вівторок, 16 вересня 2014 р.

Конспект уроков № 1-2 для 7-х классов


Тема урока:. Вступление  в курс «Всемирная история» (история Средних веков).
Классы: 7-А, 7-Б.
Ожидаемые результаты.
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
1.Называть хронологические границы и периодизацию Средних веков (V – конец ХV в.)
2. Пояснять и использовать понятия: «Средние века».
3. Характеризовать источники изучения Средневековья.
Ход урока:
І. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые учащиеся! Вспомните материал, который мы изучали в 5-м и 6-м классе, и ответьте на вопрос:
- Что изучает история[1]?
- Как вы думаете, что изменилось бы в истории современных людей, если бы они не знали истории Средних веков[2]?
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
Работа с понятиями: «исторические источники».
Ученые изучают прошлое человечество с помощью исторических источников:

Виды вещественных источников: памятники архитектуры, монеты и др.
Какие вспомогательные исторические дисциплины изучают вещественные источники[3]?
Для изучения истории Средних веков очень важны данные, которые мы узнаем с помощью нумизматики.
Нумизматика – наука, которая изучает денежные знаки.

Виды письменных источников по истории Средних веков: хроники, летописи, анналы.
Какая вспомогательная историческая дисциплина изучает письменные источники[4]?

Виды устных источников: песни, легенды, сказки, эпос.
Какие вспомогательные исторические дисциплины изучают устные источники?
Этнология – наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира.

ІII. Изучение  нового материала.
3.1. Робота з понятием «Средние века» (хронологические границы Средних веков)
Уважаемые учащиеся! Предлагаем вам записать в тетрадь:
Хронологические границы истории Средних веков: падение Западной Римской империи,  V в. н.э. (476 г.) - конец ХV в.(1492 г.), открытие Америки Колумбом.








 
                                                                    476 г.                       Средневековье                                   1492 г.
                                   Падение Западной Римской империи                                              открытие Америки Колумбом


Запишите понятия:
Средние века – эпоха всемирной истории, который охватывает период с V до конца ХV в. н.э.
Вопросы:   
1. Подсчитайте, сколько длился период истории Средних веков[5]. 
2. Вспомните, какие события, произошедшие в V в. н.э., привели к падению Западной Римской империи и положили начало зарождению средневековой европейской цивилизации[6]
Периодизация истории Средневековья.
1.Раннее Средневековье - конец V - Х вв. (зарождение эпохи)
2.Развитое Средневековье - ХI - первая половина ХIV в. (расцвет эпохи)
3.Позднее Средневековье - вторая половина ХIV - конец ХV в. (упадок эпохи, постепенное вызревание элементов нового времени)
3.2. Работа с понятием «история Средних веков» (наследие Средневековья)
Термин «Средневековье» впервые появилось в среде итальянских поэтов и философов в XVI в. Они мечтали возродить античную культуру Греции и Рима, считали, что Средневековье не дало ничего человечеству, было временем невежества, «темными веками».
Сегодня историки считают, что Средние века, как и Древний мир, были временем господства аграрно-ремесленных цивилизаций
Предлагаем вам заполнить схему «Аграрно-ремесленное цивилизация» 

1 - внутренний круг. Главная ценность - земля, главное занятие – земледелие.
2 - средний круг. Общество - разделение на тех, кто имеют земля (феодалы) и тех, кто не имеют (зависимые крестьяне); уважение к традиции, иерархия.
3 - внешний круг. Главная отрасль культуры - религия.

