середу, 17 вересня 2014 р.

Конспект уроков № 5-6 для 8-Б кл. Курс "Всемирная история", неделя 3



Тема 2 «ЧЕЛОВЕК РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ».
Класс: 8-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 14
Составитель: Рыбалка Людмила Дмитриевна, учитель истории ДОШ І – ІІІ ступеней № 14
Тема пятой 45-мин.: «Материальный мир и общество»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые ученики! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть следующие вопросы:
1.Технические усовершенствования.
2. Мануфактуры, капитализм.
3. Изменения в обществе.
После этого урока вы сможете:
        Пояснять и использовать понятия: «мануфактура», «капитализм», «буржуазия», «наемный рабочий».
        Приводить примеры разрушения средневекового уклада, новых ценностей западноевропейцев.
        Сравнивать картину мира, жизнь людей, технические приспособления Средневековья и раннего Нового времени.
        Определять характерные черты материального мира людей раннего Нового времени.
        Высказывать суждения о характере и значении изменений в социально-экономической жизни людей раннего Нового времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV - XVIII вв.): Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2008 - 240 с.

ход урока
I.                        Актуализация опорных знаний (урок 1, курс «Всемирная история», 8 класс).
Уважаемые ученики! Заполните, пожалуйста, пропуски в определении понятий.
1.1.Средневековье – время господства аграрно-ремесленной цивилизации:
Аграрное общество (аграрно-ремесленная цивилизация).
Начинает формироваться во времена _______________ ____________ (переход от присваивающего к ____________ хозяйству, т.е. от охоты и собирательства к ______________ и _________________).
Характерными признаками аграрной цивилизации являются:
- Ведущий тип собственности - ________________________.
- Неразвитость средств производства, преобладание ____________ труда.
- Низкая мобильность рабочей силы. Попытки любыми мерами закрепить рабочих на земле, на которой они работали (Древний мир - рабство, Средние века - __________________).
- _________________ хозяйства.
1.2.Капиталистические отношения - общественные отношения, которым присущи следующие черты:
1.Наличие _________ собственности на средства производства.
2.Целью хозяйственной деятельности являются доходы и __________.
3.Хозяйственную деятельность регулирует ___________.
4.Существует экономическое принуждение к труду (каждый человек имеет право продавать работодателю свою _____  _______ в обмен на _________ плату).
5.Продукты производства принадлежит капиталисту - владельцу _____________       _________________.

Проверьте себя!
1.1.Аграрное общество (аграрно-ремесленная цивилизация).
Начинает формироваться во времена неолитической революции (переход от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию).
Характерными признаками аграрной цивилизации являются:
- Земля - ​​ведущий тип собственности.
- Неразвитость средств производства, преобладание ручного труда.
- Низкая мобильность рабочей силы. Попытки любыми мерами закрепить рабочих на земле, на которой они работали (Древний мир - рабство, Средние века - крепостничество).
- Натуральный тип хозяйства.
Определение понятия «аграрное общество» («аграрно-ремесленная цивилизация») можно раскрыть также с помощью схемы, где
1 - главная ценность общества;
2 - главная отрасль экономики;
      3 - главная отрасль духовной культуры.

1.2. Капиталистические отношения - общественные отношения, которым присущи следующие черты:
1.Наличие частной собственности на средства производства.
2.Целью хозяйственной деятельности являются доходы и прибыль.
3.Хозяйственную деятельность регулирует рынок.
4.Существует экономическое принуждение к труду (каждый человек имеет право продавать работодателю свою рабочую силу в обмен на заработную плату).
5.Продукты производства принадлежит капиталисту - владельцу средств производства.
Определение понятию «индустриальное общество» (начинает складываться в Западной Европе в период раннего Нового времени) можно также дать с помощью схемы:


II.               Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности
Уважаемые ученики! Сравните, пожалуйста, стихи, которые были созданы поэтами двух эпох: Средневековья и раннего Нового времени. Как относится к любимой женщине Рейнмар Старый, средневековый поэт, участник третьего крестового похода? Могла ли Прекрасная Дама Рейнмара Старого обратиться к рыцарю с такими же словами, что и Джульетта, героиня трагедии У. Шекспира, драматурга и поэта раннего Нового времени?
Когда её узрел впервые я,
Любовью так наполнился мой взор,
Что сделалась блаженной жизнь моя.
Свершилось чудо дивное с тех пор:
Себя не раня в глаз моих теснине,
Она тихонько в сердце мне вошла
И бедное навеки заняла;
Черты ее храню я там поныне.
О госпожа моя! Постой, постой!
Как вторгнуться  сумела ты туда,
Куда доселе женщине другой
Войти не удавалось никогда?
Пощаду окажи мне бога ради.
Над сердцем собственным не властен я;
Там власть мою сменила власть твоя,
Взывать могу я только о пощаде.
Рейнмар Старий, участник третьего крестового похода XII в.
Одно ведь имя лишь твое - мне враг,
А ты – ведь это ты, а не Монтекки.
Монтекки – что такое это значит?
Ведь это не рука, и не нога,
И не лицо твое, и не любая
Часть тела. О, возьми другое имя!
Что в имени? То, что зовем мы розой,-
И по другим названьем сохраняло б
Свой сладкий запах! Так, когда Ромео
Не звался бы Ромео, он хранил бы
Все милые достоинства свои
Без имени. Так сбрось же это имя!
Оно ведь даже и не часть тебя.
Взамен его меня возьми ты всю!
У. Шекспир, трагедия «Ромео и Джульетта», ХVI  в.

