понеділок, 15 вересня 2014 р.

Конспект уроков для 8Б кл. Уроки 3,4 Неделя 2Тема 1 «Великие географические открытия: встреча цивилизаций». Класс: 8-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 14 Составитель: Рыбалка Людмила Дмитриевна, учитель истории ДОШ І – ІІІ ступеней № 14 Тема третьей 45-мин.: «Открытия европейцев. Христофор Колумб и открытие Нового Света. Первое кругосветное путешествие» Ожидаемые результаты: Уважаемые ученики! После этого урока вы сможете: • Назвать дату открытия Америки X. Колумбом. • Показывать на карте направления путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана. • Объяснять и применять понятия: «Великие географические открытия». • Обосновывать связь между причинами и сущностью Великих географических открытий. Тип урока: комбинированный. Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV - XVIII вв.): Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2008 - 240 с. ХОД УРОКА I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания 1.1. Уважаемые ученики! На прошлом уроке вы получили задание заполнить первый столбец таблицы «Причины и последствия Великих географических открытий». А. ПРИЧИНЫ Б. ПОСЛЕДСТВИЯ Перечень: 1) Желание европейцев обогатиться на торговле с Индией. 2) Перемещение в Антверпен центра мировой торговли. 3) Потребность в золоте и серебре - основных металлах, из которых чеканили деньги. 4) Чрезвычайный рост объемов торговли. 5) Захват турками Константинополя. 6) Перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. 7) Начало колониальных захватов. 8) Обогащение владельцев мастерских и купцов Европы. 9) Появление в Европе новых растений, товаров, продуктов. Правильный ответ: А. Причины Великих географических открытий: 1) Желание европейцев обогатиться на торговле с Индией. 3) Потребность в золоте и серебре - основных металлах, из которых чеканили деньги. 5) Захват турками Константинополя. 2.2.Робота с картой Задача: пользуясь картой атласа «Великие географические открытия в XV- середине XVII в. и колониальные завоевания », ответьте на вопросы. Если вы не имеете атласа, соответствующую карту вы можете найти по ссылке: http://ukrmap.su/program2009/wh8/Maps/b_2.jpg Вопросы: 1. Назовите страны, начавшие эпоху географических открытий. Свой ответ обоснуйте. 2. Назовите имена путешественников, совершавших плавание в XV-XVII вв. 3. Назовите имена мореплавателей, которые искали морские пути в Индию. Каким образом они планировали достичь Индии? 4. Какие новые пути в Индию были открыты во время путешествий португальцев? 5. Назовите народы, с которыми сталкивались португальцы во время своих путешествий в Индию. Правильные ответы: 1. Страны, которые начали эпоху географических открытий, - это Испания и Португалия. 2. Известные португальские путешественники, совершавшие плавания в XV-XVI вв., - это Б. Диаш, Васко да Гама. 3. Мореплаватели, которые искали морские пути в Индию, - это Б. Диаш, Васко да Гама. Они планировали достичь Индии морским путем вокруг Африки. 4. Во время путешествий португальцев был найден морской путь в Индию вокруг Африки. 5. Народы, с которыми сталкивались португальцы во время своих путешествий в Индию, - это туземное население побережья Африки, полуострова Индостан. 2.3. Уважаемые ученики! На прошлом уроке вам был предложен перечень фактов, из которого нужно было выбрать данные, касающиеся мореплавателя Васко да Гамы. А. Васко да Гама Б. Х. Колумб В. Ф. Магеллан Перечень фактов: 1) Был сыном бедного итальянского ткача. 2) Придворный португальского короля Маноэля. 3) Португальский моряк из небогатых дворян. 4) Командовал флотилией из трех каравелл («Санта-Мария», «Пинта», «Нинья»), которая через 33 дня после отплытия подошла к острову Сан-Сальвадор. 5) пересек Атлантический океан. 6) достиг индийского порта Каликут. 7) дал название океана - «Тихий». 8) Открыл северное побережье южной и восточной частей Центральной Америки. 9) Переселился в Испанию и стал адмиралом. Возглавил экспедицию из пяти испанских кораблей, которая длилась три года. 10) Руководил четырьмя путешествиями к новому континенту. 11) На четырех кораблях впервые обогнул юг Африки и вышел в Индийский океан. 12) Организатор и руководитель первого кругосветного путешествия достиг Филиппинских островов. 13) Поселился в столице Португалии - Лиссабоне. 14) Открыл пролив, который впоследствии назвали его именем. 15) В 1485 г. переселился в Испанию. 16) Обогнул Южную Америку. Правильный ответ: А. Сведения о Васко да Гама (портрет португальского мореплавателя можно найти по ссылке: https://uk.wikipedia.org/wiki/Васко_да_Гама#mediaviewer/File:Vasco_da_Gama.png ) 2) Придворный португальского короля Маноэля. 6) достиг индийского порта Каликут. 11) На четырех кораблях впервые обогнул юг Африки и вышел в Индийский океан. 13) Поселился в столице Португалии - Лиссабоне. II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности «Займи позицию»: Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте письмо Х. Колумба испанским королям: «Отсюда можно отправлять всех рабов, которых окажется возможным продать, и красящее дерево. И если сведения, которыми я располагаю, справедливы, то ... можно продать 4000 рабов ... А рабы из этих земель, если их привезут, будут стоить втрое дороже гвинейских » Вопрос: Какую оценку вы можете дать автору письма? Это герой или злодей? III. Ознакомление с новым учебным материалом 3.1.Христофор Колумб. Открытие Нового света. Уважаемые ученики! На прошлом уроке вы получили опережающее домашнее задание - составить исторический портрет Х. Колумба (с.14-15 учебника). Ориентировочный план характеристики исторического деятеля 1. Основные биографические данные. 2. Характеристика черт личности. Соответствие личных качеств задачам, которые решал исторический деятель. 3. Способы достижения цели, которые использовал исторический деятель. 4. Значение и роль исторического деятеля. Проверьте себя с помощью следующей информационной карточки: Христофор Колумб Наиболее известный в истории мореплаватель, открывший Новый свет, Христофор Колумб организовал свое плавание под испанским флагом. Однако родился он в Италии, в городе Генуя, в семье чесальщика шерсти. О его юности почти ничего не известно. По одним сведениям, Колумб пытался освоить профессию отца, по другим - с четырнадцати лет стал моряком и даже получил образование в итальянских университетах Падуи и Пизы. Так это или нет, точно неизвестно, но Колумб владел латынью, был знаком с геометрией, астрономией и умел чертить географические карты. В тридцать лет Христофор Колумб переселился в Португалию - главную морскую державу того времени. Он участвовал во многих плаваниях, побывал в Англии и Африке. В Португалии Колумб женился на девушке из знатного рода. Здесь же у него родился сын Диего. Тут он задумал и главное дело своей жизни. Через руки Колумба прошло множество географических карт. Он переписывался с известным ученым Паоло Тосканелли из Флоренции, от которого узнал о путешествиях Марко Поло и о том, что, по мнению древних философов Аристотеля и Птолемея, земля имеет форму шара. Колумб поверил в это. Для средневекового человека представить себе землю в виде шара, покрытую океанами, вода которых не стекает с нее, было невозможно. Но Колумб смог поверить и представить, А, изучив древние карты, он твердо убедился, что, если земля имеет форму шара, то, значит, в Индию можно попасть, двигаясь на запад, а не только на восток. Колумб обратился к португальскому королю Жуану II с просьбой организовать экспедицию, которая подтвердила все его догадки и расчеты. Король заинтересовался его предложением. Но