суботу, 25 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 10 кл. Парижская мирная конференция



ТЕМА 2. «ПОСЛЕВОЕННОЕ ОБУСТРОЙСТВО МИРА. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА ДОГОВОРОВ».
Класс: 10-й
Тема урока: Парижская мирная конференция. Заключение мирных договоров с Германией и ее союзниками.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы должны рассмотреть вопросы:
1.“14 пунктов” В Вильсона (актуализация).
2.  Начало работы Парижской мирной конференции. Намерения участников.
3.Версальский договор между странами Антанты и Германией.
4.Создание Лиги Наций. Мирные договоры с союзниками Германии (Сен-Жерменский договор с Австрией, Трианонский договор с Венгрией, договор в Нейи с Болгарией, Севрский договор с Турцией).
5.Распад многонациональных империй и создание новых независимых государств в Европе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Полянский П. Всемирная история. 10 класс. – К.: Генеза, 2010. -  256 с.


Ход  урока
I.  Организационный момент
II.Сообщение темы, дидактической цели  урока. Мотивация учебной деятельности.
III.            Актуализация опорных  знаний учащихся. 
3.1.Окончание Первой мировой войны.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: устный опрос.
- Когда завершилась Первая мировая война?
- Назовите условия Компьенского перемирия.
- Назовите блок, победивший в результате Первой мировой войны. Перечислите страны, которые составляли основу этого блока.
- Назовите блок, проигравший в результате Первой мировой войны. Перечислите страны, входившие в этот блок.
Проверьте себя!
Первая мировая война завершилась в ноябре 1918 г.  подписанием Компьенского перемирия.
Согласно условиям Компьенского перемирия 11 ноября 1918 г. Германия обязывалась эвакуировать захваченные ею области Бельгии, Франции и Люксембурга, а также Эльзас-Лотарингию; вывести свои войска из Австро-Венгрии, Турции, Румынии. Предполагалось, что на правом берегу р. Рейн будет создана нейтральная зона. Союзные солдаты, находившиеся в плену, подлежали освобождению. Немецкие военнопленные оставались в плену.
Первая мировая война завершилась победой стран Антанты (Великобритания, Франция, США и др.).
Проигравшей стороной в Первой мировой войне были страны Четвертного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария)

