понеділок, 3 листопада 2014 р.

Конспект урока для 6-х кл. Трипольская культура



ТЕМА І. ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ В ПЕРВОБЫТНЫЕ ВРЕМЕНА
Класс: 6-й
Тема урока: Трипольская культура.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы должны рассмотреть такие вопросы.
1.История открытия трипольской культуры. Археолог В. Хвойко.
2.Хозяйственная деятельность носителей трипольской культуры.
3.Жилища и быт носителей трипольской культуры. Планиграфия поселений.
4. Духовная жизнь носителей трипольской культуры
После  этого вы сможете:
•Показывать на карте территорию расселения носителей трипольской культуры.
•Использовать и пояснять на примерах понятие «союз племен», «племя», «род».
•Описывать главные изобретения периода энеолита (медно-каменного века).  
Тип урока:   урок усвоения новых знаний.
Литература: Пометун О.І., Мороз П.В., Малієнко Ю.Б. Всесвітня історія. – К.: Видавничий дiм "Освiта", 2014. – 256  с.

Ход урока

I. Организационный момент
II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Первооткрывателем трипольской культуры был Викентий Вячеславович Хвойко (1850-1914), чех по происхождению, который переехал в Российскую  империю в 1876 году. В 90-х годах XIX в. он начал проводить археологические раскопки в Киеве. В 1893—94 гг. В. Хвойко открыл трипольское поселение в Киеве по ул. Кирилловской. Он представил свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевской губернии. В.Хвойко полагал, что памятники трипольской культуры созданы местным, возможно, славянским населением Поднепровья.
Вопросом трипольской культуры заинтересовался знаток античной древности Э. Р. Штерн (1859-1924). Он побывал на XI Археологическом съезде, проходившем в Киеве в 1899 году, где были представлены вещи из раскопок В. Хвойка в окрестностях Триполья. Штерн считал трипольскую культуру доисторической греческой. Ее носителей – пленами, пришедшими с Балканского полуострова.
В это же время в Румынии были найдены первые памятники, похожие на памятники трипольской культуры. Это сделал румынский археолог Теодор Бурада в 1884 год. По названию села, где было совершено открытие, они были названы культурой Кукутень.
Татьяна Сергеевна Пассек (1903-1968), одна из первых женщин-археологов, уделяла большое внимание которой было уделено исследованию трипольской культуры. Она систематизировала множество трипольской керамики, хранившейся в музеях. Т.С. Пассек настаивала на необходимости полномасштабных раскопок поселений трипольцев. Благодаря ней мы узнали о том, насколько эти поселения были огромны. Т. С. Пассек, как и Э.Р. Штерн, считала, что трипольская культура своими корнями исходит  из Балкан.  В начале IV тыс. до н. э. ее носители пришли с берегов реки Дунай в Молдавию, а затем на Правобережье Днепра. 
Большой вклад в исследование духовного мира носителей трипольской культуры внес выдающийся советский историк и археолог Борис Александрович Рыбаков. Он, как и В.Хвойко, полагал, что носители трипольской культуры были предками славян.
Историк В. Киричук, ссылаясь на археологов Г. Кларка и С. Пигота,  доказывают, что территория Правобережья Днепра была прародиной индоевропейских народов. Эти исследователи называют носителей трипольской культуры предками индоевропейской этнической семьи, в том числе славян, а следовательно и украинцев. Этого мнения придерживаются и другие ученые, в частности австралиец В. Чайлд, француз Г. Руа, украинские В. Паик и Л. Силенко.
Как вы думаете, почему на свое происхождение от носителей трипольской культуры претендуют как славяне (украинцы), так и жители Балканского полуострова: румыны, молдаване?
Можно высказать предположение, что трипольская культура отличалась высоким уровнем развития хозяйства, духовной культуры. Этим и объясняется высокий интерес к ней.

III. Актуализация опорных знаний учащихся
3.1.Установите хронологическую последовательность периодов:
А. Палеолит
Б. Энеолит
В. Неолит
Г. Мезолит
Проверьте себя!
1 – А. Палеолит (греч. палео – древний, литос – камень)
2 – Г. Мезолит (греч. мезо – средний, литос – камень)
3 – В. Неолит ( греч. нео – новый, литос – камень)
4 – Б. Энеолит (греч. энео – медь, литос – камень)
3.2. Работа с «лентой времени».
Нанесите археологические периоды на ленту времени и вспомните их продолжительность:

Палео-лит

Мезолит

Неолит

Энеолит

_______

____

_____

_____

_______


Проверьте себя!


