неділя, 9 листопада 2014 р.

Конспект урока для 11-х кл. Человек и мир.Социум

Домашнее задание для 11-Б кл.
Задание: 1. Выявить присутствующие в статье гендерные стереотипы;
                2. Исходя из жизненного опыта, высказать предположение, в какой ситуации эти стереотипы будут истинными, в какой – ложными.
Статья № 1
Н.И. Козлов
Элитная женщина
Назовем ее – элитная женщина, но будем иметь в виду не светскую элиту с интригами и скандалами, а женщину – воплощение мечты. Кому не нравится название «элитная женщина», вы придумаете свои, более подходящие для вас названия: Идеальная женщина, «Женщина-Королева», «Женщина с большой буквы»?
Да, она красива, красива внешне – но красива почти любая женщина, которая следит за собой, женщина ухоженная и в хорошей физической форме. Не ориентируясь на призывы «будь немного дурочкой» элитная женщина умна, по-настоящему образована, эрудирована, всегда в развитии.
Правда, что мужчины любят дурочек, но полная правда в том, что они любят их недолго, а уважают - никогда. Женщина-королева для своего мужчины может изобразить дурочку, когда это будет уместно и весело, но основной стиль ее поведения и общения - статусность и самоуважение. Не прислушиваясь к лозунгам «отключать голову», она в любой ситуации ведет себя «с головой», она разумна, она прекрасно знает свои цели и у нее развит самоконтроль. Девушкам хочется расслабиться и погрузиться в поток эмоций, но элитная женщина живет не этим. У нее глубокие чувства и яркие эмоции, но она владеет своими эмоциями, а не эмоции ею. Ум элитной женщины - спокойный, но не выключается никогда. …Она знает и свои потребности, и чувствует нужды других людей, умеет на все смотреть отстраненно и видеть далекие перспективы, и одновременно с этим ей близка позиция Ангела: бескорыстная забота о близких и дальних.
Она помнит, сила женщины в ее слабости, но ее сила не только в этом. Она уверена в себе, у нее есть смелость ценить себя и заявлять свои желания, она смеет быть требовательной, умея настаивать на своих законных интересах из списка того, что реально добиться. Она прекрасно знает, что такое формат в отношениях, и никогда не допустит неуважения к себе. Конечно, она лидер, но она умеет делать это так тактично и скорее скрыто, используя в том числе и позитивные манипуляции - так, что мужчина рядом с нею всегда будет чувствовать себя уважаемым и значимым. Она умеет поднимать самооценку людей, поддерживать их лучшие стремления, делать из них людей больших и сильных. За каждым большим человеком стоит она – женщина-королева.
Ее отличают культура, воспитанность и хорошие манеры, а это всегда производит впечатление при близком знакомстве. У нее мягкий голос, правильное произношение, плавность в движениях и красивые мягкие жесты. Королева – это вкус и стиль, что не мешает, а только подчеркивает ее сексуальность и создает правильный фон для ее женского военного арсенала. Она умеет завоевывать мужчин – лучших мужчин!
Женщина-королева всегда в хорошем настроении, тепла и приветлива, и даже в трудных ситуациях для нее характерно сожаление вместо недовольства, нет кошмара, ужаса, истерик и импульсивных реакций, есть выдержка и терпимость, спокойствие и эффективность. Она не играет в страдания и беспомощность, не обвиняет и не оправдывается, она уверенно ведет себя, как автор своей жизни, заряжая людей своей энергией и заражая оптимизмом. У нее живые глаза, общее ощущение от нее – Солнышко.
…Да, она любящая и заботливая, но ее любовь мудра и разборчива. В своей любви она не прилипчива, она умеет быть рядом с мужчиной тогда, когда ему это нужно, но она не та, которая заботится о нем с утра до вечера, не зная в своей жизни больше ничего. Ее любовь и забота - не все содержание ее жизни. Идеальная женщина - это личность, она, помимо заботы о мужчине, имеет собственные ценности и свою большую жизнь - по крайней мере, может иметь. Она не будет влюбляться в неизвестно кого, она обменивает часть своей большой жизни на заботу только о настоящем мужчине. Кстати, только такую любовь мужчины по-настоящему ценят: если женщина в своей жизни не имеет ничего, кроме мужчины, если без мужчины ей все равно делать больше нечего - цена ее заботы невелика.
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_stanovitsya_elitnoy_zhenschinoy
Статья № 2
Элитный мужчина
Показатели элитности - смелость (Наполеон).
Элитный мужчина напорист и умеет ставить перед фактом.
Не каждый мужчина -настоящий мужчина, тем более в сегодняшней культуре, которая становится все более и более женской. Но даже если мальчик был воспитан как следует и настоящим мужчиной стал, он еще не стал лучшим. Обычный мужик может быть вполне настоящим мужчиной: сильный, смелый, решительный, свое не упустит и чужого ухватит, за себя и за свою бабу отвечает, но мужик - не элита. Альфа-самец, настоящий мужчина, уверенно унижающий других самцов и в качестве лидера возглавивший стаю - вожак, но не очевидно элита. Не всякий настоящий мужчина - мужчина элитный.
Сила, смелость, воля и решительность - качества настоящего мужчины. Для элитного мужчины это необходимо, но недостаточно.
Образ элитного мужчины во многом соответствует образу Короля, где статус сочетается с культурой и воспитанностью. Качества, которые отличают элитного мужчину от альфа-самца и от мужиков:
          Разум, интеллект, логика, образование.
          Развитость позиций восприятия.
          Здоров, следит за своей физической формой, жизненная энергия.
          Воспитанность, культура, манеры, обаятелен.
          Имеет статус, занят достойным делом.
          Личность: смелость, индивидуальность, идет своим путем.
          Отцовская теплота и требовательность.
          Самообладание, выдержка, терпимость.
          Мудрость и порядочность.