3.2.    «14 пунктов» В. Вильсона
Форма работы:  индивидуальная / коллективная.
Метод.прием: работа с историческим документом.
Уважаемые учащиеся! В январе 1918 г., когда еще, не затихая, шли бои Первой  мировой войны, президент США В. Вильсон выступил с программой «14 пунктов».
Внимательно прочитайте документ, о котором мы уже упоминали на предыдущем уроке. Проанализируйте его на основе памятки работы с письменными историческими источниками:
«Нашей программой является программа всеобщего мира. Эта программа, единственная возможная программа, следующая:
1.Открытые мирные договоры, открыто обсужденные, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.
2.Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в международном порядке для исполнения международных договоров.
3.Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержанию такового.
4.Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.
5.Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.
6.Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно ее собственного политического развития и ее национальной политик и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберет. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.
7.Бельгия, – весь мир согласится, – должна быть эвакуирована и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.
8.Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех.
9.Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ.
10.Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.
11.Румыния, Сербия и Черногория должны быть эвакуированы. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.
12.Турецкие части Оттоманской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.
13.Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.
14.Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств».
Памятка работы с историческим документом:
1.Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя общества он принадлежал?
2.Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.Где? Где был создан документ?
4.Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
Дополнительные вопросы:
4.1. В чем В. Вильсон видел причины начала Первой мировой войны? Какие предложения он высказал по устранению факторов, приведших к началу Первой мировой войны?
4.2. Какими оказались бы итоги Первой мировой войны для стран-победительниц (Великобритания, Франция), если бы «14 пунктов» В. Вильсона были полностью претворены в жизнь?
4.3. Какими оказались бы итоги Первой мировой войны для проигравших стран (Германия, Австро-Венгрия, Турция), если бы «14 пунктов» В. Вильсона были полностью претворены в жизнь?
5. Почему? С какой целью был создан документ? Объективно ли освещает автор исторические события? Если нет, то почему?
Комментарий учителя:
4.1. «14 основных пунктов» Вудро Вильсона содержали предложения по устранению в будущем следующих факторов, способствовавших началу Первой мировой войны:
- Создание враждебных блоков, потеря ими оборонного характера, как причина Первой мировой войны.
Согласно п.1 предполагался отказ от тайных международных соглашений какого-либо рода
В п.14 говорилось о создании международной организации - Лиги наций, которая объединила бы все страны и стала гарантом независимости и территориальной целостности государств.
- Гонка вооружений, милитаризация экономики, как причина Первой мировой войны.
Согласно п.4 предлагалось провести сокращение национальных вооружений, создать для контроля за этим процессом специальную международную комиссию.
- Соперничество между европейскими государствами в ходе колониального раздела мира, как причина Первой мировой войны.
В  п.5 говорилось о свободном урегулировании колониальных споров между европейскими странами, при этом  декларировалась необходимость учитывать  мнение населения колоний.
- Торгово-экономическое и морское соперничество между западноевропейскими странами.
В п.2 отстаивается принцип свободы морей и  свободы торговли.
В п.3 В. Вильсон требует устранить тарифные барьеры.
4.2. Если бы мирная программа американского президента В. Вильсона была полностью претворена в жизнь, то итоги Первой мировой войны для Великобритании и Франции были бы следующими:
- Франция получила бы Эльзас и Лотарингию, т.е. территории, утраченные в результате поражения во франко-прусской войне 1870-1871 гг. (п.8).
- Великобритания получила бы вместо разгромленной Германии нового соперника на мировых торговых рынках – США. При техническом отставании от промышленности США промышленность Великобритания не смогла бы успешно конкурировать в цене и качестве товаров, а тарифные барьеры, которые могли бы спасти положение, согласно предложению В. Вильсона были бы устранены (п.3).
Также Великобритания не получила бы территории на Ближнем и Среднем Востоке (Палестина, современный Ирак и др.). Согласно п.12 этим территориям был бы предоставлен суверенитет.  
 4.3. Если бы мирная программа американского президента В. Вильсона была полностью претворена в жизнь, то итоги Первой мировой войны для стран Четвертного союза были бы следующими
- Австро-Венгрия потеряла бы побережье Адриатического моря (Истрия, Далмация), которое согласно п.11 переходило к Сербии. Также Австро-Венгрия лишилась бы Малой Польши с Краковом, возможно, Галичины. Ведь в п.13 говорилось о создании независимого Польского государства на всех территориях с польским населением.
На оставшихся в составе Австро-Венгрии землях должна быть осуществлена программа автономизации (п.10).
- Османская империя должна была предоставить автономные права нетурецкому населению, т.е. народам Ближнего и Среднего Востока (п.12). В этом же пункте от Турции требовали открыть пролив Дарданеллы для свободного прохода судов и торговли.
- Германия должна была вывести свои войска из Франции, Бельгии. Что касается довоенных границ Германии, то немцы должны были передать Франции Эльзас и Лотарингию (п.8) на западе. Эти земли принадлежали Франции до поражения во франко-прусской войне 1870-1871 гг.
 На востоке земли, населенные поляками (по-видимому, Померания) должны были войти в состав независимого Польского государства (п.13). Эти земли вошли в состав Прусского королевства в результате разделов Речи Посполитой во второй половине XVIII в.
В «14 пунктах» В. Вильсона  ничего не говорилось о репарациях, которые Германия должна была выплачивать союзникам в целях возмещения причиненного войной ущерба.
Как видим, В. Вильсон высказал достаточно справедливые предложения по поводу послевоенного устройства Германии. Если бы они были осуществлены, то земли, населенные этническими немцами, остались бы в составе Германии. А на ее экономику тяжким бременем не легло бремя выплаты репараций.
Почему этого не получилось?
IV.              Изучение нового учебного материала.
4.1. Начало работы Парижской мирной конференции.  Планы сторон.
(при подготовке используются материалы учителя истории Донецкой ОШ № 68 Котенко  Н.В.)
Форма  работы: групповая
Метод.прием: «Диалог» (вариант: поиск информации).
Инструктаж учителя: 18  января 1918 г. начала свою работу Парижская мирная конференция. В работе конференции принимали участие 70 представителей от 27 государств под  председательством премьер-министра Франции Ж. Клемансо. В то же время судьба послевоенного обустройства мира решалась без России, стран Востока и стран Четвертного союза, проигравших Первую мировую войну. И уже одно это было отступлением от пункта 1 «14 пунктов»: «Дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех».
 Однако  и  среди участников Парижской мирной конференции  не все одинаково могли повлиять на решение судеб послевоенного мира. Тексты договоров с побежденными странами согласовывались на заседаниях «Большой четверки» (Франция: Ж. Клемансо, Великобритания: Д. Ллойд-Джордж, США: В.  Вильсон, Италия: Орландо).
Задание:  Выясните, какие цели преследовали  на Парижской мирной конференции участники «Большой четверки», ознакомившись с текстом учебника на с.103-106.
Комментарий учителя:
О время работы Парижской мирной конференции принципы, провозглашенные в «14 пунктах» В. Вильсона в качестве основы переговоров, все больше отходят на второй план в пользу интересов Великобритании и Франции, закрепленных в тайных договорах Антанты. «Боши (немцы) заплатят за всё» - эти слова Ж. Клемансо стали своеобразным девизом работы конференции.
По  итогам работы с учебником учащиеся записывают в конспект схему:

Цели Франции (премьер-министр Ж. Клемансо):
1. Раздел Германии на несколько слабых государств.
2. Возврат Эльзаса и Лотарингии.
3. Контроль над промышленным районом Рейна.
Цели Великобритании (премьер-министр Д. Ллойд-Джордж):
1. Захват германских колоний в Африке
2. Раздел владений Османской империи и установление контроля над турецкими владениями в Средиземноморье.
3.  Сохранение единой Германии, как противовеса влиянию Франции в Европе.
Цели США (президент В. Вильсон):
1. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира.

4.2. Версальский договор с Германией.
Форма  работы: индивидуальная / коллективная
Метод.прием:  работа с исторической картой, беседа.
Инструктаж учителя: 28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версальского замка был подписан Версальский договор с Германией. Подписанию договора предшествовали:
1)давление на Германию (угроза ввести союзные войска на немецкую территорию),
2)попытки  сопротивления со стороны правительства Германии и парламента (после того, как немецкой делегации было отказано в устных переговорах,  ее представители во гл. с министром иностранных дел Брокдорфом-Ранцау направляли ноты, добиваясь изменений условий договора; поскольку союзники отклонили ноты немецкой делегации, Брокдорф-Ранцау ушел в отставку).
И только после этого Национальное собрание Германии заявило о своем согласии на подписание Версальского договора (237 против 138 голосов). Почему заключение Версальского договора вызвало такое неприятие немецким обществом?
Задание: на основании исторической карты составить перечень территорий, утраченных Германией по Версальскому договору; высказать предположение, к каким последствиям для экономики Германии это могло привести.
Комментарий учителя:
 В частях I и II Версальского договора устанавливались новые границы Германии в Европе. В результате этого Германия утрачивала:



Бельгии:
1.Область Эйпен-Маймеди (официально там должен быть проведен референдум)

Франции:
1.Эльзас-Лотарингия
2.Угольные шахты Саарской области, которая на 15 лет переходит под управление Лиги наций
3.Рейнская область  (разделена на 3 зоны, которые в случае точного соблюдения договора должны быть возвращены Германией через 5, 10, 15 лет)
Дании:
1. Северный Шлезвиг – официально после проведения референдума (проведен в феврале1920 г.)
Литве:
1.Мемельская область
Данциг (Гданьск) – вольный город.
Польше:
1.Западная Пруссия
2. Часть Восточной Пруссии – официально после проведения референдума (был проведен в июле 1920 г., но 97,5 % голосов высказались за Германию)
3.Позен (Познань)
4.Гульчинский район Силезии.
5. Верхняя Силезия  - официально после проведения референдума (был проведен в марте 1921 г., но 60% высказались за Германию)



Германия

Обратите внимание!
В результате Версальского договора экономике Германии был нанесен большой ущерб. Страна лишилась металлургических предприятий на западе (Эльзас-Лотарингия), угольных шахт на западе (Саар) и востоке (Силезия).
Кроме территориальных потерь тяжелым бременем на экономику Германии легли репарации.
В ст.231 части VIII Версальского договора говорилось: «Союзные и ассоциированные государства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных союзными и ассоциированными государствами… вследствие войны, которая была навязана Германией и ее союзниками». Т.е. на Германию была возложена вина за развязывание Первой мировой войны. Эта вина стала обоснованием, почему именно Германия должна возместить ущерб (выплатить репарации).
Сумма репараций была установлена на конференции в Булони 21 июня 1920 г. и исчислялась в 269 млн. золотых марок, которые должны были выплачиваться долями ежегодно за 42 года. Однако позже эта сумма была пересмотрена.

