неділя, 23 листопада 2014 р.

Конспект урока для 11-х кл. Человек и мир. Права, свободы и ответственность



Тема урока: «Права, свободы и ответственность»
Класс: 11-А, 11-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III cтупеней № 112
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1. Эволюция представлений о правах человека в истории человечества.
2.Поколения прав человека.
3.Понятие прав и свобод человека. Сущность отношений между личностью и государством.
4.Права и ответственность человека и гражданина. Ответственность государства перед человеком.
После этого урока вы сможете:
·                   Пояснять понятие «права человека».
·                   Характеризовать эволюцию представлений о правах человека.
·                   Анализировать поколения прав человека и историческую обусловленность возникновения первых документов, фиксирующих права человека.
·                   Сравнивать общее и отличное в правах и свободах человека.
·                   Оценивать степень демократичности общества и государства в отношении гарантированности гражданских и политических прав и свобод.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Людина і світ. 11 клас. Рівень стандарту та профільний рівень. Назаренко Н. В., Воронянський В. О., Мануйлов Є. М. та ін. - Вид-во: Оберіг, 2012. – 240 с.
Дополнительно: Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. — 704 с.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Форма работы: групповая
Методический прием: «мозговой штурм»
Задание: назвать условия, необходимые для нормального существования человека.
Комментарий учителя: У каждого человека есть немало потребностей, часть из которых обеспечивает государство.
Права человека - это возможности человека существовать и развиваться как личность, удовлетворять свои потребности, в основном закрепленные законодательством.
При этом следует отметить, что некоторые права человек получает от природы, они присущи ему как физической существу, независимо от того, где, в каком государстве он живет. Таким, например, является право на жизнь - даже государство не может ограничить, отобрать его у человека. Такие права называют природными, или неотчуждаемыми.
Другие права человека реализуются только благодаря тому, что государство обеспечивает это своим аппаратом, своими органами власти. Ведь только государство имеет возможность обеспечить реальное право человека на образование, на социальное обеспечение и т.д.
III.Актуализация знаний учащихся (курс «Основы правоведения»)
3.1.Сравнение понятий «права» и «свободы».
Форма работы: коллективная
Методический прием: беседа.
Вопрос: Достаточно часто мы слышим: «права» и «свободы» человека. В чем же разница между этими правовыми понятиями?
Ожидаемый ответ: Свободы человек может реализовать (осуществить) без всякого вмешательства государства и его органов. Государство должно лишь обеспечить охрану, незыблемость и защиту этих свобод. Таковы, например, свобода мысли, свобода вероисповедания и др.
Права человека государство должно обеспечить определенными механизмами, юридическими процедурами. Часто для обеспечения отдельного права или группы прав человека принимаются специальные законы, создаются специальные государственные органы. Например, для обеспечения права образования создаются министерство образования, департаменты и управления образования на местах.
3.2.Основные группы прав человека: гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные права.
Форма работы: групповая
Методический прием: работа с текстом Всеобщей декларации прав человека.
Задание: составить перечень прав, которые относятся к одной из указанных основных групп прав человека.
Инструктаж учителя:
 XX век принес миру неслыханные ранее по масштабу потрясения - две мировые войны. Во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. нарушения прав человека стали массовыми. Миллионы людей были убиты, брошены в концлагеря. Именно уроки этой войны дали понимание того, что права человека должны быть делом не отдельного гражданина и даже не отдельные государства, а всего человечества.
В 1945 г. была создана международная организация - Организация Объединенных Наций (ООН). Среди первых документов, которые разработала ООН, был специальный документ, посвященный правам человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН (высший орган ООН) на своем заседании в Париже приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот документ и ныне определяет основные международно-правовые стандарты прав человека. Соблюдать нормы этой Декларации должно любое государство, которое является демократической и вступило в Организацию Объединенных Наций.
Развивая нормы и положения Всеобщей декларации прав человека, ООН разработала и приняла целый ряд международно-правовых актов:
1952 г. - Конвенция о политических правах женщин.
1959 г. - Декларация прав ребенка;
1965 г. - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
1966 г. - Международный пакт о гражданских и политических правах.
1966 г. - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
1979 г. - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
1984 г. - Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.
1989 г. - Конвенция о правах ребенка.
Прочитайте выдержки из Всеобщей декларации прав человека. Обсудите ее нормы. Какие из указанных прав вы считаете самыми важными для себя? Свое мнение обоснуйте.
Ожидаемый ответ:
Гражданские (личные) права:
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 7. Все люди равны перед законом.
Статья 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах своего государства.
Статья 15. Каждый человек имеет право на гражданство.
Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.
Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их.
Комментарий учителя:
Личные (гражданские) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством.
К гражданским (личным) правам обычно относят возможности человека, необходимые для обеспечения его физической и морально-психологической (духовной) индивидуальности. В соответствии с этим гражданские (личные) права делят на физические и духовные. Физические права: на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижений, выбор места жительства, безопасную окружающую среду, жилище и т.д. Духовные права: на имя, честь и достоинство, на справедливый, независимый и публичный суд.