Колумб требовал себе, в случае успеха, дворянское звание, титул адмирала Моря-Океана, титул вице-короля открытых земель, десятую часть доходов с них и еще золотые шпоры. Король не согласился. К тому же, именно в это время он планировал экспедицию Васко да Гамы. Потерпев неудачу, Колумб со своим сыном перебрался в Испанию. В Испании он несколько лет пытался получить аудиенцию короля и королевы (Изабелла Кастильская, Фернандо Арагонский), но ему было отказано. По легенде Х. Колумб решил покинуть Испанию. Он шел пешком, прося милостыню в монастырях. В одном из монастырей он рассказал о своих злоключениях настоятелю Хуану Пересу. Монах увлекся необычным планом путешественника. Оказалось, что Хуан Перес когда-то был духовником королевы. Он устроил Колумбу встречу с королевой Изабеллой и королем Фернандо. На этот раз ему удалось убедить монархов, которые успешно завершили Реконкисту и присоединили к Испанскому королевству Гранадский эмират. Согласно «Капитуляции в Санта-Фе» Х. Колумб получил согласие на все условия, которые были отвергнуты португальским королем: ему обещали титул вице-короля открытых земель, часть будущей прибыли с них. 3 августа 1492 г. на трех кораблях Х. Колумб оставил испанский порт Палос и отплыл на запад. Х. Колумб понимал, что путешествию будет мешать ужас моряков перед Атлантическим океаном - «морем тьмы» на западе от Европы (человек Средневековья считал, что именно на западе находится вход в ад). Чтобы предотвратить бунт, Х. Колумб вел два бортовых журнала. В тайный журнал он заносил правильные данные о путешествии. В другом журнале, который могли прочитать матросы, уменьшал расстояния, преодоленные кораблями. Но команда каравелл находилась на грани бунта, когда на 33-и сутки путешествия 14 октября 1492 г. матрос каравеллы «Пинта» увидел землю. Команда Х. Колумба высадилась на побережье о. Гуанахани (Багамские острова), что стало для адмирала спасением от бунта. Отсюда название, которое Х. Колумб дал острову: «Сан-Сальвадор» («Святой Спаситель»). Местные туземцы - таины - жили во времена первобытного строя. Они не знали железа, с помощью каменных мотыг выращивали сладкий картофель - маниоку, батат. Таины были мирным народом. В дневнике первого путешествия Колумба записано: «И они так хорошо относились к нам, что это казалось чудом». Но более всего испанцы заинтересовались украшениями из золота, которые носили таины. На вопрос испанцев, где можно разыскать золото, туземцы показали на юг. Во время первого путешествия Х. Колумба в 1492-1493 гг. испанцами были открыты острова Куба (испанцы называли остров «Хуана» в честь дочери королей Изабеллы и Фернандо), Гаити, или Эспаньола («маленькая Испания»). Именно на острове Эспаньола были найдены небольшие запасы золота. Но во время плавания флагман экспедиции Х. Колумба - каравелла «Санта-Мария» - затонула после столкновения с коралловым рифом. Экипаж каравеллы «Пинта», которая была собственностью испанского купца Алонсо, бросил других моряков Колумба и вернулся в Палос. Третий корабль «Нинья» был наименьшим среди судов флотилии. Поэтому Х. Колумб был вынужден оставить большую часть участников экспедиции на островах, а сам вернулся в Испанию. Кстати, судьба матросов, оставленных Колумбом, до сих пор неизвестна. Во время второй экспедиции Х. Колумба были найдены лишь сожженные постройки форта. То ли испанцы были убиты индейцами, то ли перебили друг друга. Адмирал был уверен, что он достиг восточного побережья Индии или Китая. Поэтому жителей открытых островов он назвал индейцами, то есть уроженцами Индии. Открытие Колумба произвело на королеву и короля Испании огромное впечатление. И, несмотря на то, что путешественники почти не привезли золота и пряностей, а только шесть жителей из новых земель, так называемых индейцев, удивительных попугаев и невиданные ранее фрукты, было решено снарядить новую экспедицию. В путь отправились семнадцать кораблей и почти полторы тысячи искателей счастья и богатства. Судьба самого Колумба сложилась трагически. Четырежды он плавал к новым землям, открыл множество островов и побережье материка. Но основанные им поселения не давали прибыли - ему даже не удалось покрыть расходы на организацию экспедиций. Враги и соперники возвели на Колумба клевету, и, заковав в кандалы во время третьей экспедиции, привезли в Испанию. Правда, король и королева защитили Колумба. Последние полтора года жизни больной и разочарованный Колумб хлопотал лишь о том, чтобы все его титулы и привилегии, обещанные королем и королевой, перешли по наследству к его сыновьям - Диего и Фернандо. Его хлопоты не остались бесплодными. Через несколько лет после смерти Колумба новые владения испанской короны начали давать огромные доходы. Диего Колумбу отказали в праве на долю этих доходов. Он подал в суда на королевских чиновников и выиграл его. Диего вернули титул адмирала и вице-короля Индии. Семнадцать лет он руководил испанскими колониями в Америке. Только от золотых рудников Диего получал по несколько тонн золота в год. Сыновья Колумба были приняты в круг высшей испанской знати. Диего женился на племяннице известного полководца герцога Альбы, которая была родственницей самого короля Карла V. Портрет Х. Колумба и гравюру, посвященную открытию им Америки, вы можете найти по ссылке: http://uk.wikipedia.org/wiki/Христофор_Колумб#mediaviewer/File:CristobalColon2.jpg http://knowhistory.ru/uploads/posts/2013-12/1387306494_kolumb_ objavlyaet_o_vladenii.jpg 3.2. Первая кругосветное путешествие. Рассказ учителя: Первое кругосветное путешествие длилось с сентября 1519 по 1522 гг. Пять кораблей - «Тринидад», «Виктория», «Сантьяго», «Сан-Антонио» и «Консепсьон» - вышли в море, имея на борту 260 человек команды. Назад вернулось только 18 человек. Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте текст учебника (с.18) и сравните с приведенным историческим документом. Текст учебника: «Не прекращались поиски западного пути в Индию. В 1513 г. испанский отряд во главе с Васко Нуньес де Бальбоа с большим трудом преодолел леса и горы Панамского перешейка и вышел к широкому заливу. Перед испанцами открылся бескрайний водный простор. Бальбоа назвал его Южное море (Тихий океан). Первое путешествие по этому океану, которое стало и первым кругосветным плаванием, совершил Фернан Магеллан, опытный португальский моряк на службе у испанского короля. 20 сентября 1519 г. пять кораблей эскадры Магеллана оставили гавань Сан-Лукар и взяли курс на запад. Пересекая Атлантический океан, Магеллан медленно продвигался вдоль берегов Южной Америки в поисках пролива и был вынужден остановиться на зимовку в антарктических широтах. Вместо райских условий теплой Индии команда боролась со штормами и ураганами. Начался бунт, но Магеллан решительно навел порядок, но от цели не отступил. Удача улыбнулась мужественному мореплавателю. Почти потеряв надежды, он все-таки нашел пролив, который позже назвали Магеллановым. Преодолев пролив, корабли (их осталось три) 28 ноября 1520 г. вышли в открытый океан. На протяжении всего плавания стояла прекрасная погода, и моряки назвали океан Тихим. Но само плавание оказалось совсем не легким. От голода и жажды умерла значительная часть экипажа. Те, кому посчастливилось, достигли Филиппинских островов. Здесь Магеллан погиб в схватке с местными жителями. Уже после потери капитана команда достигла Молуккских островов, где приобрела пряности. 