неділю, 12 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 7-х классов. Всемирная история, неделя 6

 Курс «ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ»

Тема урока № 7: Средневековый город.
Классы: 7-А, 7-Б.
Ожидаемые результаты.
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
- Возникновение городов, их население, планировка городов.
- Борьба городов с сеньорами, городские коммуны.
- Ремесло и цехи.
- Торговля и ростовщичество.
- Горожанин – человек нового типа.
После этого урока вы сможете:
1. Описывать средневековый город.
2. Пояснять и использовать понятия: «ремесло», «цех», «гильдия».
3. Определять черты цехового ремесла.
4. Высказывать суждение о появлении городов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Литература: Крижановский О.П., Хирная Е.О. История Средних веков: Учебник для 7-го  класса средней школы. – Л.: Орияна – Нова, 2007. – 272 с.
Ход урока:
І.  Актуализация опорных знаний учащихся (урок № 6 «Средневековое общество»)
      Уважаемые учащиеся! Домашним заданием прошлого урока было самостоятельно ознакомиться с текстом учебника и составить тезисы о таком сословии средневекового общества, как духовенство.
        Проверьте себя!
      Духовенство («те, кто молятся») – единственное открытое сословие эпохи Средневековья, куда вступали представители других сословий – феодалов  (как правило, младшие сыновья), горожан и крестьян (зависимые крестьяне – с разрешения владельцев).
      Основные обязанности: осуществляли богослужение и церковные обряды: таинства крещения, причащения, венчания, исповеди и др.
Христианское духовенство
Белое
Черное
Священнослужители, которые несут службу среди мирян, их поморники – диаконы.
Монахи (от греч. – отшельник) – социальная религиозная группа, члены которой полностью посвятили свою жизнь богу, ушли в монастыри, скиты.


 II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
      Уважаемые учащиеся! Прочтите отрывки из средневековой шотландской басни «О городской и сельской мышах»:
      Родительский был домик мал –
      Из вереска и торфа сделан, -
      Сухой и чистенький подвал,
      В жару прохладный. Был он вделан
      В огромный камень – в дождь там смело
      Укрыться можно было, но
      Мороз кусал их все равно:
     
      Ни дров, ни печки не имели,
      Всю зиму, бедные, дрожали…
      За шаткий столик сестры сели,
      Меньшая бойко угощала,
      Бобы, орехи предлагала;
      Но старшая скривила рожу,
      И это – хлеб насущный? Боже!
     
      Да пятница моя страстная
      Роскошней вашей скудной пасхи!
      И ждет тебя беда большая:
      Ты и теперь совсем больная
      От голодовок; без опаски
      Идем со мной: в моих домах
      Ты вечный позабудешь страх.
     
      Вот городская мышь ведет
      Сестру в свою квартиру,
      Их изобилие тут ждет:
      Бочонки с маслом, формы с сыром,
      Колбасы, кексы и пломбиры,
      Севрюга, тёша и икра –
      Кладовка доверху полна.
     
      И мышки вдруг развеселились:
      То потанцуют, то споют;
      Смеялись, прыгали, резвились,
      Не чуя, что уже их ждут
      Несчастья, слезы, что идут
      На смену счастью: дверь открылась,
      Фигура грозная явилась…
     
      Как вдруг игрун наш, Гил-мурлыка,
      Мяукнув, грозный, к ним вбежал;
      В одну секунду, пискнув дико,
      Хозяйка бросилась в подвал
      (О щели той никто не знал).
      Сестру покинула в беде,
      Коту в предсмертной маяте.
     
      Чем так с опаской пировать,
      Уж лучше нищенствовать дома,
      Лишь богачам тут благодать,
      А беднякам не сдобровать;
      Спокойней будет на соломе
      В убогой хижине им спать
      И жизнью зря не рисковать.

      Вопросы:
      1. Как вы считаете, где, по мнению неизвестного автора басни, было комфортнее жить в Средние века: в деревне или в городе?
      2. Все ли жители средневековых городов были более зажиточными, чем  крестьяне? О каких опасностях городской жизни предупреждает автор?

