неділя, 2 листопада 2014 р.

Конспект урока для 5-х кл. Вещественные источники

Электронный адрес:  rybalka.mila@mail.ru

Тема 1. Откуда и как историки узнают о прошлом 
Классы: 5-А, 5-Б, 5-В, 5-Г кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Тема урока: Вещественные исторические источники. Музеи
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
•Рассказать о том, как историки узнают о прошлом на основе археологических раскопок, вещественных источников, монет.
•Привести примеры исторических памятников, в том числе, вещественных источников, с помощью которых можно узнать о прошлом наего края.
•Высказывать суждение о роли музеев в сохранении памяти о прошлом.
Тип урока: комбинированный
Литература: Власов В.С. История Украины  (Введение в историю). – К.: Генеза, 2013.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся («Письменные источники. Архивы», урок № 4)
2.1. Понятие «Исторические источники», «Письменные источники».
Уважаемые учащиеся! На предыдущем уроке вы узнали, что ученые – историки воссоздают картины жизни людей в прошлом с  помощью исторических источников. Вспомните, какие виды исторических источников существуют и заполните схему:


Проверьте себя!
1.1.  Устные исторические источники
1.2.  Вещественные исторические источники
1.3.  Эпиграфика
1.4.  Рукописи
2.2. Примеры письменных исторических источников. «История»  древнегреческого автора Геродота о скифах.
Уважаемые учащиеся! Вспомните, что мы узнали о скифах – народе, жившем в степях от Дуная на западе до Дона на востоке в I тыс. до н.э., благодаря письменному историческому источнику – «Истории» Геродота. Ответьте на вопросы:
1. Покажите на карте границы Великой Скифии.
2. Перескажите легенду, рассказанную Геродотом о происхождении скифов.
3. Какие племена жили на территории Великой Скифии согласно рассказу Геродота?
4. Какое племя было господствующим среди племен Великой Скифии? Где оно жило? Чем занималось?
Проверьте себя!

1. Вспомним, что на картах граница государства обозначается линией. Обведем границу Великой Скифии по линии, начинающейся от берегов Меотиды (греческое название Азовского моря) – вдоль рек Танаис (Дон), Сиргис (Северский Донец) на востоке – до верховьев р. Борисфен (Днепр) на севере - р. Тирас (Днестр), Истр (Дунай) на западе. Обратим внимание, что на карте территория Великой Скифии закрашена белым цветом.
2.   Согласно легенде, рассказанной Геродотом, скифы произошли от самого могучего из древнегреческих героев – Геракла. Возле реки Борисфен (Днепр) Геракл встретил женщину-змею, которая стала прародительницей скифов. В этой легенде отражено отношение греков к скифам, как к народу воинственному и смелому, подобно Гераклу, и в тоже время коварному (подобно женщине-змее).
3.  Согласно описанию Геродота, данному племенам Великой Скифии, на ее территории жили:
-каллипиды, или эллинские скифы («Ближе всего от торговой гавани борисфенитов обитают каллипиды – эллинские скифы»)
-алазоны («За ними (каллипидами) идет другое племя под названием алазоны Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом»
- скифы – пахари («Севернее алазонов живут скифы-пахари.  Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу»),
-невры («Наконец, еще выше их (скифов-пахарей) живут невры»),
-скифы-земледельцы («За Борисфеном (Днепром) же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от нее живут скифы-земледельцы...»)
 -скифы-кочевники («Восточнее этих скифов-земледельцев, на другой стороне реки Пантикапа, обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. Во всей земле скифов, кроме Гилеи, не встретишь деревьев»).
Найдите названия этих племен на карте!

4. Господствующее положение среди племен Великой Скифии занимали царские скифы. Они обитали в Крыму и в Приазовье. Царские скифы вели кочевой образ жизни. Они не занимались земледелием. Царские скифы перегоняли с пастбища на пастбище свои огромные стада скота (коров), следуя за ними на лошадях (мужчины), в кибитках (женщины и дети).
Геродот пишет о царских скифах так: «За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики (Крыма), и до гавани у Меотийского озера (Азовского моря). Другие же части их владений граничатдаже с Танаисом (Доном)».

III.Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В 1988 г. экспедицией Донецкого национального университета  при раскопках «Передериевой Могилы» - кургана поблизости от г. Снежное Донецкой области был найден скифский царский парадный головной убор из золота


К какому виду исторических источников мы можем отнести эту находку?
Ожидаемый ответ: Это вещественный исторический источник. С его помощью мы можем представить себе облик скифов. Скифы изображены с длинными бородами. Они носили кафтаны до колен. В пешем строю сражались короткими мечами (акинаки).
Благодаря раскопкам кургана мы можем также реконструировать погребальные обряды скифов, понять, что привилегированное положение в скифском обществе занимали знатные люди, которых хоронили с особой пышностью. Их погребали в земляных насыпях – курганах с каменной облицовкой. Погребальный инвентарь состоял из оружия, украшений, в том числе, ювелирных изделий из золота, сделанных с большим мастерством.

