четвер, 16 жовтня 2014 р.

Конспект урока для 11 кл. Человек и мир, урок 2



КУРС «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Класс: 11-й
Тема урока  № 2: «Социализация личности»
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы должны рассмотреть вопросы:
1.      Понятие «социализация».
2.      Семейная социализация. Семья.
3.      Роль школы в социализации личности
4.      Гендерная социализация личности (самостоятельно).
После этого вы сможете:
·                   Понимать и объяснять понятие «социализация».
·                   Характеризовать и оценивать значение и роль семейной социализации.
·                   Определять семью как основу общества, ее функции и роль в развитии личности.
·                   Высказывать мнение о тенденциях развития современной семьи в Украине; характеризовать и оценивать культуру семейных отношений.
·                   Высказывать свое мнение о необходимости учета гендерных особенностей в различных сферах жизнедеятельности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока
II. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности.
Уважаемые учащиеся! Вспомните, что на предыдущем уроке вам было дано задание – подобрать к этому уроку эпиграф в виде стихотворения или картины – зрительного образа. Предложите свой вариант эпиграфа.
А теперь предлагаем вашему внимание стихотворение С. Есенина «Письмо  матери»
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Вопросы: 1. Какую роль в становлении личности С. Есенина сыграла, по вашему мнению, его мать?
2. Привела ли социализация, т.е процесс усвоения определенной системы знаний, норм и ценностей, поэта к жизненному успеху? Стал ли он полноправным членом общества? Ответ обоснуйте
3.  Какие критерии успешной социализации человека в современном обществе вы можете предложить?
II. Актуализация знаний (урок 1, курс «Человек и мир»
Форма работы: коллективная
Метод.прием: беседа
Вопросы:
1. Можно ли понять человека, не изучая общество, в котором он живет?
2. В чем заключается взаимосвязь природы, общества и человека?
3. Зачем каждому человеку нужны знания о человеке и об окружающем его мире: природе, обществе?
Комментарий учителя:
Многозначность и сложность феномена человека отражается в многообразии понятий, используемых при его изучении. Понятие «человек» впитывает в себя как биологическую природу, так и социальную сущность людей. Понятие «личность» характеризует общественное в человеке, черты характера, социальные роли, которые человек приобретает только во взаимодействии с другими людьми.