8 сентября 1522 г. корабль с символическим названием «Виктория» бросил якорь в порту Севильи. Первое в истории кругосветное путешествие завершилось. Оно длилось почти три года. Из 5 каравелл вернулась только одна. Из 265 моряков - 18 Героем плавания, который оттеснил Магеллана, стал капитан «Виктории» Себастьян Эль Кано. Испанский король пожаловал ему дворянский герб, увенчанный изображением земного шара и надписью: «Ты первым меня обогнул». На долю Магеллана остались обвинения в нарушении королевской инструкции и чрезмерной жестокости. Истинная роль этого выдающегося мореплавателя была признана только со временем. Магеллан закончил дело Колумба и проложил западный путь в страны Востока. Его путешествие на практике доказало, что Земля имеет форму шара, а все океаны составляют один мировой океан». Работа с документом Учитель предлагает ученикам прочитать текст документа и ответить на вопросы. Из дневника Пигафетто, спутника Магеллана «В среду, 28 ноября 1520 г., мы выбрались из этого пролива и вступили в великое море, которое прозвали «Тихим». На протяжении трех месяцев и двенадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Сухари, которыми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, которая была смешана с червями ... Вода, которую мы должны были пить, была гнилая и вонючая ... Чтобы не умереть с голоду, мы ели воловью кожу ... » 1. Какое значение имело это путешествие? 2. С какими трудностями столкнулись мореплаватели? 3. Какие черты характера были присущи путешественникам? Работа с картой Учитель предлагает ученикам с помощью карты - атласа «Великие географические открытия в XV - середине XVII в. и колониальные завоевания » рассказать о маршруте экспедиции Магеллана. V. Систематизация и обобщение знаний. Заполнение тематической таблицы «Великие географические открытия». Дата путешествия Мореплаватель Европейская страна Открытые земли Тема 1 «Великие географические открытия: встреча цивилизаций». Класс: 8-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 14 Составитель: Рыбалка Людмила Дмитриевна, учитель истории СШ № 14 Тема четвертой 45-мин.: «Завоевание Нового Света» Ожидаемые результаты: Уважаемые ученики! После этого урока вы сможете: • Называть доколумбовые цивилизации Америки (майя, ацтеки, инки). • Показывать на карте территории, завоеванные испанскими завоевателями - конкистадорами Э. Кортесом, Ф. Писарро и др. в Америке. • Объяснять и применять понятия: «Великие географические открытия», «колония» (на примере первых колоний, созданных испанцами и португальцами). • Описывать доколумбовые цивилизации Америки. • Обосновывать связь между причинами, сущностью и последствиями Великих географических открытий. • Анализировать предложенные исторические источники Тип урока: комбинированный. Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV - XVIII вв.): Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. - К .: Генезис, 2008 - 240 с. ХОД УРОКА I. Актуализация опорных знаний. Уважаемые ученики! С помощью тематической таблицы «Великие географические открытия», которую вы заполняли, изготовьте карты для игры в «историческое лото», перетасуйте их и соберите квартеты из карточек (в квартете карточка № 1 - дата события, карточка № 2 - имя мореплавателя; карточка № 3 - страна, правительство которой был организатором морской экспедиции; карточка № 4 - открытые земли). 1487 Б. Диаш Португалия Мыс Доброй Надежды (Африка) 1492 Х. Колумб Испания о.Сан-Сальвадор, Куба, Эспаньола (Америка) . 1519-1522 г.. Ф. Магеллан Испания Кругосветное путешествие: Испания - Магелланов пролив (Южная Америка) - Филиппинские о. 1.2. Уважаемые ученики! На прошлом уроке вы с помощью перечня фактов составляли краткую биографию Васко да Гамы. А сейчас мы предлагаем вам выбрать из этого же перечня ни, касающиеся Х. Колумба и Ф. Магеллана. А. Васко а Гама Б. Х. Колумб В. Ф. Магеллан Перечень фактов: 1) Был сыном бедного итальянского ткача. 2) Придворный португальского короля Маноэля. 3) Португальский моряк с небогатых дворян. 4) Командовал флотилией из трех каравелл («Санта-Мария», «Пинта», «Нинья»), которая через 33 дня после отплытия подошла к острову Сан-Сальвадор. 5) пересек Атлантический океан. 6) достиг индийского порта Каликут. 7) дал название океану - «Тихий». 8) Открыл северное побережье южной и восточной частей Центральной Америки. 9) Переселился в Испанию и стал адмиралом. Возглавил экспедицию из пяти испанских кораблей, которая длилась три года. 10) Руководил четырьмя путешествиями к новому континенту. 11) На четырех кораблях впервые обогнул юг Африки и вышел в Индийский океан. 12) Организатор и руководитель первого кругосветного путешествия достиг Филиппинских островов. 13) Поселился в столице Португалии - Лиссабоне. 14) Открыл пролив, который впоследствии назвали его именем. 15) В 1485 г. переселился в Испанию. 16) Обогнул Южную Америку. Правильные ответы. Б. Х. Колумб 1) Был сыном бедного итальянского ткача. 15) В 1485 г. переселился в Испанию. 10) Руководил четырьмя путешествиями к новому континенту. 4) Командовал флотилией из трех каравелл («Санта-Мария», «Пинта», «Нинья»), которая через 33 дня после отплытия подошла к острову Сан-Сальвадор. 5) пересек Атлантический океан. 8) Открыл северное побережье южной и восточной частей Центральной Америки В. Ф. Магеллан 3) Португальский моряк с небогатых дворян. 9) Переселился в Испанию и стал адмиралом. Возглавил экспедицию из пяти испанских кораблей, которая длилась три года. 12) Организатор и руководитель первого кругосветного путешествия достиг Филиппинских островов. 5) пересек Атлантический океан. 14) Открыл пролив, который впоследствии назвали его именем. 16) Обогнул Южную Америку. 7) дал название океану - «Тихий». II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте отрывок из «Истории открытия и завоевания Перу» Сарате. «Атауальпа шел к месту нового лагеря очень медленно, покрывая расстояние в одну малую лигу за 4 аса. Он прибыл в паланкине, который несли на своих плечах вожди. Впереди его шли 300 индейцев, которые расчищали дорогу, убирая с нее не только камни, но даже мелкие соломинки ... Все они считали, что христиан так мало, что легко их будет взять голыми руками. И так думали они потому, что один индейский губернатор сообщил, что испанцы немногочисленны и так слабы и неповоротливы, что не могут ходить на собственных ногах, и поэтому они верхом на больших ламах, и лам этих называют конями ». Задание: Предложите индейским вождям военную тактику, благодаря которой они могли бы одержать победу над испанцами, а вы - изменить ход истории. III. Ознакомление с новым учебным материалом 3.1.Завоювання Мексики Ф. Кортесом. Работа с письменным историческим источником, текстом учебника (параграф 2) «Доколумбовые цивилизации. Ацтеки». Рассказ учителя: Задолго до появления европейцев в Мексике жили племена майя. Они известны благодаря каменной архитектуре - храмам-пирамидам. Некоторые из этих пирамид по объему даже превосходят египетские, хотя и уступают им высотой. Позже майя были побеждены воинственными ацтеками. Они подчинили себе и другие племена, создав единое государство со столицей в Мехико (Теночлитлан). Это город в наше время является столицей Мексики. Мексика и Мехико - это то же слово, только разной произношения. Мексика - на английском, оно стало названием страны. Мехико - испанском. Сами ацтеки называли свою столицу Теночлитлан. Ацтеки не только не знали огнестрельного оружия, но даже не умели выплавлять железо. Но созданную ими цивилизацию невозможно считать отсталой, в чем мы сейчас убедимся. Записки Диаса о Мексике «Теперь же стоит сказать об умелых мастерах, которых в Мексике было много из любого ремесла. Прежде всего, нужно вспомнить о резчиках по камню, а также о золотых дел мастерах, которые создавали ковкой и литьем вещи, вызвавшие бы зависть их испанских товарищей ... Ювелиры опытные в шлифовании различных камней. Удивительными были также произведения художников, скульпторов и мастеров по резьбе. Ткачеством и вышивками занимались преимущественно женщины, достигая в этом невероятного мастерства, особенно в изготовлении тончайших материй, украшенных перьями. Наконец, Монтесума имел еще, и только для себя, большое количество каменщиков, плотников, столяров, садовников. Сады Монтесумы были не только большие, но и удивительные по своему великолепию: всюду цветочные клумбы причудливых рисунков, бассейны, пруды. На рынке продавали рабов, нити, дорогие ткани, какао, фрукты, плетеную обувь, сладкие местные корешки, кожи и мех ... » Вопросы к тексту: 1. Какие ремесла были развиты у ацтеков? 