четвер, 2 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 8-Б кл. Конспект урока



Курс «Всемирная история»
Тема 4. РЕФОРМАЦИЯ И  КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Класс:  8-А класс Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 14
Составитель: Рыбалка Л.Д., учитель истории Донецкой ОШ І-ІІІ ступеней № 14
Тема урока: Распространение Реформации и Контрреформация
Ожидаемые результаты:
Уважаемые ученики! На этом уроке мы должны рассмотреть вопросы: 1. Реформация в Женеве и появление кальвинистской церкви.
2.Переход папства к Контрреформации:
1.1.          Орден иезуитов.
1.2.          Тридентский собор
После этого урока вы сможете:
·                   Называть время Реформации.
·                   Показывать на карте регионы распространения католической и протестантской (кальвинистской) церквей.
·                   Пояснять и использовать понятия: «Реформация», «Контрреформация», «протестантизм», «кальвинизм», «орден иезуитов».
·                   Приводить примеры контрреформационных мер католической церкви.
·                   Характеризовать деятельность выдающихся деятелей ХVІ—ХVІІ в. (Ж. Кальвин, И. Лойола).
·                   Определять характерные черты реформационного учения Ж. Кальвина; Контрреформации.
·                   Анализировать характер и значение Реформации.
·                   Сравнивать реформационные учения М. Лютера и Ж. Кальвина..
Тип уроку: комбинированный.
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV – XVIII в.): учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. – К.: Генеза, 2008. – 240 с.
Ход урока.
І. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Реформация в Германии». Проверка домашнего задания.
1.1. Работа с понятием «Реформация»
Форма работы: индивидуальная.
Метод. прием: устный опрос.
Задание: заполнить пропуски в определении понятия «Реформация»
Реформация – это … движение в …. странах в … в., направленное против господства … церкви.
Проверьте себя!
Реформация – это идейно-политическое, религиозное движение в европейских странах в ХVI в., направленное против господства католической церкви.
1.2. Причини Реформации.
Форма работы: коллективная.
Метод. прием: беседа.
Уважаемые учащиеся! Давайте вспомним, что, по мнению М. Лютера, Т. Мюнцера и других деятелей Реформации, церковь должна жить в соответствии с идеалами апостольской (евангельской) церкви, то есть стать «бедной» (дешевой).
Вопросы:
1.                Почему немецкое рыцарство поддержало Реформацию? Подтвердите свой ответ фактами из истории Германии начала ХVІ в.
2. Почему немецкое бюргерство поддержало Реформацию? Подтвердите свой ответ фактами из истории Германии начала ХVІ в.
3. Почему немецкое крестьянство поддержало Реформацию? Подтвердите свой ответ фактами из истории Германии начала ХVІ в.
Проверьте себя!
1.                Немецкое дворянство (рыцарство) в Германии в  начале XVI в. оказалось в критическом положении. Развитие техники военного дела в связи с изобретением пороха, рост значения пехоты сделали ненужной тяжеловооруженную кавалерию, а значит, и военную службу рыцарей. Сохранение своего положения рыцари усматривали в укреплении империи, в создании централизованного государства, опирающегося на рыцарство и держащего в узде крестьянство. Идеологи дворянства выражали недовольство всесилием крупных феодалов – герцогов и графов, но особенно духовных князей (архиепископов). Они требовали секуляризации (конфискации) земель, принадлежавших церкви, с целью расширения собственных феодальных владений. Взгляды дворянства выразил Ульрих фон Гуттен. Младший сын рыцаря, он должен был сделать церковную карьеру, но бежал из монастыря перед постригом в монахи и вел жизнь бродячего поэта. В диалоге «Вадиск, или Римская троица» он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с ним.
