вівторок, 28 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 8-х кл. Всемирная история, Англия



Тема 5. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В XVI —  в  первой половине XVII в.
Тема урока: Англия в XVI в. Елизавета І.
Класс: 8-А, 8-Б   Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! Сегодня мы должны рассмотреть вопросы:
1. Социально-экономическое развитие Англии в XVI в.:
1.1. Развитие сельского хозяйства. Огораживания.
1.2. Развитие промышленности. Появление мануфактур.
2. Особенности внутренней и внешней политики Генриха VIII. Королевская реформация.
3.Особенности внутренней и внешней политики Елизаветы І:
3.1. Протекционизм.
3.2. Противостояние с католической Испанией и разгром «Непобедимой армады» (1588 г.).
4.Особенности внутренней политики и внешней политики английского короля Якова І, представителя династии Стюартов. Католическая реакция (самостоятельно).
После этого вы сможете:
·                    Назвать время правления Елизаветы І, время прихода к власти династии Стюартов в Англии.
·                    Показать на карте место разгрома Непобедимой армады.
·                    Описывать двор Елизаветы І, Якова І, жизнь различных слоев населения в мирное и военное время.
·                    Раскрывать особенности внутренней и внешней политики Елизаветы І; сравнивать абсолютную монархию во Франции и в Англии.
·                    Дать собственную оценку деятельности Елизаветы І, наступлению католической реакции в Англии, ее возможным последствиям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV – XVIII в.): учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. – К.: Генеза, 2008. – 240 с.
Ход урока
I.                   Организационный момент.
II.                 Актуализация опорных знаний учащихся. Понятие «абсолютная монархия».
Форма работы: индивидуальная / коллективная
Метод. прием: устный опрос.
2.1. Заполните пропуски в определении понятия:
Монархия - форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках ______    ________ - ________, передается по ___________.
2.2. Феодальные монархии прошли в своем историческом развитии через следующие формы:
а) раннефеодальная монархия,
б) сословно-представительная монархия.
Назовите особенности сословно-представительной монархии.
2.3. В  XVI - XVII вв. во Франции формируется абсолютная монархия,  при которой вся государственная власть была сосредоточена в руках короля.
Заполните схему: «Полномочия королевской власти во Франции»:


2.4. Какую роль сыграли в формировании абсолютной монархии во Франции король Генрих IV?
2.5. Какую роль сыграли в формировании абсолютной монархии во Франции кардинал Ришелье?
2.6. Период развитого Средневековья закончился для Англии кровопролитной междоусобицей под поэтичным названием – война Алой и Белой Роз. Каковы итоги этой войны?
Проверьте себя!
1.Монархия - форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного человека - монарха, передается по наследству.
2.Характерной особенностью сословно-представительной монархии является то, что власть монарха сочетается с наличием сословно-представительного органа. В Англии этот орган назывался парламент. Считается, что датой создания парламента был 1265 г. В этом году Симон де Монфор, барон, возглавивший восстание против короля, впервые собрал  совет. Кроме баронов (крупных феодалов) и прелатов католической церкви, он пригласил на него по 2 рыцаря (мелких феодалов) от каждого графства и по два представителя от крупных купеческих городов.
3. В  начале XVII в. во Франции король сосредотачивает в руках всю полноту государственной власти. Орган сословного представительства – Генеральные штаты – перестает собираться.

