пʼятниця, 14 листопада 2014 р.

Конспект урока для 11-х кл. Всемирная история, Канада



Тема «США и Канада в 1945 – начале ХХІ в.»
Класс: 111-А, 11-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112

Тема урока: Канада во ІІ пол. ХХ в. – в нач. ХХІ в.

Ожидаемые результаты:

Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:

1.Характеризовать положение Канады в послевоенный период.

2.Пояснять понятие  «проблема Квебека».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Литература:

Ход урока

I. Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний учащихся (тема «Доминион Канада в первой половине ХХ в.»)

Форма работы: коллективная

Метод.прием: беседа

 

1.Как изменился статус доминиона Канада в межвоенный период?

Предполагаемый ответ: В межвоенный период был завершен переход к политической самостоятельности Канады. Вестминстерский статут 1931 года объявил Канаду полностью равноправной и независимой во внешней и внутренней политике. Корону представлял генерал-губернатор.

 

2. Охарактеризуйте политическую систему, существовавшую в Канаде в 20-30-е гг. ХХ в.

Предполагаемый ответ: в Канаде сложилась двухпартийная система.  В 1930-1935 гг. у власти стояли консерваторы во главе с Ричардом Бедфордом Беннеттом. Затем в 1935-1948 гг. у власти находилась либеральная партия во главе с Макензи Кингом. Консерваторы и либералы представляли в основном интересы англо-канадского населения. Что касается интересов франко-канадцев, то в их защиту выступал Национальный союз под руководством Мориса Дюплесси (Квебек).

 

3.Какую внутреннюю политику проводило правительство консерваторов во главе с Беннетом в начале 30-х гг. ХХ в.?

Предполагаемый ответ: Правительство консерваторов во главе с Ричардом Бедфордом Беннетом (1930-1935) выдвинуло программу реформ, получившую название «канадского нового курса» (по аналогии с «новым курсом» Рузвельта). Правительство Беннетта выделило деньги для организации общественных работ и оказания содействия провинциям и муниципалитетам. По настоянию Беннета парламент Канады принял законы о кредитовании фермеров, социальном страховании и страховании по безработице, минимальной зарплате и ограничении продолжительности рабочего дня.

Для того, чтобы иметь деньги на финансирование социальных программ, правительство Беннета существенно увеличило тарифы.

Были созданы крупные государственные корпорации: национальный банк «Бэнк оф Канада», радиовещательная компания «Си-Би-Си».

Однако либеральная оппозиция выступила против «нового канадского курса» Беннета, объявив его неконституционным превышением полномочий федерального правительства.

 

4.Охарактеризуйте внутреннюю политику либералов во главе с Макензи Кингом (1935–1948).

Предполагаемый ответ: Либеральное правительство Макензи Кинга создало специальную комиссию по вопросу о взаимоотношениях между федерацией и провинциями, которая представила в 1940 г. доклад, рекомендовавший усилить роль федерального правительства в экономике страны, а также возложить на него ответственность за социальное обеспечение в национальных масштабах. Были приняты поправки к Акту о Британской Северной Америке, согласно которым федеральное правительство получило право на создание национальной системы страхования по безработице.

 

5.Какое участие принимали граждане Канады во Второй мировой войне?

Предполагаемый ответ:

Накануне Второй мировой войны федеральное правительство Канады проводило изоляционистский курс, выступая против участия в усилиях по установлению коллективной безопасности в рамках Лиги Наций. Однако после объявления Великобританией войны Германии в сентябре 1939 г. специальная сессия канадского парламента приняла аналогичное решение.

При населении 12 млн. чел. Канада мобилизовала 1 млн. чел. Канадские войска участвовали в боевых действиях в Европе и Азии, их потери составили 42 тыс. человек. Неоднократно поднимался вопрос о введении всеобщей воинской повинности. Плебисцит, проведенный в апреле 1942 г., выявил, что эта мера поддерживается англо-канадским, но отвергается франко-канадским населением. В ноябре 1944 г. правительство приступило к принудительному набору солдат.

Власти Канады установили контроль над военным производством. В военной промышленности работало более 1 млн. человек. Также был введен государственный контроль над ценами и зарплатой.

Хотя экономика Канады в годы Второй мировой войны быстро росла, в то же время увеличилась ее зависимость от США.

Укреплялись военно-политические связи с США. В 1940 г. президент США и премьер-министр Канады подписали соглашение в Огденсберге о совместном планировании обороны Североамериканского континента.

 

III. Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопрос. Найдите отличия в природе, архитектуре городов Канады:

1


 

2


Комментарий: Не правда ли, на первый взгляд отличий нет. И тем не менее на первом снимке – англоязычная столица Канады Оттава, на втором снимке – центр франкоязычной провинции Квебек.