Палео-лит

Мезолит

Неолит

Энеолит

1 млн. 750 тыс. (от появления человека)

Х (в Евро-пе) тыс. до н.э.

VI (в Евро-пе) тыс. до н.э.

IV тыс. до н.э.

середина III тыс. до н.э.

3.3. Соотнесите археологические периоды и основные достижения человечества:
1. Палеолит
А. Изготовление первых орудий труда из камня
2. Энеолит
Б. Изобретение лука и стрел; приручение собаки
3. Неолит
В.Возникновение земледелия и скотоводства (на Востоке), а также ремесел: ткачества, гончарства
4. Мезолит

Г.Начала обработки металлов (меди)

Д. Изобретение первого искусственного материала – бронзы, сплава меди и олова

Проверьте себя!
1. Палеолит
А. Изготовление первых орудий труда из камня
4. Мезолит
Б. Изобретение лука и стрел; приручение собаки
3. Неолит
В.Возникновение земледелия и скотоводства (на Востоке), а также ремесел: ткачества, гончарства
2. Энеолит

Г.Начала обработки металлов (меди)

Д. Изобретение первого искусственного материала – бронзы, сплава меди и олова

3.4. Соотнесите занятия и тип хозяйства:
1. Присваивающее хозяйство
А. Собирательство
Б. Земледелие
2. Производящее хозяйство
В. Охота
Г. Скотоводство

Проверьте себя!
  1. Присваивающее хозяйство: А. Собирательство. В. Охота
  2. Производящее хозяйство: Б. Земледелие. Г. Скотоводство.

IV. Изучение нового учебного материала.
IV – середина III тыс. до н.э. энеолит.
В Восточной Европе произошло первое разделение труда.  В лесостепной зоне на правом берегу Днепра существовала трипольская культура,  основным занятием носителей которой были земледелие и придомное скотоводство. На левом берегу Днепра, в степной зоне, - древнеямная культура (кочевники-скотоводы).
На карте территория расселения трипольской культуры обведена розовым цветом, древнеямной культуры – голубым цветом

4.1. Локализация событий в пространстве. Работа с картой.
Задания:
1.Обведите территорию, на которой археологами найдены памятники трипольской культуры.
2.Запишите названия поселений трипольцев.

Проверьте себя!
1.Памятники трипольской культуры были найдены на Правобережье Днепра. По-видимому, носители трипольской культуры расселились из Прикарпатья к Днепру в лесостепной зоне.
2.Поселения  трипольской культуры –  Триполье, Халепья, Майданецкое, Немиров, Доброводы, Владимировка, Касперовцы, Жванец, Кукутени.

4.2.Хозяйство, духовная культура   носителей трипольской культуры.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте текст учебника и заполните тематическую таблицу.

Территория
Орудия труда
Характер хозяйства, занятия
Жилища
Поселения
Духовная жизнь
Достижения
Трипольская культура







