Курс «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ»
Тема урока № 7: Средневековый город.
Классы: 7-А, 7-Б.
Ожидаемые результаты.
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с
вами должны рассмотреть вопросы:
-
Возникновение городов, их население, планировка городов.
-
Борьба городов с сеньорами, городские коммуны.
-
Ремесло и цехи.
-
Торговля и ростовщичество.
-
Горожанин – человек нового типа.
После этого урока вы сможете:
1.
Описывать средневековый город.
2.
Пояснять и использовать понятия: «ремесло», «цех», «гильдия».
3.
Определять черты цехового ремесла.
4.
Высказывать суждение о появлении городов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Литература: Крижановский О.П., Хирная Е.О. История Средних
веков: Учебник для 7-го класса средней
школы. – Л.: Орияна – Нова, 2007. – 272 с.
Ход урока:
І. Актуализация опорных знаний учащихся (урок №
6 «Средневековое общество»)
Уважаемые учащиеся! Домашним
заданием прошлого урока было самостоятельно ознакомиться с текстом учебника и
составить тезисы о таком сословии средневекового общества, как духовенство.
Проверьте себя!
Духовенство («те,
кто молятся») – единственное открытое сословие эпохи Средневековья, куда
вступали представители других сословий – феодалов (как правило, младшие сыновья), горожан и
крестьян (зависимые крестьяне – с разрешения владельцев).
Основные обязанности: осуществляли
богослужение и церковные обряды: таинства крещения, причащения, венчания,
исповеди и др.
Христианское
духовенство
|
|
Белое
|
Черное
|
Священнослужители, которые
несут службу среди мирян, их поморники – диаконы.
|
Монахи (от греч. – отшельник) –
социальная религиозная группа, члены которой полностью посвятили свою жизнь
богу, ушли в монастыри, скиты.
|
II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной
деятельности.
Уважаемые
учащиеся! Прочтите отрывки из средневековой шотландской басни «О
городской и сельской мышах»:
Родительский был домик мал –
Из вереска и торфа сделан, -
Сухой и чистенький подвал,
В жару прохладный. Был он вделан
В огромный камень – в дождь там смело
Укрыться можно было, но
Мороз кусал их все равно:
Ни дров, ни печки не имели,
Всю зиму, бедные, дрожали…
За шаткий столик сестры сели,
Меньшая бойко угощала,
Бобы, орехи предлагала;
Но старшая скривила рожу,
И это – хлеб насущный? Боже!
Да пятница моя страстная
Роскошней вашей скудной пасхи!
И ждет тебя беда большая:
Ты и теперь совсем больная
От голодовок; без опаски
Идем со мной: в моих домах
Ты вечный позабудешь страх.
Вот городская мышь ведет
Сестру в свою квартиру,
Их изобилие тут ждет:
Бочонки с маслом, формы с сыром,
Колбасы, кексы и пломбиры,
Севрюга, тёша и икра –
Кладовка доверху полна.
И мышки вдруг развеселились:
То потанцуют, то споют;
Смеялись, прыгали, резвились,
Не чуя, что уже их ждут
Несчастья, слезы, что идут
На смену счастью: дверь открылась,
Фигура грозная явилась…
Как вдруг игрун наш, Гил-мурлыка,
Мяукнув, грозный, к ним вбежал;
В одну секунду, пискнув дико,
Хозяйка бросилась в подвал
(О щели той никто не знал).
Сестру покинула в беде,
Коту в предсмертной маяте.
Чем так с опаской пировать,
Уж лучше нищенствовать дома,
Лишь богачам тут благодать,
А беднякам не сдобровать;
Спокойней будет на соломе
В убогой хижине им спать
И жизнью зря не рисковать.
Вопросы:
1. Как вы считаете, где, по мнению
неизвестного автора басни, было комфортнее жить в Средние века: в деревне или в
городе?
2. Все ли жители средневековых городов
были более зажиточными, чем крестьяне? О
каких опасностях городской жизни предупреждает автор?
ІІІ. Изучение нового
учебного материала.
3.1. Внешний вид города. Планировка города.
Проникнуть в средневековый город, как две
мыши из басни, было не так просто. Во-первых, город строился там, где его
защищали естественные преграды: леса и реки. Об этом говорят названия многих
современных городов, возникших в Средневековье. Например, Франкфурт (фурт –
переправа). Во-вторых, средневековые города, как правило имели могучие
массивные стены; высокие башни. Очень многие современные города имеют в своем
названии корень «бург» - крепость (Гамбург, Зальцбург и др.). Города окружались
внешней оградой – деревянным частоколом или колючими кустами. За ними был
выкопан и наполнен водой ров. Через ров
перекидывался подъемный мост, который убирался в случае опасности. Главные
городские ворота запирались на ночь. Возле них дежурила стража. Над воротами
поднималась главная стенная башня. Она могла быть облицована глазированными
цветными кирпичами — зелеными, черными, белыми.
Из-за необходимости искать защиту внутри
городских стен, горожане строили дома близко друг к другу. Улицы были узкими.
Верхние этажи выступали над нижними. Узость извилистых улиц средневекового
города с различными навесами и балконами придавала ему живописный вид, но
представляла неудобство для путников. Время от времени по улицам города
проезжал всадник, держа в поперечном положении палку или копье определенной
величины. В тех случаях, когда копье или палка определяли незаконность
какого-либо сооружения, последнее осуждалось на слом, а виновники сужения улицы
подвергались денежному штрафу.
