четвер, 20 листопада 2014 р.

Конспект урока для 8-х кл. Всемирная история. Наука в 16 в.



Тема урока: «Достижения науки и груз суеверий»
Классы: 8-А, 8-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1.Новые знания о Вселенной.
2.Поиск новых способов познания мира.
3.Достижения медицины (самостоятельно).
4.«Охота на ведьм» (самостоятельно)
После этого вы сможете характеризовать и анализировать деятельность выдающихся ученых.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Литература: Подаляк Н.Г. Всемирная история: Новое время (конец ХV – XVIII в.): учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. – К.: Генеза, 2008. – 240 с.
Ход урока
І. Организационный момент
II.Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
III.Актуализация опорных знаний учащихся.
IV. Изучение нового учебного материала

4.1.Николай Коперник: новый взгляд на звезды 

Форма работы: групповая
Методический прием: «Диалог»

Имя ученого

Годы жизни

Страна

Наука

Название научного труда

Результат

Николай Коперник

1473-1543
Польша
Астрономия
«Об обращениях небесных сфер» (1543),
запрещено католической церковью с 1616 по 1828 г.
создатель гелиоцентрической системы мира
Значение: Николаю Копернику было суждено перевернуть представление человечества о Вселенной. В противовес модели мира, созданной выдающимся ученым античности, астрономом Клавдием Птолемеем, он предложил свою, где планеты вращаются не вокруг Земли, а вокруг Солнца (гелиоцентрическая система мира).
Дополнительная информация

Биографические данные:

Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в богатой купеческой семье в городе Торунь (Польша). Он был четвертым ребенком в семье. До десяти лет Николай Коперник рос в обстановке благополучия, но беззаботное детство закончилось после того, как «моровое поветрие» — эпидемия чумы  - забрала жизнь его отца.
Н.Коперник рано потерял родителей и был отдан на воспитание своему дяде, епископу католической церкви Лукашу  Ваченроде.
Во второй половине октября 1491 года Николай Коперник вместе с братом Анджеем прибыл в Краков и записался на факультет искусств местного университета. Повзрослев, Н. Коперник уговорил опекуна отправить его в Италию. Осенью 1496 года он стал учиться на юридическом факультете университета в Болонье.
Именно в Болонье у Коперника возник интерес к астрономии, определивший его научные интересы. Вечером 9 марта 1497 года вместе с астрономом Доменико Марией Новара Николай провел свое первое научное наблюдение. После него стало ясно, что расстояние до Луны, когда она находится в квадратуре, примерно такое же, как и во время ново- или полнолуния. Несоответствие геоцентрической теории Клавдия Птолемея обнаруженным фактам заставляло задуматься.
Почти десять лет Н. Коперник изучал математику, медицину, богословие и право. После получения степени доктора права, он преподавал в университете г. Падуя.
После того, как его опекун серьезно заболел, Николай Коперник возвратился в Торунь (1503 г.) и лечил епископа. В это время в поле его интересов попала астрономия. В одной из башен замка он обнаружил оборудованную по последнему слову техники того времени обсерваторию.
Движимый идеей соединить математику и богословие, Н. Коперник задумался об устройстве мироздания. Дело в том, что господствовавшая в те времена геоцентрическая система Птолемея противоречила представлениям о гармонии. Движения планет представлялись хаотичными, что оскорбляло набожность Коперника, ярого католика, полагающего, что Господь просто не мог создать Вселенную негармоничной. Желая докопаться до истины, наш герой начал работать над созданием новой модели мира, в основу которой будет положен тот факт, что в центре Вселенной находится Солнце.
