субота, 8 листопада 2014 р.

10 кл. Всемирная история, Послевоенные конференции и проблема репараций



Уважаемые учащиеся! Поскольку в школе № 112 я не веду уроков в 10-х классах, в этой записи нет полного конспекта уроков.  Вы найдете здесь
1) Информационную карточку "Проблема репараций"
2) Доклад областного турнира юных историков 2014 года, где содержится материал о Генуэзской конференции 1922 г. и о заключенном во время нее Рапалльском договоре между Совестской Россией и Германией, как попытке обеих сторон выйти из международной изоляции.
 
ПРОБЛЕМА РЕПАРАЦИЙ:
между стремлением воспользоваться победой и страхом перед новой войной

Репарации - возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.
Впервые репарации были нормированы в Версальском мирном договоре 1919 года.

Дата
Название события
Взаимосвязь события с проблемой репараций
28 июня 1919 г.
Версальский договор с Германией.
В ст.231 части VIII Версальского договора говорилось: «Союзные и ассоциированные государства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных союзными и ассоциированными государствами… вследствие войны, которая была навязана Германией и ее союзниками».
Таким образом, согласно Версальскому договору на Германию была возложена вина за развязывание Первой мировой войны. Эта вина стала обоснованием, почему именно Германия должна возместить ущерб (выплатить репарации).
21 июня 1920 г.
Конференция в Булони
Сумма репараций, которые должна была выплачивать Германия, была установлена в 269 млн. золотых марок. Репарации должны были выплачиваться долями ежегодно за 42 года (позже  сумма репараций была пересмотрена)
24-30 января 1921 г.
Парижская конференция
Разработан план уплаты репараций (220 млрд. золотых марок + 12% отчислений с германского экспорта за 42 года)
21 февраля – 14 марта 1921 года
Лондонская конференция представителей держав Антанты-Великобритании, Франции, Италии, Японии, Бельгии и Греции с представителями бывших вражеских стран - Германии и Турции
На конференции глава германской делегации Симонс представил германские контрпредложения в ответ на план уплаты репараций, разработанный на Парижской конференции. Симонс определял общую сумму репараций в 50 млрд. зол. марок, а за вычетом уже выплаченных сумм - 30 млрд. марок, которые Германия внесёт выпуском займа на 8 млрд. марок и ежегодными платежами по 1 млрд. в течение 5 лет. При этом Симонс обусловил согласие Германии на такой план репараций оставлением за ней Верхней Силезии  и уничтожением всех ограничений для германской торговли.
Союзники отказались обсуждать контрпредложения Симонса. 3 марта 1921 г. председатель конференции   Д. Ллойд-Джордж от имени союзных держав заявил, что, если до 7 марта 1921 г. Германия не примет парижские постановления за основу плана репараций, то союзники оккупируют Дуйсбург, Рурорт и Дюссельдорф (Рейнская демилитаризованная зона).
7 марта 1921 г. Симонс передал союзникам ответ, в котором соглашался на уплату пяти первых ежегодных взносов в размере, предусмотренном парижским планом, но отказывался от фиксации всей суммы репараций.
Д. Ллойд-Джордж от имени союзников заявил, что германский ответ неудовлетворителен и указанные в ультиматуме санкции будут немедленно применены. 8 марта 1921 г. французские войска были введены в немецкие города Дуйсбург, Рурорт и Дюссельдорф.
10 марта 1921 г. германское правительство обратилось к Лиге наций с протестом против расширения зоны оккупации германской территории, но протест был оставлен без ответа.
1923 г.
Рурский конфликт
Повод для ввода войск:
В 1922 году с учётом ухудшающейся экономической ситуации в Веймарской республике союзники отказались от репараций в денежной форме, заменив их натуральными выплатами (сталь, древесина, уголь). Но и с этими выплатами экономика Германии, переживающая глубокий кризис, справиться не могла.
 9 января 1923 года комиссия по репарациям заявила, что Веймарская Республика умышленно задерживает поставки (в 1922 году вместо требуемых 13,8 млн тонн угля —11,7 млн тонн).