В качестве визуального эпиграфа к уроку мы предлагаем вашему вниманию два памятника изобразительного искусства:
1. Эпоха Средневековья -  статуя маркграфини Утты, собор в Наумбурге (Германия).




2. Эпоха раннего Нового времени – картина «Дама под покрывалом» Рафаэля.


Уважаемые ученики! Было бы интересно прочитать ваши впечатления от этих произведений искусства. И в эпоху Средневековья, и в раннее Новое время художники поклонялись женщине. Но какие ее качества они считали достойными поклонения?

ІІІ. Ознакомление с новым учебным материалом.
 3.1. Технические усовершенствования.
Уважаемые учащиеся! На основе текста учебника и приведенных в пункте 3.1 конспекта уроков составьте таблицу:
Технические усовершенствования
Средние века
БЫЛО
раннее Новое время
СТАЛО


Пример:
Технические усовершенствования
Средние века
БЫЛО
раннее Новое время
СТАЛО
Производство оружия. Артиллерия.
Первые пушки были сделаны из бронзы, стреляли каменными ядрами.


Пушки перевозили на возах.
С конца ХVI в. пушки отливали из чугуна. Они стреляли чугунными ядрами, что приводило к растрескиванию и обрушению каменных стен.

Пушки перевозили на лафетах – деревянных двухколесных сооружениях.
Изменения в сельском хозяйстве:
А. Расширение посевных площадей.
К началу ХVI в. были распаханы ранее запустевшие земли, а также луга и пастбища. Для расширения посевных площадей стали прибегать к осушению болот, озер, низин, заливаемых морем, что требует инженерных расчетов.
Б. На смену трехполью (1 поле – засевается осенью, озимые; 2 поле – засевается весной, яровые; 3 поле – не засевается, пар) появилось многополье и сеяние трав по пару.
В. Чаще стали применяться удобрения. Кроме навоза, использовали торф и дёрн.
Г. Орудия труда – косы, серпы, бороны, плуги – стали более легкими, удобными в обращении, так как стали изготовляться из более качественных сортов стали. С середины ХV в. распространяется одноручный легкий плуг, который управлялся одним человеком (вместо 2-3). В него впрягалась одна лошадь (вместо 4-6).
Д. Распространение овцеводства, выращивание технических культур (лен, конопля) с целью удовлетворить растущий спрос ремесленников и собственников мануфактур на сельскохозяйственное сырье.
Е. Специализация отдельных районов и областей на производстве определенных сельскохозяйственных продуктов.
Так, в Испании шелк-сырец производился в Валенсии и Гранаде, в то время как в Кастилии разводили тонкорунных овец – мериносов.

Изменения в промышленном производстве
А. В период античности, раннего и развитого Средневековья было распространено нижнебойное водяное колесо, которое устанавливалось в потоке воды. Для этого использовались полноводные реки. С ХIII в. стало применяться верхнебойное водяное колесо. Оно приводилось в движение силой падающей на него сверху струи воды и  устанавливалось на небольших отводных каналах. С помощью водяного колеса в ХVI в. работали предприятия в сукноделии, горнорудном и металлургическом, бумажном производствах.
Б. В период раннего и развитого Средневековья в металлургическом производстве использовался кричный горн. В нем выплавлялось тестообразное железо, из которого проковкой (били молотом по раскаленному железу) удаляли шлаки и другие примеси. В ХIV в. в Западной Европе научились делать доменные печи, в которых производился чугун. Объем производства чугуна, а на его основе стали сразу же возрос.
В. В горнорудной промышленности стали применять водоотливные насосы, подъемники. На смену примитивным ямам пришли подземные шахты со стволами и штреками. Это позволило добывать полезные ископаемые с больших глубин.
Г. В текстильной промышленности примитивные вертикальные ткацкие станки уступили место горизонтальным ткацким станкам. Применение широкого ткацкого станка с двумя рабочими повышало производительность труда в 3 – 4 раза.
Д. В конце ХV в. был создан первый автоматический механизм – портативные карманные часы с пружиной.

3.2. Мануфактуры, капитализм.
Уважаемые ученики! Первой ступенью развития промышленного производства было производство в ремесленных мастерских.
Характерными чертами было:
1)     Ручной характер труда
2)     Отсутствие разделения труда.
3)     Личный труд мастера (с помощью подмастерьев и учеников).
4)     Изделия производились небольшими партиями, на заказ или для мелкой торговли.
В средневековых городах ремесленники одной специальности объединялись в цех. Средневековый цех – вовсе не одно огромное здание со множеством станков, как сегодня. Это объединение ремесленников одной специальности, которое контролирует качество и количество (больше положенного товаров производить нельзя, иначе разоришь другого мастера)  произведенных изделий. Цех также выполнял военные (оборона города) и религиозные функции.
Развитие орудий производства создавало предпосылки для перехода к крупному производству.
Середина ХVI – конец XVIII  в. – период мануфактурного производства.
Организаторами первых мануфактур чаще всего выступали купцы, ростовщики (давали деньги в «рост», т.е. под проценты). Реже это делали разбогатевшие цеховые мастера, поскольку цехи препятствовали созданию мануфактуры, разорявшей мелких ремесленников в стенах городов.
Сначала купец или ростовщик, пользуясь затруднениями крестьян, мелких ремесленников, выступал в качестве продавцов сырья (например, шерсти) и скупщиков произведенных из него готовых изделий (например, сукна). Постепенно крестьяне и мелкие ремесленники переставали самостоятельно выходить на рынок. Скупщик подчинял их себе, опутывая долгами, предоставляя в кредит сырье. Так формировалась рассеянная мануфактура (рассеянная, так как рабочие работали у себя на дому, а не в общей мастерской).
В горнорудной и металлургической промышленности, в судостроении купец, ростовщик, реже цеховой мастер создавал большую мастерскую, сам закупал необходимое оборудование, инструменты и сырье. Рабочие трудились под одной крышей, в одной мастерской. Такая мануфактура называется централизованной.
В Англии и Нидерландах в сукноделии господствовала смешанная мануфактура. Ее владелец раздавал ремесленникам – надомникам шерсть для прядения и тканья, а окраску и отделку готовых сукон производил в собственной мастерской с помощью наемных рабочих.

