понеділок, 15 вересня 2014 р.

Конспект урока для 10 Б класса. Курс "Всемирная история", урок 3-4, неделя 2



Тема 1 «Украина в начале ХХ в.».
Класс:  10-Б кл.
Тема урока № 3-4: Земельная реформа П. Столыпина и ее влияние на украинские земли.
Ожидаемые  результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
·                 Называть в хронологической последовательности основные явления экономической и политической жизни в украинских землях в составе Российской империи (1907-1914 гг.).
·                 Правильно использовать и пояснять понятия «миграции населения», «Столыпинская аграрная реформа».
·                 На основе анализа различных источников характеризовать проведение Столыпинской аграрной реформы в украинских землях.
Тип уроку: комбинированный урок.
Література: Реєнт О., Малій О. Історія України: Рівень стандарту, академічний рівень. 10 клас. – К.: Генеза, 2010. – 240 с.
Уважаемые учащиеся! Вам необходимо ознакомиться с материалом параграфов 5, 6 учебника.

Ход уроку
I.                                  Актуализация знаний учащихся по теме «Украинские земли в период революции 1905-1907 гг. в Российской империи».
Уважаемые учащиеся! Вашему вниманию предлагаются следующие вопросы:
1. Назовите причины и характер революции 1905-1907 гг.
2. Какие требования выдвигали крестьяне во время волнений в селах Украины в 1905-1907 гг.? Удалось ли им добиться выполнения этих требований?
3. Назовите основные положения Манифеста 17 октября 1905 г. Какие последствия имел выход этого Манифеста?
4. Как изменилась национальная политика царского правительства в ходе революции 1905-1907 гг.? К каким изменениям в жизни украинского общества это привело?
5. Охарактеризуйте деятельность депутатов I Государственной думы в 1906 г. Какое участие принимали в этой деятельности депутаты, объединившиеся в Украинскую парламентскую фракцию? Почему I Государственная дума была разогнана?
6. Охарактеризуйте деятельность депутатов II Государственной думы в 1907 г. Какое участие принимали в этой деятельности депутаты, объединившиеся в Украинскую громаду? Почему II Государственная дума была разогнана?

Проверьте правильность своих ответов:
1. Причины революции:
А. Неразрешенность аграрного вопроса, сохранение помещичьего землевладения, малоземелье и безземелье крестьян.
Б. Усиление эксплуатации рабочего класса, низкая заработная плата, чрезмерная продолжительность рабочего дня, отсутствие охраны труда (вредные условия труда)
В.Заинтересованность буржуазии в ее привлечении к участию в управлении государством; отсутствие демократических свобод.
Г. Национальное угнетение нерусских народов империи.
По характеру революция 1905-1907 гг. в Российской империи была буржуазно-демократической. Перед ней стояли задачи свержения самодержавия, уничтожения помещичьего землевладения, то есть борьба с остатками феодального строя, где господствуют феодалы - землевладельцы во главе с наследственным монархом.

2. Во время крестьянских выступлений в 1905-1907 гг. выдвигались требования:
А. Ликвидация помещичьего землевладения.
Б.  Раздел и передача в бесплатное пользование помещичьей земли крестьянам.
В. Отмена выкупных платежей 1861 г.
Примеры крестьянских выступлений: восстание крестьян села Великие Сорочинцы Полтавской губернии, где в декабре 1905 г. в схватке с полицией погибло 63 человек.
Однако царское правительство пошло только на отмену выкупных платежей 1861 г. (80% суммы выкупа за землю крестьяне в 1861 г. получили в долг от Крестьянского банка; выплаты Крестьянскому банку были отменены в 1906 г.)

3. 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест, в котором:
А. Предоставил представительному органу - Государственной думе законодательные права.
Б. Предоставил подданным Российской империи демократические права и свободы, в том числе, избирательные права, свободу совести, печати, объединений и др.
 В результате представители земско-либеральной оппозиции, принадлежащие к кругах буржуазии и интеллигенции, посчитали, что задачи революции решены, самодержавная власть царя ограничена и будет контролироваться Государственной думой. В Российской империи появляются партии парламентского типа: «Союз 17 октября» (октябристы), конституционные демократы (кадеты).

