понеділок, 10 листопада 2014 р.

Конспект урока для 6-х кл. Древний Египет



ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Класс: 6-А,6-Б, 6-В, 6-Г кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Тема урока:  Создание государства в Древнем Египте
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1.Влияние природно­-географических русловий на развитие египеской цивилизации.
2.Повседневная и хозяйственная жизнь.
3.Создание государства в Древнем Египте.
После этого вы сможете:
-Называть дату основания государства в Древнем Египте.
-Показывать на карте долину Нила, территориальные границы Древнего Египта.
-Использовать и пояснять на примерах понятия «ном», «государство», «ирригация».
-Приводить примеры влияния природно-географических условий на зарождение и разитие государства в Египте.
Тип урока: урок усвоения  новых знаний
Литература:
Ход урока
I.Организационный момент
II.Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности
Восточная пословица гласит: «Все на свете боится времени, но время боится  пирамид». В какой стране находятся пирамиды – единственное из дошедших до нас семи чудес Древнего мира?

Уважаемые учащиеся! Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в Египет.
III.Актуализация опорных знаний учащихся
Форма работы: коллективная
Метод.прием: беседа.
Вопросы:
1.Назовите хронологические рамки неолита
2.Какие занятия возникли в эпоху неолита на территории средиземноморских стран? Что такое производящее хозяйство?
3.Какими были орудия труда первых земледельцев?
4.Какие изменения в организации общественной жизни вызвало возникновение земледелия и сельского хозяйства?
Проверьте себя!
 Эпоха неолита (VI - IV тысячелетия до н.э.) связана с появлением земледелия и скотоводства, т.е. с переходом к производящему способу производства.
Орудиями первых земледельцев стали мотыги,  деревянные серпы с кремневыми зубцами-вкладышами, каменные зернотерки. Археологи находят подобные орудия труда во время раскопок в Египте.
Возникновение земледелия и скотоводства вызвало серьезные изменения в общественной жизни родовой общины. Теперь отдельная семья могла самостоятельно прокормить себя, возделывая поля, выпасая скот. Помощь коллектива требовалась лишь при расчистке полей, строительстве ирригационных сооружений. На смену родовой общине пришла соседская земельная община.
IV.Изучение нового учебного материала.
4.1. Географическое положение и природа Древнего Египта.
Форма работы: индивидуальная / коллективная
Методический прием: работа с картой.
Инструктаж: Древний Египет — одно из древнейших государств Востока. С помощью карты определите:
1.На каком континенте находится Египет? В какой части этого континента?
2.Египет в древности – узкая полоса земли по обе стороны могучей реки, окруженная пустынями. Как называется эта река? Откуда эта река берет свои истоки? В какое море впадает?
3.Как называются пустыни, которые расположены на востоке и западе от долины реки, где возникло древнеегипетское государство?
Проверьте себя!
1.Древний Египет расположен в северо-восточной части Африканского континента.
2.По территории Египта несет свои воды одна из самых больших рек мира — Нил. Ее протяженность свыше 6000 километров. Нил образуется в результате слияния рек Белый и Голубой Нил. Белый Нил вытекает из озера Центральной Африки - Виктории. Вода в нем не белая, а темно-зеленая от множества попавших в воду в сезон тропических дождей растений (листьев, веток, целых деревьев). Истоки Голубого Нила находятся в Эфиопии, где расположено озеро Тана.  Вода Голубого Нила по цвету также не соответствует своему названию. Она красная, ведь в горах, где расположено озеро Тана, много пород с высоким содержанием железа. Сливаясь, Нил проходит через четыре водопада. Эти водопады (пороги) в течение многих веков были южной границей Древнего Египта. Еще 1300 километров Нил течет строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км. Затем, в двухстах километрах от устья, Нил разветвлялся на несколько рукавов, долина реки расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет).
Древние египтяне не знали, откуда берет начало Нил. Они считали, что за порогами Нила находится пещера, в которой бог Нила Хапи выливает из кувшина воду, давая жизнь реке.
3.С юго-востока к долине реки Нил примыкает Нубийская пустыня. Здесь нет жизни – только раскаленные солнцем скалы. На западе к долине Нила примыкает Ливийская пустыня. Это песчаная пустыня. И ветер, поднимаясь, переносит здесь горы песка. Особенно опасно жить рядом с Ливийской пустыней весной. Ветер пустыни –хамсин – достигает даже долины Нила. Песчинки забиваются в глаза, дыхательные органы животных и людей. От этого они болеют. Древние египтяне считали, что хамсин – это дыхание злого бога пустыни Сета.
Уважаемые учащиеся! А теперь решите одну из загадок, ответа на которую так и не смогли найти в древности. Почему река Нил разливается не весной, как большинство рек Северного полушария, а летом, в самое жаркое время года? Например, соседи египтян – древние греки – объясняли разливы Нила в июле тем, что ветры загоняют воду Средиземного моря в реку. Но ведь вода Средиземного моря – соленая, и погубила бы всю жизнь в долине Нила.
Комментарий учителя: В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил. Стремительный Голубой берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана. Навстречу через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. Но вода течет медленно. И только в середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.
Этот осадок (ил) создает плодородную египетскую почву. Незря египтяне называли свою страну Та-Кемет («черная земля»). Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев.
4.2.Заселение долины реки Нил в эпоху неолита и медно-каменного века.
Форма работы: коллективная
Метод.прием: просмотр и обсуждение видеофильма.
Инструктаж перед просмотром. Во время просмотра видеофильма постарайтесь найти ответ на вопросы:
1.В какую эпоху появились люди в долине реки Нил? Почему?
2.Какие сооружения строили люди на берегах Нила? Что такое «ирригация»?
Проверьте себя!
1. Впервые люди поселились в  долине реки Нил в эпоху неолита. К этому их подтолкнуло изменение климата Африканского континента в V тыс.до н.э. Еще 10-12 тыс. лет назад климат Северной Африки был менее засушлив, чем теперь. Только что завершилось таяние льдов, покрывавших север Европы в ледниковый период. Над Северной Африкой проносились влажные ветры, выпадали обильные дожди, и на месте теперешних пустынь была саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. Охотничьи племена, находившиеся на стадии мезолита, жили на просторах теперешней Сахары. Они оставили нам наскальные рисунки, изображающие слонов, страусов, жирафов, антилоп, буйволов, сцены охоты на них.
Однако к V тысячелетию до н.э. влияние влажных ветров ослабляется. И в Северной Африке наступает засушливая пора, саванна постепенно превращается в пустыню. Наступавшая сушь заставляет племена все ближе и ближе переселяться к самому Нилу. Хотя долина Нила во времена мезолита и неолита не была особенно удобной для жизни: непроходимые заросли нильского тростника - папируса - вдоль берегов, обширные болота низменной Дельты, тучи насекомых, хищные звери и ядовитые змеи окрестных пустынь, множество крокодилов и бегемотов в реке и, наконец, сама река, в период паводка могучим потоком сметающая все на своем пути.
2. С появлением медных орудий, со вступлением в эпоху энеолита (медно-каменный век), люди начинают строить ирригационные сооружения. Чтобы обуздать Нил, сделать поток воды в период наводнения управляемым, защитить свои дома от воды, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы (насыпи из земли), насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий. Много сил потребовало и рытье водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.
Так в первой половине IV тысячелетия до н.э. в Древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной.
Каждое племя земледельцев, осмелившееся спуститься в долину Нила и поселиться в ней, немедленно вступало в героическое единоборство с природой. Приобретенный опыт и навыки, целенаправленная организация, упорный труд всего племени в конце концов приносили успех - осваивалась малая часть долины, создавалась небольшая автономная ирригационная система, основа хозяйственной жизни коллектива, соорудившего ее. Историки называют племена Древнего Египта номами (термин греческого происхождения). Благодаря строительству ирригационных сооружений номы из племени становились государственными образованиями. Каждый ном  располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой. Ном имел свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества. 
К моменту образования единого египетского государства таких номов  в Древнем Египте было около сорока. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами. От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. Мы видим кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей.
4.3.Образование Древнеегипетского государства.
Форма работы: в парах
Методический прием: «Читаем в парах – Обобщаем в парах»
Задание: Уважаемые учащиеся! Сейчас учащиеся 1-го варианта вслух прочитают своим соседям один абзац учебника. После этого учащиеся 2-го варианта должны поставить к прочитанному вопрос.
Запишите в конспект:
Дата
Событие
ІV  тыс. до н.э.
 заселение долины Нила
ІV тыс. до н.э.
 появление  письменности
3100 г.до н.э.
(по другим данным
3000 г. до н.э.)
создание  единого  государства  в  Египте.

