вівторок, 14 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 6-х кл. Всемирная история. Октябрь, неделя 3



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ УКРАИНЫ»
Тема урока: Переход от присваивающих к производящим формам хозяйства
Класс: 6-й
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
Називать основные занятия людей на различных этапах первобытного общества.
• Описывать главные изобретения человечества эпохи каменного (период неолита) и медно-каменного (энеолит) веков.
• Определять и пояснять на примерах основные признаки производящего и присваивающего хозяйства.
• Сравнивать формы хозяйства и способ жизни человека на разных этапах первобытного строя.
• Оценивать значение первобытного строя в истории человечества.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прием «Ветер веет»
II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности. Форма: беседа.

Вопрос: в Турции археологи нашли большое поселение Чатал-Гуюк, существовавшее в VII тыс.до н.э. На р.Иордан было найдено еще раньше поселения Иерихон (VIII тыс.до н.э.). Жители поселений жили в двухэтажных домах из глины, носили одежду из растительных тканей, варили пищу в горшках. Как вы считаете, какие изменения в климате, занятиях людей могли привести к появлению этих протогородов?


III. Актуализация знаний учащихся. :
3.1. Работа с понятиям: «антропогенез»
Форма работы: коллективная, заполнения сравнительной таблицы.
Критерии сравнения
Древнейшие люди
Древние люди
Неоантропы
Название
1.«Человек умелый» (олдувайский человек)
2. «Человек прямоходящий» (питекантроп, синантроп)
Неандерталець
«человек разумный».
Для палеолита: кроманьонец
Время возникновения
1 млн. 750 тыс. лет назад - человек умелый
1 млн. лет назад - Королево (Закарпатье)
80 (100) тыс.лет назад
40 тыс.лет назад
Физиологические особенности
Объем мозга – 950 куб.см, передние доли головного мозга, нижняя челюсть не развиты
Объем мозга - 1300-1650 куб. см, передние доли головного мозга, нижняя челюсть не развиты; зато развит мозжечок
Объем мозга - 1300-1700 куб.см.
Развитые передние доли головного мозга, нижняя челюсть.

Орудия труда
Ручное рубило, палка – копалка
Наконечник, скребло
Копья (ножевидные пластины), гарпуны из кости.
Занятия
Охота, собирательство
Охота (бизоны, гигантские олени, шерстистые носороги и др.), собирательство
Охота на мамонтов, зубров и др.
Организация общества
Первобытное стадо
Первобытное стадо, хотя возможно, зарождается род
Родовая община
Стоянки
Королево (Закарпатье), Лука Врублевецька (Приднестровье), Амвросиевка (Донбасс)
Киик-Коба (Крым)
Мезинская стоянка (Черниговщина)

3.2.Локализация событий во времени.
Форма работы: игра «историческое лото».





40 тыс.лет назад
 

Появлние «человека разумного»
 
 



IV. Изучение нового материала.
4.1. Работа с понятиями «мезолит», «неолитическая революция».
Форма работы: рассказ учителя.
Мезолит (средний (мезо) каменный (лит) век)
ХП тыс. лет назад - окончание ледникового периода → гибель мамонтов → поиск путей добычи пищи → первый техническое изобретение: лук и стрелы (микролиты).
Но охота на мелких животных вынудило человечество перейти к кочевому образу жизни, вместо больших родовых общин люди жили небольшими группами 10-12 чел.
Неолит
Было:
Охота + собирательство = присваивающее хозяйство (присвоить у природы готовое)
Изменения:
1.      Возникновение земледелия на основе собирательства.
Первые орудия труда: костяные мотыги, каменные серпы.
2. Возникновение скотоводства на основе охоты.
Стало:
Скотоводство + земледелие = производящее хозяйство (взять у природы, но видоизменить)
Поэтому английский ученый Гордон Чайлд ввел термин «неолитическая революция» - переход к производящему хозяйству в VI-IV тыс.до н.э.(для Восточной Европы)



Другие изобретения неолитической революции:
1. Новые техники обработки камня (шлифование, сверление каменных топоров). Отсюда термин «неолит» - «нео», то есть новый, «литос», каменный век.

2.Возникновение гончарства (посуда из глины - керамика)

3.Возникновение ткачества (находки глиняных пряслиц, которые применялись для изготовления одежды из растительных волокон)

   

V. Подведение итогов урока.

Немає коментарів:

Дописати коментар