вівторок, 25 листопада 2014 р.

Конспект урока для 6-х кл. Религия Древнего Египта



Тема урока: Мифы и религия Древнего Египта
Классы: 6-А, 6-Б, 6-В, 6-Г кл. Донецкой общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 14
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! После этого урока вы сможете:
1)Описывать особенности духовной жизни, культуры Древнего Египта.
2)Характеризовать мифологические и религиозные представления древних египтян.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, выработки учебных умений и навыков
Ход  урока
I.Организационный момент
II.Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Бесконечная водная пучина окружает твердь мироздания; на Земле эти воды принимают форму морей, они наполняют небесный свод, по которому прокладывают свой путь звезды, они питают русло подземной реки, где по ночам солнце плавает с запада на восток.
Этот океан, этот мир тьмы заполняет собой все пространство Вселенной до тех пор, пока солнце, Атум-Ра, не поднимется над ней, оттеснив назад густой мрак. С высоты своего положения бог дал форму окружающему миру, вдохнул в него воздух, свет и жизнь, вступив в бой с силами бездны. Потом он создал богов и людей, животных и растения.
Бог Атум появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис и Исида, Сетх и Нефтида
III.Актуализация опорных знаний учащихся («Первобытныеверования»)
Форма работы: коллективная
Методический прием: беседа
1.Что такое «религия»?
2.Что такое тотемизм?
3.Что такое анимизм?
4.Что такое магия?
Проверьте себя!
1.Религия – это совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов)
2.Тотемизм (на языке североамериканского племени оджибве «тотем» - мой предок) — вера в происхождение от какого либо животного, растения
3.Анимизм (от лат. anima, animus — «душа») — вера в существование души и духов.
4. Магия - это вера в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.
IV.Изучение нового учебного материала
Форма работы: индивидуальная
Методический прием: работа с письменными и визуальными историческими источниками.
4.1.Древнейшие местные культы и следы тотемизма
Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы были остатками древних племен, объединенных в конце IV тыс. до н. э. под общей властью фараона. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам.
Каждый ном чтил свое священное животное. Оно изображалось нередко или в виде самого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе. Так, в самом южном номе— Элефантине почитали барана, в Дендере — корову, в Сиуте — шакала, в Гермополе — ибиса и павиана, в Бубастисе - кошку. Покровительницей Нехена, откуда исходило древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединений Северного Египта— Буго почитал священную змею, а соседняя община Пе — пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет.
Во многих местностях (особенно в Фаюмском оазисе) священным и неприкосновенным властителем речных вод считался крокодил, и охота на него строго воспрещалась. Маленьких крокодильчиков помещали в храмовых прудах, откармливали медовыми пирогами и в случае преждевременной смерти мумифицировали, окутывали погребальными пеленами и с почетом погребали.
Огромным почитанием пользовались такие птицы, как ибис, кобчик, коршун, а из насекомых особенно навозный жук (т. н. скарабей).
Иногда из бесчисленных представителей какого-либо вида животных отбирался один представитель и объявлялся богом. Так, например, со многими сотнями и тысячами быков в Египте не особенно церемонились. Их пасли, погоняли бичами, запрягали в плуги и т. д. Зато одного-единственного быка выбирали соответственно особым приметам (он должен был быть черным, но с белым круглым пятном на лбу, с особыми волосками на хвосте и т. д.). Когда такого быка после долгих обследований находили, то его приводили в Мемфис, в специальный храм и объявляли священным и неприкосновенным, богом Аписом. Когда бык умирал, его погребали в специальном склепе и город погружался в траур. Затем начинались поиски нового Аписа, и, когда его находили, траур сменяли ликованием.
Задание № 1

                              

1.На первом рисунке изображена богиня Хатор или Хатхор. О почитании какого животного рассказывает ее изображение? Как вы думаете, какие силы природы олицетворяла богиня Хатор? Почему?
2.На  втором рисунке изображена богиня Сехмет. О почитании какого животного рассказывает ее изображение? Как вы думаете, какие силы природы олицетворяла богиня Сехмет? Почему?

Дополнительная информация
Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев. Первоначально считалась дочерью Ра. Термин Хатор — греческий, египетское имя этой богини — Херу.
В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, со времён II династии. Отсюда следовала и последующая традиция её изображения в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы. Фетишами Хатхор являлись столб, увенчанный двуликой головой богини с коровьими ушами (в ранний период — головой коровы), и малахит. Основным центром культа Хатхор был город Дендера (отсюда и её эпитет — «владычица Дендеры»). В поздние периоды египетской истории она отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности, с греческой Афродитой и месопотамской Иштар.
Хатхор почиталась в роли защитницы фараона, даровавшей плодородие, а также выступала в качестве богини-матери (подобно супруге Амона Мут). С Хатхор был связан культ деревьев — финиковой пальмы.
Хатхор почиталась также и как богиня любви, веселья, музыки, пляски (её атрибутом был музыкальный инструмент систр, изображения которого часто носили в качестве амулета, охраняющего от злых духов). Один из распространённых её эпитетов — «золотая».

Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет  в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов. В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.

4.2.Земледельческие культы
В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые были высечены формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения V династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализированным культом царя. О значимости почитания солнца (Ра) в связи с обожествленностью царской особы можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титлатуре и именах царей, например, имя Джосер заключало в себе понятия золото и солнце, Хуфу величает себя сыном Ра, таким образом, солнечное имя вторгается в царскую титлатуру, придав последней вид пятичленного имени. С периода VI династии все более заметную роль играет город Абидос, в котором более других почитается культ Осириса, каждый стремился построить себе в этом городе гробницу или поминальную плиту, приобщившись таким образом к божественной благодати. Из более поздних текстов Осирис известен как бог плодородия и одновременно царь подземного мира, вершитель посмертной судьбы и справедливости.
Задание № 2
Тексты пирамид
Миф об Осирисе и Исиде
Приближается Исида, Приближается Нефтида.
Одна - справа,
Другая - слева,
Одна в образе птицы Хат,
Другая в образе соколицы,
Нашли они Осириса
Когда убил его брат его Сет в земле Недит.
Приближается птица Хат,
Приближается соколица,
То - Исида и Нефтида.
Пришли они, обнимая брата их, Осириса.

Плачь о брате твоём, Исида!
Плачь о брате твоём, Нефтида!
Плачь о брате твоём!
Сидит Исида, и руки её на главе её,
И Нефтида сжала концы грудей своих
Из-за брата её Осириса.
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя древнеегипетского общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
Дополнительные вопросы:
-Кто такие Исида и Нефтида? Кто такой Осирис, которого они оплакивают?
5.         Почему? С какой целью был создан документ?
Дополнительная информация




Озирис (Осирис) - древнеегипетский бог мертвых.
Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти.
Обычный для Осириса зеленоватый цвет кожи связан с представлением о нем как о боге растительности или земли, который ежегодно, в период разлива Нила, погружается в воду, а затем выходит на поверхность, принося человечеству необходимые для его жизни растения. О связи с культом плодородия говорит также то, что Осирис постоянно изображался с растительными атрибутами; с лотосом, в кустах виноградника и т. п.
Согласно мифам, Осирис был убит своим братом Сетом, который хотел править на земле.  Труп Осириса был расчленен, его куски – разбросаны. Жена Осириса, Исида нашла, собрала воедино и похоронила тело. Она вырастила сына Осириса Хора (Гора) в окруженном болотами Хеммисе. Когда же Хор вырос, он бросил вызов Сету и отомстить за смерть отца.
Осириса почитали во многих местах, но главным центром его культа был город Абидос в Верхнем Египте, где, как рассказывается в мифе, была погребена его голова. Там ежегодно устраивались «мистерии Осириса»: разыгрывалось театральное действо, воспроизводившее его борьбу с врагами (главным образом с Сетом), зрители оплакивали исчезновение (т.е. смерть) бога, громко причитая или даже нанося себе увечья, а затем шумным ликованием встречали его «воскресение».
Как царь мертвых Осирис возглавлял загробный суд, на который рано или поздно должен был явиться после смерти каждый мужчина и каждая женщина. Во время суда взвешивались человеческие сердца, а противовесом служило перышко Правды.
Египтяне надеялись, что, прибегнув к магии, они после смерти уподобятся Осирису, царю подземного мира, а в стране блаженных могут даже превратиться в самого Осириса, который победил смерть.
Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса. Судя по одной надписи, празднества эти (устраивавшиеся по лунному календарю и, следовательно, в разное время года) длились 18 дней и включали в себя ритуальную пахоту и посев, а также обряды с фигурой Осириса, изготовлявшейся из земли и зерна. Осирис выступает в этих обрядах в качестве непосредственного олицетворения хлеба. Древнегреческий историк Плутарх в своем трактате «Об Исиде и Осирисе» писал: «Говорят, что Осирис погребен, когда закапывают посев в землю; что он возвращается к жизни и снова приходит, когда ростки начинают всходить». Сам Плутарх считал подобное объяснение мифа нелепым, но по существу оно совершенно верно передает образ Осириса как олицетворение хлебного зерна. Народный культ Осириса представлял собой один из вариан­тов широко распространенного древнего земледельческого культа умирающего и воскресающего духа растительности.