11 по 16 января 1923 года французские и бельгийские войска численностью 60 тыс. человек оккупировали всю территорию Рурского региона, где были сосредоточены основные мощности по производству угля и кокса Германии («производственный залог» в обеспечение исполнения Германией своих репарационных обязательств). В результате оккупации было занято около 7 % послевоенной территории Германии, где добывалось 72 % угля и производилось более 50 % чугуна и стали.
Реакция Германии:
Германское правительство во главе с рейхсканцлером Вильгельмом Куно прекратило выплаты репараций.
 Началась всеобщая забастовка в промышленности, управленческом аппарате и транспорте. Правительство Куно одобрило забастовку как форму пассивного сопротивления оккупантам и взяло на себя выплату заработной платы рабочим Рурского бассейна.
Совершались нападения на франко-бельгийские оккупационные войска. Оккупационные власти ответили карательными операциями, в результате которых погибло 137 человек.
Итоги конфликта:
1. Общий урон экономике Германии от Рурского конфликта составил по разным данным от 4 до 5 млрд золотых марок.
2.30 ноября 1923 г. репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки
3.Оккупация Рурского региона франко-бельгийскими войсками завершилась в июле-августе 1925 года
1924 г.
План Дауэса
Репарационный план для Германии. Составлен комитетом экспертов, который начал свою работу в Париже 14 января 1924 года под председательством Дауэса, директора банка г. Чикаго (США), связанного с  банковской группой Моргана. В годы Первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии. В апреле 1924 г. комитет представил свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад  получил название «план Дауэса»:
Главная задача - скорейшее восстановление германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала.
Первоочередная мера - предоставление Германии международного займа в сумме 800 млн. зол. марок. .
Вопрос репараций: план Дауэса устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-25) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.
В качестве источников уплаты репарационных платежей план Дауэса предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета.
Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета план Дауэса предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на железнодорожные перевозки и т. д. Таким образом, значительная часть обязательств Германии по репарациям перекладывалась на простых налогоплательщиков.
План Дауэса предусматривал  отмену системы контроля над военной индустрией Германии, которая была установлена Версальским мирным договором 1919 г.. Взамен неё создавалась новая система контроля, руководство которой взял на себя американский капитал (генеральный комиссар по репарациям - Гильберт Паркер).
16 июля -16  августа 1924 года
Лондонская конференция стран-победительниц
В результате давления на Францию Великобритании (премьер-министр Р. Макдональд), специальной делегации США во главе с послом в Лондоне Келлогом Франция согласилась:
1)с планом Дауэса,
2)с решением Лондонской конференции о выводе французских войск из Рура.
Со своей стороны германское правительство одобрило план Дауэса, который фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. золотых марок, т.е. вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок).
5-16 октября 1925 г.
Локарнская конференция стран-победительниц (представителей Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии,)
Были парафированы так называемы Локарнские договоры (о гарантии западных границ Германии и арбитраже).
Основным документом был Рейнский пакт — общий гарантийный договор между Германией, Бельгией, Францией, Италией и Великобританией, который предусматривал неприкосновенность германо-французской и германо-бельгийской границ, как они были определены Версальским мирным договором 1919 г., а также обязательство Германии, Франции и Бельгии не нападать друг на друга.