4. Под влиянием революционных событий 1905-1907 гг. царское правительство пошло на удовлетворение некоторых потребностей украинского народа. 24 ноября 1905 г. был издан закон, разрешающий издавать литературу на национальных языках. После этого начали издаваться газеты на украинском языке: «Хлебороб» (г.Лубны, Николай Шемет), «Громадська думка» (г.Киев, Евгений Чикаленко).   В 1906 г. выходило уже 18 газет на украинском языке. Действовало 45 «Просвiт» - украинских культурно-просветительских организаций.


5.  Согласно Манифесту 17 октября 1905 г. в Российской империи были проведены выборы в представительный орган – Государственную думу.
I Государственная дума проработала с 27 апреля по 9 июля 1906 г.
Большинство депутатов (34 % мест) принадлежало к партии конституционных демократов (кадетов). Российские социалистические партии и большинство украинских партий бойкотировали выборы в думу. Всего от Украины было избрано 102 депутата. 40 (по другим сведениям – 44) из них объединились в  Украинскую парламентскую фракцию – Думскую громаду, которую возглавил Илья Шраг. Украинские депутаты разработали Декларацию об автономии Украины, но не успели вынести ее на рассмотрение Государственной думы.
9 июля 1906 г. I Государственная дума была распущена. Николай II ставил в вину депутатам то, что они не успокаивают народ, а лишь «разжигают смуту». Действительно, в Думу были внесены два законопроекта аграрной реформы от кадетской партии и от трудовой группы. Согласно этим законопроектам в стране для обеспечения безземельного и малоземельного крестьянства должен быть создан государственный земельный фонд. В состав земельного фонда должны быть включены казенные, удельные (принадлежат царской фамилии), монастырские и частновладельческие земли (земли помещиков, превышающие норму). Защищая интересы помещиков, царь и распустил I Государственную думу.

6.  II Государственная дума заседала с 20 февраля по 3 июня 1907 г.
Она была по составу более левой, чем I Государственная дума. Умеренные (кадеты) потеряли по сравнению с первыми выборами 80 мест. Представители левых партий имели 43 % депутатских мандатов (народнические партии: трудовики, эсеры; социал-демократы). Часть депутатов от украинских земель объединились во фракцию - Украинскую общину (громаду), поставив перед собой цель - борьба за национально- территориальную автономию.        
Роспуск II Государственной думы  был  неизбежен.  Молчанием встретили депутаты думы декларацию Совета министров, оглашенную его председателем П. Столыпиным 6 марта 1907 г. В дальнейшем конфликт между Государственной думой и правительством еще больше обострился из-за аграрных прений. Думская аграрная комиссия высказалась за необходимость обязательного отчуждения помещичьих земель для расширения землепользования крестьян. В ответ П. Столыпин заявил, что правительство не позволит «обездолить» помещиков. 1 июня 1907 г. П. Столыпин потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 66 депутатов – социал-демократов. Не дожидаясь ответа на этот ультиматум, Николай II распустил Думу. Так закончилась революция 1905-1907 гг.

II.                               Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые ученики! Роль в истории  П. А. Столыпина, председателя Совета министров Российской империи в 1906-1911 гг., оценивается историками по-разному. В советский период его считали реакционером, который под маской «ревнителя интересов крестьянства» защищает диктатуру помещиков-крепостников.  Главной ассоциацией с именем Столыпина у советских школьников были «столыпинские галстуки» - виселицы, на которых в 1907-1909 гг. по приговорам военных судов по неполным данным было повешено 3,5 тыс. чел.
В трудах современных российских историков П. Столыпин превратился из палача в героя и жертву. Жертву революционеров, которые по недомыслию или дурному умыслу раскачивали Российскую империю. Им с трибуны II Государственной думы П. Столыпин бросил вызов: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». В ответ против П. Столыпина организовывались террористические акты. В результате одного из них (взрыв загородного дома) дочь Столыпина была сброшена взрывной волной с балкона и получила перелом позвоночника. В конце концов погиб и сам П.А. Столыпин. В 1911 г., во время визита Николая  II  в Киев, студент Дмитрий Багров смертельно ранил его выстрелом из пистолета в антракте во время спектакля в Киевском театре оперы и балета. Косвенно историки обвиняют в гибели П.А. Столыпина и самого царя Николая II, так как Д. Багров был завербован царской полицией. Историки считают, что император мог ревновать к популярности своего председателя Совета министров в обществе. Ведь именно благодаря аграрной реформе П. Столыпина экономика Российской империи переживала невиданный подъем.
Кто же из историков прав?
Уважаемые ученики! Предлагаем вам во время урока заполнить таблицу «Паутинка» дискуссии:
Как вы оцениваете деятельность П. Столыпина на посту председателя Совета министров Российской империи?
Это был период реакции.
Это был период реформ, которые ускорили модернизацию общества
Аргументы:
1.
2.
3.
Аргументы:
1.
2.
3.
Вывод:

III.                           Изучение нового учебного материала
3.1. Петр Аркадьевич  Столыпин. Биографические данные
Происходил из старинного дворянского рода, окончил Виленскую гимназию, затем физико-математический факультет Петербургского университета. После окончания ун-та – на службе в министерстве государственного имущества, в министерстве внутренних дел (предводитель дворян Ковенской губернии). Ковенский губернатор, с 1902 г. гродненский губернатор, с марта 1903 г. – саратовский губернатор (успешно подавляет революционные выступления) В апреле 1906 г. П.А.Столыпин назначается министром внутренних дел. С 8 июля 1906 г. – председатель Совета министров Российской империи. 24 августа 1906 г. опубликована его правительственная программа, содержащая две части: репрессивную (методы борьбы с революцией, в том числе, создание военно-полевых судов) и реформистской, являющейся, по сути, аграрной реформой. 5 сентября 1911 г. смертельно ранен во время визита в Киев в оперном театре.

3.2. Роль П.А. Столыпина в подавлении революции 1905-1907 гг.:
1.      Конфликт с депутатами I Государственной думы
 Трудовики выдвигают проект 104-х (конфискация помещичьих земель). Защищая интересы помещиков, царь Николай II распускает Думу 8 июля 1906 г.
2.      Конфликт с депутатами II  Государственной Думы
17 мая 1907 г. депутаты Думы проголосовали против "незаконных действий полиции" по борьбе с революционным терроризмом. В результате царским Манифестом 3 июня 1907 года  Дума была распущена.
 3. Принятие нового избирательного закона 3 июня 1907 г. По предложению П. Столыпина новое положение о выборах резко изменило соотношение выборщиков между куриями в пользу помещиков и крупной буржуазии (выборы были двухступенчатыми: сначала избиратели выбирали выборщиков, затем выборщики – депутатов). Эти классы, составляющие менее 1 % населения, избирали две трети всего числа выборщиков и получили в III Государственной думе 43 %, или 66 мест. Число крестьянских выборщиков было сокращено вдвое – с 43 до 22 %. Это значило, что один выборщик приходился на 1000 душ помещиков и, в то же время, на 60 000 душ крестьян. Поэтому большинство в III Государственной думе было у правых партий, выступавших за сохранение помещичьего землевладения и монархии (октябристы, 148 депутатов; черносотенцы, 144 депутата).

3.3.Аграрная реформа П.А. Столыпина (пункт 2 параграфа 5)
9 ноября 1906 г. – указ.
14 июня 1910 г. – закон (положения указа 1906 г. были приняты Государственной Думой, Государственным Советом, утверждены царем)
Цели реформы: 1. Социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства.
2.Социально-экономическая - разрушить общину, создать частные хозяйства в виде отрубов и хуторов.
3.Экономическая - обеспечить подъём сельского хозяйства, ликвидировать отставание от передовых держав.
Суть реформы:
А.Разрушение общины и развитие частной собственности. Крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. Крестьянин получал возможность основать собственное индивидуальное хозяйство – хутор (отруб).
Результат: к 1916 г. из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников.
В Украине число вышедших из общины было больше, чем в целом по Российской империи. На Правобережье из общины вышли 48 % крестьян, в  степной зоне – 42 %, на Левобережье – 17 %. Личное частное землевладение стало преобладать в Черниговской, Харьковской, Екатеринославской, Херсонской, Таврической губерниях.
Однако в течение 1907–1911 гг. бурно проходил процесс социального расслоения крестьян. На хуторах (отрубах) было основано 226 тыс. хозяйств, которые имели 1800 тыс. десятин земли. В то же время 263 тыс. крестьян после выхода из общины продали свои земельные участки, разорились. Не имея денежных средств, скота, орудий труда для обработки земли, они не смогли успешно хозяйствовать самостоятельно, без поддержки общины.

