вівторок, 4 листопада 2014 р.

Конспект урока для 7-х кл. Всемирная история. Арабский халифат.



 Конспект будет дорабатываться
Тема 3. ВИЗАНТИЯ. АРАБСКИЙ  МИР
Класс: 7-А, 7-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Тема урока: Арабский халифат.
Ожидаемые результаты:
1. Аравийский полуостров и его население.
2.Начало проповеднической деятельности Мухаммеда и возникновение ислама.
3.Завоевания арабов.
4. Арабский халифат при Омейядах и Аббасидах.
5. Культурные достижения стран мусульманского мира.
После этого вы сможете:
·Называть года деятельности Мухаммеда, дату создания Арабского халифата.
·Показывать на карте территорию Арабского халифата, направления военных походов, территорию распространения ислама.
·  Пояснять и использовать понятия: «ислам», «халифат».
·  Характеризовать выдающиеся исторические личности (Мухаммад); деятелей исламской культуры (Аль-Бируни, Ибн Сина, Фирдоуси)
· Устанавливать причинно-следственные связи при анализе возвышения Арабского халифата.
· Описывать памятники арабской культуры.
·  Высказывать суждения о вкладе арабской культуры в мировое духовное наследие
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Литература:  Крижановский О.П., Хирная Е.О. История Средних веков: Учебник для 7-го  класса средней школы. – Л.: Орияна – Нова, 2007. – 272 с.
Ход урока
I.                  Организационный момент
II.               Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
III.            Актуализация опорных знаний учащихся
IV.             Изучение нового учебного материала
4.1.Аравийский полуостров и его население
Уважаемые учащиеся! Ответьте на вопросы с помощью карты:
1.                 В какой части Азии находится Аравийский полуостров?
2.                 Какими морями омывается Аравийский полуостров?
3.                 Какую часть Аравийского полуострова занимает Аравийская пустыня? На основе вашего ответа выскажите предположение о климате Аравийского полуострова?

Проверьте себя!
1.Аравийский полуостров находится в Юго-Западной Азии.
2.Аравийский полуостров омывается Средиземным, Красным и Аравийским морями.
3.Большую часть полуострова занимает Аравийская пустыня. Климат здесь жаркий и сухой. Дожди идут очень редко.
Аравийский полуостров занимает площадь 3 млн. кв. км, т.е. примерно четвертую часть Европы. Его территория с древности была заселена арабскими племенами. Но из-за природных различий жизнь арабских племен в различных областях этого региона была неодинаковой.
Большую часть Аравии занимают сухие степи, пустыни и полупустыни. Заниматься земледелием в пустынях не возможно. Здесь живут кочевники-скотоводы. Их так и называют – бедуины (степняки). Бедуины разводят верблюдов, овец, коз, крупный рогатый скот.

В VIVII вв. н.э. племена бедуинов переживали процесс разложения первобытнообщинного строя. У них выделилась племенная знать, владевшая большими стадами скота и пытавшаяся присвоить себе общинные пастбища. Бедные сородичи, оставаясь юридически свободными, были вынуждены работать на знать, пасти их бесчисленные стада.
Значительное распространение  у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы из Африки.
На юге Аравийского полуострова, где больше водных ресурсов, еще в I тыс. до н.э. сложилась развитая земледельческая культура, опирающаяся на сложную систему ирригации. Арабы-земледельцы выращивали здесь ячмень, финиковую пальму, виноград, плодовые деревья. В земледелии применяли плуг с железным лемехом. До VI  в.н.э. здесь существовало Химьяритское государство. Наряду с земледелием получили развитие ремесло и торговля. Йемен славился производством оружия, обработкой кож. В Южной Аравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы. Через Йемен шла торговля между странами Средиземноморья и Индией.

