суботу, 6 грудня 2014 р.

8 кл. Всемирная история Речь Посколитая

 См. блог http://historydon112.blogspot.com/2014/11/8.html
Тема урока: Речь Посполитая
Класс: 8-А, 8-Б   Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112    
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1.Особенности социально-экономического развития, формирование фольварочно-барщинной системы хозяйствования.
2.Установление шляхетской демократии, создание Речи Посполитой.
3.Внешняя политика Речи Посполитой.
4.Религиозная жизнь населения Польского государства, насаждение католичества, преследования православных и протестантов.
После этого вы сможете:
1.Устанавливать хронологическую последовательность событий: Люблинская, Берестейская уния, польско-турецкая война.
2.Показывать на карте территорию Речи Посполитой.
3.Давать определение понятиям «уния», «фольварк».
4.Анализировать основные сословия общества, направления внешней деятельности, выявлять характерные черты государственного устройства Речи Посполитой.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература.
Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец 15-17 вв.): учеб.для 8-го кл.общеобразоват.учебн.завед. – К.: Генеза, 2008. – 240 с.
Ход урока

І.Организационный момент
ІІ. Актуализация опорных знаний (7 класс_
Форма работы: индивидуальная /коллективная.
Метод.прием: беседа.
Понятия
Монархия – форма правления, при которой вся верховная власть сконцентрирована в руках единоличного главы государства – монарха и передается по наследству.
Магнаты (лат. magnatus - знатный человек) – крупные землевладельцы, представители аристократической вертушки общества в Польском государстве
Шляхта  (польск. сhlahta)– средние и мелкие дворяне в Польском государстве.
Даты
1385 г. – Кревская уния, образование Польско-Литовского государства.
1387 г. – окончательное присоединение Галиции к Польше
Личности
Ягайло (Владислав ІІ) – великий князь литовский (1377-1392) и король Польши (1386-1434), родоначальник династии Ягеллонов.
Вывод учителя: В Средние века в Польше не существовало сильной королевской власти. Власть монарха ограничивали польский сейм и местные сеймики, в которых заседали магнаты, шляхта и духовенство.

ІІІ. Мотивация.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: «Четыре взгляда».
Историк ХІХ в. Владимир Антонович в работе «Три национальные типы народные» (1888 г.) писал: «Поляки оказались сторонниками идеи аристократизма… У поляков выступает пункт – шляхетность, любовь к свободе»
Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение о возможном влиянии национального характера поляков на историю Польского государства в ХVI в.
Красный цвет: любовь поляков к свободе приведет к процветанию Польского государства, залогом которого будет победа демократии.
Синий цвет: любовь поляков к свободе приведет к упадку Польского государства, вызванному анархией, «войной всех против всех».
Зеленый цвет: черты национального характера, в том числе, любовь поляков к свободе, не оказывают существенного влияния на ход исторических событий. Главными факторами являются развитие экономики, внешнеполитическая обстановка, воля выдающихся исторических личностей.

IV. Сообщение темы, дидактической цели урока, ожидаемых результатов.
Учитель сообщает тему уроку «Речь Посполитая», с помощью учеников формулирует ожидаемые результаты:
После этого урока учащиеся смогут:
1.Называть даты Люблинской и Берестейской унии.
2.Показывать на карте территорию Речи Посполитой, направления внешней политики.
3.Пояснять понятия «уния», «фольварк».
4.Описывать положение украинских земель в составе Речи Посполитой.
5.Характеризовать основные сословия общества (магнаты, шляхта, мещане, крестьяне)
6.Определять характерные черты государственного устройства Речи Посполитой.
V. Изучение нового материала.
5.1. Создание Речи Посполитой.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: ученическая лекция
Рассказ учителя: Огромное влияние на характер государственного строя, на структуру высших органов управления Польши и Литвы имел союз этих государств, основу которого, как мы уже вспоминали, заложила Кревская уния 1385 г. Согласно Кревской унии великий князь Литовский Ягайло стал одновременно королем польским. Таким образом, первые шаги сближения Литивы и Польши имели характер персональной унии.
Однако в середине ХVI в. польские феодалы стали поднимать вопрос о вечном  соединении Литвы и Польши. К этому их толкала бездетность Сигизмунда ІІ Августа, последнего представителя династии Ягеллонов.
Странное впечатление производил на современников этот король. О многом говорит его прозвище: «Король-завтра», которое он получил из-за привычки откладывать и медлить.  Жажда покоя, изнеженность соединялась в Сигизмунде ІІ Августе с любовью к роскоши, мотовству. После его смерти в казне короля не нашлось денег, чтобы заплатить за похороны. Не нашлось ни одной золотой цепи, ни одного золотого кольца, которые можно надеть на покойника. «Не походи вы стали на  предков ваших: они не на пирах за чашами распространяли государство, а сидя на конях, трудными подвигами воинскими; они спорили не о том, кто больше осушит бокалов, но о том, кто кого превзойдет в искусстве воинском», - упрекал короля Сигизмунда ІІ  Августа папский посол кардинал Комендоне.