III. Изучение новых знаний.
3.1. Понятие «социализация».
Форма работы: коллективная
Метод.прием: лекция
Уважаемые учащиеся! Ознакомьтесь с текстом лекции и ответьте  с его помощью на вопросы:
1. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?
2. Какие права и обязанности приобретает молодой человек, достигнув гражданского совершеннолетия?
3. Как меняются в молодые годы социальные роли и статус человека?
Текст лекции:
Социализация - комплексный процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему быть полноправным членом общества.
Социализация представляет собой процесс вхождения человека в общество, включение ее в социальные связи и интеграции с целью установления ее социальности.
Социализация включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование (влияние средств массовой информации и др.). Социализация изучается различными науками: философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей, этнографией, педагогикой и теологией.
Процесс социализации проходит в зависимости от пола ребенка и основных этапов жизни человека, которые подразделяются на:
1. Детство
2. Юность
3. Молодость
4. Зрелость
5. Старость
Социализация может быть
1. Первичной
2. Вторичной
Первичная социализация охватывает детство, юность и молодость. Ее характерной особенностью является то, что человек  социализируется через свое непосредственное окружение (семья, друзья, родственники). Институтами социализации является семья и система образования (школа, университет и др.). Здесь ребенок постепенно превращается в человека, который осознает и самого себя, и окружающий мир; адаптируется к нему; обрастает знаниями и привычками, присущими культуре определенного общества, в котором он родился.
Вторичная социализация  охватывает зрелость и старость. Ее характерной особенностью является то, что человек социализируется через влияние вторичных социальных групп и социальных институтов. Институтами социализации являются СМИ (средства массовой информации: газеты, журналы, Интернет-издания), производство, культура, экономика, право и т.д.
В связи с темой «Социализация личности» рассмотрим более подробно представления социологов и психологов о первичной социализации и о тех этапах жизни человека, которые с ней связаны.
Обычно на пути взросления человека психологи выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этих этапов расплывчаты. В современной отечественной психологии подростковым чаще всего считается возраст с 11 до 15 лет, а ранним юношеским 16-18 лет. Однако в ряде случаев верхним пределом раннего юношеского возраста выступает 20 лет. Из западной психологии к нам пришел термин «тинейджер», охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, то есть в возрасте, к которому можно применить числительные, оканчивающиеся на «teen» (thirteen - nineteen).
Молодежь как социальную группу выделяют социологи. Они относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в нее людей до 30 лет).
Поскольку, согласно классификации социологов, учащиеся 11-х классов – уже не подростки, а молодежь, остановимся на характерных специфических чертах молодежного сознания и поведения.
Французский просветитель ХVIII в. Ж.Ж. Руссо называл юность вторым рождением человека, подчеркивая тем самым глубину и значимость происходящих на этом жизненном этапе. Именно в юности завершается физическое созревание человека, развиваются его интеллект и воля.
Один из главных, по мнению психологов, результатов этого периода - открытие собственного «Я». Если для подростка важны, в первую очередь, внешние события, оценка его поступков окружающими, то с вступлением в пору юности всё большую значимость для человека приобретает его внутренний мир. Собственные мысли и чувства становятся не меньшей реальностью, чем окружающая действительность.
