понеділок, 22 вересня 2014 р.

Конспект уроков № 3-4 для 7-х классов. Неделя 3



Курс «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ»
Тема урока № 3: Империя Карла Великого.
Классы: 7-А, 7-Б.
Ожидаемые результаты.
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
- приход к власти во Франкском королевстве династии Каролингов;
- создание империи Карла Великого.
 После этого урока вы сможете:
1.Называть дату создания Франкской империи (800 г.).
2.Показывать на карте территорию империи Карла Великого.
3.Пояснять и использовать понятия «Средневековье», «феодал», «майордом», «империя».
3.Характеризовать выдающихся правителей раннего Средневековья (Пипин Короткий, Карл Великий).
Тип урока: комбинированный
Литература: Крижановский О.П., Хирная Е.О. История Средних веков: Учебник для 7-го  класса средней школы. – Л.: Орияна – Нова, 2007. – 272 с.
Ход урока:
І. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые учащиеся! Вашему вниманию предлагается отрывок из средневековой «Песни о Роланде».
Чтобы представить себе образно двор императора франков Карла Великого, рассмотрите миниатюру «Посвящение в рыцари»
    «Карл император радостен и горд:
    Взял Кордову он штурмом, башни снес,
    Баллистами своими стены смел,
    Рать оделил добычею большой -
    Оружьем, золотом и серебром.
    Язычников там нет ни одного:
    Кто не убит в бою, тот окрещен.
    Сидит в саду плодовом наш король.
    При нем Роланд и Оливье-барон,
    Спесивец Ансеис, и дук Самсон,
    И Жоффруа, Анжу его феод,
    В сраженьях знамя Карла он несет,
    Жерен, Жерье, бойцов отборных сонм -
    Всего пятнадцать тысяч храбрецов.
    Одни расселись на шелках ковров,
    Другие в зернь играют за столом;
    Кто стар - склонен над шахматной доской;
    Кто юн - потешным боем увлечен.
    Там, где цветет шиповник, под сосной,
    Поставлен золотой чеканный трон.
    Карл, Франции король, сидит на нем.
    Седоволос он и седобород,
    Прекрасен станом, величав лицом».
Вопросы: 1. Опишите облик императора франков Карла Великого – героя средневековой «Песни о Роланде».
2. За каким занятием изображает Карла Великого поэт? Какой вывод можно сделать о политике Карла Великого во время его пребывания во главе Франкской империи?
3. Опишите людей, окружавших Карла Великого. Какой аппарат управления (чиновники, армия, суд и др.) существовал во Франкской империи?

Уважаемые учащиеся! Обратите внимание на то, что Карл Великий изображен величавым старцем, хотя на самом деле был достаточно молод на момент похода в Испанию.  Очевидно, в Средние века старость пользовалась почетом, отождествлялась с мудростью. Старость – это еще и символ традиции, верности обычаям предков. Человек Средневековья с недоверием относился ко всему новому, считая безопасным и полезным лишь то, что проверено временем.
Карл Великий изображен воином-победителем, защитником христианской веры, нанесшим поражение арабам – мусульманам. Отсюда можно сделать вывод об агрессивной внешней политике Карла Великого.
Карла Великого окружают его рыцари. Именно из представителей этого сословия формировался аппарат управления Франкской империи. На завоеванных территориях Карл Великий образовывал марки во главе с маркграфами – наместниками покоренных областей. Главный герой «Песни о Роланде» носил титул графа, то есть был таким военным наместником – маркграфом.

