вівторок, 16 вересня 2014 р.

Конспект уроков для 7-х классов. 2 неделя



Тема урока: Введение к курсу «История Украины». 
Класс: 7-А, 7-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Составитель: Рыбалка Л.Д.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1.Задания и структура курса «История Украины».
2.Хронологические границы и периодизация истории средневековой Украины.
После этого урока вы сможете:
1.Давать определение понятию «Средние века».
2.Локализировать во времени события:
IX – начало XII в. – Киевская Русь.
конец XII – первая половина XIV в. – Галицко-Волынское княжество.
середина XIV – первая половина XVI в. – Великое княжество Литовское. держава.
Литература: Смолий В.А., Степанков В.С. История Украины. 7 класс. – К.: Генеза, 2007. – 224 с.
Ход урока:
І. Актуализация знаний учащихся  (урок № 1 курс «Всемирная история», 7 класс).
1.1. Работа с понятиями «аграрно-ремесленная цивилизация», «феодальное общество».
Аграрно-ремесленная цивилизация.
Уважаемые ученики! Аграрно-ремесленная цивилизация начинает формироваться еще во времена первобытного общества, с переходом от присваивающего (охота и собирательство) к производящему (скотоводство и земледелие) хозяйству. Этот переход историки называют неолитической революцией.
Аграрно-ремесленная цивилизация господствует в период Древнего мира и средних веков. Ведь в это время в сельском хозяйстве было занято почти все население античных, а впоследствии - средневековых государств. Ремесло и торговля занимали относительно небольшое место в экономике.
Вспомните, пожалуйста, характерные признаки аграрной цивилизации:
1) Ведущий тип собственности, главная ценность в обществе – это ___________.
2) Главная отрасль экономики - ___________ ______________ .
3) Неразвитость средств производства, преобладание ____________ труда.
4) Низкая мобильность рабочей силы. Попытки закрепить работников на земле, на которой они работали. В Древнем мире - _________, в Средние века – крепостничество.
5) ____________ тип хозяйства, при котором большинство продуктов производится не на продажу, а для ______________  _________________.

1.2.Локализация событий во времени. Хронологические рамки истории Средних веков.
Средние века – эпоха всемирной истории, который охватывает период с V до конца ХV в. н.э.
Уважаемые учащиеся! Вспомните, пожалуйста, какое событие, произошедшее в V в. н.э., считается началом истории Средних веков? __________ __________ _________
2. Какое событие, произошедшее в ХV в. н.э., положило окончание эпохе Средневековья? ___________ _________ ____________ ___________
3. Какие периоды истории Средних веков вы знаете?
V – ХІ вв. - ______________  ____________________.
ХІ – первая половина ХIV вв. - ___________  ____________________ .
вторая половина ХIV - конец ХV вв. - _____________ ______________ .

Проверьте себя!
1.1. Работа с понятием. Признаки аграрно-ремесленной цивилизации:
1) Ведущий тип собственности, главная ценность в обществе – это земля.
2) Главная отрасль экономики – сельское хозяйство.
3) Неразвитость средств производства, преобладание ручного труда.
4) Низкая мобильность рабочей силы. Попытки закрепить работников на земле, на которой они работали. В Древнем мире - рабство, в Средние века – крепостничество.
5) Натуральный тип хозяйства, при котором большинство продуктов производится не на продажу, а для собственного потребления.

1.2. Локализация событий во времени. Хронологические рамки и периодизация истории Средних веков
Событие, произошедшее в V в. н.э., которое считается началом истории Средних веков: падение Западной Римской империи (476 г. н.э.)
Событие, произошедшее в ХV в. н.э., которое положило окончание эпохи Средневековья: открытие Христофором Колумбом Америки (1492 г.)
истории Средних веков? ___________ _________ ____________ ___________
Периодизация истории Средних веков:
V – ХІ вв. – раннее Средневековье (зарождение эпохи)
ХІ – первая половина ХIV вв. – развитое Средневековье (расцвет епохи).
вторая половина ХIV - конец ХV вв. – позднее Средневековье (упадок епохи, постепенное вызревание элементов Нового времени) .