4.3.Создание Лиги наций.
Форма  работы: индивидуальная / коллективная
Метод.прием: работа с текстом учебника, эвристическая беседа.
Инструктаж учителя: часть I Версальского договора содержала Устав Лиги Наций – организации, созданной по предложению американского президента В.Вильсона.
Задание:
1.Внимательно прочитайте текст учебника на с.109-111.
2.Проанализируйте порядок формирования органов Лиги Наций, их полномочия.
3.Выскажите суждение о том, могла ли созданная международная организация стать надежным гарантом мира и стабильности.
Комментарий учителя:
Лига Наций  — международная организация, основанная в результате Версальского договора 1919 года. В 30-е гг. ХХ в. в ее состав входило 58 государств. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров. Лига Наций прекратила своё существование в 1946 году.
Основные органы:
1. Секретариат.
Сотрудники Лиги в секретариате отвечали за подготовку повестки дня Совета и Ассамблеи и публиковали отчёты о заседаниях.
Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги Наций.
2. Ассамблея.
Ассамблея проводилась как заседание преставителей всех государств-членов, при этом каждое государство имело право на трёх представителей и один голос. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии.
Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.
Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире».
3. Совет
Совет Лиги действовал как исполнительный орган  Ассамблеи. Совет Лиги Наций включал четырёх постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые избирались Ассамблеей на 3 года. Первыми четырьмя непостоянными участниками были Бельгия, Бразилия, Греция и Испания. США должны были быть пятым постоянным членом, но американский сенат проголосовал 19 марта 1920 г. против ратификации Версальского договора, таким образом, воспрепятствовав американскому участию в Лиге Наций.
В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий.
Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов (на управление колоний), проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.
Для решения международных проблем были созданы: Международная организация труда, Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссия разоружения, Организация здравоохранения, Международная комиссия по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Комиссия для беженцев, Комиссия рабства и др.
Функции Лиги Наций:
В 1919-1922 гг. большинство вопросов послевоенного устройства мира решались Высшим советом союзников. Лига Наций особой роли на международной арене не играла.
Со второй половины 20-х гг. ХХ в. Франция и Великобритания использовали Лигу Наций как центр дипломатической деятельности. Все более активно с Лигой Наций работали США и СССР, тогда официально в Лигу Наций не входившие.  Среди  успехов Лиги Наций – борьба с международной торговлей наркотиками (опиумом),  облегчение положения беженцев (введение паспорта Нансена — всемирно признанного удостоверения личности для беженцев  без гражданства).
Однако главную задачу - предотвращение международных военных конфликтов и сохранение мира - решить не удалось.
К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились:
-сокращение и ограничение вооружений;
-обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии;
-взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета;
-соглашения членов Лиги Наций  о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций.
Усилия Лиги Наций по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности были неудачными: Примером этому стали:
1.Неудачная попытка Лиги Наций применить в 1931 г. санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию (Северный Китай).
2. Неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии.

4.4. Договоры с союзниками Германии (на самостоятельное изучение дома)
Дата
Название договора
С какой страной
Территориальные потери
10 сентября 1919 г.
Сен-Жерменский договор
Австрия
1.Буковина передана Румынии.
2.Южная часть Тироля передана Италии.
 По Раппальскому договору 1920 г. Италия получила Юлийскую Крайну, Истрию, порт Задар (Зара) и острова у побережья Далмации.
3.По Раппальскому договору 1920 г. Югославия получила Словению, Далмацию, Боснию и Герцеговину.
4.Признание независимости
Чехословакии (ст. 58).
Богемия, Моравия и Силезия - в состав Чехословакии
27 ноября 1920 г.
Договор в Нейи
Болгария
1.Часть округа г. Кула, города Цариброд, Боссилеград и Струмицу переданы Югославии.
2.Западная Фракия передана Греции.
3.Добруджа сохранялась за Румынией.
4 июня 1920 г.
Трианонский договор
Венгрия
1.Трансильвания и восточная часть Баната переданы Румынии.
2.Хорватия, Бачка и западная часть Баната вошли в состав Югославии.
3.Словакия и Закарпатская Украина вошли в состав Чехословакии.
10 августа 1920 г.
Договор в Севре
Султанская Турция (не ратифицирован)
1.Острова Эгейского моря (Додеканез) переданы Италии.
2. Кипр аннексирован Великобританией.
3. Восточная Фракия (г.Адрианополь), европейский берег Дарданелл, Галлиполийский п-ов вошли в состав Греции.
4.Зона проливов подлежала полному разоружению, поступала под контроль специальной международной «Комиссии проливов». Комиссия могла организовать корпус особой полиции под командованием иностранных.
5.Сирия, Ливан, Палестина и Месопотамия передавались под мандатное управление (мандат получила Великобритания).
6. Признание Труцией королевства Хиджаз  на Аравийском п-ове.
7.Курдистан - для определения его границ назначалась англо-франко-итальянская комиссия, по результатам работы к-й Курдистан должен был получить автономию.
8. Египет – под английским протекторатом.
9.Марокко и Тунис – под французским протекторатом.


Немає коментарів:

Дописати коментар