Класс: 9-Б кл.
Тема первой 45-мин.: Вступление к курсу «Основы правоведения». Социальные
нормы.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые ученики! После этого урока вы сможете:
• Объяснять, что такое нормы (правила), как и почему
они возникают.
• Приводить примеры различных социальных норм.
• Выражать отношение к социальным нормам (правил), о
необходимости их соблюдения.
Тип урока: урок
усвоения новых знаний.
Литература: Сутковий В.Л. Правознавство (практичний курс): підруч. Для 9 кл.
загальноосвіт.навч.закл./ В.Л. Сутковий, Т.М. Фідіпенко. – К.: Генеза, 2009. –
216 с.
Режим доступа: http://textbook.su/filecaptcha
Уважаемые ученики! В случае отсутствия
учебника вы можете использовать фрагменты текста, приведенные в этом конспекте
урока.
Ход
урока
I. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности
Ответьте на вопросы:
1. Найдите в тексте стихотворения примеры
нарушения правил поведения.
Например, когда тебя пригласили на именины,
принято поздравить именинника и вручить ему подарок.
2. Как вы будете себя чувствовать рядом с
человеком, который тем или иным образом нарушает правила этического поведения?
Например, если в гостях с тобой почти никто
не разговаривает, ты чувствуешь себя одиноким.
3. Зачем существуют правила?
По нашему мнению, правила существуют, чтобы
каждому человеку было комфортно жить в обществе. А как ты считаешь?
4.Закончите мысль: «Не делай
другому того, что ты не хочешь, чтобы ...»
ІІ. Ознакомление
с новым учебным материалом.
Уважаемые ученики! Предлагаем вам
ознакомиться с различными определениями понятия «правила».
Уважаемые ученики! Предлагаем вам записать до тетради:
Социальные
нормы - это правила поведения общего
характера, которые возникли в процессе исторического развития, регулируют
различные сферы общественных отношений и обеспечиваются различными средствами
социального воздействия.
Давайте попробуем выделить главное в определении
понятия «социальные нормы»:
- Что?
Нормы, или правила поведения.
- Какие?
Социальные, то есть те, которые существуют в социуме (обществе).
- Когда возникли?
Еще в первобытном обществе существовали определенные нормы: обычаи,
впоследствии - моральные и религиозные нормы. С появлением государства на
первый план вышли нормы права.
- Для чего возникают?
Для того, чтобы регулировать отношения между людьми, чтобы прекратить «войну
всех против всех», которая ведет к уничтожению человечества.
Следующим шагом в изучении темы является ознакомление
с видами социальных норм.
Внимательно прочитайте определения определенного вида
социальных норм и описание его примеру, содержащийся в учебнике.
№ 1
№ 3
№ 4
№ 5
А сейчас вспомним, с какими видами социальных норм мы
сталкиваемся в повседневной жизни:
Действия
|
Социальные
нормы, которые регулируют эти действия
|
Подъем
в определенное время, одевание
|
Выбор
одежды может быть обусловлен корпоративными нормами, если уставом, правилами
внутреннего распорядка в школе, другом учреждении предусмотрена форма.
|
Дорога
в школу
|
Правил
дорожного движения должны придерживаться не только водители, но и пешеходы.
Они являются нормами права.
Если
ты передвигаешься в автобусе или троллейбусе, ты должен придерживаться норм
морали - помогать старикам, детям, женщинам.
|
Учеба
на уроках
|
Полное
среднее образование в нашей стране является обязательным. Итак, твое обучение
регулируется нормами права.
Ты
должен с уважением относиться к учителям и другим ученикам. Этого требуют
нормы морали
|
Во время уроков правоведения мы будем не только давать
определение юридическим понятиям, но и сравнивать их.
Предлагаем записать в тетради следующую таблицу:
Нормы морали
|
Нормы права
|
Отображают
представления людей о доре и зле, справедливости и несправедливости,
гуманности и негуманности.
|
Являются системой правил.
Регулируют наиболее важные
общественные отношения
|
Поддерживаются силой общественного
мнения
Существуют в сознании и
убеждениях людей.
Их нарушения вызывают
общественное осуждение.
|
Принимаются государством через его органы.
Охраняются государством.
|
Примеры
|
|
Юноша должен с уважением относиться к девушкам, защищать
их.
|
Брачный возраст устанавливается для мужчины и женщины в 18
лет. По заявлению лица, которое достигло 14 лет, по решению суда ему может
быть дано право на брак.
|
ІІІ. Домашнее
задание.
№ 1. Устоявшиеся правила поведения, сложившиеся в
обществе в результате их длительного повторения, - это: (1 б.)
А нормы права
Б традиции и обычаи
В нормы морали
Г. корпоративные нормы
№ 2. Вид социальных норм, которые отражают
представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, гуманности
и негуманности (1 б.)
А нормы права
Б традиции и обычаи
В нормы морали
Г корпоративные нормы
№ 3. Найдите лишнее в перечне основных признаков норм
морали (1 б.)
А поддерживаются силой общественного мнения
Б являются общеобязательными
В существуют в сознании и убеждениях человека
Г нарушение вызывает общественное порицание
№ 4. Выберите вариант, в котором содержатся признаки
норм права, отличающие их от норм морали (3 б.)
1 является системой правил
2 принимаются государством через его органы
3 являются представлениями людей о добре и зле
4 обеспечиваются исключительно силой общественного
мнения
5 охраняются государством
А 1, 2, 3
Б 1, 3, 4
В 2, 3, 4
Г 2, 4, 5
Д 1, 2, 5
№ 5. Определите пропущенное и лишнее в предложенном
цепочке терминов и понятий, обобщите и назовите правовое явление, которому
соответствуют термины(3 б.):
Обычаи, традиции; моральные нормы; ________________;
законы; корпоративные нормы - это ______________________
№ 6. Взяв за образец афоризм из повести А. де
Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Есть такое неизменное правило. Встал утром,
умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету »,
составьте свой « Кодекс поведения »(3 б.).
Ответы присылать на электронный адрес до 1 октября
2014 года (тематический контроль).
Электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru
Немає коментарів:
Дописати коментар