В VI в.н.э.  племена арабов, разрозненные, не имеющие собственной государственности, стали жертвой борьбы за торговые пути между Византией и Ираном (Парфией). Византийские императоры содействовали проникновению в Йемен христианства. Союзником Византии была христианская африканская страна - Эфиопия. В 525 г. ее властители превратили Йемен в наместничество Эфиопии. Однако в дальнейшем эфиопов изгнали персы, сделавшие в 572 г. Йемен своей сатрапией (провинцией). Иранские власти стремились отпугнуть индийских и европейских купцов от Аравийского полуострова, направить торговлю через Персидский залив по территории Ирана. Необходимость противостоять внешним завоеваниям, возродить караванную торговлю стало одной из предпосылок объединению Аравии.
Центром объединения стал Хиджаз, район на юго-западе Аравийского полуострова. Здесь существовали такие центры ремесла и торговли как города Мекка, Ясриб и Таиф.
Мекка находилась в  засушливой  местности, где нельзя было заниматься земледелием. Однако через Мекку проходили караванные пути из Йемена в Сирию, Палестину и Египет.  Помимо обслуживания караванов мекканцы торговали и собственными товарами: сырыми и обработанными кожами, слитками серебра из соседних рудников, изюмом из оазиса Таиф. 
Росту могущества Мекки способствовало городское святилище – в его стену был вделан черный камень кубической формы, возможно, метеорит. Кааба стал предметом почитания соседних кочевых племен.
Большая часть жителей Мекки принадлежала к племени Курейш. Однако некоторые роды этого племени особенно разбогатели на караванной торговле. Городом правил род Омейядов.

Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект:
Хиджаз
(араб. - граница)
Недж
(араб. – плоскогорье)
Йемен
(араб. – южная сторона)
Полоса вдоль побережья Красного моря.
Плоскогорье в центре полуострова
Юго-запад Аравийского полуострова.
Засушливая территория с отдельными оазисами.
Реки высохли. От них остались сухие русла, которые заполняются дождевыми потоками.
Пустыни, полупустыни.
Плодородные земли, тропическая растительность и достаточное количество воды.
Население жило в оазисах, где занималось ремеслами, обслуживало караванную торговлю.

Низкая плотность населения. Территория пригодна только для ведения кочевого скотоводства
Высокая плотность населения, которая издавна занималась оросительным земледелием и садоводством. 

4.2.  Начало проповеднической деятельности Мухаммеда и возникновение ислама.
Форма работы: индивидуальная, коллективная
Метод. прием: защита опережающего домашнего задания (составление исторического портрета Мухаммеда).
Предполагаемый ответ:
Мухаммед (570-632) происходил из бедного рода Хашимитов племени Курейш.
Согласно традиции, свою проповедь единобожия он начал около 610 года. Однако в Мекке она не встретила широкой поддержки (отсюда выражение «нет пророка в своем отечестве»). Мекканская знать опасалась, что новая религия приведет к падению культа святилища Кааба, а это повредит политическому влиянию Мекки среди арабских племен.
Последователи Мухаммеда стали подвергаться преследованиям, что вынудило их переселиться в оазис Ясриб (Медина – «город пророка»). Переселение произошло 15 июня 622 г. Год переселения (по-арабски «хиджра») был принят впоследствии за начальную дату мусульманского летоисчисления. В Медине Мухаммед нашел благоприятную почву для распространения новой религии. Арабские племена Медины были враждебно настроены по отношению к верхушке мекканских курейшитов, у которых многие жители Медины были в долгу. Поэтому арабы Медины поддержали Мухаммеда, который враждовал с правителями Мекки. Во главе с Мухаммедом они начали вооруженную борьбу с Меккой, нападая на ее торговые караваны.
Борьба продолжалась до 630 г., когда после долгих переговоров Мухаммед заключил с мекканской верхушкой соглашение. По нему мекканцы обязались принять учение Мухаммеда – ислам, признать его политическую и религиозную власть. Для себя они добились признания Каабы главным святилищем ислама. Это обеспечило  Мекке роль религиозного центра Аравии.
Как видим, фактором, который привел к объединению Аравии, стал ислам (араб. -покорность воле Бога).
Ислам возник на арабской почве, впитав в себя элементы иудейства, христианства и некоторые обрядовые традиции староарабских домусульманских культов природы. Согласно учению ислама Аллах – творец и судья, определяющий судьбы людей. Проповедовать волю Аллаха приходили в мир пророки: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос  (влияние иудаизма и христианства). Но многие не прислушались к их проповедям, оставаясь язычниками. Тогда Аллах послал на землю последнего пророка – Мухаммеда. Мухаммед – провозвестник близящегося всемирного суда, кары и воздаяния по делам.
Пять главных обязанностей мусульманина:
- символ веры, признание единобожия и пророческой миссии  Мухаммеда. («Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его (посланник Божий)»),
- обязательная молитва (5 раз в день),
- очистительный налог (закат), в размере сороковой доли дохода от всего недвижимого имущесва, стад, торговли, ремесла, который шел в пользу бедных,
- пост в месяц рамадан,
- паломничество в Мекку (хадж).
Священной книгой ислама является Коран (слово Божье), состоящее из 114 сур – стихов. При жизни Мухаммеда его речи записывались учениками на пальмовых листьях, камнях, плоских костях, заучивались наизусть. После смерти пророка при халифе Османе они были отредактированы и составили Коран.
Во времена Мухаммеда не существовало различий между духовными лицами и мирянами (простыми верующими), между мусульманской общиной и государством, между религией и законом. В Коране говорилось о праве наследования, заключении браков и разводов, опекунства. Были установлены запреты – пить вино, играть в азартные игры, заниматься колдовством, есть свинину.
Вновь завоеванные земли не подлежали разделу между арабами и должны были поступать во владение мусульманской общины
(государственная собственность на землю).
Уважаемые учащиеся! Запишем в конспект:
Мухаммед (570-632)
Основатель мировой религии – ислама.
610 г. – начало проповеди единобожия среди жителей родного города – Мекки.
622 г. – хиджра (переселение в Ясриб, переименованный в «город пророка» - Медину);
Начало борьбы с мекканской знатью, нападение на караваны, следующие из Мекки.
630 г. – основание Арабского халифата.
Признание мекканской знатью учения Мухаммеда о единобожии и пророческой миссии  Мухаммеда. («Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его (посланник Божий)»).

