах (парах).
Метод.прием: прием «Чтение в парах –  обобщение в парах»
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте учебник на с. 103- 104 и закончите заполнение хронологической таблицы.
Комментарий учителя:
23 января 1579 г. – Утрехтская уния северных провинций.
Испанский король Филипп ІІ объявляет лидера кальвинистов Вильгельма Оранского вне закона и призывает к его устранению.
1581 г. – провозглашение независимости от «испанских тиранов и нарушителей права»
1584 г. – убийство Вильгельма Оранского в Дельфте испанским шпионом.
1584 г. – испанское вторжение в Брабант и Фландрию, падение Антверпена.
1585 – 1625 гг. – во главе Голландии стоит Морис Оранский, сын Вильгельма Оранского. В союзе с Англией этот талантливый полководец проводит контрнаступление против испанцев на востоке и юге страны. Морис Оранский захватывает испанские и португальские колонии в Южной Африке, Индии, Молуккские острова.
1609 г. – 12-летнее перемирие.
1648 г. – Гаагский мир, заключенный по итогам общеевропейской Тридцатилетней войны. Испания признает Голландскую республику.
Государственное устройство Голландской республики:
депутаты 7-и республик (провинций) заседают в Гааге под председательством Голландии. Каждые 5 лет назначается представитель республики (провинций) – так называемый адвокат земли.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте и проанализируйте документ согласно памятке:
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
5.         Почему? С какой целью был создан документ? Объективно ли освещает автор исторические события? Если нет, то почему?
Документ №  6
 «Также постановлено, что упомянутые провинции должны будут помогать друг другу жизнью, имуществом и кровью против всяких насилий, какие кто-либо  может причинить им, под прикрытием имени его величества короля Филиппа ІІ или в его пользу. Также постановлено, что без общего единодушного совета и согласия упомянутых провинций не будет заключено никакое соглашение, никакой мирный договор. не будет начата война, не будут взиматься никакие налоги, касающиеся всего союза; но другие дела, имеющие отношение к конфедерации, или дела, зависящие от этих вопросов, будут регулироваться, обсуждаться и решаться большинством голосов провинций, составляющих эту конфедерацию» (Утрехтская уния, 23 января 1579 г.).
Отрывки из романа «Легенда о Тиле» 
1. Сожжение Клааса (отец Тиля, муж Сооткин, обвиненный испанской инквизицией в еретичестве)
«Услышав колокольный звон, Сооткин и Неле перекрестились. Но Уленшпигель не перекрестился — он сказал, что он не желает молиться богу так, как молятся эти палачи. Он бегал по всему дому, пытался выломать двери, выпрыгнуть в окно, но и двери и окна были на запоре.
Вдруг Сооткин вскрикнула и закрыла лицо передником:
— Дым!
В эту минуту все трое с ужасом увидели поднимающееся к небу черное облако дыма.
Палач с трех сторон, во имя отца и сына и святого духа, разжег костер, на котором стоял привязанный к столбу Клаас, и дым этот шел от костра.
Клаас посмотрел вокруг, и как скоро он уверился, что в толпе нет ни Сооткин, ни Уленшпигеля и что они не видят его мучений, у него отлегло от сердца.
Слышно было лишь, как молится Клаас, как трещат поленья, как ропщут мужчины, как плачут женщины, как приговаривает Катлина: «Потушите огонь, пробейте дыру — душа просится наружу», — и как заунывно перезванивают колокола.
Внезапно Сооткин стала белее снега, задрожала всем телом и, уже не плача, показала пальцем на небо. Над кровлями домишек взвился длинный и тонкий язык пламени. Язык этот, то поднимаясь, то прячась, причинял нестерпимые муки Клаасу: по воле ветра пламя то жгло ему ноги, то поджигало бороду, и она начинала дымиться, то лизало волосы на голове.
Уленшпигель схватил мать и попытался оторвать от окна. В это мгновение они услыхали пронзительный крик — это кричал Клаас, тело которого горело только с одной стороны. Потом он умолк. Слезы струились у него по лицу.
И тут послышался рев толпы. Мужчины, женщины, дети кричали:
— Клаас приговорен к сожжению на большом огне, а не на медленном! Раздуй огонь, палач!
Палач принялся раздувать, но пламя не разгоралось.
— Лучше удави его! — кричал народ.
В профоса полетели камни.
— Огонь! Большой огонь! — воскликнула. Сооткин.
И точно: багровое пламя вымахнуло к самому небу.
— Сейчас он умрет, — сказала вдова. — Господи боже! Прими с миром дух невинного страдальца! Почему здесь нет короля? Я бы своими руками вырвала ему сердце!
С соборной колокольни плыл похоронный звон.
И еще слышала Сооткин, как страшно закричал Клаас, но она не видела, как тело его корчилось на огне, как исказила мука его черты, как он вертел головой и как она ударялась о столб. Народ кричал, свистал, женщины и дети бросали камни, но вдруг костер запылал со всех сторон, и все ясно услышали голос Клааса, прорвавшийся сквозь дым и пламя:
— Сооткин! Тиль!»

Немає коментарів:

Дописати коментар