середу, 24 вересня 2014 р.

Конспекты уроков № 7-8 для 8-Б кл. Всемирная история, неделя 4



Тема 4. РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Класс: 8-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 14
Составитель: Рыбалка Л.Д., учитель истории ОШ I-III ступеней № 14
Тема седьмой 45-мин.: Реформация в Германии.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые ученики! На этом уроке мы должны рассмотреть вопросы:
• Германия накануне Реформации.
• Мартин Лютер и начало Реформации.
• Народная Реформация.
• От рождения протестантизма к Аугсбургскому миру.
После этого урока вы сможете:
 Устанавливать хронологическую последовательность событий, свяазнных с Реформацией.
• Показывать на карте регионы распространения католической и протестантских церквей.
• Объяснять и применять понятия: «Реформация», «протестантизм».
• Приводить примеры нарастания кризисных явлений в католической церкви.
• Характеризовать деятельность выдающихся личностей XVI-XVII вв., В частности, М. Лютера, Т. Мюнцера.
• Определять характерные черты реформационного учения М. Лютера.
• Анализировать причины и характер Реформации.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV - XVIII вв.): Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. - К .: Генезис, 2008 - 240 с.
ход урока
I. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
«Предположение на основе предложенных слов».
Уважаемые ученики! Придумайте собственную легенду, используя 5 образов.
Задание: придумать собственную легенду, используя 5 образов.
1
          2         


          3

    
 4    

 5

1 – келья
2 – монах
3 – вопрос, размышление
4 – черт
5 – чернильное пятно
Уважаемые ученики! Сравните легенду, которую вы придумали, с тем, что до сих пор рассказывают в г. Виттенберге (Германия).
Когда-то в келье монастыря августинцев в городе Виттенберге сидел, охваченный тяжелыми думами, молодой монах Мартин Лютер. Ночь, темнота ... В это время душа человека остается одинокой и беззащитной. Вот и душу Мартина Лютера охватили сомнения. Правильно ли он выбрал свой путь в жизни, приняв обет монаха? Или действительно только крыша католического монастыря можно спасти от гнева Божьего? А может, лучше прислушаться к Библии: «Праведный будет жить одной верой своей»? Но нет!.. Это не может быть правдой! .. Ведь весь христианский мир, короли, рыцари и простые необразованные крестьяне, - все они одинаково подчиняются власти Рима. Почему же только он один - не такой? Неужели его душой завладел Сатана? Мартину Лютеру кажется, будто он видит чью-то тень на стене. Он берет в руки чернильницу и бросает ее в дьявола.
До сих пор туристам в Виттенберге показывают это пятно на стене, как свидетельство больших сомнений, которые испытывал Мартин Лютер перед тем, как бросить вызов Рима.

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Католическая церковь в V - XIII вв.»
Уважаемые ученики! В 7-м классе мы говорили о господстве католической церкви в сфере духовной жизни средневекового общества, о вмешательстве главы церкви - папы римского - в политические события. Вспомните:
1. Как называлось движение за усиление власти церкви и лишение ее от вмешательства светских феодалов?
2. Когда был проведен Латеранский собор, согласно решению которого после смерти папы римского нового папу выбирает конклав кардиналов, а не назначает, как было раньше, немецкий император?
3. Объясните выражение «путь в Каноссу».
4. Дайте определение понятию «церковная иерархия».

Проверьте себя!
1. В Х-ХI вв. в Западной Европе распространяется клюнийское движение (получило название от места, где зародилось, - от французского монастыря Клюни). Его представители выступали:
1) за очистку церкви - требовали введения целибата (отказ от брака) для белого (священнослужители, которые несут службу среди мирян, их помощники - диаконы) и черного духовенства (монахи);
2) за усиление власти церкви и избавления ее от вмешательства светских феодалов - боролись против симонии (торговли церковными должностями, которые покупали для своих младших сыновей у папы римского и германского императора крупные землевладельцы).

2. В 1059 г. был проведен Латеранский собор. По инициативе монаха Гильдебранда (будущий папа Григорий VII) начинается церковная реформа, в результате которой император Священной Римской империи немецкой нации лишился возможности влиять на выбор нового папы. После смерти папы римского нового папу стал выбирать конклав кардиналов

3. «Путь в Каноссу» - это символ унижения светской власти перед папой римским. В 1077 г. император Священной Римской империи немецкой нации Генрих IV был вынужден приехать в Каноссу - замок, в котором находился папа римский Григорий VII. 3 дня император стоял на коленях перед окнами замка, молясь о прощении. С помощью оружия победил папа Григорий VII императора? В ответ на подготовку Генриха ИV к военному походу на Рим (император пытался вернуть себе право назначать папу римского), Григорий VII издал буллу об отлучении своего противника от церкви. Подданные Генриха ИV искренне верили: выполнение приказов, даже общение с лицом, отлучили от церкви, грозит тем, что после смерти душа твоя попадет в ад. Они отвернулись от Генриха ИV, и ради сохранения императорской короны ему пришлось унижаться перед папой.