Политические права:
Статья 20. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Статья 21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей.
Комментарий учителя:
Политические права — возможности (свободы) гражданина активно участвовать в управлении государством и в общественной жизни, влиять на деятельность разных государственных органов, а также общественных организаций политической направленности. Это -право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности, свобода демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио, телевидения и др.


Социально-экономические права:
Статья 22. Каждый человек как член общества имеет право на; социальное обеспечение.
Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
Статья 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Комментарий учителя: Экономические права — возможности (свободы) человека и гражданина распоряжаться предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом, проявлять предприимчивость и инициативу в реализации своих способностей и приобретении способов для существования, принимая участие в производстве материальных и иных благ.
Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав — право на частную собственность, предпринимательскую деятельность и свободное распоряжение рабочей силой — обычно рассматривали как фундаментальные, основополагающие права личности и объединяли их с правами личными (гражданскими). В современных конституциях и других нормативно-правовых актах эти права чаще называют экономическими и выделяют в самостоятельную группу.
Опыт существования стран коммунистической ориентации показал, что запрет частной собственности подрывает мотивацию добросовестного инициативного труда. Человек, лишенный условий для проявления предприимчивости, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается свободы и индивидуальности. В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, постановке под контроль демократического государства. Поэтому в законодательствах ФРГ, Франции, Италии и других стран устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится об ее использовании в интересах общества.
Социальные права — возможности (свободы) личности и гражданина свободно распоряжаться своей рабочей силой, использовать ее самостоятельно или по трудовому договору, т.е. право на свободный труд (выбор вида деятельности, безопасные условия труда, гарантированные минимальные размеры его оплаты и т.п.), право на социальное обеспечение, отдых, образование, достойный уровень жизни и др.
В XX веке под влиянием рабочего движения, социалистических (левых и правых) партий, а также деятельности социалистических государств (в том числе СССР) был поставлен вопрос об углублении понимания экономических прав, о конституционном закреплении социальных правах человека и гражданина. Важнейшие из них были включены во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. Ст. 11 Международного пакта провозгласила, что должно быть обеспечено право каждого человека на достаточный уровень для него и его семьи, включающий удовлетворительное питание, одежду и жилище.


Культурные права:
Статья 26. Каждый человек имеет право на образование.
Статья 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе.
Комментарий учителя:
Культурные права — возможности (свободы) сохранения и развития национальной самобытности человека, доступа к духовным достижениям человечества, их усвоения, использования и участия в дальнейшем их развитии. К ним относятся: право на образование; обучение на родном языке; право на использование отечественных и мировых достижений культуры и искусства; право на свободное научное, техническое и художественное творчество.
Экологические права — возможности (свободы) пользоваться природной средой как естественной средой обитания. Это права на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья от ее неблагоприятного воздействия, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями, на природопользование и др.

