понеділок, 17 листопада 2014 р.

Конспект урока для 6-х кл. Всемирная история. Древний Египет 2



Тема урока: Строительство пирамид (Джосер, Хеопс).
Классы: 6-А, 6-Б, 6-В, 6-Г кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
1.Называть основные периоды истории Древнего Египта (Древнее царство), сооружения пирамид.
2.Показывать на карте территориальные границы и основные центры Древнего Египта (столица Древнего царства – г. Мемфис)
3.Использовать и пояснять на примерах понятия «государство», «фараон», «налоги и повинности», «чиновник»,  «вельможа»
4.Описывать деятельность исторических личностей (Джосер, Хеопс)
5.Оценивать вклад египетской цивилизации в мировую культуру.
Тип  урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
I.                   Организационный момент
II.                Сообщение темы, дидактической цели урока
III.             Актуализация опорных знаний учащихся
IV.              Изучение нового учебного материала.
Форма работы: в парах
Методический прием: «Читаем в парах – обобщаем в парах»
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект:
Дата
Личности
3100 г.до н.э. -2500 г.до н.э.
Древнее царство
2650 г.до н.э.
Строительство пирамиды Джосера
2589-2566 гг.до н.э.
Правление фараона Хуфу (Хеопса)
Дополнительная информация
Период правления III - VIII династий называется  Древним царством.
В додинастический период в Египте были распространены погребальные сооружения, которые были позже названы мастаба (в переводе с арабского - скамья). Это были прямоугольные сооружения, сужающиеся к верху. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Мастаба представляла собой кирпичную надстройку над скрытым под поверхностью захоронением. Иногда она сооружалась из плит известняка. Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров - вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нище сооружалась "ложная дверь" - якобы вход в мастаба. В этой нище был специальный плоский жертвенник, на котором родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. В специальном помещении (сердабе) хранились скульптурные портреты умершего. Они были как бы заместителями мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. На стенах мастаба обычно наносились различные художественные изображения; это была как бы жизнь умершего в рисунках. Перед захоронением тело умершего бальзамировалось.
После объединения Египта фараоны захотели чем - то выделить свои погребения от погребений своих подданных. Появились так называемые ступенчатые пирамиды. Самая древняя пирамида такого типа - это ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера. (около XXVIII (28) в. до н.э.). Древнеегипетский зодчий Имхотеп поставил друг на друга шесть мастаба: на большую мастаба ставилась меньшая мастаба. Фараон мог быть доволен, его гробница отличалась от всех других гробниц.
Как только строительство пирамиды подошло к концу, Имхотепа сразу же провозгласили мудрецом и начали оказывать ему самые высокие почести наравне с богами. А в эпоху Птоломеев египтяне почитали его еще и как бога медицины
Высота пирамиды Джосера соответствует современному двадцатиэтажному дому - 61 м, а длина одной из сторон составляет 125 м - это больше, чем длина футбольного поля.
Возведение столь огромного сооружения было сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, огромный вес камней требовал твердого основания: почва под пирамидой не должна была просесть, поплыть, сдвинуться, чтобы не обрушилась сама пирамида. Поэтому в основании пирамиды Джосера - скала. 
Однако с выравниванием поверхности скалы связана вторая трудность. Как без экскаваторов и даже без железных орудий труда выровнять твердую поверхность площадью 1,5 га? Очевидно, египтянам пригодилось умение разрушать твердый камень с помощью огня, воды и диоритовых молотов, которое было накоплено раньше. Для строительства пирамиды Джосера ровная площадка была создана почти без подсылки, без подкладки камней, т. е. срезанием всех выступов над заранее установленной горизонтальной отметкой. По-видимому, нивелирование (выравнивание поверхности) было произведено с помощью стоек с нанесенными иа них метками и устройства, состоявшего из треноги, горизонтальной рейки, образующей основание треугольника, и грузика, свисающего из его вершины. Зная, что ежегодно после разлива Нила египтяне проводили работы, связанные с разбивкой полей, мы можем предположить, что при строительстве пирамиды Джосера был  использован накопленный земледельцами опыт.
В-третьих, подошва пирамиды Джосера ориентирована по сторонам света. Но как египтяне смогли сделать это, не имея компаса? По-видимому, жрецы долго и с одной точки наблюдали за восходов и заходом избранной звезды Сириус. Они отмечали на стене-экране пункты восхода и захода Сириуса. Разделив расстояние между отметками пополам, они получали направление север - юг с точностью в доли градуса.
 После того, как пирамида Джосера была сооружена, неизвестный зодчий догадался заполнить промежутки между ступенями-мастаба.
Об упрочении власти фараона в Древнем Египте свидетельствуют самые высокие пирамиды, возведенные в Гизе царями IV династии -- Хуфу (греческ. - Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином или Менкенрой).
Пирамида фараона Хуфу (Хеопса) была сооружена в 27-26 вв. до н. э. архитектором Хемиуном. Высота пирамиды Хеопса - 146 метров, длина стороны основания - 230 метров. На ее сооружение ушло 2.300.000 каменных блоков, каждый из которых весом 2,5 тонн. Однако 146 м высоты пирамиды – это предположения историков. В настоящее время  верхняя часть пирамиды Хеопса, её края и поверхности большей частью разобраны и уничтожены. И высота  пирамиды составляет 137 метров.