Одной из основных проблем Канады является сегодня проблема Квебека – франкоязычной провинции, значительная часть населения которой поддерживает идею отделения от остальных 9 англоязычным провинций страны. Их интересы выражает Квебекская партия, которая на протяжении второй половины ХХ в. ведет курс на отделение провинции от федерального центра (суверенитисты).


Корни проблемы Квебека глубоко уходят в историю. Франция утратила провинцию Квебек в ХVIII  в., после поражения в Семилетней войне, но население Квебека сберегло французский язык и свои культурные особенности, верность католической церкви.

Долгое время население Квебека жило в бедности, а ресурсы региона принадлежали англо-канадцам  и американцам.

В 60-х роках ХХ в. эта ситуация стала меняться. К власти в провинции пришли молодые либералы. В ходе реформ, прозванных  «Тихой революцией» вся полнота власти в Квебеке перешла в руки франко-канадцев. Из относительно отсталого региона Квебек превратился в индустриально развитую часть Канады. В 1974 г. французский язык стал единственным официальным языком провинции.

Серьезные изменения в политической и повседневной жизни привели к тому, что англо-канадцы стали в массовом порядке уезжать из Квебека. Франко-канадцев в Квебеке насчитывается более 80 % населения.

 

Англо-канадцы составляют меньшинство населения (8 %) Квебека, в то время как в 1950-х гг. – 25 %.

30 октября 1995 г. был  проведен второй по счету референдум о незавсимости Квебека. В голосовании приняло участие 96% населения Квебека.  За независимость  высказалось 49,53% избирателей, против - 50,47% .

Квебек остался в составе Канады, но минимальный перевес противников независимости стал тревожным сигналом для федерального правительства.

Как вы думаете, какие меры оно предприняло для сохранения Квебека в составе Канады?

IV. Изучение нового учебного материала.

4.1. Канада второй половины 1940-х – конца 1960-х гг.

Форма работы: групповая

Метод.прием: «Диалог»(самостоятельная работа с информационными карточками)

Задание: заполнить тематическую таблицу, в том числе:

Группа 1 – либеральные правительства Макензи Кинга и Луи Сен-Лорана

Группа 2 – правительство консерваторов Джона Дифенбейкера

Группа 3 – либеральное правительство Лестера Пирсона

Дата

Премьер-министр

Партия

Внутренняя политика

Внешняя политика

Проблема Квебека

 

 

 

 

 

 

 

Образец итогового документа:

Группа 1

Дата

Премьер-министр

Партия

Внутренняя политика

Внешняя политика

Проблема Квебека

1935-1948

Макензи Кинг

Либераль-ная партия

1.Активная социальная политика,  установление пенсий престарелым.

2.Вхождение  в состав Канады Ньюфаундленда (1948 г.).

3.Централизация государственной власти:

3.1.Отмена закона о мерах военного времени, но в ходе переговоров с представителями провинциальных правительств федеральное правительство на 3 года сохранило полномочия контроля и регулирования.

3.2.Принятие Акта о канадском гражданстве (1947 г.)

3.3. Верховный суд Канады стал высшей апелляционной инстанцией

Ориентация на США.

Решение о передаче американской компании права на строительство газопровода из Альберты.

 

1948–1957

Луи Сен-Лоран

Группа 2:

Дата

Премьер-министр

Партия

Внутренняя политика

Внешняя политика

Проблема Квебека

1957-1963

Джон Дифенбейкер

Консер ваторы

Обещания: 1)развивать экономику Севера, 2)сократить экономическое неравенство между провинциями, 3)  усовершенствовать систему социального обеспечения.

Действия: продолжение  практики «выравнивающих» федеральных дотаций и увеличения доли провинций в поступлениях от подоходного налога

Результат: 1) рост инфляции и девальвация канадского доллара, 2)увеличение безработицы

Обешания: преодолеть зависимость от экономики США с целью недопущения превращения Канады в «49-й штат»

Действия:

1.Новые рынки сбыта для канадской пшеницы в СССР

2.Отказ от присоединения к Организации американских государств (ОАГ) под эгидой США

3.НО: Соглашение о создании Объединенного командования противовоздушной обороны Североамериканского континента (с США, 1958 г.)

Квебек освобожден от обязательного участия в федеральных программах социального обеспечения (в пенсионной программе). Квебек получает средства из федерального бюджета.

 

Группа 3:

Дата

Премьер-министр

Партия

Внутренняя политика

Внешняя политика

Проблема Квебека

1963-1968

Лестер Пирсон

Либералы

1.Принятие закона о государственном медицинском страховании

2.Введение нового канадского флага. НО:

Дефицит государственного бюджета перекладывается на рядовых граждан:

3.Повышение налогов с личного дохода при сокращении налогов  на корпорации.

 

Ориентация на США (80% капиталовложений из-за рубежа).

Курс на «тихую дипломатию», т.е. Канада играет роль посредника в международных отношениях.

