ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС
«ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ УКРАИНЫ»
Тема урока: Переход от присваивающих к
производящим формам хозяйства
Класс: 6-й
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого
урока вы сможете:
• Називать основные занятия людей на различных этапах первобытного
общества.
• Описывать главные изобретения
человечества эпохи каменного (период неолита) и медно-каменного (энеолит)
веков.
• Определять и пояснять на
примерах основные признаки производящего и присваивающего хозяйства.
• Сравнивать формы хозяйства и
способ жизни человека на разных этапах первобытного строя.
• Оценивать значение первобытного
строя в истории человечества.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прием «Ветер веет»
II. Сообщение темы, дидактической цели
урока. Мотивация учебной деятельности. Форма:
беседа.
Вопрос: в Турции
археологи нашли большое поселение Чатал-Гуюк, существовавшее в VII тыс.до н.э. На р.Иордан
было найдено еще раньше поселения Иерихон (VIII тыс.до н.э.). Жители поселений жили в двухэтажных домах из
глины, носили одежду из растительных тканей, варили пищу в горшках. Как вы
считаете, какие изменения в климате, занятиях людей могли привести к появлению
этих протогородов?
III. Актуализация знаний учащихся. :
3.1. Работа с понятиям:
«антропогенез»
Форма работы:
коллективная, заполнения сравнительной таблицы.
Критерии
сравнения
|
Древнейшие
люди
|
Древние
люди
|
Неоантропы
|
Название
|
1.«Человек умелый» (олдувайский человек)
2. «Человек прямоходящий» (питекантроп,
синантроп)
|
Неандерталець
|
«человек
разумный».
Для
палеолита: кроманьонец
|
Время
возникновения
|
1 млн. 750 тыс. лет назад - человек умелый
1 млн. лет назад - Королево (Закарпатье)
|
80 (100) тыс.лет назад
|
40
тыс.лет назад
|
Физиологические
особенности
|
Объем
мозга –
950 куб.см, передние доли головного
мозга, нижняя челюсть не развиты
|
Объем
мозга - 1300-1650
куб. см, передние доли головного мозга,
нижняя челюсть не развиты; зато развит мозжечок
|
Объем
мозга - 1300-1700 куб.см.
Развитые
передние доли головного мозга, нижняя челюсть.
|
Орудия
труда
|
Ручное рубило, палка – копалка
|
Наконечник, скребло
|
Копья
(ножевидные пластины), гарпуны из кости.
|
Занятия
|
Охота, собирательство
|
Охота (бизоны, гигантские олени, шерстистые
носороги и др.), собирательство
|
Охота
на мамонтов, зубров и др.
|
Организация
общества
|
Первобытное стадо
|
Первобытное стадо, хотя возможно, зарождается
род
|
Родовая
община
|
Стоянки
|
Королево (Закарпатье), Лука Врублевецька
(Приднестровье), Амвросиевка (Донбасс)
|
Киик-Коба (Крым)
|
Мезинская
стоянка (Черниговщина)
|
3.2.Локализация событий во времени.
Форма работы: игра «историческое лото».
|
|
IV. Изучение нового материала.
4.1. Работа с понятиями «мезолит», «неолитическая
революция».
Форма работы:
рассказ учителя.
Мезолит (средний
(мезо) каменный (лит) век)
ХП тыс. лет назад - окончание
ледникового периода → гибель мамонтов → поиск путей добычи пищи → первый
техническое изобретение: лук и стрелы (микролиты).
Но охота на мелких животных
вынудило человечество перейти к кочевому образу жизни, вместо больших родовых
общин люди жили небольшими группами 10-12 чел.
Неолит
Было:
Охота + собирательство =
присваивающее хозяйство (присвоить у природы готовое)
Изменения:
1. Возникновение
земледелия на основе собирательства.
Первые орудия труда: костяные мотыги, каменные серпы.
2. Возникновение скотоводства на
основе охоты.
Стало:
Скотоводство + земледелие = производящее хозяйство (взять у
природы, но видоизменить)
Поэтому английский
ученый Гордон Чайлд ввел термин «неолитическая революция» - переход к
производящему хозяйству в VI-IV тыс.до н.э.(для Восточной Европы)
Другие изобретения неолитической революции:
1. Новые техники обработки камня (шлифование, сверление
каменных топоров). Отсюда термин «неолит» - «нео», то есть новый, «литос»,
каменный век.
2.Возникновение гончарства (посуда из глины - керамика)
3.Возникновение ткачества
(находки глиняных пряслиц, которые применялись для изготовления одежды из
растительных волокон)
V. Подведение итогов урока.
Немає коментарів:
Дописати коментар