Тема урока: Введение к курсу «История Украины».
Класс: 7-А, 7-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III
ступеней № 112
Составитель: Рыбалка Л.Д.
Ожидаемые
результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны
рассмотреть вопросы:
1.Задания
и структура курса «История Украины».
2.Хронологические
границы и периодизация истории средневековой Украины.
После этого урока вы сможете:
1.Давать определение понятию
«Средние века».
2.Локализировать во времени
события:
IX – начало XII в. – Киевская
Русь.
конец XII – первая половина
XIV в. – Галицко-Волынское княжество.
середина XIV – первая
половина XVI в. – Великое княжество Литовское. держава.
Литература: Смолий В.А., Степанков В.С. История Украины. 7 класс.
– К.: Генеза, 2007. – 224 с.
Ход урока:
І. Актуализация знаний учащихся (урок № 1 курс «Всемирная история», 7 класс).
1.1.
Работа с понятиями «аграрно-ремесленная цивилизация», «феодальное общество».
Аграрно-ремесленная
цивилизация.
Уважаемые ученики! Аграрно-ремесленная цивилизация
начинает формироваться еще во времена первобытного общества, с переходом от
присваивающего (охота и собирательство) к производящему (скотоводство и
земледелие) хозяйству. Этот переход историки называют неолитической революцией.
Аграрно-ремесленная цивилизация господствует в период
Древнего мира и средних веков. Ведь в это время в сельском хозяйстве было
занято почти все население античных, а впоследствии - средневековых государств.
Ремесло и торговля занимали относительно небольшое место в экономике.
Вспомните, пожалуйста, характерные признаки аграрной
цивилизации:
1)
Ведущий тип собственности, главная ценность в обществе – это ___________.
2)
Главная отрасль экономики - ___________ ______________ .
3)
Неразвитость средств производства, преобладание ____________ труда.
4)
Низкая мобильность рабочей силы. Попытки закрепить работников на земле, на
которой они работали. В Древнем мире - _________, в Средние века –
крепостничество.
5)
____________ тип хозяйства, при котором большинство продуктов производится не
на продажу, а для ______________
_________________.
1.2.Локализация
событий во времени. Хронологические рамки истории Средних веков.
Средние века
– эпоха всемирной истории, который охватывает период с V до конца ХV в. н.э.
Уважаемые учащиеся! Вспомните, пожалуйста, какое
событие, произошедшее в V в. н.э., считается началом истории Средних веков?
__________ __________ _________
2. Какое событие, произошедшее в ХV в. н.э., положило
окончание эпохе Средневековья? ___________ _________ ____________ ___________
3. Какие периоды истории Средних веков вы знаете?
V
– ХІ вв. - ______________
____________________.
ХІ
– первая половина ХIV вв. - ___________
____________________ .
вторая
половина ХIV - конец ХV вв. - _____________ ______________ .
Проверьте себя!
1.1. Работа с понятием. Признаки аграрно-ремесленной
цивилизации:
1)
Ведущий тип собственности, главная ценность в обществе – это земля.
2)
Главная отрасль экономики – сельское хозяйство.
3)
Неразвитость средств производства, преобладание ручного труда.
4)
Низкая мобильность рабочей силы. Попытки закрепить работников на земле, на
которой они работали. В Древнем мире - рабство, в Средние века –
крепостничество.
5)
Натуральный тип хозяйства, при котором большинство продуктов
производится не на продажу, а для собственного потребления.
1.2.
Локализация событий во времени. Хронологические рамки и периодизация истории
Средних веков
Событие, произошедшее в V в. н.э., которое считается
началом истории Средних веков: падение Западной Римской империи (476 г. н.э.)
Событие, произошедшее в ХV в. н.э., которое положило
окончание эпохи Средневековья: открытие Христофором Колумбом Америки (1492 г.)
истории Средних веков? ___________ _________
____________ ___________
Периодизация истории Средних веков:
V
– ХІ вв. – раннее Средневековье (зарождение эпохи)
ХІ
– первая половина ХIV вв. – развитое Средневековье (расцвет епохи).
вторая
половина ХIV - конец ХV вв. – позднее Средневековье (упадок епохи,
постепенное вызревание элементов Нового времени) .
ІІ. Сообщение темы, дидактической цели
урока, ожидаемых результатов.