Но несмотря на слабость характера,  последнему из Ягеллонов удалось довершить дело, ставшее главной исторической задачей его династии: склонить элиту Великого княжества Литовского к объединению с Польшей на вечные временны. В 1569 г. на Люблинском сейме сопротивление литовских послов было сломлено после того, как Сигизмунд ІІ Август  издал универсалы о переходе Волыни, Киевщины и Подолии, ранее принадлежавших Великому княжеству Литовскому, под управление Польского королевства.
5.2. Локализация событий в пространстве. Территория Речи Посполитой
Форма работы:индивидуальная / коллективная.
Метод.прием: ученическая лекция
Учитель показывает на карте границы Речи Посполитой, Великого княжества Литовского и Польского королевства.
Учитель предлагает учащимся подписать на карте названия земель, переданнях под. управление Польского королевства.
Ответ, который ожидается:
1  Волынь
2 – Киевщина
3 – Брацлавщина (Восточная Подолия)
Комментарий учителя: украинские земли, которые находились в составе Речи Посполитой и входили в Малую Польшу, окончательно утратили свою автономію и административно были поделены на 6 воеводств по польському образцу
1)      Руське воеводство (Галиция)
2)      Белзкое воеводство
3)       Волинское воеводство
4)      Подольское воеводство
5)      Брацлавское воеводство
6)      Киевское воеводство.


5.3. Государственное устройство Речи Посполитой.
Форма работы:групповая.
Метод.прием: «Диалог»
Рассказ учителя: Еще одной причиной, по которой послы Великого княжества Литовского, согласились на подписание Люблинской унии, была их приверженность шляхетской демократии. Практически неограниченная свобода, свобода от королевской воли, - вот что получили они, подписав акт унии 1 июля 1569 г.
Сегодня мы с вами попытаемся дать определение понятию «шляхетская демократия», которое характеризует государственное устройство Речи Посполитой.
Для этого мы вновь поработаем по группам. Источниками информации для вас станут:
1.Текст учебника. Прошу открыть его на стр.136 и прочитать пункт «Шляхетская демократия».
2.Информационная карточка, где помещена схема «Государственное устройство Речи Посполитой» и разъяснение к нему из пособия «История Польско-Литовского государства» Тация.
Я предлагаю вам в течение 3х мин. прочитать тексты, а затем разыграть сцену принятия решений в представительном органе – сейме Речи Посполитой.
Задание группе № 1:
Разыграть сцену: «Король собирается ввести новый налог, чтобы отремонтировать разрушающийся дворца в Кракове»
Роли:
  1. Король
  2. Сенаторы (2 чел.), высказывают свое мнение о целесообразности
  3. Шляхтичи, избранные в посольскую избу (2 чел.). Участвуют в голосовании

