четвер, 13 листопада 2014 р.

Конспект для 8-х кл. Всемирная история, Высокое Возрождение



Тема урока: Искусство Высокого Возрождения
Класс: 8-А, 8-Б   кл. Донецкой общеобразовательной школы   I-III cтупеней № 112
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся!  На сегодняшнем уроке мы должны рассмотреть особенности искусства эпохи Высокого Возрождения.
После этого вы сможете:
1.Назвать хронологические эпохи Высокого Возрождения
2.Показать на карте культурные центры – Флоренцию, Рим
3.Пояснять и использовать понятия: «Возрождение», «гуманизм», описывать наиболее выдающиеся памятники культуры.
4.Выявлять характерные черты искусства эпохи Высокого Возрождения, анализировать и сравнивать искусство Высокого Возрождения и Средневековья.
5.Высказывать суждения об отображении в творчестве деятелей Возрождения ценностей Нового времени.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец 15-17 вв.): учеб.для 8-го кл.общеобразоват.учебн.завед. – К.: Генеза, 2008. – 240 с.
Ход урока
I.                   Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности учеников.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: беседа.
Уважаемые учащиеся! Во второй половине ХІV в. жители Сиены нашли в земле античную статую работы Лисиппа. Ее установили на городской площади, гордились и любовались ее красотой. Однако вскоре Сиена потерпела поражение в войне с Флоренцией. Магистрат решил, что несчастье на Сиену навлекла статуя – языческий идол. Статую разбили на куски, а куски втайне закопали на границе с Флоренцией, чтобы теперь языческий идол навлек беду на врагов Сиены.
Вопросы для обсуждения:
1.В рассказанной истории отразилась борьба между старым и новым восприятием мира, человека, красоты, которая шла в Европе.  Какой эстетический идеал насаждала католическая церковь в средневековой Европе?
Предполагаемый ответ: католический монах, иссушающий тело постом
2.Какой идеал мог быть близок нарождающейся буржуазии?
Предполагаемый ответ: человек, который стремится познать и покорить мир, изведать все радости жизни.
Комментарий учителя:  В ХV - ХVІ вв. по всей Италии идут раскопки. Люди ищут вдохновения в античном культурном наследии. И в Риме, оплоте католической церкви, экспонируются статуи «Лаокоона», «Аполлона Бельведерского», «Спящей Ариадны» (ІІІ – І в. до н.э.)
IІІ. Объявление темы и ожидаемых результатов урока
Тема: «Искусство Высокого Возрождения».
Ожидаемые результаты: После этого урока учащиеся смогут:
Приобрести исторические знания об особенностях эпохи Высокого Возрождения; творчестве Донато Браманте. Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело.
·                    называть хронологические рамки  хронологические эпохи Высокого Возрождения;
          показывать на карте культурные центры – Флоренцию, Рим;
                     пояснять и использовать понятия: «Возрождение», «гуманизм»,
          раскрывать характерные черты искусства эпохи Высокого Возрождения,
·                    анализировать и сравнивать искусство Высокого Возрождения и Средневековья;
• высказывать суждениеоб отображении в творчестве деятелей Возрождения ценностей Нового времени.

IV. Изучение нового материала. Формирование учебных умений и навыков.
4.1.Гуманизм  как предпосылка и идеологическое обоснование деятельности художников Высокого Возрождения.
Форма работы: коллективная
Метод.прием: ученическая лекция.
Тезисы:
Гуманизм  studia humanitatis») –первоначально изучение античной литературы для подражания стилю, критика схоластов за незнание  латинских авторов.
Толчком к распространению идей гуманизма стало основание Платоновской академии во Флоренции (1440 г.) приехавшими из Византии Мануилом Хризолорасом, Виссарионом.
Впоследствии под гуманизмом стали понимать свободное духовное развитие человека, который может усовершенствоваться собственными усилиями благодаря изучению античной литературы.
Представители итальянского гуманизма: Леонардо Бруни, Флоренция (трактат «Новый Цицерон», образ идеальной, образованной  и политически деятельной личности)
-Фичино (перевод Платона, «Бог есть красота»),
-Лоренцо Валла (секретарь Ватиканской библиотеки, основанной папой Николаем V, критика Константинового дара как поддельного).
Результат: изменение ощущения бытия, роли в нем личности (было: «паломник в царствие небесное», стало: «творец и владыка мира»). Человек должен жить в гармонии с природой, «может всё, если только он этого пожелает).
4.2. Понятие «Возрождение».
Форма работы: в парах.
Метод.прием: «Читаем в парах – обобщаем в парах» (самостоятельная работа с учебником).