 

1.Создание комиссии для изучения проблем двуязычия и сосуществования двух культур 2.Обещания признать равенство французского и английского языков как официальных на федеральном уровне, а также в провинциях Квебек, Нью-Брансуик и Онтарио

Дополнительная информация:

Социально-экономическое развитие Канады во второй половине 40-х – 60-е гг. ХХ в.

Во второй половине 40-х – 60-е гг. ХХ в. в Канаде бурно развивались добывающая промышленность, энергетика, транспорт, однако некоторые сельскохозяйственные районы переживали упадок.

Однако  кризисы перепроизводства приводили к спадам 1948–1949 гг., 1953–1954 гг. и 1957–1961 гг.

В 1939–1967 гг. ВНП Канады вырос с 6 млрд. до 62 млрд. долл. В результате чего Канада вошла в число индустриально развитых стран.

В 1941–1968 гг. население Канады выросло с 11,5 млн. человек до 20 млн. человек. 2 млн. из этого прироста приходились на иммигрантов, большинство из которых приезжало из европейских стран и селилось в городах.

Факторами, способствовавшими ускоренному развитию послевоенного хозяйства Канады, стали:

1)Ориентация канадской экономики на удовлетворение спроса США на сырье.

2)Приток американского капитала

Экономика Канады все больше интегрировалась с американской. США стали главным источником иностранных инвестиций и основным торговым партнером, на долю которого в конце 1950-х гг. приходилось 70% канадского импорта, 60% экспорта и более 75% иностранных капиталовложений. Более половины предприятий обрабатывающей промышленности принадлежало или контролировалось корпорациями США; еще значительнее была доля США в горнодобывающей промышленности и разработке природных ресурсов. В 1947 г. был принят план министра финансов Канады Д.Эббота, предусматривавший переход страны от всестороннего развития обрабатывающей промышленности и торговли со всеми странами к расширению добычи сырья, необходимого США. Был отменен закон о государственной монополии на разведку и добычу урана; в этой области, как и в нефтедобыче, утвердились американские компании.

Политическое развитие Канады во второй половине 40-х – 50-е гг. ХХ в.

Правительство либералов возглавлял до 1948 г. Макензи Кинг, в 1948–1957 - Луи Сен-Лоран. Оно продолжило активную социальную политику (в частности, установило пенсии престарелым).

В 1949 г. в состав Канады в качестве провинции вошел Ньюфаундленд.

Закон о мерах военного времени был отменен после Второй мировой войны, но переговоры представителей федерального и провинциальных правительств выявили невозможность возвращения к прежнему распределению полномочий. Они закончились компромиссным соглашением о том, что федеральное правительство на 3 года сохраняло полномочия контроля и регулирования, а также концентрировало налоговые поступления в обмен на субсидии провинциям и помощь им в осуществлении социальных программ. Провинции сохранили полномочия увеличивать местные налоги, распоряжаться ресурсами и т.д.

Укрепляя политическую и культурную независимость, власти страны в 1947 г. ввели Акт о канадском гражданстве. В 1949 г. парламент получил право вносить дополнения в конституцию. Верховный суд Канады стал высшей апелляционной инстанцией. На пост генерал-губернатора был впервые назначен канадец Винсент Мэсси (1952–1959). Для поддержки развития канадской культуры, науки и образования правительство учредило Канадский совет.

Власти Канады ориентировались на партнерство с предпринимателями и профсоюзами. Тем не менее, во второй половине 1940-х годов число забастовок росло, особенно в Квебеке, где их активно подавляло провинциальное правительство Дюплесси.

Либералы выиграли парламентские выборы в 1953 г., но в последующие годы их авторитет стал падать. Широкие круги общественности были недовольны растущей экономической зависимостью от США. Возмущение вызвало решение правительства предоставить американской компании право на строительства газопровода из Альберты. Фермеров беспокоило хроническое перепроизводство в сельском хозяйстве и отсутствие действенной помощи со стороны правительства. В 1957 г. консерваторы одержали победу на выборах, призывая не допустить превращения Канады в «49-й штат США». Они обещали развивать экономику Севера, сократить экономическое неравенство между провинциями и усовершенствовать систему социального обеспечения. Лидер партии Джон Дифенбейкер возглавил правительство меньшинства, зависевшее от поддержки Партии социального кредита, занимавшей правые позиции. Досрочные выборы 1958 принесли правительству Дифенбейкера (1957–1963) абсолютное большинство голосов избирателей и мест в Палате общин.

Однако выполнить свои обещания консерваторам не удалось. Пытаясь добиться большей экономической независимости, правительство сумело найти новые рынки сбыта для канадской пшеницы, в основном в странах советского блока. Но обещание переключить 15% объема внешней торговли Канады с США на Великобританию оказалось неосуществимым. Во внешней политике также в целом сохранялась прежняя ориентация. В 1958 г. Канада заключила с США соглашение о создании Объединенного командования противовоздушной обороны Североамериканского континента (НОРАД); часть ВВС страны поступала под американское командование. Но канадское правительство, несмотря на давление из Вашингтона, так и не присоединилось к Организации американских государств (ОАГ) и отказалось прервать дипломатические и торговые отношения с Кубой Фиделя Кастро. На конференции стран Содружества в 1959 г. канадский премьер добился осуждения политики апартеида в Южной Африке.

