понеділок, 15 вересня 2014 р.

Конспект урока для 9Б класса, курс "Основы правоведения". Урок 2, неделя 2



Тема 1 «Вступление теорию государства и права»
Класс: 9-Б кл.
Составитель: Рыбалка Людмила Дмитриевна, учитель истории и правоведения Донецкой общеобразовательной школы IIII ступеней № 14
Тема второй 45-мин.: Понятие и признаки государства.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые ученики! Во время урока мы с вами должны рассмотреть вопрос:
1) Причины возникновения государства.
2) Функции государства.
3) Государственный строй.
4) Формы государства.
После этого вы сможете:
• Называть признаки государства.
• Объяснять и применять понятие «государство», «форма государства.
• Характеризовать функции государства, государственный строй.
• Описывать элементы государственного строя.
• Выражать суждение о роли государства в жизни человека и общества
Тип урока: комбинированный.
Литература: Сутковой В.Л. Правоведение (практический курс): учеб. Для 9 кл. загальноосвит.навч.закл. / В.Л. Сутковой, Т.М. Фидипенко. - К .: Генезис, 2009 - 216 с.
Режим доступа: http://textbook.su/filecaptcha
Уважаемые ученики! В случае отсутствия учебника вы можете использовать  материал из лекции учителя.

ход урока
I. Актуализация знаний по теме «Социальные нормы».

1.1. Заполните пропуски в определении понятия «социальные нормы»:
Социальные нормы - это нормы, которые регулируют _______ _______ между людьми и их организациями в __________.

1.2. Соотнесите буквы (названия видов социальных норм) с цифрами (определение понятий):
А. Религиозные
Б. Корпоративные
В. Нормы морали
Г. Нормы права.
1) Система установленных или санкционированных государством общих обязательных правил поведения (норм), которые охраняются силой государственного принуждения и обеспечивают регламентацию общественных отношений в пределах территории всей страны.
2) Обеспечиваются одобрением или осуждением общественности, оказывают влияние на принципы поведения, прежде всего, формируют представления о добре и зле.
3) Нормы, регулирующие отправление религиозных культов, отношение людей к Богу и миру.
4) Нормы, устанавливаемые и обеспечиваемые общественными организациями, политическими партиями.
1 ___________ 2__________ 3______________ 4___________

1.3. С какими видами социальных норм мы имеем дело в следующих ситуациях:
А. Девочка уступила место дедушке в троллейбусе.
Б. Гражданин - владелец автомобиля - платит налог за свое транспортное средство.
В.Член партии платит членские взносы.
Г. Работник заблаговременно подал заявление об увольнении с работы.

Уважаемые ученики! Вы можете проверить себя с помощью правильных ответов, которые находятся в приложении к конспекту урока.

II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности
Уважаемые ученики! Давайте вспомним уроки истории, во время которых мы использовали понятие «государство». Какое определение этого понятия можно предложить?
Пример: государство - аппарат, механизм, который защищает интересы населения определенной территории, регулирует отношения между членами общества, в частности, с помощью принуждения.
А теперь представьте себя участником экипажа межпланетного корабля, который приближается к планете, где существует общество разумных существ, подобных людям. После высадки на планете исследователям необходимо определить, существует ли на планете государство. Назовите признаки, которые могли бы засвидетельствовать наличие государства.
Пример: вы, исследователь, увидели, как две инопланетные существа вступили между собой в драку, но их остановило и задержало третье существо.

III. Изучение нового материала.
3.1. Понятие «Государство». Признаки государства
Государство - это особая политико-территориальная организация власти.
  Ее существенные признаки:
1) Территория (распространение государственной власти на территорию земного шара, отделенную границами).
2) Суверенитет (политико-правовое свойство государственной власти, которое проявляется в верховенстве государственной власти на территории страны, в возможности самостоятельно решать важные вопросы общественной жизни, в единстве государственной власти, то есть в отсутствии любых не предусмотренных законом параллельных структур; в независимости государственной власти, а также означает независимость государства на международной арене).
3) Наличие особого аппарата управления (обеспечивает выполнение функций государства).
4) Наличие публичной политической власти (существование групп людей, которые осуществляют властные управленческие функции).
5) Наличие общеобязательных правил поведения (государство издает законы и другие акты, которые являются общеобязательными для всего населения страны).
6) Система налогов (сбор средств, которые государство в определенной пропорции собирает с населения, предприятий, организаций для содержания государственного аппарата, армии, полиции, осуществление общеполезных целей).
7) Внешняя атрибутика (гимн, флаг, герб, столица).