Дополнительная информация
Хозяйство носителей трипольской культуры
А. Земледелие
На поселениях трипольцев найдены зерна ячменя и пшеницы. Кроме этих культур, трипольцы выращивали овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы.
Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Они рубили деревья, поджигали их. Зола сожженных деревьев была удобрением для почвы. Обрабатывая землю, трипольцы жили на одном месте 50-70 лет. Затем земля истощалась, и они перемещались на соседнюю территорию.
Б.Придомное скотоводство.
При раскопках поселений трипольцев находят глиняные статуэтки домашних животных – коров, быков, свиней, кошек, собак. Раньше, чем у других народов Восточной Европы, у трипольцев появились изображения коня.
Половина всех костей животных, найденных при раскопках поселений, - это кости крупного и мелкого рогатого скота:  свиней, лошадей, коз и овец. В конце существования трипольской культуры климат, по-видимому, стал суше. И решающее значение в хозяйстве стало играть овцеводство.
В.Охота и рыболовство.
Носители трипольской культуры охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.
Г.Ремесла:
Г.1. Изготовление орудий труда из камня.
Большинство орудий труда трипольцев были каменными. При раскопках поселений найдены  мастерские по обработке кремня, который использовался для наконечников стрел, вкладышей серпов, скребков, топоров и других незаменимых в хозяйстве вещей.
Г.2. Металлургия и металлообработка.
Развивалась техника обработки меди. Из-за нехватки медных руд на Правобережье Днепра племена трипольской культуры получали медь с Балканского полуострова, ведя обмен с соседними племенами
Ассортимент медных изделий составляли  топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения.
Г.3. Гончарство
В любом трипольском жилище археологи находят от 30 до 200 высокохудожественных керамических изделий - блюдечек, тарелочек, кувшинов, кубков. Качество посуды очень высокое - она тонкая, гладкая, хотя и сделана без помощи гончарного круга. Носители трипольской культуры мастерски расписывали белой, чёрной и красной красками. Ритмика орнамента совершенна, он насыщен символами и  знаками: кругами, спиралями. Некоторые ученые считают, что эти знаки свидетельствуют, что у трипольцев зарождалась письменность. Другие видят в этих знаках первобытную магию, попытку воззвать к потусторонним силам за защитой и покровительством.

Г.4. Ткачество
Жилища трипольцев. Планиграфия поселений
В начале существования трипольской культуры жилища трипольцев были одноэтажными. Они имели каркасно-столбовую конструкцию: сначала вкапывались столбы, потом они оплетались хворостом и, наконец, обмазывались глиной. В период расцвета трипольской культуры ее носители стали строить двухэтажные дома (Варваровка, Раковец). Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей.

Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды.
На раннем этапе поселения трипольцев состояли из 10—15 домов, в период расцвета — из нескольких сотен больших глинобитных жилищ. Историки называют такие поселения протогородами. Жилища стояли концентрическими кругами. В центре находилась площадь, где, очевидно, собирались народные собрания. Трипольцы создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га.
Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли, потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён. 

Духовная жизнь носителей трипольской культуры
Религиозные верования носителей трипольской культуры - аграрные культы, почитание Великой матери.
Историки пришли к этому выводу, так как при раскопках жилищ трипольцев находят в комнатах глиняный выступ из стены – своеобразный домашний алтарь. На нем глиняные фигурки тех сверхъестественных существ, которым поклонялись трипольцы. Женские статуэтки символизировали богиню-мать, символ материнства и плодородия. Бык был, видимо, символом обработки земли и богатства,  голубь - символом неба, посылающего земледельцам дождь. О верованиях трипольцев могут рассказать не только глиняные статуэтки, но и узоры на керамике - повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн. 




Территория
Орудия труда
Характер хозяйства, занятия
Жилища
Поселения
Духовная жизнь
Достижения
Трипольская культура
Правобережье Днепра.
От Днестра на юге до среднего течения Днепра
Костяные мотыги, потом – деревянная соха, с помощью готовили землю под посев.
Серп.
Производящее
хозяйство
Занимались земледелием и придомным скотоводством.
Были развиты ремесла:
-ткачество,
-гончарство (не знали гончарного круга, но обжигали посуду в специальных гончарных печах, сосуды красиво расписывались – «культура живописной керамики), -металлургия и металлообработка (выплавка меди)
Жилища: глинобитные прямоугольные с несколькими комнатами
Возникновения протогородов (большая площадь поселений)

Развитый земледельческий культ. В комнатах –алтари, на к-х глиняне женские статуетки с зернами внутри
1.Начало  обработки метал лов (меди)
2.Переход к земледелию
3.Использование тягловой силы – волов; приручение лошади.
4.Усовершенствование гончарства
5. Изобретение колеса.

Древнеямная  культура
Степи
Поднепровья Приазовье
Кремневые наконечники копий, костяные гарпуны  из металла - украшения
Кочевое скотоводство, которое дополнялось земледелием. Охота.
Ремесла: гончарство (в погребениях находят глиняную посуду, украшенную шнуром)

Не имели постоянных поселений

Использование тягловой силы (для перемещения между пастбищами использовались большие повозки, в которые впрягали быков)









  
4.3. Древнеямная культура


Уважаемые учащиеся! А что же происходило в это время в донецких степях?