Тема урока:. Рождение средневековой Европы.
Классы: 7-А, 7-Б
Ожидаемые результаты.
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
1.Называть время Великого переселения народов, дату падения Западной Римской империи.
2. Показывать на карте направления Великого переселения народов; территорию варварских королевств.
3. Пояснять и использовать понятие «Средневековье».
4. Выделять характерные черты «варварских» королевств.
Ход урока:
І. Сообщение темы, дидактической цели урока.
ІІ. Актуализация знаний учащихся (материал 6-го класса):
2.1. Работа с понятием «Средневековье».
Вопрос: Продолжите предложение. «Эпоха истории, начавшаяся после эпохи Древнего мира, называется ______[7]
                                                            «Эта эпоха начинается с события: ________________________ [8]»
                                                            «Эпоха Средневековья делится на периоды: ___, __ и ___ [9]»
2.2.Работа с понятием «Великое переселение народов».
Великое переселение народов - эпоха массовых __________ народов в _____-______ в. н.э., которые охватили всю _________  и привели к уничтожению ______ _______ империи[10]

Вопрос: Какие племена пришли на территорию Римской империи во время Великого переселения народов[11]?                     
- Какие решающие события эпохи Великого переселения народов повлияли на падение Западной Римской империи?
Уважаемые учащиеся! Запишите в тетрадь определение понятия «Великое переселение народов» и заполните хронологическую таблицу:
Дата
Событие
Значение
Историческая личность
375 г.
Разгром гуннами  готской державы в Северном Причерноморье
Велике переселення народів почалося
Баламбер – вождь гуннов
Винитарий – король готов
395 г.
Раздел Римской империи на Западную и Восточную

Ослабление Римской империи (сокращение торговли, рост налогов, варваризация армии)

Феодосий – император Римской империи\
Аркадий – его сын, император Восточной Римской империи
Гонорий – его сын, брат Аркадия, император Западной Римской империи

410 г.
Захват Рима королем вестготов Аларихом

Символ античной цивилизации – Рим – захвачен варварами
Аларих – король (вождь) вестготов
451 г.
Битва на Каталаунских полях
Победа римлян и вестготов над гуннами. Упадок державы гуннов
Аэций – римский полководец («последний римлянин»).
Аттила – вождь гуннов («Бич Божий»)
476 г.
Лишение последнего римского императора Ромула Августула его титула
Западная Римская империя прекратила свое существование
Одоакр – вождь германского племени


ІII. Изучение нового материала.
3.1.  Римский и варварский мир в середине І тыс.н.э.
Римский мир
Варварський світ

Упадок Римской империи, ее раздел на Западную и Восточную (395 г..)

Начало Великого переселения народов (под давлением гуннов на территорию Римской империи вторгаются германские племена)

Основное население в Италии - жители городов.


Поселение германских племен - небольшие хутора.

В городах уменьшается количество римлян, увеличивается количество варваров
Основа экономики - плантационное земледелие, где используется бесплатная труд рабов.
Но из-за незаинтересованности рабов в результатах труда начинается хозяйственный кризис.
Рабовладельцы начинают оказывать рабам землю, орудия труда, разрешают иметь семьи (колонны)

Основное занятие - земледелие, скотоводство, войны.
Земля принадлежит роду, но начинается имущественная дифференциация (разделение на богатых и бедных)







Поздняя Римская империя – доминат
(«доминус» - господин).
Верховная власть - император.
Император опирается на армию. В армии - наемники
Переход от военной демократии к возникновению государства.
Выделяются военные вожди (короли), опирающихся на дружины.
Но еще собираются народные собрания (собрания взрослых мужчин-воинов), совет старейшин.



3.2. Возникновение варварских королевств.
Уважаемые учащиеся! Найдите на карте территорию варварских королевств
Название королевства
Период существования
Территория
Вестготское королевство
418-511 гг.
Южная Галлия (столица – Тулуза)
Вандальское королевство
429-545 гг.
Северная Африка
Бургундское королевство
457-534 гг.
Бассейн р. Рона (столица – Лион)
Остготское королевство
493-554 гг.
Апеннинский  полуостров (Италия)
Франкское королевство
486-843 гг.
Северная Галлия (Франция)




3.3. Франкское королевство Хлодвига.
Уважаемые учащиеся! С помощью Интернета подберите детали, рассказывающие о характере Хлодвига. За основу возьмите исторический портрет:
Хлодвиг – вождь (король) племени салических франков:

1. Борьба за власть над франкским племенным союзом.
2.Поход Хлодвига в Северную Галлию. Победа над войсками галлоримлян в битве при Суассоне, захват Северной Галлии, создание Франкского королевства (486 г.).
3. Укрепление единоличной власти Хлодвига:
3.1. Принятие Хлодвигом христианства (496 г.)
3.2.Адммнистративная реформа (раздел государства на графства, граф собирает налоги, командует войском, осуществляет суд).
3.3. Кодификация права. Создание сборника законов «Салическая правда».

