середа, 12 листопада 2014 р.

Конспект урока для 7-х кл. Всемирная история, церковь в V-XIII вв.



Информационная карточка
Католическая церковь в V-XIII вв.
Вы уже знаете этот  материал! Вспомните его!
496 г. – принятие христианства Хлодвигом. Христианство становится государственной религией Франкского королевства.
756 г. – создание Папского государства при поддержке майордома Франкского королевства Пипина Короткого.
800 г. -  Образование Франкской империи. Папа Римский возлагает императорскую корону на голову Карла Великого. Карл Великий способствует распространению христианства в Европе (саксы, Германия).

Христианское духовенство
Белое
Черное
1.Священнослужители, которые несут служу среди мирян.
2.Диаконы – помощники священников
Монахи (греч.- отшельники) – социальная религиозная группа, члены которой полностью посвятили свою жизнь Богу шли в монастыри, скиты

Это новый учебный материал! Его нужно запомнить!
1054 г. – раскол христианской церкви на католическую и православную
Христианская церковь
Католическая церковь
Православная церковь
Западная Европа (Франция, Германия, Италия, тогда Англия)
Восточная Европа (Киевская Русь)
Византийская империя
Папа Римский
Патриарх Константинопольский




Основание монашеских орденов.
VI в. – Бенедикт Нурсийский основывает орден монахов – бенедиктинцев (отказ от собственности, физический труд, ограничение в еде, отказ от мира)
817 г – реформа ордена, осуществленная Бенедиктом Анианским (замена физического труда на молитвы, богослужение)

Движение за очищение церкви
Х – ХI вв. – «Клюнийское движение» (требования: введение целибата (безбрачие) для белого и черного духовенства; устранение вмешательства светских феодалов в дела церкви)

1059 г.- Латеранский собор.
По инициативе монаха Гильдебранда (будущий папа Григорий VII ) проводится церковная реформа. Отныне после смерти Папы Римского нового Папу избирает конклав кардиналов, а не назначает император Священной Римской империи немецкой нации

1077 г. -  борьба Григория VII с императором Священной Римской империи немецкой нации Генрихом IV.
«Путь в Каноссу» - символ унижения светской власти перед Папой Римский. После отлучения от церкви император Генрих IV был вынужден вымаливать прощение у папы Григория VII (находился в замке Каносса)


ХIII в.- возникновение орденов нищенствующих монахов.
Обязанность: суровое соблюдение обета бедности.
Франциск Ассизский (1181-1226) – сын богача-торговца из итальянского города Ассизи.
Выступил с проповедью бедности, создал орден францисканцев.
Доминик де Гусман (1170-1221) – знатный испанский каноник, создал новый орден для борьбы с еретиками в Южной Франции.

Дополнительная информация:
1. Бенедикт Нурсийский (480–547) – основатель западного монашества.
Бенедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии. Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение, покинул город и поселился в Аффиде (совр. Аффиле) – уединенном местечке в горах. Согласно церковной традиции, в это время ему было около 20 лет
По прошествии некоторого времени Бенедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из соседнего монастыря помогла ему. Монах показал Бенедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился физически и духовно. Люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину.  Правда ничего хорошего из этого не вышло. У Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.
Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.
Около 530 г. зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Бенедикта переселиться на юг, на гору Кассино, где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино. Существовавшее на горе языческое святилище Бенедикт превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство. Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.
Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орден бенедиктинцев, Бенедикт ок. 540 г. составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом всего западного монашества. Умер св. Бенедикт в 547 г. в Монте-Кассино. В 1964 папа Павел VI провозгласил св. Бенедикта покровителем Европы.