Курс «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Классы: 11-А, 11-Б кл. Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 112
Тема урока: «Социум (общество
Ожидаемые результаты:
Уважаемые учащиеся! На этом уроке мы с вами должны рассмотреть вопросы:
1.Понятие социума.
2.Общественные отношения.
3. Социальная структура населения
4.Основы стратификации современного общества (на постсоветском пространстве)
После этого урока вы сможете:
·                    Пояснять понятие «социум»;
·                    Пояснять понятия «социальная структура», «социальный статус».
·                    Сравнивать социальную стратификацию в прошлом и в современном обществе.
·                    Критически анализировать такие составляющие стратификации как: верхний средний класс, динамичный средний класс, аутсайдеры, маргиналы, криминалитет.
Тип урока: комбинированный
Литература: Людина і світ. 11 клас. Рівень стандарту та профільний рівень // Назаренко Н. В., Воронянський В. О., Мануйлов Є. М. та ін. - Вид-во: Оберіг, 2012. – 240 с.
При подготовке использовались материалы сайта http://www.grandars.ru/college/sociologiya
Ход урока
I.Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка выполнения домашнего задания.
Форма работы: индивидуальная / коллективная
Метод.прием: устный опрос
Вопросы:
1.Дайте определение понятию «конфликт»
2.Какие источники возникновения конфликтов вы знаете?
3.Какую роль играют конфликты в жизни общества?
4.Назовите известные вам классификации конфликтов.
5.Опишите стили поведения в конфликтной ситуации согласно схеме Томаса.
Проверьте себя!
1.Конфликт (лат. conflictus)   — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.
Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.
К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.
В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.
2. Источники возникновения конфликта
По мнению социологов и психологов (Н.В.Гришина) конфликт вызывается как объективными, не зависящими от его участников, так и субъективными факторами.
К объективным факторам психологи и социологи относят социально-психологическую среду, (различные социальные группы с их специфическими особенностями). Пример: предприниматель заинтересован в высокой прибыли, которая возможна при условии низкой себестоимости производимой продукции; наемный работник заинтересован в повышении заработной платы, что одновременно повышает себестоимость продукции.
К субъективным факторам относится субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация, индивидуальный порог толерантности. Например,  наемный работник, отличающийся высоким уровнем развития волевых качеств личности, активностью, инициативностью, попытается найти себе новую работу с более высоким уровнем заработной платы (стиль избегания), в то время как нерешительный человек изберет стиль приспособления.
3.Место конфликта в жизни общества.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.
Однако современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.
Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Конфликт также может рассматриваться как состояние потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему развитию и, соответственно, как генератор новых структур. В этом определении М. Робер и Ф. Тильман указывают на современное понимание конфликта как позитивного явления.
По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:
          конфликт ускоряет процесс самосознания;
          под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
          способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
          приводит к объединению единомышленников;
          способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
          способствует расстановке приоритетов;
          играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
          благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
          приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
          благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.
4.Классификация конфликтов.
По направленности конфликты делятся на:
1) «горизонтальные» (конфликты, в которых не замешаны лица, находящиеся в подчинении друг у друга); 
2) «вертикальные» (конфликты, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);
3) «смешанные» (в конфликтах представлены и вертикальные, и горизонтальные составляющие).
По значению для группы и организации конфликты делятся на:
1) конструктивные (созидательные, позитивные);
2) деструктивные (разрушительные, негативные).
Конструктивные конфликты приносят делу пользу, деструктивные — вред. От первых уходить нельзя, от вторых - нужно.
По характеру причин конфликты можно разделить на:
1)объективные (порождены объективными причинами);
2)субъективные (порождены субъективными, личностными причинами). Объективный конфликт чаще разрешается конструктивно, субъективный, напротив, как правило, разрешается деструктивно.
По своему социально-психологическому эффекту конфликты делятся на две группы:
          развивающие, утверждающие, активизирующие каждую из конфликтующих личностей и группу в целом;
          способствующие самоутверждению или развитию одной из конфликтующих личностей или группы в целом и подавлению, ограничению другой личности или группы лиц.
По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.
1)Межгрупповые конфликты (сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу). Пример: конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). По мнению психологов, если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, справедливая оплата труда и т. д.).
2) Внутригрупповой конфликт.
Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге»; о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных; уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы. Группа более устойчива к конфликтам, если отношениям внутри группы присущи свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие. Поэтому вероятность внутригрупповых конфликтов выше в незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.
3) Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.
4) Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей и психологическими особенностями межличностных отношений.
5.Межличносное управление конфликтами.
Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений. Различные стратегии поведения в конфликтной ситуации описываются с помощью схемы К.Томаса. В зависимости степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов и степени сотрудничества в удовлетворении интересов других вы можете выбрать стили:
 1.Конкуренция: соперничество, подавление, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
2.Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
3.Избегание: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
4.Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
5.Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Психологи считают наиболее эффективным решение конфликта через сотрудничество. Однако сотрудничество может быть применено в «горизонтальных» конфликтах (вы не являетесь подчиненным) или в «вертикальных» конфликтах, при условии, что ваш руководитель вашей организации придерживается демократического, а не авторитарного стиля руководства. В противном случае вам придется выбирать иной путь решения конфликта.
Стиль компромисса наиболее эффективен в следующих ситуациях:
- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
- вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
- компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения рекомендуется к применению в следующих ситуациях:
- источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
- знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
- у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
- хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
- пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.
Стиль приспособления означает, что вы не пытаетесь отстаивать собственные интересы, начинаете действовать в интересах другой стороны конфликта. Психологи Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас. Поэтому ваша  важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта.