2. Оцените уровень развития культуры ацтеков. 3. Какие из перечня упомянутых в тексте товаров европейцы вывозили из Мексики? Уважаемые ученики! Предлагаем вам записать в тетради следующие даты и краткую характеристику личности: 1516-1518 гг. - экспедиции испанцев на полуостров Юкатан, начало отношений с индейцами - потомками майя. 1519 - 1535 гг. - экспедиции испанских конкистадоров во главе с Эрнаном Кортесом (1485-1547), покорение империи ацтеков. Эрнан Кортес (1485-1547) - бывший студент-юрист университета в Саламанке (Испания). В 19 лет отправился на о.Эспаньола, который был открыт Х. Колумбом. Служил секретарем вице-короля, получил землю на Эспаньоле и Кубе, стал алькальдом - главой города Сантьяго. Один из кораблей экспедиции 1519 г. был снаряжен за его счет. В 1519 г. в экспедиции участвовали 400 испанских солдат (16 всадников), 200 индейцев, 10 тяжелых и 3 легкие пушки. Воспользовался многолетней борьбой, которую вели против ацтеков покоренные народы (пример: союзниками стали туземцы из долины Тласкала). 3.2. Завоевание Перу Ф. Писарро Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте текст учебника «Доколумбовые цивилизации. Инки». Сравните сведения, которые он содержит, со следующим историческим источником: Гарсиласо де ла Вега «Вся земля принадлежала верховному правителю Инке. Рожок государственного чиновника, который стоял на башне, объявлял о начале полевых работ. Государство раздавало ремесленникам сырье и изымала произведенное. Никто из крестьян не вправе был без разрешения покидать свою деревню, а тем более - свою провинцию. Государство могло, не спрашивая согласия людей, переселить их в другую провинцию для освоения новых земель. Государство властно вмешивалось в личную жизнь человека, распоряжалось его свободным временем. Оно предлагало всем крестьянам мужского пола с 9 до 16 лет стать пастухами, с 16 до 20 лет - слугами или бегунами почтовой службы; после 60 лет они должны были кормить уток и плести веревки ». Вопросы к тексту: 1.Расскажите об организации власти в империи инков. 2.Как государство регламентировало жизнь индейцев? Уважаемые ученики! Предлагаем вам записать в тетради: 1530-1534 гг. - экспедиция Ф. Писарро, начало завоевания Перу. Франсиско Писарро - бывший пастух, участник экспедиций конкистадоров на Карибское побережье Южной Америки. В 20-х гг. 16 в. был участником экспедиций к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. В 1531 г. встал во главе экспедиции, насчитывавшей в своем составе 3 корабля, 130 чел., 37 лошадей (затем - 500-600 воинов). Использовал междоусобную борьбу, которую вели за престол сыновья инки Уайна-Капака Уаскар и Атауальпа. 1V. Закрепление знаний учащихся Уважаемые ученики! Предлагаем вам с помощью полученных знаний заполнить второй столбец таблицы «Причины и последствия Великих географических открытий» А. ПРИЧИНЫ Б. ПОСЛЕДСТВИЯ Перечень: 1) Желание европейцев обогатиться на торговле с Индией. 2) Перемещение в Антверпен центра мировой торговли. 3) Потребность в золоте и серебре - основных металлах, из которых чеканили деньги. 4) Чрезвычайный рост объемов торговли. 5) Захват турками Константинополя. 6) Перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. 7) Начало колониальных захватов. 8) Обогащение владельцев мастерских и купцов Европы. 9) Появление в Европе новых растений, товаров, продуктов. Правильный ответ: А. Последствия Великих географических открытий 2) Перемещение в Антверпен центра мировой торговли. 4) Чрезвычайный рост объемов торговли. 6) Перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан. 7) Начало колониальных захватов. 8) Обогащение владельцев мастерских и купцов Европы. 9) Появление в Европе новых растений, товаров, продуктов V. Домашнее задание: Тесты: 1. Определите имя руководителя путешествия, маршрут которого указан на карте. A Христофор Колумб Б Фернан Магеллан В Бартоломеу Диаш Г Васко да Гама 2. Определите хронологические рамки путешествия, маршрут которого указан на карте. A 1492-1493 гг. Б 1519-1522 гг. В 1487-1488 гг. Г 1497-1503 гг. 3. Укажите год открытия Х. Колумбом Америки. A 1487 Б 1492 В 1497 Г 1519 4. Установите хронологическую последовательность событий из истории раннего Нового времени: 1 Плавание англичанина Дж. Кабота в Северную Америку 2 Начало завоевания Ф. Писарро империи инков 3 Открытие Б. Диашем мыса Доброй Надежды 4 Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана A 1, 3, 2, 4 Б 1, 4, 2, 3 В 3, 1, 4, 2 Г 4, 3, 2, 1 5.Завоевание ацтеков (Мексика) возглавил: А. Монтехо Б. Кортес В. Писарро Г. Картье 6. Испанцам удалось завоевать империю инков (Перу), так как: А. Города-государства, из которых состояла эта империя, воевали между собой Б. Туземцы увидели в испанцах потомков бога - «Пернатого змея» В. Все население жило в условиях первобытного строя, не знало металла. Г. Шла междоусобная борьба за власть в империи между сыновьями умершего правителя. 7. Найдите ошибку: «6 сентября 1522 г. в испанский порт Сан-Лукар вернулся корабль «Виктории» с 18 матросами на борту. Его привел Магеллан, совершив настоящий подвиг - первое кругосветное путешествие ». 8. Найдите ошибку: «Ацтеки - единственный из народов доколумбовой Америки, имевший письменность в виде иероглифов. Свои книги майя писали красками на длинных полосах материала из растительных волокон ». 9. Как назывался, когда и кем был составлен этот документ: «... Во-первых. Ваши высочества, как сеньоры и владыки названы морей-океанов, жалуют отныне названного дона Христофора Колумба в свои адмиралы всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет и приобретет в этих морях-океанах, а после его смерти жалует его наследникам и потомкам навечно этот титул ». 10. Проанализируйте отрывок из исторического источника и дайте ему оценку. 1) определите, о чем говорится в документе, выясните, когда произошли описанные в нем события; 2) определите, как автор рассказа относится к описываемым событиям или историческим деятелям; выясните (сформулируйте) значение событий и явлений, о которых говорится в источнике; кратко изложите свое отношение к описанным событиям или деятелям Из «Кратчайшего сообщение о разрушении Западных Индий» Бартоломео де Лас Касаса «Единая и правдивая причина того, что христиане разорили и уничтожили большое количество ни в чем не повинных людей, - это желание захватить их золото. Христиане хотели за короткое время обогатиться за счет их сокровищ и возвыситься над своим состоянием. Я должен отметить, что это случилось через ненасытную жажду и превосходство, которых не найдешь в мире, а также и желание осесть на богатых и плодородных землях, жители которых так легко, смирно и терпеливо становились рабами». Ответы присылать на электронный адрес в 1 октября 2014 Электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru



Тема 1 «Великие географические открытия: встреча цивилизаций».
Класс: 8-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 14
Составитель: Рыбалка Людмила Дмитриевна, учитель истории ДОШ І – ІІІ ступеней № 14
Тема третьей 45-мин.: «Открытия европейцев. Христофор Колумб и открытие Нового Света. Первое кругосветное путешествие»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые ученики! После этого урока вы сможете:
  Назвать дату открытия Америки X. Колумбом.
• Показывать на карте направления путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана.
• Объяснять и применять понятия: «Великие географические открытия».
• Обосновывать связь между причинами и сущностью Великих географических открытий.
Тип урока: комбинированный.
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV - XVIII вв.): Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2008 - 240 с.

ход урока
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
1.1. Уважаемые ученики! На прошлом уроке вы получили задание заполнить первый столбец таблицы «Причины и последствия Великих географических открытий».
А. ПРИЧИНЫ
Б. ПОСЛЕДСТВИЯ



Перечень:
1) Желание европейцев обогатиться на торговле с Индией.
2) Перемещение в Антверпен центра мировой торговли.
3) Потребность в золоте и серебре - основных металлах, из которых чеканили деньги.
4) Чрезвычайный рост объемов торговли.
5) Захват турками Константинополя.
6) Перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан.
7) Начало колониальных захватов.
8) Обогащение владельцев мастерских и купцов Европы.
9) Появление в Европе новых растений, товаров, продуктов.

Правильный ответ:
А. Причины Великих географических открытий:
1) Желание европейцев обогатиться на торговле с Индией.
3) Потребность в золоте и серебре - основных металлах, из которых чеканили деньги.
5) Захват турками Константинополя.

2.2.Робота с картой
Задача: пользуясь картой атласа «Великие географические открытия в XV- середине XVII в. и колониальные завоевания », ответьте на вопросы.
Если вы не имеете атласа, соответствующую карту вы можете найти по ссылке: http://ukrmap.su/program2009/wh8/Maps/b_2.jpg
Вопросы:
1. Назовите страны, начавшие эпоху географических открытий. Свой ответ обоснуйте.
2. Назовите имена путешественников, совершавших плавание в XV-XVII вв.
3. Назовите имена мореплавателей, которые искали морские пути в Индию. Каким образом они планировали достичь Индии?
4. Какие новые пути в Индию были открыты во время путешествий португальцев?
5. Назовите народы, с которыми сталкивались португальцы во время своих путешествий в Индию.

Правильные ответы:
1. Страны, которые начали эпоху географических открытий, - это Испания и Португалия.
2. Известные португальские путешественники, совершавшие плавания в XV-XVI вв., - это Б. Диаш, Васко да Гама.
3. Мореплаватели, которые искали морские пути в Индию, - это Б. Диаш, Васко да Гама. Они планировали достичь Индии морским путем вокруг Африки.
4. Во время путешествий португальцев был найден морской путь в Индию вокруг Африки.
5. Народы, с которыми сталкивались португальцы во время своих путешествий в Индию, - это туземное население побережья Африки, полуострова Индостан.

2.3. Уважаемые ученики! На прошлом уроке вам был предложен перечень фактов, из которого нужно было выбрать данные, касающиеся мореплавателя Васко да Гамы.
А. Васко да Гама
Б. Х. Колумб
В. Ф. Магеллан



Перечень фактов:
1) Был сыном бедного итальянского ткача.
2) Придворный португальского короля Маноэля.
3) Португальский моряк из небогатых дворян.
4) Командовал флотилией из трех каравелл («Санта-Мария», «Пинта», «Нинья»), которая через 33 дня после отплытия подошла к острову Сан-Сальвадор.
5) пересек Атлантический океан.
6) достиг индийского порта Каликут.
7) дал название океана - «Тихий».
8) Открыл северное побережье южной и восточной частей Центральной Америки.
9) Переселился в Испанию и стал адмиралом. Возглавил экспедицию из пяти испанских кораблей, которая длилась три года.
10) Руководил четырьмя путешествиями к новому континенту.
11) На четырех кораблях впервые обогнул юг Африки и вышел в Индийский океан.
12) Организатор и руководитель первого кругосветного путешествия достиг Филиппинских островов.
13) Поселился в столице Португалии - Лиссабоне.
14) Открыл пролив, который впоследствии назвали его именем.
15) В 1485 г. переселился в Испанию.
16) Обогнул Южную Америку.

Правильный ответ:
А. Сведения о Васко да Гама
(портрет португальского мореплавателя можно найти по ссылке: https://uk.wikipedia.org/wiki/Васко_да_Гама#mediaviewer/File:Vasco_da_Gama.png )
2) Придворный португальского короля Маноэля.
6) достиг индийского порта Каликут.
11) На четырех кораблях впервые обогнул юг Африки и вышел в Индийский океан.
13) Поселился в столице Португалии - Лиссабоне.

II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности
  «Займи позицию»:
Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте письмо Х. Колумба испанским королям: «Отсюда можно отправлять всех рабов, которых окажется возможным продать, и красящее дерево. И если сведения, которыми я располагаю, справедливы, то ... можно продать 4000 рабов ... А рабы из этих земель, если их привезут, будут стоить втрое дороже гвинейских »
Вопрос: Какую оценку вы можете дать автору письма? Это герой или злодей?

III. Ознакомление с новым учебным материалом
3.1.Христофор Колумб. Открытие Нового света.
Уважаемые ученики! На прошлом уроке вы получили опережающее домашнее задание - составить исторический портрет Х. Колумба (с.14-15 учебника).
Ориентировочный план характеристики исторического деятеля
1. Основные биографические данные.
2. Характеристика черт личности. Соответствие личных качеств задачам, которые решал исторический деятель.
3. Способы достижения цели, которые использовал исторический деятель.
4. Значение и роль исторического деятеля.