ІІ. Актуализация знаний учащихся по теме «Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Франкское королевство».
2.1. Робота с понятиями.
Заполните пропуски в понятии:
Средние века – эпоха всемирной истории, которая охватывает период с __ по ____ в. н.э.
Великое переселение народов – эпоха массовых ___________  народов в _____-______ вв. н.э., которые охватили всю _________ и привели к уничтожению ______ _______ империи.
2.2. Локализация событий во времени.
Когда произошли следующие исторические события:
Дата
Событие
Значение
Исторические личности – участники событий
………
Разгром гуннами готского государства в Северном Причерноморье
Начало Великого переселения народов
Баламбер – вождь гуннов
Винитарий – король готов
………
Раздел Римской империи на Западную и Восточную

Ослабление Римской империи (сокращение торговли, увеличение налогов, варваризация армии)
Гонорий – император Западной Римской империи
………
Захват Рима вестготами во главе с Аларихом 

Символ античной цивилизации - Рим - захвачен варварами

Аларих – король (вождь) вестготов
………
Битва на Каталаунских полях

Победа римлян, вестготов над гуннами. Упадок государства гуннов

Аеций – римский полководец.
Аттила – вождь гуннов (Бич Божий)
………
Падение Западной Римской империи Лишение последнего римского императора Ромула Августула его титула

Западная Римская империя прекратила существование

Одоакр – вождь германского племени, свергнувший Ромула Августула

Проверьте себя!
2.1. Средние века – эпоха всемирной истории, которая охватывает период с V (5) по XV (15) вв. н.э.
Великое переселение народов – эпоха массовых перемещений  народов в IV - VII вв. н.э., которые охватили всю Европу  и привели к уничтожению Западной Римской империи.
2.2.
Дата
Событие
Значение
Исторические личности – участники событий
375 г.
Разгром гуннами готского государства в Северном Причерноморье
Начало Великого переселения народов
Баламбер – вождь гуннов
Винитарий – король готов
395 г.
Раздел Римской империи на Западную и Восточную

Ослабление Римской империи (сокращение торговли, увеличение налогов, варваризация армии)
Гонорий – император Западной Римской империи
410 г.
Захват Рима вестготами во главе с Аларихом 

Символ античной цивилизации - Рим - захвачен варварами

Аларих – король (вождь) вестготов
451 г.
Битва на Каталаунских полях

Победа римлян, вестготов над гуннами. Упадок государства гуннов

Аеций – римский полководец.
Аттила – вождь гуннов (Бич Божий)
476 г.
Падение Западной Римской империи Лишение последнего римского императора Ромула Августула его титула

Западная Римская империя прекратила существование

Одоакр – вождь германского племени, свергнувший Ромула Августула

2.3. Работа с исторической картой
Уважаемые учащиеся! Найдите на карте варварские королевства, образованные германскими завоевателями на территории бывшей Западной Римской империи:
.
Название королевства
Период существования
Территория
Вестготское королевство
418-511 гг.
Южная Галлия (столица – Тулуза)
Вандальское королевство
429-545 гг.
Северная Африка
Бургундское королевство
457-534 гг..
Бассейн р. Рона (столица – Лион)
Остготское королевство
493-554 гг..
Апеннинский полуостров (Италия)
Франкское королевство
486-843 гг.
Северная Галлия (сейчас – Франция)

Историческая карта «Великое переселение народов. Гибель Западной Римской империи» - http://rivne-surenzh.com.ua/ua/additional/maps/66


2.4. Историческая личность. Хлодвиг.
Вопросы:
1.                 Почему династия, к которой принадлежали Хлодвиг и его потомки, называлась – Меровинги?
2.                 Где до начала завоеваний жили салические франки, вождем которых стал Хлодвиг?
3.                 Когда произошла битва при Суассоне? С кем сражался во время этой битвы Хлодвиг? Каким был результат сражения?
4.                 Как назывался сборник законов, созданный во время правления Хлодвига Меровинга? Какое наказание в этом сборнике предусматривалось за убийство с тем, чтобы остановить «войну всех против всех»?
5.                 Каким богам поклонялись салические франки до начала завоеваний? Кем по вероисповедованию были жители римской провинции Галлия? Каким образом Хлодвиг разрешил проблему сосуществования разных религий?

