вівторок, 14 жовтня 2014 р.

Конспект урока для учащихся 8-х классов. Октябрь, неделя 3



КУРС "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ"
Тема урока: Испания в XVI – первой половине XVII в.
Класс: 8-А, 8-Б  
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы должны рассмотреть вопросы:
1. Экономическое и политическое положениеи Испании на рубеже ХV—ХVІ в.
2. Правление Карла V, Филиппа II
3. Упадок Испании в первой половине XVIІ в.
После этого вы сможете:
1. Назвать время правления Карла V, Филиппа II.
2. Показать на карте территорию Испании и созданной ею колониальной империи.
3. Описывать двор монархов Карла V, Филиппа II, жизнь различных слоев испанского населения в 16 - первой половине 17 в.
4. Раскрывать особенности внутренней и внешней политики Испании, сравнивать абсолютную монархию Франции и Испании
5. Высказывать суждение о направлениях экономического, политического и духовного развития Испании в 16 - первой половине 17 в.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература.
Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец XV- XVIIІ в.): учебн.для 8-го кл. общеобразоват.уч.зав.. – К.: Генеза, 2008 – 240 с.
Дополнительная:
2.История средних веков (в двух томах). – Т.ІІ. – М.: «Высш.школа», 1977. – 336 с.
3.Киндер Г., Хильгеман В. Всемирная история. – М.: Рыбари, 2003. – 636 с.


Ход урока
І. Организационный момент
ІІ.Актуализация приобретенных знаний
2.1.Определение понятий «абсолютная монархия».
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: работа со схемой.
1.- Король. Обладает неограниченной властью.
2. Централизованный государственный аппарат (подчинен единоличной воле монарха, обладает самостоятельностью по отн. к крупным феодалам, духовенству, городам).
3.Социальная база – «дворянство мантии» (во Франции)

Комментарий учителя:
Идеологи: Жан Боден (1530-1596) – автор трактата «О республике». 1576 г.
Томас Гоббс (1588-1679) – автор трактата «Левиафан», 1651 г.
Идеологическое обоснование: в естественном состоянии царит эгоистическая «война всех против всех», человек вынужден для самосохранения заключить договор с безвовратной передачей естественных прав государству, власть которого является абсолютной для всех подданных и полностью представлена одним лицом – королем.
2.2.Деятельность кардинала Ришелье на посту первого министра Франции (1624-1642)
Форма работы: индивидуальная, коллективная.
Метод.прием: составление исторического портрета.
Характеристика дается согласно плану:
1.Исторические условия, в которых действовал кардинал Ришелье.
2.Биографические данные:
2.1.Происхождение кардинала Ришелье.
2.2.Назначение на пост первого министра Франции в 1624 г. и взаимоотношения с королем Людовиком ХІІІ (1610-1643)
3.Внутренняя политика кардинала Ришелье на посту первого министра Франции:
3.1.Борьба с оппозицией высшего дворянства. Создание постоянной армии и королевской провинциальной администрации (дворян-губернаторов лишают власти королевские чиновники – интенданты).
3.2..Борьба против политических привилегий гугенотов. Взятие Ла-Рошели в 1628 г.
4. Внешняя политика кардинала Ришелье на посту первого министра Франции:
4.1. Цель: восстановление «естественных границ Галлии» по р. Рейн.
4.2.Вступление в Тридцатилетнюю войну в 1635 г. против Габсбургов в союзе  с Бернхардом Веймарским, затем, с 1638 г., – в союзе со Швециею.
4.3.Последствия. После побед Тюренна при Алерхайме (1645 г.) Тридцатилетняя война заканчивается. В 1648 г. заключается Вестфальский мир, по которому Франция получает викариат над епископствами Мец, Тул, Верден, власть над 10 эльзасскими имперскими городами, т.е. границу по Рейну.