Древнегреческий историк Геродот сообщал, что эта пирамида строилась 20 лет и на ее строительстве было занято около 100.000 человек, которые сменялись каждые три месяца.
Основание пирамиды покоится на природном скальном возвышении высотой в центре около 9 м. Первоначально пирамида была облицована более твердым, чем основные блоки, белым песчаником. Верх пирамиды венчал позолоченный камень — пирамидион. Облицовка сияла на Солнце персиковым цветом, словно «сияющее чудо, которому сам бог Солнца Ра, казалось, отдал все свои лучи». В 1168 г. н. э. арабы разграбили и сожгли Каир. Жители Каира сняли облицовку с пирамиды, для того чтобы построить новые дома.
Вход в пирамиду Хеопса первоначально находился с северной стороны, на уровне 13-го ряда гранитных плит. Вход образуют каменные плиты, уложенные в виде арки. Этот вход в пирамиду был заделан гранитной пробкой. Сейчас этот вход в Пирамиду Хеопса закрыт. Попасть внутрь египетской пирамиды Хеопса можно по лазу, оставленному древними грабителями. Узкий коридор ведет сначала почти горизонтально поверхности внутрь пирамиды, затем постепенно поднимается все выше и выше. По нему попадаешь в камеру супруги фараона, которая находится в середине пирамиды Хеопса, приблизительно в 120 метрах от ее вершины. Вернувшись немного назад и поднявшись по узкой деревянной лестнице в гранитную галерею, уходящую под углом 30 градусов, оказываешься в погребальной камере, где и находится саркофаг Хеопса.
Пирамида Хафры (греческ. - Хефрена) - вторая по величине древнеегипетская пирамида. Она расположена рядом с Великим Сфинксом, а также пирамидами Хеопса (Хуфу) и Микерина в Гизе. Построенное в середине XXVI  (26) в. до н.э. сооружение имеет основание размером 215,3 × 215,3 м и высоту 143,5 м. В древности оно носило название Урт-Хафра («Хафра велик» или «Почитаемый Хафра»).    
Хотя пирамида Хафры и уступает размерами пирамиде его отца Хуфу, но её положение на более высоком холме и её более крутой склон делают её достойной соперницей Великой Пирамиды. Погребальная камера расположена под пирамидой. К ней вел довольно высокий проход, облицованный гранитными плитами. Кровлю камеры обеспечивал свод на стропилах. Прямоугольный классической формы саркофаг Хафра из великолепно отшлифованного гранита был размещен в облицовке погребальной камеры. Ниша для каноп, размещенная около саркофага Хафра, была новшеством, которое станет распространенным в более позднее время. Ныне эта пирамида находится в хорошем состоянии, хотя её размеры несколько уменьшились, и составляют на сегодняшний день 210,5 × 210,5 м и выс. 136,5 м.  На 45 м высоте у самой вершины пирамиды Хафра видны плиты известняка, которыми в древности было покрыто все сооружение. Также в древности пирамида была увенчана розовым гранитным пирамидионом, который сейчас утерян.
Пирамида Хафра была одним из элементов заупокойного комплекса погребальных сооружений, который включал в себя маленькую пирамиду-спутницу, вероятно построенную для супруги Хафра, стену ограждения, заупокойный храм, дорогу, храм в долине и порт на р. Нил. Современное состояние сохранности комплекса позволяет сказать, что все его элементы были завершены. Храмы Хафры, ставшие образцами для фараонов Древнего царства, были построены из многотонных блоков гранита и известняка. Каменные блоки у входа в его заупокойный храм достигают в длину 5,45 м и весят до 42 тонн. Это были обширные здания: 113 м на 49 м — заупокойный храм, и 45 м на 50 м — храм в долине, сохранившаяся высота которого в настоящее время составляет 13 м. Учитывая найденные фрагменты, общее количество скульптурных произведений нижнего храма Хафра насчитывает более 200 статуй. Среди них — знаменитая замечательно сохранившася статуя царя, выполненная из темно-зеленого диорита. Правитель гордо восседает на троне с нарядным платком на голове и змеей-уреем на лбу, а позади него реет соколоподобный бог Хор.   
Рядом с долинным храмом при пирамиде Хафра возвышается Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный из скалы. Предположительно лицо Большого Сфинкса является портретом самого Хафра. Для самих древних египтян Большой Сфинкс был воплощением бога Хорэмахета («Хора в горизонте»), по-гречески Хармахиса
Пирамида Менкаура — самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём в 260000 м³ составляет только десятую часть объема пирамиды Хуфу: это был конец эпохи больших пирамид. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: вероятно, первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса II гетере Родопис.    Несмотря на небольшие размеры пирамиды (считающиеся признаком упадка), по свидетельствам очевидцев, пирамида Менкаура была прекраснейшей из всех пирамид. Тщательность исполнения, привнесенная в строительство царской пирамиды, является другим свидетельством этого стремления к качеству исполнения. Примерно на треть своей высоты пирамида, названная Нечери-Менкаура («Божествен Менкаура»),  была облицована красным асуанским гранитом, дальше его сменяли белые плиты из турского известняка, а вершина, по всей вероятности, тоже была красная гранитная. Такой пирамида оставалась на протяжении четырёх тысячелетий, пока в начале XVI века мамлюки не сняли облицовку. Выбор для облицовки пирамиды гранита, по преимуществу материала защитного, быть может, делал бесполезным сооружение огромной пирамиды для защиты царской мумии. С точки зрения архитектоники не было необходимо возводить очень высокую пирамиду, так как погребальная камера отныне располагалась на уровне земли, а после Хуфу идею высотного расположения камер уже не воплощали, вероятно, из-за технических трудностей подъема блоков перекрытия погребальной камеры. Пирамида Менкаура является отображением завершения этой эпохи, но она, в частности, выражает и начало другой эпохи, во время которой размеры пирамид обрели стандарт. В самом деле, начиная с царствования Менкаура, высота пирамид стабилизируется и отклонения редко превышают двадцать метров.    