Учащиеся анализируют текст учебника, информационных карточек. Затем они распределяют между собой роли, продумывают собственные выступления (2-3 предложения).
Через 3 + 2 мин. учитель предлагает группам показать свое выступление.
(выступление групп)
Информационная карточка
Из «Історії Польсько-Литовської держави» В. Тация
«Государственный строй Речи Посполитой сформировался в основном в первые годы ее существования. Большую роль в этом процессе сыграли так называемые «Генриховы артикулы», принятые в 1572 г. в связи с избранием королем Речи Посполитой французского принца Генриха Валуа. Согласно артикулам Речь Посполитая провозглашалась дворянской республикой, возглавляемой королем, который избирался. Король отказывался от принципа наследования трона, обязывался не решать вопросов войны и  мира без учета мнения сената, не созывать «посполитого рушения» без согласия сената, иметь при себе 16 сенаторов, каждые два года созывать съезд. Артикулы предусматривали, что если король будет нарушать права и привилегии шляхты, последняя будет иметь право отказаться от покорности королю.
По Люблинской унии 1569 г. законодательная власть передавалась вальному сейму. Считалось, что сейм состоит из трех сословий: короля, сената и посольской избы (зборни).
Король в сенате, таким образом, становился частью шляхетского сейма и во время его заседаний был только председательствующим сената. Роль сената в составе вального сейма была значительной, поскольку сенат объединял всех высших должностных лиц Речи Посполитой – воевод, каштелянов, а также католических епископов Литвы и Польши. Сенаторы в сейме не голосовали, а по очереди высказывали свое мнение по тому или другому вопросу. На этой основе король или от его имени канцлер формулировали «конклюзию» (вывод) – общее мнение сенаторов.
Наиболее влиятельной частью вального сейма была посольская изба (зборня). В нее входило 170 делегатов – послов от земской шляхты, в том числе 48 послов от Литвы, которые сначала собирались в Слониме, чтоб согласовать свою деятельность на вальном сейме. Созывалась посольская изба королевскими универсалами, в которых излагались вопросы, подлежащие рассмотрению на сейме. Избрание послов осуществлялось на шляхетских сеймах. Тут же послам давались указания, которые отображали требования шляхты. Все вопросы на сейме Речи Посполитой решались единогласно, действовал принцип «свободного запрета».
Компетенция сейма была достаточно широкой. Он имел исключительное право принимать законы, вводить новые налоги, давать согласие на созыв посполитого рушення (ополчения), принимать послов иноземных государств, определять основные направления внешней политики.
Постановления сейма назывались конституциями. Они провозглашались от имени короля, но с обязательным упоминанием о том, что приняты с согласия сейма».
Комментарий учителя: Согласно «Генриховым артикулам», прийнятым в 1572 г. в связи с избранием королем Речи Посполитой французского принца Генриха Валуа, Речь Посполитая провозглашалась дворянской республикой. Ее возглавлял король, но  в отличие от монархий, существовавших в 16 веке в других европейских странах, король в Речи Посполитой
1)                 избирался сеймом после смерти предыдущего,
2)                 не мог решать вопросов войны и мира без учета мнения сената,
3)                 не мог созвать «посполитого рушения», назначить сбор налогов без решения посольской избы сейма.