4.3.Вера в загробное воздаяние
В Текстах пирамид (5-я и 6-я династии) уже содержатся магические заупокойные формулы. Но только в эпоху Среднего царства складывается наиболее характерная идея египетского заупокойного культа — идея суда над душами умерших. Судьей душ считался сам Осирис, а помощниками его: боги 42 номов, а также боги Анубис, Тот и адское чудовище с головой крокодила, пожирающее осужденные души. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Так зарождается вера в загробное воздаяние, противоречащая более ранней идее о посмертной жизни как о простом продолжении земной.
Представления египтян о посмертных злоключениях души, о суде над ней, об угрожающих ей опасностях и о средствах избавиться от них изложены подробно в так называемой Книге мертвых. Эти погребальные тексты древние египтяне писали на папирусах и клали их на грудь мумии умершего.

Задание № 3
Глава «Книги мертвых»
Первая оправдательная речь умершего
1 Я не чинил зла людям.
2 Я не нанес ущерба скоту.
3 Я не совершил греха в месте Истины.
4 Я не [...]
5 Я не творил дурного.
6 [.........]
7 Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
8 Я не кощунствовал.
9 Я не поднимал руку на слабого,
10 Я не делал мерзкого пред богами,
11 Я не угнетал раба пред лицом его господина.
12 Я не был причиною недуга.
13 Я не был причиною слез.
14 Я не убивал.
15 Я не приказывал убивать.
16 Я никому не причинял страданий.
17 Я не истощал припасы в храмах.
18 Я не портил хлебы богов.
19 Я не присваивал хлебы умерших.
20 Я не совершал прелюбодеяния.
21 Я но сквернословил.
22 Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
23 Я не убавлял от аруры.
24 Я не обманывал и на пол-аруры.
25 Я не давил на гирю.
26 Я не плутовал с отвесом.
27 Я не отнимал молока от уст детей.
28 Я не сгонял овец л коз с пастбища их.
29 Я не ловил в силки птицу богов.
30 Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
31 Я не останавливал воду в пору ее.
32 Я не преграждал путь бегущей воде.
33 Я не гасил жертвенного огня в час его.
34 Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
35 Я не распугивал стада в имениях бога.
36 Я не чинил препятствий богу в его выходе.
37 Я чист, я чист, я чист, я чист!
Чистота моя — чистота великого феникса в Гераклеополе, ибо я нос Владыки дыхания, что дарует жизнь всем египтянам в сей день полноты ока Хора в Гелиополе — во второй месяц зимы, в день последний — в присутствии Владыки этой земли.
Да, я зрел полноту ока Хора в Гелиополе!
Не случится со мной ничего дурного в этой стране, на Великом Дворе Двух Истин, ибо я знаю имена сорока двух богов, пребывающих на нем, спутников великого бога.
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя древнеегипетского общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
Дополнительные вопросы:
-Какие поступки считались греховными в древнеегипетском обществе?
-Какие из этих поступков мы осуждаем сегодня, как несоответствующие морали?
-Какие из этих поступков мы больше не осуждаем?
5.         Почему? С какой целью был создан документ?
Дополнительная информация
Душа в представлении египтян

У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований. Итак, душа по верованию египтян состояла из:
1. Ба - воображаемое существо, представляющие собой душу человека и душу бога. Вначале считалось, что ба есть только у богов и фараонов. Однако позже ба появилось и у простых людей. Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подыматься на небо, однако в конце все же возращаться к телу. Боги тоже имели свои души (ба), а бог Ра - даже целых семь.
2.Ка - приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, чтобы ка нашла там убежище. Иногда слово ка переводят как «двойник» души. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возвращаться в гробницу.
3.Ах - слово, которое можно примерно перевести как "дух". Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса.
4.Шу - это слово можно перевести как «тень». Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона.
5.Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. На загробном суде оно могло свидетельствовать о плохих поступках человека. Поэтому при погребении над сердцем произносились специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина.
6.Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплошение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как "мумия" или точнее «священные останки».