Для скульптур из заупокойного храма Менкаура также характерно высочайшее качество художественного исполнения. Её лучшими образцами были статуи из грауваки, среди которых — новый тип скульптурной группы: триады. Заупокойные комплексы у подножия пирамид (поминальные храмы, соединённые длинными крытыми коридорами с входными павильонами, величественная фигура сфинкса, строгие ряды мастабаобразных гробниц придворных) отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.
Как же строились пирамиды? Как только на престол всходил новый фараон, то он сразу начинал готовиться к смерти, строить свое заупокойное жилище - пирамиду. В горах начинали заготавливать каменные блоки. Сверху в камне высверливались отверстия по периметру будущего блока и в них вбивались деревянные брусья. Брусья каждый день поливались водой, дерево разбухало и камень трескался по нужному периметру. Затем блок длительное время очень тщательно обрабатывался (шлифовался), и затем его начинали транспортировать к месту постройки пирамиды. Тянули его люди на специальных деревянных полозьях. Животные почти не применялись. Для более быстрой транспортировки к пирамиде от места добычи камня прокладывалась дорога. Когда на место доставлялись первые камни, из них складывался первый ряд. Затем он засыпался песком таким образом, чтобы на поверхности оставался верх первого ряда. Затем по песчаной насыпи доставлялся второй ряд блоков. Так, с каждым рядом все выше и выше становилась песчаная насыпь. Каменные блоки устанавливались с большой точностью. Между ними нельзя было даже просунуть лезвие ножа. Как только пирамида была готова, ее покрывали гранитными или известняковыми плитами и убирали песчаную насыпь.
Религиозные верования египтян в эпоху Древнего царства
В эпоху Древнего царства господствующее положение в египетском пантеоне занимал бог Ра, культовый центр которого располагался в Гелиополе. Солярная идеология отразилась и в титулатуре фараонов, когда при V-й династии в нее был включен  эпитет «сын Ра». Развитие религиозной мысли древних египтян нашло отражение в «Текстах пирамид», выгравированных на стенах погребальных камер в пирамидах царей V и VI династий. В целом «Тексты пирамид» состоят из архаических текстов, заклинаний, заговоров и изречений, целью которых было обеспечение благополучной загробной жизни фараона в кругу богов на небе. «Тексты пирамид» и росписи стен рассказывают нам о верованиях египтян.
Фараон умер – его покинула душа Ба. Теперь ему суждено удалится в Дуат и стат Осирисом. Но это будет через 70 дней, ведь именно столько времени боги Исида, Нефтида и Анубис собирали части тела бога плодородия Осириса, убитого злым богом пустыни Сетом. Очевидно, что период в 70 дней связан со звездой Сириус, появлявшейся через 70 дней после захода.
После оплакивания мертвое тело на погребальной ладье перевозили на западный берег Нила в Дом Золота - мастерскую бальзамировщиков. Бальзамировщиков было пятеро: Анубис – очевидно, жрец в маске шакала; ему помогали Хапи, имеющий голову павиана, Дуамутеф, имеющий голову шакала, Кебехсенуф с головой сокола и Имсет с человеческой головой. Сперва они омывали тело нильской водой, при этом оно становилось Саху - священной частью необходимой для дальнейшего воскресения. Затем парасхит (наемник для вскрывания тел) вскрывал кремневым ножом Саху и изгонялся из Дома Золота. Затем «боги» извлекали внутренности и опускали их в канопы (священные сосуды, заполненные снадобьями и отварами). Канопы делались в виде статуэток Хапи, Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета. Закрыв канопы, «боги»-бальзамировщики обрабатывали тело Саху снадобьями из трав и благовоний и туго пеленали матерчатыми бинтами.
Через 70 дней погребальная процессия, оглашая Западный берег Нила плачем и стонами, проходила к гробнице. Над мумией совершали последний обряд - « отверзание уст». Этот обряд символизировал и повторял приход Гора к телу Осириса. Согласно верованиям египтян сын Осириса Гор дал отцу проглотить свой глаз, и Осирис восстал из мертвых. Во время обряда «Гор» - жрец в маске сокола касался губ мумии  жезлом с наконечником в виде головы барана. Египтяне верили, что в этом наконечнике находился Ба, так что этот обряд возвращал умершему его Ба и воскрешал его для жизни в Дуате.

Тема урока: Расцвет и упадок Египта в ІІ тыс. до Р. Х. Хатшепсут. Тутмос ІІІ. Рамзес ІІ.