III.Сообщение темы, дидактической цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Форма работы: коллективная
Метод.прием: "Займи позицию"
Уважаемые учащиеся! В чем вы видите идеальное устройство общественной жизни?
Вариант1(равенство): равенство перед законом, равные условия в конкурентной борьбе за "место под солнцем".
Вариант 2 (справедливость): льготы для социально уязвимых слоев населения.
IV.Изучение нового учебного материала.
Форма работы: коллективная
Метод.прием: лекция (вариант: презентация опережающего домашнего задания)
4.1. Понятие «социум».
Социум - совокупность отдельных индивидов и общественные отношения, которыми они связаны между собой. Характеристики социума:
- его члены проживают на определенной территории;
- осуществляют совместную деятельность;
- в социуме обязательно имеет место быть распределение общественных благ;
- как следствие, признаком социума является социальное и производственное разделение труда.
Понятие «социум» по своему значению равнозначно термину «общество». Однако термин «общество» чаще применяется в правовых дисциплинах, в истории, а «социум» - в социологических науках: демографии, социологии, психологии.
Общество
Социум
Под понятием «общество» имеется в виду:
1)исторически конкретный тип общества — первобытное общество, феодальное, современное и т.п.,
2)большая устойчивая общность людей, в своих границах совпадающая с тем или иным государством, например современное американское или российское общество, 3)совокупность общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (индустриальное или постиндустриальное западное общество).
Т.о., в истории общество — целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Его  признаки:
-объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
-у объединения есть собственное название и своя история;
-оно обладает собственной системой управления;
-объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
-его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Социальная реальность
Коллективная жизнедеятельность людей.
С самого рождения человек помимо своей воли оказывается вовлеченным в конкретную социальную реальность, которая во многом лишает его свободы индивидуального выбора и обусловливает его жизнь вплоть до мелочей. Эта распоряжающаяся человеком неодолимая сила и есть общество. Человек обычно проходит долгий путь адаптации, прежде чем научится видеть в обществе себя и понимать свои реальные возможности обратного влияния на общество.
Задача социологии: изучить группы людей (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом эти группы иерархически подчиняются обществу