4. Во Франции идеологом абсолютизма был  Жан Боден (1530-1596), автор трактата «О республике» (1576 г.). В разгар гугенотских войн, сотрясавших Францию, он пришел к выводу, что в естественном состоянии в человеческом обществе царит эгоистическая «война всех против всех». Ради самосохранения человек вынужден заключить договор о безвовратной передаче своих естественных прав государству, власть которого является абсолютной для всех подданных. Остановить «войну всех против всех» может только сильная власть короля.
Такого короля французы увидели в лице Генриха IV Бурбонна (1594-1610). Бывшему главе протестантов Юга, человеку, который со словами «Париж стоит мессы» в 1593 г. принял католичество, удалось восстановить во Франции религиозный мир. В апреле 1598 г. Генрих IV подписал знаменитый Нантский эдикт, согласно которому католическая церковь сберегла господствующее положение во Франции, но гугеноты получили свободу вероисповедания, право участия в политической жизни.
Генрих IV проводил политику централизации, стремясь максимально укрепить церковную власть. Генеральные штаты он не созывал. В провинции назначал королевских интендантов. Возродилась практика торговли государственными должностями, начатая Франциском I в XVI в. В управление страной Генрих IV опирался преимущественно на «дворянство мантии» - выходцев из третьего сословия, купивших себе государственные должности. Титулованная знать («дворянство шпаги») все более оттеснялась от власи.
Король сделал исключение лишь для своего старого сподвижника герцога Сюлли, который заведовал государственными финансами. Сюлли поощрял развитие «королевских мануфактур – крупных предприятий, которые обеспечили мировое лидерство Франции в производстве предметов роскоши (шелк, бархат, гобелены, зеркала). С целью развития внутренней торговли совершенствовалась сеть дорог. Начали действовать регулярная почта и пассажирский транспорт между городами.

5. На посту первого министра Франции кардинал Ришелье (1624-1642) значительно укрепил королевскую власть. С одобрения короля Людовика ХІІІ (1610-1643) он вел:
- борьбу с оппозицией высшего дворянства (создание королевской провинциальной администрации; дворян-губернаторов лишили власти на местах королевские чиновники – интенданты).
- борьбу против политических привилегий гугенотов (взятие Ла-Рошели в 1628 г.)
Целью внешней политики кардинала Ришелье на посту первого министра было восстановление «естественных границ Галлии» по р. Рейн. Чтобы реализовать эту цель, Ришелье способствовал вступлению Франции в Тридцатилетнюю войну против Габсбургов ( 1635 г.). Уже после смерти кардинала Ришелье Тридцатилетняя война закончилась заключением Вестфальского мира, по которому Франция получила епископства Мец, Тул, Верден, власть над 10 эльзасскими имперскими городами, т.е. границу по Рейну.

6.После окончания междоусобной войны Алой и Белой Розы к власти пришел отдаленный родственник династии Ланкастеров Генрих VII Тюдор (1485-1509), который в знак примирения враждующих сторон женился на представительнице династии Йорков. Он укрепил центральную королевскую власть, воспользовавшись тем, что многие баронские роды были практически полностью уничтожены во время междоусобицы.  Генрих VII Тюдор организовал Звездную палату (чрезвычайный королевский суд), передал местное управление мировым судьям.

ІІІ. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: эвристическая беседа.
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте отрывок из «Летописи царствования королевы Елизаветы» Вильяма Кэмдена.
«На следующий день после того, как испанцы бросили якорь, лорд-адмирал приготовил восемь из свои худших кораблей. Обмазал их воспламеняющимся составом, дегтем и смолой, наполнил серой и другими горючими материалами и, под командой Юнга и Проуса, послал их во мраке ночи по ветру на испанский флот. Когда испанцы увидели приблизившиеся к ним брандеры, и все море было освещено их пламенем, то они предположили, что эти брандеры угрожают не только пожаром, но также снабжены смертоносными орудиями и губительными изобретениями, и с криком испуга подняли якоря, перерубили свои канаты и в паническом ужасе, с большой поспешностью и в беспорядке вышли в море. Среди этой суматохи большой испанский галеас сломал свой руль; сел на песчаную мель, а солдаты или были потоплены, или пали под мечом, и большое количество золота досталось в добычу».
Выскажите свои предположения:
- Из-за чего (каковы причины) воюют между собой на море испанцы и англичане?
- Каким будет результат как отдельно взятой битвы, так и англо-испанского морского соперничества в целом?


IV.Изучение нового учебного материала.
4.1.Внутренняя и внешняя политика королей Генриха VIII Тюдора.
Форма работы: в малых группах (парах)
Метод.прием: самостоятельная работа с текстом учебника (с.108-109), с историческим документом; заполнение тематической таблицы:
Имя короля
Дата правления
Внутренняя политика
Внешняя политика