Неудачными оказались и другие направления политики консерваторов. Для широкомасштабного освоения Севера не хватало средств и людей. Возрастание расходов федерального правительства на государственное предпринимательство, социальные нужды и т.д. не позволило Дифенбейкеру сдержать обещание защитить права провинций, и он продолжал практику «выравнивающих» федеральных дотаций и увеличения доли провинций в поступлениях от подоходного налога.

Экономические трудности, рост инфляции и девальвация канадского доллара (1962), увеличение безработицы подрывали популярность консерваторов. На выборах 1962  г. консерваторы утратили абсолютное большинство в парламенте. На следующий год Палата общин выразила правительству Дифенбейкера вотум недоверия. Были назначены новые выборы. Премьер-министр сделал ставку на лозунг отказа Канады от собственного ядерного оружия, либералы, напротив, высказывались за ядерное вооружение. Завоевав в парламенте относительное большинство мест, либералы вернулась к власти. Либеральное правительство меньшинства возглавил Лестер Пирсон (1963–1968).

Кабинет Пирсона, выигравший также выборы в 1965 г., предпочитал не предпринимать существенных изменений в политике. Среди достижений его правительства были принятие закона о государственном медицинском страховании и введение нового канадского флага. Столкнувшись с экономическими трудностями в конце 1960-х, либеральное правительство повысило налоги с личного дохода, но сократило налог на корпорации. Бюджетный дефицит стал хроническим.

В области внешнеэкономических отношений вновь возросла ориентация на США, на долю которых приходилось теперь 80% капиталовложений из-за рубежа. Во внешней политике Канада следовала курсу на «тихую дипломатию», стремясь играть роль посредника в международных отношениях.

Проблема Квебека

В значительной степени деятельность правительства сковывалась обострением квебекской проблемы, где среди франкоязычных канадцев росло недовольство действиями федерального  правительства. В 1960 г. к власти в провинции пришло новое, реформистски настроенное руководство либералов во главе с Жаном Лесажем. Оно начало осуществление т.н. «тихой революции» – программы реформ в области экономики, политики и образования с целью модернизации экономики и поддержки франко-канадской культуры. Были расширены государственный сектор в хозяйстве и социальные функции государства, началась реформа образования и секуляризации просвещения (избавление от влияния церкви).

В ответ на требования о представлении Квебеку большей автономии, федеральное правительство согласилось освободить Квебек от обязательного участия в некоторых федеральных программах социального обеспечения (например, в пенсионной программе). Вместо этого провинция получала средства, которые могла использовать сама. Однако «особый статус» Квебека вызвал раздражение англоязычных канадцев. В то же время, в Квебеке набирало силу движение франко-канадцев, требовавших полной независимости. В 1963 г. в англоязычных кварталах Монреаля было устроено несколько взрывов.

Созданная правительством Пирсона комиссия для изучения проблем двуязычия и сосуществования двух культур рекомендовала признать равенство французского и английского языков как официальных на федеральном уровне, а также в провинциях Квебек, Нью-Брансуик и Онтарио. Но это не могло удовлетворить стороны. В 1966 г. партия Лесажа потерпела поражение на выборах в Квебеке. К власти в провинции вернулся радикально настроенный Национальный союз, а сторонники продолжения реформ, национализации в экономике и политической независимости Квебека образовали «Движение Суверенитет – Ассоциация» во главе с Рене Левеком.

 

4.2.«Эра Трюдо» (конец 1960-х – середина 1980-х гг.).

Форма работы: индивидуальная / коллективная

Метод.прием: защита опережающего домашнего задания

Задание учащимся: на основании сообщений одноклассников о деятельности Трюдо продолжать заполнение тематической таблицы

Образец заполнения:

Дата

Премьер-министр

Партия

Внутренняя политика

Внешняя политика

Проблема Квебека

1968–1979

1980-1984

Пьер Элиот Трюдо

Либе ралы

Обещания: противостоять национализму в Квебеке и сохранить федеративное государство

Проблемы: рост инфляции и безработицы

Действия:

1.Освобождение от уплаты налогов лиц с низкими доходами

2.Повышение пенсий и пособий с учетом инфляции

3.Введение контроля над ценами на некоторые продукты питания и бензин, организации общественных работ и т.д.

3.Введение контроля над ценами во время кризиса 1974-1975 гг. В 80-е гг. ХХ в.:

 «Канадизация» энергетики (самообеспечение страны нефтью и установление контроля канадского капитала над энергетическими компаниями).