Уважаемые учащиеся! Предлагаем вам поработать с
исторической картой «Европа в V – ХІ вв.».
- Найдите на карте территорию Восточно-Римской
(Византийской) империи – осколка великого Рима, уцелевшего после нашествий
германцев и арабов.
- Найдите на карте территорию Франкской империи,
выросшей на месте «варварских» королевств – Франкского, Бургундского, на землях
саксов и лангобардов.
- На основе работы с картой сделайте вывод, какое из
европейских государств в ХI в. имело самую большую территорию.
Проверьте себя!
Самое большое европейское государство в Х - ХI вв. –
это Киевская Русь. Площадь Киевской Руси достигала 800 тыс. кв.км. Ее границы
на севере простирались до Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – до
Дона, на востоке – до междуречья Волги и Оки, на западе – до Днестра, Карпат,
Западного Буга, Немана.
На территории бывшей Киевской Руси находятся столицы
трех государств: Киев (Украина), Москва (Россия), Минск (Белоруссия). Москва и
Минск превратились в крупные города уже после гибели Киевской Руси. Но о ее
величественных временах напоминают нам три собора святой Софии – Премудрости
Божией
в Киеве (Украина) –
В Новгороде (Россия) –
в Полоцке (Белоруссия) - http://www.fotka.ua/?p=sf&f=103688
IIІ. Изучение нового учебного материала.
3.1.
Локализация событий во времени
Работа с «лентой времени»
Уважаемые учащиеся! Предлагаем вам записать в
конспект:
Раннее Средневековье
|
Развитое Средневековье
|
Позднее Средневековье
|
IX –
начало XII вв.
|
конец XII
– первая половина XIV в.
|
середина
XIV – первая половина XVI вв.
|
Киевская Русь
|
Галицко-Волынское княжество
|
Великое княжество Литовское
|
IX (9)– начало XII (12) вв. – Киевская Русь
конец XII (12) – первая половина XIV в.
(14) – Галицко-Волынское княжество
середина XIV (14) – первая половина XVI
вв. (16) – Великое княжество
Литовское.
3.2.
Работа с понятием «Киевская Русь».
Почему «Киевская»? Киев
– столица Киевской Руси. В 882
г. князь Олег Вещий, приплывший из далекого северного
Новгорода, убил князей Аскольда и Дира, правивших в Киеве, и подчинил их
княжество своей власти. Однако он не возвратился править в Новгород, но остался
в Киеве, сказав «се будет мать городов русских».
Почему «Русь»? Среди историков не существует единого мнения
о происхождении названия «Русь». Согласно точке зрения историков – норманистов
Киевская Русь основана пришельцами со Скандинавского полуострова норманнами
(варягами, викингами). Потомков норманнов – шведов – их соседи финны называли
«руотси». Норманны покорили жившие в Восточной Европе славянские племена. Их
конунги (князья) и дружины постепенно превратились в класс крупных земельных
собственников – феодалов. В то время как славяне составляли большинство
городского и сельского населения.
Антинорманисты утверждают, что название «Русь»
местного, славянского происхождения. Оно
может происходить от названия речки Рось под Киевом. Арабский писатель Ибн-Хордадберг
(840-880) называет русичей славянским племенем.
Уважаемые ученики! Запишите в конспет:
Киевская
Русь – раннефеодальное государство с монархической формой правления, которое
существовало в IX - начале XII вв. в Восточной Европе.
Центральной фигурой этого государства является князь,
который сначала выступал как военноначальник, завоевывавший новые племена и
земли, а затем сосредоточил в своих руках всю полноту государственной власти
(издавал законы, судил и др.). Аппарат управления сформировался на основе
княжеской дружины.
Вопрос:
сравните Киевскую Русь с «варварскими» королевствами, например, Франкским
королевством Хлодвига Меровинга. Что
между ними общего? Что различного?
Проверьте себя!
Общее: раннефеодальное государство, в котором военный
вождь с помощью дружины превратился в наследственного монарха.
Различия: «варварские» королевства сформировались
раньше в конце V – VI вв., Киевская Русь – позже, в IX в.
«Варварские» королевства были созданы в Западной
Европе, на месте провинций бывшей Западной Римской империи в результате
завоевания их германскими племенами. Киевская Русь сформировалась в Восточной
Европе. Основная масса населения Киевской Руси была славянского происхождения.