Во времена энеолита и бронзового века степные просторы Северного Причерноморья и Приазовья освоили пришедшие сюда с востока племена ранних скотоводов, известные в археологии как «ямные». Первые их погребальные памятники были открыты в 80-х гг. XIX века. В начале XX в.  российский археолог В.А. Городцов выделил их из всех «погребений со скорченными и окрашенными костяками» в самостоятельную культуру — ямную. Обратите внимание, что В.А. Городцов проводил раскопки в Донецком крае – на р. Северский Донец. В основу термина «ямная культура» лёг первый, бросающийся в глаза признак ранних курганных погребений бронзового века Восточной Европы — простая по форме могильная яма.
Однако В.А. Городцов ошибочно посчитал, что погребения ямной культуры принадлежал кочевникам-киммерийцам, о которых упоминают древнегреческие авторы I тыс. до н.э. На самом деле носители ямной культуры жили намного раньше – в III тыс. до н. э.
Памятники ямной культуры  характерны для Каспийско-Черноморских степей, от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе. Археолог Н.Я.Мерперт выделил внутри этой  огромной области 9 территориальных вариантов, разделяющихся на хронологические этапы развития культуры. При этом, по мнению исследователя, на территории Донбасса  существовали два локальных варианта: Северо-Донецкий и Приазовский.
Ямные курганы (часто использовавшиеся впоследствии более поздними племенами) возводились на вершинах плато, удалённых от речных долин на 1-5 км. В единичных случаях археологи находят их в самих речных долинах. Как правило, курганы располагались компактными группами либо идущими параллельно долинам рек и крупных балок цепочками. Наиболее высокие курганы достигали 5-6 м, и даже 7-8 м. Рядом с курганами находят следы погребальных церемоний — остатки костров и поминальных тризн в виде скоплений обломков керамики и костей животных.
Характер устройства могил ямных погребений, как говорилось выше, довольно простой. Иногда вместо обычной ямы сооружалась яма с уступами, где верхняя часть была входом, а нижняя погребальной.
На стенках ям  нередко нередко видны следы от копательных орудий в виде вертикальных борозд шириной 1,5-3 см, длиной 15-25 см. Так как они строго параллельны, то археологи видят в их нанесении какой-то погребальный ритуал. Иногда стены ямы белились мелом или обмазывались глиной белого и желтого цвета.
Почти во всех погребениях на дне прослежены остатки подстилок: древесная труха от покрытия дна корой или тонкими досками; подстилка из камыша, тростника или стеблей травы.
Некоторые ямы перекрывались сверху. Для перекрытий применялись каменные плиты, деревянные брусья, доски, жерди, ветви и даже прутья, а также тростниковые и камышовые циновки. В перекрытие ям иногда помещали детали разнообразных повозок, например,  колеса.
Подавляющее большинство захоронений в ямных могилах одиночные, индивидуальные. Во многих погребениях отмечено наличие охры красного цвета. Красный цвет – цвет крови, цвет жизни. Охрой покрывалось тело умершего в надежде на его возрождение.

Большая часть погребений ямной культуры не имеют погребального инвентаря (оружия, украшений). И все-таки в погребениях изредка встречаются кости домашних животных (овцы, козы, быка, лошади) и ещё реже — диких (тура, оленя).
Также находят керамику, изделия из кремня,  кости и рога. Сосуды ставились обычно у головы погребённого, иногда у ног. Сосуды украшались орнаментом, сделанным путем оттисков шнура. Реже посуда украшалась круглыми вдавлениями, делавшимися, вероятно, трубчатой костью, или резным орнаментом. Для орнаментальных мотивов характерны ряды линий, образующих различные углы, зигзаги, треугольники различных сочетаний. 