ІІ. Сообщение темы, дидактической цели урока, ожидаемых результатов.
Уважаемые учащиеся! Предлагаем вам поработать с исторической картой «Европа в V – ХІ вв.».

- Найдите на карте территорию Восточно-Римской (Византийской) империи – осколка великого Рима, уцелевшего после нашествий германцев и арабов.
- Найдите на карте территорию Франкской империи, выросшей на месте «варварских» королевств – Франкского, Бургундского, на землях саксов и лангобардов.
- На основе работы с картой сделайте вывод, какое из европейских государств в ХI в. имело самую большую территорию.

Проверьте себя!
Самое большое европейское государство в Х - ХI вв. – это Киевская Русь. Площадь Киевской Руси достигала 800 тыс. кв.км. Ее границы на севере простирались до Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – до Дона, на востоке – до междуречья Волги и Оки, на западе – до Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана.
На территории бывшей Киевской Руси находятся столицы трех государств: Киев (Украина), Москва (Россия), Минск (Белоруссия). Москва и Минск превратились в крупные города уже после гибели Киевской Руси. Но о ее величественных временах напоминают нам три собора святой Софии – Премудрости Божией
в Киеве (Украина) –

В Новгороде (Россия) –



в Полоцке (Белоруссия) - http://www.fotka.ua/?p=sf&f=103688



IIІ. Изучение нового учебного материала.
3.1. Локализация событий во времени
Работа с «лентой времени»
Уважаемые учащиеся! Предлагаем вам записать в конспект:
Раннее Средневековье
Развитое Средневековье
Позднее Средневековье
IX – начало XII вв.
конец XII – первая половина XIV в.
середина XIV – первая половина XVI вв.
Киевская Русь
Галицко-Волынское княжество
Великое княжество Литовское
IX (9)– начало XII (12) вв. – Киевская Русь
конец XII (12) – первая половина XIV в. (14) – Галицко-Волынское княжество
середина XIV (14) – первая половина XVI вв. (16) – Великое княжество Литовское.

3.2. Работа с понятием «Киевская Русь».
Почему «Киевская»? Киев – столица Киевской Руси. В 882 г. князь Олег Вещий, приплывший из далекого северного Новгорода, убил князей Аскольда и Дира, правивших в Киеве, и подчинил их княжество своей власти. Однако он не возвратился править в Новгород, но остался в Киеве, сказав «се будет мать городов русских».
Почему «Русь»? Среди историков не существует единого мнения о происхождении названия «Русь». Согласно точке зрения историков – норманистов Киевская Русь основана пришельцами со Скандинавского полуострова норманнами (варягами, викингами). Потомков норманнов – шведов – их соседи финны называли «руотси». Норманны покорили жившие в Восточной Европе славянские племена. Их конунги (князья) и дружины постепенно превратились в класс крупных земельных собственников – феодалов. В то время как славяне составляли большинство городского и сельского населения.
Антинорманисты утверждают, что название «Русь» местного, славянского происхождения.  Оно может происходить от названия речки Рось под Киевом. Арабский писатель Ибн-Хордадберг (840-880) называет русичей славянским племенем.
Уважаемые ученики! Запишите в конспет:
Киевская Русь – раннефеодальное государство с монархической формой правления, которое существовало в IX  -  начале XII вв. в Восточной Европе.
Центральной фигурой этого государства является князь, который сначала выступал как военноначальник, завоевывавший новые племена и земли, а затем сосредоточил в своих руках всю полноту государственной власти (издавал законы, судил и др.). Аппарат управления сформировался на основе княжеской дружины.

Вопрос: сравните Киевскую Русь с «варварскими» королевствами, например, Франкским королевством Хлодвига Меровинга.  Что между ними общего? Что различного?

Проверьте себя!
Общее: раннефеодальное государство, в котором военный вождь с помощью дружины превратился в наследственного монарха.
Различия: «варварские» королевства сформировались раньше в конце V – VI вв., Киевская Русь – позже, в IX в.
«Варварские» королевства были созданы в Западной Европе, на месте провинций бывшей Западной Римской империи в результате завоевания их германскими племенами. Киевская Русь сформировалась в Восточной Европе. Основная масса населения Киевской Руси была славянского происхождения.