Договор вступал в силу после того, как Германия становилась членом Лиги Наций, что произошло в сентябре 1926 г.
Договоры об арбитраже, заключённые Германией отдельно с Францией, Бельгией, Польшей и Чехословакией, до
Были подписаны франко-польский и франко-чехословацкий гарантийные договоры, по которым Франция обязалась оказывать этим двум странам помощь в случае нарушения их границ, если Лига Наций не решит вопроса о принятии каких-либо коллективных мер.
27 августа 1928 г.
Пакт Келлога –Бриана (Парижский договор о воспрещении войны)
6 апреля 1927 г.по случаю 10-летия вступления США в первую мировую войну министр иностранных дел Франции Бриан  обратился с посланием к американскому народу и правительству. Он предлагал заключить между обеими республиками договор о "вечной дружбе, запрещающей обращение к войне, как к средству национальной политики". Инициатива Бриана повторяла попытку Клемансо добиться во время Парижской конференции 1919 г. гарантийного договора с США. На предложение Бриана государственный секретарь США Келлог ответил 28 декабря 1927 г. нотой на имя французского посла в Вашингтоне. Принимая предложение Бриана о заключении договора об отказе от войны, Келлог видоизменил проект Бриана, предложив заключить не двусторонний, а многосторонний договор..
Нотой 13 апреля 1928 г. США, ссылаясь на согласие Франции на многосторонний договор, предложили Великобритании, Германии, Италии и Японии высказаться по вопросу о многостороннем пакте. В ответных нотах указанные страны согласились участвовать в пакте, запрещающем войну как орудие национальной политики.
27 августа 1928 г. Парижский договор был подписан представителями США, Бельгии, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Ирландии, Индии, Германии, Италии, Польши, Франции, Чехословакии, Японии. Он состоял из трёх статей:
1. Отказ от войны для урегулирования международных споров и в качестве орудия национальной политики.
2.Признание необходимым разрешать любые споры и конфликты мирными средствами.
3.Условия присоединения к пакту, его ратификации и хранения ратификационных грамот (хранить ратификационные грамоты уполномочивалось правительство США).
1929 г.
План Юнга
Второй репарационный план для Германии.
Причины принятия:  предъявление Германией требования о досрочном очищении Рейнской области от оккупационных войск держав-победительниц. Требования Германии были энергично поддержаны США.
Образованная Лигой наций комиссия шести держав (из представителей Германии, Англии, Франции, Италии, Японии и Бельгии) согласилась с тем, что размер репараций должен быть пересмотрен, и признала целесообразным "изучить" требование Германии об очищении Рейнской области.
Комитет экспертов приступил к работе в начале февраля 1929 г. Председателем комитета экспертов был назначен Оуэн Юнг, президент американского электротехнического треста Моргана.
Дискуссия в комитете:
-германские представители, американские эксперты настаивали на значительном уменьшении размеров репарационных платежей;
-представители Франции, Бельгии, Италии, заинтересованные в получении репараций,  возражали против  снижения.
Выработанные комитетом экспертов предложения и получили название «план Юнга» (был утвержден на Второй Гаагской конференции 20 января 1930 г.) .
Суть плана Дауэса:
1.Общая сумма репараций, подлежащих взысканию с Германии, - 113,9 млрд. марок.
2.Размер ежегодных платежей был снижен в сравнении с платежами по плану Дауэса на 20% и определён на ближайшие 37 лет в 2 млрд. марок ежегодно.
3. Источник покрытия репарационных платежей - прибыли железных дорог и государственный бюджет.
4. Все формы контроля над Германией, её экономикой, финансами окончательно ликвидировались. Банк международных расчётов был призван широко финансировать германскую тяжёлую.
Одновременно с планом Юнга был принято решение о досрочном освобождении Рейнской области от оккупационных войск. Рейнская область должна была быть полностью освобождена к июню 1933 г., т. е. на 1,5 года ранее срока, установленного Версальским мирным договором 1919 года.