2.                В средневековом обществе экономическая жизнь городов была стабильной. Ремесленники, объединенные в цехи, не знали серьезной конкуренции, сотрудничали друг с другом в сферах приобретения сырья и определения цен на готовую продукцию. Цехи обеспечивали своим мастерам гарантию безбедного существования, уверенность в завтрашнем дне. Но в ХV – XVI в. стабильность положения ремесленников и торговцев была разрушена. Мастера в цехах разделились  на обедневшее, разоряющееся большинство и на тех, кто имел большой капитал, мог нанять много работников и получить максимальную прибыль. На смену старым моральным ценностям пришло стремление к богатству и материальному успеху. Проповедник Мартин Бутцер говорил: «Все вокруг ищут занятий, которые дают максимальную прибыль… Все разумные головы, которых Господь наделил способностями к благородным наукам, охвачены коммерцией». Но стремление к материальному успеху привело к росту конкуренции между людьми. Бюргеры потеряли чувство уверенности и принадлежности к цеховому братству.  В чем же разоряющиеся бюргеры видели для себя выход? Они хотели сократить свои расходы за счет отмены платы за церковные обряды, ликвидации церковной десятины. На смену церковным братствам пришли протестантские общины, дававшие бюргерам чувство защищенности.
3.                В конце ХV – начале XVI вв. земельные собственники, стремясь повысить доходы от торговли шерстью, льном и продуктами питания, увеличивали крестьянские повинности. Они переводили их на «короткие держания», т.е. разрешали пользоваться землей на короткий срок, для продления которого крестьянин должен был заплатить взносы. Особенно тяжело жилось крестьянам Юго-Западной Франции, где вводилась барщина, плата за пользование пастбищами, запрет на охоту и ловлю рыбы. При этом крестьяне Германии должны были ещё и платить церковную десятину (десятую часть доходов за год). По приблизительным данным, на долю крестьянской семьи оставалась немногим более одной трети производимого ею продукта. В 1502 г. в Швейерском епископстве на Рейне было раскрыто тайное крестьянское общество «Башмак». Участники заговора намеревались осуществить переворот, а затем разделить между крестьянами имущество духовенства, сократить число духовных лиц, упразднить все феодальные платежи и феодальную зависимость вообще, возвратить в свободное пользование крестьян все общинные угодия, захваченные феодалами. В 1502 г. ело не дошло до открытого выступления. Участники общества были арестованы и казнены.
1.3. Локализация событий во времени. Ход Реформации.
Форма работы: индивидуальная.
Метод. прием: устный опрос, заполнение хронологической таблицы
Дата
Событие
31 октября 1517 г.
Сожжение М. Лютером буллы папы римского «Встань, Боже, суди дело Твое!», в которой содержался призыв ко всем князьям, чиновникам и мещанам поймать Лютера и выдать его папе
17-18 апреля 1521 г.
выступления крестьян в ландграфстве Штюлинген на Верхнем Рейне. Начало Великой крестьянской войны в Германии
конец 1524 г.
Восстание в Тюрингии. Центр – г. Мюльхаузен (Т. Мюнцер), власть в руках «Вечного совета».
Проверьте себя!
Дата
Событие
31 октября 1517 г.
М. Лютер прибил на двери замковой церкви в Виттенберге «95 тезисов» против индульгенций и других злоупотреблений католической церкви
10 декабря 1520 г.
Сожжение М. Лютером буллы папы римского «Встань, Боже, суди дело Твое!», в которой содержался призыв ко всем князьям, чиновникам и мещанам поймать Лютера и выдать его папе
17-18 апреля 1521 г.
Вормский рейхстаг. Во время заседания рейхстага в ответ на требование Карла V отречься от своих взглядов Лютер отвечает «На этом я стою, и не могу иначе».
лето 1524 г.
Выступления крестьян в ландграфстве Штюлинген на Верхнем Рейне. Требование: отмена новых и несправедливых поборов
конец 1524 г.
Появление «Статейного письма» (приглашение вступить в «христианское объединение» и служить «общей пользе»; если феодалы не покинут замки и дворцы, не положенные им по «божественному праву», то они будут подвергнуты «светскому отлучению», замки и монастыри должны быть разрушены)
апрель 1525 г.
Восстание в Тюрингии. Центр – г. Мюльхаузен (Т. Мюнцер), власть в руках «Вечного совета».
Поражение Т. Мюнцера и его сторонников привело к окончанию Великой крестьянской войны