4. Иерархия - деление на высшие и низшие должности, чины; строгий порядок подчиненности низших по должности высшим.
Церковную иерархию, сложившуюся в католической церкви, можно представить следующим образом:
  


Но впоследствии, на смену клюнийцам, которые боролись против симонии, изгоняя торговлю из храмов по примеру Христа, пришли новые поколения церковных деятелей. Папа Бонифаций VIII объявил наступающий 1300 год «юбилейным» и пообещал всем, кто приедет в Рим, отпущение грехов. Папская канцелярия начала выпускать грамоты на отпущение грехов - индульгенции, продававшиеся за деньги. В 1302 г. папа издал буллу, согласно которой главным условием спасения верующих является подчинение их власти главы католической церкви.
Вопрос:
Считаете ли вы, что, совершая «добрые дела» (плата за обряды, покупка индульгенций и др.), можно искупить грехи?
Комментарий учителя: Большую роль в жизни христиан-католиков в начале ХVI в. играли индульгенции, которые можно было купить за деньги. Верующим объясняли, что Христос и святые за время своей жизни на земле совершили гораздо больше добрых дел, чем им самим нужно было для спасения. Этот избыток добрых дел Христа и святых может послужить для получения вечной жизни тем людям, которые сами сделали мало добра. Лицом, имеющим власть дарить людям благодать из сокровищницы святых дел, является папа римский. Приобретением индульгенций можно сократить себе наказание за грехи и при жизни на земле, и после смерти - в чистилище. Представьте себе: любой вор, даже убийца, может купить за деньги отпущения кар за грех. Можно ли верить, что его сердце проникнуто чувством истинного сожаления и раскаяния?

Одним из первых выступил против платы за обряды и торговли индульгенциями чешский патриот профессор Пражского университета Ян Гус. В своих проповедях он призывал к реформе церкви. Ян Гус перевел на чешский язык с латинского Библию, лишив духовенство исключительного права толковать ее верующим.
Вопрос:
Как отреагировали правящие круги католической церкви, тогдашнего средневекового общества на проповеди Яна Гуса? Удалось ли Яну Гусу осуществить реформу церкви?
Комментарий учителя:
Папа римский обвинил Гуса в ереси и потребовал от чешского короля его выдачи и наказания. В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор. Император Священной Римской империи германской нации Сигизмунд выдал Гусу охранную грамоту, но, как оказалось, грамота была ловушкой. На соборе у Яна Гуса потребовали отречься от «еретических ошибок», но тот отказался. 6 июля 1415 г. Яна Гуса сожгли, как нераскаявшегося еретика.

Иерархи католической церкви, принявшие решение о сожжении Яна Гуса, надеялись, что его мучительная смерть станет хорошим уроком для всех, кто осмелится критиковать их стремление к обогащению. Однако это не остановило немецкого монаха Мартина Лютера. Через сто лет после казни Яна Гуса он снова бросил вызов папе римскому и стал первым непобежденным еретиком

III. Изучение нового учебного материала.
3.1. Мартин Лютер и начало Реформации
«Направленное слушание и обдумывание»
Уважаемые ученики! Прочитайте тексты, в которых содержатся факты из жизни основателя протестантизма Мартина Лютера. В некоторых местах текст будет прерываться. Попробуйте выдвинуть предположение о том, как будут развиваться события дальше.
ЖИЗНЬ Мартина Лютера.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ


Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 г. в городке Айслебен. Отца его звали Иоганн. Бывший крестьянин, затем - неимущий горняк, он, по воспоминаниям сына, «до крови измучивался трудом ради нас (детей)» и сумел стать владельцем шахты. Маргарета, мать Мартина Лютера, была очень набожная, воспитывала сына строго. Уже в пятилетнем возрасте Мартина отдали в школу. Когда ему исполнилось 14 лет, родители отправили Мартина в школу в соседний город Магдебург, еще через год - в школу в Айзенах. Но Мартин Лютер не сломался, оказавшись вдали от дома. С каждым переездом росло его стремление к знаниям. В 1501 г., на 18-м году жизни, Мартин Лютер поступил в университет в Эрфурте. Отец, увидев, что сын имеет большие способности и тягу к науке, очень настаивал на том, чтобы тот изучал право. Мечтой Иоганна Лютера было увидеть своего взрослого сына бургомистром родного города.