Проверьте себя:
  1. Мифическим прародителем Хлодвига считался Меровей, или «рожденный морем», сын смертного мужчины и морского божества. В память о нем Меровинги носили длинные волосы, заплетая их в две косы на висках.
  2. До начала завоеваний салические франки жили на берегах Рейна. Хлодвиг стал их вождем в 15 лет. Несмотря на юный возраст, он начал борьбу за подчинение своей власти соседних германских племен. При этом он действовал с помощью коварства. Так он натравил на вождя рипуарских франков его сына, а затем послал к отцеубийце своих людей, которые расправились с ним.
  3. Битва при Суассоне произошла в 486 г. В этой битве Хлодвиг нанес поражение Сиагрию, правителю бывшей римской провинции Галлия.
  4. В VI в. был создан первый сборник законов – «Салическая правда». В ней кровавая месть была заменена денежным штрафом – вергельдом. Королевская власть защищала даже покоренных – галоримлян, хотя вергельд за их жизнь был значительно меньше (100 солидов), чем за жизнь франков (200 солидов,).
  5. Германцы были язычниками. Пантеон их богов возглавляли Один (Вотан), Тор, Фрейя. Галлоримляне в VI в. были в основном христианами. В 496 г. Хлодвиг принял христианство, понимая, что одной силой трудно удержать покоренных.

ІІІ. Изучение нового учебного материала.
3.1. «Ленивые короли».
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте текст учебника на с. 20 (последний абзац) – 21 (первый абзац).  Проработайте исторический документ – отрывок из трудов средневекового автора Эйнгарда «Жизнь Карла Великого» (с.21) и выпишите в конспект понятие:
Майордом – высшее служебное лицо во Франкском королевстве, управлявшее королевским двором.
Также мы предлагаем вам законспектировать следующее:
Франкская держава Меровингов.
1. Наследники Хлодвига из династии Меровингов – «ленивые короли» (умирают в раннем возрасте от истощения, чему способствуют майордомы, вовлекающие подростков в пьянство, раннюю половую жизнь)
2. В начале VII в. власть сосредотачивается в руках майордомов Австразии (северо-восточная часть Франкского королевства
4.2. Правление майордома Карла Мартелла
Уважаемые учащиеся! Материал о Карле Мартелле вы найдете в учебнике на с. 21  (последний абзац) – 22 (первый абзац).
Запишите в конспект:
Военная реформа Карла Мартелла.
1.Карл Мартелл (Молот), сын Пипина Геристальского, – майордом Франкского королевства.
2. Содержание военной реформы Карла Мартелла: наделял землей (бенефиций) вместе с живущими там крестьянами с условием нести конную военную службу.
3. Результат: а) создание тяжеловооруженной конницы, с помощью которой была одержана победа над арабами в битве при Пуатье (732 г.).
4.3. Правление Пипина Короткого.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите текст учебника на с. 22 (2 абзац).
Запишите в конспект:
Союз Пипина Короткого с папой римским.
1. Пипин Короткий, сын Карла Мартелла, – майордом, потом король Франкского королевства.
2. Помог папе римскому создать Папскую державу со столицей в Риме, разбив германское племя лангобардов (756 г.)
За это папа римский благословил провозглашение Пипина королем и подстрижение последнего Меровинга в монастырь.
4.4. Создание империи Карла Великого
Уважаемые учащиеся! Материал о Карле Великом вы найдете на с. 23 - 24 учебника.
Запишите в конспект:
Карл Великий (768-814), сын Пипина Короткого, – король Франкского королевства из династии Каролингов.
Внешняя политика: походы в Северную Италию (королевство лангобардов), в Испанию (арабы), в Германию (саксы), против тюркского кочевого племени аваров, укрепившихся на территории современной Венгрии.
Походы проводились под знаменем распространения христианской веры среди язычников (саксы) и неверных (арабы – мусульмане).
Последствия агрессивной внешней политики: создание Франкской империи.
800 г. – провозглашение Карла Великого императором Франкской империи (совершил папа римский).
Приняв титул императора, Карл Великий заявил о своих претензиях на наследие Западной Римской империи – господство в Западной Европе.
Внутренняя политика: покровительствовал деятелям культуры, которые в Средние века, как правило, были связаны с церковью
 «Каролингское возрождение» - расцвет культуры во времена правления Карла Великого. Центр: столица Карла Великого – город Ахен. Представитель: Алкуин

IV. Поработаем с историческим источником
Уважаемые учащиеся! Мы продолжаем свое знакомство с «Песней о Роланде». Давайте прочитаем описание битвы между рыцарским войском во главе с Карлом Великим и арабами.
   