Результаты:

В  1980-е гг. рост инфляции (11% в год) и безработицы (13% в 1982 г.)

1.Сокращение канадского участия в НАТО.

2.Отказ от ядерных вооружений

3.Установление дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой. 4.Ослабление экономической зависимости от США (1971 г. – государственная «Корпорация развития Канады» для финансового контроля над иностранными компаниями)

1.Принятие закона об официальных языках (1969 г.,  равенство английского и французского во всех звеньях федерального государственного аппарата)

2.Создание министерства регионального экономического развития (финансовая помощь экономике Квебека)

НО после терактов Радикального Фронта освобождения Квебека

3.Принятие закона о мерах военного времени (до 1971 г.)

В 70-е гг.:

принятие закона о французском языке, обязывавшего все крупные фирмы в Квебеке пользоваться французским языком, а всех переселенцев посылать своих детей во франкоязычные школы.

В 80-е гг.:

Принятие Билля о правах, который включал гарантии для англоязычных жителей Квебека и франкоязычных жителей других провинций получать образование на своем родном языке (ратифицирован Великобританией в 1982 г.).


Дополнительная информация:

В 1968 г. после отставки Пирсона правительство Канады возглавил новый лидер либералов Пьер Эллиот Трюдо, обещавший противостоять шовинистическому национализму и сохранить федеративное государство. На выборах в том же 1968 году либералы впервые за долгие годы завоевали абсолютное большинство в Палате общин.

Правительство Трюдо (1968–1979) попыталось ослабить остроту квебекского вопроса. В 1969 г. был принят закон об официальных языках, который провозглашал равенство английского и французского во всех звеньях федерального государственного аппарата, применение двуязычия в районах, где число говорящих на втором языке превышает 10%, а также изучение французского языка чиновниками. Было создано также министерство регионального экономического развития, причем основная доля расходуемых им средств пошла на мероприятия в Квебеке. В результате противостояние между англоязычными и франкоязычными канадцами ослабло, и в 1970 г. либералы во главе с Робером Бурасса, убежденным сторонником канадского федерализма, пришли к власти в провинции Квебек.

Однако закон о двуязычии вызвал открытое недовольство властей западных провинций и не удовлетворил франко-канадских националистов. Радикальный Фронт освобождения Квебека организовал ряд покушений, включая похищение английского торгпреда Д.Кросса и убийство министра труда провинции П.Лапорта. Федеральное правительство ввело в действие закон о мерах военного времени, направило в Квебек войска и произвело сотни арестов. Чрезвычайное законодательство было отменено только в 1971 году.

Во внешней политике Трюдо наполовину сократил канадское участие в НАТО, отказался от ядерных вооружений и установил дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. Стремясь ослабить экономическую зависимость от США, правительство создало в 1971 г. государственную «Корпорацию развития Канады», чтобы осуществлять финансовый контроль над важнейшими иностранными компаниями в стране и направлять капиталовложения в такие области, как разведка природных богатств. Для приобретения канадских предприятий иностранными фирмами требовалось согласие правительства, а правительственные службы обязаны были контролировать их финансовую документацию.

В условиях значительного роста инфляции и безработицы на рубеже 1960–1970-х кабинет Трюдо пытался добиться стабилизации цен и уговорить профсоюзы умерить требования о повышении зарплаты. Однако профсоюзы отказались сотрудничать с правительственной комиссией по ценам и доходам. Нарастала волна стачек. Социально-экономические трудности и нерешенность национальных проблем привели к тому, что на выборах 1972 г. либеральная партия вновь утратила абсолютное большинство в парламенте. Новый кабинет провел ряд популярных мер, включая освобождение от уплаты налогов лиц с низкими доходами, повышение пенсий и пособий с учетом инфляции, введение контроля над ценами на некоторые продукты питания и бензин, организации общественных работ и т.д. Одновременно были предоставлены новые льготы бизнесу. Все это позволило либералам  вновь выиграть парламентские выборы в 1974 г.

В условиях экономического кризиса 1974–1975 гг. правительство Трюдо ввело в 1975 г. контроль над ценами и доходами, который действовал до 1978 г. Если рост зарплаты удалось сдержать, то цены, инфляция и безработица продолжали расти, что вызвало широкое недовольство в стране. Попытка побудить профсоюзы сотрудничать в смешанных органах сотрудничества государства, предпринимателей и рабочих не удалась.

Конфликт по поводу официального языка в Квебеке разгорелся с новой силой после появления закона, обязывавшего обучать французскому языку детей всех иммигрантов, кроме тех, родным языком которых является английский. На провинциальных выборах 1976 г. победила сепаратистская Квебекская партия, лидер которой Рене Левек пообещал провести референдум по вопросу об отделении Квебека от Канады (при сохранении «экономической ассоциации» между ними). Был принят закон о французском языке, обязывавший все крупные фирмы в Квебеке пользоваться французским языком, а всех переселенцев посылать своих детей во франкоязычные школы.