16 июня 1932 г.
Конференция в Лозанне по репарациям
Окончательное решение проблемы репараций.
Германия соглашается с окончательной суммой репараций, определенной в размере 3 миллиардов рейхсмарок.



Доклад 
"СССР и Германия в межвоенный период: союз униженных или мстительных?"

Актуальность проблемы. По нашему мнению, ее объективное освещение позволит установить причины и истинных виновников начала Второй мировой войны. Сегодня историки и публицисты антикоммунистической направленности возлагают на Советский Союз равную с нацистской Германией вину за развязывание войны, требуют от народов бывшего Советского Союза, прежде всего российского, покаяния за пакт Молотова – Риббентропа - преступление против мира и демократии.  При этом, исходя из доктрины тоталитаризма, они отождествляют сталинский и гитлеровский режимы. Представители консервативного направления, продолжающие  советские традиции,  объявляют советско-германский пакт 23 августа 1939 года вынужденным и единственно верным решением в обстановке угрозы, которая исходила от капиталистического окружения.
Историография проблемы. В процессе подготовки доклада мы ознакомились с трудами историков обоих направлений. Например, равную вину за развязывание Второй мировой войны возлагают на Германию и Советский Союз в своих работах американский историк У. Лакер («Россия и Германия. Наставники Гитлера», 1991), немецкий исследователь Э. Нольте («Советская внешняя политика в ретроспективе», 1993), российские ученые А.Н. Мерцалов, Л.А.Мерцалова («Сталинизм и война», 1994). В то же время позитивные последствия интенсивного сотрудничества, начатого Рапалльским соглашением между Веймарской республикой и Советской Россией, рост авторитета сторон на мировой арене, достигнутые экономические успехи подчеркиваются в исследованиях советского историка А.Е. Иоффе (Иоффе А.Е., Сиполс В.Я. Разработка истории внешней политики СССР // Очерки истории исторической науки в СССР. Т. V. М., 1985), российского исследователя А.А. Ахтамзяна («Дух Рапалло» в отношениях Германии и России в XX веке», 2001). О неправомерности отождествления гитлеризма и сталинизма пишет в своем диссертационном исследовании С.В. Милованов («Историки СССР - России о советско-германских отношениях в 1917-1941 гг.»).
Учитывая актуальность исследования и степень научной разработки проблемы, наша команда поставила перед собой цель: самостоятельно проанализировать основные направления и тенденции развития советско – германских отношений  в 20-30-е гг. ХХ в.
            В докладе используются понятия:
-Версальско-Вашингтонская система международных отношений -мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 рр. Версальским мирным договором 1919 г., договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922 гг..
-Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.
- Нацизм, или национал-социализм  - название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их "полноценности". Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид[1].
- Сталинизм - репрессивная советская политическая система при Иосифе Сталине, которая сложилась во второй половине 20-х гг. ХХ в.  Сталинизм характеризовался господством авторитарно-бюрократических методов управления (командно-административной системы), усилением карательных функций государства, сращиванием государственных органов и господствовавшей Коммунистической партии, жёстким идеологическим контролем за всеми сторонами жизни общества.
Перейдем к рассмотрению аргументов в пользу того, что союз Германии и Советской России был «союзом униженных», то есть был обусловлен попытками правительств обеих стран выйти из международной изоляции, в которой они оказались по воле победившей в Первой мировой войне Антанты.
Германия проиграла изнурительную Первую мировую войну 1914-1918 гг., что повлекло свержение монархического режима, введение республиканской формы правления. Однако германский народ продолжал страдать от экономической разрухи. Ведь державы Антанты, упиваясь победой над странами Четверного союза, заставили Германию заключить унизительный Версальский мирный договор. Согласно условиям этого мирного договора, заключенного 28 июня 1919 г. на Парижской мирной конференции, Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию; передавала Бельгии округа Эйпен-Мальмеди, Польше - Познань, часть Померании и другие территории Западной Пруссии. Данциг (Гданьск) и его округ был объявлен «вольным городом». Саарская область переходила на 15 лет под управление Лиги Наций. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации и временной оккупации союзными войсками в течение 15 лет. По Версальскому договору вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тысячной сухопутной армией. Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения — боевую авиацию, бронетехнику. Наиболее тяжелым бременем для германского народа стали репарации – возмещение убытков, понесённых странами Антанты в результате военных действий. Репарационная комиссия обязала Германию выплатить 269 миллиардов золотых марок — эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота.