«… Когда эмира Карл узнал в лицо,
    Узрел дракона, ратный стяг его,
    И множество языческих полков,
    Покрывших всю равнину целиком,
    Коль не считать тот луг, где встал король,
    Французам крикнул в полный голос он:
    "Бароны, нет средь вас плохих бойцов.
    Вы все не раз со мной ходили в бой.
    Пред вами - враг, чей нрав труслив и подл,
    В чьей вере правды нету ни на грош.
    Пусть мавров много - что нам до того?
    Кто смел и в бога верует - за мной."
    Коня он тронул шпорой золотой.
    Четыре раза прыгнул Тансандор.
    Вся рать сказала: "Вот боец лихой!
    Мы не покинем вас в бою, сеньер".

    Сияет солнце, светел яркий день.
    Прекрасны рати, и полков не счесть.
    Передние ряды сошлись уже.
    Граф Гинеман и рядом граф Рабель
    Бросают повод, гонят вскачь коней.
    Французы дружно мчатся им вослед,
    Разят копьем, пускают в дело меч.

    Вот граф Рабель, отважный рыцарь, мчит.
    Коня златою шпорой горячит.
    Торле, король персидский, встречен им.
    Ни щит, ни панцирь мавра не спасли.
    Пронзил его Рабель копьем своим,
    С седла в кустарник бездыханным сшиб.
    Кричат французы: "Бог нас сохранит!
    Прав наш король, и долг велит с ним быть".
                         
    День миновал, вечерний час подходит,
    Но меч враги не вкладывают в ножны.
     Отважны те, кто рати свел для боя.
    Их ратный клич звучит, как прежде, грозно,
    "Пресьоз!" - кричит эмир арабский гордо,
    Карл "Монжуа!" в ответ бросает громко.
    По голосу один узнал другого.
    Сошлись они на середине поля.
    Тот и другой пускают в дело копья,
    Врагу удар наносят в щит узорный,
    Его пронзают под навершьем толстым,
    Распарывают на кольчугах полы,
    Но невредимы остаются оба.
    Полопались у них подпруги седел.
    С коней бойцы свалились наземь боком,
    Но на ноги вскочили тотчас ловко,
    Свои мечи булатные исторгли,
    Чтоб снова продолжать единоборство.
    Одна лишь смерть конец ему положит».

 Чтобы лучше представить себе описанные в «Песне о Роланде» события рассмотрите средневековую миниатюру http://www.istpravda.ru/upload/medialibrary/d24/d24f85d9603ad8cba14bac14f12fdb58.jpg
   



Вопросы:
1. Назовите основной род войск у арабов и Карла Великого. Из кого комплектовалось войско Карла Великого?
2. Какой идеей оправдывают рыцари Карла Великого свой завоевательный поход, убийства арабов?
3. Как вы считаете, чего больше в отношении автора «Песни о Роланде» к арабам: ненависти к иноверцам, презрения или признания их мужества?

Проверьте себя!
Основной род войск у арабов – легковооруженная конница. У Карла Великого – тяжеловооруженная конница. На смену пехотинцам из народного ополчения и немногочисленным дружинникам пришли феодалы (бенефициарии), которые получали от Карла Великого землю в обмен на несение конной военной службы.
Карл Великий и его рыцари считали себя защитниками христианской веры, призванными построить «град Божий» на земле.
Отличительное качество рыцаря – благородство, в том числе, по отношению к противнику. Однако в «Песне о  Роланде» подчеркивается, что нрав (характер) противников-арабов – подлый. Благородство – подлость, белое – черное. Убивая противника, люди ищут оправдания своему поступку. Внутренне они понимают, что совершили далеко неправедное деяние, и успокаивают сами себя тем, что демонизируют противника.