Уважаемые учащиеся! Запишите, пожалуйста, в конспекты определение понятия «мануфактура»:
Мануфактура (лат. manus – рука, factura – изделие) - форма организации промышленного производства, для которого характерны следующие признаки:
1)     ручной труд и ремесленная техника;
2)     разделение труда;
3)     владелец мануфактуры не занят физическим трудом, выступает организатором производства.

Пример роста производительности труда: в мануфактуре с 10 работниками ежедневная выработка иголок на 1 работника – 4,8 тыс. иголок. В ремесленной мастерской – 20 иголок.

Уважаемые учащиеся! Предлагаем Вашему вниманию исторический документ – балладу, в которой прославляется мануфактура «достославного и почтенного суконщика Джека из Ньюбери»:
«В горнице, просторной и длинной, стояло двести станков, прочных и крепких: на этих станках, - истинная правда, - работали двести человек, все в одну шеренгу. Возле каждого из них сидело по одному прелестному мальчику, которые с большим восторгом приготовляли челноки.  Тут же, в другом помещении, сто женщин без устали чесали шерсть с радостным видом и звонко распевали песни. В следующей комнате работали сто девушек в красных юбках, с белыми, как молоко, платками на головах; эти прелестные девушки, не переставая, пряли в этой горнице весь день и распевали сладкими, как у соловьев, голосами».

Вопросы: 1. Перечислите орудия производства, которые использовались в сукноделии в XVI в.
2.                Каким был характер труда в мануфактуре суконщика Джека из Ньюбери? Это был ручной труд? Это был машинный труд?
3.                Каким образом было организовано производство в мануфактуре Джека из Ньюбери? На какие производственные операции был разделен цикл производства сукна? Как, по вашему мнению, это влияло на производительность труда?

3.3. Изменения в обществе. Буржуазия и наемные рабочие.
А. Население, занятое в сельском хозяйстве
Рост городского населения, возросший спрос на сырье для промышленного производства привел к росту спроса на сельскохозяйственную продукцию.
В Англии и Нидерландах  дворяне сгоняли с земель крестьян – феодальных держателей. Часть их земельных владений превращалась в пастбища для овец, шерсть которых продавали владельцам суконных мануфактур. В других крупных хозяйствах стали применять в широких масштабах труд сельскохозяйственных рабочих – батраков.
В восточной Германии, Польше, Чехии, Венгрии феодалы стали выращивать хлеб для продажи на мировых рынках. Если раньше крестьяне платили господам натуральную и денежную ренту за пользование землей, то теперь большая часть земли у них была отобрана и превращена в барскую запашку. Крупное сельскохозяйственное производство в этих странах было организовано на основе бесплатного барщинного труда крепостных крестьян.

Б. Буржуазия
В Средние века на французском языке жителей городов называли буржуа. В раннее Новое время этот термин стал применяться только к тем горожанам, которые владели денежными богатствами, средствами производства (мануфактуры), использовали наемные труд.
Буржуазия формировалась на основе городского купечества, ростовщиков, отдельных цеховых мастеров. С буржуазией сближались е дворяне, которые приобщались к рынку. Особенно распространенным это явление было в Англии, где так называемое «новое дворянство» сгоняло со своих земель крестьян, переходило к выращиванию овец с помощью наемных работников - пастухов, продавало шерсть на мануфактуры.

Уважаемые учащиеся! Предлагаем Вашему вниманию исторический документ - отрывок из путевого дневника Ганса фон Швейнихена, который в ХVI в. посетил дом банкира Фуггера. Его предок – ткач Йоганнес Фуггер из Грабена – занялся горным делом, торговыми спекуляциями и составил себе огромное состояние:
«Господин Фуггер пригласил однажды в гости его княжескую милость… Не скоро я дождусь подобного банкета. Сам римский император не мог бы лучше угостить. Притом великолепие было чрезвычайное.
Обед был приготовлен в зале, в украшениях которого прежде всего бросалось в глаза золото. Пол был из мрамора и такой скользкий, что по нему приходилось идти, как по льду. Через весь зал тянулся стол с напитками, уставленный золочеными сосудами и большими прекрасными венецианскими стаканами, которые, как говорят, стоят гораздо больше тонны золота… Между прочим, господин Фуггер привел его княжескую милость в одну башенку. Там он показал его милости сокровища, состоящие из цепей, регалий, благородных камней…»

Вопросы: 1. К какому сословию средневекового общества относились предки банкиров Фуггеров, представителей нарождающейся буржуазии?
2. Какую оценку вы дадите положению банкиров Фуггеров в обществе эпохи раннего Нового времени? Имели ли они экономическое могущество? Имели ли они политическую власть?