Как  видим, в современной социологии распространены два понимания «социума»(общество):
А.Социум – это общность индивидов, имеющих единую культурную, экономическую и социальную жизнь. 
Б.Социум представляет собой ту социальную среду, которая окружает каждого человека – наполненную различными взаимодействиями и процессами (не обязательно единую в культурном, экономическом и социальном отношении).
В истории социальной философии существовали также следующие подходы к определению понятия «социум»  (общество):
- общество - результат масштабнейшего договора всего человечества, чье возникновение можно объяснить тем, что ни один индивид не может существовать изолированно от других – будучи сам по себе, он не сможет удовлетворить свои потребности в питании, безопасности, общении и развитии (концепция общественного договора Руссо),
- общество схоже с биологическим организмом, а значит, к процессу его изучения можно применять биологические закономерности (концепция органицизма);
- общество - единая, слаженно работающая социальная система; к процесс ее  изучения  следует применять законы социологии, психологии и других общественных наук (функционалистский подход).
Свойства общества:
1.Автономность - способность общества в рамках границ своей территории и на основе установившихся взаимосвязей его элементов функционировать, не прибегая к внешним влияниям.
К области автономности каждого общества относится собственная система управления, специфические социальные связи и взаимодействие его элементов, внутренняя интеграция большинства существующих на территории общества более мелких социальных общностей.
2.Свойство саморегулирования.
Действительно, автономным, самостоятельным обществом считается такое, которое функционирует, не нуждаясь в постоянном вмешательстве и помощи извне
Свойство саморегулирования социальных систем, вместе с тем означает, что создаваемые людьми институты, организации, предприятия и даже идеологические концепции, как правило, достаточно быстро начинают подчиняться собственным правилам и законам поведения, о которых не думали их создатели. Поэтому для понимания особенностей общественных форм недостаточно знакомства только с документами. Необходимо исследовать и практику. Именно на это и обращает большое внимание социология.
3.Самодостаточность характеризуется тем, что народ, понимаемый как целостное общество, является носителем суверенитета.
Долгое время считалось абсолютным свойство самодостаточности, то есть способности общества развиваться в полной изоляции от соседних. В современном мире подобных абсолютно самодостаточных обществ не существует. Современные общества являются открытыми системами, постоянно обменивающимися с внешним миром товарами, людьми, энергией, информацией, валютой и т. п.
Вопрос лишь заключается в том, как сохранить и умножить сложившиеся в каждом обществе особенности, способствующие эффективному развитию и соответствующие условиям каждой страны. Нельзя забывать, что эти особенности, как правило, сложились в результате длительного опыта и являются важными элементами, обогащающими современную цивилизацию.
4.Социокультурное единство. Это понятие включает общность социальных и политических институтов — государства, экономики, образования, семьи, языка (в большинстве стран это — не только государственный, но и язык общения). Сюда же следует отнести и осознание принадлежности к обществу, аналогичность многих моральных ценностей, образцов поведения и менталитета.
Социокультурное единство не создается искусственно, а возникает в итоге длительной эволюции, накапливаемого общественного опыта и складывающихся традиций.
Основные сферы общественной жизни
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Каждая сфера включает в себя:
-определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
-социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
-сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
1.Социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
2.Экономическую (производительные силы, производственные отношения)
3.Политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
4.Духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты.

На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.
Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.
Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
-политические организации и институты — общественные движения, партии, гражданство, органы публичной власти: органы государственной власти иместного самоуправления;
-политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
-политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом  (выборы и др.);
-политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность.
Отметим, что в масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране.
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
-религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
-мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
-искусство — художественное освоение мира;
-наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
-образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.  Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных.
Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
Социальная структура общества.
Естественное и социальное неравенство людей выступает причиной, основой социального расслоения, формирования определенной структуры общества.
Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными.
Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Однако в человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.
Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса, престижа, образования.
Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).
В социологии существует несколько подходов к рассмотрению причин возникновения социального неравенства. Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Оценка роли частной собственности в социальном расслоении общества привело К.Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.
В ХХ в. в социологии стал распространять функционализм, согласно которому функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Некоторые из видов жизнедеятельности общества являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций. Таким образом, согласно функционалистскому подходу социальное неравенство полезно.
Расположение социальных слоев на иерархической лестнице представляет собой социальную структуру общества, или социальную стратификацию. Социальная структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования.

4.2. Понятие и критерии социальной стратификации
Социальная стратификация (ог лат. stratum — слой + facere — делать) -дифференциация людей в обществе в зависимости от доступа к власти, профессии, дохода и некоторых других социально значимых признаков.
Понятие «стратификация» было предложено социологом  Питиримом Сорокиным (1889- 1968), который позаимствовал его из естественных наук, где оно, в частности, обозначает распределение геологических пластов. П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:1)экономическую (по критериям дохода и богатства); 2)политическую (по критериям влияния и власти); 3)профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).