Упадок папства в IX—XI вв. Клюнийское движение
Со второй половины IX в. наступает почти двухсотлетний период упадка папства. После раздела Каролингской империи Италия оказалась политически раздробленной. Как феодальный государь папа являлся далеко не самым могущественным среди итальянских феодалов. Будучи не в состоянии подчинить их своему влиянию, он стал орудием, а иногда и жертвой в междоусобной борьбе различных феодальных группировок. Распад Франкской империи временно нарушил еще недостаточно укрепившиеся в предшествующий период связи папства с духовенством в других странах и областях Европы. Этим были отчасти подорваны общеевропейское влияние и финансовая база папства.
Пользуясь упадком папства, крупные феодалы перестали считаться с ним, захватывали принадлежавшие папам земли. После образования при Оттоне I так называемой Римской империи папский престол в течение почти столетия занимали ставленники германских императоров. На местах же церковь все более оказывалась в зависимости от отдельных светских правителей.
Упадок папства способствовал усилению власти епископов и архиепископов, которые превратились в феодальных князей, подчинявших общецерковные интересы своим политическим целям и стремлению к обогащению. Церковь все более «обмирщалась», все дальше отходила от идеала бедности и аскетизма, что подрывало ее авторитет и влияние на массы.
В связи с этим в среде монашества возникло движение, направленное на укрепление морального престижа церкви и ее самостоятельности по отношению к светским властям, на создание сильной церковной организации, в частности на усиление папской власти. Это движение в начале X в. возглавил монастырь Клюни (Французская Бургундия), вскоре ставший центром крупного объединения монастырей.
Возвышением монастырь в Клюни был обязан своему аббату Одону. Одон выступил с критикой проникновения в церковь погони за мирскими наслаждениями: «Надо поднять падающую церковь. Из неё исчезла прежняя дисциплина. В ней много пресвитеров, забывающих о Боге». Забвением Бога Одон называл нарушение монахами обетов бедности и безбрачия. В 931 году папа Иоанн XI подтвердил привилегии аббатства. Среди них особенное место принадлежит данному Одону разрешению принимать под свою власть другие монастыри с целью их реформирования. Папа освободил монахов общежитий, не принявших устава (не «regulares»), запрещающего личную собственность, от повиновения своим аббатам.
К концу XII в. в клюнийскую конгрегацию входило около 2 тыс. монастырей Франции, Германии, Италии, Англии и Испании). Клюнийский аббат подчинялся непосредственно папе: строгий устав исключал подчинение монастырей не только светским властям, но и местным епископам. Он требовал от монахов строгого соблюдения обета безбрачия («целибата»). Клюнийцы выступали также против продажи церковных должностей («симония») и назначения епископов и аббатов светскими государями. Для успеха проповедей в монастырях создавались библиотеки и школы, проникнутые церковным духом. Монахам запрещалось заниматься физическим трудом.
Клюнийское движение использовалось также частью крупной феодальной знати как средство в борьбе против королевской власти и поддерживавших ее епископов, с одной стороны, и против народных выступлений и усиливавшихся в это время еретических движений — с другой. Многие феодальные сеньоры X—XI вв. щедро одаривали клюнийские монастыри землями, сами нередко уходили в эти монастыри и энергично поддерживали клюнийскую реформу.
В 1059 г. на Латеранском соборе в Риме один из главных вождей клюнийского движения монах Гильдебранд (впоследствии папа Григорий VII) добился решения о новом порядке выборов пап: папа должен был впредь избираться кардиналами без вмешательства императоров или других светских властей. В 1061 г. Папой Римским стал ставленник Гильдебранда Александр II (1061-73). После его смерти Гильдебрандт сам был избран кардиналами и вступил на папский престол под именем Григория VII (1073-85). Императору Священной Римской империи Генриху IV было послано только простое извещение об избрании.
Григорий вступил на папский престол, проникнутый идеями о папском всевластии. Усвоив взгляды на папу, как на наместника Христова на земле, Григорий хотел под папским владычеством основать всемирную теократическую монархию. По его представлению, папа должен властвовать не только над духовными, но и над светскими властями. Всякая власть, не исключая и императорскую, считалась им ниже папской. Всякая власть получает свое освящение и свой авторитет от папы. В случае злоупотреблений со стороны духовных и светских властей, папа имеет право лишать их преимуществ, соединенных с их званием, и отдавать эти преимущества кому-либо другому по своему усмотрению. Прежде чем начать осуществление этих идей, Григорию было нужно окончательно устранить влияние светской власти на церковные дела. В 1075 г. он провел на соборе запрещение инвеституры (назначение епископов светскими владетелями – императорами, королями). Было постановлено низлагать тех духовных лиц, которые получили свои должности от инвеституры, а светских владетелей, производящих инвеституры, отлучать от церкви. На том же соборе было запрещено священникам вступать в брак. По мнению Григория, безбрачие духовных лиц лишало их родственных связей с окружающим.
Само духовенство неохотно подчинилось духовной реформе. Особенное возмущение вызвало решение о безбрачии духовенства. Некоторые клирики восставали против папских легатов.
Император Священной Римской империи немецкой нации Генрих IV и продолжал производить инвеституру. Тогда  в 1076 г.  папа вызвал его в Рим на суд. Император с насмешками отослал послов папы и собрал в Вормсе собор германских епископов. Собор, выполняя желание императора, решил, что папе Григорию не следует подчиняться. Генрих объявил, что папа ниспровергает общественный порядок, основанный на двух началах, освященных Божией благодатью — на царской власти и священстве. Папа, смешавший эти два начала, должен уйти, уступив место более достойному.
Но Григория нельзя было запугать или сбить с пути. Папа, в свою очередь, отлучил от церкви Генриха и епископов - участников собора. Генриха IV папа объявил лишенным королевского достоинства и освободил от присяги его подданных. Германским князьям он поручил выбрать нового короля. Против императора вспыхнуло восстание в непокорной Саксонии. Князья, собравшись на сейм в Трибуре, решили, что если Генрих в течение года не получит разрешения от папы, то будет лишен престола. Генрих растерялся.
Зимой 1077 г. он отправился с небольшой свитой в Италию. Папа находился в это время в Каноссе, замке его верной сторонницы, маркграфини тосканской Матильды. Прибыв туда, Генрих не был впущен в замок. Он отправил к папе Григорию послов, которым поручил принести от его имени повинную, выразить согласие на требования папы и выхлопотать снятие отлучения. Папа заставил Генриха дожидаться три дня решения перед стенами замка, в одежд,е кающегося и с босыми ногами, не принимая пищи. Папа простил его, но при условии, чтобы его дело было разобрано германскими князьями на сейме.
Григорий VII добился значительного укрепления авторитета папства и католической церкви. Однако его теократические идеи и планы создания универсальной папской монархии не были осуществлены. Его политика потерпела поражение во Франции и Англии, не увенчалась полным успехом и в Германии. В конце своей долгой борьбы с императором Генрихом IV папа вынужден был даже покинуть Рим и бежать на юг Италии, где и умер.