1.4. Сущность реформационного учения М. Лютера.
Форма работы: индивидуальная.
Метод. прием: устный опрос в форме заполнения 2 и 3 столбцов сравнительной таблицы.

Мартин Лютер
Томас Мюнцер
Жак Кальвин
Страна



Вопрос об индульгенциях



Отношение к догмату о непогрешимости папы римского



Вопрос о возможности спасения для грешников



Вопрос о таинствах



Вопрос об управлении религиозными общинами




Проверьте себя!

Мартин Лютер
Томас Мюнцер
Жак Кальвин
Страна
Германия
Германия

Вопрос об индульгенциях
«95 тезисов»: В т.1-4 говорится о том, что истинное раскаяние не является одноактным действием, которое выполняется по требованию приезжего священника. Оно является внутренним процессом и происходит на протяжении всей жизни христианина. И если человек кается воистину,  то он готов принять небесную кару и не мыслит ее избежать.
отвергались

Отношение к догмату о непогрешимости папы римского
В «Воззвании к христианской шляхте немецкой нации» говорится о «стене», которой окружили себя папы и упорно борются против любой реформы Церкви, тем самым принося вред всему христианству. Этой «стеной» является утверждение, что только папа может пояснять Св. Писание (Библию).
отвергался

Вопрос о возможности спасения для грешников
«95 тезисов». В т. 30-40 говорится о том, что тот, кто раскаялся воистину, т.е. до готовности принять муку за грехи, тот уже без всякой индульгенции получает прощение своей вины.
Служение богу – самоотверженная деятельность человека на общее благо. Ревнители дела бога – трудящиеся.
 Безбожие – эгоистические действия, наносящие вред другим. Враги дела бога – угнетатели, против которых народ должен направить свой меч. «Великое потрясение предстоит выдержать миру, разыграется такое представление, что безбожники будут низвергнуты, а униженные возвышены».

Вопрос о таинствах
В книге «О вавилонской неволе Церкви» Лютер разбирает учение католиков о 8 таинствах и доказывает, что Христос установил только Крещение и Вечерю Господню. Другие таинства (Миропомазание, Покаяние, Брак, Елеопомазание и Священство) установлены человеком.
отвергались, кроме Крещения. Крещение необходимо было принимать во взрослом возрасте (сознательно).

Вопрос об управлении религиозными общинами
В книге «О христианской свободе» Лютер требует христианской свободы – на основе веры христианин является господином всего и никому не подвластен.
Но на основе любви христианин является слугой всех и подчинен каждому.
Тот, на кого нисходит божественная истина (откровение бога в разуме человека), становится пророком и вещает «Живое Евангелие», которое выше омертвевшего писания


ІІ. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.
Форма работы: индивидуальная / коллективная.
Метод. прием: работа с документом.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте отрывок  из «Духовных упражнений» основателя католического ордена иезуитов Игнатия Лойолы и ответьте на вопросы:
«…Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения. Этот грех может быть совершен ради вещей или ради людей, для которых его сочтут полезным, как для блага какого-нибудь отдельного лица, так и для всеобщего благополучия…»
«… необходимо, чтобы вера в бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске. Если у него нет корабля! Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть черное – мы должны немедленно признать это!»
Вопросы:
1.     Как вы считаете, была ли реакция католической церкви на Реформацию слабовыраженной или наоборот – агрессивной и жесткой? Ответ обоснуйте.
2.     Как вы считаете, может ли человек объективно смотреть на Реформацию, следуя «Духовным упражнениям»?
На этом уроке мы узнаем о двух непримиримых противниках: Ж. Кальвине, создателе реформационного учения, распространившегося в Нидерландах, Южной Франции, Англии, затем в США, и Игнатии Лойоле, который прославился высказыванием: «Цель оправдывает средства», т.е. защита католической церкви может осуществляться любыми методами, в том числе, при помощи убийства.
ІІІ. Изучение нового учебного материала.
3.1.         Реформация в Женеве и появление кальвинистской церкви.
Форма работы: индивидуальная
Метод. прием: заполнения тематической таблицы.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите текст, где рассказывается о взглядах и деятельности Ж. Кальвина. Заполните 4–й столбец таблицы