Страты - группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве.
 Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Разновидностями страт можно считать классы, сословия и касты, которые мы изучали на уроках истории.
Социальная стратификация отражает наличие неравенства в обществе. В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:
-доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);
-богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных денег, движимого или недвижимого имущества;
-власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.);
-образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения;
-престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.
В зависимости от типа стратификации социологи различают закрытые и  открытые общества. Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие  либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены. Закрытые общества характеризуются такими типами  стратификации, как рабство, касты, сословия. Открытые общества характеризуются таким типом стратификации, как классы.
Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное (рабы  используются как домашние слуги) и классическое (преобладание труда рабов в экономике: сельском хозяйстве, ремесленных мастерских). Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.
Касты (от португ. casta — род, поколение, происхождение) — закрытые общественные группы, связанные общим происхождением и правовым статусом. Членство в касте определяется исключительно рождением, а браки между представителями разных каст запрещаются. Наиболее известна кастовая система Индии, изначально основанная на разделении населения на четыре варны (на санскрите это слово означает «вид, род, цвет»). Согласно преданию, варны были образованы из разных частей тела Брахмы.
-Брахманы –созданы из уст Брахмы; жрецы.
-Кшатрии – созданы из рук Брахмы; воины и правители.
-Вайшьи – созданы из бедер Брахмы; крестьяне и торговцы.
-Шудры – созданы из ступней Брахмы; слуги
Сословия - социальные группы, чьи права и обязанности, закрепленные в праве и традициях, передаются наследственным образом. В Европе XVIII-XIX вв. существовали следующие сословия:
-дворянство — привилегированное сословие из числа крупных землевладельцев и выслужившихся чиновников (титулы: князь, герцог, граф, маркиз, виконт, барон и т.д.);
-духовенство — служители церкви;
-купечество — торговое сословие;
-крестьянство — земледельцы, занятые сельскохозяйственным трудом как основной профессией;
-мещанство — городское сословие, состоящее из ремесленников, мелких торговцев и низших служащих.
В некоторых странах выделялось военное сословие (например, рыцарство). В Российской империи к особому сословию иногда относили казачество. В отличие от кастовой системы браки между представителями разных сословий допустимы. Существовали процедуры перехода из одного сословия в другое (например, во Франции ХVII в.  - покупка дворянства купцом).
Классы (от лат. classis — разряд) — большие группы людей, различающиеся по их отношению к собственности. Немецкий философ, основатель коммунистического учения Карл Маркс (1818-1883) указывал, что в основе выделения классов лежат отношения собственности. Ее наличие определяет положение членов классов — угнетенное (нет собственности) или угнетаемое (есть собственность):
-в рабовладельческом обществе такими были рабы и рабовладельцы;
-в феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне;
-в капиталистическом обществе — капиталисты (буржуазия) и рабочие (пролетариат);
-в коммунистическом обществе классов не будет.
В современной социологии часто говорят о классах в самом общем смысле — как о совокупностях людей, имеющих сходные жизненные шансы, определяющиеся доходом, престижем и властью. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:
1.Высший класс:      
1.1.Высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа).
1.2.Низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные кланы).
2.Средний класс:
2.1.Высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства).
2.2.Низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»).
3.Низший класс:
3.1.Высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом).
3.2.Низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).
При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.
Нижний низший класс — это группы населения, которые в силу разных причин не вписываются в структуру общества. Фактически их представители исключены из социально-классовой структуры, поэтому их также называют деклассированными элементами. К деклассированным элементам относятся люмпены — бродяги, нищие, а также маргиналы — те, которые лишились своих социальных характеристик и не приобрели взамен новой системы норм и ценностей, например безработные - бывшие рабочие заводов, лишившиеся работы из-за экономического кризиса.
В развитом обществе западного типа социальная структура напоминает овал с развитой центральной частью и относительно невысокими полюсами высшего и беднейшего класса; в слаборазвитом обществе — это треугольник с вогнутыми сторонами, имеющий широкое основание; в тоталитарных обществах — сплющенная пирамида, с многочисленным слоем трудящихся и незначительным — политических деятелей.
На Западе чаще всего встречается следующая вертикальная стратификация:
1.Высший класс профессионалов, администраторов.
2.Технические специалисты среднего уровня.
3.Коммерческий класс.
4.Мелкая буржуазия.
5.Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции.
6.Квалифицированные рабочие;
7.Неквалифицированные рабочие.
Однако уникальность профессиональных задач еще не охватывает всех задач включения в средний класс. Основанием для выделения данной группы в отдельный общественный класс служит уровень дохода и экономического достатка. К этому можно добавить образ жизни, характер защиты своих интересов и роль в общественном развитии вообще.

Средний класс в современном обществе

Основную часть современного развитого общества составляет так называемый средний класс, который выделяется по целому ряду признаков. В настоящее время в этот класс включают традиционные слои частных собственников, т. е. представителей мелкого и среднего бизнеса, большую часть фермеров, а также новые средние слои, которые составляют интеллектуалы, инженерно-технические работники, административный персонал, служащие, высококвалифицированные рабочие, работники сферы обслуживания. В США и в Западной Европе средний класс составляет 60-70% населения.
Причиной появления среднего класса во второй половине ХХ в. стала научно-техническая революция. В результате научно-технического прогресса появилась нужда в высококвалифицированных рабочих, научном, управленческом персонале, выполняющих интеллектуальные по своему содержанию функции («белые воротнички»).
Качественные критерии среднего класса сводятся к уровню доходов, стандартам потребления, уровню образования, владению материальной или интеллектуальной собственностью, способностью к высококвалифицированному труду. Вместе с тем важной характеристикой среднего класса выступает система норм социального поведения и самочувствия: готовность к инновациям в сфере профессионального труда, уравновешенные социальные ориентации, готовность к социальному диалогу, способность к самоорганизации, чувство социальной идентичности. Удельный вес средних слоев в развитых странах составляет ныне 60-70% населения, а нижние и верхние слои (бедные и элитные группы) значительно уступают среднему классу по численности.
Функции в обществе.
Средний класс — основа стабильности высокоразвитых стран. Потребительские запросы среднеобеспеченных слоев населения во многом определяют развитие экономики.
Средний класс — основной хранитель общественных отношений, носитель господствующей идеологии, всей системы ценностей. Представляя собой как бы экономическую и социально-политическую медиану общества, средний класс стратегически нацелен на сохранение сложившегося статус-кво и поэтому служит основой общественного и политического консенсуса.
Средний класс придает современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве динамизирующего фактора, стимулируя социокультурные изменения и инновации. Вместе с тем появляются данные, что в начале XXI вв. средний класс развитого общества начинает утрачивать некоторые свои преимущества: снижается уровень его обеспеченности, его численность становится меньше.
На постсоветском пространстве социологи предлагают считать нормальным доход примерно в 2,5 прожиточных минимума на человека. Однако, если ориентироваться на мировые критерии, то благосостояние среднего класса должно быть выше. У семей представителей среднего класса должны быть соответствующие квартиры, дома, машины, значительные сбережения, возможности комфортабельного отдыха с лечением, в том числе за границей. По оценкам  социологов такие лица в постсоветских странах составляют до 9 % от общей численности населения. Но и эта цифра может считаться завышенной, поскольку многие причисляют себя к среднему классу не по доходам, а «по самоощущению» (имеют высшее образование, преподают в университете, пользуются уважением в обществе).
Более основанными кажутся выводы тех социологов, которые считают, что на постсоветском пространстве сложилась социальная структура, характерная для слаборазвитых государств, где нет среднего класса, а социальная структура размыта и теряет стратификационный характер.