Человек все четче и глубже осознает свою индивидуальность, неповторимость. И если в подростковом возрасте во многих преобладало стремление быть такими, как окружение, то в юности собственная уникальность осознается как ценность; ее развивают, ее демонстрируют.
Но вот одиннадцатиклассник заканчивает школу. Ему исполняется 18 лет. В нашей стране 18 лет – это возраст гражданского совершеннолетия. Именно с 18 лет гражданин может самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права:  личные права (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения и т.д.), политические права (право на объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть избранным); социально-экономические права (право на собственность, свободный труд, здравоохранение и т.д.). Достигнув 18-летнего возраста, гражданин может вступить в законный брак.
Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать в полном объеме свои права, но и необходимость выполнять определенный круг гражданских обязанностей. Также обретение гражданского совершеннолетия приводит к смене социальных ролей, которые мы играем в обществе. Роли ребенка и подростка в основном связаны с семьей (сын, дочь, брат, сестра, внук), школой (ученик), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции). В дальнейшем при сохранении некоторых прежних социальных позиций (сын, брат и т.д.) появляются новые:  студент, наемный работник, военнослужащий, избиратель, член политической партии, участник одной из общественных организаций, отец (мать) и др.
Однако, как отмечают психологи, в юности многие из новых ролей не усваиваются всерьез и окончательно, а как бы примеряются, испытываются. Молодости свойственно искать, выбирать, пробовать. И старшие поколения будто резервируют за молодыми право на ошибку, на некоторое необдуманный поступок или рискованное действие: «Молодому ошибка - улыбка, старому - горькая слеза».
Но такая широта выбора социальных ролей и высокая степень свободы молодых утвердились в обществе сравнительно недавно. В прошлом переходный период от детства к взрослости был намного короче. На протяжении многих веков опыт, накопленный старшими поколениями, передавался молодежи путем включения ее в трудовую деятельность, начинавшуюся очень рано. В крестьянских семьях детям уже с пятилетнего возраста поручалась определенная работа. Многие стороны жизни были жестко регламентированы, и даже в молодые годы оставалось мало пространства для независимых и самостоятельных действий.  Так, еще в XIX в. выбор молодых людей, собравшихся жениться, не был их личным делом. Подготовка к браку регулировалась родственниками. Нередко браки заключались через посредников - свах: зная «подходящих» (по положению, происхождению) кандидатов, они за соответствующее вознаграждение устраивали нужный брак.
В нынешних условиях самостоятельная взрослая жизнь для многих начинается довольно поздно: удлинился период обучения, профессиональной подготовки молодежи, немало и тех, кто откладывает на будущее и создание собственной семьи.
Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. Infantilis -детский). Инфантилизм - это стремление к иждивенчеству, требования постоянной заботы о себе других людей (родителей, общества),  заниженная критичность по отношению к себе.
Очевидно, что такие проявления не редки в молодежной среде. Вместе с тем, сам факт приобретения молодым человеком всей полноты гражданских прав и обязанностей свидетельствует о том, что общество уже признает за ним высокую степень социальной зрелости, развитое чувство ответственности, способность принимать решения, руководствуясь не только личными интересами, но и гражданскими чувствами .