Мартин Лютер
Томас Мюнцер
Жак Кальвин
Страна



Вопрос об индульгенциях



Отношение к догмату о непогрешимости папы римского



Вопрос о возможности спасения для грешников



Вопрос о таинствах



Вопрос об управлении религиозными общинами




Город Женева находится в Швейцарии, которая в начале ХVI в. состояла из 13 кантонов с населением около 850 тыс.чел. Каждый кантон обладал полной автономией. Общие дела Швейцарской конфедерации решались на союзных собраниях. Военные силы состояли из ополчений отдельных кантонов. Кантоны Швейцарии делились на лесные, отсталые, и городские кантоны, где бурно развивалось ремесло и торговля. В Берне находились крупные горнорудные и кузнечные предприятия. В Базеле развивалось мануфактурное производство в бумажной промышленности. На положении союзной земли в Швейцарию входила Женева, где собирались ежегодные международные ярмарки, развивалось ювелирное, шелкоткацкое ремесла.
Отцом швейцарской Реформации был Ульрих Цвингли (1484-1531). Выходец из зажиточной крестьянской семьи, он закончил университет в Вене и преподавал в Базеле. Одновременно с Лютером Цвингли начал борьбу против индульгенций. Однако вскоре Лютер и Цвингли разошлись по поводу таинства причащения. Лютер говорил о реальном присутствии Христа в таинстве, Цвингли – о его символическом значении.  В начале 1523 г. городской совет Цюриха поручил Цвингли провести в городе церковную реформу. Из церквей были убраны иконы, распятия, статуи святых. Вместо алтарей поставлены простые столы. Вместо пышной мессы в молитвенных домах слушались проповеди пастыря.
Однако вскоре в Швейцарии началась война с католическими лесными кантонами. Цвингли погиб в битве при Каппеле в 1531 г. Центр швейцарской Реформации переместился из Цюриха в Женеву.
Жан Кальвин (1509-1564) родился на севере Франции в городе Нуайоне в семье епископского секретаря. Он окончил юридический факультет Буржского университета.  Ж. Кальвин увлекся идеями М. Лютера, но в 1534 г. на протестантов во Франции начались гонения. Ж. Кальвину пришлось покинуть Францию. Сначала он обосновался в Страсбурге, а затем в Базеле.
В 1536 г. Ж. Кальвин опубликовал сочинение «Наставление в христианской вере». Основным положением кальвинизма стал догмат об абсолютном предопределении. Согласно этому догмату участь человека в жизни земной и жизни вечной  предопределена со времени творения. Одних божье избрание обрекает на страдание и погибель, другим дарует спасение и райское блаженство. Изменить свою судьбу человек не может. Если человек – божий избранник, то он преуспевает в делах. Если терпит неудачу, то это является показателем греховности избранного пути, непонимания божественного призвания.
Таким образом, кальвинизм давал религиозное обоснование притязаниям нарождающейся буржуазии на руководящее положение в обществе.
Еще одним важным догматом кальвинизма является учение о «мирском призвании», согласно которому верующий должен неутомимо трудиться, быть умеренным и бережливым. В Женеве, где консистория – высший орган кальвинистской церкви – подчинила себе всю светскую власть преследовались мирские песни, танцы. От жителей требовали придерживаться темных цветов в одежде, избегая излишеств в виде кружев, шитья, украшений.
Ж. Кальвин утвердился в Женеве не сразу. В 1536 г. его попытка взять город под контроль не удалась. Но в 1541 г. Кальвин с триумфом возвратился в Женеву.
3.2.1 Переход папства к Контрреформации. Орден иезуитов.
В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, Шотландии и Скандинавских государствах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Это заставило католическую церковь перейти в наступление. Боевым органом Контрреформации стал орден иезуитов. Его основал испанский идальго Игнатий Лойола (1491-1556). После тяжелого ранения И. Лойола не мог продолжать военную службу и посвятил себя «служению Иисусу». Он изучил богословие в Парижском университете (Сорбонна) и создал там «Общество Иисуса». В 1540 г. папа утвердил устав нового ордена и взял его под свое покровительство. Орден получил централизованное устройство. Его генерал вместе с совещательным советом находился в Риме и руководил «провинциями» ордена. «Провинции» включали в себя не только католические, но и даже христианские страны.
Члены ордена иезуитов в отличие от других монашеских орденов жили в миру и были людьми светскими, выступая в роли воспитателей, учителей, врачей, придворных. Ради торжества «дела Христова» они пускали в ход любые средства: интриги, клевету, организацию заговоров и убийств. Иезуитский орден стремился захватить в свои руки все школьное образование. В его коллегиумах воспитывались европейцы.
3.2.2. Тридентский собор.
1545-1563 гг. – Тридентский собор.
Реформы: 1. Запрет плюрализма – сосредоточения в одних руках нескольких церковных бенефициев.
2. Запрет абсентеизму – получения доходов с церковных должностей лицами, которые не принадлежат к духовному сословию и не служат.
3. Сокращение аппарата папской курии.
4. Подтверждение всех догматов католической церкви, в том числе, и принципа папского верховенства.
В Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, возглавлявший борьбу с протестантами. Был составлен «индекс запрещеных книг», в который были занесены сочинения реформаторов.
IV. Домашнее задание.
1.Определите, какое государство описывается в ниже приведенном фрагменте: «Это государство было основано германским королём Оттоном I, подчинившим Северную и Среднюю Италию (с Римом). В это государство входили также Чехия, Бургундия, Нидерланды и Швейцарские земли. С ХІІІ века власть в этом государстве стала номинальной»


А) Германия
Б) Священная Римская империя германской нации
В) Швейцария
Г)  Чехия


2. Кто явился идеологом реформации в Германии?