В погребениях находят топоры со шлифованной поверхностью, скребки, наконечники стрел, ножи, сделанные из кремня.
К концу существования ямной культуры ее носители научились делать первый искусственный материал – бронзу (сплав меди и олова, меди и мышьяка). Из бронзы стали делать топоры-тесла, ножи, шилья и украшения: составные браслеты, подвески для головных уборов, серьги. 
Можно сделать вывод, что носители ямной культуры сделали большой шаг в освоении донецких степей.  Они научились обрабатывать металл. И пусть мы не находим здесь больших поселений, аналогичных трипольским, это не говорит об отсталости ямной культуры. В степях, где недостаточно влаги, рискованно было заниматься земледелием. Но носители ямной культуры смогли приспособиться к природным условиям - они стали скотоводами.
 

V. Проверочная работа.



Задания контрольной работы

I вариант
1. Человек разумный (Homo Sapiens) появился приблизительно:
А.45 – 40 тыс.лет назад   Б. 30 тыс. лет назад
В.10 тыс.лет назад   Г. 5 тыс. лет назад
2.Археолог,первым обнаруживший па-мятники трипольской культуры (1893 г.):
А. Луис Лики         Б. Мигель Саутола
В. Виккентий Хвойка  Г. Борис Модзалевский
3.Вера в способность человека влиять на силы природы и на других людей, - это:
А. Язычество.  Б. Тотемизм
В. Магия.          Г. Анимизм
4.Установите соответствие между достижением первобытного человека и периодом, к которому оно относится:
1. Возникновение земледелия  
2.Начало использования
орудий труда                            
3.Изобретение лука и стрел
4.Изготовление первых           
металлических орудий труда  
А.Палеолит
Б.Бронзовый век
В.Мезолит
Г.Неолит
Д.Энеолит
5.Установите хронологическую последовательность периодов древнейшей истории:
А. Неолит
Б. Мезолит
В. Энеолит
Г. Палеолит
6.Ознакомьтесь с текстом источника и дайте ответ на вопрос. «Некоторые племена кроманьонцев жили на холодных степных равнинах Восточной Европы. Там не было пещер, где можно было бы поселиться, и не было древесины для построения хижин. Однако шерстистые мамонты, на которых охотились, давали им практически все необходимое для жизни. Из костей мамонтов кроманьонцы сооружали каркас хижины». Когда происходили события, описанные в отрывке?
7. Дайте развернутый ответ на вопрос, используя приведенный план. В чем заключается самобытность трипольской культуры?
1) Когда на территории Украины существовала трипольская археологическая культура?
2) Какие занятия были основными у трипольцев?
3)Чем был вызван упадок трипольской культуры?

II вариант
1.Стоянкой периода раннего палеолита является:
А. Королево   Б. Киик-Коба
В. Мизин        Г. Майданецкое
2.Трипольская культура существовала:
А.ХI-VII тыс.до н.э. Б. VI-V тыс. до н.э.
В.IV-III тыс. . до н.э. Г. II-I тыс. до н.э.
3.Сообщество людей, которые не имеют фиксированного места жительства и постоянно передвигаются, - это:
А. Собиратели    Б. Охотники
В. Кочевники      Г. Земледельцы
4.Установите соответствие между  видами и описанием первобытных верований:
1.Анимизм
2.Тотемизм
3.Фетишизм
4.Магия
 А.Вера в животного-первопредка
 Б.Вера в сверхъестественную силу предмета
 В. Вера в способность  человека влиять на силы природы и других людей
Г. Вера в существование бессмертной души
5.Установите хронологическую последовательность этапов формирования человека: А.Появление питекантропа
Б. Появление неандертальца
В.Появление австралопитека
Г.Появление кроманьонца
6.Ознакомьтесь с текстом источника и дайте ответ на вопрос. «Жизнь первобытного человека была тесно связана с природой: успех на охоте, позднее урожай, выращенный земледельцами. Люди чувствовали себя бессильными перед явлениями природы – молнией, засухой, бурей. Не понимая причин природных явлений, они стремились угодить им, принося жертвы». Какое явление общественной жизни первобытного человека здесь описано?
7.Дайте развернутый ответ на вопрос, используя приведенный ответ. Почему эпоха, когда на Земле жили первобытные люди, называется палеолитом?
1)Какие виды пралюдей выделяют ученые?
2)Из каких материалов изготавливались первые орудия труда?
3)Что такое присваивающая форма хозяйственной деятельности?


Немає коментарів:

Дописати коментар