3.2. Семейная социализация. Семья
Уважаемые учащиеся! Как вы понимаете суть высказываний двух выдающихся советских педагогов, профессиональная деятельность которых была связана с Украинской ССР:
A.C. Макаренко
«Семья - это тот природный первичный очаг, где реализуется красота человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где растут и живут дети - главная радость жизни».
В.А. Сухомлинский
 «В семье шлифуются тончайшие грани человека-гражданина, человека - труженика, человека - культурной личности. Из семьи начинается общественное воспитание. В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды… На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
На этапе первичной социализации личности (детство, юность, молодость) семья является основным социальным институтом, с помощью которого осуществляется физическое и духовное развитие ребенка.
Эволюция взглядов на роль ребенка в семье и его воспитание
На различных этапах существования человеческого общества менялись взгляды на воспитание ребенка и в соответствии с этим – менялся сам процесс воспитания. В первобытное время, на ранних стадиях развития человеческого общества, ребенок не представлял собой особой ценности. В суровых условиях тогдашней жизни, при высоком уровне рождаемости и детской смертности, факт рождения ребенка и его смерть не воспринимались остро. Семьей для ребенка тогда был весь род – коллектив людей, связанных кровно-родственными связями.
Позже, в период раннего средневековья, детей обычно отдавали на воспитание (из знатных семей - в монастыри, из семей горожан – учениками к мастеру-ремесленнику), разлучая при этом с родными на длительное время. Сама средневековая семья была патриархальной, в ней ребенок полностью зависела от воли родителей, преимущественно отца. И только в Новое время, усилиями французских просветителей, ребенок стал восприниматься как отдельная личность в семье (все рождаются от природы способными к добру, и только социальные стереотипы, которые навязывают воспитатели, преимущественно церковь, делают людей жестокими).
Современный ребенок занимает особое место в семье, выполняя функцию управленца, поскольку все члены семьи работают над обеспечением именно его потребностей. Как видим, заботливое отношение к детям в семье стало результатом исторического развития семьи как социального института.
В то же время процесс формирования современной семьи проходит в сложных, противоречивых условиях современности. Под влиянием экономических, социальных, демографических факторов разрушается институт брака. Многие дети воспитываются в семьях с одним родителем (матерью, реже – отцом). И тогда на этого родителя падает вся тяжесть заботы о содержании и воспитании ребенка. Очень часто поиски дополнительного заработка, для того чтобы материально обеспечить своего сына (дочь), не оставляют времени на его воспитание. Однако психологи предупреждают: именно в семье детям прививаются такие качества, как добро, милосердие, достоинство, вежливость, уважение, образованность. На принципах, которые были положены в основу семейных отношений, ребенок будет строить отношения с соседями, обществом, государством. Поэтому желательно, чтобы  они базировались на доброжелательности, любви и толерантности.
Среди важнейших функций семьи можно выделить следующие:
·                   Репродуктивная функция - рождение детей, продолжение человеческого рода. Благодаря общественным нормам, которые регулируют семейные отношения, забота о детях возлагается на конкретных взрослых, чем обеспечивается выживание детей.
·                   Функция социализации. т.е. формирование личности ребенка, его воспитание.
·                   Экономическая функция - обеспечение определенного уровня жизни семьи. организация ее быта и т.д., без чего не возможен достойный уровень физического, психического и духовного развития ребенка.
·                   Функция регулирования половых отношений - общественные нормы, законодательство, обычаи и традиции устанавливают общественно приемлемые формы выражения сексуальных чувств и способы их реализации.
·                   Функция психологической поддержки членами семьи друг друга. Гармоничные отношения в семье позволяют ее членам преодолевать препятствия, переживать сложные моменты жизни.
Советы психологов и социологов о воспитании детей:
Родители в раннем возрасте должны воспитывать ребенка не словами и жалобами, которых он не понимает. Ребенок усваивает определенные навыки, наблюдая поведение родителей. По улице идет мама с ребенком. Ребенок плачет, кричит. Маме стало стыдно перед другими прохожими, и она заорала на ребенка: «Замолчи!». Однако эта мама может добиться совершенно противоположного смыслу ее требования результата. Ребенок усвоит совсем другой навык: «Чтобы тебя услышала и выполнили твое требование, надо громко кричать». Если ребенок видит, что его отец курит и пьет алкогольные напитки, он решит: это правильное поведение, взрослый человек должен пить и курить. И никакие нравоучения отца не переубедят его в обратном.
  В детстве ребенок познает мир, но при отсутствии знаний и опыта он воспринимает его через призму родительской мировоззрения. Дети впитывают в себя прежде всего то, что слышат от родителей, и то, что родители демонстрируют собственным примером. В процессе семейной социализации дети перенимают как положительные, так и отрицательные качества поведения родителей. Недаром в народе говорят: «Яблочко от яблони недалеко падает».
Если в дошкольном возрасте дети особенно привязаны к родителям, то с началом школьной жизни расширяется пространство общения ребенка, он переходит от игр к организованной деятельности. Это сопровождается новыми ощущениями и жизненными ситуациями, в которых ребенку не всегда легко разобраться без родительской помощи. Родители помогают ребенку советами, собственным примером формируют манеру поведения.
С возрастом для молодого человека центр социализации смещается из семьи в группу сверстников, а эмоциональные связи со своей семьей несколько ослабевают. Однако ученые доказали, что родителям следует уделять особое внимание воспитанию детей именно в юношеском возрасте, когда происходит процесс созревания и взросления и ребенок ищет свои приоритеты. Задача родителей - ненавязчиво направить этот поиск в правильное русло развития.