4.3. Социальная структура общества в постсоветских государствах.
Основные этапы формирования социальной структуры общества:
1.Социальная структура общества начала ХХ в. Наследие Российской империи.
2.Изменения в социальной структуре общества в 30-50-х гг. ХХ в.
3. Изменения в социальной структуре общества в 60-80-х гг. ХХ в.
4. Изменения в социальной структуре общества в 90-х гг. ХХ в.
1.Наследие Российской  империи.
Накануне революции 1917 г. Российская империя оставалась крестьянской страной (из 165 млн человек населения 75% работоспособной части занималось сельским хозяйством). Однако  за вторую половину ХIХ в. ее городское население страны выросло втрое — на 16 млн человек.
Помимо крестьян работоспособная часть населения в то время распределялась по разным сферам хозяйства следующим образом: около 10% трудилось в обрабатывающей промышленности и в сфере ремесел; около 5 — в сфере торговли; 4,5 — в личном услужении и на частной службе; 1,6 — на работах, связанных с транспортом, почтой, телеграфом; 0,75% — на государственной и общественной службе.
В зависимости от организации труда и наличия частной собственности наиболее распространенной фигурой работника был мелкий товаропроизводитель — крестьянин-общинник, ремесленник, кустарь. Наемный рабочий, свободно предлагающий свою силу к продаже, — это явление накануне революции 1917 года недостаточно распространенное (удельный вес рабочих в структуре занятых — 9,3%).
В конце XIX — начале XX в. в Российской империи происходило становление буржуазно-предпринимательских слоев. Слой крупной и средней буржуазии, а также землевладельцев в городе и на селе составлял 16,3% от населения страны, а только крупная буржуазия и землевладельцы — всего 2,5%. Наиболее крупными собственниками оставались царь и правительство.
Анализ доходов разных групп населения Российской империи свидетельствует о том, что по уровню благосостояния общество было крайне поляризовано. Из 165 млн человек лишь 696,7 тыс. имели ежегодный доход свыше 1 тыс. руб. (например, доход крупного заводчика составлял 210 тыс. руб. в год). Остальная часть населения имела доход от 0 до 1 тыс. руб. Среднегодовая заработная плата чернорабочего составляла 238 руб., поденного рабочего у помещика и того меньше — 56- 63 руб.
В то же время в рамках старого режима мощно проявились тенденции формирования новых массово-демократических форм жизни. Представители «новой демократии», или «разночинцы», могли быть  телеграфистами или писарями, приказчиками или студентами, «спускающимися» в народ. Постепенно с разночинством начал сливаться верхний слой пролетариата, крестьянства, прежде всего честолюбивая молодежь.
Придя к власти в октябре 1917 г., большевики унаследовалй эту, по существу, объективную, тенденцию формирования «новой демократии» и отменили прежнее сословное деление общества.