Б. Развитие кредитования (пункт 3 учебника). Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. В 1906 - 1907 гг. часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Государство скупало землю у помещиков и продавало ее крестьянам, предоставляя кредит на 44 лет.
Правительство поощряло создание сельских кредитных товариществ (к 1 января 1914 г. - 13 тысяч).
В Украине после революции 1905-1907 гг. численность кооперативных организаций также стремительно росла. Например, в 1907-1908 гг. здесь возникло более 800 потребительских обществ. В начале 1913 г. их численность достигла уже 3 тыс. Кроме потребительских успешно функционировали кредитные, сельскохозяйственные, промышленные и жилищные кооперативы. Активным деятелем украинского кооперативного движения был Н. Левитский, а также В. Доманицкий, И. Юркевич, А. Черненко.

В.Переселение крестьян (пункт 4 учебника)
По указу 10 марта 1906 г. право на переселение было предоставлено всем желающим крестьянам без ограничений. В 1906-1913 гг. за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев. В то же время население Сибири увеличилось на 153 %. Посевные площади расширены на 80%.
Основной людской поток из Надднепрянской Украины направлялся в восточные и юго-восточные окраины Российской империи. Наиболее отдаленными регионами расселения трудовых эмигрантов стали безлюдные просторы Сибири и Дальнего Востока. Больше всего украинцев переселилось в Сибирь из Харьковской губернии (200 тыс. чел. за 1885-1913 гг.).
В течение 1883–1905 гг. на Дальний Восток из Украины переселилось 109 510 чел., что составило 65,82 % всех переселенцев. Переселению способствовала построенная в конце XIX ст. Сибирская железная дорога. Много семей ехало железной дорогой до г. Читы, затем пароходами по р. Амур. Перед Первой мировой войной на Дальний Восток ежегодно приезжало до 20 000 чел.
Однако не все переселенцы смогли освоиться в новых природных условиях. Многие не вынесли сибирских холодов и возвращались обратно. С 1890 по 1914 гг. таких «возвращенцев» насчитывалось 400 тыс. чел.

Г.Результаты реформ.
Позитивные последствия:
1) Быстрый рост аграрного производства, экспорта сельскохозяйственной продукции. Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Общий валовой доход с 1900 по 1913 гг. увеличился на 33,8%, товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за 1906-1911 гг. на 46%. В 1910 г. экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.
Столыпинская аграрная реформа способствовала росту продуктивности сельского хозяйства Украины. С 1910 по 1913 гг. посевные площади в Украине выросли на 900 тыс. десятин. В 1913 г. в украинских губерниях был собран небывалый урожай зерновых – 1200 млн. пудов. Часть Украины в зерновом экспорте Российской империи достигла 40 %.
Негативные последствия:
 1) Не преодолена экономическая отсталость. В 1913 г. Россия получала 55 пудов хлеба с одной десятины, в США - 68, во Франции - 89 пудов. Причина: экономический рост происходил за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда.
2) Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось осуществить только в 1/4 всех крестьянских хозяйств Российской империи.
3) Не удалось территориально оторвать от "мира" (общины) зажиточных хозяев, так как на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков.

Вопрос: Почему крестьянство сопротивлялось Столыпинской аграрной реформе?

3.4.          Национальная политика правительства П.А. Столыпина
В период, когда правительство Российской империи возглавлял П.А, Столыпин, наиболее знаковыми событиями в жизни Украины были:
А. В 1908 г. III Государственная дума большинством голосов отклонила законопроект о введении  в начальных школах преподавания на украинском  языке.
Б. 20 января 1910 г. П. Столыпин издал циркуляр о запрете деятельности на всей территории Российской империи организаций и обществ «инородцев». Поскольку украинцы считались «инородцами», была запрещена деятельность культурно-просветительских организаций «Просвіта» и др.