Германские политики, ограниченные рамками Версальского договора, практически сразу же стали думать о восстановлении сильной Германии. Но для этого нужна была сильная, хорошо обученная армия и современное вооружение, иметь которые Германии категорически запрещалось. И тогда их взоры обратились на Восток, к бывшему противнику в войне - России. Мнения, что Германии необходимо сотрудничать с Советским Союзом придерживался, глава рейхсвера фон Сект. Еще в феврале 1920 г. он писал: ««Только в сильном союзе с Великороссией у Германии есть перспектива вновь обрести положение великой державы... Англия и Франция боятся союза обеих континентальных держав и пытаются предотвратить его всеми средствами, т[аким] о[бразом], мы должны стремиться к нему всеми силами ... придется мириться с Советской Россией - иного выхода у нас нет».
В  свою очередь советские республики, образовавшиеся на месте бывшей Российской империи,  в 1918 г. стали жертвами интервенции стран Антанты. После отказа от интервенции, не давшей успеха, страны Антанты усилили давление на Советы в области экономики. Они требовали уплаты долгов царского и Временного правительств, отмены национализации иностранных капиталовложений в России. Советское правительство оказалось в крайне сложном положении, поскольку для восстановления экономики страны после окончания гражданской войны оно нуждалось в иностранных кредитах и торговле с внешним миром.
В октябре 1921 года Советское правительство направило великим державам ноту, содержавшую предложение о созыве международной конференции для рассмотрения вопросов установления мира и экономического сотрудничества в Европе. В январе 1922 г. итальянское правительство по поручению стран Антанты направило правительству советской России приглашение на международную конференцию в Генуе. Конференция открылась 10 апреля 1922 г. На нее прибыли представители 29 стран, в том числе Англии, Франции[2]. Георгий Чичерин, нарком иностранных дел большевистской России, предложил Генуэзской конференции программу установления мира между европейскими государствами. Советская Россия была готова признать довоенные долги царского правительства и не предъявлять претензий  за ущерб, причиненный во время интервенции стран Антанты. При этом Советское правительство просило предоставить ему заем для восстановления народного хозяйства.
Однако организаторы конференции вручили советской делегации заранее подготовленный меморандум. В нем они требовали уплаты Советским правительством всех долгов царского и Временного правительств, в том числе, военных; возвращения иностранцам их национализированной собственности. Конференция закончилась 19 мая 1922 г., так и не достигнув компромисса.
Не принесла плодов и Гаагская конференция 15 июня -209 июля 1922 г., на которой присутствовали представители финансового и промышленного мира. Советская делегация готова была признать довоенные долги и компенсировать бывших владельцев национализированного имущества путем предоставления им концессий. Однако эксперты стран Антанты продолжали бескомпромиссно настаивать на денационализации, на что большевики согласиться не могли по идеологическим соображениям.
Непримиримая позиция стран Антанты, особенно Франции, по отношению к советской России толкнула ее в объятья Германии. 16 апреля 1922 г. в предместье Генуи – Рапалло – был подписан договор между Германием и РСФСР. Обе державы отказывались от возмещения друг другу военных и иных убытков, причиненных их гражданам во время Первой мировой войны. Германия признавала национализацию в России германской государственной и частной собственности. Все это делалось для того, чтобы экономические отношения между двумя странами развивались на основе принципа наибольшего благоприятствования.
Берлинский договор 1926 года продолжал линию, начатую в Рапалло. Советский Союз и Германия провозглашали режим наибольшего благоприятствования в торговле. Провозглашался нейтралитет одного из партнеров в случае нападения третьей стороны.