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
1.Называть основные периоды истории Древнего Египта (Новое царство), хронологические границы расцвета и упадка государства в Древнем Египте
2.Показывать на карте территориальные границы и основные центры Древнего Египта (столица Нового царства – г. Фивы), направления завоевательных походов Тутмоса ІІІ та Рамзеса ІІ
3.Использовать и пояснять на примерах понятия «государство», «фараон», «налоги и повинности», «чиновник»,  «вельможа»
4.Описывать  деятельность исторических личностей Хатшепсут, Тутмоса ІІІ та Рамзеса ІІ
5.Оценивать вклад египетской цивилизации в мировую культуру.
Тип  урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока
V.                 Организационный момент
VI.              Сообщение темы, дидактической цели урока
VII.           Актуализация опорных знаний учащихся
VIII.        Изучение нового учебного материала.
Форма работы: в парах
Методический прием: «Читаем в парах – обобщаем в парах»
Уважаемые учащиеся! Запишите в конспект:
Дата
Личности
2050-1750 гг.до н.э.
Среднее царство
1580-1085 гг.до н.э.
Новое царство
1482 г.до н.э.
битва Тутмоса ІІІ с сирийскими князьями у Мегиддо
1330 г.до н.э.
религиозная  реформа  Эхнатона
1275 г.до н.э.
война Рамзеса ІІ с хеттами
1050 г.до н.э.
распад Египта
525 г.до н.э.
завоевание  Египта  персами

Дополнительная информация
Хатшепсут - единственная в истории Египта женщина-фараон, пятый правитель XVIII династии эпохи Нового царства. 
Датировка династии является предметом дискуссий. Традиционная хронология, основанная на некоторых астрономических данных, позволяет отнести ее ко времени примерно между 1575 и 1350 до н.э. Иная хронологическая система базируется на соответствиях в описании событий египетскими источниками и Библией, и по ее данным династия относится к более позднему периоду - приблизительно 1025-800 до н.э.
Правление XVIII династии следует за мрачным временем гиксосского владычества. Хатшепсут, внучка прародительницы династии, царицы Яхмос-Нофретари, была дочерью и избранной преемницей Тутмоса I, фараона, восстановившего влияние Египта в Палестине и Сирии.
Правление Хатшепсут началось после смерти ее отца (ок. 1525 до н.э.), хотя фараоном считался ее болезненный сводный брат и муж Тутмос II. Спустя примерно десять лет Тутмос II умер, и Хатшепсут присвоила себе регалии фараона - бороду и корону. Ее молодой пасынок Тутмос III вступил в брак с юной дочерью царицы, Хатшепсут II, и стал ее младшим соправителем.
Источники считают важнейшим деянием Хатшепсут грандиозное путешествие по морю и суше в богатую и изысканную страну, именуемую "Пунт", или "Божья земля" (его библейской параллелью является рассказ о посещении Соломона царицей Савской, которая в рассказе об Иосифе названа властительницей Египта и Эфиопии). Поминальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, в котором она оставила описание своего похода в Пунт, возможно, величайший из шедевров египетской архитектуры. Его строитель Сенмут был ближайшим советником царицы и наставником ее младшей дочери Нефруры.
Во время своего правления Хатшепсут опиралась главным образом на жречество бога Амона. Она не вела войн: при ней были почти утрачены владения Египта и Палестине и Сирии.
После 22 лет пребывания на престоле фараонов Хатшепсут была свергнута Тутмосом III. Неизвестно, была ли она при этом убита или (как повествует эфиопская традиция) подверглась изгнанию. Ее гробница не содержит захоронения, как и расположенная поблизости от нее гробница Сенмута. По указанию Тутмоса III на статуях Хатшепсут была сколота лицевая часть, уничтожены были и некоторые из надписей с ее жизнеописанием.
Тутмос III (тронное имя Менхеперра) - египетский фараон, шестой правитель XVIII династии (ок. 1504-1450 гг. до н.э.). 
Тутмос III был сыном фараона Тутмоса от наложницы по имени Исида. Наследование в период XVIII династии осуществлялось по материнской линии, так что по рождению он не мог претендовать на престол. Законная линия престолонаследия восходила к Хатшепсут - дочери Тутмоса и сестре (жене) Тутмоса II. Когда Тутмос II умер (ок. 950 или 1350 до н.э.), Хатшепсут, которая в то время уже фактически правила страной, приняла титул фараона. Поскольку пребывание женщины на престоле было для Египта фактом беспрецедентным, Хатшепсут, по-видимому, сочла целесообразным женить своего юного племянника на собственной дочери - Хатшепсут II, сделав малолетнего Тутмоса номинальным, но не имеющим реальной власти соправителем.
На 22-м году правления Хатшепсут была свергнута в результате государственного переворота и убита или изгнана. Тутмос при поддержке группировки, возглавляемой верховным жрецом по имени Менхеперра-сенеб и высшим вельможей Рехмира, сделался единовластным правителем.