Опорный конспект:
Термин Возрождение (франц. – Ренессанс) введен итальянским художником Вазари около 1550 г.
Предшественники: Треченто (XIV в.) – художник Джотто (1266-1337), Чимабуэ, скульптор Никколо Пизано (1220 – после 1278).
На картинах мастеров Треченто в качестве фона изображается природа (скалы, деревья, храмы). Фигуры композиционно объединены в группы. Складками одежды художники пытаются передать контуры фигуры.
Периодизация  Возрождения:
1.Раннее Возрождение, или Кватроченто (XV в.) – при поддержке городов-республик Венеции, Флоренции (впоследствии власть захвачена родом Медичи).
Представители:  «отцы Возрождения» -  флорентийцы архитектор Филиппо Брунеллески (1337-1446), скульптор Донателло (1386-1466), художник Мазаччо (1401-1428), художник Сандро Ботичелли (1444-1510)
Памятники: капелла Пацци во Флоренции, арх. Брунеллески, 1430 г.
«Рождение Венеры», «Примавера» Сандро Ботичелли.

2.Высокое Возрождение  (начало XVI в.)
Представители: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520)

3.Маньеризм Позднего Возрождения (с 1530 г.)
4.3. Архитектура периода Высокого Возрождения.
Форма работы: коллективная.
Метод.прием: ученическая лекция
Тезисы:
Художественные особенности.
-Обращение к античной архитектуре (полукруглые арки, центральное здание с куполом)
-Акцентирование вертикальных форм четких спокойных пропорций.
-Формирование 3-х этажного итальянского палаццо с внутренними дворами, сводчатыми галереями, четким членением фасада.
Памятники: собор св.Петра в Риме. Архитекторы: Браманте (1506-1514), купол собора – Микеланджело, Рафаэль, Перуцци.
Представители: Донато д’Аджело Браманте (1444-1514). Создал часовню Темпьетто в Риме (1502-1503), круглое в плане здание завершается куполом, глухие стены окружень колоннадой.

4.4. Живопись периода Высокого Возрождения.
Форма работы: индивидуальная  / коллективная.
Метод.прием: защита опережающего домашнего задания («Жизнь и творчество Леонардо да Винчи», «Жизнь и творчество Рафаэля Санти»).
Опорный конспект:
Художественные особенности:
-Стремление к идеальной естественной красоте.
-Изучение анатомических пропорций.
-Овладение перспективой (закономерности изображения предмета в соответствии  с его зрительным восприятием)
-Развитие техники фрески и станковой живописи масляными красками.
Памятники: 1. Фрески «Сотворение мира», «Страшный суд» Микеланджело.
2.Фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
3.Фреска «Афинская школа» Рафаэля Санти.
4.Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
5.Картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти.
Представители:
1.Леонардо да Винчи (1452-1519)- незаконнорожденный сын флорентийского нобиля и крестьянки, род. в г. Винчи под Флоренцией, в 14 лет стал учеником Андреа Верроккьо («В наставницы я взял себе природу, учительницу всех учителей»)
Ранний период творчества: «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа», 1478 г. Изобразительное средство: светотень, помогающее передать рельефность предметов.
В 1481 г. переехал в Милан на службу к герцогу Лодовико Сфорца. Начал создание бронзового памятника отцу Сфорца (уничтожен при взятии Милана французами).
Фреска «Тайная вечеря» на стене монастыря Санта-Мария делле Грацие, 1495-1497 г.  Передача  при помощи движения реакции учеников Христа на слова: «Один из вас предаст меня» (встал, успокаивает соседа, вытащил кинжал). Композиционный центр – середина картины, где изображен Христос. 

Картина «Мона Лиза» («Джоконда»), начало 16 в. Воздушная игра светотени передает мимику лица (улыбка: изысканная, тонкая, свидетельство сложной душевной жизни)

Переехал во Францию на службу к Франциску І, умер в замке Клу под. Амбуазом.
2.Рафаэль Санти (1483-1520) – род. во Флоренции, в семье художника Джованни Санти. В 17 лет стал учеником Перуджино.
В 21 год (1504 г.) возвратился во Флоренцию . Его творчество этого периода называют «периодом мадонн».
В 1508 г. переехал в Рим на службу к папе Юлию ІІ.
Фрески «Правосудие», «Богословие», «Поэзия», «Философия»  («Афинская школа»), 1509-1517 гг. Восхищаясь античностью, поместил фигуры не только Платона и Аристотеля, но и языческих богов Аполлона и Афины.

Картина «Сикстинская мадонна», 1515-1519 гг. Внешняя красота Мадонны + подвиг (идет отдать смерти своего сына).