3.3. Роль школы и сверстников в социализации человека
Уважаемые учащиеся! Как вы понимаете суть высказывания выдающегося советского педагога:

В. А. Сухомлинский.
«Учитель - первый и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию.
Труд учителя ни с чем не сравним ... Ткач уже через час видит плоды своего труда; сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла; пахарь, Сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и зерном, выращенным в поле ... Учителю нужно трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творчества; бывает, что проходят десятилетия и едва начинает проявляться то, что задумал; никто чаще учителя не бывает недовольным; ни в каком труде ошибки и неудачи не приводят к таким тяжелым последствиям, как в учительском ... »

Уважаемые учащиеся! Ознакомьтесь с текстом лекции и ответьте на вопросы:
1.Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.
2.Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?
3.В чем преимущества и недостатки государственной системы образования?
4.Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие - препятствуют трудоустройству молодежи?

Текст лекции
Семья - не единственный фактор, влияющий на социализацию индивида. Чрезвычайно важную роль в становлении и развитии человека играет школа. Мы открываем двери в этот неповторимый мир общения, достигнув шестилетнего возраста и сразу же погружаемся в поток информации, новых знаний, наблюдений. Именно со школой впоследствии мы связывать становление себя как личности.
В соответствии с Законом Украины «Об образовании» от 23 мая 1991 г. № 1060 XII целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.
Функции школы:
·                   Познавательная - в школе нас учат учиться, самостоятельно овладевать знаниями и применять их на практике.
·                   Развивающая функция школы состоит в формировании умения общаться, принимать решения, критически мыслить.
·                   Важным звеном школьного образовательного пространства является профессиональное направление, которое реализуется в старшей школе благодаря профильному обучению.
·                   Воспитательная функция школы направлена на формирование мировоззрения, моральных принципов и этических норм поведения, отношений и ценностных ориентаций.
Школа предоставляет нам возможность общения со сверстниками, что приобретает особое значение в первые годы обучения. В таком общении ребенок проявляет свои интересы, обогащает собственное образовательное поле за счет обмена разнообразной информацией. В процессе общения с ровесниками ребенок учится презентовать себя, отстаивать собственную позицию, убеждать или подчиняться, овладевает законами взаимоотношений в детском коллективе.
Центральным звеном школьных отношений являются взаимоотношения «ученик - учитель». Школа в целом и учитель частности является моделью тех отношений и процессов, которые происходят в обществе. Поскольку на школу и учителя возлагается формирование подрастающего поколения, а значит, развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, то именно от школы значительно зависят состояние и перспективы развития нашего государства. Школа и педагог влияют на формирование вашей самооценки, процессы вашего самоопределения, самопознания, самореализации, становления отношений со сверстниками и взрослыми, выбор профессии, формирование системы ценностей и норм.
Необходимым условием положительного опыта социализации в школе является благоприятная атмосфера взаимодействия и взаимоуважения между вами, учениками, и учителем. Формирование личности каждого из вас зависит от отношения. Чтобы вы чувствовали себя полноценными личностями, школьное обучение должно происходить на основе диалога, а не подчинения.
В школе вы приобретаете авторитет и доверие, становитесь лидерами, учитесь сотрудничать. Эти качества отшлифовываются и во внеурочной деятельности. Школа дает вам возможность творчески обогащаться и развиваться в кружках по интересам (спорт, музыка, декоративно-прикладное искусство, наука, техника).
Среди основных принципов, лежащих в основе современного образования, является принцип демократизма, который предусматривает ваше привлечение к школьного самоуправления. Таким образом, вы берете на себя определенные обязательства и часть ответственности за жизнь школы, приобретая навыки участия в жизни общества.
Школьное самоуправление является прототипом самоуправления общества. Если школьное самоуправление отсутствует или осуществляется формально, то такой же формальностью станут призывы к созданию правового государства, к демократизации общества.
В идеале школьное самоуправление должно выполнять следующие функции:
·                   Функция представительства. Ученический совет участвует в обсуждении школьных проблем и принятии решений на ряду с администрацией школы, методическим советом учителей.
·                    Решение внутренних конфликтов путем посредничества на принципах добровольности.
·                    Информационная функция - информирование учащихся о школьных проблемах и путях их решения, о деятельности ученического совета.
·                    Функция организации шефства старших учеников над младшими.
·                    Функция внешних связей, то есть организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом.