IV.Изучение нового учебного материала.
4.1. Эволюция представлений о правах человека в истории человечества. Поколения прав человека.
Форма работы: коллективная
Методический прием: лекция
В течение многих веков существования человеческого общества представления о правах человека значительно изменились. Вспомним Древний мир: Египет и Вавилон, Грецию и Рим. Тысячи рабов, которые создавали богатства и величие этих государств, были лишены каких-либо прав. Как в Древнем Египте называли рабов, считая их одним из видов орудий труда? «Живые убитые».
В тоже время уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенстве людей. В античных государствах и странах Древнего Востока равенство людей обосновывалось одинаковыми природными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя в период рабовладения и феодализма господствовала идея только о правах «свободных» людей (Аристотель, Платон и др.), её развитие способствовало накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) скачка в этом направлении — признания равенства всех людей перед законом.
Активность в развитии идеи о правах человека приходится на эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII—XVIII вв. эта идея преломляется в теорию естественного (прирожденного) права, которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве законодательство, проводить его преобразования в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам утверждали права личности (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные и неотчуждаемые.
В ходе революций XVII-XVIII ст. в странах Европы теория естественного (прирожденного) права находит свое воплощение в нормативных актах. Вспомните, в каких государствах принимали тогда декларации прав человека? Прежде всего, американская Декларация независимости 1776 года выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными и что они наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью». 26 августа 1789 г. в революционной Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. В Декларации перечислялись «естественные, неотчуждаемые и священные права человека»: личная свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечение к уголовной ответственности только на основании закона (нет преступления, неуказанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода мнений, мысли, слова и печати, которая защищается «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой» и др.
В 1791 г. в Конституцию США было внесено 10 поправок - Билль о правах.
Названные документы стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.
В середине XX века идея прав человека вновь претерпела изменения, благодаря поднятию её на конституционный уровень. Тогда в юридической науке появилась теория трех поколений прав человека.
Первое поколение прав человека — неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это:
1)право гражданина на свободу мысли, совести и религии,
2)на участие в осуществлении государственных дел,
3)на равенство перед законом,
4)право на жизнь, свободу и безопасность личности,
5)право на свободу oт произвольного ареста, задержания или изгнания,
6)право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др.
Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.
Эти права названы первым поколением, так как были закреплены раньше других:
-в Великобритании: в Петиции о правах (1628), Habeas Corpus Act (1679) и Билль о правах (1689),
-в США: в Декларации независимости (1776), Конституции США (1787), Билле о правах (1791),
-во Франции: в Декларации прав человека и гражданина (1789) и др.
Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.
Второе поколение прав человека — углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и др.) — сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а воплотились в нормативные акты после Второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.
Второе поколение прав человека называют ещё системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.
Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно в Международном пакте об
Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества — правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, на социальное экономическое развитие как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с ее личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными.
Становление третьего поколения прав человека связано с подъемом национально-освободительного движения в развивающихся странах, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны.
Потребность международного урегулирования прав человека после Второй мировой войны обусловливалась осознанием того, что:
• Тоталитарные режимы представляют угрозу миру, а демократия обеспечивает безопасную внешнюю политику.
• Массовые нарушения прав человека государствами (геноцид, апартеид) могут быть пресечены только в случае защиты прав человека странами мирового сотрудничества.
• Общепризнанные представления о минимальных стандартах прав человека в демократическом обществе, соответствующие данному этапу развития цивилизации, должны получить закрепление в международно-правовых актах.
Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через следующий принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы отдельной личности.
Современное международное законодательство о правах челе века включает:
1)Международный билль о правах человека, провозглашающий неотъемлемые права и основные свободы человека.
2)Соглашения, направленные на предотвращение и наказание преступлений, ведущих к грубым массовым нарушениям прав человека (Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям против человечества от 26.10.1968 г., Конвенция о предотвращении преступлений геноцида и наказания за него от 09.12.1948 г.).
3)Конвенции, направленные на защиту групп населения, требующих особой заботы со стороны государства (Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Конвенция об охране материнства 1952 г., Конвенция о статусе лиц без гражданства 1954 г. и др.).
4)Конвенции, имеющие целью защиту индивида от злоупотреблений со стороны государственных органов и должностных лиц (Конвенция против пыток и других жестоких, нечеловеческих или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1977 г., Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним 1977 г.. Факультативный протокол и др.).
Каждая страна мира, которая взяла на себя обязательства исполнять международные конвенции, в том числе по правам человека, должна руководствоваться принципами и нормами этих соглашений в своем внутреннем законодательстве.
4.2.Понятие прав и свобод человека. Сущность отношений между личностью и государством.  
Форма работы: групповая
Методический прием: «мозговой штурм»
Инструктаж учителя: Содержание и объем основных прав человека определяется совокупностью следующих социальных факторов:
• интерес человека, справедливо сбалансированный с интересами общества;
• мораль общества, преобладающая в данный период;
• цель прав человека и соответствие этим правам средств, используемых государством (реализация, обеспечение и ограничение прав).
Задание для 1-й группы. Права человека и права гражданина — тесно взаимосвязаны, однако не являются тождественными понятиями. Найдите различия между ними.
Ожидаемый ответ:
Права человека
Права гражданина
Права человека закреплены в международно-правовых актах
Права гражданина — в конституции определённого государства.
Внетерриториальные (существуют независимо от государственного признания, закрепления в законе и вне связи их носителя с конкретным государством)