Документ № 1
Акт о супрематии 1534 г.
«Хотя и его королевское величество справедливо и законно является и должен быть верховным главой англиканской церкви,.. тем не менее, для подтверждения и подтверждения этого, и для укрепления веры в Христа в этой области Англии, и для подавления и искоренения всех ошибок, ереси и других чудовищных преступлений и злоупотреблений…, принято настоящим парламентом, что король наш, его наследники и преемники, короли этого королевства, должны быть признаны и признаются единственной высшей властью Церкви Англии; должны иметь … все почести, достоинства, юрисдикции, льготы, иммунитеты, прибыль, положенные верховному главе той же церкви. Королевское величество, его наследники и преемники, короли этого королевства, имеют полное право и полномочия, время от времени, посетить, восстановить порядок,  пресечь все ошибки, ереси, злоупотребления, правонарушения, которые по каким-либо причинам духовной власти или юрисдикции следовало искоренять и исправлять к удовольствию Всемогущего Бога, дабы увеличить добродетели в религии Христа, и для сохранения мира, единства и спокойствия в этой области».
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
Дополнительные вопросы:
-Кто, согласно акту о супрематии, возглавил англиканскую церковь в Англии?
-Против кого было направлено принятие акта о супрематии английским парламентом?
5.         Почему? С какой целью был создан документ? Объективно ли освещает автор исторические события? Если нет, то почему?

Проверьте себя!


                                                       Генрих VIII      и   Анна Болейн
Имя короля
Дата правления
Внутренняя политика
Внешняя политика
Генрих VIII
1509-1547 гг.
Первоначально выступал против Лютера и за письмо 1521 г. получил от папы римского титул «защитник веры»; однако после неудачных попыток получить развод с Екатериной Арагонской провел т.н. «королевскую» реформацию:
1534 г. – «Акт о верховенстве» (супрематии), утверждение парламентом англиканской церкви (место папы римского занимал король, однако догматы и обряды католической церкви оставались неизменными).
1536-1539 гг. – роспуск монастырей; переход земельной собственности к дворянству (джентри).
Вел войны с Францией и Шотландией, уничтожил шотландскую армию в битве при Флоддене (1513 г.), король Ирландии с 1542 г.

 4.2. Социально-экономическое развитие Англии. Жизнь и быт английского села в XVI в.
Форма работы: в малых группах (парах)
Метод.прием: самостоятельная работа с текстом учебника (с.106-107), заполнение тестов открытого характера.
4.2.1.Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите текст учебника на с.106-107 и заполните пропуски в определении понятия:
Огораживание – сгон … с земли и превращение лордами захваченных пахотных полей в ….
4.2.2. Уважаемые учащиеся! Заполните схему «Причины и последствия аграрного переворота в английской деревне в XVI в.»

4.2.3. Уважаемые учащиеся! Заполните пропуски в определении понятия:
«Кровавое законодательство»  - законы, принятые во время правления Генриха VIII и Эдуарда VI Тюдоров, направленные против …, превратившихся в результате … в бродяг и нищих.
Документ № 2
Отрывок из романа «Утопия» Томаса Мора, лорда-канцлера Генриха VIII, казненного королем в 1535 г.
«Ваши  овцы, -  отвечаю  я, -  обычно  такие  кроткие,  довольные   очень немногим, теперь, говорят, стали такими  прожорливыми  и  неукротимыми,  что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и  города.  Именно,  во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая и потому более драгоценная шерсть, знатные аристократы и даже некоторые аббаты,  люди  святые, не довольствуются теми ежегодными  доходами  и  процентами,  которые  обычно нарастали от имений у их предков; не удовлетворяются тем, что их праздная  и роскошная жизнь не приносит никакой пользы  обществу,  а,  пожалуй,  даже  и вредит ему. Так вот, в своих имениях они  не  оставляют  ничего  для  пашни, отводят все под пастбища, сносят дома, разрушают города,  делают  из  храмов свиные стойла. Эти милые люди обращают в пустыню все поселения и каждую пядь возделанной земли, как будто и без того у вас мало ее теряется под  загонами для дичи и зверинцами.
     Таким образом, с тех пор как всего один обжора, ненасытная  и  жестокая язва отечества, уничтожает межи полей,  окружает  единым  забором  несколько тысяч акров, он выбрасывает вон  арендаторов,  лишает  их  -  или  опутанных обманом, или подавленных насилием -  даже  их  собственного  достояния  или, замучив обидами, вынуждает к  продаже  его.  Во  всяком  случае,  происходит переселение несчастных: мужчин, женщин, мужей, жен, сирот, вдов, родителей с малыми детьми и более многочисленными, чем богатыми,  домочадцами,  так  как хлебопашество требует много рук. Они переселяются, повторяю, с  привычных  и насиженных мест и не знают, куда деться; всю утварь, стоящую недорого,  даже если бы она  могла  дожидаться  покупателя,  они  продают  за  бесценок  при необходимости сбыть ее. А когда они в своих странствиях быстро потратят это, то что им остается другое,  как  не  воровать  и  попадать  на  виселицу  по заслугам или скитаться и нищенствовать? Впрочем, и  тут,  как  бродяги,  они попадают в тюрьму за свое праздное хождение,-  никто  ведь  не  нанимает  их труд, хотя они самым пламенным образом предлагают его.  А  хлебопашеству,  к которому  они  привыкли,  нечего  делать  там,  где  ничего  не  сеют.  Ведь  достаточно одного овчара или пастуха вообще, чтобы пустить под  пастбище  ту землю, для надлежащей обработки которой под посев требовалось много рук».
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
Дополнительные вопросы:
-Как повлиял отказ английских дворян от зернового хозяйства и распространение овцеводства на положение английских крестьян?
-Чувствовали ли английские дворяне свою вину за то, что оставили многих крестьян без средств к существованию? В чем английское общество обвиняло крестьян, согнанных с земли?
5.         Почему? С какой целью был создан документ? Объективно ли освещает автор исторические события? Если нет, то почему?
Проверьте себя!
1. Огораживание – сгон крестьян с земли и превращение лордами захваченных пахотных полей в пастбища для овец.