В. Наемные рабочие
В ХVI – XVII вв. происходило разложение средневековых форм ремесленного цехового производства и средневекового сословия горожан. Цеховые подмастерья были практически лишены возможности стать мастерами. Они были сведены к положению наемных рабочих. Часть цеховых мастеров разорилась и была вынуждена наниматься к другим мастерам, владельцам мануфактур за заработную плату. В ряды мануфактурных рабочих вливались также крестьяне, согнанные со своих земель. Пройдя мучительный путь бродяжничества, они нанимались на мануфактуры.
Мануфактурные рабочие, как и сегодняшние наемные рабочие, продавали владельцу средств производства (мануфактуры) свою рабочую силу в обмен на заработную плату.
Мануфактурные рабочие, в отличие от сегодняшних наемных рабочих
- часто были надомниками (работали у себя на дому);
- сохраняли земельные участки и продолжали заниматься сельским хозяйством;
- ручной труд предполагал высокую производственную квалификацию.

Уважаемые учащиеся! Предлагаем Вашему вниманию исторический документ – жалобы ткачей Сеффока и Эссекса (1539 г.)
«Лорду – хранителю королевской печати. Жалуются и докладывают вашей почтенной милости ваши бедные просители… И чем больше они живут, тем более им угрожает крайняя бедность, так как богачи-суконщики согласились между собой платить одинаковую плату за тканье сукна, и эта плата так мала, что ваши просители-ткачи не могут своим трудом поддержать свое бедное хозяйство, хотя они и работают непрестанно днем и ночью, и в праздник и в будни. Вследствие этого многие из ваших просителей, прежде имевшие хорошее хозяйство, издержали и растратили все свое имущество и рады поступить в услужение к другим людям».
Вопросы: 1. На основе документа сделайте вывод о том, представители каких сословий средневекового общества становились в ХVI в. наемными рабочими?
2. С помощью каких методов принуждали к труду ткачей владельцы рассеянных мануфактур («богачи-суконщики»)?



Тема 2 «ЧЕЛОВЕК РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ».
Класс: 8-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 14
Составитель: Рыбалка Людмила Дмитриевна, учитель истории ДОШ № 14
Тема  шестой 45-мин.: Повседневная жизнь Западной Европы.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учителя! На этом уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
1.     Жилище и домашнее убранство.
2.     Изменения в питании. Правила застолья
3.     Одежда и мода..
После этого урока вы сможете:
·                 Приводить примеры разрушения средневекового уклада, новых ценностей западноевропейцев.
·                 Сравнивать картину мира, жизнь людей Средневековья и раннего Нового времени.
·                 Определить характерные черты материального мира человека раннего Нового времени.
·                 Высказывать суждения о характере и значении изменений в социально-экономической жизни человека раннего Нового времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV - XVIII вв.): Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2008 - 240 с.

ход урока
I.                Актуализация опорных знаний по теме «Изменения в обществе в ХVI –XVII вв.»
Уважаемые ученики! Внимательно прочитайте документы и ответьте на вопросы:
1.1. Из «Похвального слова Глупости» немецкого гуманиста Эразма Роттердамского
Короли и придворные
Теперь вообразите себе – а ведь это часто встречается и в жизни – человека невежественного в законах, чуть ли не прямого врага общего блага, преследующего единственно свои личные выгоды, преданного сладострастию, ненавистника учености, ненавистника истины и свободы, менее всего помышляющего о процветании государства, но все меряющего меркою собственных прибытков и вожделений. Наденьте на такого человека золотую цепь, указывающую на соединение всех добродетелей, возложите ему на голову корону, усыпанную дорогими каменьями, напоминание о том, что носитель ее должен всех превосходить величием своих доблестей, вручите ему скипетр, символ правосудия и неподкупной справедливости, наконец, облеките его в пурпур, знаменующий возвышенную любовь к отечеству. Если государь сопоставит эти украшения с жизнью, которую он ведет, то, я [Глупость] уверена, он устыдится своего наряда…
А что сказать о придворных вельможах? Нет, пожалуй, ничего раболепнее, низкопоклоннее, пошлее и гнуснее их, а между тем во всех делах они хотят быть первыми.
…Спят они до полудня; наемный поп стоит наготове возле постели и, лишь только господин пробудится, тотчас же наспех правит службу. Засим следует завтрак, по окончании которого почти тут же подают обед. Затем кости. Пари, шуты, забавы и потехи. В промежутках – раза два закуска с выпивкой. Затем наступает время ужина, за которым следует попойка с многократными, клянусь Юпитером, возлияниями. Таким образом, без малейшей скуки проходят часы, дни, месяцы, годы, века.

Вопросы: 1. В Средние века существовал идеал монарха – защитника обездоленных. В Англии – Ричард I Львиное Сердце, возвращения которого из третьего крестового похода ждут с надеждой, что он покарает за жестокое обращение с подданными брата - принца Джона (короля Иоанна Безземельного). Во Франции – Людовик Святой, сидящий под дубом и творящий справедливый и милосердный суд. Исповедает ли этот идеал автор документа? Соответствуют ли этому идеалу монархи Европы – современники автора? Какие новые по сравнению со Средними веками требования предъявляет автор к носителю королевской власти?
2. В Средние века короля окружали герцоги, графы, бароны, рыцари, которых мы объединяем понятием «светские феодалы», а современники называли – «те, кто воюют». Можно ли назвать воинами героев «Похвалы глупости» - светских феодалов (придворных)? Сделайте вывод, какими правами они пользовались в обществе в ХVI – XVII вв.? Какие обязанности они несли?