4.4.Религиозная реформа Эхнатона

Фараон Эхнатон родился около 1370 г. до н.э и получил имя своего отца – Аменхотеп («Амон доволен»). Амон имел причины быть довольным. Его жрецы контролировали богатейшее религиозно-культовое объединение во всем Египте. Но на шестой год правления  Аменхотепа IV разразился кризис, средоточием которого был новый верховный бог Атон.
Учеными выдвигаются различные версии о причинах религиозного переворота. Есть и достаточно фантастические, объясняющие смену культа извержением вулкана на острове Санторин, пепел от которого достиг неба Египта. Другие видят в поступке Эхнатона искренность и чистосердечие в принятии новой веры. Третьи – влияние его супруги Нефертити или матери царицы Тийи. Обычно же политическую причину этого переворота видят в конфликте между фараоном и фиванской жреческой верхушкой и стремлении фараона укрепить собственную власть.
Фараон сменил имя с Аменхотепа на Эхнатон («Угодный Атону») и, чтобы окончательно порвать со старыми богами, перенес свою столицу. Фивы были домом ненавистного Амона. Эхнатон построил в трехстах милях от Фив новый город солнечного диска Ахетатон («Горизонт Атона») (ныне Эль-Амарна) и поклялся никогда не покидать его границ. По его приказу в египетских надписях были уничтожены имена старых богов, но и само слово «бог». Все многочисленные старые культы были запрещены.
Кто же такой был Атон? В ранние додинастические времена слово атон использовалось применительно к орбите Солнца, позднее Атон стал солнечным богом второстепенного плана. В эпоху Эхнатона Атон стал изображаться в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались человеческими руками, держащими «анх» - символический знак слова «жизнь» - крест с петлей наверху. Бог Атон имел титул фараона и носил царский змеиный урей. Отныне в мире правят два царя: Солнце – Атон и его сын Эхнатон.
Однако в Фивах зрела оппозиция. В первую очередь это было, конечно, лишенное своих богатств и привилегий местное жречество и связанная с ним номовая знать. Но и у простых египтян, сбитых с толку новыми порядками, религиозная реформа не нашла поддержки. Поэтому культ Атона не продержался долго. Фараон Тутанхатон, муж его дочери Анхесенамон, после трехлетнего пребывания в Ахетатоне перенес двор обратно в Фивы, сменил имя на Тутанхамон и начал восстанавливать культ Амона.
Позднее имя Эхнатона и его бога были стерты из надписей, самого фараона называли на иначе как «преступник из Ахетатона». Амон-Ра возвратил себе место царя богов.
Задание № 4
Гимн богу Атону
(1) «Прославляем бога по имени его: «Жив бог Ра-Хорахти, ликующий на небосклоне, в имени его имя Шу, он и есть Атон». Да живет он во веки веков, Атон живой и великий, Владыка всего, что обегает диск солнца, Владыка неба и Владыка земли, Владыка храма Атона в Ахетатоне и слава царя Верхнего и Нижнего Египта, живущего правдою, слава Владыки Обеих Земель Неферхепрура, единственного у Ра, сына Ра, живущего правдою, Владыки венцов Эхнатона, да продлятся дни его жизни! слава великой царицы любимой царем, Владычицы Обеих Земель, Нефернефруитен Нефертити, да живет она, да будет здрава и молода во веки веков!
(2) Говорит он Эпе: «Ты сияешь прекрасно на склоне неба, диск живой, начало жизни! Ты взошел на восточном склоне неба и всю землю нисполнил своею красотою. Ты прекрасен, велик, светозарен! Ты высоко над всей землею! Лучи твои объемлют все страны, до пределов того, что создано тобою.
(3) Ты Ра, ты достигаешь пределов. Ты подчиняешь дальние земли сыну, любимому тобою. Ты далек, но лучи твои на земле, ты пред людьми [...] твое движение. Ты заходишь на западном склоне неба  и земля во мраке, наподобие застигнутого смертью. Спят люди в домах, и головы их покрыты, и не видит один глаз другого, и похищено имущество их, скрытое под изголовьем их, а они не ведают.
(4) Лев выходит из своего логова. Змеи жалят людей во мраке, когда приходит ночь и земля погружается в молчание, ибо создавший все опустился на небосклоне своем. Озаряется земля, когда ты восходишь на небосклоне; ты сияешь, как солнечный диск, ты разгоняешь мрак, щедро посылая лучи свои, и Обе Земли просыпаются, ликуя, и поднимаются на ноги. Ты разбудил их  и они омывают тела свои, и берут одежду свою.
(5) Руки их протянуты к тебе, они прославляют тебя, когда ты сияешь надо всею землей, и трудятся они, выполняя свои работы. Скот радуется на лугах своих, деревья и травы зеленеют, птицы вылетают из гнезд своих, и крылья их; славят твою душу. Все животные прыгают на ногах своих, все крылатое летает на крыльях своих
(6) все оживают, когда озаришь ты их сияньем своим».
Памятка работы с историческим документом:
1.         Кто? Кто был возможным автором документа, к какому социальному слоя древнеегипетского общества он принадлежал?
2.         Когда? Когда был создан документ, как соответствующая историческая эпоха могла повлиять на его автора?
3.         Где? Где был создан документ?
4.         Что?  О чем вы узнали после ознакомления с документом? О каких событиях он рассказывает?
Дополнительные вопросы:
-Какое природное явление олицетворял бог Атон?
5.         Почему? С какой целью был создан документ?

Немає коментарів:

Дописати коментар