До изобретения телескопа было еще далеко. Но, несмотря на очевидные трудности, в «Малом комментарии», написанном приблизительно в 1516 году, Николай Коперник уже дал предварительное изложение своего учения об обращении Земли вокруг Солнца.
В 1512 году, после смерти дяди, Николай Коперник получил пост каноника во Фромборке. Он перевез туда завещанную опекуном обсерваторию и продолжил исследования. В ноябре 1516 года Николай Коперник был избран на должность управляющего владений капитула в Ольштынском и Пененжненском округах. Осенью 1519 года полномочия Коперника в Ольштыне истекли, и он возвратился в Фромборк, но отдаться астрономическим наблюдениям для проверки своих гипотез не смог, потому что шла война с крестоносцами.
В самый разгар войны, в начале ноября 1520 года, Николай Коперник вновь избирается администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. К тому времени Коперник оказался старшим не только в Ольштыне, но и во всей Вармии — епископ и почти все члены капитула, покинув Вармию, отсиживались в безопасных местах. Взяв на себя командование немногочисленным гарнизоном Ольштына, Коперник принял меры к укреплению обороны замка-крепости, позаботившись об установке орудий, создании запаса боеприпасов, провианта и воды. Личное мужество и решительность не остались незамеченными — вскоре после заключения перемирия в апреле 1521 года Николай Коперник назначается комиссаром Вармии. В феврале 1523 года, до избрания нового епископа, Коперник избирается генеральным администратором Варнии — это высшая должность, которую ему приходилось занимать. Осенью того же года, после выбора епископа, он назначается канцлером капитула.
Одновременно с руководством капитула Н. Коперник проводил астрономические наблюдения. Так, около 1523 года, наблюдая за планетами в момент противостояния, т. е. когда планета находится в противоположном Солнцу пункте небесной сферы, Николай Коперник совершил важное открытие: он опроверг мнение, будто положение планетных орбит в пространстве остается неподвижным.
К началу 1530-х годов была в основном закончена работа над созданием труда «Об обращениях небесных сфер». К тому времени почти полтора тысячелетия просуществовала система устройства мира, предложенная древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Она заключалась в том, что Земля неподвижно покоится в центре Вселенной, а Солнце и другие планеты вращаются вокруг нее. Теория Птолемея не позволяла объяснить многие явления, хорошо известные астрономам, в частности петлеобразное движение планет по видимому небосводу.
Наблюдая движение небесных тел, Н. Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов он убедительно доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Правда, Коперник все же считал, что звезды неподвижны и находятся на поверхности огромной сферы, на огромном расстоянии от Земли.
В 55 лет, не выдержав напряжения, организм Николая Коперника дал первый сбой - у него случился удар. После этого ученый оставил все посторонние дела и полностью сосредоточился на составлении таблиц движения небесных тел. Второй инсульт настиг Н.Коперника на 70-м году жизни, и 24 мая 1543 года он скончался.
Вскоре после смерти Н. Коперника католическая церковь объявила его учение ересью
4.2.Джордано Бруно: трагедия на площади Роз
Форма работы: групповая
Методический прием: «Диалог»