В 1979 г., когда инфляция увеличилась до 9%, а число безработных достигло 1 млн., либералы проиграли федеральные парламентские выборы. Относительное большинство в Палате досталось консерваторам, и их лидер Джо Кларк сформировал правительство меньшинства. Оно просуществовало всего несколько месяцев и пало, когда парламент отверг проект бюджета. После новых выборов в 1980 г. либералы во главе с Трюдо вернулись к власти (1980–1984). Они сделали упор на «канадизации» энергетики, пытаясь добиться самообеспечения страны нефтью и установить контроль канадского капитала над рядом крупнейших энергетических и других компаний страны. Правительство стремилось поддерживать цены на нефть внутри Канады на более низком уровне, чем на мировом рынке, но под давлением провинциального правительства Альберты вынуждено было повысить их до 75% мировых. В условиях экономического кризиса и депрессии начала 1980-х кабинет Трюдо пошел на дальнейшее ограничение роста заработной платы и сокращение расходов на социальные нужды. Эти меры не могли предотвратить рост инфляции (11% в год) и безработицы (13% в 1982) и вызвали многочисленные забастовки и протесты.

Одной из главных задач своего правительства Трюдо считал разрешение конституционного вопроса. После того, как на референдуме в Квебеке в 1980  г. 2/3 участников высказалось против отделения от Канады, правительство предложило проект новой конституции страны взамен Акта о Британской Северной Америке 1867 г. Первоначальный проект был отвергнут всеми провинциями, за исключением Онтарио и Нью-Брансуика. Однако в 1981 г. все провинции, кроме Квебека, пришли к соглашению с федеральным правительством. По условиям соглашения, внесение любой поправки в конституцию должно получить одобрение не менее чем 7 провинций, население которых составляет не менее 59% населения страны; кроме того, провинция могла не применять поправку на своей территории при условии, что она берет на себя финансовые последствия такого отказа. Билль о правах включал гарантии для англоязычных жителей Квебека и франкоязычных жителей других провинций получать образование на своем родном языке. В таком виде проект был одобрен парламентом и ратифицирован Великобританией в 1982 г.

В 1984 г. под давлением экономических проблем Трюдо ушел в отставку, передав пост премьер-министра либералу Джону Тернеру. Но на досрочных выборах победили консерваторы, завоевавшие 211 мест в Палате из 282. Новое канадское правительство возглавил лидер консерваторов Брайан Малруни (1984–1993).

 

4.3.Канада в конце ХХ – начале XXI в

Форма работы: коллективная

Метод.прием: лекция

Задание: во время лекции учащиеся продолжают заполнять таблицу

Образец заполнения:

Дата

Премьер-министр

Пар тия

Внутренняя политика

Внешняя политика

Проблема Квебека

1984–1993

Брайан Малруни

Консерваторы

1.Сокращение бюджетного дефицита 2.Повышение конкурентоспособности канадских предприятий.

3.Отказ от вмешательства в деятельность частных фирм

4.Приватизация государственных предприятий и корпораций (транспорт, телекоммуникации и финансовый сектор). Результаты:

рост национального дохода в 1984–1988 гг. - 3% в год

 

Отмена ограничений на участие иностранного капитала в канадских корпорациях и использовании энергетических ресурсов

1989 г. – подписание соглашения о свободной торговле с США 1992 г. -Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) при участии Канады, США, Мексики

Обещание предоставить Квебеку  статус «отдельного сообщества» в составе Канады и особых прав. Однако соглашение не  ратифицировано всеми провинциями

1992 г. – референдумо предоставлении Квебеку статуса «отдельного сообщества» (54% участников – против). Результат: особый статус Квебеку не предоставлен

 

1993-2003

Жан Кретьен

Либе ралы

1.Продолжение жесткого курса, направленного на сокращение высокого государственного долга, снижение бюджетного дефицита. 2.Сокращение государственных расходов н здравоохранение, образование и социальное обеспечение

3.Уменьшение числа государственных служащих. 4.Приватизация компании «Канадские национальные железные дороги» (1995 г.) и местных аэропортов.

Вступление в силу договора НАФТА (с 1994 г.)

 Вторая половина 1990-х гг. – «рыбная война» (разногласия по квотам на рыбную ловлю у берегов Аляски).

1999 г. - соглашение о квотах на лов рыбы.

 

1997 г. – Декларация Калгари (призыв глав правительств 9 из 10 провинций, кроме Квебека, к сохранению единства

1998 г. - Верховный суд, по ходатайству федерального правительства, отверг право Квебека на одностороннее объявление независимости правительства Квебека. 1999 г. – заявление премьер-министра Канады Кретьена о готовности начать переговоры о предоставлении независимости Квебеку, при условии, что большинство населения провинции выскажется за это на референдуме и будут соблюдены критерии, сформулированные Верховным судом.