1.2. Из сборника анекдотов «Фацетий» итальянского гуманиста П. Браччолини
…Епископ созвал однажды свое духовенство на собор и приказал всем, имевшим церковные должности, ехать туда, захватив с собой облачение, которое по-итальянски называется cappe e cotte (капюшон и ряса). Один священник, у которого не было этого облачения, грустно сидел у себя, не зная, откуда его достать. Служанка, видя, что он сидит задумавшись и с опущенной головой, спросила о причине его огорчения. Священник ей объяснил. «Нет же, добрый мой господин, - заметила она, - вы неправильно поняли смысл этого приказа. Ибо епископ требует, чтобы вы захватили с собою не облачение, а жареных каплунов (capponi cotti, жареный петух)». Священник последовал совету женщины… и был очень хорошо принят епископом, который, смеясь, сказал, что этот священник понял смысл его приказа гораздо правильнее, чем остальные».

Вопросы: 1. В Средние века служителей церкви – священников и монахов – называли: «те, кто молятся». О каких изменениях в положении духовенства можно сделать вывод на основании рассказа автора?
2. В Средние века одним из наиболее почитаемых святых стал Франциск Ассизский, основатель ордена францисканцев – нищенствующих монахов. Сын богатого итальянского купца, он потратил деньги на ремонт церквей, был отдан отцом под суд епископа, перед епископом отрекся от семьи, снял богатую одежду и остался в бурой рубахе с капюшоном. Как вы думаете, что имел ввиду автор фельетона, вкладывая в мысли епископа отказ от капюшона, символа нищенствующих монахов?

1.3. Уважаемые ученики!  В эпоху раннего Нового времени, в недрах феодального общества постепенно формируется буржуазия. В конце ХVIII – XIX вв. представители буржуазии станут господствующим классом в обществе, лишив политической власти потомков светских и духовных феодалов.
Заполните, пожалуйста, пропуски в понятии:
Буржуазия – господствующий класс ________________ общества, обладающий собственностью на _____________    ___________. Целью хозяйствования буржуазии является _________________ (прибавочная стоимость), создаваемая трудом наемных рабочих.
Наемные рабочие – это участники общественного производства, продающие свою ____________  __________ собственнику средств производства в обмен на __________  плату.

Проверьте себя!
Буржуазия (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus — укреплённый город) -  господствующий класс индустриального общества, обладающий собственностью на средства производства. Целью хозяйствования буржуазии является прибыль (прибавочная стоимость), создаваемая трудом наемных рабочих.
В период феодализма в странах Западной Европы слово «буржуа» первоначально обозначало жителей городов вообще. Развитие ремёсел, товарного производства привело к классовому расслоению городского населения, из которого стали выделяться элементы буржуазии (конец 15 в.). Она формировалась из торговцев, ростовщиков, наиболее богатых цеховых мастеров, деревенской верхушки и феодалов. По мере развития промышленности, торговли и мореплавания буржуазия постепенно сосредоточивала в своих руках всё возрастающие массы богатства и денежного капитала. Открытие Америки (1492 г.) и её колонизация, открытие морского пути в Индию вокруг Африки (1498 г.), расширение торговли с колониями создали новое поле деятельности для нарождающейся буржуазии. Цеховое производство уже не могло удовлетворить возросший спрос на товары. На смену ремесленным цехам пришла мануфактура.
Наемные рабочиеэто участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства в обмен на заработную плату.
II.              Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте отрывок из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Чем возмущен друг Ромео Меркуцио:
«Чума на всех этих сюсюкающих, жеманных, нелепых настройщиков речи на новый лад! «Клянусь Иисусом, весьма хороший клинок! Весьма высокий мужчина!» Ну не ужасно ли, сударь мой, то нас так одолели эти иностранные мухи, эти заграничные модники, которые так любят новые манеры, что не могут даже сесть попросту на старую скамью».
Вопросы: 1. Что такое мода?
2. Как под влиянием моды ХVI в. изменялось суровое рыцарское общество Средневековья?
В качестве визуального эпиграфа к уроку мы предлагаем вашому вниманию две статуи, изображающие рыцаря.
Одна из них украшала средневековый собор – http://bibliotekar.ru/Iskuss1/ill/95.files/image001.jpg

Другая статуя создана скульптором раннего Возрождения Донателло.



