неділю, 5 жовтня 2014 р.

Конспект урока № 5-6 для 7-х кл. Всемирная история, неделя 5



Курс «Всемирная история»
Тема урока:  Материальный мир и повседневная жизнь в эпоху Средневековья.
Класс: 7-А, 7-Б кл.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы рассмотрим вопросы:
1. Технические новшества и изобретения.
2. Жилье и домашняя утварь.
3. Одежда и мода
4. Особенности питания.
5. Оружие и военное снаряжение рыцарей.
После этого урока вы сможете:
·                   Называть основные технические изобретения, атрибуты повседневной жизни эпохи Средневековья.
·                   Описывать интерьер жилища, транспорт, оружие эпохи Средневековья.
·                   Сравнивать жилище, одежду античного и средневекового человека.
·                   Высказывать суждение об уровне развития техники, транспорта в эпоху Средневековья.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Крижановский О.П., Хирная Е.О. История Средних веков: Учебник для 7-го  класса средней школы. – Л.: Орияна – Нова, 2007. – 272 с.
Ход урока:
І. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые ученики! Перед вами - картина Питера Брейгеля «Страна Кокань». На ней изображена мифическая страна всеобщего благоденствия, о которой мечтали люди Средневековья.
Вопрос: Внимательно рассмотрите картину и сделайте вывод, в чем видели счастье, благоденствие люди средневековой Европы?
Вариант учителя: Кокань — мифическая страна изобилия во французской и английской литературе XII—XIII веков. В этой стране, как изобразил Питер Брейгель, пироги сами растут на деревьях, и надо лишь лечь под дерево и открыть рот, чтобы пообедать.
В английской поэме  страна Кокань описывается так:
«Одна река течет сладчайшим медом,
Вторая — жидким сахаром, а третья —
Амброзией, четвертая ж — нектаром.
Где пятая — там манна, а в шестой -
Чудесный хлеб, во рту он просто тает
И мертвого способен воскресить.
Один благочестивый человек
Сказал, что в хлебе познаем мы Бога.
В седьмой — благоуханная вода,
Восьмая — масло, белое как снег,
В девятой — дичь, отменная на вкус —
Такую и в раю подать не стыдно,
Десятая — молочная река».
Как вы думаете, почему в эпоху Средневековья слово «счастье», «изобилие» связывалось прежде всего с обилием пищи?
Мы мечтаем о том, чего не имеем. И сейчас мы можем предположить, что в основной массе люди Средневековья питались скудно, и их жизнь была исполнена лишений. На сегодняшнем уроке мы проверим это предположение.

ІІ. Актуализация знаний учащихся (уроки № 1-4, всемирная история, 7 класс):
Уважаемые учащиеся! Пожалуйста, вспомните определение понятия «Средние века».
Средние века - эпоха всемирной истории, охватывающий период с конца __ в. по конец __ в. н.э.
Эпоха Средневековья – эпоха аграрно-ремесленной цивилизации.
Главная ценность – _______, главное занятие – ____________. 
Общество разделяется на тех, кто имеет землю (_____) и тех, кто не имеют (_______   _________).
В культуре господствует  – _________.
Периодизация Средневековья:
конец V – Х в.
ХІ – первая половина ХІV в.
вторая половина ХІV – конец ХV вв.

Проверьте себя!
Средние века - эпоха всемирной истории, охватывающий период с конца V в.(5) по конец  XV в. (15) н.э.
Аграрно-ремесленная цивилизация.
Главная ценность – земля, главное занятие – сельское хозяйство. 
Общество разделяется на тех, кто имеет землю (феодалы) и тех, кто не имеют (зависимые крестьяне).
В культуре господствует  религия.
Периодизация Средневековья:
конец V – Х в.
ХІ – первая половина ХІV в.
вторая половина ХІV – конец ХV вв.
Раннее Средневековье (зарождение эпохи, формирование феодальных отношений)
Развитое Средневековье (расцвет эпохи)
Позднее Средневековье (упадок эпохи, постепенное вызревание элементов Нового времени)

ІІІ. Изучение нового учебного материала.
3.1. Состояние сельского хозяйства - основы экономики средневековой Европы.
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект 1-ю строку таблицы «Хозяйственная и повседневная жизнь в средневековой Европе»
Сфера жизни
Характеристика
Сельское хозяйство
1.Переход на трехпольную систему: первое поле засевалось весной (яровые), второе поле - осенью (озимые), третье поле находилось под паром (не засевалось)
2.Технические изобретения:
 - хомут и сбруя, что позволило использовать волов и лошадей для вспашки, ускоренной перевозки продуктов.
- начало использования колесного плуга.
3. Натуральное хозяйство - хозяйство, где продукты производятся для собственного потребления