Мартин Лютер отдался учебе со всей жаждой и нетерпением. Он изучал старинные языки и философию, проводя все свободное время в университетской библиотеке. Его глубокая образованность вызывала всеобщее удивление. В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра философии.
Но впоследствии в жизни Лютера наступила большая перемена. Однажды, когда Мартин возвращался из родительского дома в Эрфурт, в пути его застала внезапная буря. Вдруг очень близко ударил гром. Ударил так, что повалил его на землю. Мартин Лютер в испуге розвал к Богу: «Спаси меня, святая Анна, и я стану ...».

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА
     Уважаемые ученики! Что, по вашему мнению, сейчас должно произойти? Какой обет даст Лютер? Подумайте минутку ...

А теперь проверьте себя:

Мартин Лютер в испуге воззвал: «Спаси меня, святая Анна, и я стану монахом». Эти слова он считал своим обетом, который дал самому Богу. В 1505 г. Мартин Лютер, 22-летний юноша, подстригся в монастырь ордена августинцев в Эрфурте вопреки воле родителей.
Мировоззрению средневекового человека было присуще чувство собственной греховности и постоянный страх перед гневом Божьим. Поэтому внезапную бурю Мартин Лютер воспринял как проявление ярости. Как же обойти гнев Божий? Средневековая схоластика давала на это ответ: только в монашеском чине можно угодить Богу.
А теперь прочитайте продолжение истории о жизни и деятельности Мартина Лютера.

ЖИЗНЬ Мартина Лютера.
В МОНАСТЫРЕ

Мартин Лютер был образцом монаха. На совесть, покорностью и удовольствием он исполнял как простейшие, так и тяжелые работы. Но, несмотря на чрезмерное истощение себя постами и бичеванием, несмотря на непрерывные молитвы и бессонные ночи, он не имел покоя в душе. Мартин Лютер продолжал считать себя погибшим и предназначенным к вечному проклятию. Тогда генеральный викарий авґустинского ордена Иоганн Штаупиц посоветовал ему: «Не пытай себя, не бичуй! Только люби Того, Который прежде возлюбил тебя». И. Штаупиц подарил Лютеру Библию, чтобы тот начал исследовать Св. Писание. Благодаря ходатайству Штаупица Мартина Лютера пригласили на должность профессора университета в Виттенберге. Здесь он, оставаясь и дальше монахом, преподавал студентам диалектику на основе философии Аристотеля.
В конце концов М. Лютера - гордость и надежду ордена августинцив - послали к папе в Рим. Путешествие в Рим Мартин Лютер совершил пешком. Когда после двухмесячной путешествия он оказался перед воротами Рима, то припал к земле и с большим увлечением воскликнул: «Приветствую, святой Рим, трехкратно святой из-за крови мучеников, пролитой в стенах твоих». Но то, что Мартин Лютер увидел в папском дворе , наполнило его сердце ....

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА


Уважаемые ученики! Представляете ли вы себе картину папского двора? Какое впечатление, по вашему мнению, произвел папский двор на Лютера? Обоснуйте собственное предположение фактами, которые характеризуют состояние католической церкви в ХV - в начале XVI в.

    А теперь проверьте себя.
    То, с чем столкнулся Мартин Лютер в Риме, наполнило его сердце большим отвращением. Его возмущали торговля церковными должностями, которая велась в Риме, разврат, пьянство монахов и священников. Когда Мартин Лютер служил в Риме мессу, он делал это, как всегда, не торопясь и выразительно. За то же время у другого алтаря было отправлено семь служб божьих, священники беспрестанно говорили М. Лютеру: «Спеши, спеши и скорее отсылай к Божьей Матери ее Сына» Лютер вспоминал, что не раз слышал из уст священника во время мессы слова: «Ты был хлебом и останешься хлебом. Ты был вином и вином останешься». Верил этот священник в Бога? Даже папские слуги самиговорили: «Если существует ад, то, без сомнения, на нем построен Рим».


 Во время путешествия М. Лютера в Рим на папском престоле сидел Лев X, потомок рода Медичи из Флоренции. Большой любитель роскоши, он требовал огромных денежных сумм якобы на постройку собора св. Петра, а в действительности - на покрытие очень больших личных расходов. Но, по учению католической церкви, все, что делал Лев Х, происходило по воле Божьей. Вспомните: католическая церковь утверждала, что папа является наследником апостола Петра, следовательно, ему принадлежит власть над всем христианским миром. Римско-католическая церковь с папой во главе соревновалась с королями и императорами за высшую власть. Из этой долголетней борьбы папы вышли победителями и получили такую большую власть, которая не снилась владыкам мира. В таких условиях священники католической церкви превратились в господ для общин верующих. Они вели светский образ жизни. От верующих священники требовали выполнять «добрые дела»: поклоняться мощам святых, отправляться в паломничества и организовывать праздничные процессии. Что же, такое состояние католической церкви действительно могло возмутить верующего человека, которым, без сомнения, был Мартин Лютер.