Проверьте себя с помощью следующей информационной карточки:
Христофор Колумб
Наиболее известный в истории мореплаватель, открывший Новый свет, Христофор Колумб организовал свое плавание под испанским флагом.  Однако родился он в Италии, в городе Генуя, в семье чесальщика шерсти. О его юности почти ничего не известно. По одним сведениям, Колумб пытался освоить профессию отца, по другим - с четырнадцати лет стал моряком и даже получил образование в итальянских университетах Падуи и Пизы. Так это или нет, точно неизвестно, но Колумб владел латынью, был знаком с геометрией, астрономией и умел чертить географические карты. В тридцать лет Христофор Колумб переселился в Португалию - главную морскую державу того времени. Он участвовал во многих плаваниях, побывал в Англии и Африке. В Португалии Колумб женился на девушке из знатного рода. Здесь же у него родился сын Диего. Тут он задумал и главное дело своей жизни. Через руки Колумба прошло множество географических карт. Он переписывался с известным ученым Паоло Тосканелли из Флоренции, от которого узнал о путешествиях Марко Поло и о том, что, по мнению древних философов Аристотеля и Птолемея, земля имеет форму шара. Колумб поверил в это. Для средневекового человека представить себе землю в виде шара, покрытую океанами, вода которых не стекает с нее, было невозможно. Но Колумб смог поверить и представить, А, изучив древние карты, он твердо убедился, что, если земля имеет форму шара, то, значит, в Индию можно попасть, двигаясь на запад, а не только на восток. Колумб обратился к португальскому королю Жуану II с просьбой организовать экспедицию, которая подтвердила все его догадки и расчеты. Король заинтересовался его предложением. Но Колумб требовал себе, в случае успеха, дворянское звание, титул адмирала Моря-Океана, титул вице-короля открытых земель, десятую часть доходов с них и еще золотые шпоры. Король не согласился. К тому же, именно в это время он планировал экспедицию Васко да Гамы. Потерпев неудачу, Колумб со своим сыном перебрался в Испанию.
В Испании он несколько лет пытался получить аудиенцию короля и королевы (Изабелла Кастильская, Фернандо Арагонский), но ему было отказано. По легенде Х. Колумб решил покинуть Испанию. Он шел пешком, прося милостыню в монастырях. В одном из монастырей он рассказал о своих злоключениях настоятелю Хуану Пересу. Монах увлекся необычным планом путешественника. Оказалось, что Хуан Перес когда-то был духовником королевы. Он устроил Колумбу встречу с королевой Изабеллой и королем Фернандо. На этот раз ему удалось убедить монархов, которые успешно завершили Реконкисту и присоединили к Испанскому королевству Гранадский эмират. Согласно «Капитуляции в Санта-Фе» Х. Колумб получил согласие на все условия, которые были отвергнуты португальским королем: ему обещали титул вице-короля открытых земель, часть будущей прибыли с них.
3 августа 1492 г. на трех кораблях Х. Колумб оставил испанский порт Палос и отплыл на запад. Х. Колумб понимал, что путешествию будет мешать ужас моряков перед Атлантическим океаном - «морем тьмы» на западе от Европы (человек Средневековья считал, что именно на западе находится вход в ад). Чтобы предотвратить бунт, Х. Колумб вел два бортовых журнала. В тайный журнал он заносил правильные данные о путешествии. В другом журнале, который могли прочитать матросы, уменьшал расстояния, преодоленные кораблями.
Но команда каравелл находилась на грани бунта, когда на 33-и сутки путешествия 14 октября 1492  г. матрос каравеллы «Пинта» увидел землю. Команда Х. Колумба высадилась на побережье о. Гуанахани (Багамские острова), что стало для адмирала спасением от бунта. Отсюда название, которое Х. Колумб дал острову: «Сан-Сальвадор» («Святой Спаситель»). Местные туземцы - таины - жили во времена первобытного строя. Они не знали железа, с помощью каменных мотыг выращивали сладкий картофель - маниоку, батат. Таины были мирным народом. В дневнике первого путешествия Колумба записано: «И они так хорошо относились к нам, что это казалось чудом». Но более всего испанцы заинтересовались украшениями из золота, которые носили таины. На вопрос испанцев, где можно разыскать золото, туземцы показали на юг.
Во время первого путешествия Х. Колумба в 1492-1493 гг. испанцами были открыты острова Куба (испанцы называли остров «Хуана» в честь дочери королей Изабеллы и Фернандо), Гаити, или Эспаньола («маленькая Испания»). Именно на острове Эспаньола были найдены небольшие запасы золота. Но во время плавания флагман экспедиции Х. Колумба - каравелла «Санта-Мария» - затонула после столкновения с коралловым рифом. Экипаж каравеллы «Пинта», которая была собственностью испанского купца Алонсо, бросил других моряков Колумба и вернулся в Палос. Третий корабль «Нинья» был наименьшим среди судов флотилии. Поэтому Х. Колумб был вынужден оставить большую часть участников экспедиции на островах, а сам вернулся в Испанию. Кстати, судьба матросов, оставленных Колумбом, до сих пор неизвестна. Во время второй экспедиции Х. Колумба были найдены лишь сожженные постройки форта. То ли испанцы были убиты индейцами, то ли перебили друг друга.
Адмирал был уверен, что он достиг восточного побережья Индии или Китая. Поэтому жителей открытых островов он назвал индейцами, то есть уроженцами Индии.
Открытие Колумба произвело на королеву и короля Испании огромное впечатление. И, несмотря на то, что путешественники почти не привезли золота и пряностей, а только шесть жителей из новых земель, так называемых индейцев, удивительных попугаев и невиданные ранее фрукты, было решено снарядить новую экспедицию. В путь отправились семнадцать кораблей и почти полторы тысячи искателей счастья и богатства.
Судьба самого Колумба сложилась трагически. Четырежды он плавал к новым землям, открыл множество островов и побережье материка. Но основанные им поселения не давали прибыли - ему даже не удалось покрыть расходы на организацию экспедиций. Враги и соперники возвели на Колумба клевету, и, заковав в кандалы во время третьей экспедиции, привезли в Испанию. Правда, король и королева защитили Колумба.
Последние полтора года жизни больной и разочарованный  Колумб хлопотал лишь о том, чтобы все его титулы и привилегии, обещанные королем и королевой, перешли по наследству к его сыновьям - Диего и Фернандо. Его хлопоты не остались бесплодными. Через несколько лет после смерти Колумба новые владения испанской короны начали давать огромные доходы. Диего Колумбу отказали в праве на долю этих доходов. Он подал в суда на королевских чиновников и выиграл его. Диего вернули титул адмирала и вице-короля Индии. Семнадцать лет он руководил испанскими колониями в Америке. Только от золотых рудников Диего получал по несколько тонн золота в год.
Сыновья Колумба были приняты в круг высшей испанской знати. Диего женился на племяннице известного полководца герцога Альбы, которая была родственницей самого короля Карла V.

Портрет Х. Колумба и гравюру, посвященную открытию им Америки, вы можете найти по ссылке:
http://uk.wikipedia.org/wiki/Христофор_Колумб#mediaviewer/File:CristobalColon2.jpg
http://knowhistory.ru/uploads/posts/2013-12/1387306494_kolumb_
objavlyaet_o_vladenii.jpg

3.2. Первая кругосветное путешествие.
Рассказ учителя:
Первое кругосветное путешествие длилось с сентября 1519 по 1522 гг. Пять кораблей - «Тринидад», «Виктория», «Сантьяго», «Сан-Антонио» и «Консепсьон» - вышли в море, имея на борту 260 человек команды. Назад вернулось только 18 человек.
Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте текст учебника (с.18) и сравните с приведенным историческим документом.
Текст учебника:
«Не прекращались поиски западного пути в Индию. В 1513 г. испанский отряд во главе с Васко Нуньес де Бальбоа с большим трудом преодолел леса и горы Панамского перешейка и вышел к широкому заливу. Перед испанцами открылся бескрайний водный простор. Бальбоа назвал его Южное море (Тихий океан). Первое путешествие по этому океану, которое стало и первым кругосветным плаванием, совершил Фернан Магеллан, опытный португальский моряк на службе у испанского короля.
20 сентября 1519 г. пять кораблей эскадры Магеллана оставили гавань Сан-Лукар и взяли курс на запад. Пересекая Атлантический океан, Магеллан медленно продвигался вдоль берегов Южной Америки в поисках пролива и был вынужден остановиться на зимовку в антарктических широтах.
Вместо райских условий теплой Индии команда боролась со штормами и ураганами. Начался бунт, но Магеллан решительно навел порядок, но от цели не отступил. Удача улыбнулась мужественному мореплавателю. Почти потеряв надежды, он все-таки нашел пролив, который позже назвали Магеллановым. Преодолев пролив, корабли (их осталось три) 28 ноября 1520 г. вышли в открытый океан. На протяжении всего плавания стояла прекрасная погода, и моряки назвали океан Тихим. Но само плавание оказалось совсем не легким. От голода и жажды умерла значительная часть экипажа. Те, кому посчастливилось, достигли Филиппинских островов. Здесь Магеллан погиб в схватке с местными жителями. Уже после потери капитана команда достигла Молуккских островов, где приобрела пряности.
8 сентября 1522 г. корабль с символическим названием «Виктория» бросил якорь в порту Севильи. Первое в истории кругосветное путешествие завершилось. Оно длилось почти три года. Из 5 каравелл вернулась только одна. Из 265 моряков - 18 Героем плавания, который оттеснил Магеллана, стал капитан «Виктории» Себастьян Эль Кано. Испанский король пожаловал ему дворянский герб, увенчанный изображением земного шара и надписью: «Ты первым меня обогнул». На долю Магеллана остались обвинения в нарушении королевской инструкции и чрезмерной жестокости. Истинная роль этого выдающегося мореплавателя была признана только со временем. Магеллан закончил дело Колумба и проложил западный путь в страны Востока. Его путешествие на практике доказало, что Земля имеет форму шара, а все океаны составляют один мировой океан».