4.3. Завоевания арабов.
Форма работы: в парах.
Метод.прием: работа с картой
Инструктаж: после смерти Мухаммеда правители государства выбирались из его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов («заместителей» пророка).Таких выборных правителей – халифов – было четыре: Аб Бекр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656), Али (656-661). Первым халифам пришлось подавлять вооруженным путем вспыхнувшие во многих районах Аравии мятежи, возглавляемые лжепророками. Но наилучшим средством примирить массы арабов с исламом была политика завоеваний, сулившая богатую военную добычу и новые земли. Международная обстановка благоприятствовала арабским завоеваниям. Длительная война между Византией и Ираном (602-628)  истощила силы этих двух крупнейших держав того времени.
Задание: Найти на карте территории, завоеванные первыми четырьмя халифами.



Уважаемые учащиеся! Проверьте себя и запишите в конспект:
Арабские завоевания
При Омаре  в результате войн с Византией:
640 г. – завоевание Палестины и Сирии, в том числе, взятие Дамаска (Сирия, 635 г.), Иерусалима (Палестина,638г.)
640-642 гг. – завоевание Египта полководцем Омара Амр ибн аль-Асом (Александрия взята арабами в 642 г.)
634 г.- начало войн с Ираном (взятие столицы Сасанидов Ктесифона в 636 г.)
При Османе в результате войн с Сасанидской державой:
634-651 гг. – покорение Ирана.
Работа с документом.
Ознакомьтесь с текстом письменного источника и ответьте на вопросы.
Рассказ арабского автора VIII в. Абу-Юсуфа
о посещении халифом Омаром Церкви Гроба Господня
в захваченном арабами Иерусалиме