В 1482 г. Тутмос III быстро собрал армию и нанес поражение сирийско-палестинским войскам при Мегиддо, присоединив к своей империи почти всю Сирию. Затем он нанес сокрушительный удар могущественнму царству Митанни на левом берегу Евфрата. Надписи сообщают, что победа досталась Тутмосу III легко благодаря тому, что «между азиатами начались раздоры». Действительно, через 14 лет после того, как «царица, правившая Египтом и Эфиопией», посетила Соломона, Израильско-Иудейское государство распалось на Иудею (включая Иерусалим), управляемую Ровоамом, и на основную часть страны, которой правил Иеровоам - союзник Египта. Тутмос захватил в Палестине огромную добычу, включая убранство пышного храма в Кадеше (это слово означает «священный» и употребляется в Библии как одно из обозначений Иерусалима). Оставленное им описание этой добычи в точности совпадает с описанием убранства Соломонова храма в книге Царств, 6:7 и во II книге Паралипоменон, 3:4 (в Библии ограбивший храм фараон именуется Сусаким или Шишак). Но гораздо более ценными для Египта были многочисленные искусные мастера, приведенные в качестве пленников, и дань, которую Тутмос собирал во время ежегодных походов в Палестину и Сирию на протяжении последующих 17 лет.
В дальнейшее Тутмос III продолжил завоевание Нубии (на юге), но основное внимание стал уделять управлению своими владениями. Памятником его процветающему правлению стали сооружения храма Амона-Ра в Карнаке.
Битва при Мегиддо
Во время правления Хатшепсут, не видя египетской армии в течение многих лет, сирийские князья стали постепенно проявлять мятежный дух.  Не опасаясь мести со стороны фараонов, царь Кадеша, некогда, вероятно, верховный правитель всей Сирии и Палестины, подтолкнул князей всех городов Северной Палестины и Сирии к образованно большой коалиции. «И вот от Иразы (в Северной Иудее) до болот земли (Верхнего Евфрата) они начали возмущение против его величества». Против Египта выступило и большое царство Митанни на восточном берегу Евфрата.
Свергнув (убив или изгнав) Хатшепсут, в конце 22 года царствования Тутмос III выступил в поход в Сирию. Он отправился из Джару, крайнего египетского города на северо-восточной границе. Спустя 9 дней он достиг Газы, в 160 милях от Джару. Пройдя Шефелах (Южная Сирия и Палестина) и приморскую равнину, он пересек долину Шарона и остановился лагерем в Ихме, городе на южных склонах Кармельского хребта.
Тем временем армия азиатских союзников под предводительством царя Кадеша передвинулась на юг и заняла сильную крепость Мегиддо на северных склонах Кармельского хребта. Это место представляло собой не только сильное укрепление, но занимало также важную стратегическую позицию, господствовавшую над дорогой из Египта к Евфрату.  
Когда Тутмос III узнал, что враги занимают Мегиддо, он созвал совет из своих военноначалников, чтобы выбрать наиболее подходящий путь для перехода через Кармельский хребет. Существовали три дороги, годные для армии, идущие из Иехема через горы: одна по прямой линии от Аруны до ворот Мегиддо, и две, представлявшие обход в ту и другую сторону. Тутмос предпочел прямой путь тогда как его военноначальники настаивали на том, что другие пути более широки, тогда как средний узкая горная тропа. «Разве лошадь не будет идти за лошадью — спрашивали они — а также и человек за человеком? Не должен ли будет наш авангард сражаться в то время, как наш арьергард еще будет стоять в Аруне?» Эти рассуждения показывали хорошее военное понимание опасностей, представляемых тропой, но Тутмос дал непреложную клятву, что он пойдет на врагов кратчайшей дорогой и что они могут за ним следовать или нет, если им угодно. Чтобы не быть захваченным врасплох, а также чтобы возбудить храбрость своей армии, фараон лично стал во главе колонны, поклявшись, что никто не будет впереди него, но что он пойдет «сам во главе своей армии, указывая путь собственными своими шагами». После непродолжительного перехода египетское войско столкнулся с неприятелем. Будь последний многочислен, войско фараона пострадало бы ввиду сделанного им длинного и трудного перехода по узкой горной дороге. К счастью, проход расширился, и египетское войско смогло развернуться в расстилавшейся за ним долине. Сирийцы, таким образом, потеряли несравненный случай разбить войско фараона по частям. По-видимому, они находились слишком далеко на юго-востоке, чтобы быстро стянуть свои силы и направить их против его узкой колонны в то время, когда она выходила из гор. Тутмос разбил лагерь на равнине под Мегиддо и отдал приказ по всей армии быть готовым к битве наутро.
Рано утром на следующий день Тутмос отдал приказ построиться и выступить в боевом порядке. На блестящей колеснице из сплава золота и серебра он занял свое место в центре. Чтобы защитить свою крепость, сирийцы врезались между войском Тутмоса и городом, откуда выступили вспомогательные силы. Царь немедленно атаковал их, руководя нападением лично «во главе своей армии». «Царь сам вел свою армию, мощный во главе ее, подобный языку пламени, царь, работающий своим мечом. Он двинулся вперед, ни с кем несравнимый, убивая варваров, поражая Ретену, уводя их князей живыми в плен, их колесницы, обитые золотом, вместе с их лошадьми». Неприятель при первом же натиске обратился в бегство. «Они бежали сломя голову в страхе к Мегиддо, бросая своих лошадей и свои колесницы из золота и серебра, и жители втаскивали их наверх, таща их за их одежду в город; жители города заперлись от них и спускали одежды, чтобы втащить их в город. И если бы только армия его величества не увлеклась расхищением вещей неприятеля, она овладела бы Мегиддо в тот момент, когда побежденного презренного царя Кадеша и побежденного презренного царя города (Мегиддо) второпях втаскивали на стену, чтобы они могли попасть в город». Но дисциплина не удержала египтян от грабежа.. «Тогда были захвачены их лошади, колесницы из золота и серебра составили добычу... Их бойцы лежали распростертыми, как рыбы, на земле. Победоносная армия его величества обходила кругом, считая добычу и свои доли. И вот была захвачена палатка того презренного врага (царя Кадеша), в которой находился его сын... Вся армия ликовала, воздавая хвалу Амону за победу, дарованную им своему сыну... Они принесли добычу, которую они взяли, состоящую из рук (отрезанных у убитых), живых пленников, лошадей, колесниц, золота и серебра».