Имя ученого

Годы жизни

Страна

Наука

Название научного труда

Результат

Джордано Бруно

1548-1600
Италия
Астрономия
«О бесконечности, Вселенной и мирах»
Множественность миров, подобных Солнечной системе
Значение: Джордано Бруно учил, что:
-Вселенная не конечна, а бесконечна.
-Земля не является центром Вселенной.
-Солнце – звезда среди многих ей подобных.
Джордано Бруно упоминает о возможности внеземной жизни. С ним мы переходим от замкнутой, описанной Аристотелем Вселенной к Вселенной огромной и бесконечной.
Дополнительная информация
Биографические данные
 Филиппо (Джордано) Бруно родился в 1548 году в поселке близ г. Нола в бедной семье. Ему было 12 лет, когда его отправили в Неаполь учиться диалектике, логике и другим школьным наукам. Здесь его учил монах - августинец, который приобщил к серьезному чтению, пробудил и развил интерес к философии.
15 июня 1565 года семнадцатилетний Бруно стал послушником крупнейшего в Неаполе доминиканского монастыря. Отныне его имя стало Джордано из Нолы. Дни не отличались разнообразием. Необходимо было учить устав, молитвы, псалмы, жития святых, отстаивать все службы, часто посещать исповедь. Серьезный инцидент возник тогда, когда он выбросил из своей кельи образы святых, оставив только образ Христа. Это вызвало целую бурю в монастыре. Были допросы, но учитывая прилежание юноши, редкое усердие и добрый нрав, его простили «за отроческое недомыслие».
Вопросы мироздания, происхождения вселенной юноша открыл для себя очень рано. В то время учение Аристотеля о космосе и Птолемеева система все еще преподносились как непререкаемые истины. Земля считалась пребывающим в покое центром вселенной. Но древнегреческий ученый Демокрит, об идеях которого было известно Бруно, учил: миры бесчисленны, они различной величины, отстоят друг от друга на неодинаковые расстояния, одни из них находится в расцвете, другие разрушаются. С Демокритом соглашались Эпикур и Лукреций. Римский философ  Лукреций писал, что Вселенная не имеет границ, миров существует множество. Однако мало кто из философов оказал на Бруно столь значительное влияние, как средневековый философ Николай Кузанский. Сын рыбака, ставший кардиналом; изощренный теолог, бывший превосходным математиком и диалектиком, «божественный кузанец» за сто лет до Н. Коперника высказывал мысли, что Земля не находится в центре вселенной, что такого центра вообще не существует, ибо вселенная бесконечна. И, наконец, самый большой переворот в душе Бруно переворот книга Николая Коперника. Джордано Бруно больше не сомневался. Он находил идею о движении Земли единственно правильной и воздавал Копернику дань восхищения.
16 июня 1566 года Джордано Бруно был посвящен в монахи, а через шесть с половиной лет получает сан священника. Но в конце мая 1572 года ему передали предписание провинциала немедленно выехать в Неаполь, где он был принят в студенты высшей богословской школы, в которую набиралось всего 10 человек. Бруно благополучно учился в богословской школе, исправно сдавая экзамены, удивляя наставников своими познаниями. Но постоянно вызывал нарекания начальства. Так, однажды он написал комедию «Il Candelajo», в которой высмеял педантизм, глупость, ханжество и лицемерие, в том числе и в религиозной среде. «Невежество, - говорил он, - лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу».
Настоящий скандал разразился на диспуте в Сан - Доменико. В споре с известным теологом – доминиканцем Джордано Бруно проявил свои знания запрещенных (еретических) книг. Его обвинили в ереси, назревала угроза передачи дела в инквизицию. Джордано Бруно сбросил рясу, и приняв прежнее имя Филиппо, покинул Рим. Так началось его долгое скитание по свету.
В конце 1576 года Джордано впервые покинул Италию и направился в Женеву. Женеву называли протестантским Римом. Здесь правил Кальвин и его последователи. Преподавать в академии Бруно не разрешили, а получить право учиться там можно было только приняв кальвинизм. В 1579 году его под именем Филиппо Бруно Ноланца внесли в списки академии. Здесь Бруно прежде всего был поражен невежеством профессора философии, который считался гордостью университета и школы. Бруно написал небольшую книгу, где подверг уничтожающей критике ряд положений, выдвинутых этим профессором, который только в одной лекции допустил 20 грубейших философских ошибок. Книжка вышла, и Бруно арестовали. Его на две недели отлучили от церкви, выставили у позорного столба в железном ошейнике, босым, в рубище, на коленях, так чтобы любой мог над ним издеваться. После этого ему разрешили просить прощения и заставили изъявить благодарность.
Джордано Бруно покинул Женеву и направился в Париж. Некоторое время он преподавал в Сорбонне. Затем Джордано Бруно переехал в Англию, потом в Германию. Во Франкфурте он сблизился он с двумя продавцами книг из Венеции, один из них передал ему письмо от венецианца Джованни Мончениго, который приглашал Бруно приехать в Венецию в качестве педагога. Бруно давно не видел Италии и принял роковое приглашение.
Джованни Мончениго привел в действие страшную машину инквизиции – в Венеции Бруно был схвачен и препровожден в тюрьму. Это произошло в мае 1592 года.
Начался процесс. Первоначально производился опрос всех доступных свидетелей, но дальнейшее следствие основывалось почти исключительно на словесных и письменных показаниях Мончениго. Джордано Бруно пояснил, что никогда не порывал с христианством как с учением, даже не порывал с церковью; он несколько раз, еще в Венеции, размышлял над официальным возвращением в лоно католичества. Затем папа и римская инквизиция потребовали доставить Бруно в Рим. В течение 7 лет продолжался судебный процесс.
По его итогам были составлены «8 еретических положений». В шесть дней Джордано Бруно должен был признать вину и отречься. Однако Бруно отказался это сделать. И тогда было решено отправить его как еретика, нераскаянного и упорствующего, на костер. Книги его надлежало сжечь. При оглашении приговора Бруно сказал: «Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!» 17 февраля 1600 года стало днем казни Джордано Бруно.