Дополнительная информация. Колесный плуг:
Самые ранние упоминания о колёсном плуге, который использовался в Малой Азии, относятся к I в. Оставил их римский писатель и учёный Плиний Старший (23 или 24—79). В Европе плуг появился в долине Рейна не позднее VIII в. Есть, впрочем, указания на то, что это устройство славяне применяли уже в V в. От них оно могло попасть через Северную Италию и на Рейн.  Колесный плуг имел нож, надрезающий почву сверху, железный лемех, подрезающий ее снизу, отвальную доску, отодвигающую поднятую землю, колесный передок. Он позволял более глубоко вспахивать землю, предохраняя брошенное зерно от вымерзания в случае заморозков или от высыхания, если температура становится слишком высокой.
С колёсным плугом в сельское хозяйство Северной Европы пришли серьёзные перемены. Вместо двухпольной системы землепользования утвердилась трёхпольная: одна треть участка засевалась яровыми, другая — озимыми зерновыми культурами, а последняя оставалась под паром, благодаря чему восстанавливалась структура почвы. Каждый год участки менялись. Так поддерживалось высокое плодородие почвы при глубокой вспашке. Затем в плуг стали впрягать лошадь, а не вола — когда изобрели упряжь с жёстким хомутом и боковыми ремнями.
Всё это привело к образованию излишков продовольствия, что, в свою очередь, способствовало появлению новых и росту старых городов, постепенно сливавшихся с пригородами. В результате оживилась торговля продукцией сельского хозяйства и быстро развивавшегося ремесленного производства. Нараставший экономический подъём вызвал в конечном счёте тот расцвет культуры, который Европа пережила в начале XI в.
                                                                 Соха 
 
Колесный плуг


Уважаемые учащиеся! Сравните колесный плуг с сохой. Какое значение имело применение колесного плуга в хозяйстве?
Двуполье

Трехполье
посев
пар
яровые
озимые
пар
первый год
первый год
пар
яровые
озимые
пар
посев
второй год
озимые
пар
яровые
второй год
третий год
Уважаемые учащиеся! Cравните две системы земледелия. Какие преимущества имело трехполье по сравнению с двупольем?
3.2. Технические изобретения за время Средневековья.
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект 2-ю строку таблицы «Хозяйственная и повседневная жизнь в средневековой Европе»
Сфера жизни
Характеристика
Ремесленное производство. Технические изобретения
1. Преобладание ручного труда.
2. Первые механизмы приводятся в действие физической силой человека или животного.
IX в. - начало использования вертикального ткацкого станка
(На раму натягиваются продольные нити (основа). При помощи педалей ткач ногами поочередно передвигает рамки с этими нитями. В промежуток между рими бросают челнок с поперечной нитью (уток))
Х в. - начало использования водяного колеса в сукноделии, для обработки кожи, обогащения руды.
XIII в. - распространение ветряных мельниц.
XIV в. - появление первых ручных часов.

Дополнительная информация. Водяные и ветряные мельницы
Водяные мельницы появились за много веков до нашей эры в Китае, Индии. В 536 г. в Риме была изобретена судовая мельница, в которой вращение водяного колеса передавалось посредством зубчатых колес к жерновам. Первые водяные мельницы, появились в Западной Европе в VI-X вв. Основой их примитивного устройства были верхнебойные колеса большого диаметра.


В X-XIII вв. в мельницах были применены устройства, позволяющие изменять направление вращения водяных колес в зависимости от уровня воды. Улучшились конструкции жерновов мукомольных мельниц. Поскольку первые мельницы в основном были мукомольными, то усовершенствования коснулись и этой части: для более мелкого помола стали употреблять вращающиеся совместно с пестом специальные ящики, для сбора размолотого зерна - мукосейки, снабженные ситами.
Водяное колесо с конца XI в. использовали, кроме того, для приведения в действие водоподъемных устройств и бурильных установок, а также в текстильном производстве. Тяжелые молоты, приводимые в действие водяным колесом, давили на загруженное в яму сукно (сукновальные и валяльные мельницы). В конце XII в. в Нюрнберге были широко распространены шерстобойни, в которых для трепания шерсти все металлические инструменты приводились в движение водяным колесом. С середины XIV в. водяные мельницы начинают распространяться в металлообрабатывающем производстве.