Тема урока:  Славяне во времена Великого переселения народов.
Класс: 7-А, 7-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Составитель: Рыбалка Л.Д.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1.Славяне во времена Великого переселения народов.
2.Расселение племенных союзов восточных славян в VІІІ—ІХ вв. на территории современной Украины.
3.Соседи восточнославянских племен.
4.Этнические процессы и процессы образования государства в период формирования Киевской Руси.
После этого вы сможете:
1.Давать определение понятиям  «славяне», «анты», «склавины», «Великое расселение славян», «восточнославянские племенные союзы».
2.Устанавливать хронологическую последовательность событий, связанных с Великим расселением славян ( VI-VII вв. ).
3.Показывать на карте основные направления Великого расселения славян, территории расселения восточнославянских племенных союзов в VІІІ—ІХ вв.
Литература: Смолий В.А., Степанков В.С. История Украины. 7 класс. – К.: Генеза, 2007. – 224 с.

Ход урока:
І. Актуализация знаний учащихся, урок № 2 курс «Всемирная история».
1.1. Работа с понятием «Великое переселение народов»
Заполните пропуски:
Великое переселение народов - эпоха массовых __________ народов в _____-______ в. н.э., которые охватили всю _________  и привели к уничтожению ______ _______ империи.


1.2.Локализация событий во времени.
Установите хронологическую последовательность событий:
А. Разгром гуннами готов
Б. Падение Западной Римской империи
В. Раздел Римской империи на Западную и Восточную
Г. Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом.
1 - __    2 - ___  3 - ____  4 - ______

1.3.Локализация событий в пространстве. Работа с исторической картой.



Найдите на исторической карте направления миграций населения во времена Великого переселения народов, в том числе,
НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИЙ ГУННОВ.

Проверьте себя!

1.1.          Великое переселение народов - эпоха массовых перемещений народов в IV – VII вв. н.э., которые охватили всю Европу и привели к уничтожению Западной Римской империи.
1.2.  Установите хронологическую последовательность событий:
1 - А. Разгром гуннами готов (375 г. н.э., начало Великого переселения народов, под ударами кочевого племени гуннов германские племена вестготов переходят Дунай и поселяются на землях Римской империи)
2 - В. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г. н.э., ослабление Римской империи, что способствовало успехам германских племен)
3 - Г. Взятие Рима вестготами во главе с Аларихом (410 г., символ античной цивилизации – Рим – захвачен варварами)
4 - Б. Падение Западной Римской империи (476 г., последний император Ромул Августул подстрижен в монахи вождем Одоакром)

ІІ. Сообщение темы, дидактической цели урока, ожидаемых результатов.

IIІ. Изучение нового учебного материала.
3.1.Робота с понятиями: «славяне», «анты», «склавины», «Великое расселение славян».
Славяне.
Одну из первых попыток разыскать историческую прародину славян предпринял легендарный летописец Нестор.  В «Повести временных лет» он писал: «В давние времена сидели славяне на Дунае, где есть ныне Венгерская земля и Болгарская. От этих славян разошлись они по земле и прозвалися именами своими, - от того, где сели, на котором месте».
На это свидетельство летописца опирались историки – сторонники дунайской теории происхождения славян, среди которых выдающиеся русские историки XIX в. С. Соловьев, В. Ключевский.
В том же XIX в. начинаются комплексные исследования археологических, лингвистических, письменных, этнографических источников о происхождении славян. В трудах древнеримских историков и географов Корнелия Тацита, Плиния Старшего  упоминается о народе венедов, которые живут на берегах Венедского моря, где много янтаря. На берегах какого моря можно найти много капелек застывшей смолы – янтаря? Конечно, Балтийского. Если венеды – славяне, значит, их прародина – на берегах Балтийского моря. Что касается археологов, то на берегах Вислы, которая впадает в Балтийское море, они обнаружили памятники лужицкой культуры. Ее представители жили в полуземлянках, которые отапливались печками-каменками; с помощью каменных мотыг занимались земледелием; сжигали своих умерших и хоронили их в глиняных урнах без инвентаря.
Вот почему известный чешский ученый Л. Нидерле выдвинул висло-днестровскую теорию происхождения славян. Вариантом этой теории стала висло-одерская концепция, которую разрабатывали польские ученые Ю. Косташевский, Я. Чекановский и др.
В 50-60-е гг. ХХ в. советские археологи П. Третьяков, М. Артамонов, Б. Рыбаков выдвинули гипотезу о праславянской этнической принадлежности представителей комеровско-тшинецкой культуры, которая сформировалась во II тыс. до н.э. на территории Правобережной Украины и Польши. Это позволило расширить территорию прародины славян от Одера до Днепра. Днепро-одерскую теорию происхождения славян разделяют современные украинские археологи В. Баран, Д. Козак и др.