4.3.Галилео Галилей: «а все-таки она вертится»

Форма работы: групповая
Методический прием: «Диалог»

Имя ученого

Годы жизни

Страна

Наука

Название научного труда

Результат

Галилео Галилей

1564-1642
Италия
Астрономия
«Звездный вестник»
«Диалог о двух системах мира — птоломеевой и коперниковой».
Защита гелиоцентрической системы мира
Значение: Галилео Галилей заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений. Он построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Николая Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить на своей вилле Арчетри близ Флоренции. В 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.
Дополнительная информация

Биографические данные:

Галилео Галилей  родился 15 февраля 1564 года в г. Пиза. Он происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи. Его отец, музыкант и математик, хотел, чтобы сын стал врачом, и в 1581 г., после окончания монастырской школы, определил его на медицинский факультет Пизанского университета. Но медицина не увлекала семнадцатилетнего юношу. Оставив университет, он уехал во Флоренцию и погрузился в самостоятельное изучение сочинений Евклида и Архимеда. По совету профессора философии Риччи и уступая просьбам сына, отец Галилео перевел его на философский факультет, где более углубленно изучались философия и математика.
В детские годы Галилей увлекался конструированием механических игрушек, мастерил действующие модели машин, мельниц и кораблей.
Умение наблюдать и делать выводы из увиденного всегда отличало Галилея. Еще в молодости он понял, что «... явления природы, как бы незначительны, как бы во всех отношениях маловажны ни казались, не должны быть презираемы философом, но все должны быть в одинаковой мере почитаемы. Природа достигает большого малыми средствами, и все ее проявления одинаково удивительны».
В 1586 г. Галилео Галилей публикует описание сконструированных им гидростатических весов, предназначенных для измерения плотности твердых тел и определения центров тяжести. Эта, как и другие его работы, оказывается замеченной. У него появляются влиятельные покровители, и благодаря их протекции он получает в 1589 г.  место профессора в Пизанском университете.
Начав преподавать математику в университете, Галилей оказался перед непростым выбором. С одной стороны — обретшие статус нерушимых догм воззрения Аристотеля, с другой — плоды собственных размышлений и, что еще важнее, — опыта. Аристотель утверждал, что скорость падения тел пропорциональна их весу. Это утверждение уже вызывало сомнения, а проведенные Галилеем в присутствии многочисленных свидетелей наблюдения за падением с Пизанской башни шаров различного веса, но одинаковых размеров, наглядно опровергали его. Это вызвало недовольство сторонников Аристотеля. И Галилей покинул Пизанский университет, уехав в Падую.
 Переход в 1592 г. в Падуанский университет, где Галилей занял кафедру математики, ознаменовал собой начало плодотворнейшего периода в его жизни. Здесь он вплотную подходит к изучению законов динамики, исследует механические свойства материалов, изобретает первый из физических приборов для исследования тепловых процессов — термоскоп, совершенствует подзорную трубу и первым догадывается использовать ее для астрономических наблюдений.