Территориальные (предусматривают наличие гражданства, т.е. особую связь человека и государства)

Общесоциальные (принадлежат человеку по факту рождения как естественные, неотчуждаемые права, т.е. не всегда выступают как юридические категории (апатриды, беженцы не имеют статуса гражданства, но обладают правами человека)
Специально-социальные (закрепляются в законодательстве и находятся под защитой государства, гражданином которого является данная личность)

Реализация осуществляется в сфере любого гражданского общества, где бы ни находился человек
Реализация охватывает сферу отношений индивида с определённым государством
Комментарий учителя: Права человека и права гражданина — близкие понятия, которые  в идеале  должны совпадать, поскольку:
-осуществление прав человека определяется главным образом обеспеченностью со стороны государства. Например, апатриды и другие категории лиц, не имеющие гражданства, находятся под защитой законов государства проживания и международного права;
-гражданство — основной канал, посредством которого происходит осуществление прав человека.
Но в действительности совпадение прав человека и гражданина имеет место далеко не везде.
Задание для 2-й группы. Современная типология прав и свобод довольно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление прав на: 1) негативные; 2) позитивные. Найдите различия между ними и приведите примеры.
Ожидаемый ответ:
Негативные права и свободы
Позитивные права и свободы
Негативное значение понятия «свобода» - отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, в том числе и со стороны государства
Позитивное значение понятия «свобода» - как свобода выбора, создаваемая государством, а главное, способность человека к достижению своих целей и обязанность государства предоставлять гражданину те или иные социальные блага
Состоят в праве индивида на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществлении гражданских прав (как члена гражданского общества) и политических прав (как участника политической жизни). Эти права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений
Состоят в праве индивида на улучшение своего положения и повышение культурного статуса, обеспечиваемые государством.
В обязанности государства входит осуществление постоянной созидательной деятельности по обеспечению граждан теми или иными благами, создание социальных программ, гарантирующих провозглашенные социальные, экономические и культурные права.
Примеры: свобода вероисповедания и свобода совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность частной собственности; свобода передвижения по территории всего государства; тайна и неприкосновенность переписки; свобода слова и свобода мысли и объединений; право на неприкосновенность жилища; свобода выбора профессии и т.д
Примеры: право на образование, свободу любой творческой деятельности, право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на достойную жизнь и т.п.

Комментарий учителя: Реализовать позитивные права гораздо сложнее, чем права негативные. Осуществление позитивных прав нуждается в достаточных ресурсах государства. Их конкретное наполнение прямо зависит от национального дохода страны и ее политического режима. В случае ограниченности ресурсов и антидемократичности режима позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете».
Поэтому некоторые государства мира не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах 1966 года. Они руководствовались убеждением, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, так как не могут быть защищены в суде. Эти соображения не лишены оснований, однако, присоединение к Пакту создает обязательства для государства совершенствовать внутреннее законодательство и стремиться к тому, чтобы реально стать социальным правовым государством.