Ветряные мельницы появились в конце X - начале XI в. во Франции и Англии, а затем в Голландии, в которой с тех времен они становятся неотъемлемой частью ландшафта. Многие усовершенствования к ветряным мельницам были сделаны именно в Голландии. Так, здесь появляются своеобразные тормозные устройства, при помощи которых можно было очень быстро остановить вращающиеся жернова. По тем временам это приспособление было технически сложным и представляло собой механический привод, включавший в себя несколько пар зубчатых колес и тормозное устройство.
То, что ветряные мельницы появились в Голландии, где извечным врагом голландцев была вода и где приходилось откачивать воду, чтобы отвоевать клочок земли, объясняет их применение для приведения в действие водоотливных установок.

                                                                              1         
                                                                                               2
Уважаемые учащиеся! Рассмотрите средневековые миниатюры. Чем занимаются на них ремесленники?
Ответ: 1 – прядение
            2 – ткачество (с использованием горизонтального ткацкого станка)

3.3. Жилье, одежда, еда человека Средневековья.
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект 3-5-и строки таблицы «Хозяйственная и повседневная жизнь в средневековой Европе»
Сфера жизни
Характеристика
Жилище
Дома на севере Европы: полностью из дерева, на юге Европы:  нижний этаж (использовался для хозяйственных нужд) - из камня, верхний этаж (жилой) - из дерева.
Окна - затягивали промасленной тканью, пергаментом.
Освещение - масляные лампы, сальные свечи.
Канализация и водопровод отсутствуют.
Отопление - открытые очаги, затем - камины, печи.
Одежда
Климат стал более холодным, поэтому использовали много одежды:
- Рубашка изо льна.
- Короткие штаны.
- Кожаные чулки.
- Верхняя рубашка.
- Плащ из сукна с капюшоном.
Одежда подчеркивала социальное неравенство.
Питание
Питание было очень скромным: мясные блюда ели на праздники.
Пекли ржаной хлеб, ели бобы, варили каши.
Фрукты, молоко и сыры были деликатесами.
Сахара не знали.
Дополнительная информация. Одежда средневековой Европы
Вместе с падением в V в. н.э. древнего Рима погибла античная цивилизация, а вместе с ней, быт, интерьеры, одежда античности. Эстетические идеалы Средневековья складывались под влиянием католической церкви с ее стремлением усмирить «греховную человеческую плоть». Поэтому одежда была максимально закрытой. Согласно светским представлениям считалось красивым, чтобы женщина была высокой, стройной, т.е. устремленной к небу. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опуская глаза, слегка склонив голову вниз.
В период раннего Средневековья влияние на костюмы и одежду оказал романский стиль, который проявлялся также в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве. Как в архитектуре, так и в костюме романский стиль сложился благодаря соединению двух культур - римской, античной и варварской. Его характерные особенности в архитектуре - тяжеловесность, массивность форм, полукруглое арки, толстые стены, небольшие проемы окон и дверей. Основным строительным материалом служил местный серий камень. Интерьеры романского стиля соответствовали мрачному характеру романской архитектуры: преобладание темных цветов, сводчатые потолки, деревянные панели, полы из цветных терракотовых плит, покрытые шкурами камни, служившие для освещения и отопления, горящие факелы, прикрепленные к стенам при помощи железных колец.
Одежда средневековой Европы в IX — XII вв. изготовлялась обычно в поместье феодала для него самого и его семьи. Только и XI веке с развитием городов появляются цехи, изготовляющие одежду. В раннем средневековье одежду шили из льняных и шерстяных тканей. Шелк являлся предметом роскоши и бил доступен только богатым феодалам, покупавшим его у византийских купцов.
Костюмы для высшего сословия шили из тканей преимущественно ярким тонов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы для простонародья - из тканей более темных расцветов; серого, коричневого. Одежду желтого цвета обычно не носили, так кик этот цвет считался цветом измены и ненависти. Вообще, символичность была характерна для средневековой культуры. Каждому цвету придавали особое значение. Так, белый цвет символизировал чистоту, веру; черный - скорбь, верность; голубой - нежность. Одежду целиком красного цвета - цвета крови - начиная со Средневековья носили палачи. Ткани были безузорными, одежда украшалась меховой опушкой или вышитой узорной каймой. Декоративность костюма достигалась сочетанием контрастных цветов.
Покрой всех одежд был еще очень прост и примитивен. В раннем средневековье преобладают накладные одежды. Обертывались вокруг тела только плаши. Тело старалась закрыть как можно плотнее - в этом сказывалось влияние церкви. Женщины носили только глухие, закрытые платья, скрывавшие ноги; мужчины - одежды и длинные, и более короткие, открывавшие ноги.
Мужская одежда средневековой Европы состояла из двух туник, надетых друг на друга. Первоначально туники были короткими - до колена, но с середины XI века они удлинились до середины икры, короткие же носили только крестьяне и молодежь.. Туника короля могла доходить до пола. Туника всегда опоясывалась, а над поясом иногда был напуск. Нижняя туника - камиза - была, с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя - котта - могла быть безрукавной или с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Котту шили из более дорогих тканей, чем камизу. Во время холодов носили еще безрукавную одежду типа жилета – рок - плащи, сначала короткие типа римского (т.е. полукруглые), а с XI века длинные, доходившие до самой земли. Плащи застегивали на правом плече. В народе часто надевали плащ с капюшоном - ненулу.

