середу, 15 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 11-х кл. Курс "Человек и мир", урок 1



КУРС «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Класс: 11-й
Тема урока  № 1: «Введение в курс «Человек и мир»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы должны рассмотреть вопросы:
1.      Понятие человека как биосоциального существа.
2.      Индивидуальность как  феномен человека.
3.      Понятие «личность».
4.      Понятие «гражданин»
После этого вы сможете:
·                   Давать общую характеристику курсу «Человек и мир».
·                   Характеризовать его цель, задания, структуру.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока
II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые учащиеся! Ответьте на вопрос: Исходя из названия курса «Человек и мир», предположите, о чем мы будем говорить с вами на уроках?
Ваш ответ мог бы быть таким: Название курса «Человек и мир»   говорит о том, что сквозной темой, проходящей через все уроки, будет человек, как высшая ценность, но в то же время – существо, живущее в  качественно многообразном мире.
Комментарий учителя: Курс «Человек и мир» по характеру интегративный. Он опирается, с одной стороны, на знания, полученные в школе при изучении естественных наук, истории. С другой стороны, он позволит получить представление о предметах, которые будут изучаться в высшей школе: о философии, социологии, политологии.
Цель курса «Человек  и мир» состоит в формировании способности реализовать свои права и свободы, в то же время уважая права других граждан.  Как видим, и здесь мы сталкиваемся с единством двух начал:
Человек
Мир (общество)
Способность  реализовывать свои права и свободы.
Пример: право на неприкосновенность личности, свобода слова
Уважение к правам и свободам других людей
Пример: ты не имеешь права оскорблять другого человека из-за несходства убеждений, ведь этим ты нарушаешь его право на неприкосновенность личности, лишаешь свободы слова
Способность действовать в соответствии с собственными убеждениями и ценностями.
Пример: я – атеист, не верю в существование Бога.
Соблюдение принципов плюрализма и демократии.
Пример: несмотря на то, что я – атеист, я с уважением отношусь к тем, кто верит в Бога (христиане, мусульмане, иудеи и др.),

Уважаемые учащиеся! Обдумайте вопросы:
- Какая опасность, по вашему мнению, грозит обществу, представители которого имеют собственные убеждения и ценности, способны реализовывать свои права и свободы, но не имеют уважения к правам и свободам других людей?
- К чему приведет преобладание в обществе людей, которые думают о других, об их интересах, правах и свободах, но забывают о себе, готовы ради общего блага поменять собственные убеждения, пренебречь своими интересами?
Предполагаемый ответ: В первом случае общество скатится в пучину гражданской войны (по принципу «человек человеку волк»). Во втором случае – к чему-то наподобие тоталитарного муравейника.
Но мы не волки и не рабочие муравьи. Мы – люди, которые должны найти «золотую середину» даже в наше бурное и страшное время.
Комментарий учителя: Во время изучения курса «Человек и мир» рассматриваются темы:
ІІ. Социализация личности.
ІІІ. Стереотипы и предубеждения.
ІУ. Конфликты.
У. Социум (общество людей).
УІ. Социальная мобильность.
УІІ. Права, свободы и ответственность.
УІІІ. Гражданское общество.
IХ. Политические институты и процессы.
Х. Демократия.
ХІ. Средства массовой информации.
ХІІ. Нация.
ХІІІ. Поликультурность.
II. Актуализация знаний (курс «Правоведение», 10-й класс)
Уважаемые учащиеся! На уроках права вы узнали о соотношении понятий «человек», «лицо» («личность»), «гражданин». Опираясь на полученные знания, заполните таблицу:
Понятие
Содержание
С каким периодом жизни связано
Человек