4.3.Права и ответственность человека и гражданина. Ответственность государства перед человеком
Форма работы: коллективная
Методический прием: лекция
Обязанность — парная категория с правом, так как обязанность служит способом обеспечения прав. Права человека и гражданина, какими бы объемными они не были, все же не являются безграничными, абсолютными, поскольку их использование не должно наносить вреда другим людям, обществу в целом. Это предостережение содержится во Всеобщей декларации прав человека (п.2 ст.29): «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Использование человеком своих прав одновременно предполагает его обязанность защищать и укреплять эти права — ради самого себя и ради других. Права существуют только тогда, когда признаются другими гражданами государства.
Свои требования к гражданам государство формирует в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Во Всеобщей декларации прав человека (п.1 ст.29) определено: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».
Так же, как и права человека, основные юридические обязанности фиксируются в конституции и других законах государства.
Классификация обязанностей:
1)личные (гражданские)     
2)политические       
3)экономические     
4)социальные
5)культурные
6)экологические
Личные обязанности можно разделить на физические (например, содержать несовершеннолетних детей) и духовные (например, уважать честь, достоинство другого человека).
Экономические обязанности — обязанность отдавать часть своего дохода в виде налога на общественные потребности.
Политические обязанности — соблюдать конституцию и коны, защищать родину и др.
Социальные обязанности — обязанность трудиться и др.
Культурные обязанности — заботливо относиться к памятникам истории культуры человечества и др.
Экологические обязанности — беречь природу; компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду.
В некоторых странах к числу важнейших обязанностей граждан относится участие в голосовании на выборах в органы rocyдарственной власти и воинская повинность. В конституциях отдельных государств говорится и об обязанности трудиться  (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей  (Италия, Россия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай).
Без гарантий со стороны государства права, свободы и обязанности человека и гражданина превращаются в своеобразные «заявления о намерениях», которые не имеют никакой ценности ни для личности, ни для общества.
В юридической науке различают гарантии по сфере действия:
-внутригосударственные (национальные);
-международные.
Гарантии по основанию правового положения личности:
-общие;
-специальные;
-индивидуальные.
Общие гарантии прав, свобод и обязанностей:
1. Социально-экономические — единство социально-экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, свобода экономической деятельности. Признание и равная защита всех форм собственности. Социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, защита конкуренции в предпринимательской деятельности
2. Политические — наличие развитой системы народовластия, реальной возможности личности принимать участие в управлении государством непосредственно или через представительные органы. Политическое многообразие. Возможность пользоваться своими правами и свободами, защищать свои интересы. Разделение властей. Наличие независимой конструктивной оппозиции, политического плюрализма и др.
3. Идеологические (духовно-нравственные) — идеологическое многообразие. Запрет монополизации идеологии. Запрет религиозной, расовой розни. Демократическое общественное мнение. Необходимый образовательный уровень (общедоступность и бесплатность образования). Доступ к информации и др.
4. Юридические — система юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. Обязанность государства обеспечить личности права на судебную защиту и иные способы защиты, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи.
а) Юридические гарантии касаются, прежде всего, правотворческой деятельности государства, способов закрепления прав человека и принципов действия фиксирующих их норм, определения порядка реализации прав, форм их охраны.
В каждом государстве права человека закрепляются либо в конституции, либо в специально посвященной им декларации. В текущих законах и подзаконных юридических актах предусматриваются процедуры, механизмы реализации и защиты основных прав человека, закрепленных в конституции. Нормы о правах человека могут обладать как прямым действием, так и действием через конкретные специальные законы, устанавливающие формы их реализации. Принцип прямого действия (является более демократическим, однако его реализация предполагает высокий уровень правовой культуры.
б) Важно не только законодательное закрепление прав, но и адекватное восприятие действующего нормативного материала всеми его адресатами, что находит выражение в непосредственной правореализующей деятельности человека и в правоприменительной деятельности государства. Последняя включает возможность принудительного исполнения прав граждан и устранения препятствий на пути их реализации.
С помощью гарантий прав и свобод человека осуществляется их обеспечение, т.е. создание условий для их осуществления. Обеспечение прав и свобод человека включает три элемента (направления) государственной деятельности:
• создание условий для реализации прав и свобод человека — путём позитивного влияния на формирование их общесоциальных гарантий;
— охрана прав и свобод человека — путём проведения профилактики их нарушений;
— защита прав и свобод человека— восстановление нарушенного правового статуса, привлечение нарушителей к юридической ответственности.



Немає коментарів:

Дописати коментар