«Омару открыли ворота города, он вошел и сел во дворе церкви Гроба Господня. Когда пришло время для молитвы, он сказал патриарху Софрония: «Я хочу помолиться». Тот ответил: «Властелин верующих, молись на том месте, где находишься». Омар ответил: «Здесь я не буду молиться». Тогда патриарх отвел его в церковь Константина и положил ему циновку в середине церкви. Омар сказал: «Нет, здесь я тоже не буду молиться». Вышел Омар на лестницу, и помолился там один. И сказал потом Софронию: «О, патриарх. Знаешь ли ты, почему я не помолился внутри этой церкви?». Тот ответил: «Не знаю, о повелитель верующих!». Тогда Омар сказал: «Если бы я помолился внутри этой церкви, она была бы утрачена для тебя, ушла бы из твоих рук, и мусульмане после меня отобрали бы ее у тебя, говоря при этом: «Здесь молился Омар» ».
Вопросы:
1. Кто? Кто был автором документа?
2. Где? Где происходят события, о которых рассказывается в документе?
3. Когда? Когда происходят события, о которых  рассказывается в документе?
4. О чем? О каких событиях (поступке халифа Омара) рассказывается в документе? Какое впечатление должен был произвести поступок Омара на мусульман и христиан?
5. Почему? Почему халиф Омар поступил именно таким образом? Как его поступок связан с причинами успешных и стремительных завоеваний арабов?
Комментарий учителя:
До начала VIII в. арабские завоеватели оставляли в покоренных странах местные порядки. В халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям, а также зороастрийцам-огнепоклонникам Ирана. Поэтому местное население смотрело на арабов, как на своих избавителей от тяжелых поборов визатийских императоров и шахов из иранской династии Сасанидов.
Второй причиной успешных арабских завоеваний была политика халифов по отношению к арабам-мусульманам. В Коране есть специальная глава «Добыча», которая стимулировала арабских воинов к участию в походах». Согласно ей 1/5 военной добычи поступала в собственность пророка, его рода, вдов и сестер, а 4/5 предназначались для распределения между воинами. Военная добыча состояла из золота, серебра, рабов, любого движимого имущества и скота. Известно, что завоевав Ктесифон и обнаружив в его залах огромный ковер, затканный золотыми нитями, украшенный драгоценными камнями, халиф Омар приказал разрубить его на части и разделить между простыми воинами.
4.3.  Гражданская война VII в. и приход к власти Омейядов.
Форма работы: коллективная
Метод.прием: мини-лекция.
Огромные завоевания и богатая военная добыча способствовали еще большему имущественному расслоению и росту социальных противоречий в арабском обществе. Особенно это стало ощущаться при халифе Османе, который принадлежал к мекканскому роду Омейядов. Он порвал с прежними военно-демократическими порядками Омара, стал проводить политику в интересах арабской аристократии, поощряя захваты земель и накопление богатств. Это вызывало недовольство низов арабского общества. Оппозицию к Омейядам возглавил Али, двоюродный брат и зять Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме. Сторонников Али стали называть шиитами (шиа – по-арабски группа, партия). Первоначально шииты были политической группировкой, боровшейся за власть в халифате, но позднее превратились в особое религиозное течение в исламе. Главное требование шиитов сводилось к тому, что титул халифа должен перейти к Али, а затем наследоваться его потомками. В 656 г. восставшими шиитами был убит халиф Осман. Четвертым халифом был избран Али, но арабская знать отказалась признать Али. Началась гражданская война (656-661). В  ходе этой войны часть шиитов – преимущественно бедняки, напрасно надеявшиеся на улучшение своего положения «справедливым халифом» - разочаровались в Али  и покинули его. Эта группировка получила название хариджиты («ушедшие»). Хариджиты выступали за возвращение к первоначальному исламу, под которым понимали социальное равенство, общее владение землей, справедливый раздел военной добычи. Они требовали, чтобы халиф выбирался всеми мусульманами.
В 661 г. Али был убит одним из хариджитов. Арабская знать Сирии и Египта провозгласила халифом Муавию из рода Омейядов. Династия Омейядов управляла Арабским халифатом с 661 по 750 гг. Центральной областью халифата стала в это время Сирия, а столицей – Дамаск.