3.«Кровавое законодательство»  - законы, принятые во время правления Генриха VIII и Эдуарда VI Тюдоров, направленные против крестьян, превратившихся в результате огораживаний в бродяг и нищих. По закону Генриха VIII пойманному бродяге в перый раз отрезали одно ухо, во второй раз – второе ухо. Если бродягу ловили в третий раз, то его казнили. По закону короля Эдуарда VI, сына Генриха VIII, бродягу передавали в рабство тому, кто доносил. За самовольный уход в первый раз рабу ставили раскаленным железом на лице букву S (раб), во второй раз – второе клеймо, в третий раз – казнили.

4.3. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы I Английской.
Форма работы: в малых группах (парах)
Метод.прием: самостоятельная работа с текстом учебника (с.110-111), с историческим документом; заполнение тематической таблицы.
Ознакомительно: рассказ учителя о предшественниках Елизаветы I Английской:
Эдуард VI (1547-1553) – король Англии, представитель династии Тюдоров,сын Генриха VIII от Джейн Сеймур.
-во внутренней политике – подчинялся указаниям герцога Соммерсета (Сеймур). Томас Кранмер, первый примас англиканской церкви и архиепископ Кентерберийский, вводит смешанное лютеранско-кальвинистское вероучение (1552 г. «42 статьи») и англиканскую литургию  в «Общем требнике» 1549 г.
Мария Католичка («Кровавая», 1553-1558) – королева Англии, дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской.
- -во внутренней политике – восстановление католицизма, казни протестантов (около 300 чел., в том числе, Т. Кранмера в 1556 г.)
- во внешней политике – союз с Испанией (замужем за Филиппом ІІ), вступление в войну на стороны Испании против Франции, потеря порта Кале (1558 г.).

Имя короля
Дата правления
Внутренняя политика
Внешняя политика
Елизавета I




Документ № 3
Из предсмертного письма Марии Стюарт, королевы шотландской, казненной    8 февраля 1587 года в замке Фотерингей согласно приговору английского парламента по обвинению в заговоре с целью убийства королевы Елизаветы
«Государыня, от всего моего сердца благодарю бога за то, что ему угодно, посредством Вашего приговора, положить конец томительному странствованию моей жизни. Я не прошу продлить ее: я имела слишком много времени на то, чтобы изведать все ее горечи… Прошу казнить меня прилюдно, похоронить предпочтительнее всего во Франции и назначить пособия верным слугам из наследства, которое  оставляю»