Тема урока:
Славяне во времена Великого
переселения народов.
Класс: 7-А, 7-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III
ступеней № 112
Составитель: Рыбалка Л.Д.
Ожидаемые
результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны
рассмотреть вопросы:
1.Славяне
во времена Великого переселения народов.
2.Расселение
племенных союзов восточных славян в VІІІ—ІХ вв. на территории современной
Украины.
3.Соседи
восточнославянских племен.
4.Этнические
процессы и процессы образования государства в период формирования Киевской
Руси.
После этого вы сможете:
1.Давать определение понятиям
«славяне», «анты», «склавины», «Великое расселение
славян», «восточнославянские племенные союзы».
2.Устанавливать
хронологическую последовательность событий, связанных с Великим расселением
славян ( VI-VII вв. ).
3.Показывать
на карте основные направления Великого расселения славян, территории расселения
восточнославянских племенных союзов в VІІІ—ІХ вв.
Литература: Смолий В.А., Степанков В.С. История Украины. 7 класс.
– К.: Генеза, 2007. – 224 с.
Ход урока:
І. Актуализация знаний учащихся, урок №
2 курс «Всемирная история».
1.1.
Работа с понятием «Великое переселение народов»
Заполните
пропуски:
Великое переселение народов - эпоха массовых __________ народов в _____-______ в.
н.э., которые охватили всю _________ и
привели к уничтожению ______ _______ империи.
1.2.Локализация
событий во времени.
Установите
хронологическую последовательность событий:
А.
Разгром гуннами готов
Б.
Падение Западной Римской империи
В.
Раздел Римской империи на Западную и Восточную
Г.
Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом.
1
- __ 2 - ___ 3 - ____
4 - ______
1.3.Локализация
событий в пространстве. Работа с исторической картой.
Найдите
на исторической карте направления миграций населения во времена Великого
переселения народов, в том числе,
НАПРАВЛЕНИЯ
МИГРАЦИЙ ГУННОВ.
Проверьте
себя!
1.1.
Великое переселение народов - эпоха массовых перемещений народов в IV –
VII вв. н.э., которые охватили всю Европу и привели к уничтожению Западной
Римской империи.
1.2. Установите хронологическую последовательность
событий:
1 - А. Разгром гуннами готов (375
г. н.э., начало Великого переселения народов, под
ударами кочевого племени гуннов германские племена вестготов переходят Дунай и
поселяются на землях Римской империи)
2 - В. Раздел Римской империи на
Западную и Восточную (395 г. н.э., ослабление
Римской империи, что способствовало успехам германских племен)
3 - Г. Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом (410 г., символ античной цивилизации – Рим –
захвачен варварами)
4 - Б. Падение Западной Римской империи (476
г., последний император Ромул Августул подстрижен в
монахи вождем Одоакром)
ІІ. Сообщение темы, дидактической цели
урока, ожидаемых результатов.
IIІ. Изучение нового учебного материала.
3.1.Робота с понятиями: «славяне», «анты»,
«склавины», «Великое расселение славян».
Славяне.
Одну из первых попыток
разыскать историческую прародину славян предпринял легендарный летописец
Нестор. В «Повести временных лет» он
писал: «В давние времена сидели славяне на Дунае, где есть ныне Венгерская
земля и Болгарская. От этих славян разошлись они по земле и прозвалися именами
своими, - от того, где сели, на котором месте».
На это свидетельство
летописца опирались историки – сторонники дунайской теории происхождения
славян, среди которых выдающиеся русские историки XIX в. С. Соловьев, В.
Ключевский.
В том же XIX
в.
начинаются комплексные исследования археологических, лингвистических,
письменных, этнографических источников о происхождении славян. В трудах
древнеримских историков и географов Корнелия Тацита, Плиния Старшего упоминается о народе венедов, которые живут
на берегах Венедского моря, где много янтаря. На берегах какого моря можно
найти много капелек застывшей смолы – янтаря? Конечно, Балтийского. Если венеды
– славяне, значит, их прародина – на берегах Балтийского моря. Что касается
археологов, то на берегах Вислы, которая впадает в Балтийское море, они
обнаружили памятники лужицкой культуры. Ее представители жили в полуземлянках,
которые отапливались печками-каменками; с помощью каменных мотыг занимались
земледелием; сжигали своих умерших и хоронили их в глиняных урнах без
инвентаря.
