середа, 24 вересня 2014 р.

Конспект урока № 4 для 9-Б кл. Правоведение, неделя 4



Тема четвертой 45-мин.: Какое поведение является правомерным.
Класс: 9-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 14
Составитель: Рыбалка Л.Д., учитель истории и правоведения ОШ № 14
Ожидаемые результаты:
Уважаемые ученики! На этом уроке мы должны рассмотреть вопросы:
• Система права. Система законодательства (повторение).
• Правомерное поведение.
• Правонарушения и его признаки.
• Виды правонарушений
После этого вы сможете:
• Объяснять понятие «правомерное поведение», «правонарушение».
• Описывать признаки правонарушения и называть их виды.
• Анализировать правовые ситуации по правонарушениям.
• Оценивать поступки и поведение участников ситуаций с точки зрения правомерности.
Тип урока: комбинированный урок.
Литература: Сутковой В.Л. Правоведение (практический курс): учеб. Для 9 кл. загальноосвит.навч.закл. / В.Л. Сутковой, Т.М. Фидипенко. - К .: Генезис, 2009 - 216 с., Параграфы 3-4.
Режим доступа: http://textbook.su/filecaptcha
Уважаемые ученики! В случае отсутствия учебника вы можете использовать фрагменты текста, приведенные в этом конспекте урока.
Обратите внимание на то, что проверочная работа находится в начале конспекта (1.2).
ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка знаний учащихся.
1.1. Источники права. Система права. Система законодательства.
Уважаемые ученики! Для того, чтобы хорошо выполнить задания сегодняшней проверочной работы, вспомним материал предыдущего урока.
Заполните пропуски в определении понятия:
Источник права - ______ закрепления правил поведения, устанавливается _________.
Вспомним перечень видов источников права:
1) Нормативно-правовой акт
2) Правовой прецедент
3) Нормативно-правовой договор
4) Правовой обычай
5) Религиозно-правовая норма
6) Международно-правовой акт
В Украине, правовая система которой относится к романо-германской семье, основным юридическим источником права является нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовой акт - _________ документ ________ органа, принятый в пределах компетенции этого органа
Право является сложной целостной системой, в которой правовые нормы распределены по группам - правовым институтам, сведенным в подотрасли, которые в свою очередь образуют отрасли.
Отрасль права - относительно самостоятельная ________ _________ ________, которая регулирует качественно ________ сферу общественных отношений специфическим методом правового регулирования.
Вспомним перечень отраслей права:
1) конституционное право;
2) административное право;
3) уголовное право;
4) гражданское право;
5) семейное право;
6) трудовое право и др.
Ведущей отраслью права является конституционное право.
Конституционное право - это система норм права, которые закрепляют основы __________ строя, правовое положение __________.
Внешнюю сторону (форму) права отражает система законодательства. Законодательство государства - это система всех упорядоченных определенным образом законов, подзаконных актов данной страны, а также международных договоров, ратифицированных парламентом. Система законодательства имеет иерархическую структуру (низшее подчиняется высшему) и состоит из элементов:
1 Законы:
1.1. Конституция.
1.2. Конституционные законы.
1.3.Звичайни законы.
2 Подзаконные акты
Структурные элементы системы законодательства (нормативно-правовые акты: законы и подзаконные акты), как правило, имеют внешние реквизиты: названия разделов, глав, статей.
Закон - нормативно-правовой акт ____________ органа государственной власти, который регулирует _________ вопросы общественной жизни, имеет ________ юридическую силу и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.
Оперативное решение вопросов в отдельных сферах жизнедеятельности общества требует издания подзаконных нормативных актов.
Подзаконный акт - нормативно-правовой акт, принимаемый уполномоченным органом ________ власти и местного самоуправления на основе и во исполнение _______.
В зависимости от субъектов принятия (кто принял?) подзаконные нормативные акты делятся на:
1) указы (издает Президент);
2) постановления и распоряжения (издает Кабинет Министров);
3) решение (издают местные государственные администрации, органы местного самоуправления);
4) приказы (издают руководители едино начальных органов управления: министры, председатели государственных служб, начальники главных управлений, заведующие отделов и управлений государственных администраций, руководители государственных (негосударственных) предприятий и учреждений и т.д.).
Уважаемые ученики! Запишите в таблицу различия между понятиями
Закон
Подзаконный акт