           А) Т. Мюнцер         Б) Я. Фулер          
           В) М. Лютер        Г) Э. Роттердамский
3. Укажите год начала реформации в Германии
           А) 1516             Б) 1517             В) 1518             Г) 1519
4. Как назывались грамоты об отпущении грехов?
           А) индульгенция            Б) реформация            В) анафема            Г) ересь
5. Какое государство к началу XVI века оставалось раздробленным?
           А) Англия             Б) Франция             В) Германия             Г) Испания
6. Расположите в хронологическом порядке:
           А) Начало крестьянской войны в Германии
           Б) Выступление Яна Гуса в Чехии
           В) Аугсбурский мир
           Г) Выступление Мартина Лютера с «95 Тезисами»
7. Соотнесите понятия с их определениями:
      1. Ересь                                                   А) церковный суд
      2. Инквизиция                                        Б) учение против церкви
      3. Реформация                                        В) борьба за переустройство церкви 
      4. Гуситское движение                          Г) борьба чешского народа
      5. Реставрация                                        Д) восстановление монархии
 8. Соотнесите название документов с их авторами 
      1. «95 Тезисов»                                          А) Т.Мюнцер                                    
      2. «Статейное письмо»                              Б) М.Лютер
      3. «12 Статей»                                             В) буржуазия
      4. «Хейльбронская программа»                Г) зажиточное крестьянство
                                                                            Д) горожане


Хронология Великой крестьянской войны в Германии
Дата
Событие
Результат, значение
лето 1524 г.
выступления крестьян в ландграфстве Штюлинген на Верхнем Рейне. Требование: отмена новых и несправедливых поборов
Руководитель кр.отрядов Ганс Мюллер заключил компромиссное соглашение с феодалами.
осень 1524 г.
Распространение волнений среди крестьян по Верхнему Рейну. Центр – г. Вальдсгут, анабаптистский проповедник Бальтазар Губмайер
Требование введения «божественного права»
конец 1524 г.
Появление «Статейного письма» (приглашение вступить в «христианское объединение» и служить «общей пользе»; если феодалы не покинут замки и дворцы, не положенные им по «божественному праву», то они будут подвергнуты «светскому отлучению», замки и монастыри должны быть разрушены)
Коренной социальный переворот на основе всеобщего и полного равенства.
февраль 1525 г.
начало восстания крестьян Верхней Швабии (с Кемптенского аббатства)

март 1525 г.
создание 3 кр.отрядами «Христианского объединения»
Заключение перемирия с рыцарским «Швабским союзом» - «12 статей» (реформа церкви – выборность и сменяемость священников, отмена «малой» десятины со скота, ст.3 – отмена крепостного права, посмертного побора; уменьшение барщины, упразднение незаконных штрафов, возвращение права свободно пользоваться общинными угодьями – лесами, лугами, водами)
апрель  1525 г. – нарушение перемирия, нападение войск Швабского союза во гл. с Трухесом под Лейпгеймом (Ульм) на крестьян.
весна 1525 г.
создание крестьянских отрядов в Южной Франконии.
Неккарская долина – Яков Рорбах, г. Роттенбург – «Чорный отряд» Флориана Грея, «Светлый отряд» Венделя Гипплера.
Выработка Гейльброннской программы (лишение власти князей, предоставление 10 из 16 мест в имперском совете городам, равенство за совершенные преступления перед законом, выборность пастырей, закрытие монастырей, секуляризация церковной собственности; введение единой монеры, единиц веса и меры, ликвидации внутренних таможен)
июнь 1525 г. – разгромлены войсками Швабского союза.
апрель 1525 г.
восстание в Тюрингии. Центр – г. Мюльхаузен (Т. Мюнцер), власть в руках «Вечного совета»
25 мая 1525 г. – захват Мюльхаузена среднегерманскими князьями после разгрома Франкенгаузенского лагеря. Смерть 5 тыс. повстанцев. Казнь Лютера.

Немає коментарів:

Дописати коментар