Вот почему известный
чешский ученый Л. Нидерле выдвинул висло-днестровскую теорию происхождения
славян. Вариантом этой теории стала висло-одерская концепция, которую
разрабатывали польские ученые Ю. Косташевский, Я. Чекановский и др.
В 50-60-е гг. ХХ в.
советские археологи П. Третьяков, М. Артамонов, Б. Рыбаков выдвинули гипотезу о
праславянской этнической принадлежности представителей комеровско-тшинецкой
культуры, которая сформировалась во II тыс. до н.э. на
территории Правобережной Украины и Польши. Это позволило расширить территорию
прародины славян от Одера до Днепра. Днепро-одерскую теорию происхождения
славян разделяют современные украинские археологи В. Баран, Д. Козак и др.
Анты, склавины.
В VI
в. н.э. готский историк Иордан сообщал о том, что существует три
ветви славян: венеды (бассейн Вислы), склавины (р. Дунай) и анты (р. Днепр).
Появление в Европе антов и склавинов также зафиксировал византийский историк
Прокопий Кесарийский: «Племена эти, склавинов и антов, не управляются одним
человеком, но издавна живу в народовластии,
поэтому у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща… Выступая
в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в
руках. Панциря ж никогда на себя не одевают».
На страницах труда «О
происхождении и деяниях готов» Иордана рассказывается о драматическом событии в
истории антов. Анты во главе с вождем Божей вели длительную борьбу с готами,
создавшими свое государство в Северном Причерноморье. Готы победили антов с
помощью хитрости. Король готов Винитарий приказал схватить вождя Божу и 70
старейшин во время переговоров. Их предали мучительной казни – распятию. Но
готы не долго наслаждались победой. Под предлогом наказать готов за вероломство
на них напали гунны во главе с вождем Баламбером. Готы были разбиты. Остготы
(восточные готы) осели в низовьях Днепра и покорились гуннам. Вестготы
(западные готы) ушли в римские владения за р. Дунай. Так началось Великое
переселение народов.
Анты. разбитые готами,
оправились от поражения. В V - VI
в.н.э.
могучим потоком они двинулись на земли Восточно-Римской (Византийской) империи.
В труде «Стратегикон», который приписывался византийскому императору
Маврикию, рассказывается о том, что анты
воевали в пешем строю, имею только короткие копья – дротики. Но справиться с
ними было трудно, так как они избегали сражений в открытом поле. Анты хорошо
маскировались на местности. Так, дыша через полый камыш, они прятались на дне
озер и болот.
Прокопий Кесарийский, придворный
историк византийского императора Юстиниана, в «Истории войн» рассказывал о
морских набегах антов на о. Крит.
Последнее упоминание об
антах относится к 602 г.
С востока в Поднепровье пришло кочевое племя аваров. Аварский каган заманил на
переговоры вождя антов Межамира и приказал убить. После этого анты были
разгромлены.
По данным современной
археологии, процесс этногенеза славян развивался в V – VII
вв. так: в Поднепровье (анты) существовала
пеньковская археологическая культура, в Подунавье (склавины) – пражская
культура. Им были присущи такие признаки, характерные для славян, как:
- жилища – полуземлянки:
- керамика – без
орнамента;
- погребения – по
способу трупосожжения, без инвентаря.
Представители
пражско-пеньковской культуры занимались пашенным земледелием.
3.2.
Локализация событий во времени
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект:
IV – VII в.н.э.
|
375 г.
|
VI-VII
вв.
|
602 г.
|
Великое переселение народов
|
Первое письменное упоминание об антах
|
Великое расселение славян
|
Разгром антов аварами
|
3.3.
Локализация событий в пространстве
Уважаемые
учащиеся! Выполните задания по карте:
А.
Обведите границы территории прародины славян.
Б.
Запишите направления переселения славян во время Великого расселения славян.
В.
Кратко охарактеризуйте хозяйственную жизнь древних славян. Из каких источников
мы узнаем о ней?
3.4.Работа с понятием: «восточнославянские
племенные союзы»
Согласно летописи
«Повесть временных лет» в VIІІ-ІХ вв. на территории Восточной Европы
существовало 14 племенных союзов.