ЖИЗНЬ МАРТЫНА ЛЮТЕРА.
БОРЬБА ПРОТИВ ТОРГОВЛИ ИНДУЛЬГЕНЦИЯМИ


В 1516 году папа Лев Х поручил архиепископу Альбрехту Моґунцкому продавать индульгенции в Северной Германии. Архиепископ Альбрехт должен был половину дохода отправлять в Рим, а вторую половину мог оставить себе. Среди священников, которых послал архиепископ Альбрехт, чтобы поощрить народ на покупку индульгенций, был доминиканский монах Иоганн Тецель. Этот Тецель носил пышные церковные ризы, приказывал неси перед собой красный крест с папскими гербами и на бархатной подушке папскую буллу (лист). Во главе торжественной процессии он шел в церковь, где в проповеди провозглашал, что имеет власть отпускать индульгенциями не только уже совершенные грехи, но и те, которые будут совершены в будущем. Свои проповеди Тецель заканчивал словами: «Грош в казну зазвенит - душу из чистилища в небо выведет».
     После такой речи темный, обманутый народ начинал верить, что прощение грехов не зависит от раскаяния, а только от покупки индульгенции. И вот Тецель прибыл в город Итербок, недалеко от Виттенберга, в котором проживал Мартин Лютер. Для покупки индульгенций народ сходился к Итербоку тысячами.
    Торговля индульгенциями возмущала Мартина Лютера. И однажды, в канун Праздника всех святых ...

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА
Уважаемые ученики! Что, по вашему мнению, сейчас долино произойти? Выступит ли Мартин Лютер с протестом против торговли индульгенциями? Или промолчит? Какие черты личности М. Лютера наталкивают вас на такое предположению?

А сейчас мы проверим свои предположения:
31 октября 1517 г. Мартин Лютер прибил к дверям Замковой церкви в Виттенберге «95 тезисов» (т.е. коротких и сжатых научных утверждений) против злоупотреблений, существующих в римской Церкви, и призвал к публичному диспуту.
В тезисах 1-4 Лютер провозглашает, что истинное раскаяние не является одноактным действием, которое выполняется по требованию заезжего священника. Оно является внутренним процессом, происходящим в течение всей жизни христианина. И если человек кается воистину, то он готов принять небесную кару и не имеет ни одной мысли о безнаказанности.
В тезисах 30-40 эта горькая мысль получает парадоксальное продолжение: но кто раскаивается воистину, то есть до готовности принять муки за грехи, то уже без всякой индульгенции получает прощение вины. Эти «95 тезисов» Мартина Лютера против торговли индульгенциями стали началом Реформации.

ЖИЗНЬ МАРТЫНА ЛЮТЕРА. БОРЬБА ПРОТИВ ПАПЫ



В 1519-1520 гг. М. Лютер развил свое учение, написав три научных произведения: 1) «Воззвание к христианскому дворянству немецкой нации о праве христианского сословия», 2) «О вавилонской неволе Церкви» и 3) «О христианской свободе».
В «Воззвании к христианскому дворянству» М. Лютер указал на «стену», которой окружили себя папы, упорно борющиеся против любой реформы Церкви. Этой «стеной» является утверждение, что только папа может объяснять Св. Письмо (Библию). Лютер спрашивает: «Если любое папское утверждение истинно, то для чего у нас тогда существует Св. Письмо? Сожжем Библию и удовлетворимся римской наукой »
В книге «О вавилонской неволе Церкви» Лютер разбирает учение католической церкви о семи таинствах и доказывает, что только Крещение и вечерю Господню ввел Христос. То есть, только оэи акты являются  Таинствами, а другие (миропомазание, покаяние, венчание, елеосвящение и священство) являются человеческими изобретениями.
В третьей своей книге «О христианской свободе» Лютер добивается христианской свободы. Главные мысли, развитые в этой книге, следующие: 1) на основании веры христианин - господин всего и никому не подчинен; 2) на основании любви он является слугой всех и подчинен каждому. Вера и любовь – это две составляющие насоящего христианина, первая ведет к Богу, а вторая - к ближнему.
      Эти произведения Лютера раздражали его противников. 16 июня 1520 г. папа римский издал буллу «Восстань, Боже, суди дело Твое», в которой приговорил все  произведения неметкого монаха к сожжению. В булле был призыв ко всем князьям, чиновникам и мещанам поймать Лютера и его сторонников и отдать их в папские руки. 3 октября 1520 г. папская булла дошла до университета в Виттенберге, где продолжал преподавал Лютер ...

ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА
Уважаемые ученики! Что, по вашему мнению, сейчас долино произойти? Как отреагируют на папскую буллу жители г. Виттенберга? Кого они поддержат: папу римского или М. Лютера? Как ответит М. Лютер на папскую буллу?
     
Проверим сделанные предположения.

В Виттенберге никто не хотел и слышать о выполнении папских требований по поводу Лютера. Утром 10 декабря 1520 г., на площади собралась масса народа: студенты университета, доктора и магистры. Они наблюдали, как Лютер бросил в огонь папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Минуту царила глубокая тишина. А затем раздался общий крик радости.
Следует вспомнить, что в XI в. немцы не поддержали Генриха ИV, императора Священной Римской империи немецкой нации, в его борьбе против папы римского. Почему же в начале XVI в. их потомки стали сторонниками человека, выступившего против католической церкви? Ответ один - человека делает время. Что же сделало время с немцами в начале ХVI в.? Пока мы имеем недостаточно знаний,для того, чтобы ответить на этот вопрос. Но мы обязательно вернемся к рассмотрению этого вопроса на следующем этапе урока (3.2).

ЖИЗНЬ МАРТИНА ЛЮТЕРА.
РЕФОРМАТОР И ИМПЕРАТОР
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/79/Лютер_в_Вормсе.jpg


После смерти Максимилиана немецким императором был избран его 20-летний внук Карл V, который уже был тогда испанским королем. Папа добивался от молодого императора, чтобы тот выдал Лютера Риму. Но Фридрих Мудрый, герцог Саксонский, который способствовал избранию Карла V германским императором, попросил его не предпринимать поспешных шагов против Лютера. Император Карл V согласился выслушать Лютера в Вормсе и выдал ему охранную грамоту. Лютер решил ехать.
Сторонники Лютера были несогласны с этим решением. «В Вормсе, - говорили они, - есть немало кардиналов и епископов. Они вас там превратят в пепел, как в свое время сожгли Гуса». Но Лютер не изменил своего решения.
Путешествие Лютера в Вормс было похоже на триумфальное шествие. На улицах Вормса собралась огромная толпа народа, чтобы поздравить мужественного монаха.
На второй день после приезда, 17 апреля 1521 г. Лютера вызвали в рейхстаг. В зале его ждали император вместе со своим братом, папский легат, архиепископы, епископы, князья, графы, послы и посланники иностранных государств, представители городов, рыцари. Канцлер задал Лютеру два вопроса: 1) признает ли Лютер, что написал книги, которые лежат перед ним? 2) отзовет ли Лютер эти книги и откажется ли от того, что в них написано?
На первый вопрос М. Лютер откровенно ответил, что он сам написал эти книги. Что же касается второго вопроса, то он попросил, чтобы ему дали больше времени на размышления, потому что этот ответ важен для спасения души. После короткого совещания император дал Лютеру один день на размышления. Папский леґат написал после заседания рейхстага письмо папе, где уверял - Лютер  проиграл.
18 апреля 1521 г. Лютер вторично был вызван в рейхстаг. С ним не хотели вступать в длительный диспут, добиваясь простого и ясного ответа на вопрос, откажется ли он от своего учения. Тогда Лютер заявил ...

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА
Уважаемые ученики! Каким будет ответ М. Лютера рейхстагу? Победят ли в душе Лютера ужас перед наказанием; опасения, что его сожгут? Откажется ли Лютер от своего учения?

А сейчас проверим наши предположения.

Лютер отважно заявил: «Я не могу верить ни самому папе, ни соборам, потому что понятно всем, что они не раз ошибались. Если меня не убедят словам самого Священного Писания, то я ничего отзывать не могу и не хочу. НА ЭТОМ Я СТОЮ. И НЕ МОГУ ИНАЧЕ».
В Вормсе Лютер отказался отречься от своих взглядов. Рейхстаг объявил его вне закона, но с помощью курфюрста Фридриха Саксонского Мартин Лютер успел надежно спрятаться в замке Вартбург под видом «рыцаря Йорга». Здесь, а позже - в Виттенберге, Мартин Лютер начал титанический труд: перевел на немецкий язык Библию для того, чтобы она стала понятной простым людям.

3.2. Германия накануне Реформации
Лабораторно-практическая работа.
А. Уважаемые ученики! Проанализируйте следующие факты из истории Германии начала XVI в. Соотнесите эти факты с сословием, на жизни которого они отразились больше всего:
«В начале XVI в. император Священной Римской империи немецкой нации играл жалкую роль на международной арене. Максимилиан I потерпел поражение в войнах с швейцарцами (1499 г.) и был вынужден признать независимость Швейцарского союза (договор 1511 г.). Также германский император потерпел поражение в итальянских войнах от Франции и Венеции. Войны показали слабость имперского рыцарства - военного сословия, которое находилось в непосредственном подчинении имперской власти».