Как видим, союз Германии времен Веймарской республики и большевистской России, заключенный в начале 20-х гг. ХХ в., был действительно «союзом униженных», средством выхода из международной изоляции, в которой пусть и по разным причинам оказались оба государства.
Однако унижение человека всегда ведет к его озлоблению, к возникновению желания отомстить. Так и народы, государства, испытывая унижение, стремятся к реваншу над победителями.
Уже в 20-е гг., отвечая на вопрос, почему Советский Союз пошел на сотрудничество с Германией, один из инициаторов этого сотрудничества – маршал Уборевич писал: «Немцы являются для нас единственной пока отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей... Сейчас центр тяжести нам необходимо перенести на использование технических достижений немцев... научиться строить и применять новейшие средства борьбы: танки, улучшения в авиации, противотанковые мины, средства связи и т. д... Немецкие специалисты, в том числе и военного дела, стоят неизмеримо выше нас». Как видим, еще до формирования сталинской репрессивной машины, прихода к власти в Германии А. Гитлера союз Германии и РСФСР имел военную подоплеку.
В августе 1923 г. военное министерство Германии основало "Общество содействия промышленным предприятиям" - "ГЕФУ" - с местонахождением в Берлине и Москве, обеспечив его необходимым производственным капиталом. Общество должно было финансировать деятельность смешанных германо-советских военно-промышленных предприятий на территории СССР и координировать их деятельность. Руководство "ГЕФУ" было поручено майору Ф.Чунке.
Главное внимание поначалу было уделено созданию тех видов боевой техники и вооружения, которые зарекомендовали себя уже в годы империалистической войны, - самолетов, подводных лодок, танков и химического оружия.
Приведем только один пример. В 1923 – 1925 гг. фирма «Юнкерс» получила в концессию завод в Филях, где строила и продавала советским ВВС свои морские и сухопутные разведчики Ю-20 и Ю-21.
На том же заводе, но уже в 1929-1932 гг. было налажено производство первого советского бомбардировщика ТБ-1 (АНТ-4). В его основу КБ Туполева была положена цельнометаллическая конструкция с гофрированной обшивкой, применявшаяся "Юнкерсом" на бомбардировщике ЮГ-1 и других своих самолетах.
Стоит ли удивляться, что «союз униженных» в 30-е гг. ХХ в., по мере формирования тоталитарных режимов, стал превращаться в «союз мстительных». Закономерным итогом этой трансформации стал советско-германский пакт о ненападении 23 августа 1939 г., известный как пакт Молотова-Риббентропа.
20 августа 1939 г. А. Гитлер, фюрер нацистской Германии, обратился  с посланием к генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И. Сталину. В нем говорилось, что в любой день может разразиться кризис, в который окажется вовлеченным Советский Союз, если он не решиться на подписание с Германией договора о ненападении.
Комментируя факт подписания советско-германского пакта о ненападении, Вячеслав Молотов, нарком иностранных дел СССР, в разговоре с французским послом подчеркнул, что советское правительство и после подписания пакта будет твердо придерживаться линии на сохранение мира и сопротивление агрессии. Однако последующие события: так называемый «освободительный поход» Украинского фронта С. Тимошенко на земли Западной Украины, принадлежавшие Польше; заключение Договора о дружбе и взаимной границе 28 сентября 1939 г. с Германией, - опровергли это утверждение.
Заключая пакт о ненападении, Советский Союз обрекал на уничтожение такое европейское государство, как Польша. Но, главное, он развязывал руки А. Гитлеру для войны на западе, против Франции и Великобритании.
Итак, по мнению нашей команды, во времена Веймарской республики и нэпа в СССР советско-германский союз сложился как «союз униженных». В 30-е гг., с формированием тоталитарных режимов, он перерос в «союз мстительных». Мы считаем, что опосредованная вина за развязывание Второй мировой войны лежит как на Советском Союзе, так и на странах Антанты, которые своим желанием «наказать бошей» толкнули их в объятия большевиков, пробудили жажду реванша.


[1] Веймарская республика — германское государство в 1919—33 гг., которое в соответствии с конституцией Германии, принятой 31 июля 1919 г. в Веймаре Национальным собранием было конституировано в форме демократической парламентской федеративной республики. В условиях обострения левого и правого политического радикализма, а также роста сепаратизма и ослабления централизма (Бавария и др.) в Веймарской республике в 1919—1923 гг. развивалась галопирующая инфляция, возник острый экономический кризис.
[2] США отказались от участия


.

Немає коментарів:

Дописати коментар