Личность


Гражданин



Проверьте себя!
Понятие
Содержание
С каким периодом жизни связано
Человек
Биологическое понятие
С момента рождения
Личность
Социальное понятие (только в человеческом обществе)
В процессе развития человека и его формирования  
Гражданин
Политико-правовое понятие (связывает человека с государством)
После получения гражданства
Комментарий учителя:
Человек - это биологическая категория, определяющая принадлежность живого существа к человеческому роду по определенным анатомическим особенностям и физиологическим функциям.
Основными чертами человека являются:
- Развитость инстинктов, которая обеспечивает возможность реализации различных интересов.
- Наличие языка как средства общения и организации совместной деятельности человека.
- Необходимость общения с себе подобными с целью достижения компромисса интересов.
- Четкое разделение труда в человеческой среде, что позволяет достичь высокой степени организованности отношений.
Очевидно, что человек - существо не только природное, но и социальное. Такие его специфические признаки, как речь, мышление, возможность создавать орудия труда могли сформироваться и развиться только в обществе.
Процесс развития и эволюции общества привел к превращению человека в социально-значимую категорию «личность». Личность формируется на таком этапе его развития, когда человек получает относительную независимость от природы и полную свободу действий.
Личность - человек, достигший определенной исторически обусловленной степени развития, который пользуется правами, предоставляемыми обществом, и выполняет обязанности, которые налагает на него общество.
Этой категории присущи следующие черты:
1. Разумность, то есть способность мыслить и принимать осмысленные, а не инстинктивные решения. 
2. Свобода, то есть возможность выбора из установленных обществом вариантов поведения того, который наиболее полно соответствует интересам лица и не нарушает прав других субъектов.
3. Индивидуальность, что выражается в наличии специфических черт, которые выделяют человека из массы себе подобных. Это дает возможность определить социальное положение, профессию, возраст, место человека в обществе.
4. Ответственность (возможность предвидеть результаты своих действий, руководить ими и самостоятельно нести ответственность в случае невыполнения обязанностей или нарушения прав других лиц).
С возникновением государства социальная категория «личность» приобретает политическое содержание и превращается в категорию «гражданин».
Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, которое имеет нормативно закрепленный статус, пользуется защитой государства как внутри ее территории, так и вне ее.
Категория «гражданин» имеет определенные особенности, которые дают возможность быть субъектом не только экономических и социальных, но и политических отношений:
1. Это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства.
2. Это лицо, пользующееся правами, предоставленными государством, и выполняет обязанности, возложенные на него.
3. Это лицо, которое пользуется защитой со стороны государства.
4. Это лицо, несущее законодательно закрепленную ответственность в случае нарушения прав других лиц или невыполнение собственных юридических обязанностей.
Связь гражданина и государства определяется в процессе характеристики признаков государства:
- Государственная публичная власть является официальным представителем общества. Именно поэтому отношения гражданин - государство носят государственно-политический характер.
- Государство является территориальным устройством общества, обеспечивает определенный уровень упорядочения общественных отношений с помощью специальных средств - правовых норм. Это предопределяет правовой характер взаимодействия гражданина и государства.
- Государство с помощью права согласовывает интересы различных субъектов и групп и гарантирует взаимную ответственность гражданина и государства, определяет гражданина как равноправного партнера государства.

III. Изучение новых знаний.
3.1. Представления о человеке и основные типы мировоззрения
Уважаемые учащиеся! Попытайтесь охарактеризовать основные типы мировоззрения:
Мифология
Религия
Наука
Философия





Проверьте себя!
Мифология
Религия
Наука
Философия
Миф - это особый тип мировоззрения, специфическое образное  представление
о явлениях природы и коллективной жизни.
В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединились зачатки знаний о природе, человеке и обществе
Творящая всемогущая сила - Бог, который стоит над природой и вне природы. Бытие Бога человек переживает как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что его душа бессмертна
Человеческая деятельность направлена ​​
на получение
и осмысление знания
Устойчивая форма
общественного
сознания,
которая
рассматривает
мировоззренческие
вопросы

Пример: В древнегреческой мифологии богине мудрости Афине не хватило глины, чтобы сотворить людей. Поэтому глины бралась у животных. Впоследствии люди стали проявлять то ли лисью хитрость, то ли змеиное коварство и др. В этом мифе мы видим зачатки знаний психологии.