 Из записок Эндрю Мелвилла,
посланника Якова I Cтюарта, короля Шотландии
Э. Мелвилл передает слова Марии Стюарт, сказанные ему перед казнью: «Только сообщи, что я умерла верная своей религии, истинной католичкой, истинной дочерью Шотландии, истинной дочерью королей. Да простит бог тех, кто пожелал моей смерти. И скажи моему сыну, что никогда я не сделала ничего, что могло бы повредить ему, никогда ни в чем не поступилась нашими державными правами».
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
Дополнительные вопросы:
-Почему казненная по приговору английского парламента, утвержденного Елизаветой, Мария Стюарт считает, что умирает за католическую веру?
-К каким последствиям привела казнь Марии Стюарт?
5.         Почему? С какой целью был создан документ? Объективно ли освещает автор исторические события? Если нет, то почему?

Проверьте себя!
Имя короля
Дата правления
Внутренняя политика
Внешняя политика
Елизавета I

1558-1603 гг.
1.Поддержка англиканской церкви.
-Восстановление верховенства королевской власти над церковью в 1559 г.
-Принятие в качестве основы англиканской церкви нового очищенного кальвинистского вероучении («39 статей», 1571 г.; от кальвинизма – абсолютное предопределение, священное писание – единственный источник веры, от католицизма – учение о единоспасающей силе церкви).
2.Проведение политики протекционизма (поддержки национального производителя).
-Основание торговых кампаний «купцов-авантюристов» на акционерной основе (1554 г. – Московская компания, после экспедиции Уиллоби – Ченслера; 1581 г. – Левантийская компания, 1600 г. – Ост-Индская компания).
-Основание Лондонской биржи (1571 г.)

1.Противостояние с Испанией.
Частная каперская война с испанским флотом Фрэнсиса Дрейка, Джона Хоукинса.
Открытая поддержка Англией Нидерландов.
1587 г. – казнь шотландской королевы католички Марии Стюарт, как повод для начала военных действий против Англии со стороны Филиппа II Испанского. Формируется флот из 134 кораблей и 20 тыс. чел. (ком. – адмирал Медина Сидония).
1588 г. – уничтожение испанской Непобедимой армады. Частично – в артиллерийских боях в проливе Ла-Манш Фрэнсисом Дрейком, частично – штормом в Северном море на севере Шотландии.
1596-1597, 1599 г. – новые нападения испанцев на Британские острова
Результат: Испания теряет гегемонию на море.
2.Захват колоний.
1584 г. – основание первой английской колонии Виргиния сэром Уолтером Райли.

V. Подведение итогов урока. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
1.Проработать параграфы учебника.
2. На 4-6 б. – подготовить сообщение о Якове I Стюарте (3 мин.)
3. На 7-9 б. - заполнить тематическую таблицу «Внутренняя и внешняя политика Якова I Стюарта»
4. На 10-12 б. - заполнить тематическую таблицу «Внутренняя и внешняя политика Якова I Стюарта»; сравнить абсолютную монархию в Англии и Франции (общее, отличие)