7 января 1610 года произошло знаменательное событие: направив построенный телескоп (примерно с 30-кратным увеличением) на небо, Галилей заметил возле планеты Юпитер три светлые точки; это были спутники Юпитера. Повторяя наблюдения через определенные интервалы времени, он убедился, что спутники обращаются вокруг Юпитера.
Изобретение телескопа позволило обнаружить фазы Венеры и убедиться, что Млечный Путь состоит из огромного числа звезд. Открыв солнечные пятна и наблюдая их перемещение, Галилео Галилей  совершенно правильно объяснил это вращением Солнца. Изучение поверхности Луны показало, что она покрыта горами и изрыта кратерами. Сам Галилей понимал важность сделанных им астрономических открытий. Он описал свои наблюдения в сочинении, вышедшем в 1610 г. под названием «Звездный вестник».
После выхода «Звездного вестника» с посвящением новому Тосканскому герцогу Козимо II Медичи Галилей принимает приглашение герцога вернуться во Флоренцию, где становится придворным «философом» и «первым математиком» университета, без обязательства читать лекции. К тому времени слава о работах Галилея прокатилась по всей Италии, вызывая восхищение одних и яростную ненависть других. Правда, какое-то время враждебные чувства не проявлялись. Более того, когда в 1611 г. Галилео-Галилей  приехал в Рим, ему был оказан восторженный прием «первыми лицами» города и церкви. Он еще не знал, что за ним учреждена секретная слежка.
К 1612 г. нападки противников Галилея усилились. В 1613 г. его ученик аббат Кастелли, профессор Пизанского университета, сообщает ему, что поднят вопрос о несовместимости открытий Галилея со Священным Писанием, причем в числе обвинителей активно выступает и мать герцога Тосканского.
В 1616 г. Галилей поехал в Рим в надежде отстоять свое учение. Но в  марте 1616 конгрегация иезуитов выпустила декрет, в котором объявила учение Коперника еретическим, а его книги запрещенными. Имя Галилея в декрете не было названо, однако частным образом ему было приказано принести покаяние церкви и отказаться от своих взглядов. Галилей формально подчинился приказу и вынужденно изменил тактику. В течение многих лет он не выступал с открытой пропагандой учения Коперника. Хотя открытая защита системы Коперника и была под запретом, не возбранялась форма диалога-диспута. В 1630 г. Галилео-Галилей едет в Рим с готовой рукописью «Диалога о приливах и отливах», где в форме разговора трех собеседников дано представление о двух главных системах мира — Птоломея и Коперника. После двух лет борьбы с цензурой Галилей получает разрешение на публикацию книги. Она выходит в августе 1632 г. во Флоренции под названием «Диалог о двух системах мира — птоломеевой и коперниковой».
Выход книги, весть о которой быстро облетела Европу, вызвал незамедлительную реакцию инквизиции. 23 ноября 1632 г. Галилею предписано явиться в Рим. Несмотря на преклонный возраст и болезнь, его просьба об отсрочке остается без внимания. В феврале 1633 г. Галилея доставляют в Рим и водворяют в тюрьму инквизиции. Допросы, требования отречения, угрозы пыток, и 22 июня Галилео Галилей подписывает отречение и на коленях приносит публичное покаяние. После процесса Галилей объявлен «узником святой инквизиции». Через 10 лет Галилео Галилей умер на вилле Арчетри.