2.Социальная структура советского общества в 30-50-е гг.  ХХ в.
В советском обществе фактически сводилась к нулю роль имущественных критериев дифференциации, поскольку частная собственность на средства производства упразднялась. Вместо разнообразных форм индивидуальных доходов вводилась фиксированная заработная плата разным категориям работников на государственных предприятиях.
Новым в стратификации советского типа следует признать резкое возрастание роли государственных властных полномочий и тесно связанной с этим и во многом новой для мировой практики системы организации труда. В основном посредством рычагов управленческого регулирования происходило перемещение рабочей силы из деревни в город, из одних отраслей — в другие.
В ходе гражданской войны, в процессах коллективизации, индустриализации в обществе постепенно сокращались в численности, а затем и вовсе перестали существовать слои, которые развивались в течение нескольких столетий, — дворяне, купцы, мелкие и крупные собственники. Сущность и функциональная значимость других социальных единиц (крестьян, ремесленников) претерпели значительные изменения. Ряд социальных классов и слоев (рабочие, военные, чиновничий аппарат) получили мощный стимул к численному росту и повышению своего статуса. Начиная с 1930-х гг. быстро увеличивалось число работников интеллектуального труда — ИТР, врачей, учителей, работников науки и культуры; правда, при этом существенно снижалась роль юристов, правоведов, банковских работников.
Историческая объективность требует признать, что советская модель организации труда и социальных связей позволила решить многие задачи модернизационного плана, которые не удавалось осуществить в условиях самодержавно-имперской модели. В этот период были интенсифицированы процессы урбанизации, и в короткие (по историческим масштабам) сроки завершен первый этап индустриализации, началось интенсивное освоение северных и восточных территорий. В то же время была разрушена традиционная  культура  крестьянства.
Таким образом, социологи считают, что социальная структура советского общества 1930-1950-х гг. характеризовалась рядом признаков:
-политическое регулирование социальной структуры;
-слабое разделение труда и недостаточная дифференциация социальных ролей;
-уравнительная оплата труда;
-неадекватная шкала ценностей и поощрений, на которой были наиболее значимыми признаки лояльности (происхождение, партийность);
-слабая правовая защищенность гражданина и работника; почти полное отсутствие прав защиты собственника, потребителя, пользователя.
По мнению американского социолога А. Инкелье модель советского общества должна включать в себя девять слоев:
-Первый слой — правящая элита: руководители партии, правительства, высшее военное руководство, высшие чиновники; представители этого слоя обладают фактически неконтролируемой властью, огромными возможностями умножать свои материальные доходы, социальные привилегии; они неподвластны судебно- правовым санкциям;
-Второй слой — высший слой интеллигенции: видные ученые, известные художники, обладатели престижных наград; у них власти намного меньше, чем у представителей первого слоя, но материальные вознаграждения значительны; условия труда и быта благоприятны, имеется целый ряд привилегий по сравнению с рядовыми гражданами; они могут рассчитывать на определенное послабление правовых санкций;
-Третий слой — аристократия рабочего класса: ударники пятилеток, стахановцы, зачинатели пропагандистских движений; они имеют высокую заработную плату, для них создаются особые условия труда, быта, они обладают высоким престижем в обществе; однако представители этого слоя, как и более низших слоев, не могут рассчитывать на послабление правовых санкций или правовую защиту;
-Четвертый слой — интеллигенция, управленцы среднего звена, руководители средних предприятий; их заработная плата и доходы позволяют поддерживать средний уровень жизни;
-Пятый слой — мелкие управленцы, бухгалтеры, служащие; они обладают средним уровнем образования, их заработная плата едва позволяет придерживаться достаточно низких нормативов среднего уровня жизни;
-Шестой слой — преуспевающие работники передовых колхозов и совхозов; они отличаются тем, что имеют льготные условия труда (сельскохозяйственная техника, удобрения, помощь городских рабочих и т. п.), у них не самая низкая заработная плата, которая вместе с доходом с приусадебного участка позволяет сохранять приличный уровень жизни;
-Седьмой слой — средне- и малоквалифицированные работники в городах; их условия жизни и уровень материального благосостояния весьма скромны;
-Восьмой слой — средние слои крестьянства; для них характерны тяжелый физический труд, низкая заработная плата, отсутствие комфортного отдыха;
-Девятый слой — армия заключенных трудовых лагерей.

