середу, 29 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 10-х кл. Всемирная история, Вашингтонская конференция



Тема № 4. ПОСЛЕВОЕННОЕ ОБУСТРОЙСТВО МИРА. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА ДОГОВОРОВ
Класс: 10-А, 10-Б
Тема урока: Вашингтонская конференция.  Завершение формирования Версальско-Вашингтонской системы, ее преимущества и недостатки.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
1.Пояснять и использовать термины «Версальско-Вашингтонская система».
2.Использовать историческую карту для пояснения условий договоров, заключенных во время Вашингтонской конференции.
3.Анализировать итоги работы Вашингтонской конференции, причины возникновения противоречий между ее участниками.
4.На основе исторических документов давать оценку основным решениям Вашингтонской конференции.
5. Характеризовать причины и недостатки Версальско-Вашингтонской системы, устанавливать причины недовольства ряда стран послевоенной системой договоров.
Тип урока: комбинированный урок
Литература: Полянский П. Всемирная история. 10 класс. – К.: Генеза, 2010. -  256 с.
Ход урока:
І. Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся (курс «Всемирная история, 10 класс», Парижская мирная конференция)
Форма работы: индивидуальная / коллективная
Метод.прием: устный опрос.
28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версальского замка был подписан Версальский договор с Германией.
1. Дайте определение понятию «аннексия». Какие территории в Европе утратила Германия согласно Версальскому договору 1919 г.? Покажите их на карте.
2. Дайте определение понятию «репарации».  На каком основании в Версальском мирном договоре на Германию были возложены обязательства выплачивать странам Антанты репарации? Где и в каком размере была определена первоначальная сумма репараций?
3. Расскажите о международной организации, создание которой было закреплено Версальским договором. С какой целью она создавалась? Имели ли ее органы достаточные полномочия для выполнения этой цели?
Проверьте себя!
1. Аннексия (лат. annexio, от annexus — присоединённый) - насильственное присоединение (захват) всей или части территории другого государства или народа.
Согласно нормам современного международного права, аннексия незаконна. Устав ООН запрещает всякую угрозу силой или её применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства (гл. 1, ст. 1, 2 и др.).
Версальский мирный договор (ч. I и II) устанавливал новые границы Германии в Европе. В результате этого Германия утрачивала:
На западе:
1.Область Эйпен-Маймеди (передавалась Бельгии, что официально должно быть подтверждено референдумом)
2.Эльзас-Лотарингия (передавалась Франции)
Фактически:
3. Саарская область, которая на 15 лет переходила под управление Лиги наций
4. Земли вдоль р. Рейн (в случае соблюдения Германией условий Версальского договора возвращались последней частями через 5, 10, 15 лет).
На севере:
5.Северный Шлезвиг (передан Дании, что официально должно быть подтверждено референдумом (проведен в феврале1920 г.))
На востоке:
6.Мемельская область (передана Литве)
7.Данциг (Гданьск)  получил статус вольного города.
8.Западная Пруссия  (передана Польше)
9. Часть Восточной Пруссии (передается Польше после проведения референдума, но в июле 1920 г.  97,5 % голосов были немецкими)
10.Позен (Познань) – передается Польше
11.Гульчинский район Силезии – передается Польше
12. Верхняя Силезия  (передается Польше после проведения референдума, но в марте 1921 г.  60 % голосов были немецкими)
В результате Версальского договора экономике Германии был нанесен большой ущерб. Страна лишилась металлургических предприятий на западе (Эльзас-Лотарингия), угольных шахт на западе (Саар) и востоке (Силезия).
С правовой точки зрения нельзя назвать аннексию передачу Франции Эльзас-Лотарингии, поскольку Франция возвратила себе территории, утраченные в результате поражения во франко-прусской войне 1870-1871 гг. А вот оккупация Рейнской зоны, Саарской области войсками союзников (Франции) является аннексией.


2. Репарации  - возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.
Впервые термин «репарации» был употреблен в Версальском мирном договоре 1919 г. В ст.231 части VIII Версальского договора говорилось: «Союзные и ассоциированные государства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных союзными и ассоциированными государствами… вследствие войны, которая была навязана Германией и ее союзниками». Т.е. на Германию была возложена вина за развязывание Первой мировой войны. Эта вина стала обоснованием, почему именно Германия должна возместить ущерб, выплачивая репарации. Сумма репараций была установлена на конференции в Булони 21 июня 1920 г. и исчислялась в 269 млн. золотых марок, которые должны были выплачиваться долями ежегодно за 42 года. Однако позже эта сумма была пересмотрена.