Из них на территории
современной Украины жили:
1.
Поляне
(Среднее Поднепровье, территория современной Киевской и Черкасской областей,
племенной центр – Киев)
2.
Северяне
(бассейн рек Десна, Сейм, Сула, территория современной Черниговской и Сумской
областей, племенной центр – Чернигов)
3.
Древляне
(бассейн реки Припять, племенной центр – Искоростень)
4.
Бужане,
или волыняне (бассейн рек Западный Буг и Горынь, племенной центр – г.
Владимир-Волынский)
5.
Белые
хорваты (верховья реки Днестр, Прикарпатье, племенной центр – Червень)
6.
Тиверцы
(между р. Днестр и Прут, территория современной Молдавии)
7.
Уличи
(между р. Южный Буг и низовьями Днепра, племенной центр – Пересечень).
Долгое время историки
считали рассказ летописца Нестора о племенных союзах выдумкой, ведь монах,
живший в ХII в., вряд ли мог знать о
событиях, которые произошли за 400 лет до этого, в VIІІ-ІХ вв. Однако
археологи подтвердили сведения, сообщенные Нестором. Каждому племенному союзу
свойственны ювелирные украшения – височные кольца особой формы. Так, у полян
они были перстнеобразными, у северян – в виде спиралей. Также отличались
погребальные обряды. Например, древляне насыпали курган на месте сожжения
покойника и окружали его частоколом, а волыняне – обкапывали канавкой.
Уважаемые учащиеся!
Внимательно рассмотрите карту: http://ukrmap.su/program2009/uh7/Maps/7_09.jpg
IV. Домашнее задание.
1.Северными соседями
славян были:
А. Печенеги Б. Норманны
В. Половцы Г. Хазары
2.Совокупность родов,
объединенных общим происхождением и обычаями, - это:
А. Дружина Б. Племя
В. Народ Г. Нация
3.Постоянное войско,
находившееся на службе у князя, - это:
А. Челядь Б. Дружина В. Вече Г. Ополчение
4.Установите
соответствие между регионом и названием восточнославянского племени, которое
его занимало:
1.
Между
реками Прут и Днестр, на территории современной Молдавии
2.
Среднее
Поднепровье, современные Киевщина и Черкасщина
3.
Левобережье,
бассейн рек Сула, Сейм, Десна, современные Черниговщина и Сумщина
4.
От
реки Западный Буг до реки Горынь, современная Волынь
А.
Бужане (волыняне)
Б.Северяне
В.Поляне
Г.
Тиверцы
Д.
Уличи
5. Установите
соответствие между названием восточнославянского племени и его племенным
центром:
1.
Поляне А. Пересечень
2.
Древляне Б. Червень
3.
Северяне В. Киев
4.
Уличи Г.
Искоростень
Д.
Чернигов
6.Установите
хронологическую последовательность событий:
А.
Основание Киева
Б.
Первое письменное упоминание об антах
В.
Приход в Восточную Европу аваров
Г.
Падение Западной Римской империи.
7.
Выполните задания, используя картосхему (3 б.):
А.
Перечислите названия восточнославянских племен, проживавших на территории
современной Украины.
Б.
Какие факторы способствовали образованию государства у восточных славян?
В.Как
складывались отношения восточных славян с соседями?
8.Дайте
развернутый ответ на вопрос, используя план (3 б.).
Какую
роль сыграло Великое расселение славян в формировании Древнерусского
государства?
А.
Когда происходило Великое расселение славян?
Б.
Какие племенные союзы сформировались на территории современной Украины
В.
Каковы положительные и отрицательные последствия географического положения
Древнерусского государства?
Уважаемые
учащиеся! Выполненное домашнее задание присылайте на электронный адрес:
rybalka.mila@mail.ru (для учащихся 7-х классов Донецкой ОШ № 112)
ninel.kashkina@yandex.ua (для учащихся 7-х классов Донецкой ОШ № 14)
rybalka.mila@mail.ru (для учащихся 7-х классов Донецкой ОШ № 112)
ninel.kashkina@yandex.ua (для учащихся 7-х классов Донецкой ОШ № 14)
Промежуточный
контроль: 22 сентября. 2014 г.
Тематическое
оценивание: 1 октября 2014 г.
Немає коментарів:
Дописати коментар