Тема урока № 4: Раздел империи Карла Великого.
Классы: 7-А, 7-Б.
Ожидаемые результаты.
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопрос:
- раздел империи Карла Великого межу его внуками Лотарем, Людовиком Немецким, Карлом Лысым, сыновьями Людовика Благочестивого.
После этого урока вы сможете:
1.Называть дату заключения Верденского договора (843 г.)
2.Показывать на карте государства, которые образовались после раздела Франкской империи.
3.Пояснять и использовать понятии «Средневековье», «феодал», «феодальная раздробленность».
3.Высказывать суждения о причинах и последствиях феодальной раздробленности.
Тип урока: комбинированный
Литература: Крижановский О.П., Хирная Е.О. История Средних веков: Учебник для 7-го  класса средней школы. – Л.: Орияна – Нова, 2007. – 272 с.
Ход урока:
І. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые учащиеся! Эта бронзовая статуя создавалась во времена Карла Великого и его наследников. Некоторые историки и искусствоведы видят в ней портрет самого Карла Великого, другие – его внука Карла Лысого, внешне похожего на великого деда.
Вопросы: 1. Опишите внешность всадника. Что бы вы могли сказать о его характере?
2. Какие элементы статуи подчеркивают величие властителя франков?

 Уважаемые учащиеся! При взгляде на всадника сразу бросаются в глаза его лным лицом, пышными свисающими усами. Его одежда проста. Действительно, в быту Карл Великий был скромен. Ходил как и простые франки в льняной рубахе брэ, штанах шос,  прикрываясь от холода плащем.
В то же время всадник сидит на лошади, что подчеркивает его знатное происхождение. Его величие подчеркнуто тем, что коронованный суверен несет в руках земной шар.
II. Актуализация полученных знаний. Тема «Империя Карла Великого»
2.1. Внешняя политика Карла Великого
Уважаемые учащиеся! С помощью исторической карты вспомните, какие народы были разбиты и покорены Карлом Великим
Дата
Событие
Результат
774 г.
Разгром ________ короля Дезидерия
Присоединение Северной Италии
778 г.
Первый поход в Испанию
Окончился ___________ .
Воспет в «Песне о Роланде»
801 г.
Разгром ________ под Барселоной
Присоединение Северо-Восточной Испании
772 – 804 гг.
Войны с ___________ .
Присоединение земель современной Германии между р. Рейн на западе и р. Эльбой на востоке
788 – 803 гг.
Войны с ____________
Прекращение грабительских  набегов.
Паннония (современная Венгрия) попала в руки славян – хорутан, союзников Карла Великого
Карта «Завоевания Карла Великого» - http://history10.ru/map953405_0_0.htm





Проверьте себя!

Дата
Событие
Результат
774 г.
Разгром лангобардского короля Дезидерия
Присоединение Северной Италии
778 г.
Первый поход в Испанию
Окончился неудачей.
Воспет в «Песне о Роланде»
801 г.
Разгром арабов под Барселоной
Присоединение Северо-Восточной Испании
772 – 804 гг.
Войны с саксами.
Присоединение земель современной Германии между р. Рейн на западе и р. Эльбой на востоке
788 – 803 гг.
Войны с аварами
Прекращение грабительских  набегов.
Паннония (современная Венгрия) попала в руки славян – хорутан, союзников Карла Великого

Интересные факты:
1.                 Лангобардский король Дезидерий, которого Карл Великий лишил престола в 774 г., был тестем Карла. Перед своим походом в Северную Италию Карл Великий, возможно, заставил подстричься в монахини свою жену Дезидерату.  Вообще, Карл Великий был часто жесток и беспощаден даже к близким. Дезидерата была его второй женой. Сын от первой жены Карл Горбун из-за своего физического недостатка воспитывался слугами на кухне. Во время восстания феодалов против Карла Великого его именем воспользовались недовольные. Однако восстание потерпело поражение. И Карл Горбун был казнен.
Что же касается победы над лангобардами, то она была одержана с помощью папы римского.  У франков не было артиллерии, чтобы разрушить стены городов Северной Италии. Осада затянулось. В болотистой местности начались болезни. И тогда Карл Великий оставил свое войско и поехал в Рим, чтобы заручиться поддержкой папы.