·                    Организационная функция, что проявляется в поддержке внешкольных, социально значимых инициатив школьников.
·                    Правозащитная функция (осуществление защиты прав учащихся в школе).
Ваше участие в управлении делами школы позволяет подготовиться к жизни в демократическом обществе, сформировать собственную демократическую культуру. Усваивая навыки самоуправления, свободного выбора и ответственности, вы развиваете в себе желание участвовать в общественной жизни, реализовывать свои права и свободы, отвечать за свои поступки, выбирать свой путь в жизни.
Как уже отмечалось, учащиеся 11-х классов переживают пору юности. Поэтому следует отдельно поговорить о проблемах, возникающих в школе III ступени и в высшей школе.
В пору юности для многих молодых людей ведущей деятельностью остается обучения. Но при этом проблема выбора будущей профессии или непосредственного трудоустройства выходит уже на первый план. Обучение воспринимается не как самоценность, а как ступень к овладению профессией.
Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства молодежи весьма противоречива.
Во-первых, в настоящее время происходит спад производства, рост безработицы, снижение уровня оплаты труда на многих предприятиях. В наиболее сложном положении оказываются молодые люди в возрасте до 18 лет, которые не имеют ни профессии, ни опыта работы. Но именно они, благодаря средствам массовой информации, ориентированы на «гламурную» жизнь, требующую больших расходов. Другими словами, ориентация молодежи на высокий заработок и минимум работы не подкрепляется ее собственными возможностями.
Во-вторых, по сравнению с советским законодательством в Украине отменено  централизованное распределение выпускников высших учебных заведений. Кто-то, благодаря этому, имеет возможность свободно выбирать подходящую работу и вид деятельности, успешно воспользовался этой возможностью. Кто-то из выпускников высших учебных заведений, впервые выйдя на рынок труда, не нашел работу по специальности («Сегодня ты – гуманитарий, а завтра моешь планетарий»). Среди безработных на долю молодых приходится более 30%.
В-третьих, в  обществе плохо работают «социальные лифты», т.е. ограничены возможности для тех молодых людей, кто талантлив, энергичен, изменить свой социальный статус, «пробиться вверх», Одни (преимущественно, девушки) связывают свое будущее с удачным браком, другие - с престижным университетом.
В Законе Украины «Об образовании» говорится, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального и высшего образования в государственных учебных заведениях.  Однако на деле немалая часть молодежи получают образование на платной, коммерческой основе.
Отношение к платному образованию в нашем обществе двойные: есть те, кто ее поддерживает, однако высказываются и критические оценки. Рассмотрим аргументы каждой из групп.
Сторонники платного образования указывают прежде всего на недостатки государственных образовательных учреждений: низкие зарплаты преподавателей, переполненность школьных классов и студенческих аудиторий, не позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, недостаток технических средств, устаревшее лабораторное оборудование. Такое положение вызвано тем, что от обедневшего государственного «пирога» образованию достаются просто «крохи». Сторонники платного образования отмечают такой минус государственных вузов и техникумов как то, что они слабо ориентированы на новые специальности, востребованные рынком.
Среди аргументов, выдвинутых противниками расширения платных образовательных услуг, выделим следующие. Коммерциализация образования углубляет имущественную и социальное неравенство в обществе, лишает возможности талантливую, но бедную молодежь получить престижную профессию, в престижном вузе. Престижные высшие учебные заведения в нынешнем виде - это школы для богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что возрождается сословный характер школы. Кроме вреда, нанесенного конкретному человеку, превращение образования в товар грозит бедой всему обществу, оставляя за бортом способных и перспективных.
IV. Домашнее задание.
Прочтите конспект урока.
Самостоятельно составьте тезисы на тему: «Гендерная социализация личности».
Ответьте на вопросы:
1. Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает дело, а делает вид.
Как вы относитесь к такой точке зрения? Объясните свою позицию.

2. Татьяне 18 лет. Два года назад она ушла из семьи. Главная причина - неприятие образа жизни родителей, что, по ее словам, "только работают, а в свободное время" зависают "у телевизора". Прокомментируйте эту ситуацию.
3. С какими из следующих характеристик молодежной культуры вы согласны? Почему? Молодежная культура - это:
- Поиск автономии и индивидуальности;
- Стремление создавать новое, а не просто принимать имеющееся;
- Особая одежда, музыка, досуг, которые поощряются владельцами торговых сетей и производителями.
4. Один исследователь так писал о подростковых неформальных группах: "Собираясь в группу, чувствуя в ней безнаказанность ... умственно незрелые в силу возраста подростки повторяют историю варваров, разрушавших все, что превышало их понимание и эстетический уровень. В них бушует агрессивный инстинкт" .
Согласны ли вы с такой оценкой? Присуща либо какая либо из указанных черт современным молодежным неформальным группам?

Немає коментарів:

Дописати коментар