Работа с документом
Учитель предлагает ученикам прочитать текст документа и ответить на вопросы.
Из дневника Пигафетто, спутника Магеллана
«В среду, 28 ноября 1520 г., мы выбрались из этого пролива и вступили в великое море, которое прозвали «Тихим». На протяжении трех месяцев и двенадцати дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Сухари, которыми мы питались, представляли собой не хлеб, а пыль, которая была смешана с червями ... Вода, которую мы должны были пить, была гнилая и ​​вонючая ... Чтобы не умереть с голоду, мы ели воловью кожу ... »
1. Какое значение имело это путешествие?
2. С какими трудностями столкнулись мореплаватели?
3. Какие черты характера были присущи путешественникам?

Работа с картой
Учитель предлагает ученикам с помощью карты - атласа «Великие географические открытия в XV - середине XVII в. и колониальные завоевания » рассказать о маршруте экспедиции Магеллана.

V. Систематизация и обобщение знаний.
Заполнение тематической таблицы «Великие географические открытия».
Дата путешествия
Мореплаватель
Европейская страна
Открытые земли








Тема 1 «Великие географические открытия: встреча цивилизаций».
Класс: 8-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 14
Составитель: Рыбалка Людмила Дмитриевна, учитель истории СШ № 14
Тема четвертой 45-мин.: «Завоевание Нового Света»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые ученики! После этого урока вы сможете:
• Называть доколумбовые цивилизации Америки (майя, ацтеки, инки).
• Показывать на карте территории, завоеванные испанскими завоевателями - конкистадорами Э. Кортесом, Ф. Писарро и др. в Америке.
• Объяснять и применять понятия: «Великие географические открытия», «колония» (на примере первых колоний, созданных испанцами и португальцами).
• Описывать доколумбовые цивилизации Америки.
• Обосновывать связь между причинами, сущностью и последствиями Великих географических открытий.
• Анализировать предложенные исторические источники
Тип урока: комбинированный.
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV - XVIII вв.): Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. - К .: Генезис, 2008 - 240 с.
ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Уважаемые ученики! С помощью тематической таблицы «Великие географические открытия», которую вы заполняли, изготовьте карты для игры в «историческое лото», перетасуйте их и соберите квартеты из карточек (в квартете карточка № 1 - дата события, карточка № 2 - имя мореплавателя; карточка № 3 - страна, правительство которой был организатором морской экспедиции; карточка № 4 - открытые земли).
1487

Б. Диаш

Португалия

Мыс Доброй Надежды (Африка)



1492

Х. Колумб

Испания

о.Сан-Сальвадор, Куба, Эспаньола (Америка)

.
1519-1522 г..

Ф. Магеллан


Испания

Кругосветное путешествие: Испания - Магелланов пролив (Южная Америка) - Филиппинские о.

1.2. Уважаемые ученики! На прошлом уроке вы с помощью перечня фактов составляли краткую биографию Васко да Гамы. А сейчас мы предлагаем вам выбрать из этого же перечня ни, касающиеся Х. Колумба и Ф. Магеллана.
А. Васко а Гама
Б. Х. Колумб
В. Ф. Магеллан



Перечень фактов:
1) Был сыном бедного итальянского ткача.
2) Придворный португальского короля Маноэля.
3) Португальский моряк с небогатых дворян.
4) Командовал флотилией из трех каравелл («Санта-Мария», «Пинта», «Нинья»), которая через 33 дня после отплытия подошла к острову Сан-Сальвадор.
5) пересек Атлантический океан.
6) достиг индийского порта Каликут.
7) дал название океану - «Тихий».
8) Открыл северное побережье южной и восточной частей Центральной Америки.
9) Переселился в Испанию и стал адмиралом. Возглавил экспедицию из пяти испанских кораблей, которая длилась три года.
10) Руководил четырьмя путешествиями к новому континенту.
11) На четырех кораблях впервые обогнул юг Африки и вышел в Индийский океан.
12) Организатор и руководитель первого кругосветного путешествия достиг Филиппинских островов.
13) Поселился в столице Португалии - Лиссабоне.
14) Открыл пролив, который впоследствии назвали его именем.
15) В 1485 г. переселился в Испанию.
16) Обогнул Южную Америку.
Правильные ответы.
Б. Х. Колумб
1) Был сыном бедного итальянского ткача.
15) В 1485 г. переселился в Испанию.
10) Руководил четырьмя путешествиями к новому континенту.
4) Командовал флотилией из трех каравелл («Санта-Мария», «Пинта», «Нинья»), которая через 33 дня после отплытия подошла к острову Сан-Сальвадор.
5) пересек Атлантический океан.
8) Открыл северное побережье южной и восточной частей Центральной Америки
В. Ф. Магеллан
3) Португальский моряк с небогатых дворян.
9) Переселился в Испанию и стал адмиралом. Возглавил экспедицию из пяти испанских кораблей, которая длилась три года.
12) Организатор и руководитель первого кругосветного путешествия достиг Филиппинских островов.
5) пересек Атлантический океан.
14) Открыл пролив, который впоследствии назвали его именем.
16) Обогнул Южную Америку.
7) дал название океану - «Тихий».


II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности
Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте отрывок из «Истории открытия и завоевания Перу» Сарате.
«Атауальпа шел к месту нового лагеря очень медленно, покрывая расстояние в одну малую лигу за 4 аса. Он прибыл в паланкине, который несли на своих плечах вожди. Впереди его шли 300 индейцев, которые расчищали дорогу, убирая с нее не только камни, но даже мелкие соломинки ... Все они считали, что христиан так мало, что легко их будет взять голыми руками. И так думали они потому, что один индейский губернатор сообщил, что испанцы немногочисленны и так слабы и неповоротливы, что не могут ходить на собственных ногах, и поэтому они верхом на больших ламах, и лам этих называют конями ».
Задание: Предложите индейским вождям военную тактику, благодаря которой они могли бы одержать победу над испанцами, а вы - изменить ход истории.