                         

В эпоху развитого Средневековья в архитектуре и прикладном искусстве складывается готический стиль. Возникший на основе романского, готический стиль в то же время существенно от него отличается. В пропорциях архитектурных сооружений, в мебели, в готического периода преобладают тянущиеся вверх легкие, изящные формы. Конструкция готических сооружений состоит из сложной системы стрельчатых арок и опор - столбов, которые составляли как бы скелет здания, заполненный топкими стенами или витражами.
Мебель стала изящней, чем в раннем средневековье, и приобрела вытянутые пропорции. Часто ее украшали тонкой резьбой. Интерьеры готического стиля были менее мрачны, чем романские, больше наполнены светом, проникавшим через большие стрельчатые украшенные витражами окна.
В ХII  веке были заложены основы кроя, повлиявшие на изменение формы женского костюма. Умение кроить ткани освободило фасон одежды от зависимости от ширины ткацкого станка. Крой, требовавший определенных профессиональных навыков, повлек, за собой дальнейшее развитие портновского искусства. Портные объединяются в профессиональные цехи, которые изготовляют одежду в основном по заказам знати.
В этот период усовершенствуется сама техника шитья. Так, в одежде  средневековой Европы XIII века, впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой, и снять ее иначе было невозможно. Иногда рукава привязывали шнурками и только позже, когда изобрели застежку, стали вшивать постоянно.
В XIV в. появляются распашные одежды (т. е. одежды, разрезные спереди сверху донизу), а также воротники. Классовые различия в костюмах становятся вес более разнообразными: различия в костюмах самих феодалов и между одеждой горожан, феодалов и крестьян. Законы предусматривают классовые ограничения в одежде бюргеров. которые, в отличие от дворян, не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т. д. Костюмы Европы  по своим формам становятся разнообразнее. В XIV веке в мужском костюме появляется два модных направления: мода "коротких" и мода "длинных" одежд. Одни носят длинные и свободные одежды, другие (чаще всего молодежь) - узкие и короткие. Вытянутые готические пропорции становятся характерной чертой силуэта одежды XIII и XIV вв. Самой модной тканью считался появившийся в это время бархат. Ткани богато орнаментировались, излюбленным был растительный орнамент. В одеждах преобладали яркие цвета, сочетание которых производило впечатление чрезвычайной декоративности.



3.4. Оружие средневекового рыцарства.
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект 6-ю строки таблицы «Хозяйственная и повседневная жизнь в средневековой Европе»
Сфера жизни
Характеристика
Оружие
Преобладало холодное оружие.
Для нападения: мечи (с VII в. - длинные мечи), кинжалы, копья, булавы, боевые топоры.
Для защиты: щиты (деревянные, обтянутые шкурами) кольчуга, кожаная рубашка, обшитая металлическими пластинами, бляшками.
Метательное оружие - лук и арбалет. В XIV в. - появление огнестрельного оружия
Уважаемые учащиеся! Меч и конь в эпоху Средневековья – это привилегия только одной социальной группы (сословия) – рыцарства. О нем мы будем говорить на 2-й сорокапятиминутке.