Анты, склавины.
В VI в. н.э. готский историк Иордан сообщал о том, что существует три ветви славян: венеды (бассейн Вислы), склавины (р. Дунай) и анты (р. Днепр). Появление в Европе антов и склавинов также зафиксировал византийский историк Прокопий Кесарийский: «Племена эти, склавинов и антов, не управляются одним человеком, но издавна живу в народовластии,  поэтому у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща… Выступая в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря ж никогда на себя не одевают».
На страницах труда «О происхождении и деяниях готов» Иордана рассказывается о драматическом событии в истории антов. Анты во главе с вождем Божей вели длительную борьбу с готами, создавшими свое государство в Северном Причерноморье. Готы победили антов с помощью хитрости. Король готов Винитарий приказал схватить вождя Божу и 70 старейшин во время переговоров. Их предали мучительной казни – распятию. Но готы не долго наслаждались победой. Под предлогом наказать готов за вероломство на них напали гунны во главе с вождем Баламбером. Готы были разбиты. Остготы (восточные готы) осели в низовьях Днепра и покорились гуннам. Вестготы (западные готы) ушли в римские владения за р. Дунай. Так началось Великое переселение народов.
Анты. разбитые готами, оправились от поражения.  В V - VI в.н.э. могучим потоком они двинулись на земли Восточно-Римской (Византийской) империи. В труде «Стратегикон», который приписывался византийскому императору Маврикию,  рассказывается о том, что анты воевали в пешем строю, имею только короткие копья – дротики. Но справиться с ними было трудно, так как они избегали сражений в открытом поле. Анты хорошо маскировались на местности. Так, дыша через полый камыш, они прятались на дне озер и болот.
Прокопий Кесарийский, придворный историк византийского императора Юстиниана, в «Истории войн» рассказывал о морских набегах антов на о. Крит.
Последнее упоминание об антах относится к 602 г. С востока в Поднепровье пришло кочевое племя аваров. Аварский каган заманил на переговоры вождя антов Межамира и приказал убить. После этого анты были разгромлены.
По данным современной археологии, процесс этногенеза славян развивался в VVII  вв. так: в Поднепровье (анты) существовала пеньковская археологическая культура, в Подунавье (склавины) – пражская культура. Им были присущи такие признаки, характерные для славян, как:
- жилища – полуземлянки:
- керамика – без орнамента;
- погребения – по способу трупосожжения, без инвентаря.
Представители пражско-пеньковской культуры занимались пашенным земледелием.
3.2. Локализация событий во времени
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект:
IV – VII в.н.э.

375 г.

VI-VII вв. 
602 г.
Великое переселение народов
Первое письменное упоминание об антах
Великое расселение славян
Разгром антов аварами
3.3. Локализация событий в пространстве

Уважаемые учащиеся! Выполните задания по карте:
А. Обведите границы территории прародины славян.
Б. Запишите направления переселения славян во время Великого расселения славян.
В. Кратко охарактеризуйте хозяйственную жизнь древних славян. Из каких источников мы узнаем о ней?