Проверьте себя!
Источник права - способ закрепления правил поведения, устанавливается государством.
Нормативно-правовой акт - письменный документ государственного органа, принятый в пределах компетенции этого органа
Предлагаем вашему вниманию другое (более полное) определение понятия:
Нормативно-правовой акт - официальный акт-документ компетентных органов, содержащий нормы права, обеспечиваемые государством (конституции, законы, указы президента, постановления и др.).
Признаки нормативно-правового акта:
1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства или народом (через референдум);
2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;
3) принимается с соблюдением определенной процедуры;
4) имеет форму письменного акта-документа;
5) публикуется в официальных специальных изданиях.
Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность юридических норм, которая регулирует качественно однородную область общественных отношений с помощью специфического метода правового регулирования.
Конституционное право - это система норм права, которые закрепляют основы государственного и общественного строя, а также правовое положение личности.
Закон - нормативно-правовой акт представительного высшего органа государственной власти (парламента), который регулирует важнейшие вопросы общественной жизни, имеет высшую юридическую силу и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры.
Характеристика закона как правового документа высшей юридической силы означает также:
- Закон является неоспоримым, т.е. никакой другой орган, кроме законодательного, не может его отменить или изменить.
- Все другие нормативные акты (государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций) находятся "под" законом. Они основываются на законах и не должны противоречить им.
Признаки закона:
1. Акт высшего представительного органа страны (в Украине - Верховная Рада) или непосредственно народа (референдум);
2.  Акт, может быть только нормативным по содержанию.
3. Акт, регулирующий важнейшие вопросы общественной жизни.
4. Акт, имеет высшую юридическую силу, то есть все остальные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
5. Акт, принятый с соблюдением особой законодательной процедуры, которая называется законодательным процессом.
Подзаконный акт - нормативно-правовой акт, принимаемый уполномоченным органом государственной власти и местного самоуправления на основе и во исполнение законов.
Закон

Подзаконный акт

Издаются исключительно представительным органом государственной власти (парламентом)
Издаются Президентом, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Принимаются путем законодательного процесса, который состоит из определенных стадий.

Могут быть более оперативно изменены, дополнены или отменены, так как их принятие таких стадий не содержит.
Регулируют только основные наиболее важные общественные отношения.
Регулируют все многообразие общественных отношений.

Имеют высшую юридическую силу и выступают основой для подзаконного правового регулирования
Имеют меньшую юридическую силу чем законы; не должны противоречит им


1.2. Проверка домашнего задания.
Тесты и задачи:
1. Определите, как называется совокупность норм права, регулирующих определенную сферу общественных отношений:
А правила
Б источники права
В отрасль права
Г форма права

2. Отметьте отрасль права, закрепляющую основы государственного и общественного строя, территориальное устройство, основы правового статуса личности, порядок формирования и компетенцию органов государства
А государственное право
Б конституционное право
В административное право
Г уголовное право
3. Выберите понятие / словосочетание, обозначающее способ, внешнюю форму существования и закрепления норм права
А источник права
Б правовая норма
В отрасль права
Г учебник по правоведению

4. Выберите основной источник права в Украине
А международные договоры
Б правовые обычаи
В нормативно-правовые акты
Г религиозно-правовые нормы

5. Отметьте нормативно-правовой акт высшей юридической силы
А Указ Президента
Б Конституция
В Постановление Верховной Рады
Г Распоряжение Кабинета Министров

6. Выберите лишнее в перечне признаков подзаконного акта
А принимается на основе закона
Б принимается в соответствии с законом
В детализирует положения закона
Г толкует положения закона

7. Выберите вариант, в котором указаны основные признаки закона
1 принятое государством обычное правило поведения общего характера
2 официальный документ, принятый органом законодательной власти или референдумом
3 обязательные правила поведения общего характера, установленные по договоренности и с согласия двух или более участников, которые обеспечиваются государством
4 нормативно-правовой документ высшей юридической силы
5 регулирует важнейшие общественные отношения
А 1, 2, 3
Б 1, 3, 4
В 2, 3, 4
Г 2, 4, 5
Д 1, 2, 5

8. Выберите вариант, содержащий структурные элементы закона
1 статья
2 норма права
3 отрасль права
4 предписание
5 раздел
А 1, 2, 3
Б 1, 4, 5
В 2, 3, 4
Г 2, 4, 5
Д 1, 2, 5

9. В задании нужно определить пропущенное и лишнее в предложенной цепочке терминов и понятий, обобщить и указать правовое явление, которому термины соответствуют:
1 Конституционное право; уголовное право; семейное право; административное право; ________; гражданское право - это _________________ (2 б.)
2 Законы; постановления; распоряжение; кодексы; указы; ___________________; приказы - это _________________________ (2 б.).