ІІІ. Мотивация учебной деятельности учеников.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: работа с визуальными источниками
-портрет Людовика XIV работы Гиацинта де Риго (идеализация французского монарха, натурализм в изображении тканей, драпировок_


-портрет святого Людовика Французского с пажем кисти Эль Греко  (сверхъестественная концепция, подрыв законов геометрии ради отрыва от случайностей бытия)

Задание: сравнить два портрета:
1.Кто изображен на портрете?
2.Как художник передает характер изображенного? Проанализируйте черты лица, его выражение; особенности одежды.
3.Опишите фон, на котором изображен портретируемый (архитектурные детали, предметы интерьера).
4.Каково ваше общее впечатление от картины?
Вывод учителя: мрачная атмосфера духовной экзальтации отличает картину Эль Греко от картины де Риго; это отражение общей атмосферы правления Карла V и Филиппа ІІ в Испании. Монархи, заботившиеся о создании «мировой империи», о защите устоев католической церкви от протестантизма вовлекли Испанию в череду бесконечных войн, обескровили и привели страну к упадку.

IV. Объявление темы и ожидаемых результатов урока
Тема: «Испания в XVI - первой половине XVIІ в.»»
Ожидаемые результаты:
  • владеть историческими знаниями об экономическом и политическом положении Испании на рубеже ХV—ХVІ в. на рубеже ХV—ХVІ в.; о внутренней и внешней политике Карла V, Филиппа II; об упадке Испании в первой половине XVIІ в.
  • давать определение понятиям «абсолютная монархия», «Контрреформация»;
  • сформировать собственное видение характерных черт абсолютной монархии во Испании;
  • описывать жизнь различных слоев испанского населения в XVI - первой половине XVIІ в.;
  • давать собственную оценку деятельности Карла V, Филиппа II;
  • стать толерантным по отношению к представителям разных религиозных течений, политических лагерей.