Дополнительная информация

                                               Елизавета I Тюдор, королева Англии
I.                    Происхождение, воспитание, обстоятельства прихода к власти.
Елизавета была дочерью Генриха VIII от второго брака его с Анной Болейн. Она родилась в 1533 г. в Гриниче.
Детство и юность Елизаветы протекали безрадостно. Вскоре после ее рождения акт 1534 г. назначил ее наследницей престола, если Анна Болейн умрет, не оставив мужского потомства. Однако  затем Генрих VIII обвинил в супружеской измене и казнил Анну Болейн. Согласно акту 1537 г. Елизавета была лишена права на наследование престола. Когда же Генрих VIII женился в третий раз на Джейн (Иоанне) Сеймур, его первые два брака и дети от них, Мария (от брака с Екатериной Арагонской) и Елизавета (от брака с Анной Болейн) были объявлены незаконными. В 1544 г. положение Елизаветы несколько улучшилось: было объявлено, что в случае смерти Эдуарда, сына Генриха VIII от Джейн Сеймур без потомства, престол должен перейти сначала к Марии, затем к Елизавете.
Царствование Эдуарда VI, который благосклонно относился к Елизавете и к протестантам, сменилось католической реакцией в эпоху пятилетнего царствования Марии. Мария Кровавая, дочь Екатерины Арагонской, с которой Генрих VIII развелся ради брака с Анной Болейн, преследовала и протестантов, и Елизавету. В 1564 г. Елизавета была сначала на 2 месяца заключена в Тауэр, а  затем отправлено под строгий надзор в Вудсток.
Это тяжелое испытание Елизавете пришлось пережить вследствие поражение восстания протестантов, которое вспыхнуло в январе 1554 г.  во главе с дворянином из Кента Томасом Уайаттом. Тогда епископ Винчестерский Гардинер, канцлер королевства, и испанский посол в один голос потребовали от Марии Кровавой казнить Елизавету, «ибо эта протестантка опасна и исполнена духа неповиновения». Елизавете было всего 20 лет, когда ворота Тауэра захлопнулись за ней. Ей пришлось в качестве платы за жизнь принять католическую веру.
Постоянные опасения за свою судьбу с юных лет развили в Елизавете большую осторожность, скрытность и хитрость. В то же время замкнутая жизнь подталкивала Елизавету к занятию науками.  Она свободно читала и говорила по-латыни, знала французский и итальянский языки, была начитана в классической литературе, знакома с главными сочинениями ученика Мартина Лютера Меланхтона.
Во время правления Марии Кровавой Елизавета оставалась «знаменем» протестантов. В разгар гонений на протестантов поэт Томас Брайс написал стихотворение, где перечислил имена протестантских мучеников и то, каким казням они подвергались. И каждая строфа его, полная гнева, заканчивалась рефреном: «Мы ждали нашу Елизавету!»
Наконец, в конце 1558 г., после смерти Марии, Елизавета стала королевой Англии.
II. Утверждение протестантизма в Англии
Главным делом 45-летняго царствования Елизаветы было окончательное установление протестантизма.  Елизавета восстановила в Англии протестантизм актом 1559 года, который возобновлял действие антипапских указов её отца. Королева становилась во главе церкви. За пропуск воскресной службы назначался штраф. Военные, священнослужители и профессора университетов должны были клясться на Библии в преданности королеве.
Это вызывало отпор со стороны католиков. Против Елизаветы неоднократно затевались заговоры, которые жестоко подавлялись правительством. Особенно сильный толчок репрессиям против католиков дала булла папы римского Пия V (1570 г.), отлучавшая Е. от церкви, низлагавшая ее с престола и освобождавшая подданных от покорности ей.
Борьбой с католиками объясняется столь острый характер отношений между Елизаветой и Марией Стюарт, королевой шотландской, имевшей династические права на английский престол. Драматическая история жизни Марии Стюарт привлекла внимание многих поэтов, писателей и художников, в том числе, Ф. Шиллера и С. Цвейга.
Мария Шотландская по отцовской линии принадлежала к династии Стюартов. По материнской линии она была дочерью Марии де Гиз, т.е. родственницей вождей католической партии во Франции. В младенчестве Мария Стюарт была увезена во Францию. Там совсем юной она стала женой французского дофина Франциска. Благодаря этому Шотландия стала младшим партнером католической Франции. Под давлением Гизов после смерти Марии Тюдор (1558 г.) Мария Стюарт включила в свой герб корону Англии, тем самым предъявив права на английский трон и став соперницей Елизаветы.
Однако Франциск II правил недолго и умер от воспаления уха (1560 г.).  В августе 1561 года восемнадцатилетняя Мария Стюарт вернулась на шотландскую землю. Елизавета пыталась нейтрализовать свою соперницу, предложив ей в обмен на брак с графом Лейстером, собственным фаворитом, признать ее своей наследницей. Мария Стюарт отказалась, но вышла замуж за родственника английской королевы Дарнлея. Однако вскоре тот погиб в загородном доме в результате взрыва. Шотландцы обвинили Марию Стюарт в убийстве мужа. Косвенным подтверждением этому стала поспешная жениться Марии Стюарт на начальнике охраны графа Босуэлла.
Мария Стюарт была заключена в крепость, откуда бежала в Англию, чтобы снова оказаться в заключении. Более 20 лет провела Мария Стюарт в Англии под строгим надзором, переезжая из одной загородной усадьбы в другую. Наконец, в 1587 г. группа дворян-католиков попыталась убить Елизавету. В их бумагах были найдены письма Марии Стюарт. Ее предали суду английского парламента. Парламент признал Марию Стюарт виновной, и 8 февраля 1587 года Мария Стюарт будет обезглавлена. Елизавета сделала вид, что произошла ужасная ошибка. Она одела траур, стала истово молиться. 