Дополнительная информация:


Консервативный кабинет во главе с Брайоном Малруни (1984–1993) сделал упор на сокращение бюджетного дефицита и повышение конкурентоспособности канадских предприятий. Он отказался от вмешательства в деятельность частных фирм и провел приватизацию многих государственных предприятий и корпораций. Правительство отказалось от регулирования транспорта, телекоммуникаций и финансового сектора. Социальные программы были значительно урезаны. Рост национального дохода в 1984–1988 гг. составлял около 3% в год. Но в 1990–1993 гг. страна вновь переживала спад производства.

Б.Малруни стремился укрепить экономические и политические связи с США. Его кабинет отменил ряд ограничений на участие иностранного капитала в канадских корпорациях и использовании энергетических ресурсов и, одновременно, способствовал увеличению объема канадских инвестиций за границей. В 1988 г. он начал переговоры о заключении договора о свободной торговле с США. Оппозиция подвергла этот план резкой критике, но на парламентских выборах 1988 г. консерваторы смогли сохранить большинство в парламенте, и в 1989 г. соглашение было подписано. В декабре 1992 г. Малруни и президенты США и Мексики подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

В попытке найти компромисс с Квебеком, Б. Малруни договорился с властями провинции о предоставлении ей статуса «отдельного сообщества» в составе Канады и особых прав. Однако соглашение не было ратифицировано всеми провинциями в предусмотренный срок (Ньюфаундленд отверг его, а Манитоба отложила обсуждение). В 1992 г. статус «отдельного сообщества» для Квебека был согласован на конференции глав правительств провинций и территорий и лидеров партий в Шарлоттауне и вынесен на референдум. Однако 54% участников проголосовало против. Соглашение так и не вступило в силу.

Введение с 1 января 1991 г. федерального налога на все товары и услуги вызвало широкое недовольство правительством Б. Малруни. Он оставил руководство партией консерваторов. Новым лидером партии была избрана Ким Кемпбелл, министр обороны в правительстве Малруни. 25 июня 1993 г. она стала преемником Б. Малруни на посту премьер-министра. Но на всеобщих выборах 25 октября 1993 г. консерваторы потерпели поражение, получив всего 2 места в Палате общин. Либералы под руководством Жана Кретьена из Квебека, обещавшие создать рабочие места путем расширения общественных работ, а также добиться пересмотра договора о свободной торговле с США и Мексикой, одержали убедительную победу. На второе место вышел сепаратистский Квебекский блок, на третье – Партия реформ, образованная недовольными консерваторами провинции Альберта. 4 ноября 1993 г. Жан Кретьен занял пост премьер-министра страны (до 2003 г.).


Хотя либералы резко критиковали экономическую политику Б. Малруни, они продолжили проведение жесткого курса в этой области, ссылаясь на необходимость сократить высокий государственный долг, снизить бюджетный дефицит и выплачивать проценты по долгам. Они пошли на сокращение государственных расходов, в первую очередь – на здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Поскольку большую часть этих расходов несли на себе провинциальные органы власти, то руководству страны было значительно проще сокращать федеральные ассигнования на эти нужды, предоставляя властям провинций возможность самим справляться с возникающими трудностями и недовольством на местах. Было сокращено число лиц, имеющих право на страховку по безработице, уменьшено число государственных служащих. Продолжалась политика содействия приватизации государственных предприятий. Правительство пошло на приватизацию компании «Канадские национальные железные дороги» (1995 г.) и ряда местных аэропортов.

 Вопреки обещаниям, либеральное правительство не стало пересматривать договор НАФТА, и он вступил в силу в 1994 г.. Однако во второй половине 1990-х гг. в отношениях с США возникло напряжение в связи с развитием канадско-кубинских отношений, введением американских санкций против канадских фирм, торгующих с Кубой и разногласиями по вопросу о квотах на рыбную ловлю у берегов Аляски. «Рыбная война» завершилась в 1999 г. соглашением о квотах на лов рыбы.