Великая Схизма
Религиоведы выделяют два этапа в Великом расколе - разрыве отношений между западными (латино-католическими) и восточными (греко-православными) церквами.
Первый этап относится к 867 году, когда произошел конфликт между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. В основе взаимных претензий лежали вопросы догматики и верховенство над христианской церковью Болгарии.
Рассмотрим этот первый этап Большого Раскола более подробно.
Главным вопросом в догматических спорах между Римом и Константинополем был filioque. Никейский Символ веры, принятый на первом вселенском соборе 325 г., Утверждал, что Дух Святой исходит только от Бога Отца, первой ипостаси Троицы. Православная церковь исповедовала этот догмат.
В 589 г. на третьем Толедском соборе Никейский Символ веры был дополнен утверждением, что Святой Дух нисходит и от Бога-Сына. Это дополнение было закреплено при Карле Великом Аахенским синодом в 809 г.. Таким образом, римская церковь начала настаивать на исхождении Святого Духа от Бога-Сына. Православные, отрицавшие filioque, превратились в представлении католиков в еретиков, не считающих Иисуса Христа богом.
Однако особой остроты вопрос об исхождении Святого Духа приобрел в момент борьбы между Римом и Константинополем за политическое первенство в Болгарии.
В 864 г.. крестился болгарский князь Борис. Крещение совершал православный епископ, присланный от Константинопольского патриарха Фотия. В 866 г. христианство в Болгарии стало государственной религией, но князь Борис (в крещении Михаил) пожелал иметь православную национальную церковь, независимую от Византии. Опасаясь, что церковная зависимость от Византии перейдет в политическую, князь Борис в 866 г. обратился в Рим с просьбой прислать ему епископов и священников. Просьба была принята; латинские иерархи вытеснили греков и стали вводить filioque и латинские церковные порядки.
Под предлогом защиты искаженного католиками никейского Символа веры константинопольский патриарх Фотий собрал вселенский собор для суда над папой. Собор состоялся в 867 г .; папа был низложен. Императора Франкского империи Карла II Лысого (840-877 гг.) просили выполнить это решение. Как видим, спор о filioque использовался константинопольским патриархом лишь как инструмент для борьбы за Болгарию.
Конфликт, произошедший в 867 г.., не привел к окончательному разделению православной и католической церквей из-за политических событий. В 867 г. император Византии Михаил III Пьяница, покровитель патриарха Фотия, был убит, а его убийца - Василий I Македонянин, взойдя на престол, немедленно сбросил сторонников убитого и, прежде всего, - Фотия. Патриархом стал противник Фотия Игнатий, зилот, сторонник аскетизма. В том же 867 г. умер папа Николай I. Его место занял более умеренный папа Адриан II (867-872 гг.), с которым было восстановлено церковное общение. В 869 г.. в Константинополе собрался новый собор, на котором уполномоченные папы Адриана II потребовали подписи под папской формулрй отлучение Фотия. Фотий был заключен в тюрьму, а списки собора 867 г.. уничтожены.
В Х - начале XI вв. западный мир охватили междоусобные войны. Западно-Франкское королевство фактически прекратило свое существование из-за слабости последних Каролингов. Францией в начале X в. называлась лишь небольшая область вокруг Парижа, которая принадлежала королю. Другими частями некогда великой державы управляли графы, нередко более мощные, чем король. Варяги (норманны) постоянно беспокоили границы королевства. Особенно страдала Франция при Карле III Толстом (884-887 гг.), который часто откупаться от норманнов данью.