3.5. Политическая жизнь в украинских землях в составе Российской империи (1908-1913 гг.)
Уважаемые ученики! Проработайте материал, содержащийся в пункте 2 параграфа 6 учебника:
«Наиболее громким событием политической жизни рассматриваемого периода было так называемое «дело Бейлиса». Вот его обстоятельства. В 1913 г. в Киеве состоялся судебный процесс над рабочим еврейской национальности Бейлисом, инспирированный черносотенными организациями с целью возбуждения антисемитських настроений в обществе. Еще в июле 1911 г. Бейлиса арестовали по обвинению в убийстве православного мальчика для выполнения еврейского религиозного ритуала. Черносотенная пресса развернула антисемитскую агитацию, призывая к еврейским погромам. На защиту Бейлиса стала вся прогрессивная общественность, в том числе украинские деятели культуры М. Коцюбинский, М. Заньковецкая. В. Короленко написал открытое письмо в газету «Речь» (30 ноября 1911 г.) под названием «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев», под которым подписались А. Андреев, А. Блок, А. Куприн, Д. Мережковский, А. Толстой, В. Вернадский. Бейлис провел под следствием два года. В 1914 г. суд присяжных оправдал подсудимого.
Развитие украинского национального движения в послереволюционный период (1908-1913) характеризовался ослаблением активности его участников и переходом к нелегальным формам деятельности. Была фактически пресечена деятельность Украинской социал-демократические партии - УСДРП и «Союз». Часть членов этих политических организаций приняла участие в создании в 1908 г. межпартийного политического объединения - Товарищества украинских прогрессистов (ТУП).
ТУП возглавили М. Грушевский и С. Ефремов. Организация отстаивала конституционно-парламентский путь борьбы за «украинское дело», оставаясь в 1908-1913 гг. единственной легальной украинской организацией.
Основные принципы деятельности ТУП:
1 Автономия
2 Конституционализм
3 Парламентаризм
Главными своими задачами ТУП считало украинизацию образования, церкви, защиту прав украинского народа с помощью Государственной думы. Лидерам ТУП удалось найти общий язык с российскими думскими оппозиционно-либеральными силами. Так, лидер российских либералов П. Струве в декабре 1909 г. на заседании парламента выступил в защиту национально-культурных прав украинского народа. В 1913 г. отмену национальных ограничений в Украине требовали кадет П. Милюков, эсер А. Керенский, большевик Г. Петровский.

Ликвидировать Украинскую социал-демократическую рабочую партию (УСДРП) с помощью политических партий полностью не удалось. Как отмечалось в специальной записке департамента полиции «О положении в УСДРП», разосланной в 1910 г. всем губернаторам и начальникам охранных отделов украинских губерний, уже с 1908 г. начали проявляться признаки, указывающие на усилия бывших членов этой партии по ее восстановлению. Распространение идей УСДРП осуществлялось прежде всего среди украинских студенческих землячеств. В их среде стали возникать социал-демократические группы, члены которых занялись восстановлением бывших партийных связей. Вместе с тем члены партийных рабочих ячеек, которым удалось избежать арестов, активно начали восстанавливать социал-демократические рабочие организации. Департамент полиции с беспокойством признавал, что результатом этой работы стало создание Организационного комитета украинских социал-демократов высших учебных заведений России и Киевской рабочей организации. Летом 1909 г. во Львове было собрано партийное совещание. Оно приняло несколько постановлений, которые должны были способствовать возрождению партии и налаживанию работы местных организаций.
В ноябре 1910 г. вышел первый номер нового периодического общепартийного органа УСДРП - журнала «Наш голос». Печатался он в г.Львове на средства Л. Юркевича, который фактически руководил его подготовкой, редактированием и изданием. В течение 1910-1911 гг. вышло двенадцать номеров «Нашего голоса», в которых были помещены ряд теоретических статей В. Винниченко, Л. Юркевича, Ю. Бачинского и других ведущих партийных деятелей».

Уважаемые ученики! Что, по вашему мнению, обусловило историческую перспективу Общества украинских прогрессистов?