Пример: христианин воспринимает зло, причиненное другому, как грех перед Богом, как нарушение заповеди Иисуса Христа: «Возлюби ближнего паче самого себя». В представлении верующего этот грех может погубить его бессмертную душу.
Пример:  антропогенез (эволюция человека) проходит следующие этапы:
1.Архантропы (древнейшие люди), к которым антропологи относят «человека умелого», а также «человека прямосто-ящего» (питекантропа, синантропа)
2.Палеоантропы (древние люди), к которым антропологи относят неандертальца.
3.Неоантропы, принад-лежащие к одному с нами биологическому виду – «человек разумный»
Пример:  по мнению философа Эриха Фромма, пытавшегося интегрировать философские, психологические и социологические знания,  в ХХ в. человек стал свободным, устранив все формы зависимости от других людей и социальных структур. Однако эта свобода привела к его одиночеству. В свою очередь, страх  одиночества  вызывает невроз. Появляются иррациональные формы защитных механизмов; а)употребление транквилизаторов, алкоголя и др.;  б) поиск любви и одобрения любой ценой; в) погоня за властью, престижем; г) бегство от общества

А теперь давайте обдумаем, каково место человека в этих различных системах восприятия
Мифология
Религия
Наука
Философия





Проверьте себя!
Мифология
Религия
Наука
Философия
Человек — ра­зумное животное, наделенное душой
Человек – существо, которое верит в существование сверхъестественного, в существование Бога
Человек – существо, которое познает мир и себя
Человек – существо, способное познать, что есть истина на основе общих законов

3.2. Человек, индивид, личность, индивидуальность
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект схему:


О каких понятиях мы не говорили с вами на уроках правоведения в 10-м классе?
Сегодня мы должны с вами остановиться на понятиях «индивид» и «индивидуальность».
Вопросы для обсуждения по окончанию лекции:  
1. Какие сущностные черты присущи человеку?
2. Как менялись философские взгляды на сущность человека?
3. В чем различие понятий "индивид" и "индивидуальность"?

Текст лекции
(подготовлен на основе электронного ресурса http://pidruchniki.com/18211001/sotsiologiya/suspilstvo_priroda_lyudina_svit_)
Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки соприкосновения. Согласно научным взглядов человек телесно принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (к человекообразным существам). О причинах, которые способствовали выделению человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Представители многих наук (антропология, палеонтология, физиология и т.д.) обсуждают эту проблему. Ученые считают, что человек является продуктом длительной биологической и социально-культурной эволюции.
Изучая человека, исследователи сходятся на том, что более высокий уровень его развития по сравнению с животными проявляется:
·                   в прямохождении,
·                   в усовершенствовании руки, с помощью которой мы держим орудия труда,
·                   в усложнении строения мозга.
С развитием этих качеств человека происходило ослабление некоторых ее физических свойств: притупилась острота чувств, уменьшились физические силы, ослабли защитные свойства организма в отношении неблагоприятных внешних факторов.
Если мы обратимся к другой стороне человека - к его сознанию, то здесь отличия от животных будут еще разительнее. В то время, как поведение животного неразрывно связана с окружающей средой и направляется инстинктами, деятельность человека не является жестко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. У человека развиты самостоятельное мышление, чувства, волеизъявления, появляется память и фантазии. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием.
Благодаря своей особой телесно-душевной организации человек становится личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, работать совместно не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды.
Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: "Между Небом и Землей человек самая дорогая всего". Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ. Ее суть заключалась в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. В чем именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех - в представителя низшей касты, за словесный - в животное, за греховный поступок - в неодушевленный предмет.
Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от обусловленности через моральную благородство, раскрепощение души, что позволит достичь величия.
Античные философы также писали о человеке, как духовно-телесном существе. Философ Гераклит утверждал: "Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом". Античная философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Выражение "Познай самого себя", высеченный при входе в храм Аполлона в Дельфах, явился одним из путеводных в развитии наук о человеке.
Средневековая христианская философия учила, что человек - "образ и подобие Бога". Однако он внутренне раздвоен вследствие грехопадения.
Философы XVII-XVIII ст. в лице Рене Декарта провозгласили тезис: "Мыслю, следовательно, существую". В дальнейшем эта идея получила развитие в немецкой идеалистической философии. Так, философ И. Фихте утверждал, что подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», материальное бытие - продукт осознания и самосознания «Я».
Другой представитель немецкой классической философии И. Кант считал основным вопросом философии вопрос "Что такое человек?". Он рассматривал человека как  существо, принадлежащее двум различным мирам: природной необходимости и нравственной свободе.
В конце XIX- XX вв. интерес к проблеме человека возрос. Внимание ученых-философов стали привлекать такие проявления человеческой личности, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науке стали различать понятия "индивидуальность" и "личность". Индивидуальность стала пониматься прежде всего как своеобразие, неповторимость психической жизни человека, а личность - это его индивидуальные проявления на фоне социальных отношений.
Как часто о человеке, выделяющемся среди других, приходится слышать: "Он индивидуальность!" Близкое по звучанию и происхождению к этому слову и понятие "индивид". В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по содержанию. Рассмотрим эти различия
Понятие «индивид» впервые использовал в своих произведениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово "атом", что означало "неделимый" (по мнению античных  философов, мельчайшая составляющая мира). Термин "индивид" характеризует человека как одного из людей.
Этот термин означает и то, насколько типичны признаки определенной общности для разных ее представителей (ученик 11 класса Донецкой школы № 112 Игорь С. как и одноклассники хорошо знает русский и украинский языки, но гораздо хуже в сравнении с лондонским школьником владеет английским; в то же время Игорь С. Плохо играет в футбол, хотя большинство выпускников школы № 112 увлекаются этим видом спорта).
Оба значения термина "индивид" взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения ее самобытности, особенностей. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.
Термин «индивидуальность» дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, имея в виду не только внешний вид, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть разным. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомним хотя бы живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи. Его можно отнести и к индивидуальностей, и к личностям. Но близкое по значению слово "личность" обычно сопровождается эпитетами "сильная", "энергичная", тем самым подчеркивается самостоятельность человека, его способность проявлять энергию, не терять своего лица.
Понятием "индивидуальность" в биологии обозначают специфические черты, присущие определенному лицу, организму, которые образуются благодаря сочетанию наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.
Философия рассматривает индивидуальность как неповторимое своеобразие какого-либо явления. В этом смысле могут иметь индивидуальность не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма).
Чтобы еще раз осознать различия между терминами "индивид" и "индивидуальность", обратимся к примеру. 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, названных Николаями, т.е. индивид. Если бы он умер в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид.
Младенца отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаза, строение тела и т.д.). По свидетельству знающих Гоголя от рождения, он был очень худой и слабый. Позже у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни: он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, хорошо учился в гимназии, стал известным литератором. В нем проявилась яркая индивидуальность, то есть те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.
Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной. В письме современника, написанном в связи со смертью писателя, читаем: "Да, он умер, это человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим ".
Понятие «личность» неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (потому что тогда ни с чем и ни с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение – стойкая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. Человек может выполнять в обществе различные роли - работника, семьянина, спортсмена и т.д. При этом человек может быть умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и т.д. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
Набор ролей и их выполнение связаны как с общественным устройством, так и с индивидуальными чертами исполнителя. Сравним, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности.