3.Социальная структура советского общества в 60-70-е  гг.ХХ в.
Если в середине 1950-х гг. советское общество еще сохраняло серьезные свидетельства низкого жизненного уровня основной массы населения и поляризации на основную часть низкообеспеченных слоев и малочисленных слоев с более высоким жизненным уровнем, то в 1970-х гг. статистические данные свидетельствовали о повышении уровня жизни больших групп населения. Происходило более равномерное распределение важнейших материальных благ: заработной платы, доходов из других источников, обеспеченности жильем и других потребительских услуг, в том числе культурных (образования, квалификации, массовой информации).
В этот период сформировался стандарт образа жизни среднего члена советского общества. Его субъект — горожанин либо в первом, либо во втором поколении со средним общим, средним специальным или высшим образованием, работающий на государственном предприятии или в учреждении. Он — семейный человек с одним или двумя детьми. Основу благосостояния семьи составляет заработная плата ее взрослых членов, заметно пополняемая социальными льготами и выплатами из общественных фондов потребления. Членам семьи доступен целый ряд жизненных и культурных благ: обучение детей (от школы до вуза и аспирантуры), медицинское обслуживание, организованный отдых, освоение культурных ценностей. Семья имеет двух- или трехкомнатную квартиру со стандартным набором мебели и электробытовых приборов.
Вместе с тем жизненный стандарт среднеобеспеченных слоев советского общества едва ли можно считать устойчивым; их статус имел постоянную тенденцию к обесценению. Так, запросы среднеобеспеченной семьи росли быстрее, чем возможности удовлетворить их в рамках господствовавшей системы отношений. Поэтому семья использовала все возможности для увеличения материальной обеспеченности как посредством труда (через личное подсобное хозяйство, дополнительный заработок), так и за счет служебного положения, помощи родственников, переплаты за нужные услуги, перепродажи дефицитных товаров.
Наряду с этим в сфере производства резко снижалась эффективность существовавшей системы стимулирования труда. В частности, уменьшался разрыв между вознаграждением высококвалифицированного и низкоквалифицированного труда. Значительная часть людей стала обращаться к несанкционированным способам удовлетворения своих потребностей — покупать с переплатой товары и услуги, подрабатывать в свободное время ради увеличения дохода и т. п.
Все эти процессы вели к тому, что социокультурное расслоение советского общества в 1970-1980-х гг. приобретало еще большую определенность. Факторы (происхождение, прошлые заслуги), еще недавно влиявшие на социальную дифференциацию, постепенно утрачивали значение. Разделительные функции все больше переходили в сферы: область доходов, собственности, связи с зарубежными производителями.
К 1980-м гг. модель общественного развития, основанная на государственной собственности, в основном исчерпала свои потенциальные возможности для эффективного действия: она оказалась неспособной к саморазвитию. Невозможность централизованно контролировать усложнившиеся хозяйственные связи привела к тому, что в сфере производства и услуг начал складываться скрытый рынок связей, на котором можно было обменять или получить многое — материальные ресурсы, должности, услуги, право не соблюдать закон. Такой рынок стимулировал процессы расслоения, однако осуществлял это в скрытой форме.

4.Изменения в социальной структуре общества на постсоветском пространстве в 90-е гг.ХХ в.
Новый этап стратификационных процессов начался в 1990-е гг., когда общество после распада СССР ступило на стадию поиска новых форм социальной организации и ценностных ориентаций жизнедеятельности. После длительного перерыва была предпринята попытка восстановить в хозяйственной сфере отношения рыночного типа.
В течение 10-15 лет на постсоветском пространстве на законодательной основе был сформирован негосударственный сектор экономики. На конец 2001 г. ведущими формами собственности в сфере производства являлись: частная, государственная и коммунальная, смешанная, с иностранным.
В этот период сформировались профессиональные группы, занятые новыми видами деятельности, связанными с рыночными отношениями, — работники рекламы, менеджеры акционированных и частных предприятий, специалисты в области современных банковских операций и ценных бумаг и др. Вместе с тем подавляющая часть занятого населения страны продолжала принадлежать не к собственникам, а к наемному персоналу.
На постсоветском пространстве особую специфику приобрел процесс формирования нового слоя предпринимателей. Двумя характеристиками, на основе которых можно отнести к этому слою, ученые считают: 1)деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли; экономическая свобода, 2)наличие прав и обязанностей, связанных с самостоятельным принятием решений и личной ответственностью за результаты хозяйствования.
В целом перераспределение государственной собственности, формирование рыночных отношений оказало на процессы социальной стратификации противоречивое воздействие. С одной стороны, в общественном производстве стали зарождаться новые стимулы труда. Перед активными работниками возникло немало возможностей открыть собственное дело, сделать карьеру. Особенно благоприятные условия для этого складывались в разных сегментах сферы услуг, в организации досуга. С другой стороны, данные процессы сопровождались целым рядом деструктивных явлений, которые деформировали социальную структуру. Например, между развитием столичного и остальных регионов постсоветских стран обозначилась угрожающая диспропорция в степени концентрации трудовых ресурсов, объеме финансовых потоков, уровне жизни населения. На жизнедеятельность разных слоев общества негативно повлиял высокий уровень криминализации. Но особенно острым стало размежевание социальных сил общества, резкое расслоение групп по доходам и образу жизни. По уровню жизни исследователи выделяют в постсоветских стратах такие страты, как нищие, бедные, малообеспеченные, среднеобеспеченные, обеспеченные, состоятельные. Расслоение по доходам привело к тому, что динамика доходов 10% наиболее состоятельных групп резко возросла по сравнению с доходами 10% наименее состоятельных групп, а разрыв между этими доходами стремительно увеличивался в 1990-е и 2000-е гг. Падение уровня жизни основной части населения сосредоточивает внимание огромных масс людей на проблемах выживания, резко сокращая время на отдых, встречи с друзьями. Для многих слоев и групп населения остается недоступным проведение отдыха посредством организованного сервиса, а также посещение культурных учреждений, досуговых центров, покупка книг и журналов.
Оценивая процессы стратификации в российском обществе за последние 10-15 лет, следует констатировать, что они приобрели для граждан постсоветских стран социально- и культурно-деформированный характер. Вместе с тем необходимо признать, что эти процессы разворачиваются в переходных условиях и в целом имеют неустойчивый характер. Присущие им на том или ином отрезке времени признаки трансформируются, многие из них исчезают как не выдержавшие испытание практикой.

Немає коментарів:

Дописати коментар