Тема урока: Общество и государство. Новая структура общества и теория трех сословий.
Класс: 7-А, 7-Б
Ожидаемые результаты:  
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы ознакомимся со структурой средневекового общества, характеристикой трех сословий:
- «Те, кто молятся» (духовенство белое и черное);
- «Те, кто воюют» (светские феодалы и система вассалитета);
- «Те, кто работают» (крестьянство)
После этого урока вы сможете:
1.Описывать феодальный замок, оружие и военное снаряжение.
2. Пояснять и применять понятия: «Средневековье», «феодал», «сословие».
3. Определять характерные черты структуры средневекового общества.
4. Сравнивать положение различных социальных групп античного и средневекового общества.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Крижановский О.П., Хирная Е.О. История Средних веков: Учебник для 7-го  класса средней школы. – Л.: Орияна – Нова, 2007. – 272 с.
Ход урока:
I. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые учащиеся! Прочитайте описание средневекового обряда: «Один рыцарь вкладывает свои руки в ладони другого рыцаря и говорит «Сир, я становлюсь вашим человеком». В ответ второй рыцарь передает первому меч или его символ - палочку (фестуку)».
Вопрос: Что означает этот обряд?

Вариант учителя: Это оммаж, или присяга, оформлявшая заключение вассального договора в Западной Европе Средних веков. Она заключалась в том, что будущий вассал, без оружия, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы и крепостные) и с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуем.
Этим обрядом вассал брал на себя определенные обязанности: военная служба и денежное помощь сеньору, например для выкупа сеньора из плена. Вассал обязывался не поднимать руки против сеньора, не выдавать его тайн, не злоумышлять против него. Фестука была символом земельных владений, которые сеньор передавал вассалу за его службу.
II. Актуализация знаний учащихся
2.1. Локализация событий во времени.
732 г. - победа Карла Мартелла в битве с арабами при Пуатье.
Вопрос: Одною из причин победы, одержанной Карлом Мартеллом, была проведенная им военная реформа. В чем состояла эта реформа?
 2.2. Работа с понятием «феод».
Феод - ____  владение, которое предоставляется феодалу с условием нести ____ ____ службу.
Проверьте себя!
1. Майордом Франкского королевства Карл Мартелл стал предоставлять бенефиции (земельные владения вместе с живущими там крестьянам) бенефициариям с условием несения конной военной службы. В результате он смог противопоставить легкой арабской коннице тяжелую феодальную конницу, что и обеспечило ему победу. Реформа Карла Мартелла дала мощный толчок к становлению феодальных отношений. Бенефициарии Карла Мартелла составили основу нарождающегося сословия феодалов.
2. Феод – земельное владение, которое предоставляется феодалу с условием нести конную военную службу.
III. Изучение нового учебного материала.
3.1. Характеристика господствующего сословия средневекового европейского общества – феодалов («те, кто воюют»).
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте текст учебника на с.35-37 и запишите в конспект следующие тезисы:
Рыцарство возникло в начале Средневековья (военная реформа Карла Мартела, который начал раздавать земельные владения с условием нести конную военную службу)
Согласно средневековой морали, рыцарь несет перед обществом обязанность: защищать слабых с оружием в руках. Постепенно тяжелая рыцарская конница вытесняет ополчение и становится основой феодального войска.
Сеньор - крупный феодал, владелец земли, который наделяет рыцаря феодом, опекает рыцаря с условием нести конную военную службу, помогать деньгами (выкупить сеньору из плена и др.)
Вассал - мелкий феодал, принявший феод в сеньору и несет ему конную военную службу. Добродетель рыцаря: хранить верность сеньору.
3.2. Характеристика крестьянства – самого многочисленного сословия средневекового общества («те, кто работают»).
Уважаемые учащиеся! Внимательно прочитайте текст учебника на с.32-33 и запишите в конспект следующие тезисы:
Зависимые крестьяне - самое многочисленное сословие средневекового общества («те, кто работают»). Жили общинами. Вели натуральное хозяйство. Основные занятия: земледелие, скотоводство.
В период раннего Средневековья сословие формировалось двумя путями:
- Потомки свободных германских крестьян-общинников → поземельная зависимость (название - литы)
- Потомки римских рабов, колонов → личная зависимость + поземельная зависимость (название - сервы)
Повинности крестьян:
1. Поземельная зависимость: натуральная рента, денежная рента, отработочная рента.
2. Личная зависимость: суд владельца, право мертвой руки, первой ночи, исключительное право феодала на охоту.

IV. Домашнее задание:
1. На основе текста учебника на с. 34 самостоятельно составьте тезисы: «Характеристика духовенства - привилегированного сословия средневекового европейского общества».
Возникло в _______  _______ (когда?)
Основные обязанности: ________________________ (какие?)
Делилось на: _________   и ___________________.
2. Выберите себе один из видов оружия рыцаря и опишите историю его развития в период Средневековья:
А. Колющее оружие (копье)
Б. Рубящее оружие (меч и др.)
В. Доспех (шлем и др.)

Немає коментарів:

Дописати коментар