4.4. Философия ХVIXVII вв.: поиск новых способов познания мира
Форма работы: коллективная
Методический прием: ученическая лекция.
Гуманисты:
М. Фичино:
Картина гармонического мироустройства. Поскольку движение от Бога к миру берет начало от Бога — оно именуется Красотой. Поскольку, приходя в мир, движение от Бога охватывает его — оно называется Любовью. Поскольку, возвратившись к своему создателю, движение от Бога к миру соединяется с Богом — оно называется Наслаждением. В прекрасном мироустройстве, где правят Красота, Любовь и Наслаждение, человек выступает как прекраснейшее из божественных творений. Повелевая природой, человек «есть как бы некий Бог.
Пико дела Мирандола:
Человек — это особый мир космоса. Он не обладает собственной (земной, небесной, ангельской) природой. Он должен сделать себя сам в условиях свободного, а стало быть, ответственного выбора. Человек может подняться до заоблачных высот или опуститься ниже скотины. В свободе выбора Пико делла Мирандола видит «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет»
Эразм Роттердамский (Германия)
Теологию должна сменить этика, а философия обязана спуститься с неба на землю. В труде «Похвальное слово Глупости» разоблачается бессмысленность общественных установлений, пороки духовенства, нелепость притязаний на мудрость в условиях, когда пренебрегают законами подлинной любви, милосердия и всеобщего согласия.
Эразм Роттердамский утверждает, что мир прекрасен. Что касается подвига Христа, то его суть в возрождении благости и красоты природы и человека. Эразм видит в христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. Человек должен проникнуться любовью к Богу и людям и выполнить по отношению к ним свой долг любви и милосердия.
Социально-политическая философия
Никколо Макиавелли  (Италия, Флоренция)
Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры.
Обоснованию власти единоличной диктатуры посвящается его работа «Государь», где он прописывает портрет «идеального властелина». Основу государства Макиавелли видит только в силе, не связанной ни традициями, ни моральными нормами. Эффективность власти обеспечивается хорошими законами и хорошим войском. Чрезмерная щедрость государя пагубна. Она порождает у подданных презрение к своему правителю. Нельзя злоупотреблять и милосердием. Государь должен быть в меру жестоким. Это предотвращает самоуправство подданных. Верность, прямодушие и честность — это, скорее, недостатки, чем достоинства. Люди неблагодарны и непостоянны. Они склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность и влечет нажива. Но ни в коем случае государь не должен посягать на чужое имущество, ибо люди скорее простят смерть родителей, чем потерю собственности. Доблесть — это свободная от моральных и религиозных оценок сила и способность к действию; сочетание воли, энергии; стремление к успеху, к достижению поставленной цели.
Жан Боден (Франция)
В работе «О государстве» он отстаивает идеал абсолютной монархии. Не народ, а монарх является «источником права и закона». Но сам правитель должен следовать естественным и божественным законам, должен уважать свободу и собственность граждан; должен обеспечивать порядок в стране и гарантировать  безопасность граждан.
Томас  Мор (Англия)
Т. Мор противопоставляет этический идеал людской общности эгоистическому себялюбию, связанному с существованием частной собственности и господством частного интереса.
Свой этический идеал Т. Мор обосновывал ссылками на Священное писание: ««Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим, и многое провидел Христос, когда снова пытался отвратить смертных от частного интереса к общему»
Нравственный идеал Т. Мора состоит в том, что люди живут для счастья. А «счастье — в получении удовольствий, честных и благородных, в сохранении хорошего здоровья, в отсутствии страха».
Дополнительная информация
Томас Мор происходил из зажиточной семьи лондонского юриста. Первоначальное образование получил в грамматической школе Святого Антония. Тринадцати лет был принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Джона Мортона. В 1492-1494 годах учился в Оксфордском университете, затем по настоянию отца проходил курс юридических наук в школах правоведения Лондона. Одновременно Мор изучал классические языки (латинский и греческий), произведения крупнейших античных и христианских мыслителей (Платона, Аристотеля, Августина). В 1499 году Томас Мор познакомился с немецким  гуманистом Эразмом Роттердамским, с которым его связывали отношения самой тесной дружбы (в доме Мора Эразм написал и ему посвятил свою «Похвалу Глупости»).
Около 1502 года Мор стал адвокатом и преподавателем права. В 1504 и в 1510 гг. был избран в парламент, представляя лондонских горожан.