3. В части I Версальского договора говорилось о создании международной организации - Лига Наций.
Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров.
Основными органами Лиги Наций были:
1.Секретариат (готовит заседания Ассамблеи)
2.Ассамблея, которая проводилась как заседание представителей всех государств-членов, при этом каждое государство имело право на трёх представителей и один голос.
3. Совет - исполнительный орган  Ассамблеи, который включал четырёх постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые избирались Ассамблеей на 3 года.
Главная задача Лиги Наций - предотвращение международных военных конфликтов и сохранение мира – требовала применения следующих мер:
-сокращение и ограничение вооружений;
-обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии;
-взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета;
-соглашения членов Лиги Наций  о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций.
Однако, как показала практика, этих мер оказалось недостаточно для предотвращения международных конфликтов.

2.2. Проверка домашнего задания.
Форма работы: индивидуальная
Метод.прием: выполнение тестовых заданий
1. Укажите дату открытия Парижской мирной конференции, созванной после окончания Первой мировой войны.
А 11 ноября 1918 г.
Б 18 января 1919 г.
В 10 августа 1919 г.
Г 6 февраля 1922 г.
2.Расположите в хронологической последовательности события, произошедшие после
завершения Первой мировой войны.
1 подписание Трианонского мирного договора с Венгрией
2 проведения Сен-Жерменского мирного договора с Австрией
3 начало Парижской мирной конференции
4 подписания Версальского мирного договора
А 1, 3, 4, 2
Б 2, 1, 4, 3
В 3, 4, 2, 1
Г 4, 2, 1, 3
3.Определите, во время которой международной конференции было сделано это фото. 

А Вашингтонская конференция
Б Парижская конференция
В Потсдамская конференция
Г Крымская (Ялтинская) конференция
4. Укажите последствия Первой мировой войны.
1 начало мирового экономического кризиса («Великой депрессии»)
2 изоляция Великобритании и Франции от международных дел
3 рост влияния США в Тихоокеанском бассейне
4 распад Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской им¬перий
5 крах мировой колониальной системы
6 утверждение ведущей роли Великобритании и Франции в мировой политике
А 1, 3
Б 2, 5
В 3, 4
Г 3, 6
5. Какие из приведенных утверждений связанные с деятельностью известного французького политического деятеля Ж. Клемансо?
1 глава Парижской мирной конференции 1919 г.
2 автор программы «14 пунктов»
3 сторонник гегемонии Франции в Европе
4 лидер радикальной партии Франции
5 глава правительства Народного фронта во Франции
6 лидер коммунистической партии Франции
А 1, 2, 3
Б 1, 3, 4
В 2, 5, 6
Г 4, 5, 6
6.Определите название документа, отрывок из которого приведен.
«Статья 160. ... немецкая армия не должна насчитывать более семи дивизий пехоты и трех дивизий кавалерии. ... Общая численность  ... не должна превышать ста тысяч человек ... Общий численный состав офицеров ... не должен превышать четырех тысяч ... Немецкий Большой Генеральный штаб и любые другие подобные формирования будут распущены и не могут восстанавливаться в любой форме.
Статья 181. ... силы немецкого флота не должны превышать в вооруженных судах: 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 контрминоносцев, 12 миноносцев ...Они не должны иметь никаких подводных судов.
Статья 198. Военные силы Германии не должны иметь никакой военной или морской авиации ... ».
7. Проанализируйте отрывок из исторического источника и дайте ему оценку.
Из Устава Лиги Наций  (3 б.):
1)      Когда и при каких обстоятельствах был создан документ?
2)       В чем историческое значение события, о котором говорится в документе?
3)      Ваша оценка.
«Если один из членов Лиги прибегнет к войне вопреки всем принятым на себя обязательствам, то он иpso facto считается агрессором применительно к остальным членам Лиги. Члены Лиги обязаны немедленно прервать с ним все торговые и финансовые отношения, запретить подданным своих государств вступать в контакты с гражданами госуства, нарушившая договор ...
В таком случае Совет считает своим долгом рекомендовать правительствам заинтересованных стран использовать военные силы, морские и воздушные, благодаря которым члены Лиги могут помочь тем вооруженным  силам, которые заставят уважать обязательства, взятые на себя Лигой.
Член Лиги, который будет виновным в нарушении одного из обязательств договора, может быть исключен из организации. Решение об исключении принимается голосованием всех членов Лиги, представленных в Совете».
8. Определите правильный перечень понятий, касающихся периода обустройства мира после Первой мировой войны.
А Версальская конференция, «боснийский кризис», Трианонский мирний договор, соглашение «девяти государств», Лига Наций
Б Вашингтонская конференция, Версальский мирный договор, «марокканский кризис», Лига Наций, соглашение «четырех государств»
В Парижская конференция, договор в Нейи, Версальский мирный договор, Лига Наций, соглашение «пяти государств»
Г Потсдамская конференция, Севрский мирный договор, Лига Наций, соглашение «девяти государств», договор в Рапалло
9. «Балканский пороховой котел» взорвал Европу в 1914 г. Внимательно рассмотрите карту Балканского полуострова после окончания Первой мировой войны и ответьте на вопросы (3 б.):
1) Какие изменения на Балканах произошли согласно Сен-Жерменскому договору с Австрией (сентябрь 1919 г.)?
2) Какие изменения на Балканах произошли согласно Трианонскому договору с Венгрией (июнь 1920 г.)?
3) Какие изменения на Балканах произошли согласно договору в Нейи с Болгарией?


III. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Форма работы: коллективная
Метод.прием: эвристическая беседа.
Азиатско-тихоокеанский регион был центром серьезных межгосударственных противоречий. Основными претендентами на первенство в этом регионе выступали США, Великобритания и Япония.
Уважаемые учащиеся! Выскажите предположения:
1)                 Какие вопросы, связанные с тихоокеанским регионом, вызовут наиболее острые дискуссии между участниками Вашингтонской конференции?
2)                 В пользу кого может окончиться дискуссия и будет принято соответствующее решение Вашингтонской конференции?
3)                 Смогут ли оказать влияние на решение своей дальнейшей судьбы народы и государства региона, прежде всего, Китай?
На сегодняшнем уроке мы проверим высказанные предположения.
IV. Изучение нового учебного материала
4.1. Противоречия между ведущими державами мира в тихоокеанском регионе и подготовка Вашингтонской конференции
Форма работы: коллективная
Метод.прием: лекция
Обстановка на Дальнем Востоке после окончания Первой мировой войны была очень напряжённой. Пока США и Великобритания были связаны войной 1914-18 гг. в Европе, Япония получила полную свободу рук на Дальнем Востоке и односторонне нарушила довоенное равновесие сил на азиатском континенте и в бассейне Тихого океана. Разгромив Германию и Австро-Венгрию, Англия и в особенности США хотели ограничить японское проникновение в Китай и вернуть утраченные ими на Дальнем Востоке позиции.
Созыв конференции объяснялся не только стремлением США и Англии приостановить японскую агрессию на Дальнем Востоке, но и тем, что после ликвидации военно-морского могущества Германии морское соперничество великих держав было связано в основном с Тихим океаном как главным потенциальным плацдармом морской войны. Особую роль играло англо-американское морское соперничество, грозившее привести к тем же результатам, что и прежнее англо-германское морское соперничество. Дипломатия США и Англии стремилась стабилизировать на новой основе международные отношения в Китае и на Дальнем Востоке, а также предотвратить новую гонку морских вооружений, грозившую военными конфликтами.
Ведущую роль в созыве Вашингтонской конференции играла американская дипломатия.  Несмотря на то, что У. Гардинг в своей речи при вступлении в должность президента  в январе 1921 г. возвестил о «традиционном невмешательстве в дела Старого Света», изоляционизм не затрагивал тихоокеанскую и дальневосточную политику Белого Дома. Согласие предыдущего президента В.Вильсона на то, чтобы Шаньдун остался в руках Японии, вызвало большое недовольство в Америке и было одним из поводов к отказу сената ратифицировать Версальский договор. Противники В.Вильсона обвиняли его в том, что он жертвовал дальневосточными интересами Америки во имя европейской политики. Американская экономическая активность - создание в конце 1920  г. международного банковского консорциума в Китае - также была направлена против Японии.
Впервые предложение о созыве международной конференции по ограничению морских вооружений прозвучало в декабре 1920 г. (сенатор Бора). 24 февраля 1921 г. это предложение было включено в виде поправки к морскому биллю, принятому Конгрессом США. Проблема морских вооружений была тесно связана с тихоокеанскими и дальневосточными вопросами, в частности с судьбой англо-японского союза 1902 г.. В феврале 1921г. канадский премьер Мейген выдвинул предложение о заключении договора четырёх держав (США, Великобритании, Японии и Франции) взамен англо-японского союзного договора. План Мейгена обсуждался на Британской имперской конференции летом 1921 г..
5 июля 1921 г. английский министр иностранных дел лорд Керзон в переговорах с послом США Харвеем предложил включить дальневосточные и тихоокеанские вопросы в повестку дня проектируемой конференции. 10 июля 1921 г. государственный секретарь США Юз сделал публичное заявление с предложением созвать конференцию в Вашингтоне. Державам было послано официальное приглашение от имени правительства США.
Когда США объявили о намерении созвать конференцию в Вашингтоне, японские дипломаты говорили, что «Японию привлекают к суду англо-американского трибунала». После неудачных попыток добиться отмены конференции японцы пытались добиться того, чтобы «не обсуждались уже решённые вопросы», в частности имелись в виду договоры, навязанные Китаю в 1915 г. («Двадцать одно требование»). Но все попытки японцев наталкивались на активное противодействие дипломатии Белого Дома.