Б. Проанализируйте следующие факты из истории Германии начала XVI в. Соотнесите эти факты с сословием, на жизни которого они отразились больше всего:
«В текстильном и мнталлургическом производствах все больше места занимала так называемая система авансирования (Verlagsustem). Суть этой системы состояла в том, что купец, продавая продукцию ремесленного производства крупными партиями, авансировал (снабжал) ремесленников деньгами, сырьем и получал взамен готовые товары на выгодных для себя условиях. При этой системе ремесленники, продолжая работать у себя надому и якобы сохраняя самостоятельность, фактически попадали в зависимость от купца. На снижение оплаты труда жаловались в конце XV в. ткачи шелка из Кельна, красильщики Виттенберга »

В. Проанализируйте следующие факты из истории Германии начала XVI в. Соотнесите эти факты с сословием, на жизни которого они отразились больше всего:
«В конце XV в. возрос спрос на вино, а также на шерсть, на лен и другие сельскохозяйственные продукты, необходимые для промышленного производства. Это побудило землевладельцев Германии расширить производство этих продуктов в собственных хозяйствах. Для содержания стад, ухода за посевами, обработки льна феодалы ввели барщину - бесплатный труд крестьян. Крестьяне жаловались, что их заставляют выполнять все «нужные» феодалам работы: вспашку и подготовку земли к посевам, все виды обработки сельскохозяйственных товаров и их доставку на рынки - «куда хозяин укажет». Кроме того, крестьянин платил налоги князю и церковную десятину - «большую десятину» с урожая зерна и «малую десятину» со всех сельскохозяйственных культур и скота».

А теперь на основании полученных результатов заполните схему «Причины распространения идей Реформации в немецком обществе ХVI в.»:


Вывод: Требования немецкого общества (рыцарства, бюргерства, крестьянства) к католической церкви заключались в следующем: церковь должна стать дешевой.
Рыцарство - желает провести секуляризацию церковных земель, то есть отобрать у монастырей и церквей земельные владения.
Бюргерство – не хочет платить: 1) церковную десятину, 2) плату за обряды.
Крестьянство – 1) не хочет платить церковную десятину, плату за обряды,
2) стремится избавиться от церковных феодалов.

3.3. Народная Реформация.
Обдумайте!
Выступая против торговли индульгенциями, почитания святых, реликвий и др., М. Лютер пытался приблизить ЦЕРКОВЬ к идеалам Евангелия, где рассказывается о бедности и равенстве, в которых жили Иисус Христос и его ученики. Но крестьянам, обедневшим жителям городов одной церковной реформы было недостаточно для того, чтобы исправить собственное тяжелое положение. Они считали справедливым приблизить не только церковь, но и все ОБЩЕСТВО к идеалам евангельского равенства. В 1524-1525 гг. низы немецкого общества поднялись на Великую Крестьянскую войну.
М. Лютер осуждал крестьянские восстания. Но все же именно борьба Лютера против пороков католической церкви подтолкнула крестьян на восстание, а затем привела их к гибели.
Как вы считаете, стоят духовное освобождение, свобода мысли человеческой жизни?

Уважаемые ученики! Предлагаем найти ответ на этот вопрос с помощью характеристики вождя народной Реформации Томаса Мюнцера.
Томас Мюнцер - вождь народной Реформации, один из лидеров Великой крестьянской войны 1524-1525 гг.
     http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000029/pic/st000_78.jpg


     І. Происхождение. Образование. Начало реформатор ской деятельности.
О детстве и юности Мюнцера известно очень мало. Он родился около 1490 года в городке Штольберг. По одним сведениям, происходил из семьи уважаемого мастера, чеканщика монет. В 1503 году по безработице, родители Томаса переселились в Кведлинбург, где находился местный монетный двор. По другим сведениям, отца Мюнцера повесили за нарушение исключительного права феодала охотиться в лесу.
В 1506 году Томас Мюнцер поступил в Лейпцигский университет, где занимался философией, теологией и медициной. В дальнейшем он получил степень магистра свободных искусств и бакалавра теологии.
Томас Мюнцер очень рано встал на путь борьбы за чистоту церкви, против социальной несправедливости. В 1512 г. он основал тайное общество в Галле. Однако заговор против архиепископа Магдебургского не удался. В 1517 г. Т. Мюнцер  служил учителем гимназии в Брауншвейге, откуда должен был уйти «из-за беспокойной натуры». В 1519 г. будущий вождь народной Реформации поступил работать капелланом и духовником в монастырь бернардинок, однако через несколько месяцев был изгнан, поскольку вносил в богослужение различные новшества. В конце концов Т. Мюнцер отправился в Виттенберг, где встретился с Лютером.
В будущем им предстояло стать непримиримыми врагами. Но тогда Лютер выхлопотал для Мюнцера место проповедника в Цвикау (Саксония).