Скульптурное изображение скифа из с. Ольховник, Донецкий историко-краеведческий музей
Уважаемые учащиеся! Сегодня мы более подробно рассмотрим роль вещественных исторических источников, которые находят во время раскопок ученые-археологи, в изучении истории.
IV. Изучение нового учебного материала.
Уважаемые учащиеся! Прочитайте текст учебника и рассмотрите схему:


Задание: 1.Найдите отличия между предметами домашнего обихода, которые найдены во время раскопок учеными-археологами (фото 1), и предметами быта, которые сохранились до настоящего времени и изучаются учеными – этнографами (фото   2)
                                                
                          
Ожидаемый ответ: на фото 1 изображен сосуд из обожженной глины (не гниет в земле), но он собран из отдельных черепков.
На фото № 2  изображены утюг из железа (ржавеет в земле, но на фото ржавчины нет), деревянные ступа и рубель, которым разглаживали ткань (гниет в земле, но на фото следов гниения нет).
Вывод: ученые-этнографы изучают предметы домашнего обихода, которые были изготовлены сравнительно недавно и сохранились до настоящего времени.
Ученые-археологи изучают предметы домашнего обихода народов, которые жили в глубокой древности. Большинство этих народов к настоящему времени исчезли.
Однако сегодня на уроке мы поговорим о находках, связанных с древнегреческим народом, представители которого поселились на берегах Черного моря в I тыс. до н.э. Их потомки живут в Донбассе и сегодня. Многие населенные пункты нашего края: г. Мариуполь, с.Урзуф, Ялта, Сартана, Старобешево и др. основаны греками.

4.2. Что такое археология?
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте учебник и запишите в конспект понятие «археология»
Археология (греч. archaios — древний и logos — слово, знание) — наука, которая изучает историю по материальным (вещественным) остаткам деятельности людей - археологическим памятникам. К ним относятся остатки поселений, могильники.
Обратите внимание!
Как правило, археологические памятники покрыты землей: дерном (корни трав), глиной. Под ними таится культурный слой, который образовался в результате людской деятельности в древности. Главная задача археологов – исследовать последовательность культурных слоев, или их стратиграфию  (от лат. stratum — слой  и от греч. grapho — пишу). Культурные слои, которые лежат ниже, расскажут археологам о более ранних временах. Культурные слои, которые расположены выше, созданы людьми, жившими в более позднее время.
Археологи – ученые, которые занимаются проведением раскопок и изучением найденных во время раскопок вещественных исторических источников. Их труд очень сложен – ведь древние памятники нужно извлечь из земли неповрежденными. Для этого археологи выработали ряд приемов и методов.
Раскопкам предшествует специальная разведка:
-изучают письменные источники, где упоминаются древние города;
-совершают осмотр места будущих раскопок (во время пахоты на поверхность земли попадают черепки древних сосудов и др.);
-закладывают пробный раскоп – копают узкую траншею, которая помогает узнать, есть ли в почве интересные предметы человеческой жизнедеятельности.
Если же с помощью разведки археологи узнают о том, что земля в этом месте хранит археологический памятник, они закладывают большой раскоп.
Во время раскопок археологи не торопятся. Они используют не экскаваторы, а легкие лопаты, ножи, кисточки. Поверхность раскопа делится на квадраты. На бумаге чертится макет раскопа. Это помогает зафиксировать все находки.



Раскопки древнегреческого поселения
Свои находки археологи отсылают в специальные лаборатории при университетах, историко-краеведческих музеях. Там исследуют возраст находок, то, как их могли использовать люди в древности. Казалось бы, безнадежно испорченные предметы собирают из отдельных фрагментов (кусочков) вновь.

4.3.Музеи и их роль в сохранении и изучении вещественных исторических источников
Уважаемые учащиеся! Найденные вещественные исторические источники сберегаются в музеях: исторических, краеведческих.
Одним из интереснейших культурних центров города Донецка является Донецкий областной художественный музей. В этом музее сберегается много образцов керамических (глиняных) сосудов, сделанных древнегреческими мастерами в конце V - IV в. до н.э. Это большие вазы (пелики) для оливок, винограда, вина, оливкового масла; небольшие сосуды: ойнохойи, лекифы, килики. Многие из них украшены изображениями. Для росписи ваз греки использовали лак черного цвета, чей состав до сих пор в точности не известен археологам (возможно, на основе вулканического пепла). Сначала древнегреческие мастера заполняли черным лаком фигуры, оставляя фон красным (цвет обожженной глины). Затем роспись стало краснофигурной (лаком заполнялся фон, фигуры оставались цвета глины, т.е. красного цвета).