В халифате при Омейядах стали складываться феодальные отношения. Верховным собственником земли считалось государство, которое наделяло земельными участками отдельных лиц и облагало население налогами. Непосредственно халифу принадлежали земли савафи. Из халифских земель производились пожалования частным лицам (икта). Пожалованные земли можно было передавать по наследству, продавать и покупать, но необходимо было платить налог в пользу государства.
Мусульмане платили поземельный налог (ушр), немусульмане – харадж.
При Омейядах была проведена перепись земель и налогоплательщиков. Крестьянам запрещалось покидать свои земли.
Также население халифата платило налоги:
- закат (мусульмане с ремесла, торговли и скотоводства, официально в помощь бедным)
- джизья – подушная подать с немусульман.
Сначала переход в мусульманство освобождал от платы джизьи. Но вскоре Омейяды стали принуждать мусульман - неарабов платить эту подать.
Для управления огромным государством Омейяды создали большой чиновничий аппарат. До Муавии чиновниками становились греки и персы. Теперь Омейяды брали на службу только арабов. Языком государственного делопроизводства стал арабский язык.
Территория халифата была разделена на наместничества во главе с эмирами (военная и административная власть). Каждый эмир имел двух заместителей, один из которых отвечал за сбор налогов, а другой (кади) был судьей и главой духовной власти в наместничестве.
Однако династия Омейядов не находила поддержки среди арабской знати Аравийского полуострова, в том числе в Мекке и Медине. Во главе оппозиции встали потомки дяди Мухаммеда – Аббаса (Аббасиды).
Недовольство зрело среди социальных низов, возмущенных усилением налогового гнета, огромными расходами на содержание армии и двора. В конце концов в 747 г. в Харасане началось восстание во главе с бывшим рабом Абу Муслимом, которое вылилось в настоящую гражданскую войну. Войска Омейядов были разбиты восставшими. Чтобы подавить восстание, арабская знать объединилась вокруг Аббасидов. В 749 г. Абу-ль-Аббас-ас-Саффах был провозглашен халифом. Ему удалось разбить восставших. Абу Муслим был казнен.
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект:
Халифат Омейядов (661-750)
Столица – Дамаск (Сирия)
1.Продолжение завоеваний:
711 г. – вторжение в Испанию, разгром вестготов.
Начало VIII в. – окончательное покорение Закавказья (Армения, Картли (Грузия), Албания (Азербайджан)).
705-711 гг. – завоевание государства Хорезм в Средней Азии. В ходе завоевания арабы столкнулись с Китаем, пытавшимся становить свою власть над Хорезмом:
751 г.- победа арабов над китайскими войсками.
712 г. – вторжение арабов в Индию, завоевание Синда (ныне Пакистан)
2.Социально-экономическая политика Омейядов:
- Раздачи земли халифами. Пожалованные земли (икта) можно было передавать по наследству, продавать и покупать, но необходимо было платить налог в пользу государства.  Мусульмане платили поземельный налог (ушр), немусульмане – харадж.
- Рост налогов в связи с большими расходами на содержание двора и армии.
Подушный налог джизья, первоначально собираемый с немусульман, теперь платят мусульмане – не арабы.
Это становится причиной социальных протестов и второй гражданской войны в халифате (747-749 гг.)
4.4. Культурные достижения стран мусульманского мира.
Форма работы: в парах.
Метод.прием: составление тематической таблицы на основании самостоятельной работы с учебником.
Инструктаж учителя. По мнению ученых – искусствоведов для мусульманской культуры характерно
1.Уважительное отношение к знанию как к необходимой предпосылке веры, содействие развитию науки.
2.Сохранение и использование культурных достижений античности и Древнего Востока
3.Запрет изображать людей и любых живых существ. Отсутствие икон, портретов, картин
4.Распространение арабесок (геометрических или растительных орнаментов) и каллиграфии или «красоты письма».
Давайте более подробно ознакомимся с достижениями арабской науки IX-XI вв. и заполним таблицу:
Отрасль
Достижения