Дополнительная информация:
Объединителем Верхнего Египта (Юг) стал правитель одного из южных номов Верхнего с центром в г. Иераконполь. Объединителем Нижнего Египта (Север) становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории.
История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном верхнеегипетских. Ведь победу в борьбе одержал более сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до н.э.
Традиция называет имя царя Верхнего Египта, который около 3000 года до н. э. захватил Нижнеегипетское царство, как Мина (Нармер). К югу от дельты Нила Мина построил столицу — город Мемфис. От второго названия этого города — Хет-ка-Птах — и происходит название государства «Египет».

V. Проверка знаний

1 вариант
1.Египет расположен в: А.Северной Африке
Б.Северо-Восточной Африке В.Экваториальной Африке
2. Нил впадает в:
А.Черное море   Б.Красное море    В.Средиземное море
3.Как называлось утройство для подъема воды?
4. Как называются остатки полусгнивших растений и горнах пород, которые оставались на берегах Нила после разлива?
5.Первым правителем  единого Египетского государства был:
 А. Нармер         Б. Тутмос      В.Рамсес
6.Вспомните, когда состоялось объединение Египта в единое государство, и посчитайте, сколько лет назад это произошло.
2 вариант
1.В Египте течет река: А.Нил
Б.Евфрат
В.Ганг
2.Дрение египтяне называли свою страну:
А. «Красная земля» Б. «Желтая земля»
В. «Черная земля»
3.Как назывался ветер, который дул из пустыни?
4. Как называется высокое травянистое ратение, которое использовали для письма?
5.Самая большая пирамида была построєна для фараона:
А.Джосера  Б. Хуфу  В. Менкенры
6.Вспомните, когда была построєна первая пирамида Джосера, и посчитайте, сколько лет назад это произошло.

Немає коментарів:

Дописати коментар