5.4.Особенности социально-экономического развития Речи Посполитой. Формирование барщинно-фольварочной системы.
Форма работы:групповая
Метод.прием: «Диалог»
Люблинская уния 1569 г. способствовала росту политической роли магнатов и шляхты и способствовали утверждению режима «шляхетской демократии».
Но демократия в переводе с греческого – власть народа. Каковым же стало положение народных масс в Польском государстве во второй половине 16 века?
Основную массу населения Польского государства составляло крестьянство, на котором лежала вся тяжесть денежного налога в пользу государства – «серебщины», а также повинности перед феодалами.
Во второй половине 16 в. под воздействием аграрной реформы короля СигизмундаІІ Августа, вследствие перехода к барщинно-фольварочной системе феодальные повинности возросли.
Учитель  просит учащихся 1 группы подготовить рассказ о феодальных повинностях крестьян на основании исторического документа – выдержки из «Устава на волоки».
Кроме социального гнета население Польского государства подвергалось национально-религиозному гнету. Во время правления короля Сигизмунда ІІІ Вазы произошло возобновление влияния католической церкви, власть искореняла протестантизм, что характеризуется как контрреформация.
Что касается преследований православных, то оно достигло такой силы, что высшие иерархи православной церкви – митрополит киевский Михаил Рагоза и шесть епископов – признали над собой власть папы римского. В 1596 г. была подписана Берестейская уния.
Учитель просит учащихся 2 группы подготовить рассказ об обострении межконфессиональных противоречий на основании исторического документа – выдержки из «Треноса» Мелетия Смотрицкого.
Документ № 1
Из «Устава на волоки» (1557 г.)
«Фольварки хотим иметь, чтобы они везде были заведены, причем как можно большего размера, при каждом замке и дворе нашем, кроме тех, где земли плохие, не плодородные были…
Работа подданным через войта должна быть заказана на неделю: с чем и в который день люди на работу прийти должны, а если какой-то человек не выйдет на работу, то за первый день пропуска заплатит грош, а за второй – барана, а если в третий раз прогуляет или из-за пьянства не выйдет, то бичом на лавке карать, а дни пропущенные отработать.
А до работы подданным приступать, как солнце всходит, а уйти, как заходит…»
Ожидаемые ответы. «Устава на волоки»:
1. Кто? Кто создал этот документ? Какой была позиция автора документа? (представитель сословия феодалов)
2. Что? О чем рассказывает нам этот документ? Что замалчивает? (о барщине – отработочной повинности крестьян)
3. Когда? Когда этот документ был создан? В каких исторических условиях? Какие идеи или обстоятельства, характерные для этого периода, могли повлиять на содержание документа? (документ создан в середине 16 века, во времена, когда установлена «шляхетская демократия» - бесконтрольность феодалов, их произвол по отношению к феодально-зависимым крестьянам)
4. Где? Где происходило событие? С какой местностью оно связано? (в Польском государстве)
5. Почему? Почему этот исторический документ был создан или написан? Преследовалась ли при этом какая-либо специальная цель?
Комментарий учителя: развитие внешнеэкономических связей Польского государства, повышение цен на сельскохозяйственную продукцию в связи с эпохой Великих географических открытий имело огромное влияние на рост сельского хозяйства. Начиная с XVІ в., магнаты и шляхта расширяли свои пахотные земли, чтобы получать больше хлеба на продажу. Это приводило к росту отработочной повинности. Так создавалась фольварочная система сельского хозяйства, при которой земли феодала обрабатывались руками зависимых от него крестьян.
Шляхетский фольварок в хозяйственном отношении представлял собой участок земли, который составлял собственное хозяйство шляхтича и обрабатывался для него крестьянами – крепостными. Под фольварок отводились лучшие угодия: пахотные земли, сады, сенокосы. Крестьяне были обязаны пахать, сеять, боронить, косить сено в фольварке, пользуясь собственными орудиями труда.
5.5.Религиозная жизнь
Форма работы:групповая
Метод.прием: «Диалог»
Ожидаемые ответы. «Тренос»:
Документ № 2
«(от имени православной церкви) Не уничижайте меня, сыны человеческие, несмотря на почерневший вид лица моего не пренебрегайте, а к внутренней небесной благости, которой меня Царь мой и Бог мой с неописуемой любовью своей целительно одарить соизволил, присмотритесь. Черное, признаю, лицо мое. Потому что меня громами багатств и гордости побито. А еще больше потому, что осунулось оно от поста, труда, надругательства и преследования, которые я постоянно в дни пилигримства своего терплю, потому что несу на себе крест страданий и притеснений, следуя по узкой и тернистой дороге к горнему Иерусалиму. Черное лицо мое, потому что телесной роскоши и удовольствия в том путешествии, призванном к честной жизни, я не получаю…
Черное, в-третьих, говорю, лицо мое, потому что никак сердечной боли и кровавого плача сбыться не могу, несмотря на большую и почти незчисленную силу людей, кровью дорогой безгрешного агнца …И еще более странно, что те, которые их (под доверенным им над ними правлением и пастырством) от того несчастного чина отводить должны, авторами их погибели и проводниками их на той пагубной дороге стали».
1. Кто? Кто создал этот документ? Какой была позиция автора документа? (представитель православной конфессии)
2. Что? О чем рассказывает нам этот документ? Что замалчивает? (об обвинениях, в том числе, в государственной измене, которые выдвигали униаты в адрес православных)
3. Когда? Когда этот документ был создан? В каких исторических условиях? Какие идеи или обстоятельства, характерные для этого периода, могли повлиять на содержание документа? (документ создан в начале 17 века, после подписания Берестейской унии 1596 г., которое обострило межконфессиональные противоречия)
4. Где? Где происходило событие? С какой местностью оно связано? (в Польском государстве)
5. Почему? Почему этот исторический документ был создан или написан? Преследовалась ли при этом какая-либо специальная цель?
Комментарий учителя: произведение полемической литературы «Тренос» Мелетия Смотрицкого было создано с целью защиты православной веры. Уже не словом, а оружием будут защищать православную веру украинские казаки, мещане и крестьяне, вставшие под знамена Богдана Хмельницкого.

VI. Систематизация и обобщение знаний.
Форма работы: групповая.
Метод.прием: викторина в форме брейн-ринга
Вопросы:
1.Большие многоотраслевые хозяйства польских феодалов, основанные на барщинном труде, назывались - … (фольварк)
2.В 1569 г. после подписания унии между Польшей и Литвой было создано новое государство - … (Речь Посполитая)
3. Последний король из династии Ягеллонов - … (Сигизмунд ІІ Август)
4.Высший представительный орган, в котором заседали магнаты, шляхта и духовенство, назывался - … (сейм_
5.Возобновление влияние католической церкви, искоренение протестантизма характеризуется как … (Контрреформация)
6.Берестейская уния была заключена в … (1569 г.)

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Форма работы: коллективная.
Метод. прием: «Четыре взгляда» (вариант: «Займи позицию»)
А теперь я предлагаю вам снова взять в руки цветные карточки. Давайте посмотрим, не изменилось ли наше отношение к проблеме свободы человека в процессе изучения Польского государства.
Поднимите красную карточку, если вы считаете: свобода - превыше всего, она не должна быть ограничена общественной необходимостью.
Поднимите синюю карточку. если вы считаете: человек должен нести долг перед обществом, его действия определяет социальная необходимость.
Поднимите зеленую карточку, если вы считаете, что человек – это единство свободы и необходимости.
Опыт Польского государства учит нас: отстаивая свою свободу, нельзя нарушать права других людей, даже если ты считаешь себя всесильным.

Немає коментарів:

Дописати коментар