 
3.4.Работа с понятием: «восточнославянские племенные союзы»
Согласно летописи «Повесть временных лет» в VIІІ-ІХ вв. на территории Восточной Европы существовало 14 племенных союзов.
Из них на территории современной Украины жили:
1.                Поляне (Среднее Поднепровье, территория современной Киевской и Черкасской областей, племенной центр – Киев)
2.                Северяне (бассейн рек Десна, Сейм, Сула, территория современной Черниговской и Сумской областей, племенной центр – Чернигов)
3.                Древляне (бассейн реки Припять, племенной центр – Искоростень)
4.                Бужане, или волыняне (бассейн рек Западный Буг и Горынь, племенной центр – г. Владимир-Волынский)
5.                Белые хорваты (верховья реки Днестр, Прикарпатье, племенной центр – Червень)
6.                Тиверцы (между р. Днестр и Прут, территория современной Молдавии)
7.                Уличи (между р. Южный Буг и низовьями Днепра, племенной центр – Пересечень).
Долгое время историки считали рассказ летописца Нестора о племенных союзах выдумкой, ведь монах, живший в ХII в., вряд ли мог знать о событиях, которые произошли за 400 лет до этого, в VIІІ-ІХ вв. Однако археологи подтвердили сведения, сообщенные Нестором. Каждому племенному союзу свойственны ювелирные украшения – височные кольца особой формы. Так, у полян они были перстнеобразными, у северян – в виде спиралей. Также отличались погребальные обряды. Например, древляне насыпали курган на месте сожжения покойника и окружали его частоколом, а волыняне – обкапывали канавкой.
Уважаемые учащиеся! Внимательно рассмотрите карту: http://ukrmap.su/program2009/uh7/Maps/7_09.jpg
 IV. Домашнее задание.

1.Северными соседями славян были:
А. Печенеги  Б. Норманны   В. Половцы   Г. Хазары

2.Совокупность родов, объединенных общим происхождением и обычаями, - это:
А. Дружина   Б. Племя   В. Народ   Г. Нация

3.Постоянное войско, находившееся на службе у князя, - это:
А. Челядь      Б. Дружина       В. Вече      Г. Ополчение


4.Установите соответствие между регионом и названием восточнославянского племени, которое его занимало:
1.     Между реками Прут и Днестр, на территории современной Молдавии
2.     Среднее Поднепровье, современные Киевщина и Черкасщина
3.     Левобережье, бассейн рек Сула, Сейм, Десна, современные Черниговщина и Сумщина
4.     От реки Западный Буг до реки Горынь, современная Волынь
А. Бужане (волыняне)
Б.Северяне
В.Поляне
Г. Тиверцы
Д. Уличи

5. Установите соответствие между названием восточнославянского племени и его племенным центром:
1.     Поляне                                 А. Пересечень
2.     Древляне                              Б. Червень
3.     Северяне                              В. Киев
4.     Уличи                                   Г. Искоростень
                                                   Д. Чернигов

6.Установите хронологическую последовательность событий:
А. Основание Киева
Б. Первое письменное упоминание об антах
В. Приход в Восточную Европу аваров
Г. Падение Западной Римской империи.

7. Выполните задания, используя картосхему (3 б.):

А. Перечислите названия восточнославянских племен, проживавших на территории современной Украины.
Б. Какие факторы способствовали образованию государства у восточных славян?
В.Как складывались отношения восточных славян с соседями?
8.Дайте развернутый ответ на вопрос, используя план (3 б.).
Какую роль сыграло Великое расселение славян в формировании Древнерусского государства?
А. Когда происходило Великое расселение славян?
Б. Какие племенные союзы сформировались на территории современной Украины
В. Каковы положительные и отрицательные последствия географического положения Древнерусского государства?

Уважаемые учащиеся! Выполненное домашнее задание присылайте на электронный адрес:
 rybalka.mila@mail.ru   (для учащихся 7-х классов Донецкой ОШ № 112)
ninel.kashkina@yandex.ua (для учащихся 7-х классов Донецкой ОШ № 14)

Промежуточный контроль: 22 сентября. 2014 г.
Тематическое оценивание: 1 октября 2014 г.

Немає коментарів:

Дописати коментар