III. Изучение нового учебного материала
3.1. Жилье и домашняя утварь.
Как и в эпоху Средневековья, в XVI-XVII вв. вид жилья зависел от географических и климатических особенностей местности, а также от рода занятий и благосостояния его собственников. На севере Европы крестьяне жили в деревянных домах или в домах, выполненных в технике «фахверка» - на дубовом каркасе возводились оштукатуренные стены. На юге, где леса рано уничтожили, дома строили из камня. Крыша на юге была плоской, а на севере - остроконечной. Иногда ее покрывали камышом, а чаще - соломой, которую в голодные годы скармливали скоту, а при замене на новую использовали для удобрения почвы. Нередко только перегородка отделяла жилое помещение от скота.
Обычно вся семья жила в одной большой комнате, отапливаемой очагом для приготовления пищи. Мебели было немного. Вокруг стола стояли скамейки, которые на ночь отодвигали к стенам, покрывали набитыми соломой матрацами или перинами и превращали в кровати. Одежда и другой домашний скарб хранили в большом сундуке. Кухонная утварь тоже была скромной: чугунный котел, сковороды и горшки, кувшины и жбаны, бочки и ведра. Ели и пили из деревянных или глиняных мисок и кружек, причем нередко их было мало и приходилось пользоваться общей посудой.
В городах хранилось немало низких глиняных и деревянных хижин, покрытых соломой или дранкой. В них, а также в полуподвалах или на чердаках многоэтажных домов жила городская беднота. Часть бедняков вообще не имела постоянного крова. В одном из самых богатых городов Италии - Генуе - бездомный народ каждую зиму добровольно продавался в  каторгу на галеры. В Венеции - настоящей жемчужине Адриатики - нищенствующие семьи жили в сгнивших лодках на набережных или под мостами.
Частые пожары заставляли горожан переходить к строительству каменного жилья. Чтобы избежать быстрого распространения огня, между домами сооружали разделительные стены. С этой же целью с XVII в. крыши начали покрывать черепицей, но она стоила дорого и была по карману не всем. В домах торговцев и ремесленников на первом этаже размещались магазин или мастерская, а также кухня. На втором жила семья хозяина, там находились гостиная и спальни. Третий этаж занимали подмастерья, ученики и слуги. Чердак служил складом.
Значительно больше внимания стали уделять внутреннему убранству жилья. Пол везде, даже в небогатых домах, покрывали керамической или каменной плиткой. Паркет изредка встречался в дворцах знати; мода на него началась лишь с XVIII в. Во всех слоях населения - от обычного крестьянина до великого монарха - сохранялся старинный обычай засыпать пол зимой соломой, а летом душистыми травами и цветами. В XVI в. на банкете во дворце французского короля весь пол по его приказу устелили «нежными душистыми травами». На смену им приходили соломенные циновки, а также ковры, которые клали не только на пол, но и на столы, сундуки и даже на шкафы.
Дощатый пол верхнего этажа служил потолком для нижнего. Ее до XVIII в. не штукатурили, а обтягивали тканью или расписывали узорами. Обивочными тканями состоятельные люди закрывали также стены. Дешевые бумажные обои (их называли "домино") сначала пользовались спросом только у небогатого населения и лишь впоследствии получили широкую известность. В XVI в. научились делать по-настоящему прозрачное стекло. Количество окон с ним увеличились как в городах, так и в селах, однако полностью вытеснить промасленную бумагу и пергамент стекло еще не смогло.
При выборе мебели учитывалось ее удобство и внешний вид. Ассортимент мебели стал шире, а сама она - более практичной и красивой. Мебель полировали, украшали резьбой, художественной росписью и позолотой. Широко использовали шкафы различного вида и назначения: в одних сохраняли одежду, в других - посуду и столовые приборы, в третьих - книги. Итальянские мебельщики слыли самыми лучними в Европе мастерами и законодателями мебельной моды. Они создали шкаф-кабинет с откидной или выдвижной доской для письма и многочисленными ящиками, куда складывали письменные принадлежности, фамильные драгоценности и различные мелочи. Мебель для сидения - стулья и кресла - делали с высокими спинками и изогнутыми перилами; их обтягивали тканью или кожей. Столы изготавливали прямоугольные и овальные, с ножками самых разнообразных форм. Кровать имела высокое изголовье и поднятый на столбиках резной деревянный полог: он должен был защищать спящих от насекомых. Постельное белье использовалось очень редко, кровать застилали суконными и шелковыми одеялами. Комнаты украшали зеркалами в изысканных рамах, подсвечниками, часами на подставках, декоративными вазами, шторами и занавесками.
Однако настоящего комфорта не существовало даже в домах знати. Отдельная ванная комната и там считалась большой роскошью, как, кстати, и туалет со сливом воды, изобретенный в XVI в. англичанами. Уровень гигиены по сравнению со Средневековьем, снизился: страх перед болезнями заставлял закрывать городские бани. К полному мытью тела относились как к медицинской процедуре и устраивали его в лучшем случае раз в год. Вместо умывания лицо и руки обтирали утром мокрым полотенцем. Хозяйки продолжали выливать помои и нечистоты на улицу, нередко прямо на головы неосторожным прохожим. Даже в королевских дворцах было грязно.
Серьезную проблему составляли отопление и освещение. Дом обогревался с помощью кухонного очага, каминов и печей. Камины могли позволить себе только богачи, печи были доступными. На юге использовали жаровни. Отопление стоило дорого, поэтому нередко обогревалась только одна спальня. Жителям дома приходилось ходить тепло одетыми. Источником искусственного освещения служили факелы, свечи, кухонный очаг. От них все помещение покрывала копоть, что затрудняло поддержание чистоты и вредило здоровью.