Давайте внимательно рассмотрим одну из пелик. О каких сторонах жизни древних греков она может нам рассказать?
Во второй половине ІV в. до н.э. неизвестным мастером была изготовлена краснофигурная ваза с изображением двух женщин и сына богини любви Эрота. Эта ваза была найдена при раскопках в г. Керчь (Крым), где когда-то существовал древнегреческий город Пантикапей. В  1968 г. пелика была передана в Донецкий областной художественный музей сотрудниками Эрмитажа (музей, который находится в Петербурге). Роспись пелики поражает свободой мастера в передаче движения (бегущая от Эрота женщина)
Вопросы:
1.                 Как одевались в Древней Греции?
2.                 В каких богов верили?
 
Ожидаемый ответ: 1.Эрот и женщины одеты в хитоны (кусок ткани, закрепленный на плечах и боку). У Эрота хитон до колена (так носили одежду молодые мужчины), у женщин до щиколоток. Хитон подвязан поясом.
2.Древние греки были язычниками, то есть они верили во многих богов. Особым почитанием у них пользовалась богиня любви Афродита и ее сын Эрот.
Комментарий учителя:
Некоторые историки считают, что пелика из собрания Донецкого областного художественного музея была найдена в захоронении. Об этом говорит ее хорошая сохранность. Поэтому они предполагают, что сюжет пелики связан не с земной, а с загробной любовью. Женщина бежит от Эрота, потому что боится любви владыки подземного царства Аида.

Пелика с Эротом в верхнем ряду, справа

Статуя Эрота. Донецкий областной художественный музей

V. Обобщение и систематизация знаний.    
Уважаемые учащиеся! Выполните следующие задания:
1.Найдите на карте древнегреческие города  Херсонес, Пантикапей, Тира, Ольвия. На берегах какого моря они были основаны?

Ожидаемый ответ: на северном берегу Черного моря, которое греки называли Понтом Эвксинским.

2.Археологи установили, что первые греческие поселения появились на северных берегах Черного моря в конце 7 в. до н.э.
А.  Запишите 7 в. до н.э. с помощью римских цифр.
Б. Сколько веков назад были основаны первые греческие поселения?
Ожидаемый ответ:
VII в. до н.э.
1 г.н.э.
                                                       XXI в.
Греческие поселения были основаны 7 + 21 = 28 веков назад.

3.Найдите на карте народы, которые стали соседями древних греков и вели с ними   торговлю.
Ожидаемый ответ: соседями древних греков в Северном Причерноморье стали племена скифов.
Комментарий учителя: Жители греческих городов Северного Причерноморья продавали скифам вино, оливковое масло, металлические изделия, мрамор, керамику, дорогие ткани и пр. и вывозили хлеб, скот, кожи, солёную рыбу, рабов.

4.Какие предметы искусства Древней Греции находят археологи при раскопках древнегреческих городов?
Ожидаемый ответ: Из Древней Греции в Северное Причерноморье привозили украшенные росписью вазы. 


VI.Домашнее задание.