Ответы присылать на электронный адрес до 1 октября 2014 г. (тематический контроль).
Электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru

II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Уважаемые ученики! Подумайте:
- Всегда ли рядовые граждане, должностные лица действуют в соответствии с установленными нормами и правилами?
- Известны ли вам случаи, когда люди нарушают закон?
Проанализируйте предложенные ситуации и определить, что в них общего:
1. Мальчик выхватил у дедушки сумку с деньгами.
2. Студент опоздал на занятия.
3. Работница без уважительной причины не явилась на работу;
4. Девушка перешла проезжую часть дороги в неустановленном месте.
Вывод: во всех случаях речь идет о правонарушении. Именно этот вопрос будет обсуждаться на сегодняшнем уроке.
III. Ознакомление с новым учебным материалом.
3.1. Правомерное поведение.
Правомерное поведение - это общественно полезное правовое поведение лица (действие или бездействие), которое соответствует предписаниям юридических норм и охраняется государством.
Признаки правомерного поведения:
1) является общественно полезным социальным поведением, обеспечивает организованность и гармоничность общественной жизни, устойчивый правопорядок, является важнейшим фактором решения задач и функций государства и общества;
2) воплощено в юридическую форму - соответствует нормам и принципам права;
3) имеет сознательно волевой характер, который выражается внешне в виде действия или бездействия, осуществляется в формах реализации норм права - соблюдения, исполнения, использования (гражданами), правоприменения (должностными лицами);
4) гарантируется, охраняется государством.
Правомерное поведение всегда содержит два момента:
- Информационный, т.е. осведомленность гражданина о своих юридических правах и обязанностях.
- Поведенческий, т.е. представление о законных способах осуществления своих юридических прав и обязанностей.
Следует учесть, что правомерное поведение состоит из элементов - правомерных поступков, имеющих общественно полезный характер.
В основе правомерного поведения лежит понимание справедливости и полезности предписаний правовых норм, ответственности перед обществом и государством за поступки. Оно является показателем социальной зрелости и юридической грамотности человека.
Уважаемые ученики! Запишите в тетради таблицу «Признаки правового поведения» (с. 28-29 учебника)


3.2. Понятие и признаки правонарушения
Правонарушение - это общественно опасное противоправное виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, которое влечет за собой юридическую ответственность.
Под деликтоспособным лицом подразумевается лицо, которое может быть привлечено к юридической ответственности, так как по возрасту, состоянию психического здоровья осознает последствия своих поступков, может управлять ими.
Правонарушению присущи следующие признаки:
1) имеет противоправный, неправомерный, характер, то есть противоречит нормам права, совершается вопреки праву;
2) общественно вредное (например, прогул на производстве) или общественно опасное (посягательство на жизнь человека)​​;
3) выражается в поведении - противоправном действии (кража, разбой, клевета, оскорбление) или бездействии (прогул, оставление лица в беспомощном состоянии);
4) имеет осознанно волевой характер, то есть в момент совершения правонарушения зависит от воли и сознания участников, находится под контролем их воли и сознания, осуществляется ими осознанно и добровольно;
5) является виновным;
Вина - это психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям (отрицательное внутреннее отношение правонарушителя к интересам людей).
6) является уголовным, то есть влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного принуждения.
Уважаемые ученики! Запишите в тетради схему «Признаки правонарушения» (с.32 учебнике):