ІІ. Содержание реформаторского учения Т. Мюнцера
В этом городе существовала община анабаптистов, или «перекрещенцев» (считали, что человек должен принимать крещение осознанно, в зрелом возрасте). Томас Мюнцер сблизился с анабаптистами, радикальная часть которых выдвинула идею: «Все, чему учил Христос, верно. Но также, как и к Христу, Бог может обратиться к любому из нас. И тогда слова этого избранника Божиего будут не менее весомы, чем Библия».
Под влиянием анабаптистов Мюнцер разошелся с Лютером в представлении о «слове божьем». Он обратил свой гнев против «книжников», которые знают только мертвые буквы и традиционные тексты. Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это живое слово, которое «избранные» воспринимают как истину и окровение бога в его собственном разуме.  Как же оценивал «избранник божий» Мюнцер окружающую его действительность? Он утверждал, чо земная жизнь должна бать возвышена до небес, т.е. очищена от зла. Злом, «врагами бога» Т. Мюнцер считал дворян и церковников, которые захватили богатства мира и обрекают простых людей на тяготы и постоянные заботы о куске хлеба.
В конце 1521 г. Т. Мюнцер окончательно порвал с М. Лютером. После путешествия в Чехию  он поселился в Тюрингии. Его призывы к борьбе, распространявшиеся устно и печатно по разным землям Средней и Юго-Западной Германии, привлекали огромные массы крестьян и городского плебса. «Обрати внимание на то, что основа всякого ростовщичества, воровства и грабежа — это наши господа и князья. Они присвоили в собственность всякую тварь. Рыба в воде, птица в воздухе, всякая растительность на земле — всё должно принадлежать им. Поэтому они распространяют среди бедных божью заповедь и говорят: бог заповедал - не укради; к ним же самим это не относится, хотя они сдирают шкуру и мясо с бедного пахаря, ремесленника и всего живого».

III. Деятельность Т. Мюнцера во времена Великой крестьянской войны 1524-1525 гг.
Осенью 1524 г. Т. Мюнцер находился в г. Клетгау (земли верхнего Рейна), откуда он и его сторонники разъезжали по селам и городам. Пропаганда Мюнцера и связанных с ним анабаптистов привела к возникновению крестьянских беспорядков.
В конце 1524 г. (или в январе 1525 г.) сторонниками Т. Мюнцера была составлена ​​программа, известная под названием «Статейное письмо» (Artikelbrief). Программа начиналась заявлением о том, что существующее положение не может и не должно продолжаться. «Так как до настоящего времени на бедных и простых людей городов и сел ... накладывались большие тяготы духовными и светскими господами и властью ... подобного бремени невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пойти совсем по миру с нищенским посохом». Задача повстанцев заключается в том, чтобы «освободиться полностью». Мирное решение этой задачи возможно только в том случае, если все люди Германии, в том числе, дворяне и духовенство, перестроят жизнь на основе служения «общей пользе». Если же существующие тяготы не будут устранены, то дело не обойдется без кровопролития. В документе говорится, что те, кто отказываются заботиться об «общей пользе», должны понести «светское отлучение». Все замки знати и все монастыри, являющиеся очагами предательства и народного гнета, должны быть объявлены «с этой минуты» в состоянии светского отлучения. Только те дворяне, монахи и священники, которые откажутся от своего привилегированного положения, переселятся в обычные дома, будут приняты обществом согласно «божественному праву».
В феврале 1525 г. Т. Мюнцер приехал из Верхней Германии в город Мюльхаузен (Тюрингия).
Отсюда он обращался с проповедями к крестьянам и горнорабочим Саксонскии и Тюрингии. Он писал, что требование «божественного права» означает полное устранение господ, неподчинение существующим властям и утверждение такого порядка, при котором вооружённые отряды восставших будут осуществлять всё, что они признают полезным для общего дела.
Князья Средней Германии, прежде всего саксонские герцоги и ландграф Филипп Гессенский, усмотрели в действиях Т. Мюнцера и его сторонников грозную опасность, спешно собрали свои силы и выступили в поход.
В середине мая 1525 г. около Франкенхаузена в Тюрингии разыгрался неравный бой между княжеской конницей, вооруженной артиллерией, и крестьянскими отрядами, фактически безоружными. Т. Мюнцер старался поднять боевой дух крестьян и призывал их не бояться превосходящих сил врагов, надеяться на помощь Бога. Однако исход неравной борьбы был предрешен. Под Франкенхаузеном крестьянские отряды были разбиты. Т. Мюнцер попал в руки князей и был казнен.