V. Изучение нового материала
5.1.Социально-экономическое развитие и государственный строй Испании в конце XV – начале XVI в.
Форма работы: индивидуальная /коллективная.
Метод.прием: составление тезисов к теме на основе текста учебника.
Ожидаемый ответ:
Сельское хозяйство. Отрасли: 1) зерноводство (происходит сокращение посевных площадей, причина: на мировых рынках цены на зерно выросли в 3.5 – 4 раза, но в 1503 г. в Испании была введена система такс – максимальных цен на зерно, выращенное внутри страны; а привозной хлеб под действие закона о таксах не подпадал); 2) перегонное овцеводство (происходит рост поголовья овец, их шерсть в основном вывозится в Нидерланды; стада овец принадлежать привилегированной дворянской корпорации – Месте, получившей право пасти скот на пастбищах крестьянских общин); 3) виноградарство, выращивание оливок (вино и оливки – главные статьи экспорта в Америку. С 1503 г. монопольное право на торговлю с колониями получила Севилья, поэтому окрестности Севильи – виноградники и оливковые рощи).
Собственность на землю: землей владеют дворяне, католическая церковь, духовно-рыцарские ордена.
Правовой статус и повинности крестьян:  в Арагоне крестьяне находятся в крепостной зависимости (можно безнаказанно убить), в Кастилии крестьяне лично свободны, но лишены земли, в Новой Кастилии и Гранаде крестьяне, поселившиеся на отвоеванных у мавров землях, лично свободны, обладают привилегиями. Повинности феодалам и налоги королю поглощали до 50% доходов крестьян. Выполняли гос.повинности: постой солдат, перевозка грузов)
Ремесло. Отрасли: 1)производство шерстяных тканей (традиционно в Толедо, Севилье, Сеговии, Куэнке, ремесленники начинают работать не на заказ или продажу небольшими партиями, а на скупщиков, ткани идут на экспорт). 2) производство шелковых тканей (центры в Толедо, Севилье. Гранаде, ткани идут на экспорт. Препятствием к развитию являются действия Месты, к-ая препятствовала попыткам испанских городов ограничить экспорт шерсти и добилась принятия законов, разрешающих ввоз дешевых импортных тканей); 3) металлургия (центры на севере Испании – в Астурии, Галисии, стране Басков, налажено производство оружия, в т.ч. артиллерийских орудий и мушкетов, но основная часть руды идет на экспорт во Францию).
Вывод: Испания вывозит сырье, а ввозит готовые изделия. Поэтому, несмотря на экономический подъем начала XVI в., ее экономика уязвима.
Государственный строй. Испанская монархия образовалась из нескольких самостоятельных королевств, сохранивших после объединения автономию (Арагон не обязан защищать границы Кастилии от внешнего врага).
Существовали кортесы – выборные органы, представляющие интересы 3-х сословий (духовенство, дворянство, горожане); вице-короли.
Гранды (крупные светские и духовные феодалы) в сельской местности были сеньорами городов, судили крестьян.
Власти грандов сопротивлялись города-коммуны.  От королей они получили право избирать магистраты, состоящие из городских советников (рехидоров) и судей (алькальдов).
5.2.Внутренняя и внешняя политика Карла V (1516-1556)
Форма работы: индивидуальная /коллективная.
Метод.прием: комментированное чтение учебника, составление исторического портрета
Характеристика дается согласно плану:
1.Исторические условия прихода к власти Карла V .
2.Биография Карла V:
2.1.Происхождение и склад характера.
2.2.Приход к власти в Испании, Германии и Нидерландах.
2.3.Отречение от  власти.
3.Внутренняя политика Карла V:
3.1.Рост налогового бремени в связи с расходами на войны в Германии
3.2.Восстание «комунерос».
3.3.Испанское правительство – должник банкиров Фуггеров.
4.Внешняя политика Карла V. Войны с турками, Францией, протестантскими князьями Германии.
5.Итоги правления Карла V и их влияние на судьбы испанского народа.
Ожидаемый ответ:
2.Карл V – внук Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской (по матери Хуане Безумной), императора Германской империи Максимилиана І Габсбурга (по отцу австрийскому эрцгерцогу Филиппу). В 1516 г. после смерти Фердинанда Арагонского вступил на испанский престол под именем Карла І. В 1519 г. избран германским императором под именем Карла V. Современники говорили, что в его владениях «никогда не заходит солнце». В начале  правления окружил себя советниками-фламандцами (Нидерланды).
3.1.Рассматривал Испанию как источник финансов, людских ресурсов для армии. Агрессивная политика в Европе требовала затрат, поэтому повысил налоги, брал принудительные займы с городов. Ввел алькабалу – 10 % налог с любой торговой сделки. В 1520 г. конфликт между королем и испанским обществом обострился. Кортесы предостали нужную Карлу субсидию в обмен на обещание не вывозить из страны денег, не давать должности иностранцам. Но вопреки обещаниям 20 мая 1520 г. Карл покинул Испанию, оставив наместником непопулярного Адриана, епископа Утрехтского (Нидерланды).