Мария Стюарт
III. Протекционизм (покровительство английским производителям)
Политика Елизаветы в области поощрения развития промышленного производства, торговли заложила основы будущего торгово-экономического первенства Великобритании в мире. В 1566 г. была основана первая биржа в Лондоне. В 1601 г. в палате общин насчитывалось уже 80 представителей купечества.
IV. Внешняя политика Елизаветы I. Разгром испанской «Непобедимой Армады»
Внешняя политика Елизаветы I, как и ее внутренняя политика, определялась борьбой с католицизмом и имела целью ослабить главные католические страны – Испанию и Францию. Поэтому Елизавета I оказывала помощь французским гугенотам.
Что касается Испании, то сначала король Филипп II искал сближения с Англией и предложил Елизавете вступить с ним в брак. Отказ Елизаветы I и торжество реформации возбудили в Филиппе II вражду, которая еще более усилилась вследствие помощи, оказанной Англией Нидерландам в их восстании против испанского владычества. Наконец, казнь Марии Стюарт (1587 г.) заставила Филиппа II решиться на открытую борьбу послать против Англии «Непобедимую армаду».
Назначенный во главе экспедиционных сил вторжения герцог Пармский собрал на побережье Фландрии закаленную армию, которой предстояло сыграть основную роль в завоевании Англии. Помимо его собственных войск на помощь ему прибыли 5 тыс. пехотинцев из Северной и Центральной Италии, 4 тыс. солдат из Неаполя, 6 тыс. из Кастилии, 3 тыс. из Арагона, 3 тыс. из Австрии и Германии, а также четыре эскадрона тяжелой кавалерии. По приказу Фарнезе были вырублены леса. Из заготовленной древесины были построены небольшие плоскодонные суда, которые по рекам и каналам доставлялись в Дюнкерк и другие порты. Отсюда под прикрытием большого испанского флота эти суда, имея на борту большую армию, должны были направиться в устье Темзы. В булле, которая должна была храниться в секрете вплоть до дня высадки, папа Сикст V снова предавал анафеме Елизавету, как это уже делали прежде Пий V и Григорий XIII, и призывал к ее свержению.
Казалось, что судьба Англии решена. Однако на помощь Елизавете пришли «королевские пираты» (англичане, покупавшие у королевы патенты на занятие каперством). Еще весной 1587 г. Елизавета отправила Фрэнсиса Дрейка в рейд в районе устья реки Тахо (Тежу). Дрейк побывал в бухте порта Кадис и у Лиссабона. Англичане сожгли много складов с военным и другим имуществом, тем самым значительно задержав ход приготовлений испанцев. Сам Дрейк называл это «подпалить бороду испанскому королю».
 В самой Англии, в районе Тилбери, был создан военный лагерь, куда собиралось ополчение графств. Там королева объезжала войска, подбадривая командиров и солдат. Сохранилась одна из ее речей: «Мой возлюбленный народ! Над нами нависло нечто угрожающее нашей безопасности. И теперь мы должны все вооружиться, чтобы противостоять вероломному, наводящему ужас вторжению. Но я уверяю вас, что никогда в жизни не стала бы сомневаться в верности моего возлюбленного народа. Пусть тираны боятся!».
Советники Елизаветы составили список мест, где наиболее вероятны попытки высадки десанта испанской армии. Некоторые из советников Елизаветы считали, что следует бросить все силы и ресурсы на создание больших армий и что противнику следует навязать генеральное сражение еще при его попытке высадиться на побережье. Но другие, в том числе и Уолтер Рейли (Роли), выступали за то, что главную роль в борьбе должен сыграть флот, который встретит испанцев в море и по возможности не позволит им приблизиться к берегам Англии. «Я полностью уверен, что самым лучшим будет держать противника подальше от нашей земли. Мы должны любыми способами убедить его остаться на своей территории».
В те времена в состав королевского флота входило не более тридцати шести кораблей. Но на помощь им были мобилизованы лучшие суда торгового флота из всех портов страны Был дополнительно введен в строй 191 корабль общим тоннажем 31 985 тонн. Англичане обратились за помощью и к голландцам. Как писал Стоу, «голландцы немедленно прибыли на помощь с флотилией из шестидесяти превосходных боевых кораблей, преисполненные энтузиазмом бороться не столько за Англию, сколько за то, чтобы защитить себя  (от испанцев)».