2.                 Самыми кровопролитными и затяжными были войны Карла Великого с германским племенем саксов. Родственные франкам саксы отставали от них по уровню социально-экономического и политического развития. Большую роль в жизни саксов играли пережитки родоплеменного строя. Среди населения преобладали свободные общинники – фрилинги. Основу войска составляло ополчение фрилингов. Не было государства и королевской власти. Саксы были язычниками.
Борьбу с саксами Карл Великий вел под знаменем распространения христианской веры. Каждое лето его войска вторгались в земли саксов, а следом за войсками шли священники, строили часовни и церкви. Каждую зиму, после возвращения Карла в свою столицу – Ахен, саксы сжигали церкви и даже распинали священников, говоря, что они должны радоваться, ведь погибают смертью своего Бога.
Вообще, жестокости в этих войнах было много с обоих сторон. Так, разбив саксов на Везере в 782 г., Карл Великий предал казни 4500 саксонских заложников.
Перелом в войнах с саксами произошел после того, как Карлу Великому удалось привлечь на свою сторону знать (эделингов). Богатые дары, земельные пожалования имели успех: вскоре признал власть Карла и принял крещение Видукинд, ранее возглавлявший борьбу саксов.

3.                 Кочевники – авары пришли в Европу из степей Азии. В начале VII в. они разгромили славянские племенные союзы антов и дулебов, живших на территории современной Украины. В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о том, как авары впрягали в телеги дулебских женщин и ездили на них, издеваясь над покоренными. Перевалив через Карпаты, авары заняли Паннонию (современная Венгрия), напомнившую им родные степи. Отсюда они совершали захватнические набеги на соседей-земледельцев, преимущественно славян.
Именно со славянами, жившими в Каринтии, объединился Карл Великий в борьбе с аварами. В 796 г. был проведен совместный поход франков с хорутанским князем Войномиром. Он закончился разгромом аваров и взятием ставки аварского кагана. Отзвуки этого события дошли и до летописца Нестора. В летописи «Повесть временных лет» он пишет: «Сгинули наче обры (авары)», то есть исчезли бесследно.

2.2. Провозглашение Карла Великого императором.
Мы увидели, что Карл Великий правил не только франками, он покорил многие народы, жившие в Европе. Его власть распространилась на земли современной Франции, Германии, Италии, Испании. Действительно, практически вся территория бывшей Западной Римской империи принадлежала Карлу Великому.
Вопросы: 1. Кто провозгласил Карла Великого императором? Почему он это сделал?
2. Кто был недоволен тем, что Карла Великого провозгласили императором?

Проверьте себя!
Короной императора Карла Великого венчал в соборе св. Петра папа римский Лев III (800 г.). Этот папа, слабый и безвольный, конфликтовал с рим ской знатью и даже был вынужден бежать из Рима. Карл Великий помог папе, предпринял поход на Рим.
Коронацией Карла был недоволен византийский император. Византийская (Восточно-Римская) империя считала себя единственным наследником старого Рима. Орудием в руках недовольного византийского императора стал константинопольский патриарх. Так был сделан важный шаг к расколу христианской церкви на католическую (во главе – папа римский) и православную.