3.2.В результате началось восстание «комунерос», центром к-го стал г. Толедо (Хуан де Падилья, Педро Ласо де ла Вега). Требования: возвратить короне расхищенные грандами земли, что даст возможность наполнить казну и не проводить принудительных займов с городов. + отменить налоговые привилегии дворянства и духовенства, возвратить городам муниципальные земли, захваченные грандами.
По инициативе Толедо 29 июля 1520 г. в Авиле собрась «святая хунта» - представители союза городов. Кардинал-наместник был объявлен низложенным. В петиции осени 1520 г. появляются политические требования: кортесы обираються 1 раз в 3 года, депутаты оплачиваются избирателями, король не выезжает за пределы Испании, должности занимают исключительно испанцы.
Карла V и его наместника поддержала большая часть испанских грандов 23 апреля 1521 г. в битве у Вильялара войска хунты потерпели поражение, в плен было захвачено 10 тыс. чел. Хуан де Падилья был обезглавлен.
Последствия: снижение влияния испанских городов в пользу грандов (увеличение налогов, города в кортесах представляют дворяне, назначенные королем).
3.3.В счет погашения займов у банкиров Фуггеров Карл V передал им доход с земель духовно-рыцарских орденов Сант-Яго, Калатравы, Алькантары, ртутно-цинковые рудники Альмадена.
4.Проводил агрессивную внешнюю политику, участвовал в военных действиях:
-в Германии (в 1522 г. началось рыцарское восстание, в 1546-48 гг. – Шмалькальденские войны с протестантскими князьями).
-в Северной Италии (в 1525 г. разбил в битве при Павии французскую армию ФранцискаІ).
-с турками на территории Венгрии (в 1541 г. раздел Венгрии).
5.Под влиянием Аугсбургского мира с протестантскими князьями Германии отказался от престола и передал Испанию, колонии, Нидерланды, владения в Италии сыну Филиппу ІІ.
5.3.Внутренняя и внешняя политика Филиппа ІІ (1555-1598)
Форма работы: индивидуальная /коллективная.
Метод.прием: самостоятельная работа с учебником, составление исторического портрета
Характеристика дается согласно плану:
1.Исторические условия прихода к власти Филиппа ІІ.
2.Происхождение, убеждения и склад характера Филиппа ІІ.
3.Внутренняя политика Филиппа ІІ:
3.1.Преследования морисков.
3.2.Концентрация земельной собственности в руках грандов.
3.3.Расширение привилегий Месты за счет крестьянских общин и городов.
3.4.Увеличение гос.долга Испании (62 % доходов казны) и предоставление права сбора налогов генуэзским и немецким банкирам.
4.Внешняя политика Филиппа ІІ
5.Итоги правления Филиппа ІІ и их влияние на судьбы испанского народа.
Ожидаемый ответ:
2.Филипп ІІ- сын Карла V. Убежденный католик («Я предпочитаю вовсе не иметь подданных, чем иметь в качестве таковых еретиков»), канцелярист, верящий в силу предписаний, упорен в достижении целей, но ограничен, мелочен, жаден. Перенес столицу из Толедо в Мадрид, где построил дворец-усыпальницу Эскориал.
3.1.Начал преследования потомков мавров морисков. В ответ в 1568 г. началось восстание морисков, жестоко подавленное войсками. Мужское население было истреблено, женщины и дети проданы в рабство. Уцелевшие бежали в бесплодные районы Кастилии, чтобы вести жизнь бродяг.
3.3.Места получила привилегии: 1)введены фиксированные размеры арендной платы за пастбища, 2)земли, арендованные членом Месты, закрепляются за ним навечно; 3)разъездные судебные чиновники Месты разбирают конфликты с крестьянами без участия крестьянских общин и городов, 4)правительство не ограничивает экспорта шерсти (к 1610 г. вырос в 4 раза), не снижает цены на шерсть на внутреннем рынке.
4.Внешняя политика Филиппа ІІ:
4.1. апрель 1581 г. – присоединение Португалии (пресеклась правящая династия; Филипп ІІ направил армию во гл. с герцогом Альбой и занял Лиссабон; кортеси провозгласили Филиппа ІІ королем)
4.2.  Морское соперничество с Англией. Переросло в открытый военный конфликт в 1587 г. после казни Марии Стюарт и нападения Френсиса Дрейка на испанские суда в Кадисе. Закончилось гибелью испанской «Непобедимой Армады» (1588 г.)
4.3.Вмешательство во внутренние дела Франции. В 1589 г. после убивства последнего представителя династии Валуа Генриха ІІІ испанские войска вошли в Париж, но французы поддержали Генриха ІV.
4.4. Борьба с турецкой экспансией. В 1571 г. испанско-венецианский флот нанес поражение туркам в заливе Лепанто (Хуан Австрийский).

VI. Рефлексия.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: работа со схемой.
1.- Король. Обладает неограниченной властью.
2. Централизованный государственный аппарат (подчинен единоличной воле монарха, обладает самостоятельностью по отн. к городам, однако гранды – крупные феодалы – сохранили свое влияние).
3.Социальная база слаба, «дворянство мантии» отсутствует, как и в средние века провинции не зависят друг от друга, монархия в Испании не стала объединяющим началом общества.
 
VІІ. Подведение итогов урока. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
1.Проработать материал соответствующего параграфа  учебника.
2. На самостоятельное изучение: тема «Испания»,  тезисы: «Упадок Испании». .


Немає коментарів:

Дописати коментар