Положение на Западе изменилось только после образования Священной Римской империи германской нации. Существует легенда, согласно которой король Франции Рудольф Бургундский, один из последних Каролингов, умирая, послал Генриху, вождю германского племени саксов, символы власти (мантию, меч и корону). Когда послы привезли королевские регалии, Генрих был на охоте и расставлял силки для птиц. Отсюда и его прозвище - Птицелов. Сын Генриха I Птицелов (919-936 гг.) Оттон I, воспользовавшись трудностями папы Иоанна XII в борьбе с арабами, византийцами и местными итальянскими правителями, настоял на коронации себя в Риме как «императора Августа». 2 февраля 862 г.. Германия была провозглашена «Священной Римской империей». Византийские императоры, которые считали себя преемниками Рима, были возмущены: почему Германская империя должна быть Римской, да еще и Священной? Формально провозглашение означало образования союза, в котором император должен был защищать светским мечом алтарь католической церкви, а папа - духовным мечом - императорский трон. Фактически же все сводилось к тому, что папа стал орудием в руках императора. Так, в 863 г.Оттон I настоял на проведении собора, на котором папа Иоанн XII был низложен. Вместо него во главе  католического мира встал Лев VIII (963-965 гг.) - абсолютно светский человек, рыцарь войска Оттона I.
Конечно, пребывание лиц, далеких от церкви, на папском престоле, грозило беспорядками. Например, после смерти Оттона III в 1002 г. в Италии появилось сразу три папы - Бенедикт IX, Сильвестр III и Григорий VI. В 1024 г. папа Иоанн XIX (1024-1032 гг.) практически согласился за деньги признать за константинопольским патриархом титул «вселенского и всего Востока». Но в католической церкви уже зарождалось клюнийское движение, направленное на очистку церкви. Его сторонником был германский император Генрих III Черный (1039-1056 гг.). По его требованию на папский престол был возведен Лев IX (1049-1054 гг.), также сторонник клюнийской движения. Он запретил симонию (продажу церковных должностей) и брак белого духовенства.
Именно при императоре Генрихе III и папе Льве IX произошел окончательный разрыв церквей.
Папа Лев IX требовал возвращения римской кафедре всех земель, перечисленных в так называемом Константиновом даре, которые находились во власти византийского императора (г.Равенна).
В ответ на эти требования константинопольский патриарх Михаил Керулларий поручил епископу Охридскому (болгарскому) Льву составить послание с перечислением и осуждением латинских нововведений в богослужении. К упрекам, сделанным Фотием в 867 г.., добавились новые. Особенно возмущал православных обычай католиков употреблять во время евхаристии опресноки. Послание было показано кардиналу Гумберту, который перевел его на латынь и показал папе, а тот послал письмо патриарху, требуя объяснений, «как решились произносить приговор над кафедрой, которую не разрешено судить никому из смертных».
В мае 1054 г. в Константинополь прибыли папские легаты: Гумберт, Петр, епископ Амальфи и Фридрих Лотарингский, кардинал и канцлер римской церкви. Гумберт в резких выражениях раскритиковал послание Льва Охридского. Оскорбленный патриарх 15 июня 1054 г. отказался продолжать переговоры. На второй день легаты положили всенародно, во время богослужения, на престол храма св. Софии акт отлучения патриарха. 17 июня 1054  г. они выехали из Константинополя. Тогда Михаил Керулларий созвал собор, который предал легатов анафеме и разослал окружное послание, предостерегая весь Восток от церковного общения с Римом. Михаил Керулларий перечислил все основные пункты разногласий: догмат о филиокве, применение опресноков вместо квасного хлеба при причастии, соблюдение субботнего поста, обычай священников брить бороду, крещение с помощью только одного окропления, без погружения в купель, пренебрежение культом икон, место которых заняло скульптурное изображение Христа и святых. С тех пор во всех восточных церквах перестали поминать папу при богослужении.

Немає коментарів:

Дописати коментар