Горожане долго не расставались с
привычками, оставшимися от сельской жизни. По улицам разгуливали свиньи и
всякий домашний скот. Только перед домами патрициев (знатных и богатых горожан)
сооружалась мостовая. Поэтому в дождливую погоду улицы средневекового города
утопали в грязи. Вода выбрасывалась с крыш по жалобам на самую середину улицы и
скапливалась здесь в грязных лужах.
Горожане пользовались прообразом
современных резиновых сапог и калош - «деревянными башмаками» (таге).
Большинство домов было деревянными. Внизу
находились просторные сени, откуда поднималась лестница на первый этаж. В
оконные улицы чаще, чем в селе, вставлялись разноцветные стекла. Легко
загорающееся дерево, узость улиц были причинами страшных пожаров, опустошавших
город. С быстротой молнии пламя охватывало деревянные стены и кровлю дома, с
быстротой молнии перебрасывалось с балкона на противоположную сторону улицы,
пока не встречало себе преграды в городской стене.
Скученность строений имела приводила к
быстрому распространению болезней: чумы («черной смерти»). В середине XIV века
от чумы в Бремене умерло 7000 человек, в Любеке — 9000, в Базеле — 14000, в
Эрфурте — 16000 и т. д.
Особенностью средневекового города было
отсутствие нумерации домов. Взамен номеров на домах помещался над входом щит с
определенным изображением. Вот красный медведь, здесь — волк, там — лебедь,
полумесяц, золотая звезда, золотой меч и т. п. В эпоху Средневековья фамилий
еще не было, а дом и его владелец носили одно и то же прозвище, которому
соответствовало изображение.
На главной площади города возвышалась
городская ратуша (место заседания городского совета или магистрата). Площадь
была обстроена со всех сторон. Против
ратуши обычно возвышался католический собор. Между ратушей и собором помещался
искусственный бассейн или колодец с водоподъемной машиной (на случай осады
города). Также к площади обычно примыкали торговые ряды, выстроенные из камня.
Уважаемые учащиеся! Запишите
в конспект:
Город – центр торговли,
промыслов (горное дело, рыбная ловля), специализированных ремесел.
В сфере хозяйственной
деятельности:
- центр технологических поисков Средневековья;
- ориентация на денежный обмен;
- использование наемного труда.
В социальной сфере:
центр борьбы за свободу, в результате коммунального движения ХІ-ХІІ вв.
города сумели освободиться из-под власти
сеньоров и получили привилегии пользоваться городским правом.
3.2. Возникновение
городов.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите
текст учебника на с.51-52
Вопросы:
1.
Какими
причинами вы можете объяснить бурный рост городов в Европе в ХI – XIII вв.?
Проверьте себя! Запишите в конспект:
3.3. Ремесленная мастерская. Цех.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите
текст учебника на с.56-59
Вопросы:
1.
Как
было организовано производство в ремесленной мастерской?
Проверьте себя! Запишите в конспект:
Ремесленная мастерская
|
|||
форма организации
промышленного производства
|
|||
1.
Ручной труд
|
2.
Изделия изготавливаются на заказ небольшими партиями
|
3.
Личный труд мастера – владельца мастерской
|
4.
Использование труда подмастерьев, учеников
|
Ремесленная мастерская
|
Ремесленная мастерская
|
Ремесленная мастерская
|
Ремесленная мастерская
|
Цех – объединение мастеров одной специальности
|
|||
Функции цеха:
1.Организация производства и продажи продукции. Для
этого: жесткая регламентация работы
ремесленников в цехе с помощью устава – обязательных правил для всех
мастеров.
2.
Защита города (цех выставлял свое воинское подразделение для защиты города).
3.
Поддержка религиозной и культурной жизни в городе (цех имел свои церковь и
школу).
Для
приема в цех необходимо было сдать экзамен – изготовить шедевр (образцовое
изделие)
|
3.4. Торговля.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите
текст учебника на с.59-61
Вопросы:
1. Что
такое «гильдии»? С какой целью в них объединялись средневековые купцы?
Проверьте себя! Запишите в конспект:
Гильдия – объединение купцов для защиты
собственных интересов
|
|
Юг:
Средиземное
море.
Страны:
Испания, Италия, Южная Франция, Византия, страны Востока
Центр:
Венеция, Генуя (морские республики)
Товары:
пряности, вино, золото, серебро, шелковые ткани, невольники.
|
Север:
Балтийское,
Северное моря.
Страны:
Северная Германия, Нидерланды, Северо-Восточная Русь (Новгород).
Центр:
Ганза (объединение 60 городов во главе с Любеком).
Товары:
рыба, соль, мех., шерсть, сукно, воск, дерево, зерно.
|
IV. Домашнее задание.
1.
Проработать параграф 5
учебника
2.
Самостоятельно, на основе
текста учебника (с.61-63), заполнить таблицу
Население города
|
||
Полноправные граждане – бюргеры
(в ХІ в.)
|
Плебс
|
|
Патриции
|
Мастерские-ремесленники
|
|
Немає коментарів:
Дописати коментар