Британская дипломатия занимала компромиссную позицию. Прежде всего она опасалась национально-освободительного движения в Китае и влияния его на Индию. Японию она рассматривала как «жандарма Дальнего Востока». Поскольку японская экспансия охватывала в основном район Маньчжурии и Северного Китая, а не долину Янцзы и Южный Китай, где сосредоточены две трети британских капиталовложений, Англия надеялась договориться с Японией и добиться сохранения традиционного раздела сфер влияния. Наряду с этим британская дипломатия хотела удержать Китай от сближения с США. Но, с другой стороны, Великобритания ощущала на себе давление американской дипломатии.
4.2. Договоры, заключенные во время Вашингтонской конференции
Форма работы: групповая
Метод.прием: диалог (вариант: поиск информации).
Итоговым документом работы групп должно стать заполнение тематической таблицы.
1 группа – договор четырех держав
2 группа – договор пяти держав
3 группа – договор девяти держав.
Дата
Название договора
Участники
Содержание
Значение
13 декабря 1921 г.
Договор четырёх держав
США, Велико-британия Франция, Япония
Совместная защита договаривающимися странами их территориальных "прав" на Тихом океане
ст. I и II - стороны согласились «уважать в своих взаимоотношениях право каждой из них на свои островные владения и островные территории в районе Тихого океана»
ст. III - срок действия договора 10 лет, с последующим продлением на неограниченный срок, если одна из сторон не заявит о его денонсации за 12 месяцев.
ст. IV -  с момента вступления договора в силу прекращает своё действие англо-японский союз.
Договором предусматрива-лась ликвидация англо-японского союза 1902 г., направленного против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана
Однако США не сумели лишить Японии прав на острова Микронезии, мандат на управление которыми Япония получила от Лиги Наций (в приложенной к договору декларации указано, что распространение ст. I и II договора на мандатные территории на Тихом океане не означает признания США системы мандатов)
6 февраля 1922 г.
Договор пяти держав
США, Велико-британияЯпония, Франция, Италия
Устанавливалась определённая пропорция предельного тоннажа линейного флота: США — 5, Великобритания—5, Япония—3, Франция—1,75, Италия — 1,75.
Общий тоннаж линкоров, подлежавших замене, не должен был превышать: для США и Великобритании по 525 тыс. т, для Японии 315 тыс. т, для Италии и Франции по 175 тыс. т. Авианосцев: 135 тыс. т для США и Великобритании, 81 тыс. т для Японии и по 60 тыс. т для Италии и Франции
Великобритания подтверждала своё вынужденное согласие на отказ от безусловного преобладания на море.
Япония добилась обязательства американского и английского правительств не сооружать новых баз на островах Тихого океана к востоку от 110-го меридиана восточной долготы (за исключением островов у побережья США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии и Гавайских островов).
6 февраля 1922 г.
Договор девяти держав
США, Велико-британия Франция, Япония, Италия, Бельгия, Нидер-ланды, Португа-лия, Китай
Государства, которые  подписали договор, получали «равные возможности» в Китае в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывались не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае в целях получения специальных прав и привилегий, могущих нанести ущерб правам и интересам других государств — участников договора.
Договор  направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Договор соответствовал американской политике «открытых дверей», при помощи которой США рассчитывали вытеснить своих конкурентов из Китая.

4 февраля 1922 г., Япония подписала так называемое Вашингтонское соглашение — китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао — Цзинань и территории Цзяочжоу. Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «Двадцати одного требования» Японии (о назначении японских советников при китайском правительстве и пр.). Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила.

4.3. Основные проблемы периода после Первой мировой войны.
Форма работы: коллективная
Метод.прием: эвристическая беседа.
Вопросы для обсуждения:
Какие проблемы послевоенного обустройства мира не были устранены на Парижской и Вашингтонской конференции? Какие проблемы возникли в результате принятых решений?
Ожидаемый ответ:
1.Рост националистических настроений среди населения побежденных стран. Новые границы в Европе привели к тому, что немцы превратились в национальное меньшинство в Чехо-Словакии, Польше. Поэтому народные массы в Германии стали легкой жертвой для демагогических политических сил (национал-социалистов).
2.Задержка экономического выздоровления Европы. Побежденные страны должны выплачивать репарации победителям. Великобритания и Франция имеют большие военные долги.
3.Несостоятельность Лиги Наций.

Немає коментарів:

Дописати коментар