   
Проверьте себя!
Отрасль
Достижения
Математика
1.Заимствовали у индийцев цифры, впоследствии распространились в Европе.
2.Аль-Хорезми (родился в Хиве (Хорезм, в 783 г.) считается основателем алгебры. Он является автором книги «Аль-Джебра» («Счет»), от названия которой происходят слово «алгебра» и «алгоритм».
3.Заложили основы аналитической геометрии и тригонометрии

Физика
1. Ибн ал-Хайсам (Альхазен) написал книгу «Сокровища оптики», где были сформулированы основные законы оптики.
2.Были разработаны принципы действия увеличительных стекол.
3.Было открыто и объяснено явление инерции


Астрономия
Существование в Багдаде, Дамаске и Самарканде крупных обсерваторий.
Благодаря сложным подсчетам и точным инструментам арабы определили окружность Земли, описали расположение звезд на небе
Химия
Научились изготавливать спирт, серную кислоту.
Благодаря арабам европейцы узнали китайский секрет изготовления пороха.
Термины «алкоголь», «поташ», «селитра», «сода» - арабского происхождения

Медицина
Первыми стали делать вивисекцию - вскрытие живых животных с целью исследования функций организма и причин заболеваний.
Среднеазиатский ученый Ибн Сина, известный в Европе как Авиценна, написал трактат «Канон медицинской науки", где обобщил опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. К концу XVII в. в Европе и мире это дело незаменимой для всех врачей.
Создали первые аптеки и больницы, знали средства обезболивания

Дополнительная информация.
Население Арабского халифата обогатило мир своими культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем правильно, потому что она вобрала в себя культуры народов, покоренных арабами. Однако в ее основе были ислам и арабский язык. В отличие от христианства, где отношение к светскому знанию было пренебрежительным в период раннего Средневековья, в исламе поиск знаний - обязанность мусульманина. Каждый мусульманин должен был уметь читать и писать (этого не было ни в одной стране тогдашнего мира).
Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захваченная арабами Испания стала источником распространения научных знаний в европейские страны. Европейцы-христиане приезжали учиться в мусульманскую Кордову, которую они называли «светлой красотой мира, юным странным городом, который сияет в лучах своих богатств». Отсюда они везли в Европу переведенные на арабский язык труды античных ученых. Этому способствовало создание в IX в. при дворе халифов школы переводчиков, которые сделали достоянием мусульманского мира труды Платона, Аристотеля, Гиппократа, Эвклида. Так, благодаря арабам, европейцы усваивали античную мудрость.
В высших школах, существовавших в Багдаде, Кордове, Каире, наряду с Кораном изучались светские науки. Считается, что эти школы стали образцом для будущих западноевропейских университетов.
Значительную роль в жизни арабов играли книги. Известный случай, произошедший в IX в.: арабы в качестве выкупа за византийского пленного потребовали книги. При дворах знатных правителей создавались библиотеки (Каир, Кордова и др.), где хранились сотни тысяч книг. В частности, библиотека кордовского халифа в X в. насчитывала более 400 000 книг (библиотека в Сорбонне в 1340 г. имела 1 270 томов).
Важными составляющими мусульманской цивилизации была культура быта. Ислам требовал от мусульманина мыться пять раз в день перед каждой молитвой и изменять грязную одежду. Мусульмане унаследовали римскую привычку мыться в банях. В крупных городах их было до несколька сотен.
Несмотря на то, что ислам запрещает изображение человека и животных, тем самым ограничивая развитие изобразительного искусства, в Арабском халифате создавались великолепные памятники архитектуры.
На ранних памятниках арабской архитектуры сказалось влияние эллинистическо-римской, византийской и сасанидской традиций, например дворец IV—VIII веков в Мшатти (Иордания), мечеть «Купол Скалы» (691) в Иерусалиме (Палестина).
В VII—X веках создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным залами и галереями со стройными аркадами. К этому типу относятся Большая мечеть в Дамаске (705), Мечеть Амра в Каире (642).

С XI—XII веков в арабской архитектуре большое значение приобретает орнаментика, покрывающей здания снаружи и внутри; широко применяются стилизованные растительные, сталактитовые, эпиграфические и буквенные узоры. С XIII века распространяются купола как средство перекрытия зданий и важный элемент архитектурной композиции.
На Пиренейском полуострове в XIII—XIV веках создаются великолепные архитектурные сооружения мавританского стиля, в котором арабские формы и декор сочетались с отдельными западноевропейскими архитектурными мотивами. Выдающимися памятниками этого стиля является замок Альгамбра в Гранаде (XIII—XIV века) и дворец Алькасар в Севилье (XIV век).

Немає коментарів:

Дописати коментар