Ясно, что во время беспорядочного бегства лагерь царя Кадета попал в руки египтян, и они принесли фараону его богатую и роскошную обстановку. Но Тутмоса не могли удовлетворить эти победы. Он видел только то, что было упущено. «Если бы вы вслед за этим взяли город, — сказал он своим войскам, — то я сделал бы сегодня (богатое приношение) Ра, потому что вождь каждой страны, которая восстала, находится в нем и потому что взятие тысячи городов — вот что такое пленение Мегиддо». Вслед за этим фараон отдал приказ немедленно обложить город. «Они смерили город, окружив его оградой, возведенной из зеленых стволов всех излюбленных ими деревьев, его величество находился сам на укреплении к востоку от города, осматривая, что было сделано». Тутмос с гордостью заявляет после своего возвращения в Египет: «Амон отдал мне все союзные области Джахи, заключенные водном городе... Я словил их в одном городе, я окружил их толстой стеной»..
Жители Мегиддо не выдержали осады. Запасы, нужные на ее время осады, не были сделаны, и голод стал свирепствовать в обложенном городе. Мегиддо сдался. Его жители обратились к фараону: «Дай нам возможность принести твоему величеству дань». Затем они пришли, неся то, что принадлежал им, дабы выказать покорность славе его величества, дабы вымолить дыхание ноздрей своих у величия его могущества». «Тогда, — говорит Тутмос, — мое величество повелело дать им дыхание жизни».
Как ни велика была добыча, взятая на поле битвы, нельзя было сравнивать с богатствами, ожидавшими фараона в завоеванном городе. 924 колесницы, включая те, которые принадлежали царям Кадеша и Мегиддо, 2238 лошадей, около 2000 голов крупного скота и 22 500 голов мелкого скота, великолепная домашняя обстановка царя Кадеша, и в том числе его царский скипетр, серебряная статуя, быть может, его бога и статуя его самого из слоновой кости, покрытая золотом и ляпис-лазурью. Прежде чем уйти, армия сняла также жатву с полей вокруг Мегиддо, и собрала более 113000 четвериков.
Возвратясь в Египет, Тутмос III отдал жрецам бога Амона обширные земли в Верхнем и Нижнем Египте, снабдив их огромными стадами и множеством рабов  из числа своих азиатских пленников. По его приказу было перестроено древнее святилище Амона в Карнаке, тем более что с главного зала его отца Хатшепсут сняла крышу, чтобы поставить свои обелиски. В восточной части святилища был построен большой зал. Этот зал назывался «Менхеперра (Тутмос III) славен в памятниках» — имя, которое он носил еще 650 лет спустя. Вокруг него было расположено около полусотни залов и покоев. Среди них, на южной стороне, был зал для заупокойной службы по предкам фараона. В покое, находившемся за этим залом, царь «приказал начертать имена своих отцов, умножить приношения им и сделать статуи всех их тел». Эти имена составили длинный список на стенах, сохраняемый теперь в Парижской Национальной библиотеке.

Рамзес II – египетский фараон, представитель XIX династии.
Отец Рамзеса  II   Рамзес I был стар и царствовал недолго. Его сын Сети I, свергнутый Рамзесом II, окончательно утратил завоевания фараонов XVIII династии в Сирии, куда из Малой Азии пришли новые завоеватели – хетты.  Сети заключил мир с царем хеттов Метеллой, признав его право на владение Сирией.
Рамзес II, чтобы подтвердить свое право править Египтом, должен был отвоевать Сирию. Военный план Рамзеса был сходен с планом его великого предка Тутмоса III: он решил сначала овладеть берегом, чтобы использовать в качестве базы один из его портов и располагать быстрым и легким сообщением с Египтом по воде. Источники ничего не сообщают о его операциях в первую кампанию, когда этот замысел был приведен в исполнение. Мы имеем лишь немое свидетельство плиты из известняка, высеченной на скале, обращенной лицом к реке, вблизи Бейрута, но она так испорчена временем, что можно прочитать лишь имя Рамзеса II и дату «год четвертый». Следовательно, именно в этом году Рамзес продвинулся вдоль финикийского берега. К несчастью Для Рамзеса, время, необходимое на продвижение к Финикии,  дало хеттскому царю Метелле возможность сосредоточить все наличные ресурсы. Вассальные цари со всей его обширной империи были обязаны доставить вспомогательные отряды в его армию. Мы находим среди них старых сирийских врагов Египта: царей Нахарины, Арвада, Кархемиша, Коде, Кадеша, Нугеса. Угарита и Алеппо. Метелла употребил запасы своей сокровищницы на подстрекание наемников из Малой Азии и с островов Средиземного моря. Таким путем Метелла собрал армию более многочисленную, чем любая из тех, с которыми когда-либо приходилось встречаться египтянам. По своей численности она была огромной для тех времен, включая, вероятно, не менее 20 000 воинов.