3.2. Изменения в питании. Правила застолья
В XVI-XVII вв. Европа еще не освободилась от страха перед голодом. Пища основной массы населения оставалась довольно однообразной. Основу рациона составляли зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо. «Хлебное меню» дополняли гречкой, а на юге Европы еще и завезенной из Америки кукурузой, из которых готовили супы и каши. К продуктам массового потребления принадлежали также бобы, горох, чечевица.
Мяса - говядины, баранины, свинины, курятины - потребляли достаточно много. Популярностью пользовались также блюда из дичи - мяса кабанов, оленей, косуль, зайцев, а также куропаток, жаворонков, перепелов. Специально для еды разводили голубей. Свежее мясо стоило дорого, поэтому на столе у простонародья более привычной была солонина. В праздники там появлялись также различные копчености и колбасы, но в будни ломоть хлеба с куском сала или с сыром и луковицей выглядела королевским угощением. Повседневный ужин обычного горожанина состоя из остатков хлеба, размоченных в молоке.
В прошлое отходила «мания пряностей»: их употребляли уже не так много, как в Средние века. Отчасти это объяснялось появлением новых овощных культур - спаржи, шпината, зеленого горошка, цветной капусты, помидоров, кабачков, кукурузы и картофеля, отчасти - уменьшением использования несвежего мяса. В обычный рацион европейца входили также сыры, яйца, сливочное масло, молоко, оливковое масло.
Почти половина года приходилась на постные дни, причем в большой 40-дневный пост мясо, яйца и птицу можно было продавать только больным и евреям и только при предъявлении двойного свидетельства - от врача и священника. Тогда наступала очередь даров моря. Свежая и особенно копченая, соленая и сушеная рыба заметно дополняла и разнообразила стол. Балтика и Северное море кормили селедкой, Атлантика - треской, Средиземноморье - тунцом и сардинами. Но и вдалеке от моря воды рек, озер и искусственных прудов давали много рыбы.
Долгое время Европа была ограничена в сладостях. Сахар сначала считали лекарственным средством и продавали только в магазинах аптекарей. В XVI в. его получали из сахарного тростника трудоемким и дорогим способом. Поэтому сахар оставался предметом роскоши, хотя его потребление постепенно росло. В крестьянских домах сахарную голову (большой кусок) подвешивали над столом. К ней подносили стакан с горячим напитком и ждали, пока туда под действием пара упадут капли сахара.
Пили преимущественно натуральное виноградное вино. Настоящими народными напитками были пиво, а в Северной Франции - сидр. К их потреблению побуждала не столько любовь к хмельным напиткам, сколько плохое качество воды, особенно в городах.
Появились особые бокалы вилькоммен (от нем. - добро пожаловать). У них подносили вино почетному гостю в момент его прихода. Кто не хотел пить, мог откупиться монетой, которую сразу же прикрепляли к бокалу. Этот обычай распространился преимущественно среди ремесленников. Каждый цех имел свой вместительный вилькоммен. Как и сам обычай, так и название бокала быстро прижились в странах Европы за пределами Германии.
Водопроводов было мало. Использовали талый снег, речную и дождевую воду. Особенно опасно было пить воду из рек, поскольку в них выливали вредные отходы окрасочного, дубильного и других ремесел. Такую воду очищали, пропуская через мелкий песок, а потом продавали. Ежедневно на улицах Парижа раздавались крики 20 тыс. водоносов, каждый из которых доставлял по 60 ведер воды в квартиры многоэтажных домов.
Благодаря Великим географическим открытиям в Европу проникли новые напитки - шоколад, чай и кофе. Шоколад пришел из Америки и сразу стал любимым напитком знати, которая употребляла его горячим, добавляя в густую жидкость молоко и корицу для аромата. Ему приписывали лечебные свойства, но и опасались: во Франции противники напитка распространяли слухи, будто у тех, кто употребляет шоколад, рождаются черные дети.
Чай из далекого Китая привезли в начале XVII в. голландцы. Его подавали в тонких китайских фарфоровых чашках с замечательной росписью. Душистый напиток долго оставался привилегией знати и только с XVIII в. вошел в широкое употребление.
С кофе европейцы познакомились в мусульманских странах. С XVII в. Париж буквально наполнили странствующие торговцы-армяне в живописных турецких тюрбанах. Они продавали ароматный кофе из горками с больших подносов, куда ставили маленькую горячую печь, кофейник и чашки. Для вкуса напиток посыпали сахарной пудрой. Вскоре растворили свои двери многочисленные уютные кофейни, где за чашкой кофе встречались и вели бесконечные беседы аристократы, политики и художники. Повсюду на улицах появились женщины, которые из специальных бачков с краниками и подогревом продавали обычным горожанам разбавленный молоком горячий кофе. Подобную картину можно было наблюдать во многих европейских странах. С XVI в. в продажу поступили крепкие напитки - водка, ром, джин, ликеры. Заработали многочисленные таверны, где за выпивкой и закуской можно было пообщаться с друзьями, поиграть в карты или кости. Нередко такие таверны становились настоящим пристанищем для преступников и мошенников, особенно в бедняцких кварталах.
Правила пышного застолья. XVI в. внесли заметные изменения в европейскую кухню. Стали обращать внимание не только на то, чем накормить гостей, но и как подать приготовленные блюда, как вести себя за столом.
На больших пирах обычно подавали так называемон «показное блюдо». Одно из них в конце XVI в. приготовил нюрнбергский кондитер Ганс Шнайдер. Из несъедобных материалов он изготовил хитроумные замки, башни, фигурки животных и птиц, наполнил их паштетами. Внутри этого огромного сооружения повар спрятал настоящих кроликов и белок, а также мелких птиц. Когда в торжественный момент паштет открыли, из него в разные стороны разбежалась и разлетелась на потеху гостям вся живность.