В составе испанского флота были 64 галеона. Они были настолько высоки, что походили на огромные плавучие замки, каждый из которых мог защитить себя и отразить любое нападение. Количество матросов на кораблях и судах достигало 8 тыс. человек, гребцов-рабов – 2088 человек, солдат – 20 тыс. человек, орудий – 2600 единиц.
Предатель Уильям Стенли посоветовал королю Филиппу II сначала высадить армию не на территории Англии, а в Ирландии. Адмирал Санта-Крус рекомендовал сначала занять несколько больших портов в Голландии или Зеландии, где Армада может укрыться в случае большого шторма и откуда затем может отправиться в Англию. Но Филипп II предпочел отвергнуть оба совета и распорядился, чтобы флот сразу же брал курс на Англию. 20 мая 1588 г. Армада вышла из устья Тахо, заранее с помпой отпраздновав грядущую победу, под крики многотысячной толпы, уверенной, что Англию уже можно считать покоренной. Но, следуя на север, еще в виду испанского побережья флот попал в сильный шторм. Изрядно потрепанные корабли вернулись в порты Бискайи и Галисии.
Донесения о том, что вражеский флот был потрепан штормом, вызвали при английском дворе неоправданные надежды. Некоторые из советников королевы считали, что теперь вторжение будет отложено до следующего года. Однако 12 июля 1588 г. Армада полностью восстановилась и снова взяла курс на пролив Ла-Манш и беспрепятственно дошла до него, не замеченная англичанами и не атакованная их кораблями.
Согласно указаниям Филиппа II, герцог Медина Сидония должен был войти в пролив Ла-Манш и держаться ближе к французскому берегу. В случае нападения английского флота он должен был, не вступая в бой, отойти к Кале, где к нему присоединится эскадра герцога Пармского. В надежде застигнуть английский флот врасплох в Плимуте, атаковать и уничтожить его, испанский адмирал отступил от этого плана и сразу направился к берегам Англии. Но, узнав, что корабли англичан выходят ему навстречу, он вернулся к первоначальному замыслу уйти в сторону Кале и Дюнкерка, чтобы дать оборонительное сражение той части английского флота, которая последует за ним.
В субботу 20 июля 1588 г. лорд Эффингем своими глазами увидел флот противника. Корабли Армады построились в форме полумесяца размером примерно 15 км от края до края. Дул юго-западный ветер, который медленно гнал корабли вперед. Англичане позволили противнику пройти мимо них, затем пристроились ему в тыл и атаковали. Завязался маневренный бой, в котором были захвачены некоторые из лучших кораблей испанского флота. Многие корабли испанцев получили тяжелые повреждения.
27 июля 1588 г. корабли Армады встали на якорях в водах порта Кале. Внешнюю часть боевого порядка составляли самые большие галеоны. Они «высились на рейде, подобно неприступным крепостям; корабли меньшего тоннажа стояли в середине строя». Английский адмирал понимал, что он поставит себя в явно невыгодное положение, если решится открыто атаковать испанский флот. Ночью 29 сентября 1588 г. он предпринял атаку силами восьми брандеров. Испанцы подняли якоря и, потеряв строй, ушли в море. Один из самых больших галеонов столкнулся с другим судном и сел на мель. Испанский флот рассеялся вдоль фламандского побережья.
Испанский флот отправился к берегам Испании дальним путем – вокруг берегов Британских островов. У берегов Шотландии он был практически полностью уничтожен штормом. Из 128 судов, в т. ч. 75 военных кораблей с 2430 орудиями и 30,5 тыс. человек, было потеряно 65 кораблей, в том числе, 40 от стихийных бедствий, и 15 тыс. человек.
V. Елизавета І и формирование абсолютной монархии в Англии
Елизавета смотрела на парламент как на орудие обложения населения Англии налогами. Она созывала парламент только под давлением необходимости в денежных средствах, так что за 45 лет парламент созывался всего десять раз.

Немає коментарів:

Дописати коментар