IV. Домашнее задание
Проработайте конспект урока и ответьте на вопросы (1,2,4 – устно, 2,5 –письменно)
1. Подумайте, почему общество заинтересовано в расширении знаний о человеке?
2. Выскажите собственное суждение по поводу следующего утверждения: "Проблема человека - центральная проблема человеческой истории". Что понимается под "проблемой человека"?
3. Составьте схему, отражающую ваше представление о многообразии связей человека с окружающим миром. Выделите существенные связи. Объясните, почему именно эти.
4. Художникам предложили высокую плату, присвоение высших титулов и премий за написанные ими картины  при одном условии: их работы никогда не увидит ни один человек. Художники единодушно отказались. Почему? Как бы поступили вы?
5. Представьте, что вам нужно немедленно отправиться в многолетнюю космическую экспедицию. В полете у вас будет все необходимое. Из квартиры вам разрешено взять с собой только три предмета. Что именно вы возьмете? А что с собой взяла бы человек античности (раннего Средневековья)? Сделайте выводы. С какими понятиями из цепочки «человек – лицо – личность – индивид – индивидуальность» связаны ваши выводы?

Для обсуждения:
1. Литературное произведение.
По мнению учителя, литературным эпиграфом к уроку могло бы стать стихотворение Б. Пастернака "Гамлет".

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
Что случится на моём веку́.

На меня наставлен сумрак но́чи
Тысячью биноклей на оси́.
Если только можно, Авва, Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
А какой литературный эпиграф предложили бы вы?

2. Картина
По мнению учителя, теме урока больше всего соответствует картина "Распятие" кисти художника Сальвадора Дали
А какую картину предложили бы вы? 



Немає коментарів:

Дописати коментар