Рамзес со своей стороны также деятельно вербовал наемников: нубийцев,  неких «шерденов». Как свидетельствуют анналы, Рамзес мобилизовал «свою пехоту, свои колесницы и шерденов». Фараон разделил эти войска на четыре отряда, называвшиеся каждый по имени одного из великих богов – Амона, Ра, Птаха и Сутеха (Сета) – и сам принял личное командование над отрядом Амона.
В конце апреля пятого года своего царствования (1288 г. до н. э.), с прекращением дождей в Сирии, Рамзес выступил из Джару во главе своих войск. Отряд Амона, в котором находился фараон, составлял авангард, а другие отряды – Ра, Птаха и Сутеха (Сета) – следовали за ним в перечисленном порядке. Какую дорогу через Палестину избрал Рамзес, теперь невозможно определить, но когда египтяне достигли области Ливана, они шли по приморскому пути вдоль финикийского берега, потом повернули вглубь Сирии,  в долину Оронта, и, продвинувшись вдоль этой реки на север разбили лагерь. На расстоянии одного дня пути от лагеря египтян находился Кадеш с его укреплениями.

Утром Рамзес снял лагерь и, став во главе отряда Амона, приказал остальным войнам следовать за собою вниз к переправе через Оронт в Шабтуне. Когда египтяне достигли переправы, появились два местных бедуина, утверждавших, что они дезертировали из неприятельского войска и что хеттский царь отступил на север в область Алеппо. Рамзес легко поверил этой сказке, немедленно переправился через реку с отрядом Амона и быстро двинулся вперед, в то время как отряды Ра, Птаха и Сутеха остались далеко позади. Желая достичь Кадеша и начать осаду в тот же день, фараон даже опередил отряд Амона и, не имея впереди себя авангарда, в сопровождении одних только дворцовых войск приблизился около полудня к Кадешу. Тем временем хеттский царь Метелла построил свои войска в боевом порядке на северо-западе от Кадеша, и Рамзес, не подозревая об опасности, шел навстречу всей хеттской армии в то время, когда большая часть его войска растянулась по дороге. Лукавый Метелла, видя, что фараон поверил подосланным к нему бедуинам,  решил использовать удобный случай. Он не сразу атаковал Рамзеса, но при приближении фараона к городу перебросил всю свою армию на восточный берег реки, так, чтобы его войска не могли быть замечены египтянами. Когда хетты обогнули город с восточной и юго-западной стороны, они охватили войска Рамзеса с флангов, что в будущем сулило блестящую победу и полное уничтожение египетской армии. Египетские силы были разделены в это время на две далеко отстоящие друг от друга части: около Кадеша находились два отряда, Амона и Ра, в то время как далеко на юге отряды Птаха и Сутеха еще не переправлялись через реку в Шабтуне. Отряд Сутеха находился так далеко позади, что о нем ничего не было слышно, и он не принимал участия в битве этого дня. Рамзес остановился на северо-западе от города, на небольшом расстоянии от хеттской  армии и, вероятно, в том самом месте, которое последняя занимала незадолго до этого. Здесь он разбил лагерь сейчас же после полудня, и вскоре подошедший отряд Амона расположился бивуаком вокруг его палатки. Лагерь был окружен баррикадой из щитов, и, когда прибыл обоз с провиантом, быки были освобождены от ярма, и двуколками была заграждена одна сторона лагеря. Утомленные войска отдыхали, задав корму лошадям и приготовляя пищу, когда два азиатских шпиона были пойманы и признались, что Метелла и вся его армия были спрятаны позади города. Обеспокоенный этим молодой фараон быстро собрал своих военачальников и чиновников, с горечью упрекал их в неспособности обнаружить вовремя присутствие врага и приказал привести отряд Птаха. В это же время с отрядом Ра произошла катастрофа: «явился хеттский царь со своими многочисленными сторонниками, бывшими вместе с ним; они перешли вброд (через Оронт) на юг от Кадеша», «они появились с южной стороны от Кадеша, и они прорвали отряд Ра в его центре, в то время как он двигался вперед, не зная и не будучи готов к битве».