Находясь с посольством во Франции, Томас Мор приступил к работе над первой книгой «Утопии», которую завершил по возвращении домой. «Утопия» была издана в конце 1516 года в Лувене. В первой ее части содержится анализ социально-экономического положения Англии, острая критика огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английской деревни, нравственного упадка общества; во второй описывается идеальный общественный строй, основанный на началах общности, строй, в котором привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Генрих VIII, оценив «Утопию», назначил ее автора в 1517 году своим советником. В 1518 году Мор, уже королевский секретарь, выполняет дипломатические поручения. С 1521 года заседает в «Звездной палате» - высшем судебном учреждении Англии. В 1523 году с одобрения короля Мор избран спикером палаты общин, а в октябре 1529 года  становится лордом-канцлером Англии.
. В мае 1532 года король Генрих VIII, принявший после конфликта с папой сторону Реформации, заставил английское духовенство подчиниться контролю королевской власти. Отказавшись признать «Акт о верховенстве», провозглашавший короля главой английской церкви, Томас Мор в апреле 1534 года был заключен в Тауэр, а в следующем году обвинен в государственной измене и казнен.
Документы
1.Критика «огораживаний»
«Ваши  овцы,-  отвечаю  я,-  обычно  такие  кроткие,  довольные   очень немногим, теперь, говорят, стали такими  прожорливыми  и  неукротимыми,  что  поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и  города.  Именно,  во всех тех частях королевства, где добывается более тонкая и потому более драгоценная шерсть, знатные аристократы и даже некоторые аббаты,  люди  святые, не довольствуются теми ежегодными  доходами  и  процентами,  которые  обычно нарастали от имений у их предков; не удовлетворяются тем, что их праздная  и роскошная жизнь не приносит никакой пользы  обществу,  а,  пожалуй,  даже  и вредит ему. Так вот, в своих имениях они  не  оставляют  ничего  для  пашни, отводят все под пастбища, сносят дома, разрушают города,  делают  из  храмов свиные стойла. Эти милые люди обращают в пустыню все поселения и каждую пядь возделанной земли, как будто и без того у вас мало ее теряется под  загонами для дичи и зверинцами».
2.Идеальное устройство общественной жизни по Томасу Мору
 «В деревне на всех полях имеются удобно расположенные  дома,  снабженные
земледельческими орудиями. В домах этих живут граждане, переселяющиеся туда по  очереди.  Ни  одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек -  мужчин  и женщин, кроме двух  приписных  рабов.  Во  главе  всех  стоят  отец  и  мать
семейства, люди уважаемые и пожилые, а во главе каждых тридцати  семейств  - один филарх. Из каждого семейства  двадцать  человек  ежегодно  переселяются обратно в город; это те, что пробыли в деревне два года. Их  место  занимают столько же новых из города, чтобы их  обучали  пробывшие  в  деревне  год  и потому более опытные в сельском хозяйстве; эти  приезжие  на  следующий  год должны учить других,  чтобы  в  снабжении  хлебом  не  произошло  какой-либо заминки, если все одинаково будут новичками и несведущими в земледелии. Хотя этот способ обновления земледельцев является общепринятым, чтобы  никому  не приходилось против воли слишком долго подряд  вести  суровую  жизнь,  однако многие имеющие природную склонность к деревенской  жизни,  выпрашивают  себе большее число лет.
…У всех мужчин и  женщин  есть  одно  общее  занятие  -  земледелие,  от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе  путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей  выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но  под  предлогом физического упражнения также и работают.      Кроме земледелия  (которым,  как  я  сказал,  занимаются  все),  каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное. Это обыкновенно или  пряжа шерсти, или выделка льна, или ремесло каменщиков, или рабочих по  металлу  и по дереву. Можно сказать,  что,  кроме  перечисленных,  нет  никакого  иного занятия, которое имело бы у  них  значение,  достойное  упоминания.  Что  же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола, равно как  у  одиноких  и  состоящих  в  супружестве, покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время,  будучи вполне пристойным для взора, удобным для телодвижений  и  приспособленным  к холоду и жаре. И вот эту одежду каждая семья приготовляет себе сама». 
3.Идеальное государственное устройство по Томасу Мору.
 «Каждые тридцать  семейств  избирают  себе  ежегодно  должностное  лицо, именуемое на их прежнем языке сифогрантом, а на новом - филархом.  Во  главе десяти сифогрантов с их семействами стоит человек, называемый  по-старинному транибор, а ныне протофиларх. Все сифогранты, числом двести, после клятвы, что они выберут того, кого признают наиболее пригодным, тайным голосованием намечают  князя,  именно  - одного из  тех  четырех  кандидатов,  которых  им  предложил  народ.  Каждая четвертая часть города избирает одного и рекомендует его  сенату.  Должность князя несменяема в течение всей его жизни, если этому не помешает подозрение в стремлении к тирании. Все остальные должностные лица избираются только на год.
…Уголовным преступлением считается принимать решения по общественным делам помимо сената или народного собрания. Эта  мера, говорят, принята с тою целью, чтобы нелегко было переменить  государственный строй путем заговора  князя  с  траниборами  и  угнетения  народа  тиранией».

Немає коментарів:

Дописати коментар