IV. Домашнее задание
Тесты и задания
1.                Об окончании революции 1905-1907 гг. в Российской империи свидетельствуют такие факты (3 из 7):
А. Созыв Государственной думы.
Б. Ограничение избирательных прав рабочих и крестьян новым избирательным законом.
В. Военные суды над участниками революции.
Г. Предоставление подданным Российской империи  гражданских прав и свобод.
Д. Разрушение крестьянской общины.
Е. Предоставление Украине национально-территориальной автономии.
Ж. Свержение самодержавия.


2.                Реформы, которые проводились в Российской империи в _________гг. по инициативе министра внутренних дел, затем – председателя Совета министров ____________, имели два направления: ___________ и политическое.

3.                Соотнесите  даты и исторические события, произошедшие в начале ХХ в.
А. 9 ноября 1906 г.
Б. 3 июня 1907 г.
В. 20 января 1910 г.
Г. 14 июня 1910 г.
1) Указ Николая II, которым утверждался законопроект аграрной реформы.
2) Столыпинский циркуляр, запрещающий общества «инородцев»
3) Манифест Николая II о предоставлении Государственной Думе законодательных прав
4) Закон, принятый Государственной Думой и Государственным Советом, утверждавший основы аграрной реформы
5) Манифест Николая II  о роспуске II Государственной Думы; окончание революции.

4.                              Петр Столыпин был (3 из 7):
А. Министром внутренних дел Российской империи.
Б. Автором циркуляра 1910 г.
В. Известным писателем, выпускником историко-филологического отделения Московского университета.
Г. Инициатором проведения аграрной реформы.
Д. Просветителем и либералом.
Е. Активным защитником самодержавия, инициатором роспуска III и IV Государственной думы.
Ж. Лидером партии кадетов.
5.                Соотнесите термин (понятие) и его значение:
А. Политический режим, который сложился в результате поражения революции 1905-1907 гг.
Б. Законодательный орган
В. Земельные наделы в одном массиве
Г. Отдельное (индивидуальное) крестьянское хозяйство.
1) Хутор
2) Забастовка
3) Третье июньская монархия
4) Государственная дума
5) Отруб
А___________ Б __________  В ___________   Г _____________


6. Укажите задания, которые хотел разрешить в ходе аграрной реформы П. Столыпин:
1. Поднять эффективность сельского хозяйства.
2. Расширить рынки сбыта сельскохозяйственной продукции.
3. Уничтожить барщину и крепостную зависимость крестьян.
4. Укрепить социальную опору самодержавия на селе.
5. Преодолеть кризис сельскохозяйственного перепроизводства.
6. Решить проблему аграрного перенаселения.
А 1, 3, 4
Б 1, 4, 6
В 2, 4, 5
Г 3, 5, 6

7. В результате Столыпинской аграрной реформы начала ХХ в. вышла из общины и закрепила в личную частную собственность земельные наделы большинство крестьянских хозяйств:
А. Слободской Украины
Б. Юга Украины
В. Правобережной Украины
Г. Западной Украины

8. Трудовая эмиграция  украинских крестьян на __________ Восток была обусловлена стремлением заниматься __________________ . Тогда как крестьяне из Центральной Украины переселялись на юг Украины и получали новый социальный статус - __________________ .

9. В результате проведения земельной реформы П. Столыпина в Украине:
А окончательно уничтожена крестьянская община
Б преодолено крестьянское малоземелье и безземелье
В утверджено частное крестьянское землевладение
Г остановлен процесс имущественного расслоения крестьянства.

10. Определите последствия Столыпинской аграрной реформы:
А. Позитивные
Б. Негативные
1) Сохранение помещичьего землевладения.
2) Широкие возможности хозяйствования  для зажиточных крестьян.
3) Усиление имущественного расслоения крестьян.
4) Рост продуктивности сельского хозяйства.
5) Сохранение многоукладности экономики.
А ______________     Б __________

11. Предложите собственную программу проведения аграрной реформы (2 б.)

Ответы присылать на электронный адрес до 15 сентября 2014 г. (промежуточный контроль) или до 1 октября 2014 г. (тематический контроль). Электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru







Немає коментарів:

Дописати коментар