Современный военный критик едва ли мог бы лучше описать в одной фразе то, что случилось. Атаковавшие силы состояли сплошь из колесниц, и маршировавшая пехота Рамзеса была приведена нападением в полное расстройство. Южная часть дезорганизованного отряда была полностью уничтожена, остальные же воины бежали к северу, по направлению к лагерю Рамзеса, в полном беспорядке, потеряв многих пленными. Фараон впервые узнал об ужасном разгроме, увидев паническое бегство остатков уничтоженного отряда, в числе которых были два его сына. Они перепрыгнули через баррикаду в пораженный неожиданностью лагерь, настигаемые хеттскими колесницами, преследовавшими их по пятам. Тяжеловооруженная гвардия Рамзеса быстро сбросила с колесниц и убила нападавших, но за первым натиском на нее обрушилась масса более чем из 2500 азиатских колесниц. Когда хетты напали на египетскую позицию, их фланги быстро развернулись в ту и другую сторону и охватили лагерь Рамзеса. Отряд Амона, усталый после долгого форсированного перехода, в совершенном изнеможении, без оружия и без офицеров, был настигнут как лавиной, в то время как бежавшие остатки отряда Ра метались по лагерю.. Разгром был полный. Египетские источники восхваляют мужество Рамзеса II, которій, не колеблясь ни минуты, решил прорваться, чтобы соединиться с южными колоннами. Имея при себе одно только дворцовое войско, ближайшую свиту и офицеров, он вскочил на ожидавшую его колесницу и смело бросился навстречу хеттским преследователям, в то время как они врывались в его лагерь с западной стороны. Метелла, стоявший на противоположном берегу с восемью тысячами пехоты, видел, как несколько из его офицеров, его личный писец, возничий, начальник телохранителей и, наконец, его собственный брат были сметены нападением фараона. Но не храбрость фарфона, а случай спас єгиптян от гибели. Их лагерь попал в руки хеттов, которые, сойдя со своих колесниц, забыли всякую дисциплину, как только принялись грабить богатую добычу. В то время, как они были этим заняты, на них неожиданно напал отряд Рамзеса, пришедший, может быть, с морского берега для соединения с его армией в Кадеше. Грабившие лагерь азиаты были застигнуты врасплох и убиты все до одного. Неожиданное нападение Рамзеса на берегу реки и внезапное избиение, произведенное «рекрутами», должны были значительно ослабить пыл хеттской атаки, благодаря чему фараон мог оправиться. Наконец, на исходе томительного дня, когда солнце склонялось к закату, подошел отряд Птаха. Очутившиеся между двух вражеских линий хеттские колесницы были загнаны в город, вероятно, со значительными потерями, но источники не позволяют проследить заключительные эпизоды битвы. С наступлением ночи враг укрылся в городе, и Рамзес был спасен. Выйдя из опасного положения, в которое его завлекла поспешность, Рамзес очень гордился своими подвигами под Кадешем. Во всех своих важнейших постройках по всему Египту он снова и снова описывал то, что казалось ему него раболепным придворным наиболее важными эпизодами битвы. На храмовых стенах в Абу-Симбеле, в Дерре, в его погребальном фиванском храме Рамессеуме, в Луксоре, Карнаке, Абидосе и, вероятно, в других строениях, ныне погибших, его художники выполнили обширный ряд рельефов, рисующих лагерь Рамзеса, прибытие его спасавшихся бегством сыновей, яростную атаку фараона вниз к реке. II
Несмотря на активные военные действия на севере, в Сирии, Рамзес не забывал о южных границах Египта. В Нубии было воздвигнуто не менее шести новых храмов великим богам Египта Амону, Ра и Птаху. Из нубийских святилищ Рамзеса наиболее уникальным является большой храм в скалах Абу-Симбела, Ни одни посетитель храма в Абу-Симбеле никогда не забудет торжественного величия уединенного святилища, взирающего на реку из темных скал.
V.Домашнее задание
1.Объединение Египта в единое государство произошло в
А. 3500 г. до н.э.  Б. 3000 г. до н.э.  В. 2500 г. до н.э. Г. 2000 г. до н.э.
2.Какой египетский фараон добился наибольшего расцвета могущества Египетского государства, превращения его в мировую державу?
А. Тутанхомон   Б. Тутмос III  В. Нармер    Г.Эхнатон
3.Богом подземного царства у египтян был:
А. Осирис  Б. Гор  В. Сет   Г. Исида
4.Установите соответствие между названием сословия в Древнем Египте и краткой характеристикой его положения в обществе:
1.Жрецы
А. «Живые мертвые», бесправное сословие, рассматриваемое как собственность его хозяев
2. Вельможи
Б. Сословие образованных людей, которые трудились при храмах и дворцах, составляя документы
3.Писари
В. Сословие, ответственное за правильное проведение религиозных церемоний
4. Рабы
Г. Сословие, которое проживало в городе и занималось изготовлением ремесленных изделий

Д.Самое привилегированное сословие, приближенное к фараону

5.Установите хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта:
А. Правление Тутмоса III
Б. Войны Рамзеса II с Хеттским царством
В. Объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство
Г. Религиозная реформа Эхнатона.
6.Когда произошло событие, описанное в источнике: «Они бежали сломя голову в страхе к Мегиддо, бросая своих лошадей и свои колесницы из золота и серебра, и жители втаскивали их наверх, таща их за их одежду в город; жители города заперлись от них и спускали одежды, чтобы втащить их в город. И если бы только армия его величества не увлеклась расхищением вещей неприятеля, она овладела бы Мегиддо в тот момент, когда побежденного презренного царя Кадеша и побежденного презренного царя города (Мегиддо) второпях втаскивали на стену, чтобы они могли попасть в город».


7.Выполните задания, используя картосхему.
7.1.Обозначьте территорию Египта во времена Древнего царства. Какой город был тогда столицей?
7.2.Обозначьте территорию Египта во времена Нового царства. Какой город был тогда столицей?
7.3.Почему Египет называют «даром Нила»?
8.Дайте развернутый ответ на вопрос, используя приведенный план.
Какую роль в мировой истории играло Египетское государство?
8.1.Что привело к возникновению государства в Египте?
8.2.Каких успехов достигли египтяне в хозяйствовании?
8.3.Какие события привели к превращению Египта в мировую державу?

Немає коментарів:

Дописати коментар