3.2. Причины возникновения государства
Древнейшим этапом развития человечества было первобытное общество. Коллективом первобытных людей сначала было человеческое стадо, потом племя. В небольших сообществах, объединявших родственников, система отношений между людьми определялось прежде всего родственными связями, отцовством. Старейшего представителя человеческого объединения благодаря его авторитету и возрасту признавали вождем.
Неповиновение ему могла привести к негативным последствиям для самого «бунтовщика», который мог остаться без средств существования. Ведь именно опыт вождя обеспечивал элементарные условия для жизни первобытного коллектива. Когда племя увеличивалось, его возглавлял совет старейшин.
Власть в первобытном обществе основывалась не в принуждении, а на семейном и родственном авторитете. Не было необходимости в создании отдельного аппарата принуждения, насилия, управления. Важнейшие проблемы решались на общем собрании членов племени. Между представителями общества не было значительных противоречий, ведь имущество считалось общей собственностью всего коллектива.
Постепенно с развитием общества отношения между людьми все больше усложнялись. На смену родовой пришла соседская община. Управлять таким коллективом по старинке было уже невозможно, потому что теперь вместе или рядом жили не только члены одной семьи, но и многие другие люди, иногда даже не знакомые между собой. Не всегда влиял авторитет, не все знали традиции, привычные для одного племени. Следовательно, возникла потребность выработать определенные нормы поведения, правила, обязательные для всех, механизмы, с помощью которых можно было бы осуществлять руководство человеческой общностью. Однако отдельные члены коллектива не хотели подчиняться этим правилам, не признавали их.
Как действовать в таком случае? Можно было выгнать нарушителя, а можно было попробовать заставить его выполнять общепризнанные нормы. Постепенно люди начали применять принуждение и насилие для того, чтобы обеспечить соблюдение правил поведения каждым, кто жил в коллективе. Так появилось государство.

3.3. Функции государства - это основные направления (виды) деятельности государства внутри страны и на международной арене для достижения определенной цели.
По времени функции разделяются на постоянные (поддержание правопорядка, образование) и временные (ликвидация стихийного бедствия).
По сферам общественной жизни - на экономические, социальные, политические, осуществляемые в духовной сфере.
В зависимости от направлений государственной деятельности относительно границ страны функции разделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся:
1) экономическая (планирование и прогнозирование экономического развития, формирование бюджета, установление системы налогов),
2) культурно-воспитательная, социального обслуживания (здравоохранение, пенсионное обеспечение, помощь безработным и др.);
3) охраны и защиты всех форм собственности;
4) охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;
5) экологическая (охрана, восстановление и улучшение природной среды).
К ВНЕШНИМ ФУНКЦИЯМ относятся организация сотрудничества с другими государствами, зарубежными общественными организациями и мировым сообществом, защита от нападения извне, охрана государственных границ, поддержание мира и мирного сосуществования государств, предотвращения войн, ликвидация оружия массового уничтожения, экономического и культурного сотрудничества, экологическая.
Основные методы осуществления функций государства: а)убеждение, б) поощрение, в) принуждение.

3.4. Государственный строй. Формы государства.

Работа со схемой


Формы правления (порядок образования высших государственных органов, их компетенция, взаимоотношения между ними):
1) Монархия - форма правления, при которой верховную власть осуществляет одно лицо, которое получает власть по наследству.
2) Республика - форма правления, при которой государственная власть осуществляется органами, избираемыми населением на определенный срок.

Формы государственного устройства (степень самостоятельности административно-территориальных образований, их зависимости центральных органов власти):
1) Унитарное государство - единое целостное государство, где административно-территориальные единицы не имеют признаков суверенитета.
2) Федеративное государство - объединение нескольких государственных образований, которые имеют свои законодательные, исполнительные, судебные органы.
3) Конфедерация - форма союза государств для обеспечения общих интересов при сохранении за государствами-членами союза суверенитета.

Формы государственно-правового режима (характер и содержание средств реализации государственной власти с точки зрения соотношения демократических и недемократических принципов):
1) Демократический режим. Признаки: проведение выборов органов государственной власти, плюрализм, равенство граждан в осуществлении своих прав и выполнения обязанностей, свобода слова, печати и проч.
2) Антидемократический режим, в частности, тоталитарный (полный контроль над всеми сферами общественной жизни вплоть до личной жизни граждан, узурпация власти одной партией)







Беседа с использованием знаний, полученных при изучении истории:
1. Вспомните, как управляли государством Людовик ХIV, французский король; Виктория Английская, Джордж Вашингтон.
Правильный ответ:
По форме правления государства, которыми управляли Людовик ХIV, Виктория Английская, - монархии. Джордж Вашингтон был избран президентом США. Это республика.