2.3. Внутренняя политика.
Уважаемые учащиеся! Дайте определению понятию «Каролингское возрождение»

Проверьте себя!
Сам Карл Великий так и не научился писать. Но понимал: для управления огромной империей нужны образованные чиновники и судьи. В 787 г. он издал «Капитулярий о науках», в котором приказал открыть при каждом монастыре школы для монахов и клириков. В капитулярии 802 г.говорилось о школах для мирян.
Карл Великий приглашал образованных людей из разных стран: из Италии – Павла Диакона, из Испании – гота Теодульфа, из Англии – Алкуина, который сыграл большую роль в «Каролингском возрождении».  Алкуин был «сердцем» литературного кружка, созданного при дворе Карла Великого в Ахене. В этом литературном кружке, или «Дворцовой академии» читались и толковались произведения церковных и античных (древнеримских) авторов.
При монастырях создаются исторические произведения – анналы. Эйнгард написал биографию императора «Жизнь Карла Великого».
Карл приказывает строить каменные дворцы и церкви в Ахене, Вормсе. Из построек Карла Великого до нашего времени сохранилась капелла в Ахене.

К сожалению, «Каролингское возрождение», выдвинувшее идею пользы образования, не было долгим и закончилось со смертью Карла Великого. В 817 г. было запрещено обучать в церковных и монастырских школах лиц, которые е готовились к духовному званию

ІІІ. Изучение нового учебного материала.
Обычно мы считаем любовь созидающей силой в жизни человека. Любовь дарит радость. Любовь лежит в основе семьи. Но иногда любовь становится разрушительной. Именно такой была любовь сына Карла Великого Людовика Благочестивого к своей второй жене, молодой Юдифи. Ее сыну Людовик Благочестивый собирался по завещания оставить всю империю. Этим были возмущены старшие сыновья Людовика Благочестивого: Лотарь и Людовик Немецкий. С оружием в руках они поднялись против своего отца. Лотарь и Людовик Немецкий одержали победу, пленили отца. Но против их жестокого обращения с отцом выступили подданные. Они поддержали Людовика Благочестивого, который возвратил себе свободу.
К чему привели все эти раздоры, вы можете прочитать в учебнике на с.25.
            После ознакомления с текстом учебника предлагаем вам записать в конспект следующую схему:

843 г. – Верденский договор
Раздел империи Карла Великого












 
Карл Лысый                                         Лотарь                                       Людовик Немецкий
Территория будущей Франции    Территория Северной Италии        Территория будущей
(Западно-Франкское                         земли вдоль р. Рейн                      Германии
королевство)                                                                       (Восточно-Франкское королевство)



http://planetolog.ru/map-history.php?type=177
ІV. Проверка знаний учащихся по теме «Создание варварских королевств. Франкское королевство»
1. Великое переселение народов началось с события
А.Разгром гуннами готов
Б.Разгром готами Рима
В.Разгром Аэцием гуннов в битве на Каталаунских полях.

2. Великое переселение народов происходило:
А. IV-V в.н.э.
Б. IV-VI вв. н.э.
В. IV-VII вв. н.э.

3.Велике переселения народов охватило территорию:
А. Азии
Б. Европы
В.Европы и Азии

4.Великое переселения народов привело к:
А. Захвату готами Восточной Римской империи.
Б. Падению Западной Римской империи.
В. Созданию славянских королевств.

5.Решите хронологическую задачу. В 732 г.. Карл Мартелл нанес поражение арабам в битве при Пуатье. Сколько лет отделяет это событие от падения Западной Римской империи?

6.Решите хронологическую задачу. В 800 г.. Карл Великий был провозглашен императором. Сколько лет отделяет это событие от падения Западной Римской империи?

7 Вестготское королевство было создано в _________, Вандальское королевство - в _________.
8. Бургундское королевство было создано в _________, остготским королевство - в _______ г.
9. Сравните организацию власти у римлян и варваров (2 б.)
10. Сравните занятия римлян и варваров (2 б.)

Уважаемые учащиеся! Выполненное домашнее задание присылайте на электронный адрес rybalka.mila@mail.ru

Тематическое оценивание: 1 октября 2014 г.

Немає коментарів:

Дописати коментар