ІІІ. Изучение нового учебного материала.
3.1.  Внешний вид города. Планировка города.
      Проникнуть в средневековый город, как две мыши из басни, было не так просто. Во-первых, город строился там, где его защищали естественные преграды: леса и реки. Об этом говорят названия многих современных городов, возникших в Средневековье. Например, Франкфурт (фурт – переправа). Во-вторых, средневековые города, как правило имели могучие массивные стены; высокие башни. Очень многие современные города имеют в своем названии корень «бург» - крепость (Гамбург, Зальцбург и др.). Города окружались внешней оградой – деревянным частоколом или колючими кустами. За ними был выкопан  и наполнен водой ров. Через ров перекидывался подъемный мост, который убирался в случае опасности. Главные городские ворота запирались на ночь. Возле них дежурила стража. Над воротами поднималась главная стенная башня. Она могла быть облицована глазированными цветными кирпичами — зелеными, черными, белыми.
      Из-за необходимости искать защиту внутри городских стен, горожане строили дома близко друг к другу. Улицы были узкими. Верхние этажи выступали над нижними. Узость извилистых улиц средневекового города с различными навесами и балконами придавала ему живописный вид, но представляла неудобство для путников. Время от времени по улицам города проезжал всадник, держа в поперечном положении палку или копье определенной величины. В тех случаях, когда копье или палка определяли незаконность какого-либо сооружения, последнее осуждалось на слом, а виновники сужения улицы подвергались денежному штрафу.
      Горожане долго не расставались с привычками, оставшимися от сельской жизни. По улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот. Только перед домами патрициев (знатных и богатых горожан) сооружалась мостовая. Поэтому в дождливую погоду улицы средневекового города утопали в грязи. Вода выбрасывалась с крыш по жалобам на самую середину улицы и скапливалась здесь в грязных лужах.
      Горожане пользовались прообразом современных резиновых сапог и калош - «деревянными башмаками» (таге).
      Большинство домов было деревянными. Внизу находились просторные сени, откуда поднималась лестница на первый этаж. В оконные улицы чаще, чем в селе, вставлялись разноцветные стекла. Легко загорающееся дерево, узость улиц были причинами страшных пожаров, опустошавших город. С быстротой молнии пламя охватывало деревянные стены и кровлю дома, с быстротой молнии перебрасывалось с балкона на противоположную сторону улицы, пока не встречало себе преграды в городской стене.
      Скученность строений имела приводила к быстрому распространению болезней: чумы («черной смерти»). В середине XIV века от чумы в Бремене умерло 7000 человек, в Любеке — 9000, в Базеле — 14000, в Эрфурте — 16000 и т. д.
      Особенностью средневекового города было отсутствие нумерации домов. Взамен номеров на домах помещался над входом щит с определенным изображением. Вот красный медведь, здесь — волк, там — лебедь, полумесяц, золотая звезда, золотой меч и т. п. В эпоху Средневековья фамилий еще не было, а дом и его владелец носили одно и то же прозвище, которому соответствовало изображение.
      На главной площади города возвышалась городская ратуша (место заседания городского совета или магистрата). Площадь была обстроена со всех сторон.  Против ратуши обычно возвышался католический собор. Между ратушей и собором помещался искусственный бассейн или колодец с водоподъемной машиной (на случай осады города). Также к площади обычно примыкали торговые ряды, выстроенные из камня.
        Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект:
Город – центр торговли, промыслов (горное дело, рыбная ловля), специализированных ремесел.
В  сфере хозяйственной деятельности: - центр технологических поисков Средневековья;
                                                                        - ориентация на денежный обмен;
                                                                        - использование наемного труда.
В социальной сфере:  центр борьбы за свободу, в результате коммунального движения ХІ-ХІІ вв. города  сумели освободиться из-под власти сеньоров и получили привилегии пользоваться городским правом.

3.2. Возникновение городов.
      Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите текст учебника на с.51-52
             Вопросы:
1.      Какими причинами вы можете объяснить бурный рост городов в Европе в ХI – XIII вв.?
      Проверьте себя! Запишите в конспект:




3.3. Ремесленная мастерская. Цех.
      Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите текст учебника на с.56-59
Вопросы:
1.      Как было организовано производство в ремесленной мастерской?
Проверьте себя! Запишите в конспект:


Ремесленная мастерская
форма организации промышленного производства
1. Ручной труд
2. Изделия изготавливаются на заказ небольшими партиями
3. Личный труд мастера – владельца мастерской
4. Использование труда подмастерьев, учеников




Ремесленная мастерская
Ремесленная мастерская
Ремесленная мастерская
Ремесленная мастерская
Цех – объединение мастеров одной специальности
Функции цеха:
1.Организация  производства и продажи продукции. Для этого:  жесткая регламентация работы ремесленников в цехе с помощью устава – обязательных правил для всех мастеров.
2. Защита города (цех выставлял свое воинское подразделение для защиты города).
3. Поддержка религиозной и культурной жизни в городе (цех имел свои церковь и школу).
Для приема в цех необходимо было сдать экзамен – изготовить шедевр (образцовое изделие)

3.4. Торговля.
      Уважаемые учащиеся! Внимательно прочтите текст учебника на с.59-61
Вопросы:
1.      Что такое «гильдии»? С какой целью в них объединялись средневековые купцы?
Проверьте себя! Запишите в конспект:
Гильдия – объединение купцов для защиты собственных интересов
Юг:
Средиземное море.
Страны: Испания, Италия, Южная Франция, Византия, страны Востока
Центр: Венеция, Генуя (морские республики)
Товары: пряности, вино, золото, серебро, шелковые ткани, невольники.
Север:
Балтийское, Северное моря.
Страны: Северная Германия, Нидерланды, Северо-Восточная Русь (Новгород).
Центр: Ганза (объединение 60 городов во главе с Любеком).
Товары: рыба, соль, мех., шерсть, сукно, воск, дерево, зерно.
 


IV. Домашнее задание.

1.      Проработать параграф 5 учебника
2.      Самостоятельно, на основе текста учебника (с.61-63), заполнить таблицу
Население города
Полноправные граждане – бюргеры (в ХІ в.)
Плебс
Патриции
Мастерские-ремесленники





 

Немає коментарів:

Дописати коментар