 

     ІV. Результаты деятельности. Историческое значение

 

Разгром франкенхаузенского лагеря и гибель Томаса Мюнцера были концом Крестьянской войны. Повсюду начались преследования и массовые казни участников восстания. Число погибших крестьян превысило 100 тыс. Крестьянство было разорено огромными контрибуциями.
Подавление Великой крестьянской войны 1524-1525 гг. привело к усилению эксплуатации крестьян немецкими феодалами. Даже на востоке от р. Эльба, где до этого крестьне были лично свободными, их стли закрепощать. Основной повинностью становилась барщина.

Уважаемые ученики! Вернемся к вопросу о цене духовного освобождения человека. В начале цепочки - борьба М. Лютера против торговли индульгенциями, в конце цепочки - гибель 100 тыс. Крестьян. Почему Германия заплатила такую ​​цену за освобождение от духовного диктата Рима? Может, эта цена была бы меньше, если бы реформаторы церкви совершили определенные меры? Предложите, которые.

IV. Домашнее задание.
Ознакомьтесь с материалом параграфов 8 и 9 (самостоятельно) учебника.
Задания: 
1.Как цифрами обозначено на картосхеме территории распространения протестантских вероисповеданий?
А. 1 - кальвинизм; 2 - англиканство; 3 - лютеранство
Б. 1 - англиканство; 2 - лютеранство; 3 - кальвинизм
В. 1 - лютеранство; 2 - англиканство; 3 - кальвинизм
Г. 1 - лютеранство; 2 - кальвинизм; 3 - англиканство

2. Укажите год заключения Аугсбургского мира:
A 1517
Б 1524
В 1540
Г 1555

3. Установите хронологическую последовательность исторических событий раннего Нового времени.
1 Крестьянская война в Германии
2 начало реформации в Германии
3 Аугсбургский мир
4 основания ордена иезуитов
A 1, 3, 4, 2
Б 2, 1, 4, 3
В 3, 4, 1, 2
Г 4, 1, 2, 3

4 Определите название документа, автором которого является изображенная на портрете лицо.
A «Двенадцать статей»
Б «95 тезисов»
В «39 статей»
Г «Акт о верховенстве»

 
5 Кому принадлежит учение о предопределении судьбы человека Богом:
А. Я. Гусу
Б. М. Лютеру
В. Т. Мюнцеру
Г. Ж. Кальвину

6. Укажите причины, которые привели к началу Реформации - движения за реформу и обновление католической церкви:
1 деятельность ордена иезуитов
2 попытки бюргерства сократить расходы на оплату церковных обрядов
3 отрицательное отношение большинства населения к модернизации церкви, к ее отказу от накопленных богатств
4 развитие клюнийского движения - движения за очищение церкви
5 посягательства дворян на земельные владения церкви
6 постоянные крестьянские выступления
A 1, 3
Б 3, 4
В 2, 5
Г 5, 6

7. Укажите, к каким последствиям привела Крестьянская война в Германии:
1 завершение периода феодальной раздробленности Германии
2 победа Т. Мюнцера и его сторонников
3 гибель Т. Мюнцера и его сторонников
4 усиление феодальной эксплуатации крестьянства
5 выполнение требований, выдвинутых в «Статейном письме», «12 статьях»
6 запрет реформационного учения М. Лютера
A 1, 2
Б 2, 5
В 3, 4
Г 3, 6

8. Определите, какие из приведенных утверждений касаются Мартина Лютера.
      1 инициатор подписания Аугсбургского религиозного мира
      2 в 1517 г. выступил с «95 тезисами против индульгенций»
      3 сжег в Виттенбергском университете папскую буллу
      4 перевел Библию на немецкий язык
      5 один из лидеров Великой Крестьянской войны 1524-1525 гг.
      6 получил прозвище «женевский папа»
      A 1, 2, 3
      Б 1, 2, 4
      В 2, 3, 4
      Г 4, 5, 6
     
9. Определите название документа, отрывок из которого приведен.
«Статья первая.
Наше первая просьба и желание иметь право и силу всей общиной выбирать себе священника и сбрасывать его, когда он некрасиво себя ведет.
Статья третья.
Личная крепостная зависимость должна быть отменена вовсе и не иметь больше силы и применения ».

10. Проанализируйте отрывок из исторического источника и дайте ему оценку
С «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы
Из "Духовных упражнений" Игнатия Лойолы
"Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля!
... Папе необходимо повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует, во имя Господа нашего Иисуса Христа".
1) О чем говорится в документе? Когда произошли связанные с этим события?
2) Выясните (сформулируйте) значение событий и явлений, о которых говорится в документе.
3) Кратко опишите свое отношение к автору документа, связанных с ним событий.

Ответы присылать на электронный адрес до 1 октября 2014 г.
Электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru

Немає коментарів:

Дописати коментар