2. Вспомните, какие права имели жители губерний Российской империи, отдельных штатов США.
Правильный ответ: Губернаторов назначал царь по представлению министра внутренних дел. То есть Российская империя - это унитарное государство.
Губернаторы штатов США избираются местными жителями. Но существуют и центральные органы власти (президент, Конгресс и др.). Итак, Соединенные Штаты Америки - это федерация.

3. Чем, по вашему мнению, отличается правовой статус Коммунистической партии Украины во времена существования Советского Союза и во времена независимости Украины?
Правильный ответ: Коммунистическая партия Украины (КПУ) как часть Коммунистической партии Советского Союза признавалась управляющей силой советского общества. Других политических партий до 1990 г. в УССР не существовало. Советский Союз был тоталитарным государством.
В 90- гг. ХХ ст. в Украине сложилась многопартийная система.

IV. Подведение итогов урока.
Тесты:
1.Верховенство государственной власти, ее полнота, самостоятельность, независимость во внешних отношениях называется:
А. Государственным суверенитетом.
Б. Государственным приоритетом.
В. Государственным нейтралитетом.
Г. Государственным механизмом.

2 Направления деятельности государства, которые выражают его сущность, задачи и цели - это:
А. Методы правления
Б. Средства наведения порядка
В. Функции государства
Г. Функции народного суверенитета

3 Определенный порядок создания и организации высших органов власти (по наследству или путем выборов) называется формой:
А. Государственного правления
Б. Политического режима
В. Государственного устройства
Г. Административного устройства

4. Высшая государственная власть, осуществляемая одним лицом по принципу наследования, называется:
А. Республикой
Б. Монархией
В. Диктатурой
Г. Олигархией

5. Высшая государственная власть, которая осуществляется выборным коллегиальным органом, называется:
А. Республикой
Б. Монархией
В. Диктатурой
Г. Олигархией

6. Какой из перечисленных монархий не существует:
А. Республиканской
Б. Абсолютной
В. Конституционной

7. Какой из перечисленных республик не существует:
А. Парламентской
Б. Абсолютной
В. Президентской
Г. Парламентско-президентской.

8. Территориальная организация государственной власти и соотношение ее частей называется:
А. Формой правления
Б. Формой государственного устройства
В. Государственным механизмом
Г. Государственным режимом.

9 Союз, объединяющий суверенные государственные образования, называется:
А. Унитарным государством
Б. Федерацией
В. Конфедерацией
Г. Империей

10. Государство, которое базируется на превосходстве суверенитета (верховной власти) единого государства над административно-территориальными единицами, - это:
А. Унитарное государство
Б. Федерация
В. Конфедерация
Г. Империя.

11 (2 балла). Подобрать в средствах массовой информации сообщения о выполнении определенных функций и определить, к какой группе функций государства относятся эти сообщения.


Ответы присылать на электронный адрес до 1 октября 2014 года (тематический контроль).
Электронный адрес: rybalka.mila@mail.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Актуализация знаний по теме «Социальные нормы»

1. Социальные нормы - нормы, которые регулируют общественные отношения между людьми и их организациями в обществе.

2. А. Религиозные – 3. Регулируют отправление религиозных культов, отношение людей к Богу и миру; часто совпадают с нормами морали, укрепляют их.
Б. Корпоративные - 4. Устанавливаются и обеспечиваются общественными организациями, политическими партиями.
В. Нормы морали - 2. Обеспечиваются одобрением или осуждением общественности, оказывают влияние на принципы поведения, прежде всего, формируют представления о добре и зле.
Г. Нормы права – 1. Система установленных или санкционированных государством общих обязательных правил поведения (норм), которые охраняются силой государственного принуждения и обеспечивают регламентацию общественных отношений в пределах территории всей страны.

3. С какими видами социальных норм мы имеем дело в следующих ситуациях:
А. Девочка уступает место дедушке в троллейбусе. - Нормы морали
Б. Гражданин - владелец автомобиля - платит налог за свое транспортное средство. - Нормы права.
В.Член партии платит членские взносы. - Корпоративные нормы.
Г. Работник заблаговременно подал заявление об увольнении с работы. - Нормы права

Немає коментарів:

Дописати коментар