В 1514 г. поручено изменить проект Браманте и достроить купол собора св. Петра и Павла (цель: «Воскресить Древний Рим»).
Умер 6 апреля 1520 г., похоронен в Пантеоне.
5.5. Скульптура периода Высокого Возрождения.
Форма работы: индивидуальная  / коллективная.
Метод.прием: защита опережающего домашнего задания («Жизнь и творчество Микеланджело»).
Опорный конспект:
Художественные особенности:
-Новое открытие человеческого тела благодаря знакомству с памятниками античности.
Памятники: «Давид». «Моисей» Микеланджело
Микеланджело Буонаротти (1475-1564)
Род.во Флоренции. В 13 лет стал учеником художника Гирландайо.
Статую «Давида» (1501-1504) изготовил из куска мрамора высотой в 5 м, который испортил предыдущий скульптор.  В 1505 г. статую установили на площади перед магистратом Флоренции.

В 1508 г. переезжает в Рим. По заказу Юлия расписывает потолок Сикстинской капеллы площадью 600 кв.м. Фреска «Сотворение Адама» была создана в 1508-1512 гг., несмотря на тяжелые условия работы.
В 1520 г. вернулся во Флоренцию для сооружения гробницы Медичи. Однако в 1527 г. во время восстания против власти Медичи поддержал республику, был назначен главным инженером всех укреплений. Папа согласился помиловать Микеланджело, если тот закончит гробницу Медичи. Микеланджело изваял для гробницы статуи «Ночь» («О, в этот век преступный и постыдный, не жить, не чувствовать – удел завидный»), «День», «Утро», «Вечер».
В 1545 г. закончил гробницу папы Юлия, заказ на которую получил 40 лет назад.
Украшена статуями, в т.ч. «Моисей»,1513-1516 гг., «Рабы».

В 1547 г.  назначен главным архитектором собора св.Петра и Павла (закончил купол)
18 февраля 1564 г. умер. Прах втайне вывезен из Рима во Флоренцию.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Форма работы: групповая.
Метод.прием: брейн-ринг.
Вопросы:
1-й тур.
1.Кто в 1506-1514 гг. разработал проект собора св.Петра в Риме в Риме? (архитекторы: Браманте)
2.В чем проявилось влияние античности на архитектурные особенности часовни Темпьетто в Риме, построенной Браманте в 1502-1503гг.? (круглое в плане здание завершается куполом, глухие стены окружень колоннадой).
3. В эпоху Возрождение формируется 3-х этажное итальянское палаццо. Как связано его название с архитектурными особенностями? (в плане – буква «П» с внутренними дворами)
4.Средневековые готические соборы имели стрельчатые арки, в эпоху Ренессанса арки стали… (полукруглыми).
5.Здания средневековых готических соборов заканчивались острыми шпилями, которые пронзали небо. В эпоху Ренессанса здания венчали… (купола).
6.Чтобы построить этот памятник папы Юлий ІІ и Лев Х продавали отпущения грехов – индульгенции. Об этом памятнике Мартин Лютер сказал: «Если бы Бог видел на какие средства сооружается его храм, то он предпочел бы увидеть его разрушенным». Что это за памятник? (собор св. Петра и Павла в Риме)
2-й тур.
1.Почему Леонардо да Винчи носит имя Винчи? (незаконнорожденный сын флорентийского нобиля и крестьянки получил имя по месту рождения в г. Винчи под Флоренцией)
2.Рельефность предметов помогает передать изученная Леонардо игра… (света и тени)
3.Почему разрушается фреска «Тайная вечеря» на стене монастыря Санта-Мария делле Грацие, выполненная Леонардо да Винчи в 1495-1497 г.? (сырость, эксперименты художника с красками, варварство солдат Наполеона, завоевавших Италию).
4. Какой период творчества Рафаэля Санти получил название «период Мадонн»? (флорентийский, с 1504 по 1508 гг.)
5.Героями какой фрески Рафаэля стали древнегреческие боги Аполлон и Афина? («Философия», или «Афинская школа»),
6.В картине «Сикстинская мадонна» Рафаэля проявляется стремление художников Ренессанса к идеальной … (естественной красоте).
3-й тур.
1.Назовите имя скульптора, изваявшего статуи «Давид». «Моисей» (Микеланджело)
2.Почему Давид Микеланджело отступает назад и в сторону? (статую М. изготовил из куска мрамора высотой в 5 м, который испортил предыдущий скульптор)
3.При сотворении какого произведения искусства М. потерял зрение? (фреска «Сотворение Адама» была создана в 1508-1512 гг. при тяжелых условиях работы на лесах).
4.Сравните статуи М. и готическую скульптуру. Чем отличаются пропорции человеческого тела? (готические статуи вытянуты в длину, чтобы передать стремление человека к небу).
5.Почему, создавая статую «Ночь», М. написал стихи: («О, в этот век преступный и постыдный, не жить, не чувствовать – удел завидный»? (папа и французы подавили восстание во Флоренции)
VІ. Подведение итогов урока. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Проработать соответствующие параграфы учебника.
Опережающее домашнее задание – подготовить сообщения о творчестве Сервантеса, Рабле, Шекспира.

Немає коментарів:

Дописати коментар