3.3. Одежда и мода.
Европейская мода почувствовала на себе влияние географических открытий. Применение индийских красителей позволило красить ткани в необычные цвета. Использование восточных благовоний и пряностей, а также продукта атлантического промысла - китовой амбры - открыло широкие возможности для создания новых духов и косметики. Употребление табака вызвало спрос на трубки и табакерки, форма и вид которых изменялись в соответствии с требованиями моды.
Уже на рассвете Нового времени европейские страны установили между собой более или менее постоянные торговые и дипломатические контакты: Европа начала жить единой жизнью. Возникла общеевропейская мода, которую диктовали влиятельные с политической точки зрения государства. На рубеже XV- XVI вв. ее законодателями были итальянцы. На нижнюю рубашку они одевали узкий костюм, а на него - более просторную верхнюю одежду. Венецианские модницы, чтобы выглядеть выше ростом и стройнее, обували цокколи - туфли - «копытца» на высокой платформе. Такая обувь усложняла и замедляла движение, но куда спешить в городе, где вся жизнь подчинена медленному течению вод в каналах?
Среди женщин распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому они уделяли большое внимание прическам и украшениям - диадемам, венкам и сеткам. Идеалом считались блондинки с высоким лбом. Не жалея здоровья, итальянки надевали специальные шляпы «соланы» (они не имели дна, а только поля) и проводили целые дни под палящими лучами солнца, чтобы осветлить волосы. Чтобы сделать лоб выше, волосы над ним брили.
В XVI в. ведущая роль в европейской политике перешла к Испании. Моду тоже диктовали испанцы. Они создали мужской строгий костюм темных тонов с застегнутой наглухо воротничком. За любовь к черному наряду испанцев в других странах презрительно называли «воронами». Правда, иногда о цвете в одежде знати можно было только догадываться, настолько обильно он был украшен драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью. С помощью ваты, чтобы подчеркнуть значимость человека, увеличивали размер плеч и даже живота. Острословы прозвали эту деталь одежды «гусиным брюхом». По всей Европе приобрели популярность короткие испанские плащи и маленькая узкая бородка - эспаньолка. Обувались испанцы в мягкие узкие туфли, украшенные похожими на когти разрезами, - так называемые «волчьи лапы». Голову покрывал защитный шлем с узкими полями.
Женская испанская мода на долгие годы подарила миру юбку на жестком металлическом каркасе. Такой костюм весил немало, и походка знатной дамы приобретала особую величавость. Наряд дополняли серьги, кольца, ожерелья и цепочки, а также веер из страусовых перьев и тонкий носовой платок, отделанный изысканным кружевом. Со времен арабского владычества женщины сохранили обычай при выходе на улицу набрасывать на голову темное покрывало. Впоследствии оно превратилось в знаменитую испанскую мантилью из черного кружева.
В XVI в. испанцы начали выращивать завезенной из Нового света картофель. Из него научились получать крахмал, который совершил настоящий переворот в европейской моде. Подкрахмаленный воротничок становился твердым, что позволяло увеличивать его размеры. Вскоре он уже напоминал настоящие «мельничные  жернова». Такой воротничок тесно обхватывал шею, поэтому голову приходилось держать высоко приподнятой. Эта осанка вполне соответствовала образу гордого аристократа-испанца.
Чтобы придать воротничку жесткую складчатую ​​форму, его плоилы специальными щипцами, а затем обшивали тонким узорчатым кружевом. Цена готового воротничка была очень высокой. Чтобы во время трапезы не испачкать и не испортить дорогую вещь, в конце XVI в. вспомнили о древнем изобретение античности - вилке. С тех пор среди знати стало неприличным есть руками.
  С XVII в. центр моды переместился во Францию. Взяв за основу испанский костюм, французы подошли к делу творчески. Они сделали наряд более изысканным и ярким, украсили его россыпью драгоценностей. Тогда же приобрел популярность голландский стиль - шляпа с высокой тульей и отложной воротничок.
В XVI в. научились плести чулки. Карманов еще не придумали, поэтому все мелочи держали в кошельке, прикрепленном цепочкой к поясу.
Свидетельством состоятельности была одежда, украшенная мехом. С XVII в. среди знати распространился обычай спать в ночных рубашках, но в широкий обиход нижнее белье вошло лишь с XVIII в. Только после этого начали отступать заболевания кожи.
Одежда простых людей не была такой роскошной, хотя некоторые могли позволить себе наряды изо льна, тонкого сукна, шелка и стремились, особенно в городах, следовать моде. Беднота носила одежду из грубого полотна, вид которой мало менялся с течением времени.
Целые армии портных, сапожников и шляпников зарабатывали на хлеб благодаря выдумкам моды. Изменение фасонов каждый раз давало новый толчок развитию производства и торговли. Погоня за модой не была напрасной прихотью, она двигала общество вперед.

Уважаемые ученики! Сравните моду развитого Средневековья и раннего Нового времени.
Перед вами средневековая миниатюра с изображением святой Екатерины

В ХVI в. большой модницей считалась королева Англии Елизавета I Тюдор

Предлагаем вам также сравнить мужскую моду, используя средневековую миниатюру ХIII в.



Перед вами портрет французского короля Генриха III (мода второй половины XVI в.)



IV. Домашнее задание
1.     Проработать текст учебника (параграфы 3 – 4, параграф 5)
2.     Устно ответить на вопросы к параграфам (с.41, с.51)
3.     Заполнить таблицу
Технические усовершенствования
Средние века
БЫЛО
раннее Новое время
СТАЛО


4.     Творческий уровень – создать автопортрет (нарисовать, сфотографировать и переслать по электронной почте; сделать фото коллаж) с учетом моды раннего Нового времени.
Ответы присылать на электронный адрес до 1 октября 2014 г.
Электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru



Немає коментарів:

Дописати коментар