Уважаемые учащиеся! запишите в тетрадях!
Франкское королевство Меровингов
Хлодвиг - вождь салических франков из рода Меровея (Меровей - рожденный морем)
Салические франки жили по течению Рейна.
486 г.. - Поход Хлодвига на Галлию. Поражение римлян в битве при Суассоне. Основание Франкского королевства.


ІV. Проверка знаний учащихся.
1. Какой период истории называется Средневековьем?
А.ІІІ-ІХ в.   Б.V – ХV в..    В. VІ – ХVІ в.     
2.Какое событие считают началом истории Средних веков:
А.Перенесение столицы Римской империи в Константинополь
Б.Завоевание Рима Аларихом.
В. Падение Западной Римской империи
3.В каком значении употребляли слово «Средневековый» итальянские поэты и философы?
А.Доисторический   Б.Необразованный  В.Жестокий
4.Расположите в хронологической последовательности:
А,Новое время
Б.Первобытное общество
В.Средние века
Г.Древний мир
1______  2_______ 3________  4__________
5.Название науки, которая изучает быт и культуру народов мира._____________
6.Название науки, которая изучает денежные знаки. ________________
7.Установите соответствие.
   1)Вещественные источники         А.Баллада  о Робин Гуде
   2)Письменные источники             Б.Хроники
   3)Устные источники                      В.Оружие рыцаря
1______  2_______ 3________  4__________
8.Установите соответствие.
   1) Вещественные источники                         А.Мозаика и витражи  собора
   2)Письменные источники                              Б.Эпос «Нибелунги»
   3)Устные источники                                       В.Летопись
1______  2_______ 3________  4__________
9.Известно, что началом римской истории является год основания Рима (753 г. до н.э.). Подсчитайте, сколько лет прошло от основания Рима до падения Западной Римской империи.
10. Подсчитайте, сколько лет отделяет падение Западной Римской империи от нашего времени.
11.Для римлян и греков варвар - это:
А.Необразованный, жестокий человек
Б. Чужеземец, язык которого они не понимали
12. «Вечный город» Рим захватил:
А. Аэций    Б. Аларих   В.Аттила.

Уважаемые учащиеся! Выполненное домашнее задание присылайте на электронный адрес:
 rybalka.mila@mail.ru   (для учащихся 7-х классов Донецкой ОШ № 112)
ninel.kashkina@yandex.ua (для учащихся 7-х классов Донецкой ОШ № 14)


Промежуточный контроль: 15 сентября. 2014 г.
Тематическое оценивание: 1 октября 2014 г.

[1] История – наука, которая изучает прошлое человечества
[2] Например, не были бы сняты многие фильмы, например,  фильм «Царствие небесное» (о Крестовых походах_. Не пришлось бы играть во многие компьютерные игры («WoW»). От рыцарских времен с их культом Прекрасной Дамы в нашу жизнь вошли моральные ценности, требующие от мужчины быть мужественным защитником.

[3] Археология, нумизматика, сфрагистика.
[4] Палеография.
[5] 15 в. – 5 в. = 10 веков
[6] Великое переселение народов - эпоха массовых перемещений народов в IV – VI в.н.э., которые охватили всю Европу и привели к уничтожению Западной Римской империи.
[7] Средние века
[8] Падение Западной Римской империи
[9] Раннее, развитое, позднее
[10] Великое переселение народов - эпоха массовых ___________ (перемещений) народов в _____-______ в. н.э. (4-7 в.н.э.), которые охватили всю _________ (Европу) и привели к уничтожению ______ _______ империи (Западной Римской)
[11] Гунны, германские племена: вестготы, остготы.

Немає коментарів:

Дописати коментар