III. Ознакомление с новым учебным материалом
3.1.Завоювання Мексики Ф. Кортесом.
Работа с письменным историческим источником, текстом учебника (параграф 2) «Доколумбовые цивилизации. Ацтеки».
Рассказ учителя: Задолго до появления европейцев в Мексике жили племена майя. Они известны благодаря каменной архитектуре -  храмам-пирамидам. Некоторые из этих пирамид по объему даже превосходят египетские, хотя и уступают им высотой. Позже майя были побеждены воинственными ацтеками. Они подчинили себе и другие племена, создав единое государство со столицей в Мехико (Теночлитлан). Это город в наше время является столицей Мексики.
Мексика и Мехико - это то же слово, только разной произношения. Мексика - на английском, оно стало названием страны. Мехико - испанском. Сами ацтеки называли свою столицу Теночлитлан. Ацтеки не только не знали огнестрельного оружия, но даже не умели выплавлять железо. Но созданную ими цивилизацию невозможно считать отсталой, в чем мы сейчас убедимся.
Записки Диаса о Мексике
«Теперь же стоит сказать об умелых мастерах, которых в Мексике было много из любого ремесла. Прежде всего, нужно вспомнить о резчиках по камню, а также о золотых дел мастерах, которые создавали ковкой и литьем вещи, вызвавшие бы зависть их испанских товарищей ... Ювелиры опытные в шлифовании различных камней. Удивительными были также произведения художников, скульпторов и мастеров по резьбе. Ткачеством и вышивками занимались преимущественно женщины, достигая в этом невероятного мастерства, особенно в изготовлении тончайших материй, украшенных перьями.
Наконец, Монтесума имел еще, и только для себя, большое количество каменщиков, плотников, столяров, садовников. Сады Монтесумы были не только большие, но и удивительные по своему великолепию: всюду цветочные клумбы причудливых рисунков, бассейны, пруды. На рынке продавали рабов, нити, дорогие ткани, какао, фрукты, плетеную обувь, сладкие местные корешки, кожи и мех ... »
Вопросы к тексту:
1. Какие ремесла были развиты у ацтеков?
2. Оцените уровень развития культуры ацтеков.
3. Какие из перечня упомянутых в тексте товаров европейцы вывозили из Мексики?
Уважаемые ученики! Предлагаем вам записать в тетради следующие даты и краткую характеристику личности:
1516-1518 гг. - экспедиции испанцев на полуостров Юкатан, начало  отношений с индейцами - потомками майя.
1519 - 1535 гг. - экспедиции испанских конкистадоров во главе с Эрнаном Кортесом (1485-1547), покорение империи ацтеков.
Эрнан Кортес (1485-1547) - бывший студент-юрист университета в Саламанке (Испания). В 19 лет отправился на о.Эспаньола, который был открыт Х. Колумбом. Служил секретарем вице-короля, получил землю на Эспаньоле и Кубе, стал алькальдом - главой города Сантьяго. Один из кораблей экспедиции 1519 г. был снаряжен за его счет.
В 1519 г. в экспедиции участвовали 400 испанских солдат (16 всадников), 200 индейцев, 10 тяжелых и 3 легкие пушки.
Воспользовался многолетней борьбой, которую вели против ацтеков покоренные народы (пример: союзниками стали туземцы из долины Тласкала).

3.2. Завоевание Перу Ф. Писарро
Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте текст учебника «Доколумбовые цивилизации. Инки». Сравните сведения, которые он содержит, со следующим историческим источником:
Гарсиласо де ла Вега
«Вся земля принадлежала верховному правителю Инке. Рожок государственного чиновника, который стоял на башне, объявлял о начале полевых работ. Государство раздавало ремесленникам сырье и изымала произведенное. Никто из крестьян не вправе был без разрешения покидать свою деревню, а тем более - свою провинцию. Государство могло, не спрашивая согласия людей, переселить их в другую провинцию для освоения новых земель. Государство властно вмешивалось в личную жизнь человека, распоряжалось его свободным временем. Оно предлагало всем крестьянам мужского пола с 9 до 16 лет стать пастухами, с 16 до 20 лет - слугами или бегунами почтовой службы; после 60 лет они должны были кормить уток и плести веревки ».
Вопросы к тексту:
1.Расскажите об организации власти в империи инков.
2.Как государство регламентировало жизнь индейцев?
Уважаемые ученики! Предлагаем вам записать в тетради:
1530-1534 гг. - экспедиция Ф. Писарро, начало завоевания Перу.
Франсиско Писарро - бывший пастух, участник экспедиций конкистадоров на Карибское побережье Южной Америки. В 20-х гг. 16 в. был участником экспедиций к Тихоокеанскому побережью Южной Америки.
В 1531 г. встал во главе экспедиции, насчитывавшей в своем составе 3 корабля, 130 чел., 37 лошадей (затем - 500-600 воинов). Использовал междоусобную борьбу, которую вели за престол сыновья инки Уайна-Капака Уаскар и Атауальпа.

1V. Закрепление знаний учащихся
Уважаемые ученики! Предлагаем вам с помощью полученных знаний заполнить второй столбец таблицы «Причины и последствия Великих географических открытий»
А. ПРИЧИНЫ

Б. ПОСЛЕДСТВИЯ



Перечень:
1) Желание европейцев обогатиться на торговле с Индией.
2) Перемещение в Антверпен центра мировой торговли.
3) Потребность в золоте и серебре - основных металлах, из которых чеканили деньги.
4) Чрезвычайный рост объемов торговли.
5) Захват турками Константинополя.
6) Перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан.
7) Начало колониальных захватов.
8) Обогащение владельцев мастерских и купцов Европы.
9) Появление в Европе новых растений, товаров, продуктов.

Правильный ответ:
А. Последствия Великих географических открытий
2) Перемещение в Антверпен центра мировой торговли.
4) Чрезвычайный рост объемов торговли.
6) Перемещение торговых путей из Средиземного моря в Атлантический океан.
7) Начало колониальных захватов.
8) Обогащение владельцев мастерских и купцов Европы.
          9) Появление в Европе новых растений, товаров, продуктов

V. Домашнее задание:
Тесты:
1. Определите имя руководителя путешествия, маршрут которого указан на карте. 

 

A Христофор Колумб
Б Фернан Магеллан
В Бартоломеу Диаш
Г Васко да Гама

2. Определите хронологические рамки путешествия, маршрут которого указан на карте. 




A 1492-1493 гг.Б 1519-1522 гг.
В 1487-1488 гг.
Г 1497-1503 гг.

3. Укажите год открытия Х. Колумбом Америки.
A 1487
Б 1492
В 1497
Г 1519

4. Установите хронологическую последовательность событий из истории раннего Нового времени:
1 Плавание англичанина Дж. Кабота в Северную Америку
2 Начало завоевания Ф. Писарро империи инков
3 Открытие Б. Диашем мыса Доброй Надежды
4 Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана
A 1, 3, 2, 4
Б 1, 4, 2, 3
В 3, 1, 4, 2
Г 4, 3, 2, 1

5.Завоевание ацтеков (Мексика) возглавил:
А. Монтехо
Б. Кортес
В. Писарро
Г. Картье

6. Испанцам удалось завоевать империю инков (Перу), так как:
А. Города-государства, из которых состояла эта империя, воевали между собой
Б. Туземцы увидели в испанцах потомков бога - «Пернатого змея»
В. Все население жило в условиях первобытного строя, не знало металла.
Г. Шла междоусобная борьба за власть в империи между сыновьями умершего правителя.

7. Найдите ошибку: «6 сентября 1522 г. в испанский порт Сан-Лукар вернулся корабль «Виктории» с 18 матросами на борту. Его привел Магеллан, совершив настоящий подвиг - первое кругосветное путешествие ».

8. Найдите ошибку: «Ацтеки - единственный из народов доколумбовой Америки, имевший письменность в виде иероглифов. Свои книги майя писали красками на длинных полосах материала из растительных волокон ».

9.  Как назывался, когда и кем был составлен этот документ:
«... Во-первых. Ваши высочества, как сеньоры и владыки названы морей-океанов, жалуют отныне названного дона Христофора Колумба в свои адмиралы всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет и приобретет в этих морях-океанах, а после его смерти жалует его наследникам и потомкам навечно этот титул ».

10. Проанализируйте отрывок из исторического источника и дайте ему оценку.
1) определите, о чем говорится в документе, выясните, когда произошли описанные в нем события;
2) определите, как автор рассказа относится к описываемым событиям или историческим деятелям; выясните (сформулируйте) значение событий и явлений, о которых говорится в  источнике; кратко изложите свое отношение к описанным событиям или деятелям

Из «Кратчайшего сообщение о разрушении Западных Индий» Бартоломео де Лас Касаса
«Единая и правдивая причина того, что христиане разорили и уничтожили большое количество ни в чем не повинных людей, - это желание захватить их золото. Христиане хотели за короткое время обогатиться за счет их сокровищ и возвыситься над своим состоянием. Я должен отметить, что это случилось через ненасытную жажду и превосходство, которых не найдешь в мире, а также и желание осесть на богатых и плодородных землях, жители которых так легко, смирно и терпеливо становились рабами».

Ответы присылать на электронный адрес в 1 октября 2014
Электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru

Немає коментарів:

Дописати коментар