Уважаемые учащиеся! На следующем уроке запланировано проведение практического занятие. Мы будем составлять генеалогическое (родословное) древо семьи.
Генеалогическое древо рода - схематичное представление родственных связей, напоминающее разветвленное дерево. Именно оформление генеалогического древа наиболее наглядно демонстрирует связь поколений, многочисленные сплетения и разветвления различных ветвей рода – всех тех наших родственников, без кого мы бы не появились на свет и чьим продолжением мы являемся.
Каждый из нас, изучая историю своей семьи, поймет – его родословная большая, объединяет представителей разных семей, которые переплетаются живыми ветвями и продолжают свой род. Каждое родословное дерево – это история не только одной семьи, а настоящая книга жизни народа, частью которого вы являетесь. Знание о том, что ты являешься «листиком» семейного дерева с надежными и прочными корнями дает человеку устойчивость в жизни, уверенность в себе и душевное благополучие
Чтобы, как можно полнее и точнее узнать родословную своей семьи, нужно обращаться в архивы. Там хранятся документы, в которых можно найти упоминания о наших предках ХІХ -  ХХ вв., а в некоторых случаях – и в более ранние времена. Но пока школьникам доступны лишь семейные архивы.
1 шаг.
Выясните историю своей семьи. Для этого пересмотрите старые семейные фотоальбомы, найдите все сохранившиеся фотографии или портреты предков.
Расспросите ваших родственников, прежде всего бабушек и дедушек, кто изображен на этих фотографиях.
Всю информацию, сообщенную вам родственниками, запишите.
2 шаг.
Исследование родословной семьи проводится по линиям. Это может быть одна линия, например, отца или матери; две линии (и отца, и матери); и даже восемь линий, идущие вглубь от всех прадедушек и прабабушек. Мы с вами – новички в генеалогии. Поэтому проанализируйте собранную информацию - про чьих предков вы узнали больше: отца или матери, - и составьте генеалогическое древо рода по этой одной линии.
Генеалогическое дерево рода бывает двух видов: нисходящим или восходящим. Выберите, какое древо вы составляете.
Составление родословного дерева позволяет собрать сведения о поколениях, живших до нас, сохранить память о своих предках.
Если вы составляете нисходящее родословное дерево семьи, то в основании символического дерева будет ваш предок – основатель рода, а на «ветвях» (линиях рода) - потомки или «листья» (среди них и ваш «листочек).
Родословное древо может быть восходящим: от вас тянутся ветви к вашим предкам. Обычно его составляют, если знают об истории семьи очень мало  и идут путем от известного, т.е. вас, - к неизвестному прошлому.
3 шаг.
Найдите красивую картинку, на которой изображено раскидистое дерево. Такие рисунки можно найти в Интернете – это может быть и фото, и репродукция, и графическое изображение. Выберите то, что вам понравится и что подойдет для ваших целей.
Подготовьте фотографии своих родственников. Если вы будете рисовать электронное генеалогическое древо род, загрузите фотографии в компьютер. Старые фото надо отсканировать, а портреты сфотографировать цифровым фотоаппаратом. Если у вас нет изображения какого-либо родственника, а вы хотите, чтобы он присутствовал на вашем генеалогическом древе, нарисуйте вместо него красивый лист дерева и напишите имя, отчество и фамилию, если они вам известны. Можете оставить этот лист пустым в надежде, что со временем узнаете имя этого предка.
Сделайте к каждому имеющемуся фото подписи, указав фамилию, имя и отчество, год и место рождения родственника, а также информацию о том, кем он вам приходится. Вы можете сделать любые интересные надписи об исторических событиях, в которых этот человек принимал участие, указать связи с дворянством, купечеством, крестьянством и так далее - все, что вам известно
Обратите внимание на то, что сейчас существуют специальные программы, которые позволяют художественно оформить генеалогическое древо рода. Одной из самых популярных программ является GenoPro ии. Скачать эту программу можно на сайте http://www.genopro.com. Более простая в использовании программ – Древо Жизни, она позволяет хранить мультимедийные данные, имеет поиск, сортировку информации, выдает статистику. Сайт этой программы – http://www.genery.com/ru. Программы дают возможность быстро и просто оформить родословное дерево, вводя необходимую информацию в предусмотренные для нее формы.
Образец генеалогического древа рода.

Я (учитель) составила генеалогическое древо рода по линии матери. Основателем ее рода является  Михаил Петров Денисов, который родился в 1802  г. в с.Мышцы Касимовского уезда Рязанской губернии Российской империи в семье государственного крестьянина. В 1833/34 г. его по указу Пермской казенной палаты перевезли на Урал, в поселок Нижнетагильского металлургического завода. Известно, что в 1854-1861 гг. он работал на этом заводе слесарем. Там же в 1833 г. он женился на Анне Федоровой Калининой 1806 г. рождения.   

С тех пор жизнь потомков Михаила Денисова была связана с Нижнетагильским металлургическим заводом. Его квалифицированные рабочие считались «рабочей аристократией» - они получали высокую зарплату; содержали собственные дома, лошадей, коров; имели большие участки земли.
Однако в 1917 г. в Российской империи произошла революция, царя свергли. И мой дед, Павел Васильевич Денисов (родился 2 июня 1893 г.), нарушив семейные традиции, пошел работать на железную дорогу. При советской власти многие выходцы из рабочих семей стали во главе больших предприятий. Мой дед стал старшим инженером Нижнетагильского отделения Свердловской области. В 1924 г. он женился на дочери мастера Нижнетагильского металлургического завода Надежде Ивановне Кудрявцевой.

Во время Великой Отечественной войны П.В. Денисов продолжал работать на железной дороге. На фронт пошли два его сына.

Приемный сын Борис Павлович Денисов (род.в 1920 г., отец умер в гражданскую войну) был призван в ряды Красной армии еще в довоенном 1939 году. Он закончил Ивановское военное училище. В 1941 г. Борис Денисов принимал участие в битве за Москву, в знаменитом параде 7 ноября 1941 г. на Красной площади. В 1944 г. он участвовал в освобождении Белоруссии.

Юрий Павлович Денисов (род.в 1926 г.) в1944 г. поступил в Сызранское военное авиационное училище. В то время офицеры учились ускоренно. И в 1945 г. Юрий Денисов принял участие в боях за освобождение Венгрии и Чехословакии.
Их брат Евгений Павлович Денисов в этом время выпускал танки, работая на Уралвагонзаводе.
Уважаемые учащиеся! Я думаю, что и в ваших семьях хранится память о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Обратите внимание на эту информацию.
          
 

Немає коментарів:

Дописати коментар