3.3. Виды правонарушений.
Виды правонарушений различаются между собой по степени общественной опасности (вреда):
1. Проступок (отличается от преступления меньшей степенью общественной опасности).
2. Преступление (отличается от проступка повышенной степенью общественной опасности).
Проступки - это правонарушения, наносящие ущерб личности, обществу, государству и являющиеся основанием для привлечения правонарушителя к предусмотренной законом ответственности.
Проступки могут быть: дисциплинарные, административные, материальные, гражданско-правовые.
Дисциплинарные проступки - это общественно опасные противоправные деяния, которые заключаются в невыполнении рабочим, служащим, военнослужащим, студентом производственных, служебных, военных или учебных обязанностей, нарушении правил внутреннего трудового распорядка. Подрыв трудовой дисциплины наносит вред нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций и влечет дисциплинарную ответственность.
Пример: прогул (отсутствие на рабочем месте более 3 часов)
Административные проступки - это общественно опасные противоправные деяния, которые заключаются в виновном (преднамеренном или неосторожном) посягательстве на общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления и охраняются законом. Административными проступками являются поступки, мешающие осуществлению нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных и общественных органов и организаций, посягающие на общественный или государственный порядок, собственность, права и законные интересы граждан.
Пример: 1) превышение скорости водителем (нарушение Правил дорожного движения);
2) выдача и использование импортных грузов без разрешения таможни, нарушение обязательств по транзиту и др.
Материальные проступки - это общественно опасные противоправные деяния, которые заключаются в виновном (преднамеренном или неосторожном) причинении вреда имуществу предприятия его работником.
Пример: наемный работник - водитель разбил автомобиль, который является собственностью предприятия.
Гражданско-правовые проступки - это общественное опасные противоправные деяния, которые заключаются в нарушении гражданами и организациями имущественных и личных неимущественных отношений, которые складываются между субъектами права и представляют для них материальную и духовную ценность
Пример: 1) невыполнение обязательств по гражданско-правовому договору (продавец не хочет обменять некачественный товар на такой же, но без повреждений, или оплатить ремонт, или вернуть покупателю деньги),
2) распространение слухов, унижающих честь и достоинство человека​​.

Преступление - это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), которое заключается в посягательстве на государственное устройство, политическую и экономическую системы общества, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, которое заключается в посягательстве на правопорядок (например, убийство человека)​​.
Если общественное опасный проступок не запрещен уголовным законом, он преступлением не признается.
Уважаемые ученики! Запишите в тетрадей схему «Виды правонарушений» (с.34 учебнике):

Уважаемые учащиеся! Давайте возвратимся к ситуациям, предложенным в начале урока:
1. Мальчик выхватил у дедушки сумку с деньгами.
2. Студент опоздал на занятия.
3. Работница без уважительной причины не явилась на работу;
4. Девушка перешла проезжую часть дороги в неустановленном месте.
Мы уже выяснили, что в этих ситуациях общее: во всех случаях речь идет о правонарушении.
А теперь давайте посмотрим, к какому виду правонарушений относятся действия, совершенные героями ситуаций, в чем состоит общественная опасность (вред) этих действий.
Проверьте себя!
1.                Мальчик выхватил у дедушки сумку с деньгами.
Это преступление (грабеж) - общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, которое заключается в посягательстве на имущественные права граждан. Однако в ситуации не указан возраст мальчика. Если ему, скажем, 10 или 13 лет, то он в полной мере не осознает негативные последствия своих действий.
2.                Студент опоздал на занятия.
Это проступок (дисциплинарный) - общественно опасное противоправное деяние, которое заключается в невыполнении  учебных обязанностей, нарушении правил внутреннего трудового распорядка. Студент нарушил ход лекции, отвлек внимание преподавателей и однокурсников.
3.                Работница без уважительной причины не явилась на работу.
Это проступок (дисциплинарный) - это общественно опасное противоправное деяния, которое заключается в невыполнении рабочим производственных обязанностей, нарушении правил внутреннего трудового распорядка. Работница нанесла вред нормальной деятельности предприятия.
4.     Девушка перешла проезжую часть в неустановленном месте.
Это проступок (административный) - общественно опасное противоправное деяние, которое заключается в виновном посягательстве на общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления и охраняются законом. Действия девушки посягают на общественный порядок, создают угрозу для собственности (автомобили), жизни и здоровья граждан (водителей, пассажиров, пешеходов).

IV. Домашнее задание.
1.   Проработайте параграф 5 учебника
2. Запишите в таблицу два отличия между понятиями «проступок» и «преступление», приведите примеры
Проступок
Преступление




Приклади


3 Запишите в таблицу два отличия между понятиями «административное правонарушение» и «дисциплинарный проступок», приведите примеры
Административное правонарушение
Дисципинарный проступок




Примеры


Немає коментарів:

Дописати коментар