2 июня 1997 г. в Канаде состоялись досрочные выборы в парламент. Основная предвыборная полемика свелась к вопросам обеспечения интересов регионов, эффективности экономики и сохранения единства страны. Либералы, чьим оплотом явилась провинция Онтарио, завоевали 155 из 301 места в нижней палате, роль главной оппозиционной партии с 60 местами досталась консервативной Партии реформ, которая заняла преобладающие позиции в Британской Колумбии и Альберте. В Квебеке победил Квебекский блок (44 мест). Следующие выборы в ноябре 2000 г. вновь принесли победу либералам, завоевавшим 172 места; на второе место вышел Канадский альянс, образованный в 2000 г. в результате слияния Партии реформ и части консерваторов (66 мест). Правительство Кретьена оставалось у власти до 2003 г.
В декабре 2003 г. в Канаде произошла смена руководства: новым лидером либералов и премьер-министром стал Пол Мартин. Существенные изменения заметны и в лагере оппозиции. В 2004 г. воссоединилась Консервативная партия. Лидером новой партии был избран Стивен Харпер. 28 июня 2004 г. состоялись федеральные выборы. Либералы набрали 36.7% голосов, а консервативная партия набрала 29,6% голосов. Хотя либералы не получили парламентского большинства, им удалось сформировать правительство меньшинства. Премьер-министром снова стал Пол Мартин.В ноябре 2005 г. лидер консервативной партии Харпер и глава новодемократической партии Дж.Лейтон объявили вотум недоверия правительству. Это было связано с результатами расследования скандала финансирования консервативной партии, проводившегося комиссией Гомери,. Были сделаны выводы о коррупции партии. 23 января 2006 г. состоялись парламентские выборы. Наибольшее число кресел заняла Консервативная партия Канады, набрав 36,3 %голосов. Либералы получили 30,2 %. Было сформировано правительство меньшинства Консервативной партии. Харпер стал новым премьер-министром. Более чем 12-летнее правление либералов было прервано.
14 октября 2008 г. прошли федеральные выборы. Победу одержала правящая партия консерваторов. С.Харпер был переизбран премьер-министром. 25 марта 2011 правительство С.Харпера ушло в отставку, в связи с вынесенным вотумом недоверия. 1 мая 2011  г.прошли парламентские выборы. Консервативная партия одержала уверенную победу и получили 167 мест в парламенте из 308. Главной оппозиционной партией стала левая «Новая демократическая партия», набрав 102 места. Либеральная партия потерпела поражение, получив всего лишь 34 места.
Проблема Квебека

В сентябре 1994 г. на парламентских выборах в Квебеке вновь победила Квебекская партия, выступавшая за отделение провинции от Канады, и новый глава провинциального правительства Жак Паризо пообещал добиться независимости Квебека. 30 октября 1995 г. был организован второй референдум об отделении, в этот раз за независимость высказались 49,4% участников. Незначительное большинство (в том числе, за счет национальных меньшинств) проголосовало против. Паризо подал в отставку и был заменен на посту главы правительства лидером Квебекского блока Люсьеном Бушаром. Стремясь воспользоваться результатами референдума, канадский парламент принял закон о предоставлении Квебеку права «отдельного сообщества», но этот жест остался во многом символическим. В сентябре 1997 г. главы правительств 9 из 10 провинций (всех, кроме Квебека) подписали призыв к сохранению единства Канады (Декларация Калгари). Подчеркнув равенство всех провинций, они вновь признали «своеобразие» Квебека, которое должно отразиться в конституционном компромиссе. В августе 1998 г. Верховный суд, по ходатайству федерального правительства, отверг право Квебека на одностороннее объявление независимости, выдвинув ряд критериев для проведения переговоров об отделении. В ноябре 1998 г. на провинциальных выборах либералы опередили сторонников независимости – Квебекскую партию - по количеству поданных голосов, однако из-за особенностей избирательной системы Квебекская партия сохранила власть в провинции, и Бушар остался на посту главы правительства Квебека. Он отверг проект нового соглашения между центром и провинциями о расширении полномочий последних в области финансов, социальной политики и сферы образования, считая уступки федерального правительства недостаточными. В декабре 1999 г. премьер-министр Канады Кретьен заявил о готовности начать переговоры о предоставлении независимости Квебеку, при условии, что большинство населения провинции выскажется за это на референдуме и будут соблюдены критерии, сформулированные Верховным судом.

На сегодняшний день Квебек формально находится вне канадской Конституции, поскольку Конституционный акт 1982 года он не подписал. Квебек требует особого статуса по сравнению с 9 англоязычными провинциями. Квебеку удалось добиться ряда полномочий: у провинции есть собственный представитель в ЮНЕСКО; Квебек имеет особые права в области поддержки французского языка, собственную полицию, собирает налоги, которые тратит на нужды провинции.

Однако проблемой  № 1 в Квебеке остается экономика: долг провинции составляет 186 млрд. дол. Поэтому в 2012 г. на провинциальных выборов большинство голосов было отдано  либералам, в т.ч. «Коалиции за будущее Квебека», которая не ставит целью отделение от Канады. Программа  Квебекской партии, ранее решительно выступавшей за отделение провинции, была изменена при новом лидере Полин Моруа — из нее удалено требование обязательного проведения референдума об отделении в случае победы на выборах.

Возможно, это связано с изменением внешнеполитической ситуации. Известно, что в 1960-е годы французский президент Шарль де Голль поддерживал отделение Квебека. Однако сегодня политика властей Франции в отношении Квебека очень осторожна. Французские лидеры подчеркивают свое невмешательство во внутренние дела Канады.

 

Немає коментарів:

Дописати коментар